Предостережение родителям: последствия телесных наказаний детей

ВОСПИТАНИЕ РОЗГОЙ

Историки спорят, чьи пытки и казни были более изощренными и мучительными – европейские, китайские, японские или в доколумбовых цивилизациях ацтеков и майя. Древнейшие наказания были телесными и крайне жестокими. Человек, у которого не было собственности, мог расплачиваться за свои прегрешения исключительно собственным телом.

Христианская Европа тех времен не отставала. Английский словарь телесных наказаний включает в себя как общее понятие, означающее любую порку, от кнута до розги, так и ее разновидности: сечение хлыстом или розгой, березовой веткой, битье палкой или тростью, шлепанье голой ладонью или плоским предметом и так далее.

Конечно же, подобно тому как образ ребенка – плоть от плоти принятого в обществе образа человека, степень распространенности и интенсивности телесных наказаний детей – плоть от плоти принятых в обществе форм наказания и дисциплинирования взрослых.

Ни одно древнее общество не рассматривало своих детей как врагов или преступников. Напротив, они везде были предметом заботы. Но в том обществе слабый и зависимый ребенок всегда был естественной жертвой злоупотреблений не только родителей, но и любых старших. Его социализация, включающая приучение к дисциплине, осуществлялась принципиально теми же средствами, которые применяются к взрослым.

В древней Спарте старших подростков подвергали различным болезненным испытаниям, в том числе публичной порке, которую они должны были вытерпеть без стонов и слез. В раннем Средневековье учитель в школе был немыслим без розги. Англия вообще вошла в историю как классическая страна телесных наказаний. Причем школы-интернаты для мальчиков оставались главными цитаделями порок вплоть до середины ХХ в. Во Франции, Германии ситуация несколько отличалась, однако телесные наказания были и остаются обычным делом. Своеобразной лабораторией педагогического либерализма стала во второй половине ХХ в. Швеция. Когда «незаметных», «тихих» реформ оказалось недостаточно, в 1979 году Швеция стала первой в мире страной, категорически запретившей любые телесные наказания. Причем, как показали исследования, от смягчения телесной дисциплины шведские дети хуже не стали. Именно потому, что шведский эксперимент себя оправдал, ООН и Совет Европы начали его изучать и пропагандировать. В 2004 году Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) провозгласила «Общеевропейский запрет на телесные наказания детей».

Твердая позиция ООН и Совета Европы побудила многие страны изменить в этом направлении свое национальное законодательство. Список стран, в которых любое телесное наказание детей запрещено, на конец 2010 года включал в себя около 30 стран (причем России среди них нет).

Психологические последствия телесного наказания

  • Заниженная самооценка. Ребенок будет по жизни руководствоваться принципом: у кого сила, тот и прав.
  • Влияние на детскую психику, возможна задержка в развитии.
  • Отсутствие концентрации внимания на уроках, в играх.
  • Проекция такого же поведения на собственных детей.
  • Большинство детей, подвергшихся физическому насилию, становятся в будущем злоумышленниками.
  • Ребенок перестает жить реальностью, не решая возникшие проблемы, не занимаясь учебой.
  • Постоянно присутствует чувства страха и желание отомстить.
  • Наказание и унижение приводит к одиночеству, ребенок чувствует себя отчужденным, никому не нужным.
  • Происходит отдаление от родителей, портятся отношения. Если в семье применятся насилие, то точек соприкосновения не будет.

Предостережение родителям: последствия телесных наказаний детей

Психологическими последствиями также являются частое беспокойство, чувство растерянности, страх, повышенная тревожность. Может ухудшиться аппетит, ребенок может плохо спать, повышается гиперактивность.

Кэтрин Кволс о воспитании без наказаний

Большой вклад в развитие и распространение методики воспитания без наказаний внесла Кэтрин Кволс – многодетная мать, которая на всех возможных площадках рассказывает о своём видении этого вопроса. Кэтрин является также автором знаменитой книги «Радость воспитания: как воспитывать детей без наказания», где речь идёт о принципе «переориентации поведения ребёнка». Описываемый подход к воспитанию основывается на взаимоуважении взрослых и детей. Подразумевается, что родители общаются с детьми на равных, не пытаясь навязать им свою волю, но при этом дети сами несут ответственность за своё поведение.

Для каждого человека очень важна социальная самореализация, и необходимость в ней возникает с самых ранних лет. Зачастую плохое поведение ребёнка связано с отсутствием «своего места» в социуме и понимания своей ценности для него. Речь может идти о неумении самовыражаться, о нестабильной самооценке и многих других проблемах, последствием которых становится неприемлемое для окружающих поведение. Чтобы избежать этого, родители должны воспитывать своих чад в атмосфере любви, и помогать им осознавать собственную значимость и развивать свои способности.

Предостережение родителям: последствия телесных наказаний детей

В основе книги лежат исследования американского педагога и психолога Рудольфа Дрейкурса, который тоже пытался найти ответ на вопрос, как воспитывать детей без наказания

Кэтрин Кволс переняла его идею о том, в основе плохого поведения ребёнка всегда лежит одна из следующих целей: внимание, влияние, месть и уклонение. Не зная других способов получить своё, дети часто пытаются добиться этих целей деструктивными методами

Разобравшись, чего именно не хватает ребёнку, родитель может устранить проблему без применения насилия.

В книге «Как воспитывать детей без наказания» рассматривается огромное количество типичных конфликтных ситуаций, которые происходят в каждой семье. Автор разбирает самые популярные родительские вопросы: что делать, если трехлетний ребенок сосет палец? Как приучить ребёнка беречь вещи и поддерживать порядок в комнате? Почему дети не могут оставаться одни и постоянно мешают родителям выполнять неотложные дела? На конкретных примерах Кэтрин описывает методы, с помощью которых негативное поведение ребёнка можно переориентировать на позитивное, и как можно избежать плохих поступков, прививая ответственность, а не наказывая ремнём.

Безусловно, родители очень устают на работе, и поэтому детские шалости часто выводят их из себя. В результате ребёнка начинают воспитывать криками и побоями, поскольку это верный способ запугать малыша и добиться желанной тишины и покоя. Но подумайте, как отражаются ваши действия на психике маленького человека: все ваши слова, поступки и модели поведения он будет использовать в жизни. Когда он вырастет и начнёт строить свою семью, ваши реакции, которые он видел в детстве, он будет неосознанно проецировать на своего супруга или супругу и на своих детей. Родители должны очень ответственно подходить к выбору, какими методами воспитывать ребёнка, ведь от этого зависит его будущее.

Если вы узнали о насилии над чужим ребёнком

Наказание наказанию рознь, и иногда уши и попа — не единственные свидетели мимолётного родительского антигуманизма. Увы, порой под маской родительско-детских отношений скрывается много неприятных неприглядных обществу вещей. 

И если вы стали свидетелем (увидели, услышали или узнали) насилия над несовершеннолетним, необходимо принять меры. Неверная тактика: постучаться к соседям и заявить, что вы отправитесь к участковому или прочесть краткую лекцию о системе воспитания. Верная: проконсультироваться с юристом, школьным психологом, знакомым полицейским, а затем принять меры вместе с органами опеки или тем же психологом. Возможно, заранее обговорив с ними и с ребёнком дальнейшее поведение.

Альтернатива телесному наказанию, или как наказывать ребенка

Проявление слабости, отсутствие определенных педагогических знаний и навыков у родителей приводит к физическому наказанию детей. Как наказать ребенка, чтобы не причинить ему вред? Нельзя бить по попе детей, применяйте альтернативу. Что нужно для этого:

Необходимо переключить внимание ребенка на что-то другое.
Следует увлечь карапуза таким занятием, чтобы он перестал баловаться.
Придумайте новые развлечения с целью поощрения малыша, а не наоборот. Например, можно сложить все разбросанные игрушки в ящик

Прочтите ему его любимую книжку или сказку на ночь.
Поцелуйте и обнимите своего ребенка, чтобы он почувствовал ваше тепло и любовь. Проводите с ним больше свободного времени.
Заменяйте телесное наказание более лояльными методами (не идите гулять, выключите телевизор, заберите планшет).

К шалостям ваших детей относитесь по-философски, проецируя на себя весь спектр действий. Старайтесь больше общаться с вашими детьми, создайте доверительные отношения друг другом, и тогда проблем станет значительно меньше. Научитесь справляться с проблемами без наказаний

Важно понять родителям, что детей нельзя бить по попе ни при каких обстоятельствах!

Примечания

  1. Isabel Quigly, The Heirs of Tom Brown: The English School Story, Oxford, 1984. ISBN 0-19-281404-4
  2. John Chandos, Boys Together: English Public Schools 1800—1864, Hutchinson, London, 1984, esp. chapter 11. ISBN 0-09-139240-3
  3. Mark Gould,
  4. См. «Устав гимназий и прогимназий» 1864 года
  5. School Education Regulations, s40, cf Criminal Code Act, s257
  6. See Criminal Code Act (Qld), s280
  7. See Criminal Code Act (NT), s11
  8. Guide to LEAs’ Corporal Punishment Regulations in England and Wales, Society of Teachers Opposed to Physical Punishment, Croydon, 1979.
  9. «Rise and fall of the belt», Sunday Standard, Glasgow, 28 February 1982.

БЬЕТ ЗНАЧИТ ЛЮБИТ

А что же Россия? Если обратиться к истории, то главная разница между Россией и Европой в сфере телесных наказаний касается не детей, а взрослых. Телесные наказания взрослых сохранялись в России значительно дольше, чем Европе, и были значительно более жестокими и массовыми. Главным средством наказания был кнут, причем Уложение 1649 года различало четыре вида кнутования: простое; нещадное и жестокое; публичное на торгу, при многих людях, в проводку или на козле; завершавшееся ссылкой.

Об истории телесных наказаний в русской школе нет солидных монографий, но они очень подробно описаны в мемуарной и художественной литературе, в биографических исследованиях. Школьников и кадетов секли розгами и били линейкой по пальцам за малейшую провинность, а высшей мерой была публичная порка. Еще хуже обстояло дело в семье. Патриархальная семья была всего лишь звеном вертикали власти, которая поддерживалась не столько моральным авторитетом, сколько силой. Старший по рангу имеет право наказывать младшего, муж – жену и оба они – своих детей. Великая гуманизирующая роль русской литературы ХIХ в. заключалась не столько в том, что писатели осмысливали свой личный опыт и/или формулировали некую общественно-политическую позицию, сколько в том, что они проблематизировали детско-родительские отношения, о сущности которых окружающие не задумывались, считая их чем-то неизменным и естественным.

Все свои нерешенные проблемы царская Россия передала в наследство России советской. Советская педагогика считала телесные наказания детей, независимо от их пола и возраста, неприемлемыми и недопустимыми. Однако, несмотря на то что в советской школе полномасштабной «ритуальной» порки не было, подзатыльники, щипки и шлепки раздавались учителями и воспитателями довольно часто (особенно грешили по этой части военруки и физруки). Многое зависело от особенностей учебного заведения, социального происхождения учащегося и от того, готовы ли были родители его защищать. Тяжелее всего было в детских домах, интернатах и спецшколах.

Что касается семьи, то почти все здесь оставалось в руках родителей. Домашнее насилие замечали гораздо реже, только если оно было слишком явным, оставляло заметные следы на теле ребенка или если он сам или соседи куда-то жаловались. В таких случаях вмешивались органы опеки или милиция, но мотивировалось это вмешательство не телесными воздействиями как таковыми, а исключительно их чрезмерной жестокостью.

В постсоветской России ситуация с телесными наказаниями является противоречивой. С 1980-х годов наблюдается заметное усиление критического отношения к телесным наказаниям. В то же время обнищание и социальное расслоение населения плюс чудовищная криминализация страны объективно пособствуют росту насилия также и по отношению детям.

Степень реального распространения телесных наказаний и насилия над детьми неизвестна. Государственная криминальная статистика в этом вопросе недостоверна и политизирована, а независимые социологические опросы не всегда достаточно репрезентативны и сопоставимы друг с другом.

Какие социальные слои склонны чаще пороть своих детей? Несколькими опросами, проведенными с 1998 года под руководством кандидата социологических наук Н. Д. Шеляпина (не имея доступа к первичным данным, я не могу судить о качестве выборки и методах подсчета), повышенная склонность к телесным наказаниям выявлена в семьях военных и сотрудников милиции (Беловранин и Заостровский, 2009). Выясняя, кого, как и чем родители били, а если не били, то почему, социологи обнаружили, что практикующие порку штатские отцы чаще всего люди необразованные и пьющие, тогда как в семьях силовиков физическую жестокость при воспитании применяют даже доктора наук. Был составлен и рейтинг орудий наказания. Первое место в этом хит-параде занял форменный ремень, силу которого ощутили на себе 75% исправляемого контингента. На втором месте стоит, казалось бы, вполне мирная скакалка, которая скакала по телам 13% опрошенных, чаще женского пола. На третьем – проверенный веками дедовский прут, набравший около 5%. Встречаются и более экзотические орудия, например рулон фольги, выбивалка, тапочки, кипятильник, труба от пылесоса, молоток и даже… живая курица! Самое же грустное – 82% петербургских студентов сказали, что применявшиеся к ним методы телесного воздействия были необходимы, а 61% – что полностью одобряют битье как способ воспитания. Между прочим, часть этих студентов – будущие педагоги.

Единичные срывы

Возможно ли представить себе ситуацию, когда родитель, не приемлющий телесные наказания как способ воспитания, поднимает на своего ребенка руку? Да, иногда такие вещи случаются. Когда взрослый человек вдруг шлепает свое чадо, это результат эмоционального выгорания родителя.

Такая ситуация стоит особняком от методов телесного наказания, так как это, как правило, единичный случай, и он кричит о том, что помощь нужна в первую очередь родителю. От ощущения собственного бессилия он переступил некую черту, и это состояние – индикатор того, что внутренний ресурс исчерпан и его срочно надо восстанавливать. Здесь не обойтись без понимания и помощи со стороны других членов семьи / родственников.

Если вдруг ваша рука взлетела вверх и ладонь вот-вот готова обрушиться на ягодицу ребенка, первое, что следует сделать, – прервать ее полет и глубоко вдохнуть. Затем необходим анализ своего поведения. Вы готовы взращивать в ребенке страх, агрессивность, неуверенность в себе? Со временем потерять его доверие? Если вы ответили «нет», то не давайте руке нового взмаха.

Взрослый человек может усилием воли заставить себя остановиться (иначе все начальники знали бы из первых уст все, что о них думают подчиненные)

Затем надо ответить на вопрос: «Этот порыв телесного наказания возник впервые?» Если ответ «да», то это повод обратить внимание на свое состояние. Не пора ли заняться восстановлением внутренних сил? Если же ответ будет отрицательным, то это не значит, что все бесповоротно испорчено

Напротив, это возможность с текущего момента изменить атмосферу в семье, заложить первый кирпич в основание душевного комфорта ребенка. Прервать наконец «эстафету насилия».

Статьи и исследования по теме:

  • elib.bsu.by/bitstream/123456789/11564/1/Фурманов%2c%20И.%20А.%20Физические%20наказания%20в%20семье%20и%20их%20последствия..pdf
  • ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/20679301
  • ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/20605631

Технология применения

Рассмотрим технологию применения наказаний. Ситуация наказания — конфликтная ситуация. Поэтому необходимо знать те условия, которые определяют эффективность метода наказания.

  1. Наказание действенно только тогда, когда ученик понимает, за что его наказывают, и он считает это справедливым. После наказания о нем не вспоминают, а с учеником сохраняют нормальные отношения: наказан — значит прощен.

  2. Наказание, справедливо налагаемое любимым авторитетным учителем, обычно имеет весьма положительное воздействие на ребенка. Однако то же наказание при всех внешних признаках справедливости, если оно исходит от учителя, к которому дети относятся с некоторой неприязнью, способно привести к конфликту, резкому ухудшению взаимоотношений в коллективе, эмоциональному срыву у наказываемого ребенка.

  3. Сила наказания усиливается, если оно исходит от коллектива или поддерживается им. Ученик острее переживет чувство вины, если его поступок осудил не только педагог, но и товарищи, друзья. В конечном счете наказание оказывает большее положительное действие и помогает разрешить конфликт. Однако при этом необходимо учитывать взаимоотношения внутри коллектива, его степень развития и сплоченности, потому что на некоторых учащихся наказание посредством коллектива может не оказать ожидаемого эффекта.

  4. Не рекомендуется применять групповые наказания. В хорошо организованных коллективах за проступок всего коллектива иногда наказывают уполномоченных, но этот вопрос настолько деликатный, что требует очень тщательного разбора и анализа всей ситуации.

  5. Если наказание принято, то нарушитель должен быть наказан, то есть если учитель опоздал с наказанием, то он не должен наказывать. Здесь действует принцип: «Опоздал с наказанием — не наказывай».

  6. Употребляя наказание, нельзя оскорблять воспитанника, применять физические наказания и наказания, унижающие достоинства личности. Необходимо наказывать исходя не из личной неприязни, а из педагогической необходимости. При этом формула «проступок — наказание» должна соблюдаться неукоснительно.

  7. При решении вопроса, за что наказывать и каким образом наказывать, рекомендуется соблюдать следующую линию поведения: от наказаний, направленных преимущественно на торможение отрицательных поступков, черт характера, привычек, — к наказаниям, главный смысл которых — выработать определенные положительные качества.

  8. Основа для применения метода наказания конфликтная ситуация. Но не всякие нарушения и отклонения от нормы приводят к действительным конфликтам, и, следовательно, далеко не при всяком нарушении надо прибегать к наказаниям. Нельзя дать каких-либо общих и тем более конкретных рецептов в вопросе о наказании, так как каждый проступок всегда индивидуален, и в зависимости от того, кем он совершен, при каких обстоятельствах, каковы причины, побудившие его совершить, наказание может быть очень различным — от самого легкого до самого сурового.

  9. Наказание — сильнодействующий метод. Ошибку педагога в наказании исправить значительно труднее, чем в любом другом случае. Поэтому нельзя торопиться наказывать до тех пор, пока нет полной уверенности в справедливости и полезности наказания.

  10. Нельзя допускать превращения наказания в орудие мести. Нужно воспитывать убеждение, что воспитанника наказывают для его пользы. Не нужно становиться на путь формальных мер воздействия, ибо наказание действенно лишь тогда, когда максимально индивидуализировано.

  11. Индивидуализация. Личная направленность наказаний не означает нарушения справедливости. Это очень серьезная педагогическая проблема. Педагог должен определить для себя: если он принимает личностный подход, то наказания, как и поощрения, дифференцируются. Если же он отвергает индивидуальный подход, то видит лишь проступок, но не человека, совершившего его. Нужно объяснить свою педагогическую позицию воспитанникам — тогда они будут понимать, почему воспитатель поступает так или иначе. Есть смысл узнать их мнение и то, какую позицию они занимают.

  12. Наказание требует педагогического такта, хорошего знания возрастной психологии, а также понимания, что одними наказаниями делу помочь нельзя. Поэтому наказания применяются редко и только в комплексе с другими методами воспитания.

Важной специфической особенностью наказания как средства педагогического стимулирования деятельности школьников является то, что их следует применять значительно реже, чем другие средства педагогического воздействия

Пара слов о ювенальной юстиции

Даже не специалист сегодня примерно представляет, что такое ювенальная система и почему в России не хотят ее вводить. Не вдаваясь в подробности и несколько упрощая, можно пояснить: речь идет о совокупности специальных институтов и организаций, в том числе общественных, которые контролируют исполнение родителями воспитательных обязанностей. Если эти самые обязанности исполняются ненадлежащим образом, инстанции опеки могут забрать ребенка из семьи и определить его в приют либо для усыновления приемными родителями. Проблема в том, что никто точно не знает, как выглядит «ненадлежащее исполнение родительских обязанностей», но, судя по европейской практике, чаще всего это именно физические наказания. Включая те самые пресловутые шлепки, которые многим родителям кажутся такими же привычными и безобидными, как, например, приготовление ребенку завтрака или проверка его уроков. Не изымать же детей из семей за то, что их разок-другой шлепнули?..

«За ушко да на солнышко»

В Советской России официальный запрет на телесные наказания в школах действовал ещё с 1918 года. Впрочем, он нередко нарушался, особенно в трудовых коммунах, в детских учреждениях системы ГУЛАГ и позже в детских исправительных учреждениях.

Заведующий отделом клинической психологии научного центра психического здоровья Российской академии медицинских наук Сергей Еникополов рассказал Русской службе Би-би-си о временах своего детства: «Хорошо помню, как в третьем-четвертом классе многие мои одноклассники приходили в школу и не могли сесть за парту, у них там всё горело».

Сегодня, по российскому законодательству, родители могут быть привлечены к уголовной ответственности по статье 116 УК за телесные наказания детей. Она предполагает наказание в виде штрафа или обязательные работы, или арест на срок до трёх месяцев.

Image caption

Яна Рудковская растит сына вместе с фигуристом Евгением Плющенко

По данным Human Rights Watch за 2012-13 годы, каждый день с насилием в семье сталкиваются до 36 тысяч женщин и 26 тысяч детей.

В 2016 году в Думе обсуждался законопроект о полном запрете телесных наказаний, но до принятия закона дело не дошло из-за сопротивления консервативного лобби. Тюремный срок для распускающих руки родителей сочли «чрезмерным проявлением ювенальной юстиции».

По сей день о «пользе» телесных наказаний высказываются некоторые представители религиозных конфессий (в частности, РПЦ) и консервативные политики (Елена Мизулина).

Основные причины физического наказания детей

Большинство современных мам и пап, наказывая своих детей, считают, что это их родительский долг. Но этому способствует несколько ключевых причин:

  • Наследственность. В большинстве случаев родители вымещают свою злость на ребенке, основываясь на своем детстве и прошлом. Они уже не представляют, что воспитать можно по-другому.
  • Неосведомленность родителей в воспитательных процессах. Это значит, что наказание осуществляется потому, что родители других методов не знают.
  • Быстрый способ решения проблемы. Не надо тратить много времени на разъяснения и поучения, проще ударить, а не решать вопрос вербально.
  • Срывы на фоне собственных неудач. Очень часто дети являются заложниками родительских неудач. Неуверенность в завтрашнем дне, межличностные конфликты, внутренние переживания – все это может сказаться на ребенке.

Меня пороли, и ничего…

Опыт многих родителей показывает, что «физический» способ воспитания может быть эффективен только недолгий промежуток времени, после чего становится непродуктивным, а зачастую и имеет эффект морского отлива – вместе с уменьшением его действия в отношениях «ребенок – родитель» уходят и доверительность, теплота. Тем не менее к телесным наказаниям взрослые прибегают снова и снова. Какие причины их побуждают?

Самый распространенный – традиции. Инструмент воспитания, передаваемый из поколения в поколение, а значит, он не подлежит обсуждению или сомнению. Так «положено», «правильно», «меня тоже били», «испокон веку так было»! Еще одна причина – повышенная агрессивность взрослого, которую он направляет на ребенка, да еще и «с пользой». И наконец, это психические отклонения, которые «развязывают» руки родителю (снимают внутренний контроль), и тогда родитель воспринимает метод телесных наказаний как норму воспитания.

А как же дети, в отношении которых использовался метод насильственного воспитания? Существует масса исследований, которая показывает, что такой метод не проходит бесследно для ребенка. Это сказывается на его личностных особенностях (такие дети часто более агрессивны, чем их сверстники), социальных навыках (имеют сниженную самооценку, труднее идут на контакт) и, наконец, на выборе метода воспитания в собственной семье («эстафета насилия»).

Ремень как оружие

Не секрет, что в нашей стране, несмотря на пропаганду ненасильственного воспитания детей, отношение к телесным наказаниям довольно терпимое. Это значит, что значительная часть общества имеет его в своем арсенале. Да и те родители, которые их не используют, как правило не осуждают применение телесных наказаний.

У ребенка, в отношении которого применяется жесткий способ воспитания (условно назовем его «ремень»), неминуемо возникает страх наказания. При угрозе приведения «приговора» в исполнение малыш выполняет все предъявляемые к нему требования. Вроде бы налицо достижение желаемого результата: ребенок «слушается». Вот оно – золотое средство получения желаемого! Однако все не совсем так, как кажется. Или совсем не так.

В отдаленной перспективе такой способ воспитания окажется вовсе неэффективным! Ведь как выглядит причинно-следственная связь между угрозой родителя и результатом: предъявление требования → угроза → акт физического воздействия → выполнение требования. Время от времени из цепочки выпадает звено «физическое воздействие», но оно будет возвращаться туда снова и снова, чтобы у малыша не возникало иллюзий, что он может уклониться от своих обязанностей (подкрепление рефлекса).

Другими словами, у ребенка возникает четкая система действий: угроза → страх наказания → выполнение требований. Подчинение зиждется на страхе. Но во-первых, страх – эмоция отрицательная, влекущая за собой общие изменения эмоционального фона ребенка. Он становится возбудимым, тревожным, настороженным. Во-вторых, со временем чувство страха притупляется и не работает так, как раньше. Человек, даже взрослый, не может одинаково остро переживать одну эмоцию длительное время, вот и действие чувства страха наказания ослабевает.

В старшем возрасте ребенка еще труднее напугать: у него уже изменяется восприятие своего места во взаимоотношениях, и возникает чувство автономности, отделения от родительской воли. И наступает момент, когда угрозы не только не приводят к желаемому эффекту, а даже встречают сопротивление. И родитель оказывается лишен инструментов воздействия на дитя: прежний (страх) утратил свою силу, а иного, достаточно действенного, у взрослого нет. И родитель утерял не только способ воздействия, но и чувство контроля над ситуацией.

Всегда ли травма

«Дети бывают разные, — рассказывает Кристина Одегова, — есть ранимые, которыми любое физическое воздействие будет воспринято как вселенская катастрофа. А есть бойкие, склонные к агрессии, для которых шлепок не станет чем-то сверх важным, так как они и сами могут залепить обидчику в песочнице или в садике. 

Хочу сразу оговориться: я строго против любых телесных наказаний. Это нечестно, всегда унижает личное достоинство и самое главное — никогда не приносит результата. Ребёнок начнет бояться, озлобится, закроется и, возможно, сохранит эту травму на всю жизнь. При этом картина поведения ребенка, его поступки не изменятся. Вот об этом стоит помнить. Да, родитель спустит пар — но это тоже нерезультативно, не говоря уже о вреде для отношений в семье. 

Последствия физических наказаний детей

Традиционные наказания (шлепки, толчки, подзатыльники, наказание ремнем и другими предметами) часто приводят к физическим травмам у ребенка в связи с тем, что родители теряют контроль над собой, будучи в эмоционально взвинченном состоянии, они не соизмеряют силу наказания, не могут остановиться, иногда нанося ребенку серьезные физические травмы. Впоследствии даже с участием психологов бывает очень трудно, а иногда так и не удается восстановить нормальные отношения между ребенком и родителем.

Несоразмерное наказание может иметь обратный или неожиданный эффект, например, наказание за плохие оценки приводит к тому, что ребенок начинает скрывать свои проблемы в школе. Угроза порки за полученную двойку приведет к кратковременным позитивным результатам (ребенок выучит урок), но наверняка вызовет негативное отношение к предмету или учебе в целом.

Физические наказания основаны на страхе, а не на осознании ребенком своего поведения, поэтому с их помощью нельзя достичь устойчивых позитивных изменений в поведении; при этом в будущем они всегда приводят к нарушению эмоциональных отношений с родителями, снижению самооценки ребенка. Постоянно испытывая негативные эмоции – страх, тревогу, растерянность, беспокойство, – ребенок может отставать в психофизическом развитии, у него появляются расстройства сна, аппетита, повышенная тревожность. Невозможность контролировать естественные физиологические отправления, различные тики, ночные страхи – частые последствия применения родителями физических мер наказания.

Физическое насилие, имеющее систематический характер, влияет на особенности психического состояния и поведения ребенка: возникает боязнь физического контакта со взрослыми, плаксивость; ребенок переживает одиночество, отсутствие друзей; отмечается раздражительное поведение, негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными, суицидальные попытки. Что касается подростков, то они склонны к протестным реакциям на физические наказания родителей, для них типичны уходы из дома, поиск поддержки в асоциальных компаниях.

Наконец, любое физическое наказание приводит к тому, что у ребенка складываются соответствующие представления об окружающем мире, о принципах взаимоотношений близких людей между собой. В зависимости от тех выводов, которые он делает на основании поведения родителей, формируются и его дальнейшие стереотипы поведения:

  • Люди, которые вас больше всего любят, – это те, которые вас бьют (формируется стереотип поведения «вечной жертвы»).
  • У вас есть право бить других членов семьи и тех, кто слабее (формируется характер обидчика, агрессора).
  • Можно применять физическую силу по отношению к другим, чтобы добиться своего, когда другие методы не действуют.

Наказывая своего ребенка физически, взрослые пользуются правом более сильного. Настоящего воспитания таким образом добиться нельзя, ведь малыш не понимает в итоге, в чем он был неправ, но четко усваивает – сильный прав всегда. Данный тезис по мере взросления ребенок отрабатывает на животных, а также на более слабых детях. У ребенка формируется понятие того, что агрессия – это норма поведения, а значит, повзрослев, своих детей он будет воспитывать точно также.

Но самое тяжелое последствие физического наказания — возникновение эмоциональной пропасти между родителями и ребенком, в результате приводящее к тому, что взрослые просто теряют контроль над собственным отпрыском. Однако бывают и иные случаи, когда ребенок, испытывающий страх перед родителями, полностью лишается своего мнения и становится зависимым. Со временем, когда ему придется начинать взрослую жизнь, он не сможет сделать без родителей ни шагу, опасаясь критики с их стороны. Таким образом, эмоционально устойчивые и сильные дети становятся злыми и бесчувственными, а слабые — трусливыми и не способными идти вперед.

Доступ к телу

У физического наказания есть два не совсем очевидных, но отрицательных проявления: лишение движения и лишение физического контакта. Последнее относится скорее к психологическому насилию, но оно часто является одним из ряда мер, которые принимает родитель в состоянии эмоционального напряжения. 

Примеры лишения движения — поставить в угол, или заставить посидеть в своей комнате, или лечь спать в 16 часа дня. Если запереть в комнате — это спорно, но не так неприятно, то вот фиксация в одной позе — стоять в углу, ворочаться в кровати, когда все в футбол гоняют или идут в кино — это такое же тупиковое средство, как и оплеухи. Чем чревато? Неврозами, перенапряжением, получением уймы вредных привычек — от навязчивого внутреннего диалога до вредительства: грызть ногти, щипать себя и так далее. 

Лишение физического контакта — это лишение родительского тепла и внимания на некоторое время. Казалось бы, все логично — ведь если нас обижает взрослый и нам какое-то время не хочется его видеть, мы так и поступаем. Но по отношению к ребенку такая тактика не работает.

Ребенок мыслит: „Если весь мир отвергает тебя и не желает иметь со мной дел, значит, меня нет“. 

Если вам так необходимо остыть и собраться с мыслями, не подавайте это в ультимативной форме, заявляя ребёнку, чтобы он оставил вас в покое — оставьте его спокойно с другим значимым взрослым, а сами выйдите проветриться на некоторое время».

Почему родители бьют своих детей?

  1. Так издавна у них в семье поступали предыдущие поколения родителей. Будучи детьми, родители сами подвергались телесному наказанию.
  2. Родители не знают о последствиях телесного наказания для развития ребенка, в то время как оно оставляет глубокие следы в психике ребенка и влияет на его поведение и индивидуальность.
  3. Ребенок считается собственностью родителей. Ребенок не рассматривается как полноправная  личность. Поэтому некоторые родители считают себя вправе проявлять агрессию по отношению к ребенку: «я тебя породил, я тебя и убью».
  4. Взрослый человек не в состоянии контролировать собственное поведение.
  5. Загруженный рабочий график, бытовые проблемы, материальное неблагополучие, забота о завтрашнем дне и т.д. вызывают нервное напряжение, которое некоторые родители выливают на своих детей.