Техника быстрого чтения: упражнения, уроки, как освоить
Никогда не возвращайся назад
Когда мы читаем художественную литературу, какой-то фрагмент может вызвать в нас яркие эмоции, поэтому мы возвращаемся и перечитываем абзац. Можем даже переписать его в блокнот или поделиться цитатой с другом.
Но представьте, если вы будете так же останавливаться при чтении научной или профессиональной литературы? Такие книги, как правило, усыпаны полезной информацией. Такими темпами изучить много за короткий отрезок времени у вас не получится.
Привычка бегать взглядом к уже прочитанным фразам — проблема многих людей. Они прочитывают первое слово, второе, третье, а затем снова возвращаются к первому. В процессе чтения их глаза постоянно движутся то вперед, то назад. Наверняка, вы замечали то же самое за собой.
Почему так происходит? Читая бегло, Вы опасаетесь, что не усвоите информацию, поэтому как только вам попадается незнакомое слово, Вы возвращаетесь назад. Чтобы искоренить у себя эту привычку, сделайте следующее:
- Используйте метод указки, который описан выше. С его помощью Вы зададите нужный темп чтения и не позволите себе возвращаться к предыдущим фразам.
- Поймите, что если Вы проскочили через одно или несколько слов, то логически поймете его смысл из последующих фраз. Как правило, автор никогда не ограничивается одним предложением и подробно описывает мысль в нескольких абзацах. Возможность понять текст Вам однозначно еще представится.
Не расстраивайтесь, если сразу у вас не будет получаться следовать советам, которые описаны выше. Эти привычки нарабатываются годами и длительной практикой. Но уже после двух-трех тренировок вы начнете тратить на чтение в разы меньше времени.
Книги Сергея Михайлова о скорочтении и самосовершенствовании
Книга
«Лучше, чем скорочтение. Как научиться читать быстрее» (изд. Феникс)
Сборник тренингов, технологий, упражнений, откликов, статей по развитию навыков
скорочтения.
Все тексты содержат большой процент пустой информации, и при отсечении ненужных
украшательств, скорость чтения возрастет, как минимум, в два раза. Быстрое чтение
и книги
Книга
«Эффект скорочтения без чтения«
Написать эту книжку побудили вопросы, которые задают подписчики и покупатели
курса «Скорочтения». Следует отметить, что методики быстрого
чтения неправильно интерпретируются и неправильно используются. В этой книге
я расскажу, как получать знания без чтения, а лишь «подкручивая настройки» восприятия
действительности в своем сознании.
Книга «Скорочтение — шаманство над книгой» (изд. Питер-пресс)
Книга — сборник тренингов, технологий и упражнений по развитию навыков скорочтения.
Статьи составлены по результатам личных тренировок и по мотивам прочитанных книг.
Статьи являются итогом ведения Интернет-конференции, посвященной развитию
интеллектуальных возможностей человека.Скачать книгу «Скорочтение — шаманство над книгой»
Книга «Открой глаза фотоаппаратом»
Эта книга для тех, кто хочет использовать фотоаппарат как средство развития изобретательности
и преодоления стеснительности.
Фотографирование для многих людей является забавой. Если, допустим, от встречи
с деловым партнером зависит оборот компании, то при фотографировании максимум, что
вы пропустите, это хороший кадр. Однако фотографирование имеет очень важные атрибуты,
позволяющие тренировать творческие механизмы. Фотография тренирует наблюдательность,
нивелирует стеснительность, учит понимать и переживать прекрасное.
Книга
«Построение социальной сети»
Есть правильны знакомства, а есть не правильные. Правильные знакомства толкают
вперед, а не правильные -тянут назад. Правильные контакты заражают энергией, не
правильные – отбирают энергию. Конечно, много зависит от внутреннего мира человека
(на сколько он положительно мыслит, здоров), но во многом успех зависит и от окружения
с которым общается этот человек.
Эта книга о том, как создать такую сеть знакомств, чтобы она толкала вас вперед.
Книга
«Как начать или перейти от слов к делу»
В книге описываются внутренние установки человека, которые не позволяют ему начать
действовать.
Книга о том, как менять ограничивающие убеждения. О том, что побуждает действовать:
о страсти и боли. О том, как осознать собственные желания. О том, как найти резервы.
О том, как правильно подбирать окружение.
Скачать книгу «Как начать или как перейти от слов
к делу»
Книга
«Создать идею!»
Книга о том, как придумать сильную идею и внедрить ее. Как избавляться от мусора
недоделок. Как находить кооператоров, как заимствовать и копировать идеи.
Тезисы:
— Наши знания о будущем ограниченны.
— «Человек предполагает, а Бог располагает».
— На каждого мудреца довольно простоты.
— Мы не такие богатые, чтобы за все ошибки платить деньгами, кое что нужно делать
бесплатно.
— Действуя наугад, экспериментатор решает проблему нехватки информации.
— Получается не каждая задумка. Одно начинание из тысячи дает сверх результаты.
Расширение угла зрения |
Перемешанные буквы в словах воспринимайте текст блоками |
Таблица Шульте |
Разорванный текст |
Подсчитай числа |
Таблица Шульте |
Чтение без пропусков между слов |
|
Чтение без гласных |
Вращающийся текст |
Таблица Шульте |
Компьютерные упражнения на восприятие
текста
- Вращающиеся буквы
- Разорви текст на полоски и попробуй прочитать
- Перемешанные буквы
-
Тренинг на освоение навыка Скорочтения
— Найди слово в тексте - Попробуйте читать без некоторых букв
- Чтение короткими порциями (моргающий текст)
Другие компьютерные тренинги на освоение навыка скорочтения:
- Чтение пристрелкой
- Чтение без коротких слов
-
Восприятие текста. Прочитай текст
за одно мгновение -
Восприятие текста. Прочитай текст,
если в нем не хватает букв -
Таблицы Шульте (вариация — изменение
одного числа) - Таблицы Шульте (цифры расположены по горизонтали)
- Таблицы Шульте (цифры расположены по вертикали)
- Чтение задом на перед (наоборот)
5 уроков быстрого чтения
5 навыков, полезных для быстрого чтения,
которым вы сможете научиться на нашем сайте:
1. Концентрация внимания
(УРОК 1)Вы, наверное, замечали, что интересная книга читается на одном дыхании и быстрее скучного учебника
Также, к примеру, при чтении интересной книги вы постепенно ускоряетесь, погружаясь в процесс чтения… Внимание для скорочтения очень важно, а главное, его можно тренировать
2. Подавление артикуляции (проговаривания текста)
(УРОК 2)У большинства людей есть привычка читать текст, проговаривая его про себя. Если Вы хотите прочитать текст быстро, это нужно делать «молча», то есть, избавив себя от артикуляции.
3. Совершенствование зрительных навыков
(УРОК 3)Умение видеть весь текст сразу в абзаце или даже на странице, понимать его структуру, читать не слева направо, а сверху вниз (или, как говорят, « по диагонали») — это важный навык при быстром чтении. Поэтому зрительные навыки тоже нужно тренировать, а в жизни они могут пригодиться и при вождении автомобиля, в игровых видах спорта и т.д. В уроке представлены специальные таблицы и тренажер для тренировки скорочтения.
4. Быстрое чтение и управление информацией
(УРОК 4)Не секрет, что большинство текстов имеют лишь небольшую часть полезной информации, которую вы должны научиться быстро находить. Этот навык приходит чаще всего с опытом чтения, однако вы можете ускорить этот процесс с помощью специальных упражнений.
5. Скорочтение и развитие памяти
(УРОК 5)Когда вы научитесь читать быстро, вы сможете осваивать достаточно большой объем информации. Но навык быстрого чтения может оказаться бесполезным, если прочитанное будет забыто, что в принципе не странно, при таком объеме информации. Эту информацию нужно уметь запоминать.
Кроме того, на сайте представлены дополнительные материалы по быстрому чтению: книги и учебники , видео , тренажеры и программы, материалы для скачивания, а также статьи с комментариями и отзывами из социальных сетей.
Скорочтение — несбыточная мечта или реальность?
Наверняка в вашем окружении есть люди, которые быстро читают.
Таким людям достаточно одного вечера
для того,
чтобы прочитать книжку
на которую у вас уходит 3 дня. Кто откажется от навыка, который может круто
развернуть жизнь?
Можно ли обучиться скорочтению обычному человеку?
- Избыточность наблюдается на уровне построения построения глав
(авторы
допускают повторения в введении, заключении). - Избыточность текста наблюдается на уровне букв
. Нпрмр, сл удлт з
ткст глсн бкв, то этот текст будет достаточно легко читаться. - Избыточность наблюдается на уровне подачи материала
. Как правило,
авторы пишут тексты для новичков и тех, кто слабо понимает суть излагаемого вопроса. - Избыточность мы можем наблюдать и на уровне авторов
. В настоящее
время каждые 2 года количество информации в мире удваивается. Во-первых,
вопросы, как правило стандартные, и во-вторых, на любой вопрос можно найти
как любительский, так и профессиональный ответ в интернете.
Благодаря избыточности в тексте, каждый человек может научиться быстрому
чтению
Что являет собой скорочтение для ребенка
Поскольку начальная школа это единственное место, где еще уделяют внимание технике чтения, а ее скорость измеряют и контролируют, то именно на этом этапе нужно научиться эффективному чтению и устранить ошибки, чтобы не нести их с собой во взрослую жизнь. Именно по причине многочисленных ошибок в технике чтения у учеников младших классов и возникло скорочтение для детей (ранее оно было ориентировано только на взрослых)
Самыми популярными ошибками
являются: запинания, непроизвольное изменение букв, перестановка букв и слогов, недочитывание окончаний. Такие ошибки, вместе в вышеупомянутыми проблемами при чтении резко снижают скорость чтения и превращают этот процесс в достаточно сложный. А сдача нормативов по чтению часто расстраивает детей, не умеющих легко и бегло читать.
Скорочтение помогает не только устранить эти ошибки, но и автоматически увеличивать скорость чтения, причем не за счет того, что ребенка торопят, а за счет устранения «тормозящих» моментов. Когда ребенку ничего не мешает читать, то соответственно увеличивается и скорость. Скорочтение предоставляет инструментарий, который позволяет детям проработать и исправить возникающие сложности в чтении, а когда чтение не вызывает трудностей, ребенок сам берется за книгу.
При скорочтении внимание уделяется и качеству понимания и запоминания прочитанных текстов. Часто дети практически не способны пересказать прочитанное
, плохо улавливают его смысл, обращая внимание только на второстепенные детали
При пересказе ребенок использует только слова из текста, не рассказывает своими словами, потому что боится, что неверно понял смысл, и намного безопаснее будет использовать слова, прочитанные в тексте. Скорочтение к решению задачи качественного понимания, а также запоминания текстов подходит с позиции организации таких мыслительных процессов как внимание, воображение, память, мышление
Детям предоставляется алгоритм работы с текстом, позволяющий увидеть важное и правильно понять читаемое. Тогда ребенок знает, на что нужно обратить внимание, что является существенным
Такой подход делает детское чтение структурированным, осознанным, с направленностью на извлечение информации. Важно активизировать память ребенка, чтобы было легко отвечать на уроках, пересказывать тексты спустя время, изучать новые предметы.
Небольшие советы по обучению технике быстрого чтения:
Курсов и специальных программ по скорочтению много. Методики могут отличаться,
но суть у большинства из них одинаковая. Во-первых, при скоростном чтении вы должны
читать не слова, а абзацы, и полностью страницы текста. Это возможно в том случаи,
если вы научитесь читать не по строкам, а вертикально, вдоль текста. Во-вторых,
вы должны перестать проговаривать прочитанное. В методах, не препятствующих внутреннему
проговариванию, затрачивается дополнительное время на усвоение и запоминание материала.
И самое главное – это качество прочитанного материала. То есть вы научитесь лучше
понимать прочитанные текст с существенной экономией времени.
Техника избирательного чтения
Если у вас нет возможностей или особого желания самостоятельно овладеть данной
техникой, можно записать на специальные курсы. Работа с профессионалом поможет избежать
тех ошибок, которые вы можете совершать, обучаясь самостоятельно.
Упражнение на расширение угла зрения на основе таблицы Шульте
0 секунд
Подсказка
Кликните мышкой по всем цифрам последовательно (0,1,2,3 …),(а,б,в,г),(a,b,c,d,e)
Некоторые рекомендации по быстрому чтениюВозвращайтесь к тому, что узнали Читайте со скоростью вашей обработки информации Важный текст читайте очень медленно. Все ли слова в тексте знакомы? Ищите альтернативы чтению |
Компьютерные тренинги на расширение (измерение) угла зрения
Чтение хороших книг – это
разговор с самыми яркими людьми
прошлого, и весьма необычный,
так как говорят они только о лучших
своих мыслях.
(Декарт)
- Угол зрения и чтение
-
Упражнение на расширение угла
зрения — вращающиеся цифры - Таблицы Шульте
Компьютерные упражнения на восприятие
текста
- Вращающиеся буквы
- Разорви текст на полоски и попробуй прочитать
- Перемешанные буквы
-
Тренинг на освоение навыка Скорочтения
— Найди слово в тексте - Попробуйте читать без некоторых букв
- Чтение короткими порциями (моргающий текст)
Другие компьютерные тренинги на освоение навыка скорочтения:
- Чтение пристрелкой
- Чтение без коротких слов
-
Восприятие текста. Прочитай текст
за одно мгновение -
Восприятие текста. Прочитай текст,
если в нем не хватает букв -
Таблицы Шульте (вариация — изменение
одного числа) - Таблицы Шульте (цифры расположены по горизонтали)
- Таблицы Шульте (цифры расположены по вертикали)
- Чтение задом на перед (наоборот)
Разорванный текст |
Перемешанные буквы в словах воспринимайте текст блоками |
Вращающийся текст |
Чтение без гласных |
Чтение без пропусков между слов |
Таблица Шульте |
Таблица Шульте |
Таблица Шульте |
Расширение угла зрения |
Подсчитай числа |
Многочисленные техники развития скорочтения – это одна из составляющих гармоничного
развития личности в целом. Добавляя к ним практики по развитию памяти и внимания,
вы ежедневного развивайте свой мозг. Открывайте для себя новые возможности к личностному
росту и раскрывайте свой внутренний потенциал.
Как научить ребенка быстро читать и правильно
Скорочтение для детей тоже существует, причем использовать технику следует сразу же, как только малыш готов к обучению навыка. В дальнейшем это поможет быстрее и легче воспринимать информацию, получаемую в школе.
Когда начинать обучение?
Приучать ребенка к чтению следует только после полноценного и самостоятельного анализа его состояния. Ребенок готов к обучению, если присутствуют следующие моменты:
Что такое депозит или депозитный счёт в банке? — здесь больше полезной информации.
- Малыш владеет речью в полном объеме – он может говорить целыми предложениями, использует нераспространенные слова в разговоре со взрослым.
- У него развит фонематический слух — хорошо ли малыш воспринимает слова на слух, может ли назвать начальную и последнюю букву в произнесенном для него слове.
- У малыша нет проблем со слухом и произношением – все звуки в речи ребенка поставлены, сохраняется правильный темп предложений (ребенок делает акцент на ключевых словах в предложении).
- Ребенок свободно ориентируется в пространстве – у него хорошо развит вестибулярный аппарат, он знает понятие «влево», «вправо», «вверх» и «вниз».
Получается, что научить ребенка читать и обучить его методике скорочтения можно только при отсутствии проблем в развитии. Не следует начинать обучение в раннем возрасте, если крохе это неинтересно – работа не принесет должных результатов, а обучение может вообще «встать».
Вас заинтересует эта статья — Как сделать презентацию на компьютере? Программы.
Пошаговая инструкция
Чтобы привить ребенку навыки скорочтения (обучать его в дошкольном возрасте этой технике в полной мере не рекомендуется), необходимо проделать следующие шаги:
Сделать чтение обязательным – важно читать самому, читать ребенку, писать малышу записки или поручения, которые он должен прочитать.
Воспользуйтесь диафильмами – на экране должна быть картинка с кратким описанием внизу.
Приобретите 2 одинаковые книги – одну читайте сами, вторую отдайте ребенку, чтобы он следил за прочитанным. Постепенно родитель должен увеличивать скорость чтения.
Практикуйте простое упражнение для проверки техники чтения – давайте ребенку какой-либо простой текст, а сами засекайте время
Потом считайте сколько слов малыш прочитал за минуту – предлагайте улучшить результат, нелишним будет введение поощрения.
Обучайте ребенка читать «про себя» — сначала прошептывая, потом не вслух прочитываются отдельные предложения (в соотношении 1:1).
Научившись быстро читать – только читать – ребенку необходимо воспринимать текст. Для этого помимо быстрого чтения вводят в обучение правильную расстановку переносов. Когда кроха попросту читает на скорость, он зачастую не воспринимает смысл прочитанного, поэтому слова должны быть прочитаны правильно – с правильной расстановкой ударения.
Выписывайте сложные ребенку слова для чтения – отдельным списком давайте ему их постоянно прочитывать. Постоянно выписывайте новые.
Изучайте скороговорки – это простые артикуляционные упражнения.
Возьмите текст из книги, выпишите его на листке бумаги или распечатайте с пропусками букв или целых слогов. Ребенок должен по смыслу угадывать следующее «неполное» слово. Если подобное чтение происходит с высокой скоростью, значит, ребенок будет готов к обучению стандартными методиками скорочтения.
Как только дошкольник научился быстро читать по представленным выше советам, ему можно предложить стандартные методики скорочтения, которые были описаны выше и преимущественно используются взрослыми.
Определите, какая техника ему дается проще – ее и используйте в первое время. По мере развития скорочтения меняйте методы более сложными вариантами.
– оцените статью, 1 / 5 (кол-во голосов — 2)
You need to enable JavaScript to vote
Структура занятий
Заниматься с ребенком следует по 15-20 минут трижды в неделю. Занятие имеет следующую структуру:
- Разминка. Чтение короткого текста (до 100 слов), после которого вы должны задать вопросы на понимание прочитанного.
-
Таблицы Шульте
. Такие таблицы представляют собой квадрат, на котором объекты расположены в случайном порядке (обычно это числа или буквы). Они помогают развивать скорость нахождения объектов в установленном порядке, например, числа от 1 до 9. Для учеников младших классов стоит применять таблицы, у которых простое деление поля на равные прямоугольники, при этом количество цифр в таблице – 25 и 36, а количество букв – 20. - Поврежденный текст. Вначале текст нужно разрезать на две части, приклеить его на карточку, сместив на 1-2 строчки. Затем задания усложняются: части вырезают в середине текста, в начале или конце строки не хватает букв. После прочтения необходимо проводить беседу по тексту.
- Словарная работа, при которой выполняют упражнения на скоростное восприятие групп слов.
- Упражнения, развивающие логическое мышление. Во избежание переутомления, чаще такие упражнения основываются на математическом материале. Можно периодически заменять их рисованием на тему прочитанного текста.
Первый этап занятий предполагает, что основное внимание будет уделяться устранению таких причин медленного чтения
как акртикулирование и небольшое поле зрения. Чтение производят при условии механического сдерживания артикуляционного аппарата, с созданием шумов и помех
Уже начиная с первого класса следует проводить работу с таблицами Шульте, она расширит поле зрения и послужит выработке внимания.
Следующий этап предполагает основное внимание сосредоточить на повышении качества усвоения прочитанного. Проводят чтение поврежденного текста, который разделен на 2-3 полосы, разведенные на 1сантиметр
Читают два текста разной структуры одновременно, к примеру, сказку о животных и рассказ о природе. Затем ребенка просят нарисовать, вспомнить похожее. Дети в начальных классах часто не могут увидеть смысл в каждой отдельной строчке, самостоятельно выбрать темп чтения при разных целях чтения. Такие занятия значительно улучшают способность детей пересказывать тексты.
Что тормозит чтение
1. Проговаривание текста при чтении «про себя», или субвокализация
Эта привычка закладывается у нас тогда, когда мы учимся читать и каждое слово произносим вслух по слогам. Читать мы научились, а привычка осталась. Некоторые не только внутренне проговаривают текст, но и шевелят при этом губами. Естественно, что о быстром чтении не может быть и речи, ведь при всем желании человек не способен сказать более 500 слов в минуту. Значит, и читать он будет с той же скоростью. Тот же, кто овладеет методами скорочтения, сможет прочитать за это же время до 2 тысяч слов.
2. Регрессное чтение
Главный тормоз, сдерживающий скорость чтения – возвратные движения глаз к уже прочитанному тексту. Нам кажется, что, перечитывая фразу или абзац, мы глубже вникаем в их суть, но в действительности это не так. Нарушается логика самого текста, и мы вынуждены снова и снова возвращаться к прочитанному, что только усугубляет ситуацию. Специалисты по скорочтению считают, что при необходимости вернуться к какому-то месту лучше после того, как будет прочитан весь текст.
Избавившись от регрессий, с которыми читает большинство людей, можно увеличить скорость чтения в 2-3 раза.
3. Ограниченное поле зрения
Поле зрения – это пространство восприятия текста. У людей, читающих медленно (и таковых большинство) оно составляет 4-5 см. Их можно сравнить с подглядывающими в замочную скважину, которые видят лишь малую часть картины. Специалисты говорят, что расширить тренировками поле зрения невозможно. Зато с их помощью можно научиться воспринимать информацию, которая расположена в области, охватываемой периферическим зрением. И в результате тренировок она может составлять до 10 см.
Упражнение из курса
Если ребенок еще не научился читать слова целиком, то толку от курсов скорочтения будет меньше, так как ему элементарно нужно научиться воспринимать слова целыми, а не по слогам.
Однако, если ребенок не может читать длинные слова целиком, но зато уже отлично читает короткие, то можно приступать к развитию скорочтения, тренируя ребенка на самых простых текстах. Чуть позже он подтянет и более сложные тексты.
Начинаем с самых простых слов
Для чтения слов целиком лучше начать с самых маленьких слов, например: Дом, Еж, Кот, Пёс, Ров. Ребенок должен учиться читать их на скорость, каждое слово по отдельности, лучше на отдельном экране или листе бумаги. Еще можно прикрывать непрочитанные слова другим листом бумаги.
Если слова из трех букв читаются легко и быстро, то нужно перейти сразу к чуть более сложным словам: Папа, Мама, Рама, Иван, Маша, Миша, Стол, Стул и так далее..
После того как ребенок начнет быстро читать слова из 4х букв, то переходим к словам из 5ти букв. Старайтесь подбирать сначала более легкие и более понятные слова, потом чуть более сложные. Вместе со словами из 5ти букв можно давать иногда слова из 4х или 3х букв, чтобы поднять интерес ребенка, так как они легче.
Переходим к словосочетаниям
После того как ребенок стал читать слова из 6-7 букв можно давать ему словосочетания: кот на дороге, пес на полу, дом в лесу и так далее. Чтобы ребенок каждую фразу по отдельности пытался прочитать как можно быстрее.
После того как ребенок научился читать фразы можно спокойно приступать к чтению детских книг. Чем более яркими и красочными они будут, тем лучше. Если сейчас привить ребенку интерес к книгам, то потом им будет интересней читать школьную и учебную литературу. И больше шансов, что ребенок сам будет читать книги, которые ему интересны.
Какие результаты стоит ожидать
Наверное, самый интересный вопрос. Начнем с фактов.
Взрослый человек в среднем читает со скоростью 900 символов в минуту. Эта цифра варьируется от источника к источнику, но в целом подтверждается различными исследованиями, и хороша для нас еще и тем, что именно с нее начинается обучение в Best Reader.
На сайте Best Reader можно найти следующую информацию – наихудший известный результат за две недели обучения на тренажере составил 2850 с/м. Также на сайте есть информация о том, что в Best Reader заложена возможность развития скорости чтения до 6000 с/м.
Пускай вас не смущает тот факт, что Best Reader поддерживает скорость вплоть до 10000 с/м. Сейчас мы говорим о средних результатах, которых достигнут по-видимому 90+ процентов пользователей, а более высокие скорости добавлены в программу для задела, либо для небольшого числа одаренных индивидов.
Пускай вас также не смущает то, что некоторые методики обучения скорочтению обещают куда более высокие результаты, например 10000 с/м. На мой взгляд – это рекламный ход и таких скоростей опять же достигнут либо особо одаренные уникумы, либо люди тренирующиеся на протяжении длительного времени. Некоторые источники заявляют, что информация на скорости выше 6000 с/м уже не воспринимается человеком нормально и после этого значения начинается некоторый компромисс между скоростью и пониманием.
После 3-4 недель занятий мои результаты в Best Reader составили 4000-5000 символов в минуту. Скорость зависит от текста и его форматирования. Например, в начале каждого упражнения текст отображается узкой строкой приблизительно в три слова шириной и читать всю строку необходимо целиком переводя затем взгляд дальше. Наверное, это полезно на фазе обучения, но неудобно. Когда строка растягивается как в обычной книге, и на ней можно делать 2-3 остановки взглядом скорость чтения заметно повышается. Видимо это связано с тем, что перемещать взгляд и останавливать его на нужном фрагменте текста в горизонтальном направлении гораздо проще и быстрее чем в вертикальном.
Немного о приятных последствиях обучения скорочтению. После того, как вы начнете читать повышенной скоростью, объем книг будет восприниматься совершенно по-другому. Например, при скорости 4000 с/м типичную книгу в 250 страниц можно прочитать за два часа. То есть за один вечер, даже не сильно напрягаясь.
Развитие навыков и качеств
Чтобы развить умение ориентироваться в тексте
, используют упражнение «бросок-засечка». Ребенок располагает руки у себя на коленях и приступает к чтению текста по команде «бросок». Как только от взрослого прозвучала команда «засечка», малыш отрывает глаза от книги, при этом продолжает держать руки на коленях, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает. Взрослый снова произносит команду «бросок», после чего ребенок должен глазами отыскать в тексте то место, где он завершил чтение, и продолжить с того момента читать текст вслух. Продолжительность упражнения – до пяти минут.
Интересно упражнение, направленное на понимание текстов и формирование навыков чтения. Текст читается с прикрытой верхней частью строчки. Особенность его заключается в том, что смышленость ребенка позволит ему заметить некую особенность – при чтении верхней строчки по половинкам букв, нижняя строчка остается полностью открытой, поэтому «выгодно» быстро прочитать нижнюю строчку, пока она открыта, и затем быстро выдать готовый результат, когда ее закроют. Такое упражнение способствует формированию сразу нескольких важных учебных качеств
:
Поскольку прочтение нижней строчки нужно скрыть, развивается чтение про себя;
Поскольку в памяти нужно удержать и сохранить на некоторое время несколько слов, развивается словесно-логическая память;
Поскольку ребенок читает вслух заданную строчку и про себя нижележащую, развивается умение распределять внимание и одновременно выполнять минимум две задачи.
Привив ребенку любовь к чтению, которая возможна лишь при эффективном и качественном выполнении этого процесса, вы поможете ему в будущем облегчить для себя выполнение множества задач, преуспевать в учебе и не испытывать целого ряда трудностей в обучении.
Сегодня стала очень востребована техника быстрого чтения. Это необходимо людям любых профессий. Развить эту способность может каждый. Как научиться скорочтению, все методики обучения вы узнаете в этой статье.
Прежде всего человек должен для себя понять, зачем ему это нужно, какова цель и что ему это даст. Для взрослого человека важна мотивация, чтобы не забросить обучение на полпути. А также необходима уверенность в себе. Вы должны понимать, что читать быстро может научиться каждый человек, если действительно имеет такое желание.
Как научить скорочтению ребенка
Начинать учить ребенка скорочтению имеет смысл в 9-10 лет. До этого возраста ребенок не готов к упражнениям по скорочтению.
Чем старше становятся дети, тем больше им необходимо читать. Количество литературы, которую необходимо прочесть, к 5 классу в два раза увеличивается. К 8 классу – в три раза. Ребенок должен не просто научиться читать быстро, но и понимать то, о чем он читает. Навык скорочтения пригодится ему на всю жизнь. Сейчас есть множество курсов по скорочтению, но если родители могут уделить занятиям с ребенком 20 минут в день, то этому можно достаточно быстро научиться и в домашних условиях.
Проблемы, которые возникают у детей при чтении. Скорочтение: упражнения
- При чтении «про себя» дети артикулируют, шевелят губами. При этом глаза надолго задерживаются на одном месте;
- Многие читают вслух, хотя зрение воспринимает информацию в 10 раз быстрее;
- Большинство детей имеет маленькое поле зрения, поэтому необходимы упражнения по его увеличению;
- Ученики младших классов часто запинаются, непроизвольно меняют буквы местами, не дочитывают окончания. Это снижает скорость чтения в разы.
Скорочтение помогает устранить эти ошибки, увеличить скорость чтения
Также важно, чтобы ребенок понимал и мог пересказать то, о чем прочел
Для решения задачи качественного понимания, методики скорочтения помогают ребенку увидеть важное в тексте, развивает внимание, воображение, память и мышление
Многие дети при чтении рассеяны, улетают мыслями, не помнят, где остановили чтение. Так вот основные методики скорочтения научат ребенка вниманию, сосредоточенности, собранности.
Упражнения для скорочтения
Читать текст стандартным способом, сверху вниз и в обратном порядке. Это первый тренинг для памяти и внимания
Второй урок тренирует внимание. Обучение заключается в поиске одного слова, на которое укажет другой человек
Текст для этого упражнения подойдет абсолютно любой, будь это учебное пособие или роман. Методика быстрого чтения и программа беглого чтения позволяет развивать логическое мышление. Для этого упражнения подойдут художественные тексты. Обучение заключается в чтении через строчку или предложение. Такие уроки недопустимы для чтения деловой документации, она обязывает к внимательному и сосредоточенному прочтению каждого слова. Этот способ отображает результаты в показательной таблице, которую предлагает Андреев в обучение. Обучение направлено на ускорение при чтении, и на развитие памяти и улучшение запоминания прочитанной информации. Ускоренный просмотр страниц (20 секунд на 1 страницу). За это время нужно определить основные слова, несущие главный смысл и пролистывая страницы составлять текст, которые не терял бы своего общего смысла. Такие уроки под силу тем, кто прошел обучение уже примерно наполовину, и владеете основными навыками запоминания. Читайте книги на одном ритме без замедлений и без остановок, не перечитывайте одно и то же предложение по несколько раз. Освоив предыдущий пункт, усложняйте задачу, следующие уроки нужно прочитанный текст закрывать листом, соблюдая скорость. Происходит ускорение, если перемещать палец левой руки по странице на расстоянии 2–3 см от читаемого текста.
Эти упражнения позволят достигнуть результатов в скорочтении и поднять уровень запоминания информации.
Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая
Таблица Анализ объема чтения
Для наглядного отображения величины текстовых массивов, освоенных за день, применяют таблицу. В ее графах отображают стиль материала: художественная литература, учебник или содержимое журналов. А также время, потраченное на прочтение. Объемы текстов исчисляются страницами, знаками, а результаты относительно периодов занятий — во временных единицах.
Подобный учет результатов занятий представляет собой стимул для тренирующегося. Есть возможность увидеть эффективность за вчерашний день, чтобы затем преодолеть эту «планку». Темп развития будет задан уже на протяжении первой недели.