Особенности смысложизненных ориентаций у студентов-психологов разных возрастных групп
Клиническая психология
Клиническая психология — дисциплина, которая оценивает психическое здоровье, организовывает и проводит научные исследования для понимания психических проблем, а так же разрабатывает проведение и оценку психологической коррекции и помощи (психотерапия). Психотерапевтические методы клинической психологии: консультирование, семейное консультирование, семейная психотерапия, индивидуальная психотерапия и различные формы поддержки людей, испытывающих трудности с адаптацией.
Клиническая психология — участвует в решении целого ряда задач в системе здравоохранения, образования и социальной помощи населению. Работа клинического психолога направлена на увеличение психологических ресурсов и адаптационных возможностей человека, охрану здоровья, гармонизацию психического развития, профилактику и преодоление недугов, психологическую реабилитацию.
Коучинг
Коучинг(тренерство) — профессиональная помощь человеку в определении и достижении его личных целей. Основоположник коучинга — Джон Уитмор.
Согласно Международной Федерации Коучинга профессиональный коучинг — это процесс профессиональных отношений партнеров, способствующий достижению наивысших результатов в жизни, в карьере, в бизнесе. Коуч не выступает в качестве консультанта, дающего советы, он профессиональный вдохновитель в поиске решений задач. Коуч поддерживает, раскрывает творческий потенциал каждого клиента и способствует достижению положительных результатов, которые предполагают значительные изменения в жизни клиента. Посредством коучинга клиенты углубляют свои знания, повышают свою эффективность и качество жизни.
Экзистенциальная психология
Экзистенциальная психология — это направление в психологии, возникшее в XX веке и изучающее проблемы жизни и смерти, свободы и ответственности, общения и одиночества, а также проблему смысла жизни.
Экзистенциалисты считали, что эти проблемы выполняют динамическую функцию по отношению к человеку — побуждают развитие его личности. Но столкновение с ними болезненно, поэтому люди склонны защищаться от них, что зачастую приводит к иллюзорному решению проблемы.
Представители экзистеализма утверждали, что люди должны начать переоценивать ценности, стараться не совершать тривиальных, типичных, лишенных оригинальности, бессмысленных поступков, глубже понимать смысл жизни в настоящем, стать свободными от внешних и внутренних обстоятельств.
Экзистенциальная психология придерживается точки зрения, согласно которой люди несут значительную долю ответственности за то, какие они есть. Существованию отдается предпочтение перед сущностью, рост и перемены считаются более важными, чем устойчивые и неподвижные характеристики, процесс имеет преимущество перед результатом.
Яркий представитель данного направления — Виктор Франкл, автор логотерапии и экзистенциального анализа, объединенных общим названием Третья венская школа психотерапии.
Франкл считает основной движущей силой личности не потребность раскрыть себя (самоактуализироваться), а потребность выйти за пределы своей ограниченности, «самотрансцендироваться». Это стремление человека может быть названо волей к смыслу
Франкл уделяет особое внимание ситуации смыслоутраты («экзистенциального вакуума») и поиску смысла в безнадежных ситуациях
Еще одним из ярких представителей экзистенциальной терапии является Джеймс Бьюдженталь, который назвал свою терапию жизнеизменяющей.
Центральную позицию Бьюдженталя можно сформулировать следующим образом: при определенных условиях почти любое действие может вести клиента к усилению работы с субъективностью; искусство терапевта как раз и состоит в способности адекватно применять весь богатый арсенал, не переходя при этом к манипулированию.
Именно для становления этого искусства психотерапевта Бьюдженталь описал 13 основных параметров терапевтической работы и разработал методику развития каждого из них.
Теоретическим и идейным лидером экзистенциальной психотерапии принято считать выдающегося американского психолога и психотерапевта Ролло Мэя. Вслед за К. Роджерсом он внес решающий теоретический и практический вклад в становление психологического консультирования как полноправной специальности.
Мэй уделял особое внимание изучению феноменов страха и тревоги, первым указав, что высокая тревожность не обязательно является признаком невроза. Он разделял тревожность на нормальную и невротическую
Причем нормальная тревожность нужна человеку, так как держит его в состоянии бдительности и ответственности. Мэй считает, что осознание человеком свободы выбора повышает у него чувство ответственности, которое, в свою очередь, неизбежно вызывает тревожность — озабоченность за эту ответственность выбора.
Невротическая тревога — это неадекватная реакция на объективную угрозу; такая тревога подразумевает подавление и является скорее разрушительной, чем конструктивной. Если нормальная тревога ощущается всегда, когда ценности подвергаются угрозе, то невротическая тревога посещает нас в том случае, если поставленные под сомнение ценности на деле являются догмами, отказ от которых лишит наше существование смысла.
Мэй выделяет три типа онтологической вины, соответствующих ипостасям бытия-в-мире. 1. Umwelt, или «окружающей среде», соответствует вина из-за разделения, преобладающая в «развитых» обществах, вызванная разделением человека и природы. 2. Второй тип вины происходит из нашей неспособности правильно понимать мир других людей (Mitwelt). 3. Третий тип основан на отношениях с собственным «я» (Eigenwelt) и связан с отрицанием нами своих возможностей, а также с неудачами на пути их реализации.
Таким образом, Мэй считал, что задача психотерапевта состоит в помощи человеку при осознании причин его тревоги, зависимостей, мешающих свободному развитию и самосовершенствованию. Свобода связана с гибкостью, открытостью, готовностью к изменениям, что помогает человеку осознать себя и выстроить адекватный своей индивидуальности образ жизни.
Фототерапия
Фототерапия, или светотерапия — это вид лечения, который заключается в том, что клиент подвергается воздействию солнечного света, или света с определёнными длинами волн от искусственных источников, таких, как светоизлучающие диоды, лазеры, дихроические лампы, флуоресцентные лампы, или же очень яркого света, имеющего полный спектр дневного света, в течение предписанного врачом, времени, а иногда также и в строго определённое время суток. Фототерапия обладает доказанной клинической эффективностью в лечении обыкновенных угрей, сезонного аффективного расстройства, и является частью стандартного лечения при синдроме позднего засыпания. Также фототерапия эффективна в лечении несезонных депрессий и оказывает определённый положительный эффект при псориазе, экземе, нейродермите.
Задачи и последователи направления
Психология экстремальных состояний — отдельное направление прикладной психологии, которое появилась в конце XX века. У этого направления есть несколько задач:
- Улучшение психологического состояния субъекта для работы в необычных условиях (под водой, в космосе, на высоте).
- Разработка новых методик защиты от негативного психогенного воздействия.
- Разрешение личностных проблем, которые имеют насильственный, техногенный или природный характер.
Экстремальная ситуация — неожиданное изменение внешней обстановки, которое может угрожать жизни, имуществу, здоровью. Часто подобные явления приводят к большому количеству человеческих жертв, тяжелым последствиям для общественности.
На состояние личности оказывают негативное воздействие три группы факторов:
- Природные — бывают двух типов — стихийными и климатическими. К первым относятся лесные пожары, оползни, штормы, ураганы, землетрясения, наводнения. Ко вторым относятся перепады температур, дождь, град, снег.
- Социальные — проблемы, возникающие при общении с другими людьми. Конфликты могут приводить к военным действиям.
- Техногенные — связаны с человеческой деятельностью. К ним относятся аварии, из-за которых происходит загрязнение природы.
Также на общее состояние субъекта влияют различные заболевания, физические травмы, укусы животных, насекомых. Существуют психогенные факторы, которые негативно воздействуют на человека во время экстремальной ситуации:
Нет возможности узнать интересующую информацию о близких, родственниках, имуществе.
Возникновение монотипии. Это особое состояние, которое возникает из-за монотонных действий
От этого ухудшается внимание, память, появляется скука, полностью теряется интерес к рабочему процессу.
Изменение временной структуры. Это ярко выражается при смене часовых поясов.
Одиночество — фактор, негативно влияющий на эмоциональное состояние субъекта
Когда прерывается связь с другими людьми, насильственно или из-за сложившихся обстоятельств, обостряются эмоциональные реакции. Появляется излишняя тревожность, возникает депрессия. Постепенно сознание начинает создавать воображаемых партнеров для разговора. Такие проявления называются защитной реакцией, которая находится в границах психологических норм.
Групповая изоляция — психологический аспект, при котором группа людей против воли или по желанию пребывает в определенных условиях. Это может быть подводное плавание, полет в космос. Постепенно между людьми начинаются конфликты, возникает напряженность, проявляющаяся в общении.
Пребывание на публике. Это знакомо певцам, шоуменам, блоггерам, актерам. Каждый из них должен играть свою роль на публике, что приводит к нарушению эмоционального состояния. Появляется раздражительность, эмоциональное напряжение.
К последнему фактору можно отнести угрозы жизни человека. К ним относятся материальный, физический вред.
К известным исследователям этого направления относятся:
- Ц. П. Короленко;
- В. И. Медведев;
- Ю. А. Александровский;
- Н. И. Наенко;
- К. Павлик;
- К. Штапф;
Эти ученые внесли огромный вклад в развитие экстремальной психологии.
Способы диагностики стресса
Чтобы точно определить наличие стресса, его тяжесть, психологи разработали множество методик. Чтобы специалист определил тяжесть состояния пациента, Человек должен пройти специальные тесты, направленные на выявление:
Реактивной тревожности. Это особая форма стресса, которая изначально не является негативной. Тревожность может появляться после любых значимых событий в жизни, которые могут быть как хорошими, так и плохими. Определенный уровень тревожности необходим индивиду для ведения успешной деятельности
Избыток тревожности снизит внимание, замедлит координацию действий, движений.
Личностной тревожности. Это устойчивое состояние, которое заставляет личность воспринимать большинство ситуаций как угрожающие
Появляется психологический дискомфорт, который вызывает приступы тревожности.
Гуманистическая психология
Гуманистическая психология изучает человека в его целостности в едином процессе становления и бытия учитывая его непрерывное развитие и самореализацию, которые являются частью его природы. Считается, что каждый человек уникален и обладает определённой степенью свободы от внешней обусловленности благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе, а так же есть активное, творческое существо, поэтому анализ отдельных случаев более оправдан, чем статистические обобщения. Позже взгляды гуманистического подхода в целом распространились на психотерапевтическую область.
Психоанализ, психоаналитический подход
Психоанализ в широком смысле — объяснение поведения человека психологическими причинами в нем самом, которые он сам не осознает.
Психоанализ в более узком смысле (психоаналитический подход) — подход в психологии, когда основные проблемы взрослого поведения объясняются из событий и переживаний его детства.
Задача психоанализа — раскопать самые разнообразные детские переживания, которые могут оказывать влияние на взрослую жизнь.
Представители классического психоанализа: Зигмунд Фрейд, Карл Густав Юнг, Альфред Адлер.
Психоаналитический подход используют также: Эрик Берн, Карен Хорни, Николай Козлов.
Психоаналитическое направление
Психоанализ
Ни одно психологическое направление не приобрело столь широкую известность за пределами этой науки, как фрейдизм.3. Фрейд назвал свое учение психоанализом — по имени метода, разработанного им для диагностики и лечения неврозов. Второе название — глубинная психология — это направление получило название по своему предмету исследования, т.к
концентрировало свое внимание на изучении глубинных структур психики
Фрейд выдвигал на передний план жизненные вопросы, которые никогда не перестанут волновать людей, например, о сложности внутреннего мира человека, об испытываемых им душевных конфликтах, о последствиях неудовлетворенных влечений, о противоречиях между «желаемым» и «должным».
Опыты с гипнозом показали, что чувства и стремления могут направлять поведение субъекта, даже когда они не осознаются им. Далее, Фрейд отказался от гипноза как метода психотерапии в пользу метода «свободных ассоциаций». Он использовал «свободные ассоциации» для того, чтобы проследить ход мысли своих пациентов, скрытый не только от врача, но и от них самих.
Таким образом, Зигмунд Фрейд пришел к некоторым выводам. Со структурной точки зрения психика содержит, по Фрейду, три образования: «Я», «Сверх-Я» и «Оно». «Я» — это вторичный, поверхностный слой душевного аппарата, именуемый обычно сознанием.
Две последние системы локализованы в слое первичного психического процесса — в бессознательном. «Оно» — это место сосредоточения двух групп влечений: а) влечения к жизни, или эроса, куда входят сексуальные влечения и влечение к самосохранению «Я»; б) влечение к смерти, к разрушению — танатоса.
Узнать подробнее о психоанализе можно нажав на данную ссылку!
Аналитическая психология Юнга
З.Фрейд оказал решающее влияние на научные взгляды К.Юнга. Юнг в отличие от Фрейда утверждал, что «не только самое низкое, но и самое высокое в личности может быть бессознательным«. Не соглашаясь с Фрейдом, Юнг считал либидо обобщенной психической энергией, которая может принимать различные формы.
Не менее значимым были и разногласия в толковании сновидений и ассоциаций. Фрейд считал, что символы являются заместителями других, вытесненных предметов и влечений. В противовес ему Юнг был уверен, что только знак, осознанно употребляемый человеком, замещает что-то другое, а символ является самостоятельной, живой, динамической единицей. Символ ничего не замещает, но отражает психологическое состояние, которое испытывает человек в данный момент.
Поэтому Юнг был против символической интерпретации снов или ассоциаций, разрабатываемой Фрейдом, считая, что необходимо идти вслед за символикой человека вглубь его бессознательного. Короче говоря, разногласий было много.
Юнг расширил модель психики Фрейда. Наряду с индивидуальным бессознательным он постулирует наличие коллективного бессознательного. В коллективном бессознательном в форме архетипов фиксируется весь опыт человечества. Архетипы наследуются и являются универсальными для всех представителей человеческого рода.
Юнг выделил два вида психологической направленности личности: интровертивную (на внутренний мир) и экстравертивную (на внешний мир) и создал учение о восьми психологических типах.
Узнать подробнее об аналитической психологии можно нажав на данную ссылку!
Индивидуальная психология Адлера
Альфред Адлер стал основателем нового, социально-психологического направления. Именно в развитии этих своих новых идей он и разошелся с Фрейдом. Его теория очень мало связана с классическим психоанализом и представляет целостную систему развития личности.
Адлер отрицал положения Фрейда и Юнга о доминировании индивидуальных бессознательных инстинктов в личности и поведении человека, инстинктов, которые противопоставляют человека обществу и отделяют от него. Не врожденные инстинкты, не врожденные архетипы, а чувство общности с людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентацию на других людей, — вот та главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека, считал Адлер.
А. Адлер, в целом принимая структурную модель психики, разработанную 3. Фрейдом, заменяет крайне абстрактные движущие силы личности Эрос и Танатос на более конкретные. Он предположил, что жизнь человека определяется борьбой двух основных потребностей: потребности во власти и превосходстве и потребностью в привязанности и принадлежности к социальной группе. Центральным для концепции Адлера стало понятие «компенсации».
Узнать подробнее о психоаналитическом направлении можно нажав на данную ссылку!
Гуманистическая психология
Гуманистическая психология — это направлении в психологии, возникшее в XX веке, предметом исследования которого стала здоровая творческая личность, цель которой самоосуществление, самоактуализация и рост. Основателями гуманистической психологии считаются А. Маслоу и К. Роджерс.
С точки зрения Абрахама Маслоу, каждый человек обладает врожденным стремлением к самоактуализации. Причем подобное активное стремление к раскрытию своих способностей и задатков, развитию личности и скрытого в человеке потенциала является наивысшей человеческой потребностью.
Правда, для того, чтобы эта потребность проявилась, человек должен удовлетворить всю иерархию нижележащих потребностей. Прежде, чем начинает «работать» потребность каждого вышележащего уровня, потребности нижележащих уровней уже должны быть удовлетворены.
Иерархия потребностей по Маслоу: 1) физиологические потребности (потребность в еде, питье, дыхании и т.д.); 2) потребность в безопасности (чувства стабильности, порядка, защищенности, отсутствие страха и тревоги); 3) потребность в любви и чувстве общности, принадлежности к определенной группе; 4) потребность в уважении со стороны окружающих и в самоуважении; 5) потребность в самоактуализации.
Карл Роджерс известен прежде всего благодаря своему популярному в психотерапии методу под названием личностно-ориентированная терапия (психотерапия, центрированная на клиенте).
У Роджерса был свой особый подход к психокоррекции. Он исходил из того, что психотерапевт должен не навязывать свое мнение пациенту, а подводить его к правильному решению, которое последний принимает самостоятельно. В процессе терапии пациент учится больше доверять себе, своей интуиции, своим ощущениям и побуждениям, начнет лучше понимать себя, а значит и окружающих.
Возлагая основную ответственность за происходящие во время лечения перемены не на терапевта, а на клиента, Рождерс указывает на то, что человек, благодаря своему разуму, в состоянии самостоятельно менять характер своего поведения, заменяя нежелательные действия и поступки на более желательные.
По его мнению, мы вовсе не обречены вечно находиться под властью бессознательного или собственных детских переживаний. Личность человека определяется настоящим, она формируется под влиянием наших сознательных оценок происходящего.
Роджерс также разделял позицию Маслоу о присущей каждому потребности в самоактуализации, считая, что основной причиной неврозов является расхождение между тем, кем себя считает человек, и тем, каким он хочет быть. Стремление к самоактуализации, по Роджерсу,является главным мотивом деятельности человека. Хотя это стремление носит врожденный характер, его развитию могут способствовать (или, напротив, препятствовать) детские переживания и научение.
Другим ярким представителем гуманистической психологии является Гордон Олпорт. К важнейшим заслугам Олпорта относится то, что он одним из первых заговорил об уникальности каждого человека. Он утверждал, что каждый человек неповторим и индивидуален, так как является носителем своеобразного сочетания качеств, потребностей, которые Олпорт называл черта.
Эти потребности, или черты личности, он разделял на основные и инструментальные. Основные черты стимулируют поведение и представляют собой врожденные, генотипические образования, а инструментальные — оформляют поведение и формируются в процессе жизни человека, т. е. являются фенотипическими образованиями. Набор этих черт и составляет ядро личности, придает ей уникальность и неповторимость.
Одним из главных постулатов теории Олпорта было положение о том, что личность является открытой и саморазвивающейся системой. Он исходил из того, что человек прежде всего социальное, а не биологическое существо и потому не может развиваться без контактов с окружающими людьми, с обществом.
Он доказывал, что в основе развития человеческой личности лежит как раз потребность взорвать равновесие, достичь новых вершин, т.е. потребность в постоянном развитии и совершенствовании.
Понятие и признаки стресса
Стресс — особенная реакция организма, возникающая при воздействии внешних раздражителей, которые бывают двух типов:
- Физическими — изменение погодных условий, температуры окружающей среды.
- Психологическими — например оскорбления, критика со стороны других людей.
Во время стресса организм претерпевает многочисленные изменения. Может подниматься артериальное давление, температура тела, появляется чувство голода, расширяются кровеносные сосуды. Наблюдается интенсивная деятельность головного мозга.
Существует ряд признаков, по которым можно определить развитие стрессового состояния:
чувство беспомощности;
нехватка времени;
повышенный аппетит, бессонница;
невнимательность к себе;
повышенная усталость;
тревожное состояние;
нервный тик, тремор;
головные боли, головокружение;
невозможность сконцентрировать внимание, принять важное решение;
сексуальные расстройства;
повышение или понижение артериального давления;
боли в позвоночнике.
Обнаружив первые признаки стресса, нужно сразу начать восстановление общего состояния.
Психология экстремальных и чрезвычайных ситуаций выделяет три стадии развития стресса:
- Тревожность — наблюдается при появлении внешнего раздражителя. Повышается давление, наблюдается излишняя тревожность, учащается пульс. На этом этапе активируются защитные функции организма. В большинстве случаев их достаточно для подавления стресса.
- Сопротивление. Раздражитель продолжает оказывать негативное воздействие на организм, из-за чего естественная защита задействует дополнительные силы. Происходит максимальная нагрузка на организм.
- Истощение. Постепенно ресурсы организма истощаются из-за активной борьбы со стрессом. На этом этапе ухудшается работа иммунной системы, из-за чего могут возникать различные заболевания.
У каждого субъекта развитие стресса протекает по-разному.
Арт-терапия
Арт-терапия (от англ. art — искусство; therapy — терапия, лечение, уход, забота) — метод психотерапии, гуманистической психологии, основанный на творческой деятельности и художественных приемах использующий для лечения и психокоррекции. Работает при консультировании и терапии взрослых, детей и подростков.
Техника арт — терапии используется при решении: внутри- и межличностн ые конфликты; кризисные состояния; травмы; экзистенциальные и возрастные кризисы; потери; психосоматические расстройства; невротические расстройства; постсрессовые расстройства; развитие креативности; обнаружение личностных смыслов через творчество; развитие целостности личности; многое другое.
Психодрама
Психодрама (греч. drama — действие) — метод групповой работы, разработанный Я. Морено, в котором пациенты попеременно выступают в качестве зрителей и актеров, при чем их роли направлены на моделирование жизненных ситуаций, имеющих личностный смысл для участников, с целью понимания и устранения неадекватных эмоциональных реакций, более глубокого самопознания, отработки социальной перцепции. Для психодрамы важны спонтанность, активность, импровизационность поведения.
Психодрама применяется при неврозах, в том числе детского возраста, при алкоголизме и психосоматических заболеваниях, при обострении психопатий и отклоняющемся поведении подростков. Элементы психодрамы входят в поведенческую психотерапию, деловые игры, социально-психологический тренинг.
Классификация и причины психогенных ситуаций
Существует несколько больших групп экстремальных ситуаций:
- техногенного характера;
- биолого-социального характера;
- природного характера.
Они также делятся на отдельные подгруппы.
К природным относятся следующие явления:
- геофизические;
- метеорологические;.
- геологические;
- гидрогеологические;
- гидрологические.
Техногенные:
- взрывы, пожары;
- аварии, при которых происходит большой выброс химических веществ;
- гидродинамические аварии;
- выброс радиоактивных веществ;
- транспортные аварии;
- разрушения очистных сооружений.
Биолого-социальные:
- Эпифитотии — распространение вредителей, инфекций, которые вредят растениям.
- Эпизоотии — распространение инфекционных заболеваний, которые вредят животным.
- Эпидемии — распространение болезней, поражающих людей.
К причинам появления подобных ситуаций относятся:
- увеличение количества заводов в определенном регионе;
- производственные дефекты, неточности при строительстве;
- внешние факторы, природные процессы;
- военно-политические конфликты;
- снижение дисциплины;
- ошибки рабочих.
Также в психологии выделяют отдельную классификацию экстремальных ситуаций по масштабу распространения.
Гештальт-терапия
Гештальт-терапия, гештальт-подход в психотерапии — изобретение Фрица Перлза, синтез психоанализа, психодрамы, биоэнергетики и некоторых идей гештальт-психологии.
Основная роль гештальт-терапевта заключена в том, чтобы фокусировать внимание клиента на осознавании происходящего «здесь и сейчас», внимании к чувствам-индикаторам потребностей, ограничении попыток интерпретировать события, собственной ответственности клиента за реализацию и за запреты на реализацию потребностей.
Основными приемами работы и техники гештальт-терапии являются: принятие ответственности, осознавание, фокусировка энергии, работа с полярностями
Ребефинг
Ребефинг — дыхательная методика психологической коррекции, духовной трансформации и самоисследования, разработанная Л. Орром и С. Рэй.
Основной элемент ребефинга — это частое, глубокое дыхание без пауз между вдохом и выдохом (связное дыхание). Вдох должен быть активным, произведенным с мышечным усилием, а выдох, напротив, пассивным, расслабленным. На сессии ребефинга вам будет предложено так дышать от получаса до нескольких часов. Что это дает?
- Всплытие обычно не замечаемых мышечных зажимов. Тело (лицо, руки, кисти) начинает корежить, возникает напряжение до боли, в итоге все заканчивается очень глубоким мышечным расслаблением с соответствующими позитивными эффектами. Глаза радостные, небо особенно голубое. Эффект напоминает результат расслабления после хорошей бани.
- Длительное связное дыхание приводит участников к тому, что возникают измененные состояния сознания. На этом фоне можно исследовать свои всплывающие видения галлюцинации (это очень полезный опыт) и производить эффективные самовнушения.
Методы борьбы со стрессом
Когда стало точно понятно, что человек находится в стрессовом состоянии, психиатр подбирает для него лечебную терапию. Существует несколько методов борьбы со стрессом:
Попытаться отвлечься на любимую игру
Для этого достаточно иметь под рукой телефон, на котором будут установлены красочные приложения.
Заинтересоваться трудным делом, чтобы переключить внимание, не отвлекаться на эмоции. Главное меньше отдыхать, больше работать, чтобы не появлялось соблазна подумать о наболевшем.
Заняться спортом
Активные упражнения помогут переключить внимание, а мысль о том, что они сделают фигуру привлекательной укрепит эмоциональное состояние.
Наладить дыхание. Когда индивид нервничает, он дышит грудью. Чтобы успокоиться, требуется начать дышать животом. Выдохи делать медленными, вдохи глубокими.
Использовать приятные мысли как успокоительное. Для этого нужно на мгновение подумать о негативном событии, затем резко переключиться на хорошие мысли, воспоминания. Теплый чувства заглушат тревогу.
Выписать на листе бумаги все тревожные мысли. Для этого необходимо составить небольшой отчет, в котором будут описаны все негативные мысли, переживания.
Для профилактики стресса важно многое изменить в жизни. Настроить биологические часы, чтобы выстроить правильный график
Наладить питание, пить больше жидкости. Отказаться от вредных привычек. Заниматься по утрам спортом, ходить на прогулки вечерами.
Экстремальная психология занимается изучением поведения людей в экстренных ситуациях, которые нельзя считать нормальными. Полученные сведения психологи используют для разработки методик, восстанавливающих состояние субъектов после стрессов, депрессий.
Гендерная психология
Гендерная психология — раздел психологии изучающий закономерности поведения человека в обществе, обусловленное его социальным полом (гендером), биологическим полом и их соотношением. В гендерных исследованиях изучаются такие феномены, как: социализация, дискриминация, предрассудки, социальное восприятие и самоуважение, самовосприятие, возникновение социальных норм и ролей.
Гендер — социальный пол. Это всё что отличает женщин и мужчин и может иметь как биологические корни, так и быть следствием социального научения. Пр. мужское и женское поведение, образ мышления, отношение…
Семейные системные расстановки по Хеллингеру
Семья для человека является главной школой межличностных отношений, накладывающей отпечаток на всю дальнейшую жизнь. Мы несем в себе послания своей семьи и семейные сценарии. Это наши первичные символы, наш базовый язык, которым мы продолжаем пользоваться и в новых семьях, новых отношениях.
В индивидуальном подходе терапевт прикладывает много усилий для актуализации межличностной проблематики клиента, в семейном подходе акцент терапевтических усилий смещается в сторону увеличения осознанности в отношениях и принятия за них ответственности. Семейная системная терапия может служить прекрасным дополнением к индивидуальной терапии одного из членов семьи. Личностные изменения в этом случае носят более экологичный характер.
Гештальтпсихология
Гештальтпсихология — это направление западной психологии ХХ века, которое изучало психику с точки зрения целостных структур (гештальтов).
Среди основоположников данного направления выделяют Макса Вертгеймера, Вольфганга Келлера и Курта Коффка. Значительный вклад в развитие гештальт-теории внес и Курт Левин. На основе гештальт-психологии Фридрих Перлз создал новое направление психотерапии — гештальт-терапия.
Представители данного направления считали, что принципы разделения сознания неверны, так же как и восприятие не является простой совокупностью чувств
Гештальт-психологи акцентировали свое внимание не на отдельных частях явлений, а на их целостности. Таким образом, они пришли к мнению, что сознание соединяет все компоненты в единое целое, образуя гештальт
Гештальт — это основное понятие гештальтпсихологии, в переводе с немецкого означает «структура», «целостная конфигурация», т.е. некое организованное целое, свойства которого не сводятся к свойствам его частей.
Исследования гештальт-психологов позволили открыть законы восприятия, а также и принципы гештальта: близости, непрерывности, сходства, простоты, фигура-фон и др.
Гештальтпсихология берет свое начало с открытия М. Вертгеймером фи-феномена (иллюзия перемещения двух поочередно включающихся источников света), который доказал, что восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений.
Далее свой вклад внес К. Коффка, который изучал развитие восприятия у детей и восприятие цвета детьми. Он пришел к выводу, что в развитии восприятия большую роль играет сочетание фигуры и фона, на котором демонстрируется предмет. Так же он сформулировал закон «трансдукции», который доказывал, что дети воспринимают не сами цвета, а их отношения.
В. Келлер открыл феномен инсайта (внутреннего озарения), доказав, что он присущ не только животным, но и людям. Также он ввел принцип изоморфизма.
К. Левин создал теорию психологического поля. Он считал, что причиной активности человека является намерение, т.е. потребность. Предметы, которые нас окружают, создают психологическое поле, в котором находится и развивается человек. Воздействуя на человека, предметы, имеющие определенные заряды, вызывают в нем потребности, а они, в свою очередь, вызывают напряжение. Это напряжение Левин назвал квази-потребностью. В такой ситуации человек стремится к разрядке, т.е. удовлетворению данной потребности.
Узнать подробнее о гештальтпсихологии можно нажав на данную ссылку!
Эриксоновский гипноз
Эриксоновский гипноз — недирективный гипноз, разработанный Милтоном Эриксоном. В этой разновидности гипноза человек концентрируется на своих внутренних переживаниях и на время не воспринимает окружающую реальность, незаметно для себя входит в транс.
Милтон Эриксон считал транс естественным состоянием человека, и необходимым ему для обработки внутреннего опыта. Гипнотический транс терапевтичен и сам факт пребывания в трансе оказывает полезное воздействие на разрешение множества проблем.
Эриксоновская гипнотерапия — это одна из самых эффективных и экономичных терапевтических практик. Владение техниками эриксоновского гипноза дает возможность успешно работать с широким спектром психологических, соматических и психосоматических проблем.
Когнитивная психология
Когнитивная психология — современное направление возникло как альтернатива бихевиоризму. Исследует познавательные процессы
Для когнитивной психологии предметом научного исследования стало понятие психики, рассматривая поведение как опосредствованное познавательными (когнитивными) факторами.
Современная когнитивная психология состоит из многих разделов: распознавание образов, восприятие, память, внимание, речь, воображение, психология развития, мышление и принятие решения, отчасти искусственный интеллект и в целом естественный интеллект. Модели познавательных процессов дают возможность по-новому взглянуть на сущность психической жизни человека.
Представители: Джордж Миллер, Джером Брунер, Ульрик Найссер.