Статья о танцевальной терапии
Введение
Жизнь современных людей и, в первую очередь, молодого поколения проходит в условиях глобализации – сложного и неоднозначно воспринимаемого явления. Глобализация характерна, в первую очередь, стремительным темпом перемен, что превращает жизнь в сплошной круговорот событий, обостряет проблемы ценностной адаптации человека.
Вследствие этого современное общество перед любой информационной угрозой в прямом и расширенном толковании этого понятия становится фактически беззащитным. Пагубные воздействия получили в глобальной системе новые стимулы и возможности, стали разнообразны, диапазон их влияния начинается от стандартизации духовных ценностей и простирается до распространения манипулятивных технологий.
В связи с этим многократно выросли сложности индивидуального мировосприятия, и, в первую очередь, у подрастающего поколения. В числе прочих вызывает большую тревогу ощущение дезориентации в сфере социокультурных норм, ценностей и образцов, состояние душевной неуравновешенности, растерянности и агрессивности.
Причина этого в том, что маленького человека с самого раннего возраста приучают скрывать свои естественные эмоции, подавлять чувства, отражающие реакцию на окружающий мир, поскольку взрослые считают их наивными и не соответствующими господствующей морали. А с телевизионного экрана на них льется целый поток эмоциональных проявлений и дети наблюдают многообразие чувств и эмоций в окружающем их мире. К сожалению, доминирующая поп-культура основана на поверхностных и агрессивных формах выражения чувств и эмоций. Это наблюдается и в других сферах жизни общества потребления.
В такой среде дети вынуждены сдерживать себя, каждый раз переживая чувство смущения, страха и дискомфорта, а перед обществом встает трудная задача научить ребенка быть открытым по отношению к своим чувствам, понимать свою уникальность и индивидуальность, свободно говорить о том, что он любит и что он чувствует. Не имея внутренней опоры и уверенности ребенок будет искать поддержку и защиту у себе подобных и принимать нормы и «ценности» массового поведения. В результате формируется «серая» невыразительная личность с примитивными творческими способностями.
Свежие записи
- 1. Особенности психологии как науки, ее задачи
- Виды деятельности студентов
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Доктор Фрейд и его учение
- Социальная экология — наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1−3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
Здравствуйте! Мы рады приветствовать Вас на сайте Отделения Танцевально-Двигательной Психотерапии!
Отделение Танцевально-Двигательной Психотерапии НОЧУ ДПО ИППиП – это коллектив профессионалов, применяющих личностно-ориентированный подход и индивидуальное наставничество в профессиональном развитии и обучении, реализующих проекты в развитии танцевально-двигательной психотерапии, мультимодального подхода в терапии творчеством и развивающего танца в России и ближнем зарубежье.
За 23 года работы более 430 слушателей получили удостоверения о повышении квалификации по различным программам, 180 специалистов получили дипломы о профессиональной переподготовке. Наши обучающие семинары и тренинги посетили более 1000 специалистов из 27 городов России и СНГ.
Отделение Танцевально-Двигательной Психотерапии поддерживает и развивает партнерские отношения с образовательными учреждениями из 10 стран, в числе которых США, Италия, Швейцария, Германия, Нидерланды. Среди них такие профессиональные организации как Европейская Ассоциация ТДТ (EADMT), Американская Ассоциация Танцевальной Терапии, (ADTA), Международная Ассоциация Терапии Выразительными Искусствами (IEATA).
Международная программа по танцевально-двигательной психотерапии существует с января 1996 года, сначала как проект Ассоциации танцевально-двигательной терапии (АТДТ), с 1999 года как специализация в Институте Практической Психологии и психоанализа (ИППиП).
Приглашаем к обучению всех, кто заинтересован в профессиональном развитии себя как специалиста в области терапии выразительными искусствами, танцевально-двигательной терапии и психологии развивающего танца, кому важно обращение к творческому выражению в практике помогающих отношений, а также тех, кто заинтересован в развитии метода танцевально-двигательной психотерапии, развивающего танца и мультимодальной терапии творчеством в нашей стране
Основные цели и задачи
Танцевальная терапия как метод психокоррекции давно зарекомендовала себя на практике с лучшей стороны и применима для людей всех возрастов. Особенно важна работа в этом направлении для детей дошкольного возраста. Обучение в школе сопряжено с изменением привычного ритма жизни, установлением чётких норм поведения, правил. Такая стрессовая ситуация вызывает массу эмоций, с которыми необходимо совладать. Психология самосовершенствования и самовыражения в танце позволяет не только справиться с этой задачей, но и подготовиться.
Одна из важнейших составляющих, которые имеет данная методология – танцевальная игра. Упражнения на занятии преподносятся в игровой форме. В сочетании с танцем она помогает раскрыться фантазии, импровизировать свободно, перерабатывая напряжённые чувства и эмоции в движения.
Музыка дополняет танцевальную терапию, способствуя выражению радости. Такие игры пробуждают и воспитывают положительные качества личности, развивают её. В танце без слов и мимики можно показать все чувства: агрессивность и злость, печаль и боль, радость и восторг.
Таким образом, целями танцевальной терапии являются:
- снятие психоэмоционального напряжения;
- выплёскивание энергии;
- снятие своих страха и агрессивности;
- осознание собственного «Я» в предлагаемых обстоятельствах;
- проигрывание своих внешних и внутренних ощущений;
- совместное переживание волнующих ситуаций;
- пробуждение положительных эмоций;
- развитие коммуникабельности и творческих способностей (импровизировать, воображать),
- умение рассуждать логически и проявлять инициативу;
- сплочение в коллективе.
Основные задачи
- осознание своего тела участниками занятия;
- формирование осознания возможностей применения тела, средств для выражения чувств;
- обучение установлению взаимосвязи эмоций с движениями, изучение чувств через танцевальную экспрессию и высвобождение их.
Групповая танцетерапия
Разница преподавания в групповой танцетерапии состоит в том, что люди, которые приходят в группу, становятся единым целым всего процесса. Они выглядят, как танец в хороводе или импровизация в группе. Особое отношение уделяется синхронности жестов и движений, единству переживаний учеников. Группы разбиваются на пары, где один из партнеров исполняет выбранную роль, а второй старается с помощью телодвижений заставить его отказаться от своей позиции. Многие ученики жалуются на то, что в группах появляются новые лица и исчезают привычные. Но это помогает оставшимся учиться быстро адаптироваться к переменам, и находить взаимопонимание с новыми людьми.
Танцетерапевты стараются научить людей понимать партнера через его движения, искать истинную подоплеку его поступков и действий. Разговоры в группе сменяются танцем, где каждый из тех, кого слушали, выражает свои мысли с помощью танцевальных па. Если участники группы склонны сегодня к беседе, занятия проводятся в форме монолога, сменяющегося дискуссией. Если им сегодня хочется танцевать больше, чем разговаривать, преподаватель следует желаниям группы.
Танцевальная терапия – упражнения
Есть несколько упражнений, которые используют все данс-терапевты в своих уроках. Если у вас нет возможности посещать танцевальные группы, воспользуйтесь их наработками в самостоятельных занятиях. Итак, упражнения для танцевальной терапии:
Танец отдельных частей тела.
Включите музыку, и танцуйте. Сначала одной рукой, затем другой, после этого каждой ногой по отдельности и так далее. Обязательно «потанцуйте» лицом – губами, глазами, мышцами лба. По ходу танца запоминайте, какие чувства в какой момент вы испытывали. Запишите их в блокнот.
Движемся, как умеем.
Теперь включите любую музыку, которая вам больше нравится, и потанцуйте под нее так, как вы считаете нужным. Поменяйте мотив на противоположный, и двигайтесь под него. Запишите, как поменялось ваше настроение в зависимости от смена танца и музыки.
Стиль музыки.
Выберите музыкальные произведения в разных стилях. Старайтесь исключать те, которые вам не по душе. Включайте подряд и танцуйте, выбирая движения спонтанно. Зафиксируйте свое отношение к каждому стилю, и запишите ваши ощущения.
Перед зеркалом.
Глядя на себя в зеркало, потанцуйте. Какие чувства вызывает в вас тот человек, который танцует по ту сторону отражающей поверхности?
Переодевайтесь.
Попробуйте устроить для себя костюмированное представление. В соответствии с каждым музыкальным стилем, переодевайтесь и танцуйте.
Вы тигр или кролик?
Представьте, что вы животное, и подвигайтесь, как тот персонаж, которого вы изображаете. А теперь объясните, почему вы выбрали тигра, кролика или котенка.
Работа.
Попробуйте двигаться под музыку так, как вы представляете себе какую-либо работу. Например, стирку или глажку белья. Возьмите за шаблон ваши постоянные дела – чистку зубов, еду, бритье и т.д. Меняйте движения, экспериментируйте.
Профессиональный танец.
Включите клипы или телепередачи, в которых много музыки и танцуют профессионалы. Копируйте их движения и па. Какие ощущения вы при этом испытываете?
Картины.
Поставьте перед собой репродукцию картины. Попробуйте выразить в танце ее настроение.
Танцуем, как другие.
Вспомните, как танцуют ваши знакомые. Воспроизведите их движения. Какие ощущения у вас при этом возникли?
Положение сидя.
Сядьте на пол и подвигайтесь под музыку в положении сидя.
Положение лежа.
Теперь растянитесь на кровати или на полу и под музыку продолжайте танцевать.
Воображение.
Включите музыку, закройте глаза, и попробуйте вообразить, как бы вы хотели двигаться под нее.
«Партнер».
В качестве партнера возьмите игрушку, стул или зонтик. Все, что вам придет в голову и не помешает передвигаться, подойдет в качестве «партнера» для танца.
И так до тех пор, пока сможете удерживать в руках, подмышках и между ног предметы.
Особенности детей, посещающих занятия танцами
Хореографический коллектив «Палитра не является профессиональным коллективом. Его задачей является приобщение детей к миру искусства, воспитание навыков творчества и восприятия искусства. По этой причине критерием отбора детей в коллектив являются наличие желания ребенка и родителей и отсутствие медицинских противопоказаний. Понятно, что все принятые по такому критерию дети в той или иной степени нуждаются и в арт-терапии. При этом необходимо знать, к какому типу высшей нервной деятельности относится психика того или иного ребенка. Наиболее подходящими для занятий танцами из четырех типов темпераментов принято считать сангвиников и холериков. Флегматики, а тем более меланхолики, требуют особых индивидуальных занятий.
Но есть дети с хорошими танцевальными данными. Им не надо много времени, чтобы освоить то или иное танцевальное движение или весь танец. И чтобы они не потеряли интерес к танцу, к занятиям, с ними приходится заниматься отдельно, по более сложной программе. Дифференцированный подход к детям с разным уровнем способностей в процессе обучения и воспитания может дать значительный педагогический эффект.
Тщательная дозировка нагрузок для каждой группы детей
Важно правильно отрегулировать режим нагрузок ребенка, так как перегрузка неблагоприятным образом отражается на мышцах и связках. Развитие навыков у детей держать осанку
Развитие навыков у детей держать осанку
Неподтянутый корпус деформирует плечи и позвоночник. Научившись в детстве правильно держать спину, впоследствии ребёнок с правильной осанкой избежит многих неприятностей со здоровьем.
Обязательные упражнения на полу и у станка.
В целях и задачах хореографического коллектива «Палитра» не предусмотрены индивидуальные занятия. Групповые и индивидуальные занятия различаются как по целям работы, так и по процедуре и приемам работы. Есть задачи, которые эффективно решаются в ходе встреч один на один – снятие эмоционального напряжения, преодоление негативизма, коррекция страхов, устранение барьеров, явившихся следствием гиперсоциализированного стиля воспитания в семье и пр. Зато группа сверстников дает возможность удовлетворить потребность во взаимодействии с детьми, научиться учитывать мнение других и отстаивать свое, проявлять активность, сдерживаться и пр. Работать с детьми лучше в группе, отобранной по возрасту (обязательно!) и степени развития ребенка. Развитие танцевальных способностей у детей с недостаточным физическим и психическим развитием поможет детям стать более раскрепощенными. Используемые в детских танцах движения прошли длительный отбор и, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей в целом. Дети научатся лучше работать мышцами, чувствовать музыку, распознавать ритм и импровизировать, развивать координацию движений. Кроме того, занятия дарят детям положительные эмоции.
Виды танцетерапии
Существует два вида танцетерапии: индивидуальная и групповая. У них есть различия и сходства.
Многие танцетерапевты предпочитают работать в команде с другими специалистами:
Психологами;Психиатрами;Социальными работниками;Медицинскими сестрами;Реабилитационными специалистами;Работниками искусства и т.д.
По желанию клиентов проводятся тесты, консультации и анализ видеозаписей. При этом, интенсивность и расписание восстановительных курсов разнится в зависимости от социальной направленности групп. Например, занятия со школьниками отличаются от уроков для людей с проблемами опорно-двигательного аппарата.
Индивидуальная танцетерапия.
Занимаясь индивидуально, педагог знакомит человека с возможностями и запретами его тела. Закомплексованные и неуверенные в себе люди просто не могут заставить себя разжать челюсти, чтобы высказать то, что у них на душе. Первое, что делает преподаватель – учит проговаривать вслух свои мысли. Он помогает ученику выражать свои эмоции и желания в процессе танца или произнося их в окончании определенного жеста (движения).
Например, сгорбленная осанка и опущенные плечи человека говорят о том, что ему приходится «нести на своих плечах» груз какой-то ответственности. Как выясняется позже, этим грузом наделил его кто-то из авторитетных людей окружения. Если мама женщины стремилась преуспеть во всем, и делать все идеально, то сама женщина в будущем чувствует вину в том, что не соответствует ожиданиям матери. Учитель рассказывает и показывает, как снять с себя непосильную ношу и освободить от нее не только душу, но и тело. При этом, он поможет выявить истинную причину закомплексованности человека.
В дальнейшем, танцетерапевт дает больше свободы клиенту в выражении его чувств, и постепенно приводит его к тому, что человек сам осознает и исправляет собственные ошибки.
Экспериментальные занятия по танцевально-двигательной терапии
В Федеральном ресурсном центре по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра ФГБОУ ВО МГППУ города Москвы была создана экспериментальная группа для проведения занятий по танцевально – двигательной терапии, состоящая из 18 человек. В исследовании приняли участие дети начальной школы с расстройствами аутистического спектра в возрасте 7-9 лет.
Цели занятий:
- Создание атмосферы группового доверия, сплоченности, развитие навыков межличностного взаимодействия;
- Формирование образа тела, развитие ориентации в собственном теле, способности осознанно управлять им. Развитие равновесия, баланса тела, координации движений, навыков ориентации в пространстве. Расширение двигательного репертуара.
- Ознакомление с эмоциями и чувствами, развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние с помощью движений, развитие способности определять чувства и эмоции другого человека по телесным проявлениям – через мимику, пантомимику, жестикуляции;
- Cнятие мышечного и эмоционального напряжения. Обучение элементам саморегуляции и релаксации, наблюдение за ощущениями в теле.
- Развитие произвольности, концентрации внимания.
Условия и ход занятий
Изучение танцевальным терапевтом невербального поведения детей осуществлялось на протяжении всего цикла танцевально — терапевтических сессий, начиная с предварительного тестирования, предшествующего танцевальной терапии.
Для определения уровня сформированности образа тела у детей с расстройствами аутистического спектра были использованы следующие методики: «Мотоскопия» Н.Озерецкого и М. Гуревича; «Телесный анализ движений», «Эмоциональность танцевального выражения», «Анализ телесного компонента интеллекта» Оганесян Н.Ю.
Программа экспериментальных занятий с использованием метода танцевально – двигательной терапии состояла из 20 уроков, которые проводились 1 раз в неделю в течении 6 месяцев. Время одного занятия 60 мин, согласно нормативам времени деятельности педагога-психолога.
Структура развивающей работы, направленной на развитие сенсомоторного компонента, включала в себя: приветствие, корригирующую гимнастику, упражнения на контактность, дыхательные техники, глазодвигательные гимнастики, упражнения на межполушарное взаимодействие, упражнения на расширение двигательного репертуара (осознание частей тела, границ, пространства тела, выражение эмоций и образов с помощью танца), массажные техники, релаксацию, рефлексию, прощание.
Применение танцевально-двигательной терапии как средства формирования образа тела привело к изменению начального уровня сформированности образа тела у детей с расстройствами аутистического спектра. В экспериментальной подгруппе по танцевальной — терапии, высокий уровень сформированности образа тела был выявлен у 3 детей, после проведения развивающих занятий их число увеличилось до 6 человек. Количество детей с выявленным средним исходным уровнем сформированности образа тела увеличилось с 5 до 10 человек. Число детей с низким исходным уровнем образа тела снизилось с 10 до 2 человек (за счёт перехода некоторых учащихся на более высокий уровень развития образа тела).
Результаты
На основе проведенного исследования было установлено, что для применения в психолого-педагогической деятельности танцевально-двигательной терапии с целью формирования образа тела у детей с расстройствами аутистического спектра необходимо соответствующим образом организовывать систему работы по четырем критериям:
- отдельную часть занятия посвящать познанию собственного тела;
- учить невербальной коммуникации, выражению переживаний и эмоциональных состояний;
- вовлекать учащихся в активную совместную деятельность, развивать интерес и потребность к взаимодействию, создавать доверительные отношения между участниками группы;
- учить навыкам произвольной саморегуляции, контроля, внимания, планирования деятельности.
Использованная программа занятий дала детям возможности лучше осознавать части своего тела, снимать психомоторное напряжение, обучаться основам саморегуляции, развивать эмоции и навыки общения.
Положительные результаты 6 – месячных экспериментальных занятий с группой детей из ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ подтверждают эффективность применения метода танцевально-двигательной терапии для повышения уровня развития образа тела у детей школьного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Руководитель дипломной работы — к.п.н. Оганесян Наталия Юрьевна.
КТО ОБРАЩАЕТСЯ К ТАНЦЕ-ТЕРАПЕВТУ?
Это прежде всего люди (их иногда называют кинестетиками), для которых движение является способом переработки информации. Им, чтобы полностью что-нибудь понять, необходимо ощутить это в теле и найти выражение этому в движении. Для них движение — это способ самовыражения, самопознания и развития.
Это также могут быть люди другого склада (можно выделить аудиальный тип или визуальный), которые на определенном этапе своей жизни стали понимать, что для того, чтобы решить свою проблему, им надо обратиться к своему телу, научиться понимать его язык и вступать с ним в диалог.
Их всех может объединять то, что в определенный момент эти люди могут чувствовать, что они не целостны, что они потеряли контакт с собой или хотели бы изменить качество этого контакта. Психологически потеря контакта с собой тождественна потере контакта с телом.
ЧТО ПРИВОДИТ К ПОТЕРЕ КОНТАКТА С ТЕЛОМ ?
Стромстэд следующим образом отвечает на этот вопрос:
— Любого рода физическое, эмоциональное и/или психологическое насилие.
— Ранние детские болезни, трудные роды, дефекты при рождении, травмы тела, полученные на самом раннем этапе жизни.
— Другие травмы тела, включая несчастные случаи и хирургические вмешательства.
— Плохие ранние объектные отношения, где «отзеркаливание» родителями, так необходимое ребенку для развития здорового ощущения себя, было неадекватным.
— Неадекватные или нарушенные границы в межличностных отношениях членов семьи.
— Чувство стыда и критика, которые родители проецируют на ребенка (когда взрослые не в ладах со своим телом). Также эти чувства могут быть вызваны отвергающим или вторгающимся родителем.
— Раннее оставление или игнорирование ребенка. Ощущение ребенком того, что его тело или качество его жизненности не соответствует культурному идеалу или семейному паттерну-стилю.
— Религиозное обесценивание чувственности, потребности и роли тела как наиглавнейшей основы нашего восприятия, точки зрения и доступа к миру ощущений.
— Выживание в катастрофах, таких как холокост, стихийные бедствия, войны. (см. T.Stromsted «Re-inhabiting the female body» / Somatics(r). 1994-1995. V.10. N1. P.18-27.)
Итак, ТДТ — это огромная область. Для ТДТ нет ограничений по возрасту или по нозологии. Ограничением являются только ограничения самих танце-терапевтов (в зависимости от их специализации).
В России ТДТ изначально развивалась как вид групп личностного роста для взрослых. Сейчас спектр ее применения значительно расширился. Существует групповая и индивидуальная работа с детьми и взрослыми, с помощью которой можно решить свои личностные проблемы, связанные с отношениями с другими людьми, тревогами и страхами, кризисными жизненными ситуациями, потерей жизненного смысла, непониманием себя. Также существует семейная ТДТ, где можно решить семейные проблемы; есть детские группы для дошкольников и школьников, развивающие творческие способности, коммуникативные навыки ребенка, помогающие подготовиться и адаптироваться в школе. Существуют уникальные программы для детей (детско-родительские группы), корректирующие дисгармоническое развитие ребенка (такие как задержка психического развития, минимальная мозговая дисфункция и т.д.); в группах и индивидуально ведется работа с людьми, страдающими расстройствами питания (анорексия, булимия, навязчивое переедание — классификация по DSM IV-R); с психогенно обусловленными телесными симптомами и другими психосоматическими нарушениями. ТДТ используется как способ подготовки супружеских пар к родительствованию перед родами, а также для послеродовой поддержки — специальные группы для малышей от 0 до 3 лет и их мам.
Начинает развиваться работа с людьми, страдающими посттравматическими расстройствами, с детьми-инвалидами, беженцами.
ТДТ в России пока еще очень новая специализация. Ассоциация ТДТ (АТДТ) постепенно предпринимает шаги для развития этой профессии при поддержке Американской танце-терапевтической ассоциации (ADTA), Европейской рабочей группы по профессиональному развитию ТДТ (это совет руководителей 12 учебных ТДТ-программ в Европе) и Международной ассоциации терапий творческим выражением (IEATA). С 1995 года существует 4-летняя обучающая программа по ТДТ и в Москве. В 1999 году открылась ТДТ-специализация в Институте практической психологии и психоанализа.