Модель а
Интертипные отношения
Интертипные отношения — отношения между представителями социотипов,
обусловленные расположением соционических функций в модели А. Между
людьми с различными социотипами будут и различные типы взаимоотношений,
так как каждый тип по своему воспринимает и обрабатывает информацию.
Существует несколько типов отношений между различными типами, они мало
зависят от стремлений и желаний людей.
Согласно теории интертипных отношений существуют 14 видов
интертипных отношений между представителями 16 социотипов:
тождественные, дуальные, зеркальные, активации, родственные,
полудуальные, деловые, миражные, погашения, суперэго,
квазитождественные, конфликтные, заказа, ревизии.
Все виды интертипных отношений, кроме социального заказа и ревизии,
симметричны. Отношения социального заказа и ревизии асимметричны.
См. Подробнее О Взаимодействии ТИМов.
Таблица интертипных отношений
Таблица интертипных отношений | ||||||||||||||||
ИЛЭ | СЭИ | ЭСЭ | ЛИИ | ЭИЭ | ЛСИ | СЛЭ | ИЭИ | СЭЭ | ИЛИ | ЛИЭ | ЭСИ | ЛСЭ | ЭИИ | ИЭЭ | СЛИ | |
ИЛЭ, «Дон Кихот» | Тожд. | Дуал. | Акт. | Зерк. | Зак. | Рев. | Дел. | Мир. | СЭ | ПП | КТ | Конф. | ПЗ | ПР | Род. | ПД |
СЭИ, «Дюма» | Дуал. | Тожд. | Зерк. | Акт. | Рев. | Зак. | Мир. | Дел. | ПП | СЭ | Конф. | КТ | ПР | ПЗ | ПД | Род. |
ЭСЭ, «Гюго» | Акт. | Зерк. | Тожд. | Дуал. | Род. | ПД. | ПЗ | ПР | КТ | Конф. | СЭ | ПП | Дел. | Мир. | Зак. | Рев. |
ЛИИ, «Робеспьер» | Зерк. | Акт. | Дуал. | Тожд. | ПД | Род. | ПР | ПЗ | Кон. | КТ | ПП | СЭ | Мир. | Дел. | Рев. | Зак. |
ЭИЭ, «Гамлет» | ПЗ | ПР | Род. | ПД. | Тожд. | Дуал. | Акт. | Зерк. | Зак. | Рев. | Дел. | Мир. | СЭ | ПП | КТ | Конф. |
ЛСИ, «Максим Горький» | ПР | ПЗ | ПД | Род. | Дуал. | Тожд. | Зерк. | Акт. | Рев. | Зак. | Мир. | Дел. | ПП | СЭ | Конф. | КТ |
СЛЭ, «Жуков» | Дел. | Мир. | Зак. | Рев. | Акт. | Зерк. | Тожд. | Дуал. | Род. | ПД | ПЗ | ПР | КТ | Конф. | СЭ | ПП |
ИЭИ, «Есенин» | Мир. | Дел. | Рев. | Зак. | Зерк. | Акт. | Дуал. | Тожд. | ПД | Род. | ПР | ПЗ | Конф. | КТ | ПП | СЭ |
СЭЭ, «Наполеон» | СЭ | ПП | КТ | Конф. | ПЗ. | ПР. | Род. | ПД | Тожд. | Дуал. | Акт. | Зерк. | Зак. | Рев. | Дел. | Мир. |
ИЛИ, «Бальзак» | ПП | СЭ | Конф. | КТ | ПР | ПЗ | ПД | Род. | Дуал. | Тожд. | Зерк. | Акт. | Рев. | Зак. | Мир. | Дел. |
ЛИЭ, «Джек Лондон» | КТ | Конф. | СЭ | ПП | Дел. | Мир. | Зак. | Рев. | Акт. | Зерк. | Тожд. | Дуал. | Род. | ПД | ПЗ | ПР |
ЭСИ, «Драйзер» | Конф. | КТ | ПП | СЭ | Мир. | Дел. | Рев. | Зак. | Зерк. | Акт. | Дуал. | Тожд. | ПД | Род. | ПР | ПЗ |
ЛСЭ, «Штирлиц» | Зак. | Рев. | Дел. | Мир. | СЭ | ПП | КТ | Конф. | ПЗ | ПР | Род. | ПД | Тожд. | Дуал. | Акт. | Зерк. |
ЭИИ, «Достоевский» | Рев. | Зак. | Мир. | Дел. | ПП | СЭ | Конф. | КТ | ПР | ПЗ | ПД | Род. | Дуал. | Тожд. | Зерк. | Акт. |
ИЭЭ, «Гексли» | Род. | ПД | ПЗ | ПР | КТ | Конф. | СЭ | ПП | Дел. | Мир. | Зак. | Рев. | Акт. | Зерк. | Тожд. | Дуал. |
СЛИ, «Габен» | ПД | Род. | ПР | ПЗ | Конф. | КТ | ПП | СЭ | Мир. | Дел. | Рев. | Зак. | Зерк. | Акт. | Дуал. | Тожд. |
Сокращения: Тожд. — тождественные отношения, Дуал. — дуальные отношения, Акт. — отношения активации, Зерк. — зеркальные отношения, Род. — родственные отношения, ПД. — полудуальные отношения, Дел. — деловые отношения, Мир. — миражные отношения, СЭ — отношения суперэго, КТ — отношения квазитождества, ПП — отношения полной противоположности, Конф. — конфликтные отношения, Зак. — отношения заказа (Вы заказчик), ПЗ — отношения заказа (Вы подзаказный), Рев. — отношения ревизии (Вы ревизор), ПР — отношения ревизии (Вы подревизный). | ||||||||||||||||
Пояснение: для определения интертипных отношений по таблице находим свой тип в левом вертикальном столбце, тип партнера в верхней строчке, и пересечение строки с собственным типом и столбца с типом партнера покажет интертипные отношения. |
Соционический тип
Тип информационного метаболизма человека, по А.Аугустинавичюте, определяется степенью осознанности информации, получаемой человеком «о разных аспектах мира». Социотип определяет способы получения и обработки информации, возможности человека при взаимодействии с окружающей действительностью, его сильные и слабые стороны. Согласно концепции А.Аугустинавичюте, все 16 типов в совокупности образуют целостную информационную систему — «социон», целостность которого обусловливается информационными взаимодействиями между ними.
При разделении всего «социона» по четырём дихотомиям, образуется 16 соционических типов, именуемых следующими условными названиями (жирным шрифтом дано наиболее употребительное название, прямым шрифтом в скобках — употребляемое реже или устаревшее, курсивом после запятой — перевод англоязычного аналога):
- ИЛЭ, «Дон Кихот», «Искатель» — интуитивно-логический экстраверт (логик, интуит, экстраверт, иррационал)
- СЭИ, «Дюма» («Санчо Панса»), «Посредник» — сенсорно-этический интроверт (этик, сенсорик, интроверт, иррационал)
- ЭСЭ, «Гюго», «Энтузиаст» — этико-сенсорный экстраверт (этик, сенсорик, экстраверт, рационал)
- ЛИИ, «Робеспьер» («Декарт»), «Аналитик» — логико-интуитивный интроверт (логик, интуит, интроверт, рационал)
- ЭИЭ, «Гамлет», «Наставник» — этико-интуитивный экстраверт (этик, интуит, экстраверт, рационал)
- ЛСИ, «Максим» или «Максим Горький», «Инспектор» — логико-сенсорный интроверт (логик, сенсорик, интроверт, рационал)
- СЛЭ, «Жуков» («Командор») «Маршал» — сенсорно-логический экстраверт (логик, сенсорик, экстраверт, иррационал)
- ИЭИ, «Есенин» («Тутанхамон»), «Лирик» — интуитивно-этический интроверт (этик, интуит, интроверт, иррационал)
- СЭЭ, «Наполеон» («Цезарь»), «Политик» — сенсорно-этический экстраверт (этик, сенсорик, экстраверт, иррационал)
- ИЛИ, «Бальзак» («Горио»), «Критик» — интуитивно-логический интроверт (логик, интуит, интроверт, иррационал)
- ЛИЭ, «Джек» или «Джек Лондон» («Робин Гуд»), «Предприниматель» — логико-интуитивный экстраверт (логик, интуит, экстраверт, рационал)
- ЭСИ, «Драйзер», «Хранитель» — этико-сенсорный интроверт (этик, сенсорик, интроверт, рационал)
- ЛСЭ, «Штирлиц» («Шерлок Холмс»), «Администратор» — логико-сенсорный экстраверт (логик, сенсорик, экстраверт, рационал)
- ЭИИ, «Достоевский» («д-р Ватсон»), «Гуманист» — этико-интуитивный интроверт (этик, интуит, интроверт, рационал)
- ИЭЭ, «Гексли» («Том Сойер»), «Советчик» — интуитивно-этический экстраверт (этик, интуит, экстраверт, иррационал)
- СЛИ, «Габен» («Гек Финн»), «Мастер» — сенсорно-логический интроверт (логик, сенсорик, интроверт, иррационал)
Согласно соционической теории, социотип человека неизменен в течение всей жизни, хотя информационное наполнение различных функций и аспектов может меняться.
Признаки Рейнина
В 1980 г. Аушра Аугустинавичюте и Лариса Кобринская предположили, что помимо четырёх Юнговских дихотомий существует ещё 11 дихотомических признаков, образующихся при перемножении Юнговских дихотомий. Позднее математик Григорий Рейнин подвёл математический базис под данную гипотезу, в связи с чем признаки и получили его имя. Признаки Рейнина в настоящее время используются при соционической диагностике (типировании) некоторыми соционическими школами, в то время как другие школы их не признают (см. ниже).
Признаки, образуемые перемножением двух Юнговских дихотомий
- Демократия/аристократия = Логика/этика * Интуиция/сенсорика
- Уступчивость/упрямство = Логика/этика * Экстраверсия/интроверсия
- Предусмотрительность/беспечность = Интуиция/сенсорика * Экстраверсия/интроверсия
- Конструктивизм/эмотивизм = Логика/этика * Иррациональность/рациональность
- Тактика/стратегия = Интуиция/сенсорика * Иррациональность/рациональность
- Статика/динамика = Экстраверсия/интроверсия * Иррациональность/рациональность
Пояснение. Дихотомии перемножаются так: Демократия/аристократия = Логика/этика * Интуиция/сенсорика означает, что демократы — это логики-интуиты (Дон Кихот, Робеспьер, Джек Лондон, Бальзак) и этики-сенсорики (Дюма, Гюго, Наполеон, Драйзер), а аристократы — логики-сенсорики (Максим Горький, Жуков, Штирлиц, Габен) и этики-интуиты (Гамлет, Есенин, Достоевский, Гексли). Аналогично перемножаются другие дихотомии.
Признаки, образуемые перемножением трёх Юнговских дихотомий
- Позитивизм/негативизм = Логика/этика * Интуиция/сенсорика * Экстраверсия/интроверсия
- Процесс/результат = Логика/этика * Интуиция/сенсорика * Иррациональность/рациональность
- Весёлость/серьёзность = Логика/этика * Экстраверсия/интроверсия * Иррациональность/рациональность
- Рассудительность/решительность = Интуиция/сенсорика * Экстраверсия/интроверсия * Иррациональность/рациональность
Признак, образуемый перемножением четырёх Юнговских дихотомий
Квестимность/деклатимность = Логика/этика * Интуиция/сенсорика * Экстраверсия/интроверсия * Иррациональность/рациональность
Признаки, отличающиеся в дуальной паре, называют индивидуальными; признаки, общие для дуальной пары, но отличающиеся между двумя дуальными парами квадры — диадными; признаки, общие для всей квадры — квадральными.
Критика признаков Рейнина
Далеко не все соционики признают признаки Рейнина. Критики признаков Рейнина (В.Ермак, М. и Д. Лытовы) отмечают, что в данной гипотезе произошёл пересмотр ряда базовых соционических понятий, а также критикуют эмпирические исследования признаков Рейнина за методологическую некорректность. Тем не менее, в соционике пока что больше сторонников, чем противников признаков Рейнина.
ЭГО
Социально-демонстративный, творческий блок; средство сознательного воздействия на мир; блок точной самооценки; блок глубокого изучения одного из параметров внешнего мира; блок, требующий адекватного его способностям признания. «Блок ЭГО не знает сомнений, переживаний, угрызений совести. Других этот блок тоже не обвиняет, ответственности на них не перекладывает» .
Творческая функция нуждается в понимании, иначе работа по ее аспекту не приносит радости. Творческая — средство достижения цели, намеченной вторым, продуктивным элементом блока СУПЕРЭГО 4-й Функцией) и окончательно сформулированной «под присмотром» программной. «ЭГО решает проблемы, рожденные на СУПЕРЭГО» .
ЭГО — личный вклад в изменение внешней ситуации; каждый человек подчиняет окружающих своей программной функции: — своему чувству времени, ритму; — своему видению возможностей и перспектив; — своей воле и т.п. Активность ЭГО (кинетического ментального блока) ограничивается здоровьем, интеллектом, образованием, кругом интересов, потребностью социума в потенциальных способностях индивида.
СУПЕРЭГО
Социально-конформный блок; средство отображения внешнего мира; блок «нормативов», которым человек пытается соответствовать; блок ориентации в объективной действительности; «совесть» человека. СУПЕРЭГО никогда не спорит, а только рассуждает, не прибавляя почти ничего нового, учитывает все известное по своим аспектам. «СУПЕРЭГО — блок всеядный, жадно поглощает всю относящуюся к его элементам информацию» . Первый такт СУПЕРЭГО (3-я функция) не способен самостоятельно реагировать на изменения (например, ЛИИ и ЛСИ не могут перейти на новый «режим чувств»: их должен «перевести» кто-то извне). Отсутствие ударов по 4-й функции — доказательство, что индивид удовлетворяет ожиданиям окружающих. Мечта каждого — чтобы его понимание аспекта 4-й функции совпадало с «общественным мнением».
Человеку нужно сопереживание по аспектам его блока СУПЕРЭГО. Но это возможно, только если функции блока богаты информацией, то есть обладают социальной ценностью. «Именно по аспектам блока СУПЕРЭГО стараются поднять свою ценность для общества, а когда это в достаточной мере не удается, грызет совесть» .
«Блок ЭГО включается энергично в активность только после того, как приобретает последователей, желающих пользоваться его идеями, но не способных осуществить их собственными силами. СУПЕРЭГО переходит от разговоров к действию тоже лишь после того, как обеспеченные его информацией люди начинают действовать сами и просто необходимо выравнивать их линию поведения» .
Аспекты информационного метаболизма и соционические функции
Аспекты информационного метаболизма
-
— «чёрная логика» (деловая логика) — оценка целесообразности, деловых
качеств, стремление к эффективности и оптимальности, понимание
технологических процессов, работы механизмов, организаторские
способности, стремление к сбору полной и достоверной информации. -
— «белая логика» (структурная логика) — оценка логичности информации,
анализ и систематизация информации, оценка причинно-следственных
связий, понимание формальных правил и объективных закономерностей. -
— «чёрная этика» (этика эмоций) — понимание эмоционального состояния
человека, управление настроением людей и эмоциональным фоном в группе
людей, выражение чувств и эмоций. -
— «белая этика» (этика отношений) — оценка межличностных отношений,
манипуляция отношениями, понимание правил поведения в обществе,
моральная оценка поступков людей, стремление к милосердию и
человеколюбию, сочувствие. -
— «чёрная интуиция» (интуиция возможностей) — многоплановое и целостное
восприятие мира, оценка потенциальных качеств и возможностей систем и
явлений, способностей людей, оценка перспективности, видение вариантов,
стремление к новаторству. -
— «белая интуиция» (интуиция времени) — понимание взаимосвязи времен,
видение тенденций развития событий, способности к прогнозированию,
оценка затрат времени, управление своим и чужим временем, чувство
гармоничности и своевременности. -
— «чёрная сенсорика» (силовая сенсорика) — восприятие материальных
объектов и окружающего пространства, оценка внешнего вида объектов,
оценка физической силы, волевых качеств людей, их материального
положения и веса в обществе, оценка расстановки сил, настойчивость,
властность, пробивные качества, стремление к лидерству и благосостоянию. -
— «белая сенсорика» (сенсорика ощущений) — восприятие ощущений органов
чувств, понимание физического состояния человека, оценка гармонии форм
и положений, стремление к удобству, комфорту и уюту, изысканным
удовольствиям.
Чёрная и белая логика, чёрная и белая этика считаются рациональными
аспектами, чёрная и белая интуиция, чёрная и белая сенсорика —
иррациональными аспектами. Аспекты, обозначенные чёрным цветом,
считаются экстравертными, белым цветом — интровертными.
В некоторых источниках аспекты информационного метаболизма
называются соционическими функциями, однако использование данного
термина в этом контексте неудачно, поскольку возникает путаница с
функциями в модели А.
Аспекты мира
В отдельных источниках аспекты мира представлены как первоосновы
аспектов информационного метаболизма и соционических функций. Аспектом
мира считается определённая часть физической реальности, с которой
взаимодействуют 8 функций. Разделение реальности на аспекты,
произведено на базе таких фундаментальных понятий, как Материя, Энергия, Пространство, и Время, причем материи соответствует логика, энергии — этика, пространству — сенсорика, времени — интуиция.
Кроме того, каждый элемент может рассматриваться, как сам по себе,
так и по отношению к другому такому же элементу, исходя из этого
образом, элементы делятся на абсолютные («чёрные») и относительные
(«белые»). Абсолютный аспект — существующий, рассматриваемый,
оцениваемый сам по себе, вне связи, зависимости от чего-либо.
Относительный аспект — устанавливаемый по сравнению, сопоставлению с
другим.
Следует отметить, что представление об «аспектах мира», как о
первоосновах юнговских функций, разделяют далеко не все соционики, а
терминология, используемая в описаниях «аспектов», вызывает критические
замечания. По сути, представления об аспектах выходят из области научно
верифицируемых фактов в область философских представлений, в которых
заметно ощущается влияние советского «диалектического материализма».
Соционические функции
Психическая функция — это инструмент психики, с помощью которого она
взаимодействует с реальностью. Соционические функции представляют собой
способности человека воспринимать и обрабатывать информацию по
различным информационным аспектам. Всего существует 8 соционических
функций, каждая ограничена своим кругом деятельности, взаимодействует с
определённым аспектом реальности, воспринимает, обрабатывает и выдает
информацию, связанную с одним из 8 аспектов информационного метаболизма.
Информационная модель психики (модель А)
Аугустинавичюте разработала информационную модель психики человека, которую назвала своим инициалом, «модель А». Использование «модели А», по мнению социоников, позволяет описать особенности восприятия мира и поведение представителей разных соционических типов, дать научный прогноз отношений между людьми и служит основой для теории интертипных отношений. В ней используются термины психоанализа «Эго», «Суперэго» и «Ид», а также неологизм «Суперид». «Модель А» состоит из восьми полей, соответствующих всем четырём психическим функциям Юнга в обоих вариантах психологической установки (как «экстравертные» и как «интровертные»). Для каждого социотипа в эти ячейки заносят аспекты, на которых акцентированы психические функции у данного социотипа. Порядок распределения аспектов по функциям 3-8 жёстко зависит от аспектов, на которых акцентированы первые две функции и полностью определяется закономерностями, введенными Аугустинавичюте при её разработке.
Модель А на примере типа «ИЛЭ»:
- 1 функция — «базовая» (программная), она определяет доминирующие сферы приложения сил и «программу действий» человека.
- 2 функция — «творческая», она определяет механизм деятельности и стиль реализации программной функции.
- 3 функция — «ролевая» (нормативная), по ней человек обычно старается показать себя компетентным, но разрешать сложные ситуации и долго работать в режиме этой функции человеку сложно.
- 4 функция — «болевая» (мобилизационная), точка наименьшего сопротивления; по болевой функции человек болезненно воспринимает информацию и нуждается в тактичной помощи, желательно без лишних слов.
- 5 функция — «внушаемая» (суггестивная), по ней человек воспринимает информацию некритично и с благодарностью, нуждается в помощи и советах. В то же время, человек плохо осознаёт свои потребности по данной функции вплоть до возникновения конкретных проблем — «чего-то хочется, а чего конкретно — непонятно».
- 6 функция — «активационная» (референтная), по ней человек ориентируется на ближайшее окружение, положительно реагирует на воздействие.
- 7 функция — «наблюдательная» (контрольная, ограничительная, рамочная), по этой функции человек хорошо воспринимает и обрабатывает информацию, но предпочитает скорее критиковать ошибки других по данной функции, чем самому проявлять по ней инициативу. С её помощью человек ограничивает нежелательное воздействие на себя, выражает несогласие или отказ.
- 8 функция — «демонстративная» (эталонная, фоновая), она обычно проявляется без слов на деле, органично и естественно, без лишних объяснений.
Блоки «Эго» и «Суперэго» называют «ментальное кольцо», а блоки «Ид» и «Суперид» — «витальное кольцо». Считается, что обработка информации в функциях первого кольца осознаётся человеком, а второго — происходит бессознательно. Распределение аспектов по функциям колец в модели А получается зеркальным отражением друг друга, с изменением «вертности».
Функции блоков «Эго» и «Ид» характеризуются как «сильные», а функции блоков «Суперэго» и «Суперид» — «слабые». Имеется ввиду соответствующее различие в возможностях — по пропускной способности и гибкости в оперировании выбранным аспектом информации.
Некоторые школы отмечают и исследуют у функций модели А различия по ещё нескольким параметрам, например размерностям, знакам и т. п.
Материал из Википедии. https://ru.wikipedia.org
8) Группа «Квадрат».
Однородная группа из 4-ех человек. Представлены отношения полудополнения, родственные и дополнения.
Квадрат – наиболее подходящая группа для совместного отдыха. Отношения в этой группе спокойные, ненатянутые. Для установления контакта не нужно прилагать больших усилий. Общение идёт в неторопливом, спокойном, размеренном ритме. Можно расслабиться. Теоретических диспутов в этой группе не возникает. Практические проблемы быстро решаются. Если все молчат, то напряжения, как в «кольце контроля», не чувствуется. Это группа релаксации.
Пребывание в этой четвёрке дает возможность хорошо отдохнуть и восстановить силы.
Изучение возможности практического применения рассмотренных здесь свойств групп необходимо проводить со специалистами-психологами, социологами, врачами. Свойства других целостных групп сейчас продолжают изучаться.
В заключение можно добавить, что современная социальная психология, введя в свой арсенал широкий спектр таких микрогрупп со всем устойчивым разнообразием их свойств, получает возможность нового эффективного подхода к проблеме целенаправленного формирования коллективов в различных сферах человеческой деятельности.
СУПЕРИД
Блок отображения объективной картины состояния организма; самочувствие; блок беспомощности, зависимости от внешних объектов. В психологически трудных ситуациях — последняя инстанция, с помощью которой человек объясняет своё поведение и ищет выход из тупика: — работой (5-я функция — ), — улучшая свое самочувствие ().
Реализуя аспекты СУПЕРИД, индивид опасается противопоставить свои интересы интересам окружающих. Поэтому и отмечается «жертвенность» и потребность во внешней регулировке по 5-й и 6-й функциям. На СУПЕРИД развивается чувство «виновности окружающих» в несостоятельности человека по аспектам суггестивной и активационной функциям. Акцептная 5-я терпеливо переносит очень острую критику и даже воспринимает ее как заботу. Продуктивная 6-я — «мимозоподобная» — на критику и замечания реагирует болезненно потому что ожидает лишь поддержки.
СУПЕРИД своей слабостью, беспомощностью провоцирует на активную деятельность функции ЭГО дуала. Собственными силами с собственным СУПЕРИД никто не справляется; чем больше человека опекают по аспектам этого блока, тем выше его витальность, энергичность. Вообще, при кооперации в дуальной паре инициатива постоянно переходит из рук в руки, даже трудно разобраться, кто в каком случае является последователем, а кто — наставником. Успешность кооперации дуалов в том, что их модели образованы из одинаковых (по аспектам) блоков, но каждый блок у одного — потенциальный, а у другого — кинетический.
Соционические типы
Рациональность/ иррациональность |
Признак первой функции | Признак второй функции | экстраверсия/ интроверсия |
Блок_ЭГО | Социотип | Псевдоним |
рациональность | логика | интуиция | экстраверсия | Логико-интуитивныйэкстраверт(ЛИЭ) | Джек Лондон | |
интроверсия | Логико-интуитивныйинтроверт(ЛИИ) | Робеспьер | ||||
сенсорика | экстраверсия | Логико-сенсорный экстраверт(ЛСЭ) | Штирлиц | |||
интроверсия | Логико-сенсорныйинтроверт(ЛСИ) | Максим Горький | ||||
этика | интуиция | экстраверсия | Этико-интуитивныйэкстраверт(ЭИЭ) | Гамлет | ||
интроверсия | Этико-интуитивныйинтроверт(ЭИИ) | Достоевский | ||||
сенсорика | экстраверсия | Этико-сенсорныйэкстраверт(ЭСЭ) | Гюго | |||
интроверсия | Этико-сенсорныйинтроверт(ЭСИ) | Драйзер | ||||
иррациональность | интуиция | логика | экстраверсия | Интуитивно-логическийэкстраверт(ИЛЭ) | Дон Кихот | |
интроверсия | Интуитивно-логическийинтроверт(ИЛИ) | Бальзак | ||||
этика | экстраверсия | Интуитивно-этическийэкстраверт(ИЭЭ) | Гексли | |||
интроверсия | Интуитивно-этическийинтроверт(ИЭИ) | Есенин | ||||
сенсорика | логика | экстраверсия | Сенсорно-логическийэкстраверт(СЛЭ) | Жуков | ||
интроверсия | Сенсорно-логическийинтроверт(СЛИ) | Габен | ||||
этика | экстраверсия | Сенсорно-этическийэкстраверт(СЭЭ) | Наполеон | |||
интроверсия | Сенсорно-этическийинтроверт(СЭИ) | Дюма |
На примере покажем принцип расположения аспектов по остальным
функциям Модели А. Модель типа Логико-сенсорный экстраверт (Штирлиц)
выглядит следующим образом:
Ментальное кольцо | Блок ЭГО | 1 | 2 |
Блок СУПЕРЭГО | 4 | 3 | |
Витальное кольцо | Блок СУПЕРИД | 6 | 5 |
Блок ИД | 7 | 8 |
Из таблицы нам известны первые две функции Штирлица — и .
Аспект, находящийся на месте 3 функции Модели зависит от
аспекта первой функции. Он совпадает с ним по цвету и
находится в той же паре . В данном случае 1-я функция
модели — , тогда 3-й будет второй
признак дихотомии «этика-логика» — .
4-я функция зависит от 2-й и определяется аналогично. Так, 2-я функция
представлена
, тогда 4-я — это второй
признак дихотомии «сенсорика-интуиция» — .
Витальное кольцо зеркально отражает ментальное, только его аспекты меняют
свой цвет на противоположный.
Блок СУПЕРИД зеркально отражает Блок СУПЕРЭГО, т.е. 6-я функция
отражает 4-ю —
: на месте 6-й функции
будет
, а 5-я функция
отражает 3-ю —
, и на ее месте
расположена
.
Аналогично, Блок ИД зеркально отражает Блок ЭГО: 7-я функция
отражает
1-ю — , а 8-я —
отражает 2-ю —
.
Подобным образом строятся модели остальных
типов:
«Классическая» соционика.
«Классическая» соционика базируется на ряде принципов, которые, в некотором роде, можно считать её аксиомами.
А. Свойством человеческой психики является разбиение всей поступающей информации на 8 составляющих и дифференцированная обработка каждой из них. Эти составляющие получили название аспектов информационного метаболизма и имеют следующие психологические наполнения:
Аспект | Обозначение | Наполнение |
Экстравертированная интуиция | Потенциальные возможности, внутренние свойства, способности, талант, идеи, внутренний смысл. | |
Интровертированная интуиция | Время, динамика, ритм, планирование, фантазия, аналогии и ассоциации. | |
Экстравертированная сенсорика | Воля, сила, решительность, целеустремленность, внешняя красота, цена. | |
Интровертированная сенсорика | Здоровье, ощущения, комфорт, эстетизм, еда. | |
Экстравертированная этика | Эмоции, настроение, страсть, радость, горе. | |
Интровертированная этика | Отношения между людьми и к людям, чувства, мораль, нравственность, добро и зло. | |
Экстравертированная логика | Технологии, алгоритмы, факты, прагматизм, эффективность. | |
Интровертированная логика | Структура, система, иерархия, классификация, объяснение, сравнение, классификация. |
Б. Следующим свойством человеческой психики является устойчивая взаимосвязь между реакциями на различные аспекты. Постулируется, что человек может свободно манипулировать информацией только по 2 аспектам из 8, по остальным он либо испытывает сильный дискомфорт от получения информации, либо наоборот, нуждается в постоянной «подпитке», либо же наблюдаются некоторые более сложные явления. Причем, зная «сильные» аспекты человека, можно однозначно предсказать, как он будет реагировать на другие составляющие информационного потока. Например, если человек свободно манипулирует интровертированной логикой, то информация по интровертированной этике будет вызывать у него напряжение, и наоборот, экстравертированная этика будет его энергетически подпитывать, активизировать. Т.о., постулируется наличие зависимостей реакций на одни аспекты от реакций на другие. А.Аугустинавичюте было выделено 8 способов {2} реакций на аспекты и описаны зависимости между ними. Всё вместе, это получило название «модель А». Эта модель — универсальна, она одинакова для всех людей, однако конкретные комбинации наполняющих её аспектов различны. Таких комбинаций возможно 16, соответственно, в соционике выделяется 16 основных психологических типов.
В. Естественно, зная для двух человек их типы и, следовательно, их реализации модели А, мы можем по каждому из 8 аспектов проследить, как будет идти взаимодействие, то есть предсказать развитие отношений между людьми.