Научные подходы к изучению социального интеллекта в психологии
Адаптация к социуму у деток, имеющих нарушения
Все люди развиваются в обществе, дети с нарушениями интеллекта — не исключение. Социальный интеллект также будет формироваться у них, но на пути могут встречаться проблемы и пороги.
Особенности
Дети с нарушением интеллекта развиваются более проблематично. Им тяжелее наладить контакт с ровесниками, тяжелее увидеть другого как отдельного человека с его желаниями, потребностями и ожиданиями.
Методы и техники
В ходе такой работы можно выявить, какая именно часть социального интеллекта у дошкольников и детей других возрастов имеет плохое развитие, это может быть:
- эмоциональный компонент (плохое понимание своих собственных чувств и чувств других);
- поведенческий (незнание норм поведения или отказ от них);
- когнитивный.
Работа с психологом способствует уменьшению проблем с социальным развитием.
Приемы
Самое большое влияние оказывает на ребенка его окружение
Как в случае здорового ребенка, так и в случае ребенка с нарушением интеллекта, важно часто взаимодействовать с ним:
- общаться;
- разговаривать о чувствах и эмоциях;
- показывать нормы социального поведения на собственном примере.
Человек, обладающий высоким уровнем социального интеллекта, имеет больше возможностей стать успешным и счастливым, добиваться своих целей и самореализовываться.
Социальный интеллект — это значимая часть в личности, которая во многом определяет дальнейшее развитие и жизненный путь ребенка. Развивая социальный интеллект, вы увеличиваете возможность прожить долгую и счастливую жизнь.
История изучения
Впервые проблема социального интеллекта была освещена в начале XX века Эдвардом Торндайком, который ввёл термин «социальный интеллект» для обозначения способности добиваться успехов в межличностных ситуациях, вести себя мудро и в соответствии со сложившейся ситуацией. Кроме того, он также допускал наличие в структуре социального интеллекта умения управлять другими людьми.
Британский психолог дал социальному интеллекту самое широкое определение, говоря о нем как об умении человека ладить с людьми в целом, а также как о легкости самопрезентации в обществе и умении понимать настроения в группе и скрытые черты личности людей.
Согласно Г. Олпорту, социальный интеллект — это «социальный дар», способствующий гладкому общению. Олпорт говорил о социальном интеллекте как о способности приспосабливаться к изменяющимся условиям в мире людей. По его мнению, это одно из 8 качеств, обуславливающих способность хорошо разбираться в людях
О.Конт и Г. Айзенк в свою очередь подчеркивали социальную природу интеллекта, а Конт кроме того добавлял, что социальный интеллект — это умение понимать других людей, а также способность увидеть себя их глазами.
Дж. Гилфорд был первым исследователем, подошедшим к проблеме социального интеллекта с точки зрения измерения. Он разработал тест социального интеллекта и, кроме того, предположил, что социальный интеллект является единицей, не зависящей от общего интеллектуального фактора, однако связанной с познанием информации о поведении.
Р.Стернберг трактовал социальный интеллект как способность уживаться с другими людьми, ставить себя на их место, понимать их, а также правильно и критически оценивать их чувства, настроения и мотивацию их поступков.
В советской психологии первой феномен социального интеллекта описала М. И. Бобнева. По ее мнению, социальный интеллект формируется в процессе социализации: в течение жизни и в процессе общения с другими людьми. Кроме того в контексте социального интеллекта Бобневой были описаны тенденции в типизации и индивидуализации. Тенденция типизации проявляется в выработке свойств, являющихся общими для всех людей, в то время как тенденция к индивидуализации напротив является процессом накопления личного, индивидуального опыта.
Ю. Н. Емельянов связывал понятие социального интеллекта с социальной сенситивностью: по его мнению, интуитивно у человека так или иначе формируются индивидуальные способности, на основе которых он принимает решения и делает умозаключения в социальном взаимодействии. Таким образом, утверждалось, что развитию социального интеллекта способствует наличие сенситивности.
С точки зрения В. Н. Куницыной социальный интеллект является глобальной способностью, развивающейся на основе интеллектуальных, личностных, коммуникативных и поведенческих черт.
А. Л. Южанинова также называет социальный интеллект некоторой способностью, говоря о том, что эта способность выражается в 3 компонентах: социально-перцептивных способностях, социального воображения, а также социальной техники общения.
Чем социальный интеллект отличаетсяот эмоционального
Сегодня самые разные специалисты — от исследователей и учёных до эйчаров — говорят, как важно развивать навыки коммуникации. Но на этапе определения самих навыков возникают трудности: им сложно дать общее название, а граница между понятиями размыта, особенно если учесть, что многие из них появились совсем недавно
С социальным интеллектом происходит похожий процесс. Его нередко связывают, например, с понятием эмоционального интеллекта. Американские психологи Питер Салоуэй и Джон Майер, которые ввели это понятие в 1990 году, определили последний как «способность отслеживать собственные и чужие эмоции, разграничивать их и использовать эту информацию для дальнейших размышлений и действий». Логично, что эмоциональный интеллект связывают с социальным: чтобы коммуникация была успешной, нам действительно нужно понимать, что чувствует собеседник и какие эмоции испытываем при этом мы сами. Сами Салоуэй и Майер признавали эту связь, но разграничивали понятия; при этом они отмечали, что эмоциональный интеллект — часть социального интеллекта.
Дэниел Гоулман в своей книге «Emotional Intelligence» 1995 года включил в понятие эмоционального интеллекта и социальные навыки. Однако уже в начале нулевых он признал, что это был поспешный шаг: «Как я позднее увидел, если свалить социальный интеллект в одну кучу с эмоциональным, это мешает по-новому и нестандартно смотреть на способность людей выстраивать отношения. Этот подход игнорирует то, что проявляется во время нашей коммуникации с другими людьми. Из нашего поля зрения выпадает „социальная“ часть интеллекта».
Ещё одно важное понятие, с которым нередко связывают социальный интеллект, — культурный интеллект, который обозначают аббревиатурой CQ. Понятие культурного интеллекта появилось благодаря Сун Ан — профессору менеджмента Наньянского технологического университета
В конце девяностых Сун Ан работала с международной командой программистов — довольно быстро обнаружилось, что несмотря на все знания и компетенции, программисты из разных стран сотрудничают неэффективно из-за культурных различий. Вместе с психологом, специалистом по индустриальной психологии Кристофером Ирли, Ан разработала теорию культурного интеллекта — «способности эффективно действовать в разнообразных культурных контекстах».
В каком году Торндайк ввел термин и какова история понятия SQ
Понятие интеллекта было введено еще Цицероном, как способность понимать. Затем его мысль продолжили Платон, Аристотель и другие. Определение социального интеллекта впервые было введено Э.Торндайком в 1920 году, так что такое понятие можно считать относительно молодым для психологии. Оно звучит как способность людей, поступать разумно в человеческих отношениях. Но такое определение было далеко не единственным.
Всего в истории можно выделить следующие временные периоды:
Временной период | Расшифровка |
1920-1924 | Американский журнал «Психология и образование» собрал круглый стол, чтобы выяснить, что из себя представляет понятие «социальный интеллект». |
1925-1938 | Проведение психометрических исследований социального интеллекта. Термин был переведен в стандартные измерения индивидуальных различий. |
С конца 1930-х до 1965 | Исследования SQ прекращены и признаны бесперспективными. |
1965-1969 | SQ рассматривают в структуре интеллекта. |
Как развить
Много ли зависит от родителей?
Приближенные к ребенку взрослые (родители и все те, кто плотно занимаются воспитанием ребенка) оказывают большое влияние на формирование его личности. Ребенку можно помочь освоить нормы социального поведения, научить его общаться с окружающими и понимать их.
Правильное взаимодействие с ребенком подталкивает его эффективно развиваться в сфере социального интеллекта.
Методы и техники
Лучше всего развитию социального интеллекта способствует интерактивное взаимодействие взрослого и ребенка. Это может быть:
- ролевая игра;
- моделирование жизненной ситуации;
- и даже простое общение.
Также ребенок осваивает социальные нормы с помощью наблюдения за другими. Здесь может помочь СМИ (мультфильмы, детские журналы, сериалы): подборка историй со смыслом и правильными жизненными ценностями откладывается у ребенка при их просмотре.
Упражнения
С дошкольниками, пока они находятся рядом со значимым взрослым, лучше сделать акцент на эмоциях и чувствах. Показывайте ребенку радость, удивление, смешите его и удивляйте. Таким образом, вы заражаете его своими эмоциями. Ребенок усваивает, что в определенной ситуации людям свойственно выражать именно эти эмоции.
С младшими школьниками отлично работают ролевые игры. Моделируйте с ребенком те ситуации, которые часто встречаются в реальной жизни, предлагайте им различные социальные роли. Например, предложите ему сыграть дома в «магазин«. Пусть ребенок выберет себе роль: продавец, консультант, покупатель, охранник магазина
Вы можете меняться ролями, показывая на собственном примере, как ведут себя люди в разных социальных ролях.
Школьники средних классов начинают обращать внимание на интересы других людей. Налаживайте диалог с ребенком
Спрашивайте, чего он хотел бы в данной ситуации? Далее рассказывайте, чего хотели бы вы и для чего это нужно. Делайте акцент на то, что вы чувствуете в данной ситуации, как ваши чувства отличаются от чувств ребенка. Так он гораздо быстрее и эффективнее сформирует свои личные границы.
Подростки предпочитают демонстративно показывать себя отдельными личностями
Родителям важно поддерживать их желание, но указывать на наличие социальных норм поведения, принятых в обществе.Важно дать понять ребенку, что его поведение, отклоняющееся от норм, имеет негативные последствия.
Уважайте его точку зрения и желания. Это тот период, когда лучше сделать акцент на поведении, а не на чувствах.
Ребенок завершает формирование своего социального интеллекта в юности, в период студенчества
Обычно к этому времени он научается анализировать себя и других, понимать свои и чужие чувства. В данный период важно поддерживать баланс во взаимоотношениях, не нарушая личные границы ребенка, показывая свои чувства и отношение к нему.Здесь ребенок может самостоятельно заняться прокачиванием своего социального интеллекта, развивая навыки общения, играя в «социальные» настольные игры (например, мафию или монополию).
Особенности эмоционального социально-эмоционального интеллекта
Итак, что же характерно для человека, который обладает высоким уровнем эмоционального интеллекта в его расширенном толковании (иными словами, развитым социально-эмоциональным интеллектом)? Такая личность способна управлять своими и чужими эмоциями, умеет распознавать настроения и намерения другого человека, понимает, что им движет и что он чувствует.
Вам что-нибудь напоминает это описание? Возможно, вы подумали, что человек с высоким EQ в его смешанной форме – фактически портрет идеального менеджера, работающего с клиентами? Что перечисление этих качеств встречается прежде всего в резюме? Что развитый социально-эмоциональный интеллект нужен тем, кто хочет достичь непревзойденных карьерных высот? Да, безусловно, вы правы. Популярность социального и эмоционального интеллекта в среде бизнес-коучей, HR-департаментов и т.д. связана как раз с тем, что многие качества EQ и SQ востребованы среди управленцев и тех, кто взаимодействует с клиентами, подрядчиками и т.д. Поэтому представителей соответствующих профессий (а иногда и просто всех подряд) при приме на работу тестируют на уровень социально-эмоционального интеллекта.
Есть у EQ и SQ положительные моменты, связанные и с личной жизнью. Например, в быту также не повредит умение замотивировать себя, не поддаваться плохим эмоциям и вообще разобраться в себе. Так как EQ помогает читать других людей, понимать их истинные намерения, то это снижает риск разочарований в них и в их поступках. Уменьшается шанс, что кто-либо сможет вас предать – ведь вы наверняка раскусите подобные попытки. Хотя люди часто видят то, что хотят видеть, а подсказки эмоционального интеллекта могут восприниматься как голос интуиции и игнорироваться, поэтому EQ – это не панацея.
Социальный интеллект в модели структуры интеллекта Дж. Гилфорда
Рис. 2
Дж. Гилфордом была разработана кубическая модель структуры интеллекта (рис.2), в которой так же нашел место и социальный интеллект.
В данной структуре интеллект описан в пространстве трех переменных: содержание предъявляемой информации, операции по обработке информации, результаты обработки информации.
Именно осями этих трех координат описаны интеллектуальные способности, в данной схеме отраженные в виде маленьких кубиков. Аналогично социальный интеллект может быть описан в пространстве этих трёх переменных.
Особый интерес для социального интеллекта данная модель представляет потому, что внимание Гилфорда было сосредоточено на одной из операций- на познании. Его исследования в данной области были посвящены познанию поведения.Данная способность включает 6 факторов:
Его исследования в данной области были посвящены познанию поведения.Данная способность включает 6 факторов:
- Познание элементов поведения- способность выделять из контекста вербальную и невербальную экспрессию поведения
- Познание классов поведения- способность воспринимать общие свойства в потоке информации
- Познание отношений поведения- способность понимать отношения, возникающие между единицами информации о поведении
- Познание систем поведения- способность понимать логику развития ситуаций взаимодействия между людьми и смысл их поведения в конкретных ситуациях
- Познание преобразований поведения- способность понимать изменение значения сходного поведения
- Познание результатов поведения- способность прогнозировать последствия поведения, основываясь на исходной информации.
Методы изучения и измерения
Кроме уровня IQ, есть также величина, которая называется коэффициентом интеллекта. Этот термин ввел немецкий ученый Штерн. Так называется количественный показатель уровня интеллектуального развития индивида. Так, Олигофрены имеют низкий интеллект, большинство населения планеты обладают средним уровнем. Средний уровень соотносит уровень интеллекта человека со среднестатистической личностью в одной возрастной категории.
Определить коэффициент помогает специальное тестирование. Каждый тест, призванный определить коэффициент интеллекта содержит комплекс задач, сложность которых постепенно возрастает. Задачи могут включать в себя вопросы, относительного логического, пространственного, абстрактного мышления и так далее.
На сегодня не предусмотрено единого стандарта измерения и определения IQ.
Особенности развития
Дошкольный возраст
На данной стадии ребенок буквально сливается со взрослым. Ребенок — это продолжение взрослого. То, что чувствует взрослый, будет чувствовать и ребенок.
Родителям важно обратить внимание, какие чувства, эмоции и состояния они транслируют ребенку
Младший возраст
Это та стадия, где у ребенка формируются личные границы. Он начинает понимать, что у другого человека могут быть иные интересы и потребности, но еще не осознает, почему это так. Он способен увидеть точку зрения другого, но все-равно считает свою позицию более значимой. Свои эмоции и желания ставятся на передний план.
Средние школьники
На данной стадии ребенок учится принимать точку зрения другого, учитывать ее. Ребенок учится видеть, как его собственное поведение выглядит в глазах другого
На этом этапе родителям особенно важно давать ребенку обратную связь:
- что в его поведении им нравится;
- что обижает или злит других;
- к чему приводят поступки ребенка.
Подростки
Характерная черта данной стадии развития — способность видеть обобщенную точку зрения. Подросток начинает видеть, как его система ценностей соотносится с ценностями и установками своей семьи, друзей, а также культуры, в которой он растет. Подросток принимает или опровергает обобщенное мнение, но видит его отчетливо и дает ему свою личную оценку.
Студенты
На данном этапе завершается формирование социального интеллекта, укрепляются понятия обобщенного и личного мнения, углубляется понятие «социальной системы», в которой живет ребенок.
Развитие
Совершенствоваться никогда не поздно. Поэтому каждому следует знать, как повысить качество социального интеллекта. Если хотя бы иногда выполнять упражнения и стараться повышать социальное развитие, то постепенно оно достигнет высокого уровня. Для этого требуется воздействовать положительным образом на все составляющие СИ:
- самопознание;
- саморегуляция;
- социальность;
- эмпатия;
- мотивация.
Существует множество способов, которыми можно развивать СИ. Применять их на практике следует регулярно, чтобы достичь максимального эффекта.
Невербальное взаимодействие
Всегда нужно обращать внимание на действия собеседника. Особенно это касается его невербальных сигналов
Любые движения несут в себе огромный смысл. Чтобы научиться хорошо разбираться в них, стоит прочесть специализированную книгу. Хорошим тренингом будет просмотр фильма без звука с самостоятельным определением значения движений героев
Так же важно управлять собственной невербаликой для более точной передачи своих эмоций
Уверенность в себе, общение
Во многом повышение навыков социального интеллекта зависит от уверенности и способности общаться
Важно почувствовать крепкую осанку, собственные силы, забыть обо всем негативе. Для этого можно заняться спортом, купить дорогую одежду и т.д
Также эффективное воздействие на уверенность оказывает регулярное общение с людьми, если оно представляется человеку с трудом. Поэтому следует стараться общаться с большим количеством людей, а также регулярно заводить новые знакомства. При этом нужно учиться слушать, правильно разговаривать, наблюдать за собеседниками.
Мышление
Правильное мышление – еще один способ, как развить социальный интеллект. Не нужно зацикливаться на проблемах и собственных ошибках
Важно помнить, что прошлое не изменить. Если можно исправить ситуацию сейчас, то нужно это сделать
В остальных случаях думать об этом нет необходимости, т.к. это вызывает исключительно негатив, отрицательно сказывающийся на коммуникативных навыках и общем качестве жизни.
Эмоциональная составляющая
Контроль собственных эмоций, наблюдение за собой, тщательный анализ – хороший метод поспособствовать повышению социального интеллекта. Для этого нужно понять, что и какие эмоции вызывает, обдумать причины, а также научиться контролировать их. Если не получается ими управлять, то не стоит расстраиваться, ведь все методы требуют хорошей тренировки. При этом нужно постараться сократить количество негативных эмоций, повысив до максимума позитивные.
Но еще важнее умение читать чужие эмоции. Причем не просто читать их, а при этом сопереживать людям, проявляя эмпатию. Выслушивать их, стараться проявить поддержку. Это позволит улучшить не только навыки социального интеллекта, но и отношения с людьми. Хорошие понимающие люди всегда ценятся окружающими.
Социальный интеллект: что это такое
О социальном интеллекте люди впервые услышали около ста лет назад. Первым использовать словосочетание «социальный интеллект» начал американец Эдвард Ли Торндайк, который к двадцатым годам прошлого столетия уже стал довольно-таки известным и заслуживающим доверия специалистом в области психологии.
Если бы Андрей Болконский, один из главных героев романа Льва Толстого «Война и мир», обладал тем развитым социальным интеллектом, о котором твердил Торндайк, то он бы не только понял, почему красавица Наташенька Ростова отдала свое сердце Анатолю Курагину, но и догадался бы, как ему нужно себя вести с дамой, обладающей таким непостоянным и несколько ветреным характером.
Еще один американец и специалист в сфере психологии Генри Олпорт, который, как и Торндайк, занимался изучением социального интеллекта, но не в 20‑е, а в 30‑е годы прошлого столетия, утверждал, что данный вид интеллекта является одним из восьми главных личностных качеств, необходимых любому человеку для того чтобы уметь хорошо разбираться в людях и находить с ними общий язык. Олпорт был убежден, что социальный интеллект имеет непосредственную связь со способностью высказывать практически автоматические суждения о других людях.
Не только американцы, но и наши отечественные психологи занимались и продолжают заниматься активным изучением данного феномена. Психолог М. И. Бобнева утверждает, что уровень социального интеллекта не имеет какой-либо однозначной связи с уровнем общего интеллекта. Высокий уровень общего интеллекта не свидетельствует о том, что человек обладает и высоким уровнем социального интеллекта. Высокоразвитый общий интеллект всего лишь благоприятствует развитию социального интеллекта, но не может обусловливать или замещать его.
Человек, обладающий высоким уровнем общего интеллекта, далеко не всегда является социально развитой личностью. Если же человек обладает низким уровнем социального интеллекта и страдает «социальной слепотой», то его высокоразвитый общий интеллект может быть полностью обесценен. Яркими примерами незаурядных личностей, которые имеют высокоразвитый общий интеллект, но обладают низким уровнем социального интеллекта, являются главный герой сериала «Теория большого взрыва» Шэлдон Купер и главный герой сериала «Шерлок», роль которого исполнил Бенедикт Камбербетч. Эти персонажи обладают высоким интеллектом, пытливым умом и очень низкими коммуникативными способностями, из-за чего им тяжело контактировать и находить общий язык с окружающими их людьми.
Что же такое социальный интеллект? Современные специалисты, взяв за основу труды своих предшественников, утверждают, что социальный интеллект – это совокупность полезных способностей, благодаря которым можно определить успешность социального взаимодействия и социальной адаптации того или иного человека.
Личность, которая имеет высокоразвитый социальный интеллект, обладает тремя главными способностями: способностью понимать свое собственное поведение, способностью понимать поведение другого индивида и способностью действовать так, как того требует сложившаяся ситуация.
Как развить социальный интеллект
Многих людей заботит развитие социального интеллекта, как возможность повысить свой статус в обществе. Для этого необходимо понять, что включает в себя модель данного явления. Структура социального интеллекта многомерна и содержит такие компоненты, как:
- потенциал личности – контактность, совместимость с другими людьми;
- самосознание, отсутствие барьеров и запущенных комплексов;
- моделирование соц. явлений;
- понимания мотивов людей и их поведения.
Чтобы поднять планку social intelligence, необходимо улучшить одни знания и избавиться от других привычек, которые мешают контактированию в обществе
Самое первое – выйти за рамки эгоизма и обратить свое внимание на других людей, то есть повысить восприимчивость. Было бы полезно научиться делать следующие вещи:
- понимать язык тела;
- читать эмоции;
- улавливать настроение собеседника;
- слушать и слышать;
- управлять собственными эмоциями;
- выступать на публике без стеснения.
Возрастные особенности
Одним из важнейших факторов, который влияет на особенности социального интеллекта, является возрастной период. Ребенок требует одного подхода, а юноша – совсем другого
Очень важно учитывать онтогенез и давать человеку возможность получать развитие интеллекта естественным путем
Дети
Дошкольный или младший школьный возраст требуют регулярного участия в сюжетно-ролевых играх. Это позволит стимулировать рост уровня социального интеллекта
Не менее важно в этот период позволять ребенку проводить время со сверстниками. Если у него будет хотя бы несколько друзей, это полностью исключит социальную отсталость в будущем
Большое значение имеет и то, какой педагог занимается с ребенком в детсаде или школе. В первом случае необходимо, чтобы он стимулировал детей играть в те игры, которые требуют активного общения
Во втором же важно, чтобы он не ограничивал поведение детей на переменах и позволял бегать, общаться и максимально взаимодействовать друг с другом. Его компетентность – важнейший фактор развития ребенка
При неправильном подходе к воспитанию развитие СИ может быть очень низким. Проблемы в таком возрасте – главная причина асоциального поведения во взрослой жизни.
Подростки
Подростковый – самый тяжелый из возрастов. Родителям трудно справляться с детьми, начавшими взрослеть
Важно все не испортить, т.к. в этот период формируются склонность к общению, самосознание, понимание окружающих людей
Чтобы все прошло максимально благополучно, родители обязаны понять, что подросток должен самостоятельно решать, как и с кем общаться. Нарушение его личного пространства или желаний может привести к падению социального интеллекта. Если регулярно так поступать, то он будет невысоким.
Юноши
В юношеский период происходит формирование способности предвосхищения результатов своих действий и навыка предугадывания чужого поведения в различных ситуациях. В таком возрасте большое значение имеют гендерные различия между людьми.
У юношей намного быстрее появляются навыки словесного общения, а у девушек развиваются чувствительность к взаимоотношениям с хорошим восприятием невербального общения, отчего вторые намного легче оценивают тон и окрас слов собеседника. Вызывать проблемы с коммуникацией в таком возрасте может неправильное воспитание в детстве, когда преподаватель ребенка излишне ограничивал его и лишал возможности улучшать интеллект как умственный, так и социальный. Неправильное влияние на детей старшего возраста редко приводит к серьезным отклонениям социального плана.
Зрелые
Взрослый человек продолжает развиваться в социальной сфере всегда. Он начинает осознавать свои ошибки, анализировать их, делать необходимые выводы. Лучшая характеристика такого возраста – мудрость. Именно она появляется у человека со зрелостью. При правильном социальном развитии особь понимает ограниченность знаний, а также учится своевременно выявлять всевозможные проблемы. Люди с развитой социальной мудростью гораздо более успешны на фоне остальных.
Что такое социальный интеллект
Американский психолог Эдвард Ли Торндайк впервые ввел термин «социальный интеллект» в 1920 году. Это понятие введено с целью описания способности правильного понимания людей для дальнейшего взаимодействия с ними. Инструмент для считывания людей на эмоциональном уровне помогает прогнозировать поведение или реакции.
Развивая социальный интеллект, появляется возможность выявлять эмоции окружающих, создавать их и регулировать. Это способствует объективности в восприятии обстановки вокруг себя и ее модернизации.
Многие противопоставляют традиционный и социальный интеллект, но на самом деле они идут рука об руку. Социально слепые люди не смогут позитивно взаимодействовать с окружающими
Недостаточно просто быть умным, важно уметь социально адаптироваться в соответствии с окружающими факторами
Заключение
Если вы самонадеянно считаете, что эти рекомендации не для вас и у вас-то с
социальным интеллектом всё в полном порядке, то не обольщайтесь.
Развитие социального интеллекта — процесс бесконечный.
Во-первых, потому что мы растём и
расширяется круг наших задач и целей в жизни. Через полгода вас могут повысить
по работе, или вы переедете в другой город, где находится перспективный филиал,
который вам поручили развивать, и вся выстроенная вами система социальных
взаимоотношений вдруг станет неактуальной. У ваших новых подчинённых совсем
другая матрица мышления, другие цели в жизни, и за бизнес-ланчем они обсуждают
не цены на нефть, а последнюю серию «Физрука».
Во-вторых, совершенствование
социального интеллекта позволяет эффективнее использовать близких и знакомых
для независимой оценки самого себя. Окружающие вас люди начинают выступать
своеобразными «зеркалами», через которые проще следить за собственным
развитием.
А если мы будем лениться и постепенно выстраивать вокруг себя «лояльное»
окружение, забыв о тренировках социального интеллекта, то рано или поздно придёт
мальчик, который вдруг покажет на вас: «
А король-то голый!».
И в-третьих, потому что меняется
наше общество. Совсем скоро представители поколения «Зэт» (или
Digital Native) придут на смену нам,
знающим, как можно воспроизвести музыку с аудиокассеты.
И, вероятнее всего, у поколения «рождённых в интернете» будут свои стандарты и
оценки коэффициента EI.
В качестве примера того, как меняются социальные коммуникации, можно
привести интересный обычай, существовавший каких-то 400 лет назад (во времена
Шекспира) между мужчинами и женщинами: любовники были настолько одержимы
запахом тел друг друга, что женщины нередко держали под мышкой очищенное яблоко
до тех пор, пока оно не впитывало в себя их пот и запах. Они отдавали это
«яблоко любви» своим партнерам, чтобы они могли вдыхать его аромат в их
отсутствие.
Поэтому вполне возможно, что наши дети будут смотреть на наши социальные
обычаи с такой же брезгливостью, как мы смотрим на этих любителей «яблок
любви».
Чтобы написать колонку для ЦП, ознакомьтесь с требованиями к публикуемым материалам.