«влияние психологических особенностей подростков на стиль их общения»
Психология демократического стиля — направленность руководителя на коллективное управление.
В городах-государствах Древней Греции в IX веке до н.э. была установлена власть народного собрания — демократия. Хотя сами греки видели ее недостатки: «временщики» во власти; невозможность добиться компетентности избирателей, и потому выборы происходят на эмоциях.
В Спарте талантливый государственный деятель Ликург создал свой знаменитый свод законов, которые просуществовали без изменений на протяжении пяти веков. Все это время Спарта была сильной и непобедимой. Законы утверждали модель демократического государства: выборные Совет старейшин (парламент) и Совет мужчин (правительство).
Для военного времени избирались два царя — руководители войска. В мирное время у царей не было реальной власти, кроме подготовки войска к войне. Во время войны их главной привилегией было — первыми идти в бой с врагом.
Демократический стиль в современной теории управления считается лучшим. Согласно специальным исследованиям, в условиях развитых общества и экономики, он эффективнее других стилей.
Ничего удачнее в стилях руководства теорией управления пока не придумано.
В Древнем Риме в V веке до н.э. был создан политический строй, называемый республикой. Это была римская форма демократии. Она включала выборность и ежегодную сменяемость высших должностных лиц — консулов и народных трибунов. Она устанавливала разделение власти на законодательную (сенат), исполнительную (консулы) и судебную.
Консулов избрали на короткий срок (1 год) и сразу двух человек, чтобы у них не было возможности и соблазна узурпировать власть и продлить свои полномочия. Консулы исполняли свои обязанности поочередно, сменяясь через сутки. Действующие консулы не имели права участвовать в выборах на консульство следующего года. Более того, они по истечению срока полномочий на 2−3 года удалялись из Рима — направлялись на управление какой-либо провинцией. Это делалось для того, чтобы бывшие консулы своим политическим авторитетом не «давили» на демократические процессы.
Народные трибуны контролировали государственную власть от имени народа. Их избиралось на год сразу 10 человек. Они имели «право вето», то есть могли отменить любое решение высших должностных лиц, включая консулов, если оно, по их мнению, не соответствовало интересам римского народа (плебса).
Сервисный стиль связан с усилиями руководителя на создание хороших условий для труда и отдыха подчиненных. Лозунг сервисного (обслуживающего) стиля выглядит так: «Надо поставить сотруднику четкую задачу и создать хорошие условия для ее решения».
Психология сервисного стиля — руководитель должен заботиться о подчиненных, а в ответ они будут хорошо работать.
Смысл сервисного руководства заключается в повышении мотивации персонала к качественному труду и достижению целей. Руководители сервисного стиля действуют на двух уровнях: общих задач предприятия и личностных потребностей подчиненных.
В связи с тем, что успешность учебно-познавательного процесса в вузе во многом зависит от мотивации студентов, здесь может быть эффективным сервисный стиль. Если студентам и педагогам создать хорошие условия для учебы и работы, учебно-воспитательный процесс может быть весьма эффективным.
Для сервисного стиля очень важна «обратная отдача» подчиненных. Если работники сервис руководителя воспринимают как должное, а сами в ответ не особенно стараются, то этот стиль будет неэффективным. На обслуживание, со стороны руководителя, подчиненные не будут отвечать взаимностью.
Влияние стиля на климат
Каждый стиль руководства по-своему влияет на психологический климат в коллективе. Предлагаю рассмотреть влияние 3 основных стилей (демократический, попустительский, авторитарный).
Авторитарный
Подавление инициативы и творчества работников, высокомерие и неуважение личности подчиненных создает неблагоприятный психологический климат:
- портятся отношения в группах;
- некоторые участники повторяют авторитарный стиль в отношении других сотрудников;
- кто-то отстраняется и избегает контактов;
- некоторые работники страдают депрессией.
Сотрудники негативно относятся к авторитарному руководителю, пребывают в напряжении, вспыльчивы. Часто возникают конфликты. Из-за неадекватной и жесткой дисциплины в сотрудниках зарождается злость, страх, отрицательная трудовая мотивация.
Снижается продуктивность, так как сотрудники боятся задавать вопросы руководителю и стараются избежать труда либо выполняют его нехотя. Обязанности выполняются по принуждению и под строгим контролем.
Демократический
Создается благоприятный психологический климат, основанный на доверии, взаимопомощи, взаимоуважении и чувстве товарищества. Руководитель поощряет инициативу сотрудников, сотрудники отвечают активностью и хорошим исполнением своих обязанностей. Сотрудники удовлетворены своим трудом и положением. Им открыто поле для творчества. Растет производительность. Сводится к минимуму текучка кадров, растет безопасность на производстве. Взаимоотношения хорошие, конфликты сведены к минимуму и носят продуктивный характер.
Попустительский
В большинстве случаев возникает благоприятный психологический климат, так как люди полностью предоставлены самоуправлению. Каждый может проявить себя, договориться. Это и хорошо, и плохо одновременно. Зависит от психологической совместимости сотрудников. Если они совместимы, то полная свобода действий скажется хорошо, в противном случае – вероятны частые конфликты.
В целом на психологический климат лучше влияет убеждение, доверие, сотрудничество и кооперация как основы стиля руководства.
6 основных стилей общения
Некоторые из стилей считаются основными и встречаются наиболее часто.
Авторитарный
Авторитарному (директивному, властному) стилю общения характерно единоличное принятие решений, отдача приказаний. Их обсуждение находится под строжайшим запретом, при этом каждое предписание подлежит беспрекословному выполнению.
Начальники с таким стилем держат под контролем и оценивают каждого работника
Как правило, чиновники отличаются завышенной самооценкой, самоуверенностью, агрессивностью. Обычно, они имеют догматическое мышление, считают правильным исключительно свое мнение, а остальные даже не принимают во внимание
Никакие дискуссии, диспуты, обсуждения не приносят положительного результата или вовсе пресекаются. Также подавляется проявление инициативы, самостоятельность, соперники дискредитируются.
Реализация авторитарного стиля основывается преимущественно на диктате и гиперопеке.
Если другая сторона начинает противодействие такому отношению, возможны затяжные конфликтные ситуации, которые негативно отражаются на социально-психологическом климате коллектива.
Манипулятивный
Манипулятивный стиль практически идентичен авторитарному. Однако, если императивное общение не завуалировано, манипулятивное — подразумевает скрытое воздействие на поведение и мысли человека.
Манипуляторы обычно:
ссылаются на авторитетный источник;
акцентируют внимание на верности, например, «я же твоя девушка», «ты же считаешься моим лучшим другом» и пр.;
говорят о выгоде, возможной в случае приятия его предложения;
жалуются на свое плохое самочувствие, усталость и пр.
Существуют многочисленные приемы
манипуляций, которые часто применяются продавцами, официантами, таксистами и
людьми других профессий, а также в семейных отношениях.
Демократический
При демократическом общении любая
проблема обсуждается совместно. Каждому активному участнику со своими
ценностями и интересами предоставляется право проявления инициативы, анализа
ситуации, принятия решений.
Демократический стиль способствует:
- правильной мотивации;
- поддержанию нормального психологического климата в коллективе;
- открытому высказыванию своего мнения.
В результате такого взаимодействия возникают многочисленные творческие и нестандартные решения. Психологический дискомфорт, как правило, отсутствует.
Либеральный
При либеральном стиле общения выраженный лидер отсутствует или ему отводится незначительная роль.
Совместная деятельность предусматривает минимальное и формальное взаимодействие между людьми, концентрации на процессе общения практически нет. Каждый участник, при всей доброжелательности, не вмешивается ни в какие проблемы и равнодушен к ним.
В трудовых коллективах либеральный начальник не портит отношения с подчиненными, предоставляет им свободу принятия собственных решений. При этом он отличается безынициативностью, пассивностью, незаинтересованностью и неспособностью решения проблем.
Деловой
Возможно исключительно деловое общение, которое не выходит за рамки профессионального диалога. Его участники (партнеры, руководители, подчиненные и т.д.) обмениваются информацией, касающейся сугубо деловой сферы.
Каждый диалог имеет свою стилевую окраску, которая приводит к достижению намеченной цели и позволяет показать руководящие качества начальника или профессионализм подчиненного.
Межличностное общение
Для неформальных отношений в быту, с членами семьи, друзьями, некоторыми коллегами применяется разговорно-бытовой стиль. Как правило, это устные спонтанные диалоги, не предполагающие предварительное обдумывание сказанных слов и часто сопровождающиеся эмоциональной окраской.
При неформальном разговоре часто прибегают к:
- просторечию;
- субъективной оценке сказанного;
- экспрессивно-эмоциональным высказываниям;
- сокращениям;
- разговорно-бытовым фразеологическим оборотам.
Часто используется восклицательные и побудительные предложения.
Направленность и функции руководства
Кроме стиля руководства принято выделять направленность. Она отражает приоритеты руководителя в исполнении общих функций. Согласно этому можно выделить ориентацию:
- на решение производственных задач;
- на преимущественное решение социально-психологических задач;
- на оптимальное решение актуальных задач.
К основным функциям руководителя в свою очередь относится целеполагание (выдвижение целей, сравнение их с реальными условиями, изменение тактики при необходимости), планирование и прогнозирование (подбор оптимальных путей достижения цели), организация (создание гибкой, экономичной, саморегулирующейся, надежной и оперативной системы одного целого, координирование и регулирование (подстройка, шлифовка организованной системы), стимулирование, контроль, учет и анализ.
Партнеры с надежным и избегающим стилями привязанности
Основанием развода среди партнеров с надежным и избегающим стилями привязанности часто становится неспособность избегающего индивида откликнуться на потребности своего супруга в близости и взаимности, демонстрируемая им отчужденная независимость. Развод нередко даже инициируется избегающим партнером, чтобы предотвратить отвержение, так как он чувствует, что его супруг неудовлетворен.
Люди с избегающим стилем привязанности пессимистичны по поводу взаимоотношений в целом и относительно возможности восстановления проблематичных отношений, в частности. Бегство — это привычный для них способ реагирования. Будучи реалистичными они осознают момент, когда брак уже не может быть восстановлен и тогда соглашаются на развод без чрезмерного беспокойства.
Поведение этих пар в период развода характеризует физическая и эмоциональная замкнутость, минимум конфликтов и эмоциональных всплесков. Партнеры с надежным стилем привязанности принимает разрыв и обращается внутрь себя, чтобы осмыслить свою жизненную ситуацию. Партнеры с избегающим стилем склонны отрицать боль и приуменьшать значение супруга для его или ее благополучия. Нередко они оставляют «связывающую пару территорию», покидая спальню или дом. Они пытаются как можно быстрее завершить процесс развода, чтобы поскорее восстановить свое внутреннее равновесие.
Партнеры с надежной привязанностью осознают, что дети нуждаются в обоих родителях, поэтому стремятся к тому, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию и спланировать совместный план действий, однако сталкиваются с тенденцией партнера уйти от разговора. Они также пытаются устраивать встречи детей с избегающим родителем, который однако может начать загружать себя на работе, не появляться в день рождения ребенка и других важных для ребенка событиях, то есть, пытаются уклониться от родительских обязанностей.
Поскольку при возникновении напряженности в отношениях супруг с надежным стилем привязанности придерживается оптимистичного настроя относительно будущего взаимоотношений и, поэтому может предложить обратиться за помощью к психологу, работающему с супружескими парами. Однако, такая пара довольно редко доходит до психолога, поскольку избегающий партнер обычно не склонен к сотрудничеству и отклоняет любые предложения своего партнера.
Какой стиль лучше
Нельзя однозначно сказать, какой стиль руководства лучше. Дело в том, что каждый имеет свои преимущества при определенных условиях:
- Нужно учитывать индивидуально-личностные особенности участников коллектива (характер, темперамент, личностные особенности).
- Нужно учитывать стадию развития коллектива, например, группе, не являющейся коллективом, нельзя доверить самостоятельность, скорее подойдет авторитарный стиль. В то время как на более поздних стадиях можно придерживаться демократии.
Таким образом, важно учитывать способность коллектива к самоуправлению и особенность самой деятельности. В отдельных случаях целесообразно обозначить лидера и передать управление в его руки
Эффективность стиля руководства зависит от соответствия его ситуации и особенностям руководителя. Что проще: изменить стиль руководства или изменить условия руководства? Однозначного ответа дать нельзя:
- Можно утверждать, что стиль руководства как психологическое новообразование менять сложнее. Это требует больших временных, энергетических и личностных затрат. Не будем забывать: врожденные и приобретенные особенности человека входят в структуру стиля руководства.
- Но и условия изменить можно не всегда. Иногда внешние факторы не зависят от человека и неподвластны коррекции. Тогда остается третий вариант – менять руководителя, что и происходит в большинстве случаев.
- Однако и тут не все так просто. Учитывается не только стиль руководства, но и организаторские способности, профессионализм, квалификация. Также учитывается отношение подчиненных к господствующему стилю руководства.
В психологии управления оптимальным вариантом считается руководство в форме лидерства, сочетание лидера и руководителя в одном лице. Но так бывает не всегда. Подробнее о лидерстве читайте в статье «Лидер – кто такой в психологии управления. Его особенности и качества, отличия от руководителя».
Интерактивный стиль состоит в эмоциональном вовлечении руководителем подчиненных в свои профессиональные интересы. При этом совместно обсуждаются не только производственные вопросы, но и личные дела.
Психология интерактивного стиля — это личная эмоциональная увлеченность руководителя своей работой, и умение увлечь тем же подчиненных.
Вовлечение работников в круг профессиональных интересов затрагивает широкий спектр эмоций, вплоть до личных переживаний. Руководители интерактивного стиля заботятся о качестве профессиональной жизни, психологическом комфорте сотрудников, активном и увлеченном участии каждого в общих делах, комфортном общении в коллективе.
Интерактивный стиль руководства является особенно успешным в небольших творческих коллективах: редакциях газет и журналов, радио- и телестудиях, домах и магазинах мод, салонах красоты, консалтинговых фирмах. Поскольку данный стиль руководства базируется на эмоциональном сопереживании, его часто называют «женским управлением».
К недостаткам интерактивного стиля теория управления относит его определенную ограниченность. Он может успешно применяться лишь там, где уместна именно повышенная эмоциональность в работе.
Стиль руководства — это способ общения и взаимодействия руководителя с подчиненными.
Психология стиля руководства — это отношение начальника к подчиненным.
Отношение к подчиненным может выражать очень широкую гамму: от уважения и внимания, до пренебрежения и надменности. Комплекс оттенков отношения и создает определенный стиль.
От стиля руководства в определяющей степени зависит психологический комфорт и качество профессиональной жизни сотрудников. Комфорт во многом задает руководитель характером своего отношения к подчиненным, уровнем взаимодействия. А это определяет качество профессиональной жизни.
Напомним психологическую поговорку: «Счастлив человек, который утром с удовольствием идет на работу, а вечером с удовольствием возвращается домой».
Чтобы на работу идти с удовольствием, надо, в первую очередь, иметь современного начальника — компетентного, образованного, культурного. Атмосфера на работе формируется стилем руководства.
Психология управления и теория менеджмента на протяжении всей своей истории значительное внимание уделяли поиску наиболее эффективных стилей руководства. Основное внимание было посвящено дилемме: забота о производстве либо о персоне должна быть у руководителя на первом месте
2 стр., 523 слов
Психология эффективного управления
… 1. Основы трудового законодательства 2. Экономика управления 3. Управление процессом (менеджмент) и управление людьми (руководство) 4. Психология эффективного управления 5. Стратегия принятия решений 6. Круглый … ) Вероятностная модель управленческой эффективности е) Теория «ситуационного лидерства» ж) Стили управления группой (краткая характеристика) 9) Ответы на вопросы 10) Практические задания …
Активные исследования по проблеме стиля руководства были проведены в 1970−80-х годах в США
В университете штата Огайо предметом исследования стали два показателя поведения руководителей: внимание к подчиненным и структурирование труда (производственные вопросы)
В исследованиях в Мичиганском университете анализу подверглось сопоставление способов поведения успешных и неудачных менеджеров.
Внимание к подчиненным означало направление усилий со стороны руководителей на психологический комфорт своих сотрудников, их условий труда, социальный статус, установление отношений взаимного доверия. Руководители такого типа дружелюбны, открыты для общения, культивируют работу в командах, ориентированы на интересы персонала
Структурирование труда понималось как ориентация на производство и достижение профессиональной цели. Нацеленные на производственные вопросы руководители тщательно планируют работу, составляют для подчиненных подробные инструкции, разрабатывают графики выполнения работ.
Успешные руководители отличаются «созданием эффективных высокопроизводительных рабочих коллективов». Они заботятся о социальных проблемах, личных интересах работников, оказывают поддержку подчиненным.
Неудачные руководители все свое внимание уделяют производственным заданиям. Их приоритетами являются деловые совещания, повышение производительности труда, снижение затрат и т
д.
Таким образом, основные усилия исследователей сосредоточились вокруг выбора: главное внимание руководителям следует уделять персоналу или производству. На базе этого были созданы ряд теорий стиля руководства (моделей управления)
Партнеры с обоюдным тревожно/амбивалентным стилем привязанности
Браки между индивидами с тревожно-амбивалентой привязанностью довольно редки. Как правило их сводит вместе идеал духовного родства, стремление к совершенной близости и отзывчивости. Супружеская жизнь таких пар довольно запутанная, так как вследствие отсутствия личных границ они склонны к слиянию и воспринимают партнера как продолжение их самих, а не как отдельную личность. Разочарование в ожиданиях приводит к разрушению иллюзий, что может приводить к стремлению найти другого идеального партнера.
Угроза развода запускает в человеке с тревожно-амбивалентной привязанностью интенсивные страхи. Наиболее ранним и сильным является страх оставления, который в отдельных случаях может переживаться просто как угроза существования. Под влиянием этого страха оба партнера склонны саботировать процесс развода. Они могут декларировать, что не могут больше вместе жить вместе, однако не способны и расстаться. Многие такие пары находятся в состоянии «хронического развода». Детей часто используют, чтобы вцепиться в того партнера, который в данный момент настаивает на разводе.
Их общение в период развода характеризует взаимные обвинения и проекции, так как каждый партнер отрицает свои личные проблемы и отказывается брать ответственность за распад брака и эскалацию конфликта. Тревога подавляет их способность к разумному суждению. Усилие одного из супругов высвободиться провоцирует в другом гнев и ответный удар — оскорбления, зачастую приобретающие неистовый характер. Оскорбления часто оправдываются наличием у партнера любовника или любовницы, однако в основании этого поведения лежит неспособность видеть в другом отдельную личность.
Стиль общения: что это такое
Общение состоит из трех
компонентов:
- Содержание, определяющее предмет коммуникации, разговора.
- Стиль – способ взаимодействия с окружающими.
- Манера – использование голоса и тела для передачи устных сообщений. Она может быть уважительной, пренебрежительной, шутливой, серьезной, озлобленной, доброжелательной. При этом манера неразрывно связана с двумя другими составляющими общения.
Существует несколько определений понятия «стиль общения», предложенные психологами. Считается, что он включает в себя совокупность норм, методов, принципов, моделей поведения человека и других особенностей.
Вежливое общение
Постоянно вежливое общение с другими людьми – достаточно редкая черта. Ведь ежедневно мы отстаиваем свое мнение, делимся впечатлениями не только в домашнем кругу, но и с коллегами, друзьями, знакомыми и незнакомыми людьми. Именно конкретная обстановка определяет выбор поведения.
Современная классификация стилей общения в психологии
представлена широким спектром работ ученых: Курта Левина, Сергея Братченко, Ларисы Петровской, Сергея
Шеина и других.
Каждый человек отличается индивидуальным, характерным только для него стилем общения, который меняется и трансформируется на протяжении жизни. Он не считается врожденным качеством, поэтому можно говорить о его корректировке и развитии.
Также, стиль может изменяться в зависимости от собеседника и обстоятельств, но с сохранением сущностных черт, неповторимости и уникальности индивидуума.
Стилям общения присущи:
- объективная сторона – моральные нормы, социально-культурные, социально-экономические и политические факторы, влияющие на поведение человека;
- субъективная – личностные особенности индивидуума.
Некоторые стили могут показывать достаточную эффективность или не срабатывать при налаживании контактов в определенных ситуациях, особенно в деловом мире.
3 категории
Стили общения подразделяются на
три категории, в зависимости от условий нахождения человека в определенном
сообществе:
- Гибкий. Человек отлично ориентируется в обществе, адекватно оценивает собеседников, понимает тему разговора.
- Регидный. Человек не в состоянии проанализировать ситуацию и быстро выбрать тактику своего поведения.
- Переходной. Содержит признаки двух вышеперечисленных категорий.
Литература
1. Ванштейн, Л.А. Психология управления: курс лекций / Л.А. Ванштейн. — Минск: БГУ, 2007. — 207 с.
2. Володько, В.Ф. Основы менеджмента: учебное пособие / В.Ф. Володько. — 2-е изд. — Минск: АiВ, 2008. — 307 с.
3. Володько, В.Ф. Психология управления: курс лекций / В.Ф. Володько. — Минск.: АУ, 2003. — 97 с.
4. Дафт, Р. Менеджмент / Р. Дафт. — СПб.: Питер, 2002. — 832 с.
5. Кабаченко, Т.С. Психология управления: учебное пособие / Т.С. Кабанченко. — М.: МГУ, 2003. — 265 с.
6. Психология менеджмента: учебник / под ред. Г. С. Никифорова. — СПб.: СПбУ, 2000. — 572 с.
7. Психология управления: курс лекций / Л.К. Аверченко, Г. М. Залесов, Р.И. Мокшанцев, В.М. Миколаенко. — Новосибирск — М.: ИНФРА-М, 1997. — 150 с.
Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:
Что такое стиль руководства
Идея рационального распределения человеческих ресурсов возникла еще на этапе родовых общин. Тогда и зародились основы управления. Сегодня наука управления, конечно, сильно отличается от распределения ресурсов того времени. Постепенно выделилась еще одна наука – психология управления, которая изучает стили и особенности руководства и лидерства, их влияние на коллектив.
Стиль руководства – это индивидуально-личностные особенности системы методов, приемов и средств влияния руководителя на коллектив ради обеспечения эффективности его работы. Это и стиль общения руководителя, и нормы поведения, и характер выполнения деятельности.
К основным характеристикам стиля руководства относится:
- активность/пассивность;
- коллективизм/индивидуализм;
- инструктивность/попустительство;
- позитивная/негативная стимуляция;
- контакты с подчиненными/сохранение дистанции;
- централизация/децентрализация информационных потоков;
- обратная связь с коллективом/ее отсутствие.
Возможен смешанный стиль руководства или преобладание одного над остальными. Тогда встречаются сразу несколько противоречивых особенностей.
Стиль руководства вбирает в себя особенности руководителя как человека и личности (темперамент, характер), специфику данной конкретной деятельности (сферы труда), особенности взаимоотношений с каждым участником коллектива.
Авторитарный стиль заключается в единоличном принятии решений руководителем, а от подчиненных требуется лишь их точное исполнение. По сути это единоличная власть руководителя. Avtoritis — (лат.) власть, влияние.
Психология авторитарного стиля — убежденность руководителя в том, что он лучше всех знает выполняемую коллективом работу.
Авторитарный стиль связан с властью должности и личностью руководителя. Субъективное мнение руководителя о своей высокой квалификации (иначе, мол, его бы не назначили начальником) приводит к тому, что он всегда оставляет за собой последнее слово и право инициативы.
Совершенно очевидно, что у авторитарного стиля много недостатков. Сковывание инициативы подчиненных, большой урон в случае ошибки руководителя, сложный психологический климат и т. д. Тем не менее, есть три ситуации, в которых авторитарный стиль эффективнее других: военизированный, низкоквалифицированный и проблемный коллективы.
Военизированный коллектив — это организации армейские, милиции, КГБ, пограничников, МЧС, таможни, прокуратуры. В самом характере их деятельности заключено беспрекословное подчинение и неукоснительное исполнение приказов. Командир здесь, согласно устава, является авторитарным руководителем.
Неквалифицированный коллектив не способен к самостоятельному действию и коллективному управлению. Здесь в качестве руководителя нужен человек, который способен распределить задания, объяснить каждому способ исполнения, проконтролировать результаты.
Советоваться с подчиненными нецелесообразно, так как они не имеют необходимой квалификации.
Профессиональная психология неквалифицированного работника отличается отсутствием интереса к работе, низкой ответственностью за порученное дело. Поэтому их надо постоянно обучать, разъяснять, контролировать. При ослабленном контроле они наверняка сделают свою работу плохо. Поэтому им нужен авторитарный руководитель.
Проблемный коллектив возникает на неэффективном, низкорентабельном либо социально-конфликтном предприятии. В этом случае у работников возникает острая неудовлетворенность работой, а менеджеры не могут справиться ни с производством, ни с персоналом. В этом случае поправить ситуацию способен только авторитарный руководитель, способный быстро принимать решения, и жестко приводить их в жизнь.
Так, классик менеджмента француз Анри Файоль в 1888 г. возглавил Горно-металлургический комбинат «Комамболь», приняв его в тяжелом финансовом состоянии. За два года она сумел вывести комбинат из «прорыва», и затем успешно руководил им еще 35 лет.
Психология гибкого стиля — это реакция руководителя на ситуацию и индивидуальный подход к подчиненным.
Гибкость стиля проявляется в двух аспектах: в ситуативности и индивидуальности.
Ситуационная гибкость стиля означает, что чем лучше идут дела в организации, тем больше позиция руководителя смещается в сторону демократического и либерального стилей. И наоборот, если дела пошли плохо, руководитель использует авторитарный стиль.
Индивидуальная гибкость стиля связана с квалификацией и ответственностью подчиненных. К основной массе (60%) руководитель относится демократично, к наиболее квалифицированным (20%) — либерально, а к самым неквалифицированным (20%) — авторитарно.
Транзакционный стиль заключается в вовлечении персонала в массовые производственно значимые мероприятия (акции).
Акции проводятся последовательно, сменяя одна другую. Каждая акция решает важную для коллектива проблему.
Психология транзакционного стиля — это разъяснение персоналу значимости каждой акции, и побуждение желания к участию в них.
Персоналу разъясняется характер поставленных перед акцией задач, создаются необходимые структуры и механизмы реализации, обеспечивается адекватное стимулирование. Отличительными чертами транзакционного стиля руководства является ясность задач и трудовой энтузиазм персонала. Лозунг этого стиля — «дорога ясна и победа видна».
В транзакционном стиле важное значение имеет четко разработанное структурирование труда: алгоритм проведения акции, планы, графики. Но еще более важное значение имеют люди: их увлеченность акцией, готовность к решению поставленных задач, сплочение в коллектив
Однако акции не должны превращаться в кампанейщину — не завершив одну, хвататься за другую. Акции должны быть действительно значимыми для предприятия, и реальными в смысле возможности их реализации. В противном случае транзакционный стиль не сможет сплачивать персонал, и будет неэффективным.