Урок 5. психология развития и возрастная психология
О чем говорят психологи
Растиражированное в современных книгах по популярной психологии понятие «психология личностного роста» подменяет понятие «саморазвитие». Психологи считают, что непосредственно личностный рост имеет опосредованное отношение к развитию личности, хоть эти процессы и взаимосвязаны. Они утверждают, что развитие – это качественные изменения, а рост – количественные. Рост происходит внутри человека, укрепляя его внутренний стержень (синонимом будет слово «духовно»), а развитие можно получить извне с помощью обучения, тренировок, освоения новой деятельности.
Теория психологии личностного роста была создана американскими психологами Маслоу и Роджерасом, разработавшими гуманистическую концепцию, которая и послужила толчком к дальнейшим научным изысканиям, причем в самых разных психологических направлениях.
Однако в нашей статье мы поговорим о широком (и более расхожем) понятии роста, оно же личностное самосовершенствование, так как именно это значение стало наиболее близким широкой аудитории.
Развитие
Намного лучше значение слова «личностный рост», раскрывают термины «развитие» и «саморазвитие». Они оправданны и актуальны.
Вы определяете чего конкретно вам не хватает для полноценной жизни, начинаете вести активную работу по усовершенствованию, но оцениваете себя не по категориям «плохой до» и «хороший после», а полноценно развиваетесь в соответствии со своими пожеланиями.
Могу посоветовать вам книгу, ставшую бестселлером «7 навыков высокоэффективных людей» Стивена Кови. Она поможет понять в каком направлении вам двигаться.
Ну а если вас заинтересовала психология, то изучайте ее с Полом Клейнманом «Психология. Люди, концепции, эксперименты». Простым языком в ней описаны не только популярные теории культовых личностей, вы найдете массу экспериментов, которые повлияли на развитие науки в целом.
До новых встреч и не забывайте подписываться на рассылку.
Гармонизация целей и принципов
Личностный рост нравственной личности предполагает не только развитие нравственных качеств, но и достижение своих целей без ущерба другим.
Поэтому цели и методы их достижения всегда необходимо гармонизировать между собой. С чего начинается гармонизация целей разберем на примере ниже.
Пусть человек решил открыть свой бизнес, то есть это его цель. Но при этом он должен помнить и придерживаться принципов, то что он делает это в первую очередь для людей
Важно развивать не только рекламу, но и делать свой продукт более качественным. Важно не обманывать покупателя, а стараться предложить ему действительно нужные и хорошие вещи
Важно заработать деньги, но этого нельзя делать за счёт обмана покупателей.
Если предприниматель продаёт продукты, то не надо переправлять срок годности на просроченных товарах. Если предприниматель продает одежду, то не надо наклеивать этикетки от известных производителей и торговать подделкой.
Сама идея, какой бизнес открыть, тоже должна соответствовать принципам. Сделать фирму-однодневку, которая соберёт деньги на проект, а потом исчезнет тоже бизнес. Но личностный рост, тем более, если говорить о нравственной личности, тут совершенно ни при чём.
Старайтесь в любых своих начинаниях развиваться не только обретая новые навыки, но и заботясь об улучшении своего характера и нравственности. Тогда можно стать действительно развитой личностью.
Молодость
Молодость (20-25 лет), начало взрослой жизни. Это период возникновения любви, привязанностей, создания семьи и самостоятельной жизни. В этот период возникает потребность в интимной близости, причём всесторонней, не только на физическом уровне.
Важно наличие взаимных чувств и уважения в отношениях, научиться сливаться с любимым человеком без потери своей идентичности. Человек учится построению межличностных отношений
Если не удаётся обрести этот баланс в отношениях с противоположным полом, то появляется чувство одиночества.
Большое значение в данном периоде оказывает на человека чувство — любовь, которое рассматривается, как доверие к партнёру, верность при любых обстоятельствах, забота о ближнем. Все этапы развития личности необходимо пройти вовремя — «Блажен, кто смолоду был молод…» (А.С. Пушкин), хотя бывает, что развитие идёт с опозданием, и это вполне нормально.
Отличие физического и духовного развития.
Человек способен развиваться в нескольких направления:
- Физически;
- Интеллектуально;
- Духовно.
Первые два способа подразумевают развитие тела и психики. Третий относится к сфере ментального совершенствования. Основные различия между ними связаны с истощаемостью ресурсов. Развитие тела и разума сочетается с энергозатратами, которые приходится компенсировать в периоды отдыха. Соответственно, ходить в спортзал, либо читать книги следует только в те моменты, когда организм полон сил и энергии. В отличие от этого, духовное развитие только усиливается по мере его применения. Чем больше человек совершенствует свои морально-волевые качества, тем сильнее они становятся, тем крепче будет его вера в свои убеждения и принципы.
Духовное развитие – высший этап совершенствования, который, как правило, начинается после успешного прохождения человеком остальных стадий развития личности. Не стоит думать, что духовность мешает социализации человека. Наоборот, она помогает занять достойное место в обществе, предлагая правильные ценности и приоритеты.
Развитие – это важный компонент существования материи, в любых ее формах и проявления. Процесс усложнения структуры присущ всему, от атомов до галактик. Разумные существа, единственным известным примером которых можно считать человека, способны к осмысленному развитию, что поднимает этот процесс на качественно более высокий уровень.
Что такое развитие?
Развитие — это переход на качественно новый уровень. Оно присуще любой форме существования материи. Более того, сами эти формы — результат эволюции Вселенной. На стыке науки и философии принято говорить о таких этапах самоорганизации материи:
- Механический – пространство;
- Физический – поля и атомы;
- Химический – молекулы;
- Биологический – живые организмы;
- Социально-общественный – человеческое общество.
Развитие имеет место на каждом из этапов. Развивается Солнечная система, усложняются химические соединения, эволюционируют живые существа, совершенствуется человек, наблюдается исторический прогресс общества.
Основной механизм – накопление количественных изменений, которые приводят к качественному скачку. Об этом еще говорил известный немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель.
Например, переход воды в пар. Когда она достигает температуры кипения, постепенно появляется все больше активных молекул, которые испаряются из жидкости. В живой природе примером развития можно считать эволюционные изменения. Они возникают в ответ на определенное количество накопившихся полезных мутаций. Таким образом, из яйца динозавра когда-то впервые вылупилась птица.
Можно провести параллели и с жизнью человека. Постепенно он приобретает умения, знания и опыт, которые позволяют перейти на качественно новую ступень. Так, начинающий боксер, в случае проявленного усердия, со временем становится чемпионом области, страны, а впоследствии, возможно и мира. Но в отличие от предыдущих форм существования материи, человек обладает разумом и волей. Поэтому, развитие человека – это более сложный процесс, который дополнен осмыслением и возможностью выбора.
Этапы развития человека.
Имеют место биологический и социальный аспект. В первом случае, речь идет о развитии человека, как живого организма с прохождением всех этапов от зачатия, рождения, жизни и до смерти. Второй случай подразумевает социализацию личности. Кроме того, человек склонен заниматься саморазвитием, выбирая то направление, которое ему действительно интересно. Рассмотрим все случаи детально.
Психофизиологическое развитие человека.
В процессе своего развития человек проходит ряд закономерных этапов (физиологических и психологических):
- Внутриутробный период – появление всех систем и органов;
- Младенческий возраст – от рождения до 1 года жизни;
- Ранее детство – от года и до трех лет;
- Дошкольный период – в среднем до 7 лет;
- Младший школьный возраст – от 7 до 12 лет;
- Подростковый период – до 15 лет;
- Юность – до 19 лет;
- Молодость – охватывает период от 19 до 35 лет;
- Взрослость (зрелость) – 35-60 лет;
- Старость – от 60 лет.
Если внутриутробное развитие человека – сфера эмбриологии, то дальнейшая жизнь внимательно изучается психологами и физиологами. Так большой вклад в понимание формирования личности в различные периоды развития человека внесли психологи: Павел Петрович Блонский, Лев Семенович Выготский, Эрик Хомбургер Эриксон, Данил Борисович Эльконин, Алексей Николаевич Леонтьев.
По представлениям психоанализа, сформированным Зигмундом Фрейдом, в своем формировании человек зависит от зон, вызывающих наибольшее удовольствие в конкретный период жизни. Согласно этим взглядам, существуют такие стадии развития человека:
- Оральная – от рождения и до полутора лет, когда рот выступает основным способом удовлетворения органических потребностей;
- Анальная – период от 1,5 до 3,5 лет, когда ребенок учится контролировать процесс испражнения;
- Фаллическая – возраст от 3,5 до 6 лет, когда происходит идентификация половой принадлежности;
- Латентная – период от 6 до 12 лет, проявляющийся в снижении половой активности;
- Генитальная – переходный возраст, который выражается в формировании зрелых сексуальных отношений.
Поскольку человек – явление биосоциальное, то психология развития не может основываться только на физиологических особенностях индивидуума. Важную роль в формировании человека играет и становление его личности.
Этапы развития личности.
Совершенствование духовной сферы человека, его стремления к самопознанию и выбору своего призвания, можно сопоставить с Пирамидой потребностей Абрахама Маслоу. По этому подходу, развитие человека, как личности, движется в следующем направлении:
- Физиологические потребности – еда, питье, секс;
- Потребность в безопасности – желание быть защищенным;
- Потребность любви и дружбы – социализация;
- Стремление к уважению – признание, одобрение, почитание;
- Получение знаний – желание знать и понимать больше;
- Эстетические потребности – ощущение красоты и гармонии;
- Самоактуализация – высшая форма саморазвития.
В процессе своего развития человек стремится к духовному совершенству, но это становится возможным лишь при условии удовлетворения более низких потребностей. Бездомный вряд ли оценит подаренный билет в оперу. Человеку, убегающему от разъяренной толпы, не до прослушивания очередной умной аудиокниги. Подросток скорее выберет прогулку с повзрослевшей одноклассницей, чем профессиональный рост и саморазвитие. Каждый период развития подразумевает свою стратегию поведения и конечную цель.
Учитывая двойственную природу человека, его умение налаживать коммуникацию с другими представителями своего вида, уместно говорить о развитии группы людей, объединенных общими целями. В первую очередь, это трудовые коллективы различных частных и государственных компаний. Они также совершенствуются. Этапы развития организации рассмотрим в следующем разделе.
Нужны ли цели?
Дав определение того, что такое личностный рост, мы отметили не только развитие человечности, но и способность достигать своих целей. Принципы помогут выбрать и достигать целей, не причиняя вреда окружающим.
Вторым важным моментом роста личности является постановка целей
Нужно ли для того, чтобы происходил личностный рост ставить цели? Тут важно то, о каких целях идёт речь, потому что попытка достичь человечности уже сама по себе может быть целью. То есть развитие человечности, а также следование принципам и есть цель
Но личностный рост возможен, и когда человечность — основа, а цели не связаны с выработкой качеств нравственной личности.
Разберём пример личностного роста, не связанного с выработкой нравственных качеств. Например, человек хочет развить в себе способность убеждать. Можно найти много различных тренингов, где развитие такой способности будет преподноситься как личностный рост.
Если мы рассматриваем развитие навыка убеждать для гармоничной нравственной личности, то личностный рост будет, если человек учитывает принципы. То есть учится убеждать без применения манипуляций, запугивания, обливания грязью конкурентов. В противном случае для нравственной и целостной личности личностный рост при обретении навыка убеждать не происходит.
Школьный возраст
Школьный возраст (6-12 лет), если обратиться к теории развития личности по Фрейду — «Латентный период». Наблюдается успокоение в психике, на первом месте сейчас освоение и изучение внешнего мира, создание контактов
Основой всего является стремление к освоению новых знаний, всему, что важно в пределах общества, где растёт ребёнок.
Главный девиз: «Я то, чему могу научиться». Детям прививается дисциплина и участие в решении различных задач
Есть стремление в проявлении творчества. Дети нуждаются в поддержке взрослых для развития личности. В негативном развитии могут наблюдаться сомнения в себе и собственной компетенции.
Юность
Юность (12-19 лет), идентичность личности и самоопределение. Важный период для становления и развития личности. Этап поиска и самоопределения. Подросток старается определить своё место в этой жизни и выбрать роль, которая подходит для него. Происходит переосмысление жизни и ценностей.
На данном этапе часто всплывают ошибки прошлых периодов, которые были допущены в воспитании ранее. В результате может возникнуть негативная самоидентификация — принадлежность к неформальным группам и более того — наркомания, алкоголизм, нарушение закона. Наблюдается также тенденция создания кумиров и стремления походить на них.
При положительном развитии событий наблюдается саморазвитие таких качеств, как верность и способность к самостоятельным решениям, определению жизненного пути.
Саморазвитие и личностный рост в карьере
К современному сотруднику выдвигается множество требований. Основные качества – это стрессоустойчивость, умение адаптироваться под разные условия работы, правильный психологический настрой. При этом не каждый руководитель готов отправлять нового сотрудника на тренинги и обучения, подготавливая ценного кадра. Нужны работники, способные влиться в коллектив с первого дня.
Чтобы выдержать конкуренцию при поиске работы, ищите информацию, развивайте навыки, посещайте профессиональные мероприятия и семинары. Личностный рост в карьере дает следующие результаты:
- осознанный выбор профессии и представление о работе;
- быстрое и уверенное принятие решение;
- понимание, какие качества развивать для продвижения в карьере;
- конкурентоспособность, выгодные позиции при поиске работы на конкурсной основе;
- умение правильно преподнести себя на собеседовании.
Саморазвитие предполагает изучение информации в конкретной области. Свежие знания помогают развивать экспертность. Человек приобретает сопутствующие навыки: умение планировать день и решать рабочие проблемы.
Основные психические процессы
Развитие – это изменение внутреннего мира человека под действием внешних факторов и собственных действий, целенаправленная деятельность по достижению результата. Это сознательная работа, требующая количественных и качественных изменений. Саморазвитие, согласно психологии, — это развитие, которое происходит благодаря высокой активности самого человека.
С раннего возраста родители направляют детей с помощью обучения и воспитания. Под действием внешних и внутренних факторов формируется личность , появляются интеллектуальные, нравственные, физические качества.
Развитие проходит по-разному. Одни переходят из класса в класс, затем поступают в университет, потому что «так нужно», идут на работу по специальности. Другие пробуют себя в разных сферах, меняют направление деятельности, ищут новизну.
Откуда берется активность? Из взаимодействия человека и внешнего мира. Посредником выступает человеческое познание и его основные психические процессы:
ощущение – то, с чего начинается жизнь, воздействие теплого, холодного, твердого и мягкого;
восприятие – сопоставление характеристик объектов для составления целостной картины;
мышление – это процесс установления связи между объектами или их характеристиками, а также анализ, синтез, сравнение, обобщение и абстрагирование, получение новых знаний о мире;
воображение – это преобразование знаний об объектах внешнего мира, способах взаимодействия с ними;
память – это процесс накопления знаний об окружающей реальности, собственных переживаний, мыслей и умозаключений касательно объектов и процессов;
внимание – это избирательное направление сознания на решение проблемы.
Большинство людей наделены одинаковыми органами чувств, но остальные психические процессы – это отражение или переработка информации, полученной на этапе ощущения.
Восприятие избирательно. Зависит от силы раздражителя, интереса, опыта и направленности. Мышление направлено на решение задачи, а задача выходит из проблемы или проблемной ситуации, той, которая заставляет искать нестандартное решение. Воображение – это процесс создания образов, отражающих действительность и ее процессы – опыт. Способность напрямую зависит от опыта. Память – отбор и фиксация значимой информации, что опосредованно эмоцией, интересом, целью
Внимание связано с чувствами, интересами, опытом
Для чего человеку даны все перечисленные способности? Для выживания. Возможность личности приспособиться к новым обстоятельствам зависит от ее развития. Потребность в адаптации выступает одним из механизмов личностного развития и роста в психологии. Ее срыв – это тот самый кризис саморазвития.
Развитие личности и саморазвитие.
Рождаясь, человек подобен чистому листу бумаги. Безусловно, на начальных этапах жизни необходимо вмешательство взрослых, которые инициируют развитие личности человека. Но эта помощь таит в себе и «подводные камни». Дело в том, что призвание порой заключается совершенно не в том пути, который навязывает общество.
Семья, школа, университет не всегда дают те знания и навыки, которые действительно необходимы конкретному человеку. Что делать в таком случае? Взрослея, личность ощущает эти несоответствия и пытается компенсировать недостающий опыт методом самообразования и самовоспитания.
Например, потомственный ювелир, осознав, что драгоценные металлы или камни не его призвание, ищет более подходящие пути развития. Он перечитывает десятки книг, смотрит сотни тематических передач и, наконец, понимает, что ему хочется стать художником. Поскольку семья ему в этом не помощник, он занимается саморазвитием, постепенно становясь живописцем.
Проблемы роста
Определение понятия рост, прост – это динамика развития, которое происходит естественным образом, исходя из заложенного потенциала. Годовалый мальчик просто живет: кушает, спит, а тем временем его организм развивается. Хотим мы того или нет, с каждым годом мы становимся «другими». Эти процессы в целом не зависят от внутреннего или внешнего воздействия. Человек все равно будет развиваться вне зависимости от того, сколько конкретно он кушает или спит.
Личностный рост – это понятие коммерческое, благодаря ему намного проще продавать книги и тренинги, хотя к науке он имеет посредственное отношение. Измерить насколько «вырос» человек после проведения работы невозможно, а значит, основной аспект термина становится не актуальным. Потому и весь термин слабеет и становится уже не научным.
В психологии существует определение сильные и слабые черты характера.
Отложите в сторону свои представления о добре и зле на минуточку. Одни и те же черты могут выступать в роли как положительных, так и отрицательных качеств. Чрезмерная доброта плохо повлияет на качество жизни человека, а некоторые проявления злости и агрессии могут принести массу позитивных изменений в психике. Именно по этой причине психологи и не спешат с выводами, стараются избегать «черно-белой» оценки явлений и поведения, называя его «конструктивным» и «деструктивным».
Что думает психология о личностном росте и самосовершенствовании?
Психология (особенно гуманистическая психология и её сестра — психология экзистенциальная) помогают человеку принять самое важное и самое трудное решение в его взрослой жизни. А какое же это решение?. Решению предшествует ПОНИМАНИЕ
Понимание ситуации. Психология даёт и понимание и потом помогает принять решение. Так о чём же?
Решению предшествует ПОНИМАНИЕ. Понимание ситуации. Психология даёт и понимание и потом помогает принять решение. Так о чём же?
Экзистенциально-гуманистическая психология даёт человеку понять: его личностный рост и саморазвитие — это его личное дело. А все вокруг будут не то чтобы помогать ему в этом, а наоборот таки — мешать! И мешать вплоть до физического устранения…
Такие вот казаки-разбойники.
Мы же (со школьной скамьи) привыкли совсем к другому… Мы привыкли к тому, что мама, бабушка и учительница по музыке — гоняются за нами по всему дому и умоляют нас приобщиться к разумному, доброму, вечному. Почитать умную книжечку, полистать специально купленную нам в подарок дорогую энциклопедию, прослушать мазурку Шопена.
А мы ещё подумаем — развивать или не развивать нам свою личность, самосовершенствоваться или не самосовершенствоваться…
Но вот детство заканчивается… И уже почему-то больше никто не предлагает нам из чистых и любящих рук сокровища человеческой мудрости, выжимки чужого опыта.
Вдруг мы видим протянутые к нам руки, кидаемся к ним — ан нет! То чьи-то чужие и не очень чистые ладони предлагают нам купить последний роман Марининой…
Мы кидаемся к «сокровищам мудрости», открываем книгу, а там — дешёвая подделка под тему «психология», попытка обдурить нас в очередной раз.
Мы не глядя покупаем билеты в театр и попадаем на похабную антрепризу.
У психологии есть ответы на все эти вопросы, которые начинают толпиться у нас в голове, когда мы вот так сталкиваемся с новыми условиями взрослой жизни.
Самосовершенствование. Личностный рост. Развитие личности. Теперь они будут даваться нам тяжело. Теперь МЫ будем просить о них, а нам их не дадут. Теперь, для того, чтобы приобщиться к прекрасному и справедливому, нам нужно будет истоптать три пары железных сапог и изглодать три железных лепёшки. Узнать «свою» принцессу из сотни одинаковых дочек царя, заколдованных им для показухи.
Теперь нам нужно будет придирчиво и очень внимательно искать себе книжки в море халтуры и плагиата. Мы — выросли, вошли в трудоспособный возраст и общество опасливо и проворно прячет от нас сокровища мудрости, которые действительно ведут к познанию себя в этом мире, к пониманию смысла жизни.
Тренинги личностного роста
Не все люди способны самостоятельно разобраться с нависшими проблемами. И это вполне нормально! Например, когда у человека болит зуб, он естественно идёт к врачу. Тоже должно происходить с душевными ранами. Если у человека случился кризис в жизни, он не может найти мотивацию к действиям или решение угнетающей проблемы, то здесь нужна срочная помощь специалиста.
В России в последнее время набирают большую популярность тренинги личностного роста. Они нацелены на мотивацию аудитории для их самореализации. На самом деле, многим из нас подобные практики просто жизненно необходимы! На подобных мероприятиях вас научат, как поверить в свои силы и раскрыть глубинный потенциал, а также как правильно использовать данные ресурсы для достижения роста личности.
Зачем нужны тренинги личностного роста?
Подобные тренинги являются стимулом, толчком к началу решительных изменений жизни в лучшую сторону. Они позволяют увидеть положительное будущее, а также разглядеть в себе определённые задатки для его реализации
На таких мероприятиях важно верить в их результат. Если прийти туда с настроем заядлого скептика, то даже самый опытный тренер вряд ли сможет вас переубедить
Помните, что основная задача коуча – мотивация и стимулирование аудитории, остальное – только ваши старания и работа.
Основные принципы человеческого саморазвития
Основной курс развития личностного характера – это изучения, а также применения на практике знаний, которые были получены различными способами. Помимо всего этого, знания эти должны приносить результат и быть фундаментом, базисом для получения новых. Изучая различные науки, такие как психология, социология, удалось сформировать шесть основополагающих принципов самосовершенствования.
Получать удовольствие от самой жизни – да, именно абсолютное соблюдение этого принципа поможет вам в дальнейшем проявить, необходимую для саморазвития человека, инициативу. Поскольку, если оного не будет, то и обучение не пойдет вам на пользу, а будет только тяготить и вызывать негативные эмоции.
Не оставлять на завтра, да и в принципе на потом – это и есть один из ответов на вопрос: с чего начать личностный рост – научитесь не откладывать на потом, а делать все здесь и сейчас. Ведь известно, что завтра не наступит никогда – всегда в наличии будут причины, различные обстоятельства, которые дадут возможность переносить на потом. Возьмите себе за правило спрашивать себя каждый день – что я смог сделать сегодня, чего я смог достичь. Таким образом вы сможете контролировать процесс, вознеся на себя ответственность за попытки избежать поставленных задач.
Профессионализм, учет и общение в коллективе!
Ведите себя как профессионал своего дела – даже если вы сейчас находитесь только на этапе новичка. Уверенность в себе и собственных силах — важная составляющая, отсутствие которой, запросто, может свести на ноль все ваши старания. Не думайте о том, что вы не справитесь с поставленной задачей, вместо этого ищите возможные варианты для ее решения, анализируя свой и чужой опыт.
Блокнот и ручка всегда под рукой – очень часто нас посещают идеи совершенно в неподходящий момент, вспомнить которые по истечению времени нам попросту не по силам. Во избежание подобных ситуаций, записывайте все что вам приходит в голову в процессе повышения личностного потенциала, обязательно возвращаясь к ним вечером, когда в вашем расположении будет время на их детальный анализ.
График достижений – необходимо всегда отмечать свои достижения и неудачи, таким образом видеть возможный прогресс и регресс. Это поможет вам во время самоанализа, а также будет гораздо проще в случае чего, найти возникшую ошибку в построении необходимой модели поведения.
Тщательно отфильтровать свой круг общения — необходимо активизировать общение, в первую очередь, с той категорией людей, которые помогут повысить ваш личностный рост, времяпровождение с которыми не окажется пустой тратой времени.
Соблюдая эти простые по своей природе принципы, вы значительно облегчите себе путь к саморазвитию. Вы не только не растеряете приобретенные знания и навыки, а наоборот поспособствуете их приумножению
Очень важно довести их выполнение до уровня автоматизма, таким образом, в будущем, это позволит вам не тратить энергию на их выполнения
Человек и личность
Такие понятия, как личность и человек, имеют ряд отличий. Человеком называют с рождения, это больше материальная характеристика. А вот личность, по своей сути, представляет понятие более сложное. В результате развития человека происходит его становление как личности в социуме.
Личность – это моральная сторона человека, которая подразумевает под собой все разнообразие качеств и ценностей индивидуума.
На формирование личностных качеств оказывают влияние семья, детские сады и школы, круг общения, интересы, финансовые возможности и многие другие факторы, подробнее о которых будет говориться дальше.