Социальная психология. шпаргалка (н. а. богачкина)

Институт психоанализа и социального управления (Москва).

«Институт психоанализа и социального управления» проводят круглогодичный набор слушателей на Высшие курсы по специализациям: — «Глубинная психология»- «Психология управления»- «Интегральная психология»- «Психоанализ экстремальных ситуаций» — «Психология рекламы и PR-«Политическая психология и имиджелогия»- «Психология ребенка»- «Психология права»

Лекции и практические занятия ведут профессора РАН, РАО, МГУ, МГУТУ.
Практические психологи проводят авторские тренинги.

 Новая специальность поможет Вам найти применение знаний в сферах экономической, социальной, политической, культурной жизни страны — от индивидуального консультирования до участия в национальных общественно-политических проектах.
Наша образовательная программа создана в ответ на ажиотажный спрос специалистов в области психоанализа. Предприятия государственного и частного сектора испытывают острый дефицит этих кадров.
Наши выпускники работают в Кадровых агентствах, в Агентствах по рекламе и PR, на радио и телевидении, в высших учебных заведениях, в коммерческих банках, на предприятиях различных форм собственности, в лечебно-оздоровительных центрах, а также в качестве психоаналитиков, политтехнологов и имиджмейкеров у руководителей различных рангов и уровней.

При Институте успешно работают в течение многих лет:-  КАБИНЕТ психологической и психоаналитической консультации
Прием и консультации ведут сертифицированные психологи и психоаналитики
по вопросам: 
— семейное консультирование;
— детский психоанализ; 
— психосексуальные проблемы;
— страхи и фобии; 
— комплекс неполноценности; 
— парадоксы самопознания; 
— личностный рост; 
— сложности эмоционального мира; 
— трудности общения; 
— депрессии;
— потеря близких людей и др. — Консультации по вопросам написания диссертационных работ.

Что же такое психоанализ?

Во-первых, психоанализ – метод лечения, и в настоящее время почти все психоаналитики – врачи. Психоаналитик пытается снять симптомы пациента, освободив его от ненужных сомнений, неоправданного чувства вины, мучительных самообвинений, ложных суждений и неразумных порывов. Кроме этого, он ставит себе целью не просто успокоить пациента, но и распутать его личность. Но аналитик – всего лишь руководитель и наблюдатель, ответственность же за результат всего процесса несет в конечном счете пациент.

Во-вторых, – это метод научного наблюдения и изучения личности, а в особенности желаний, импульсов, мотивов, сновидений, фантазий, раннего развития и эмоциональных расстройств.

В-третьих, – это система научной психологии, то есть наблюдения и представления психоанализа можно использовать, пытаясь предсказать человеческое поведение и исход человеческих отношений, таких, как брак и отношения между родителями и детьми.

Анализ переноса

В психоанализе аналитик занимает позицию некой закрытости и отстраненности от клиента. Это приводит к тому, что он чаще всего воспринимается клиентом как некая абстрактная символическая фигура. Считается, что именно по этой причине и происходит так называемый перенос, который означает, что клиент наделяет психолога чертами значимой для него личности, перенося свое эмоциональное отношение к этой личности на фигуру аналитика. Происходит как бы наполнение пустого содержимого новыми смыслами. Это могут быть черты отца или матери в зависимости от половой принадлежности аналитика. Через последующий анализ этих вновь возникающих фантомных отношений между клиентом и образом значимого человека выявляются аспекты полученных (чаще всего в детстве) травматических переживаний.

Метод свободных ассоциаций

Социальная психология. шпаргалка (н. а. богачкина)

Суть метода заключается в том, что пациент сообщает психотерапевту все, что на данный момент ему приходит на ум, нисколько не заботясь о собственно содержании своего словесного потока, даже если и его содержание совершенно неприемлемо для самого пациента.
Исходным понятием (темой) может быть что угодно — предмет, цифры, образ, слово и т.п., или же вовсе при отсутствии такового.

При таких обстоятельствах (когда элементы выдаваемого материала не связаны рационально) по сути дела частично блокируется контролирующая функция сознания, а значит психологические защиты работают не столь эффективно, что позволяет вытесненному материалу вырваться наружу, пусть и в зашифрованном виде.

При проведении такого сеанса, длительность которого как правило около часа, пациент расслабленно лежит на кушетке и не видит психоаналитика, это важно потому, что чем более расслаблен пациент, тем меньше с его стороны сопротивление терапии.
Этот бессвязный монолог клиента в компании наблюдающего его аналитика дает ценнейший материал для последующей работы, ведь каким бы абсурдным не казался этот поток слов все равно наше мышление изначально целесообразно и развивается в направлении значимых для нас понятий.
При исследовании имеют значение следующие факты — содержание высказываний клиента, их последовательность и особенное значение имеет то, что вызывает трудности или сопротивление. Последующее выделение значимого материала и его интерпретация — важная задача психоаналитика, поскольку достоверность этой интерпретации определяет успех всей терапии в целом

Последующее выделение значимого материала и его интерпретация — важная задача психоаналитика, поскольку достоверность этой интерпретации определяет успех всей терапии в целом.

Психоаналитическая психотерапия

Фрейд предсказывал, «что массовое применение нашей терапии вынудит нас сплавлять чистое золото анализа с медью…» Так Фрейд предвидел появление психоаналитической психотерапии.

Благодаря более мягким требованиям к частоте посещений психоаналитическая психотерапия оказалась более востребованной. Пациент психоаналитического психотерапевта может посещать психоаналитические сессии 1-2 раза в неделю, и его не будут убеждать переходить на посещение 3-4 раза в неделю, что чаще всего делают настоящие психоаналитики, верящие, что только такая высокая частота посещений может дать хороший результат.

Должен признаться, что я тоже нахожу бо́льшую частоту посещений преимущественной перед редкими посещениями. При более частых посещениях пациента психотерапевтическая работа оказывается более глубокой и эффективной (поэтому я предлагаю больши́е , чтобы стимулировать пациентов ходить чаще). Но я осознаю, что не все мои пациенты могут себе это позволить.

Для некоторых пациентов посещение 1 раз в неделю оказывается оптимальным, они хорошо помнят, что мы обсуждали на прошлой сессии неделю назад, приносят подробные рассказы того, что произошло за прошедшую неделю, и не чувствуют в течение недели потребность встретиться со мной дополнительно или написать мне. В психоанализе говорят, что у таких людей хорошая способность к контейнированию (Уилфред Бион). Но такие пациенты составляют исключение. Также существуют пациенты, для которых посещения чаще одного раза в неделю будет чрезмерной психической нагрузкой – для них посещения 1 раз в неделю являются оптимальными. Но, чаще всего, если пациент мотивирован на решение своих психологических проблем и включен в психоаналитическую работу, обычно одной сессии в неделю оказывается недостаточно, потому что в течение недели появляется много мыслей и происходит много событий, вызывающих разные переживания, с которыми хочется поделиться со своим психоаналитиком. В таком случае длительности единственной сессии в неделю часто не хватает, и психотерапевту приходится постоянно держать в голове, что успели обсудить, а что – не успели, чтобы вернуться к этому в другой раз (и, должен признаться, не всегда удается обсудить на сессиях все поднятые темы). Поэтому, редкие посещения создают определенные сложности не только для пациента, но и для психотерапевта.

Обычно, в начале психоаналитической психотерапии у пациентов присутствует высокая потребность в психоаналитических сессиях, и если есть такая возможность, они ходят часто. В результате психотерапевтической работы такая потребность, как правило, уменьшается, и частота посещений постепенно снижается, вплоть, иногда, до 1 раза в месяц. Главное, я могу сопровождать и поддерживать своих пациентов на длительном отрезке их жизненного пути, без замены их личной жизни психоаналитическими сессиями, и они не будут .

Бывает, ко мне приходит пациент, и говорит, что у него есть отложенная сумма, позволяющая ему посещать мои сессии, например, 3 раза в неделю в течение года. И больше сбережений нет, и при его доходе он не может продолжать психоанализ более длительное время. В этом случае я говорю, что лучше ходить 3 года 1 раз в неделю, чем 1 год 3 раза в неделю.

Психика человека очень инертная: ребенок способен научиться уверенно ходить только приблизительно к 5 годам, уверенно говорить – к 10, писать – к 15. Невроз всегда формируется в детстве, и, по сути, всегда оказывается хроническим, (если мы не говорим о детском психоанализе). Поэтому длительность психоаналитической психотерапии оказывается приоритетней частоте посещений пациента.

Эти слова не следует понимать так, что пациент должен ходить к психоаналитику, скажем, три года, и только на третий год, наконец, излечиться от невроза или депрессии. Напротив, первые положительные изменения могут появиться уже через несколько месяцев даже при посещении 1 раз в неделю – но для устойчивого результата требуются годы.

Но не всегда нужна такая длительная психотерапевтическая работа. Существует и, так называемая, фокусная психоаналитическая психотерапия, которая обычно длится всего несколько месяцев. Особенностью такой психотерапии является то, что анализ фокусируется на какой-то одной проблеме. Такая психотерапия не подходит для лечения невроза или депрессии, а помогает облегчить аффективное состояние, связанное с психической травмой, например, вызванной разводом.

Стадии психоанализа

Подводя итог рассмотрим последовательность работы аналитика с клиентом, которая условно состоит из нескольких этапов.

Первый этап — поиск травмирующего события в прошлом пациента. Это работа со сновидениями, с оговорками, использование метода свободных ассоциаций, проведение бесед.

Второй этап условно начинается с того момента, когда травма обнаружена и идентифицирована самим клиентом именно как травматическое переживание.
Клиент выражает себя посредством переживания вновь обнаруженного события, а также его рационализации, то есть понимания, как именно оно привело к проблемам. Это весьма болезненный этап, именно на нем формируется то, что мы назвали выше переносом или проекцией. Чаще всего это выражается в довольно негативном отношении к аналитику со стороны пациента.

Третий этап выражается в переоценке травмирующих событий и снижении их значимости вплоть до безразличия и равнодушного отношения

На этом этапе важно понять, что видимый результат не является очередной защитой или имитацией спокойного отношения клиента к проблеме

Разумеется границы всех этих этапов весьма условны. Это связано с тем, что проблемы не приходят поодиночке и видимое решение какой то одной из них вовсе не означает окончания работы, которая может продолжаться одновременно на нескольких стадиях.

Что такое психоанализ

Психоанализ – это теория, основателем которой стал Зигмунд Фрейд, а также метод устранения проблем психологического характера.

При разработке теории известный австрийский психотерапевт применил многолетний опыт, обретенный ним во время врачебной практики.

Итак, о чем говорят основные положения психоанализа:

  • Конфликты сознательного и бессознательного могут привести к неврозам, страхам, депрессиям и прочим нарушениям психики.
  • Опыт, знания и поведение человека формируются на базе его иррациональных бессознательных влечений.
  • Индивид, пытающийся осознать эти влечения, «включает» механизмы защиты, мешающие процессу осознания.
  • Влияние бессознательного можно нейтрализовать через его осознание. Психоанализ – это терапия, предполагающая решение проблемы.

Ключевая идея психоанализа сводится к утверждению, что человек не осознает собственные мотивы поведения – им необходима интерпретация. Согласно классическому психоанализу Фрейда, пациенту следует озвучить все свои мысли, ассоциации, сны. Задача психоаналитика – проанализировать услышанное.

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ

Психоаналитическая терапия – это и метод исследования, и метод лечения. Она проводится в определенных стандартных условиях, получивших название «психоаналитической ситуации». Пациента просят лечь на кушетку, отвернуться от психотерапевта и подробно и честно рассказывать ему обо всех мыслях, образах и чувствах, которые приходят в голову. Психоаналитик выслушивает пациента, не критикуя и не высказывая собственных суждений. Соответственно принципу психического детерминизма, каждый элемент мышления или поведения наблюдается и оценивается в контексте рассказываемого. Личность самого психоаналитика, его ценности и суждения полностью исключаются из терапевтического взаимодействия. Такая организация психоаналитической ситуации создает условия, при которых мысли и образы пациента могут всплывать из очень глубоких слоев психики. Они возникают вследствие постоянного внутреннего динамического давления влечений, которые порождают бессознательные фантазии (сны, свободные ассоциации и т.п.). В результате то, что ранее вытеснялось, вербализуется и может быть изучено. Поскольку психоаналитическая ситуация не осложнена влиянием обычных межличностных отношений, взаимодействие трех компонентов психики – Я, Оно и Сверх-Я – изучается более объективно; это дает возможность показать пациенту, что именно в его поведении определяется бессознательными желаниями, конфликтами и фантазиями, а что – более зрелыми способами реагирования.

Цель психоаналитической терапии – замена объективным разумным суждением стереотипных, автоматизированных способов реагирования на тревогу и страхи. Важнейшая часть терапии связана с интерпретацией реакций пациента на самого психотерапевта. Во время лечения восприятие больным психоаналитика и предъявляемых им требований часто становится неадекватным и нереалистичным. Этот феномен известен как «перенос», или «трансфер». Он представляет собой бессознательное восстановление пациентом новой версии забытых детских воспоминаний и вытесненных бессознательных фантазий. Пациент переносит на психоаналитика свои неосознаваемые детские желания. Перенос понимается как форма памяти, в которой повторение в действии замещает воспоминание прошлого и в которой реальность настоящего неправильно интерпретируется в терминах забытого прошлого. В этом отношении перенос – повторение в миниатюре невротического процесса.

Современный психоанализ

Современный психоанализ взрос на ниве концепций Фрейда. Он представляет собой постоянно развивающиеся теории и методы, призванные распахнуть самые сокровенные стороны человеческого естества.

Более чем за столетний период своего существования психоаналитическое ученье претерпело множество кардинальных изменений. На базе монотеистической теории Фрейда сформировалась сложная система, которая охватывает разнообразные практические подходы и научные точки зрения.

Современный психоанализ являет собой комплекс подходов, связанных общим предметом анализа. Таким предметом служат неосознаваемые стороны психического бытия субъектов. Общая цель психоаналитических трудов заключается в освобождении индивидуумов от разнообразных бессознательных пределов, порождающих мучение и блокирующих прогрессивное развитие. Первоначально развитие психоанализа шло исключительно в качестве метода излечения от неврозов и учения о неосознаваемых процессах.

Современный психоанализ выделяет три направления, взаимосвязанных между собой, а именно психоаналитическая концепция, образующая фундамент для разнообразных практических подходов, прикладной психоанализ, устремленный на исследование культурных явлений и решение общественных задач и клинический психоанализ, направленный на оказание помощи психологического и психотерапевтического характера в случаях личностных затруднений либо нервно-психических нарушений.

Если во время Фрейдовского творчества были особо распространены концепция влечений и теория инфантильного полового влечения, то сегодня бесспорным лидером в области психоаналитических представлений выступают эго-психология и концепция объектных отношений. Наряду с этим постоянно трансформируются техники психоанализа.

Современная психоаналитическая практика вышла уже далеко за пределы лечения невротических состояний. Невзирая на то, что симптоматика неврозов, как и прежде, считается показанием для использования классической техники психоанализа, современное психоаналитическое учение находит адекватные способы оказания помощи индивидам с разнообразной проблематикой, начиная от обыденных затруднений психологического характера и заканчивая тяжелыми психическими расстройствами.

Наиболее популярными ответвлениями современной психоаналитической теории считаются структурный психоанализ и неофрейдизм.

Структурный психоанализ — это направление современного психоанализа, базирующееся на смысле языка для оценки бессознательного, характеристики подсознательного и с целью лечения психоневрологических заболеваний.

Неофрейдизмом также именуют направление в современной психоаналитической теории, возникшее на фундаменте реализации постулатов Фрейда о бессознательной эмоциональной мотивации деятельности субъектов. Также всех последователей неофрейдизма объединяло стремление переосмыслить теорию Фрейда в сторону ее большей социологизации. Так, например, Адлер и Юнг отвергли биологизм Фрейда, инстинктивизм и половой детерминизм, также придавали бессознательному меньшее значение.

Развитие психоанализа, таким образом, привело к возникновению многочисленных модификаций, которые изменили содержание ключевых понятий концепции Фрейда. Однако всех последователей психоанализа связывает признание суждения о «сознательном и бессознательном».

Достоинства и недостатки

Как теория и практическая методика, психоанализ обладает рядом как достоинств. так и недостатков.

Достоинства Недостатки
Центром психической жизни становится бессознательное Изучить бессознательное можно, только извлекая оттуда информацию в сознание, а при этом возникает множество искажений
Можно помочь пациенту «вспомнить» многие факты из прошлого с целью переживания событий и излечения Иногда травмирующие события не удается переработать и отыграть и тогда возможно либо сохранение проблем или заболевания, либо даже ухудшение состояния
Разработаны методики психоанализа для практической работы с пациентами Толкование свободных ассоциаций, снов и оговорок очень субъективно и находится в большой зависимости от опыта, культуры и морального облика самого врача
Сексуальная сфера стала изучаема психологом и ее влияние на развитие и жизнь человека очень велико Иногда значение либидо и комплексов преувеличивается врачом, отрицающим влияние воспитания, среды и окружения
Терапия позволяет не просто избавиться от заболеваний или проблем, она просто расширяет граница сознания человека в ранее неизвестные ему области Психоаналитическая терапия — очень длительная, чаще дорогая и не гарантирует улучшения или излечения.

А что делает психоаналитик?

Психоаналитик слушает, стараясь не мешать пациенту говорить о том, что для него важно. Только пациент знает, что и где у него болит

Только слушая, можно понять, что и о чем тебе говорят.

Важно, конечно, и то, что говорить оказывается возможным, потому что Вас слушают. Но психоаналитик – не только собака, которая внимательно слушает, он сообщает пациенту о своем понимании и проверяет у него, насколько правильно он его понял, а также интерпретирует, выражая этим свое видение ситуации пациента с точки зрения психоанализа – это основная составляющая техники психоанализа

Психоанализ – это научно-философская концепция описания причинно-следственных связей и законов психического развития человека.

Психоанализ – это объяснительная психотерапия.

В процессе слушания у психоаналитика возникают объяснительные гипотезы, основанные на психоаналитическом понимании того, что происходило или происходит с пациентом, и почему это происходило или происходит.

Такие гипотезы отвечают на вопросы:

Что происходит?Почему это происходит?

Эти гипотезы обсуждаются психоаналитиком с пациентом, в результате чего они уточняются или отвергаются. Если гипотеза верная – чаще всего она вызывает в памяти пациента новые воспоминания.

В процессе психоанализа пациент приобретает возможность самому строить такие гипотезы и предлагать их психоаналитику для обсуждения – это и есть основная задача психоанализа.

В процессе обсуждения этих гипотез, благодаря тому, что пациент начинает понимать, что происходит и почему это происходит, ему становится возможным лучше понимать самого себя и других людей и ответить себе на вопрос:

Что делать?

Психоаналитик старается не вмешиваться в выбор пациентом ответа на вопрос: Что делать? Это должно быть свободным решением пациента.

Интерпретации

Единственным способом, которым психоаналитик воздействует на пациента – являются интерпретации. Психоаналитик использует весь свой опыт многолетнего обучения психоанализу и своей психотерапевтической практики для того, чтобы строить объяснительные гипотезы того, что происходит с пациентом, почему ему что-то не удается в жизни, почему его преследуют роковые неудачи, как возникают его невротические симптомы или почему его переживания носят депрессивный характер. Когда эти гипотезы ему кажутся достаточно сформированными – он предлагает их на рассмотрение пациенту, т.е. делает интерпретацию.

Интерпретации бывают трех уровней

На первом уровне ищутся связи между осознаваемыми мыслями и чувствами пациента с их скрытым бессознательным содержимым. Это называется анализом . На этом уровне находят ответ на вопрос: Что происходит?

ищутся связи с детскими переживаниями и травмами, которым не придавали должного значения, которые были забыты или никогда не осознавались – это называется генетическими реконструкциями. На этом уровне находят ответ на вопрос: Почему это происходит? (Подробнее о реконструкциях см. в примере .)

На третьем уровне обнаруживаются параллели между тем, что пациент думает и чувствует в адрес своего психоаналитика (что переносится на его фигуру), и тем, что он думал и чувствовал в адрес своих родителей или близких родственников – это называется анализом переноса. Это позволяет пациенту лучше понять, что с ним происходит в данный момент, как он взаимодействует с людьми сегодня и как это связано с его прошлым. Таким образом находится наглядная связь между вопросами: Что происходит? и Почему это происходит? (См. также , , , и )

Если психоаналитику в одной интерпретации удается выразить взаимосвязь между прошлыми травмами пациента и тем, что происходит с пациентом сейчас, а также как это проявляется в отношениях с психоаналитиком – это называется полной интерпретацией.

Интерпретации никогда не создаются только психоаналитиком. Интерпретации являются плодом совместной работы психоаналитика и пациента, благодаря сформированному ими рабочему альянсу (Гринсон). Сначала психоаналитик слушает пациента, а когда у него возникают идеи – он делится ими с пациентом. Пациент подтверждает гипотезу психоаналитика или опровергает ее, предлагая свой вариант. Обычно пациенты очень быстро улавливают суть психоаналитического мышления и с помощью психоаналитика учатся формировать свои собственные психоаналитические интерпретации. Полная интерпретация является плодом длительной совместной работы психоаналитика и пациента. Умение пациента строить самостоятельно свои собственные психоаналитические интерпретации – является основной задачей психоанализа.

Международный Институт Глубинной Психологии (Киев)

Международный Институт Глубинной Психологии (МИГП) был основан в 2000 году. Первоначально он существовал в качестве Киевского представительства Восточно-Европейского Института Психоанализа (г. Санкт-Петербург), но уже спустя год приобрел полную самостоятельность.
В 2003 году Институт получил государственную лицензию Министерства образования и науки Украины (серия АА № 428598 от 09.01.2003), а в 2006 году продлил ее еще на пять лет (серия АB № 159408 от 02.10.2006).

Существующая сегодня в Институте учебная программа – первая и пока единственная методически обоснованная и лицензированная программа психоаналитического образования в Украине.

В учебных программах Института представлены история, теория, методика и практика классического психоанализа и основных современных психодинамических подходов (З.Фрейд, Ж.Лакан, А.Фрейд, Д.Винникот, М.Кляйн, Э.Фромм, К.Хорни, Г.Салливан, К.Г.Юнг, А.Адлер, Х.Кохут и другие).

Институт выполняет разработки и исследования по актуальным психотерапевтическим, социально-психологическим и социально-экономическим проблемам. Международный Институт Глубинной Психологии проводит широкую общественную деятельность, направленную на развитие психоанализа в Украине и реализует широкий спектр образовательных, научно-исследовательских и общественных программ в отрасли психологии, психоанализа, культуры, философии, психотерапии, искусства, бизнеса и рекламы.
Специалисты Института проводят консультационную, тренинговую и супервизионную работу, принимают участие в международных научно-исследовательских проектах.
При Институте работает Консультационный Центр.

Институт два раза в год проводит набор лиц с высшим образованием. Отсутствие украинского гражданства не является препятствием к обучению. Продолжительность лекционно-семинарского цикла составляет 2,5 года. Общий объем учебных дисциплин составляет 900 лекционных и 200 часов групповых и семинарских занятий.
По окончании выдается документ государственного образца, подтверждающий повышение квалификации по направлению «практическая психология (психоанализ)».
По окончанию института, выпускники имеют возможность начать практику при учебно-методическом консультационном центре МИГП.

Адрес Международного Института Глубинной Психологии (МИГП):

01024, г. Киев, ул. Лютеранская 11а, офис №2. Проезд: от ст. метро «Крещатик» — 5 мин. пешком.

Телефоны: (044) 222-70-65, 279-62-26, (044) 279-62-39.

Web: https://www.pa.org.ua/index.php?m=3

Психоанализ и психотерапия: в чем разница?

Психоанализ не является синонимом психотерапии. Это разные понятия. Более того, сторонники психоанализа называют его отдельной дисциплиной, не имеющей никакого отношения к психотерапии или психологии. А среди сходных дисциплин называют литературу, лингвистику, кибернетику, медиа.

Отец-основатель психоанализа подчеркивал его исследовательско-теоретическую природу. Позднее внутри этой теории образовалось несколько психотерапевтических школ и направлений. Но главная цель психоанализа не изменилась. Он дает возможность пациенту исследовать свою психику через погружение в бессознательное, открыть для себя внутренний мир.

Девять фактов о психоанализе:

  1. Сеанс психоанализа – таинство, в котором участвуют только клиент и психоаналитик.
  2. Личность психоаналитика – один из главных инструментов в психоаналитической работе. Он должен вызывать полное доверие у пациента, чтобы совместно переживать самые потаенные конфликты и трагедии.
  3. Положение пациента лежа на кушетке – еще одно отличие психоанализа от других методов психотерапии, где пациент и психолог располагаются лицом друг к другу.
  4. Психоанализ отличается личностной ориентированностью. В центре исследования находится личность в целом с ее «хорошими» и «плохими» проявлениями.
  5. Психоаналитический сеанс сразу не даст заметного облегчения пациенту. Наоборот, болезненные процессы могут обостряться и доставлять дополнительные страдания.
  6. Работа идет по всем направлениям: с личностными расстройствами, психологическими проблемами, со всеми, кто хочет получше понять себя. Психоаналитики не работают только с психически больными людьми, которые нуждаются в медикаментозном лечении.
  7. Опытный психоаналитик может реконструировать события прошлого по обрывочным воспоминаниям, фрагментам сновидений, поведенческим паттернам, оговоркам, забытым намерениям. Но на это понадобится время.
  8. Частота сеансов: 1-5 в неделю. Длительность терапии: от 4 до 7-10 лет.
  9. При длительном взаимодействии с психоаналитиком, пациент может испытывать разные чувства к аналитику (в том числе сексуальное влечение). Но это – один из важных этапов работы с бессознательным, описанный как реакция переноса и контрпереноса.

Сегодня доказано, что Фрейд во многом ошибался, и большинство его постулатов сегодня признаются несостоятельными. Признавать ученого гением или нет, личное дело каждого. Но нерационально делать две вещи: а) всерьез воспринимать все первоначальные теории; б) недооценивать вклад Фрейда в психологию, философию и медицину. Все же в свое время психоанализ стал революцией в психологии.