Способности успешного руководителя
Профессиональные качества идеального руководителя
Характеристика руководителя должна содержать следующий перечень профессиональных качеств:
- пунктуальность;
- умение придерживаться поставленных сроков;
- умение грамотно планировать;
- коммуникативные навыки, умение вести переговоры;
- способности к обучению;
- умение обучать других;
- самостоятельность в принятии решений;
- наличие лидерских задатков и целеустремленности;
- гибкость;
- аналитические способности.
Углубленные знания
Человек, занимающий руководящий пост, не должен владеть поверхностными знаниями. Его задача – вникать в смысл проблемы, находить рациональные решения и выход из ситуации. Для этого необходимо иметь глубокие знания в своей сфере деятельности.
Организаторские способности
Идеальный руководитель должен уметь организовать работу коллектива таким образом, чтобы извлечь максимальный результат из их деятельности. Для этого необходимо обладать организаторскими способностями и развивать свои управленческие качества.
Умение не затягивать с принятием решений
Управленческие навыки приходят на помощь не только при организации работы персонала, но и в момент принятия важных решений. Каждый руководитель должен уметь быстро принимать правильные решения, часто в условиях нехватки времени на раздумья.
Деловые качества, свойственные хорошему управленцу
Для руководителей низшего звена достаточным будет владение организаторскими навыками, а для высшего – необходимо умение мыслить стратегически.
К основным качествам хорошего директора можно отнести:
высокие моральные принципы;
внимание и интерес к людям;
физическое и психологическое здоровье;
вера в собственные силы;
позитивное мышление.
Личностные компетенции руководителя – готовность к конфликту
Личные компетенции – это способность руководителя воздействовать на подчинённых силой своей личности, без применения должностных полномочий.
Умение конфликтовать и нетерпимость к низким результатам подчинённых, является необходимым для эффективного управления. Руководителю необходимо заставлять подчинённых работать, так как есть конфликт интересов. Сотрудник заинтерерован меньше работать и больше получать, а руководителю нужно обеспечить результат с минимумом затрат.
У руководителя, который не владеет этой компетенцией, сотрудники работают «спустя рукава», естественно про строительство карьеры и материальный успех, ему можно забыть навсегда. Он просто будет не конкурентен на рынке труда.
Ошибка руководителя – это стремление подружиться с коллективом, заискивать перед подчинёнными. Так называемая модель подстройки «снизу вверх».
Есть ещё модель «на равных», то есть «мы болтаем как друзья». Но в России, в силу не развитости культуры труда, работает только одна модель выстраивания отношений руководителя с подчинёнными, это «сверху вниз». То есть я сказал, вы сделали.
Всё остальное от вашей слабости, и подсознательно вы всё понимаете, а сознательно придумываете себе оправдание, вот типа я такой весь из себя либеральный. А самое ужасное, что подчинённые то же понимают, что вы слабый руководитель, а не просто хотите быть добрым.
Конечно же некоторые подчинённые будет выполнять ваши распоряжения, просто из жалости. Но это ли вам нужно? И как обеспечить эффективную отдачу от всех сотрудников?
И так ответьте для себя на вопрос, в достаточной ли степени вы обладаете компетенцией: «Готовность к конфликту». Как говорят, признание проблемы — это уже половина её решения. И если ваш ответ «нет», спешу вас обрадовать, для этого не нужно обладать талантом, это просто технология.
Начать можно со стратегии поведения руководителя в конфликте, это здесь.
Аналитические способности руководителя
Обладать аналитическими способностями — это значит уметь докопаться до сути проблемы, которая не всегда очевидна. Умение избавиться от ограничивающих убеждений, которые закрывают путь к развитию. Например, бывает проскакивает в голове такая фраза: «Просто я такой человек». Ну вот и всё, человек сам себя успокоил, и до сути не дошёл.
В нашем случае нужно понять, почему вы не можете настоять на своём, то есть истинную проблему вашей психики. Потому что, если это часто проявляется где нужно и не нужно, это уже психическая проблема вашего характера, и прятать голову в песок, а зад оставлять снаружи — это не достойно руководителя. Подробно про проблему мягкого характера можно почитать здесь.
Коммуникативные компетенции
Коммуникативные компетенции руководителя — это в первую очередь способность слушать своих подчинённых, и умение задавать им вопросы.
Зачем руководитель должен уметь слушать своих подчинённых? А затем, чтобы не «наломать дров», чтобы не принимать эмоциональных, скоропалительных решений. Чтобы объективно разобраться в ситуации.
Почему руководитель должен обладать умением задавать вопросы? Да потому что «спрашивать» — это прерогатива власти. Спрашивая с подчинённых, вы тем самым ставите его в подчинённое положение, а себя в позицию начальника.
А что если подчинённый сам задаёт вам вопросы, типа: «А чего это я должен вот это вот делать?» Вы обязаны мгновенно . Подобные деструктивные вопросы, задаются не для того чтобы получить ответ, а чтобы самоутвердится! Заметили, что их задают, когда есть слушатели, это намеренно делается на публику.
И второй не приятный вывод, который можно из этого сделать, это то, что подчинённый бессознательно считает вас психологически слабым, иначе бы ему и мысль в голову не пришла разговаривать с вами таким образом.
И что бы подобная ситуация не застала вас врасплох, вы обязаны к ней подготовиться. То есть прокачать компетенцию: «Готовность к конфликту».
ТОП — 5 самых важных статей для руководителя:
- Как стать жёстким и требовательным руководителем – как стать психологическим лидером;
- Как стать уверенным в себе человеком
- Как вести себя с подчиненными — психология;
- Наказание сотрудников — как наказывать подчинённых.
- Сотрудник хамит руководителю – что делать?
Как это сделать? Покрутите у себя в голове различные варианты развития диалога, причём самые для вас неприятные. Найдите у себя в голове ответы на самые неприятные вопросы. А если у при совершенствовании данной компетенции у вас возникает страх или стыд перед подчинёнными, то вам прямая дорога на прокачку этих эмоций.
Если вы избавитесь от бессознательного страха и стыда, то реакция на подобные ситуации будет автоматическая. У вас не будут в голове крутится мысли, что же сказать в ответ? То есть «строить» подчинённых вы будете на автопилоте, так же как водите машину или ходите, не задумываясь об этом.
Делегирование полномочий
Мы уже разобрали, что грамотный руководитель должен отличаться высокой работоспособностью, показывая пример другим. Но один человек не может выполнить весь объем работ. Ведь в таком случае возникнет путаница в делах, а качество проделанных задач будет желать лучшего. В этом случае самый разумный вариант – делегирование полномочий. Но для этого вам понадобятся такие качества как наблюдательность и внимательное отношение к подчиненным.
Некоторое время понаблюдайте за персоналом. Кто лучше всего справится с порученными задачами? Следите за тем, чтобы объем работ не был слишком большим. Помните, что каждое дополнительное дело должно быть отмечено словесным или материальным поощрением.
Организаторские способности
Качества организатора должны быть присущи талантливому руководителю. Они включают в себя коммуникативные, лидерские способности и стремления, психологическую гибкость
Для эффективной работы коллектива важно, чтобы руководитель стремился
- быть справедливым;
- быть объективным;
- заинтересовать сотрудника, мотивировать к работе;
- быть миротворцем и уметь решать конфликты.
Организаторская деятельность трудоемка, она подразумевает умение работать в социально-экономических системах, учитывать эстетические, экономические отношения, оценивать профессиональные навыки и качества каждого члена коллектива, а также в умении формировать навыки коллектива как устойчивой и динамической системы.
1.1. Возраст
С ним связано немало конкретных вопросов: например, каков возрастной оптимум для менеджеров, в каком возрасте руководителю следует оставить свое кресло и т. д. С одной стороны, существует немало аргументов в пользу того, что возраст (а значит, и опыт) позитивно влияет на качество управления. Назовем их аргументами в пользу старости.
Судите сами: средний возраст президентов крупных японских компаний 63,5 года, вице-президентов — 56 лет. Это достаточно много, даже если учесть высокую продолжительность жизни в Стране восходящего солнца. Что же касается США, то там средний возраст президентов крупных компаний составляет 59 лет. С другой стороны, было бы ошибочно думать, что только зрелый возраст и опыт дают основания рассчитывать на высокий пост и управленческий успех.
Есть немало аргументов и в пользу молодости. А. Морита основал всемирно известную фирму «Сони корпорейшн» в возрасте 25 лет. А. Хаммер, глава фирмы «Оксидентал петролиум», свой первый миллион долларов заработал в 21 год, будучи студентом. Таким образом, есть основания считать, что возраст не оказывает существенного влияния на лидерство и эффективность руководителя. Это означает, что хорошим управленцем (как и плохим) можно быть в любом возрасте.
Вместе с тем следует упомянуть об Р. Стогдилле, который провел специальное исследование о влиянии возраста на качество управления. Обобщив гигантский фактический и статистический материал (одна библиография в его книге «Руководство по лидерству» содержит более 3 500 названий), он пришел к выводу, что возраст все же оказывает прямое влияние на качество управления. Само понятие «возраст» может быть истолковано двояко.
Есть возраст биологический (число прожитых лет) и социально-психологический (социальная зрелость, активность человека). Говоря о возрасте руководителя и о его влиянии на качество работы, мы имеем в виду прежде всего возраст социальный. Социально зрелым человек может быть и в молодости, и это, согласитесь, во многом зависит от самого человека. «Если бы молодость знала, если бы старость могла!» — опровергнуть этот трюизм, соединить знания и умения можно только одним способом — постоянной, неутомимой работой над собой, самосовершенствованием. Что же касается молодости, то этот недостаток проходит со временем и без всяких усилий с вашей стороны.
Кто такой руководитель?
Руководитель (начальник, директор) – это человек, принимающий решения и несущий ответственность за последствия этих решений. Количество подчиненных при этом не имеет значения: их может быть 1000, а может быть и 1.
Основной задачей любого руководителя является организация работы своих подчиненных, которые должны выполнять возложенные на них обязанности качественно и вовремя. Работа в коллективе должна быть поставлена таким образом, чтобы после того как руководитель дал распоряжение, он больше не возвращался к этому вопросу. Его цель – обеспечить результативную работу сотрудников организации.
Если начальник предприятия самостоятельно выполняет работу или по каким-либо причинам не может организовать продуктивную деятельность подчиненных, это говорит о том, что в организации нет лидера.
Главные характеристики руководителя:
- Компетентность. Управленцу следует хорошо разбираться и уметь выполнять любую работу своей компании лучше, чем его подчиненные, занимающиеся этой работой.
- Коммуникабельность. Директор должен уметь правильно выстроить отношения со своими сослуживцами, стимулировать их к работе, помогать при необходимости разобраться в сложных ситуациях. В его негласные обязанности входит умение находить общий язык с разными людьми и при различных обстоятельствах.
- Интересы фирмы для него должны стоять на первом месте. Собственные амбиции, рост карьеры, желание обогатиться присущи большинству представителей руководящего звена. Но для лидера важнее процветание фирмы и то, что он оставит после себя.
- Способность разглядеть в человеке потенциального лидера. Мудрый руководитель умеет делать ставки на других. Он передает свои знания и навыки подчиненным, делится своим опытом, способствует карьерному росту, профессиональному развитию и продвижению по службе талантливых сотрудников.
- Умение планировать. Одной из главных характеристик грамотного руководителя является умение планировать свою деятельность и деятельность других людей. Правильное планирование помогает достичь высоких результатов.
- Целеустремленность и сила воли. Только тот руководитель, который нацелен на большие достижения и победы, сможет привести свою фирму к процветанию.
- Ответственность – качество лидера, который возглавляет компанию и принимает важные решения. Он оказывает влияние на все, что происходит в компании и не допускает постороннего вмешательства в ход событий. Он отдает себе отчет в том, что все, что происходит в его фирме – это результат его деятельности и принятых им решений. Он не перекладывает свою вину на подчиненных и готов при необходимости вступиться за них.
- Стремление к развитию. Быстрый прогресс и появление новых технологий требует постоянного обучения и самосовершенствования. Лидер должен уметь легко адаптироваться к меняющимся условиям работы. Прохождение различных тренингов и курсов повышения квалификации является необходимым условием для продуктивной работы на руководящей должности.
Необходимые личностные качества руководителя
Характеристика на руководителя должна отображать все сильные стороны личности управленца. Она должна быть емкой и содержательной. Чтобы занять руководящую должность, необходимо обладать большим арсеналом личностных качеств: моральных, физических, психологических и умственных.
Особенности памяти
Управляющий компанией должен уметь обрабатывать большие объемы информации за короткий период времени, при этом, не упуская из виду важных деталей. У него должны быть хорошо развиты различные виды памяти:
- зрительная;
- слуховая;
- моторная;
- эмоциональная;
- логическая;
- кратковременная;
- долговременная.
Интеллект
Важной составляющей интеллекта является гибкость и оперативность мышления. Для повышения эффективности своей работы человек должен задействовать такие виды мышления, как понятийное, образное и действенное
В то же время оно должно иметь четкую практическую направленность, т. к. при жестком цейтноте времени выдвигать большое количество разных гипотез недопустимо.
Оптимальная самооценка
Чтобы деятельность приводила к достижению нужного результата, директору необходимо иметь адекватную самооценку, т. к. она напрямую и косвенно влияет на все процессы, в которых задействован человек. Самооценка складывается из отдельных знаний о себе как о личности. При негативном отношении к себе человек подсознательно настраивает других на негативное восприятие собственной личности, что не лучшим образом сказывается на рабочем процессе.
Профессиональный опыт
Чтобы стать профессионалом в своей сфере деятельности, нужны знания, умения и богатый опыт. Без этих 3 составляющих невозможно достичь профессионального и карьерного роста, поэтому управляющему компанией необходимо все время повышать свой профессиональный уровень.
Высокие амбиции
Успешный руководитель всегда имеет высокие амбиции, что стимулирует его к развитию и достижению поставленных целей. Человек без амбиций не строит планов и чаще всего не добивается больших карьерных высот, т. к. не стремится к этому.
Теоретическое и практическое мышление
Важную роль играет наличие у управленца как теоретического, так и практического мышления. Эти 2 типа взаимосвязаны между собой и образуют одно целое. Теория без практики мертва, а практика без теории слепа, поэтому умение применить свои знания в работе ценится высоко.
Решительность и настойчивость
Чтобы эффективно управлять персоналом, необходимо быть настойчивым, решительным и целеустремленным. Директор должен четко озвучивать поставленные задачи и требовать четкого их исполнения.
Уравновешенность и терпеливость
Стрессоустойчивость необходима при работе с людьми, в особенности на руководящей должности. Вовремя абстрагироваться и отсекать поток ненужной или негативной информации – ценный навык, который необходимо освоить каждому управленцу.
Ответственность
Успешный руководитель всегда готов брать на себя ответственность за свой коллектив, собственные решения и их последствия. Высокая степень ответственности предполагает моральную готовность человека к возникновению непредвиденных обстоятельств и чрезвычайных ситуаций.
Уважение и чувство такта
Чтобы добиться уважительного отношения окружающих к себе, необходимо проявлять уважение по отношению к ним. Тактичность – важная поведенческая черта, которая позволяет расположить к себе людей.
Развитие компетенций руководителя
Именно личностные, управленческие компетенции играют решающую роль в эффективности руководителя. Например, как вы будете направлять и мотивировать своих сотрудников,
если вы стеснительны и застенчивы?
С профессиональными я думаю всё понятно, у каждой профессии они свои. Но важный момент, они вам понадобиться только на нижних ступенях иерархической лестницы, дальше роль играют только личностные компетенции. Профессиональные же задачи вы будете делегировать.
Приведу для примера товарища Сталина, по профессии он священник, вот и подумайте какие компетенции ему нужно было бы развивать, личностные или профессиональные, чтобы пройти тот путь который он прошёл?
Не развивать личные компетенции, это всё равно что ехать на неисправной машине. Как-то вы конечно поедете, но гонку вы точно не выиграете. Самое ужасное, управленческим компетенциям, никто и нигде не учит. Вам придётся самостоятельно искать эти знания, начать можете с этого.
Управленческие компетенции
Руководителю необходимо уметь поощрять устраивающее его поведение, и наказывать деструктивное поведение своих подчинённых. В коллективе всегда есть сотрудники, несущие негатив по жизни, так называемые «корпоративные черти». Первое что нужно уметь с ними сделать, это сбить с них «корону», или от них избавиться.
В идеале конечно лучше уволить, причём уволить не по соглашению сторон, как это принято, а уволить по статье. Этим вы достигаете сразу несколько целей. Остальные сотрудники мгновенно «прижмут хвосты», и эффективность их работы резко вырастет, а это то что вам и нужно.
Вы должны думать о своём душевном комфорте, кроме того это совпадает со стратегической линией строительства вашей карьеры. А они мешают этому, и должны измениться или уйти.
А если вы не будете думать о карьере, то она сама собой не построится, никогда. И думать об этом нужно с первого дня карьеры, так вы можете остаться на второстепенных ролях до конца жизни.
Приведу пример на военных. Ибо от владения управленческими компетенциями, иногда зависит их жизнь, и жизни их подчинённых. Когда в 1945 году наши войска вступили на территорию Германии, началось массовое мародёрство, грабежи и насилие над местным населением. То есть основа армии, воинская дисциплина была подорвана, а в условиях ожесточённого сопротивления немцев, это могло привести к гибели армии.
Что сделал маршал Рокоссовский? Он расстрелял 40 человек перед строем. Причём не факт, что там были только виновные, сами понимаете, что следствие вести тогда времени не было. К чему это привело? Дисциплина в войсках мгновенно восстановилась, а как следствие и боеспособность. Вот как это работает.
Естественно расстрел в нашем примере – это увольнение. И время на «подумать», действительно ли человек несёт деструктив в коллектив у нас есть. Таким образом, если в вашем подразделении царит бардак и вакханалия, это эффективный метод для восстановления трудовой дисциплины, и вашей власти.
А для большего эффекта нужно параллельно поощрить «правильных» сотрудников. Это посеет раскол в коллектив, дабы они не объединились против шефа. Как колоть коллектив, читайте здесь.
1.2. Пол
Кто более эффективен в качестве менеджера? Кто-то считает, что мужчины, кто-то — что женщины. Сторонники управленческого патриархата доказывают свою точку зрения, опираясь не только на свой личный опыт, но и на серьезные исследования. Например, английский исследователь Е. Холандер установил, что в отдельных видах деятельности, требующих речевой активности (а управленческая деятельность — это именно тот случай!), женщины в присутствии мужчин ведут себя довольно робко, чаще раздражаются и выходят из равновесия в сложных ситуациях.
Кроме того, наблюдение за процессом общения присяжных заседателей (исследование Ф. Стродтберг и Р. Манн) показало, что мужчины гораздо активнее участвуют в дискуссии по принятию вердикта. То же самое подтверждают и данные Е. Эриз, которая установила, что при решении групповых задач мужчины являются инициаторами 66% всех коммуникативных взаимодействий в группе. С другой стороны, сторонники (сторонницы!) управленческого матриархата тоже имеют некоторые основания для отстаивания своих позиций. Женщины более внимательны к эмоциональному состоянию других людей, более отзывчивы, способны достичь большего успеха в создании психологического климата в коллективе и т. д.
Вопрос о том, кто более эффективен в качестве руководителя — мужчина или женщина, — это некорректный вопрос. Есть женщины, которые руководят с лучшим результатом, чем некоторые мужчины, и наоборот. И женщина, и мужчина могут быть и не быть эффективными руководителями — это зависит не от половой принадлежности. Пол, как и возраст, может рассматриваться с точки зрения биологической и психологической.
С точки зрения психологической, пол есть социальная роль, навязываемая обществом. В современном обществе в процессе воспитания, начиная с детских лет, мальчикам и девочкам предлагаются различные, отличающиеся друг от друга стереотипы поведения. Что касается представления о мужчинах как о существах от природы более активных и изначально более способных к руководству, чем женщины, то такое представление не более чем распространенное заблуждение, не имеющее под собой реальных оснований.
Это стереотип сознания, мешающий взглянуть на проблему реально. Известно, что профессиональные успехи женщин, сделанные ими карьеры многие склонны объяснять их внешними данными или везением, а не способностями и активностью. Это один из примеров стереотипного подхода.
Американский психолог Р. Айс выявил следующую любопытную закономерность: когда успеха в решении поставленной задачи добивалась группа, возглавляемая женщиной, члены группы приписывали успех главным образом везению. Когда успешно работала группа, возглавляемая мужчиной, считалось, что успех обусловлен в основном личностными качествами руководителя.
1.3. Социальный статус и образование
И статус, и образование, безусловно, важны не только для того, чтобы занять менеджерскую должность, но и для того, чтобы успешно функционировать в ней. Образование — это прежде всего уровень профессиональной подготовки, умение применять свои знания и умения в реальной жизни. Вы можете получить должность благодаря своему диплому, но удержать ее, справиться с работой наличие диплома едва ли поможет; для этого нужны прежде всего знания и умения. Успех определяет не то, что записано в дипломе, а то, что содержится в вашей голове.
Что же касается социально-психологического статуса (происхождения) как предпосылки реализации личности в менеджменте, то утверждение, что высокий статус способен оказать положительное влияние на карьеру, в доказательствах не нуждается. «Один из наиболее надежных способов стать президентом компании — родиться в семье, владеющей компанией», — остроумно заметил Ф. Фидлер. И все же многие выдающиеся менеджеры начинали свои блистательные карьеры с очень низких стартовых площадок. И наоборот, известны случаи, когда, получив во владение компанию, наследники приводили ее к банкротству. Так что путь наверх в менеджменте открыт для каждого.
2. Способности руководителя
Под способностями в психологии понимаются некоторые свойства и качества личности, позволяющие успешно осуществлять определенные виды деятельности. Способности можно подразделить на общие (например, интеллектуальные) и специфические (профессиональные). Как влияют общие способности на эффективность управленческой деятельности?
В классическом исследовании Е. Гизелли «Интеллект и менеджерский успех» было убедительно доказано, что наиболее успешными оказываются руководители со средними умственными способностями.
Т
Коно обратил внимание, что студенты-отличники, поступая на службу в японские корпорации, как правило, не становятся там высшими менеджерами. С чем это связано? Дело в том, что существует по меньшей мере два вида (типа) интеллекта — теоретический и практический
При этом не следует думать, что теоретический интеллект есть нечто более высокое, чем практический.
В работе «Ум полководца» известный психолог Б. Теплов убедительно показал, что «с точки зрения многообразия, а иногда и внутренней противоречивости интеллектуальных задач, а также жесткости условий, в которых протекает умственная работа, первые места должны занять высшие формы практической (умственной) деятельности». Так что «нет основания считать работу практического ума более простой и элементарной, чем работу ума теоретического». Одно дело — решать задачи (теоретические и практические) самому и совсем другое — организовывать на их решение других людей. Среди специальных способностей, необходимых эффективному менеджеру, вслед за М. Шоу, мы выделим такие:
- специальные умения и знания;
- компетентность;
- информированность.
Доказывать важность этих способностей для успешного осуществления управленческой деятельности, по-видимому, нет необходимости
3. Черты личности руководителя
Из множества личностных качеств, черт личности, влияющих на эффективность управления, наиболее существенными являются:
- доминантность;
- уверенность в себе;
- эмоциональная уравновешенность;
- стрессоустойчивость;
- креативность;
- стремление к достижениям;
- предприимчивость;
- ответственность;
- надежность;
- независимость;
- общительность.
Все эти качества объединяет нечто общее, а именно то, что каждое из них можно выработать, воспитать. Остановимся на них более подробно.
3.3. Эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость
Это родственные, близкие друг другу личностные черты руководителя. Они, безусловно, могут вырабатываться и развиваться, но только в случае, если это делается целенаправленно
Что касается первой из них, то исследователи в области психологии управления обращают внимание на два важных обстоятельства
Во-первых, на необходимость контролировать свои эмоции. Неконтролируемые эмоции (даже положительные) неблагоприятно влияют на психологический климат в коллективе. Поэтому к руководителю предъявляется обязательное требование: поддерживать со всеми сотрудниками ровные, уважительные деловые отношения, независимо от личных симпатий и антипатий.
Во-вторых, руководитель — это такой же человек, как и все другие: он может предаваться раздражению, негодованию, унынию и т. д. Постоянное подавление негативных эмоций, их сдерживание в рабочей обстановке может обернуться рядом неприятных последствий — неврозами, психическими заболеваниями и т. д
Поэтому руководителю исключительно важно найти средства эмоционально-психологической разгрузки
Такими средствами могут служить физические упражнения, встречи с друзьями, хобби и т. д. Современные исследования показывают, что они являются более эффективными для эмоциональной разрядки, нежели употребление алкоголя. Однако каждый выбирает то, что ему по душе.
Прежде чем вести разговор о стрессоустойчивости, давайте выясним отличие двух понятий — «стресс» и «дистресс». Стресс — это напряжение (физическое, физиологическое и эмоционально-психологическое), активизирующее усилия человека на достижение целей. Дистресс — это перенапряжение, снижающее жизненную активность, дезорганизующее человека.
Проблема заключается в том, что уровень напряжения, благоприятный для одного человека, оказывается непереносимым для другого, иначе говоря, как заметил основоположник учения о стресс Ганс Селье, «разным людям требуются для счастья различные степени стресса». Стресс необходим, он «связан с любой деятельностью, избежать его может лишь тот, кто ничего не делает» (Г. Селье). Что касается дистресса, то значительная часть причин, по которым он происходит, связана с профессиональной деятельностью.
Вслед за немецкими психологами В. Зигерт и Л. Ланг назовем некоторые причины, вызывающие дистресс у менеджеров. Это:
- страх не справиться с работой;
- страх допустить ошибку;
- страх быть обойденным другими;
- страх потерять работу;
- страх потерять собственное «Я».