Теория альдерфера: мотивация и потребности человека

Концепция Альдерфера и индивидуальные различия

Следуя этой логике, если индивид не может реализовать потребность в самореализации, то он начинает удовлетворять нужды низшего ранга. Если тот, кто по призванию является, к примеру, инженером или нянькой, не имеет возможности удовлетворить потребность в самоактуализации, то он компенсирует эту нехватку другим путем. То есть его действия должны сообразовываться с восполнением нужд низших порядков: он будет уходить с головой в общение с друзьями, социальные мероприятия, ублажать себя при помощи сна, пищи, большего числа половых партнеров.

Теория альдерфера: мотивация и потребности человека

Нужно согласиться, что данный алгоритм свойственен далеко не каждому индивиду, который оторван от возможности достичь состояния самореализации. Кто-то, возможно, и будет демонстрировать подобное поведение, однако в большей степени оно будет обусловлено также биографическими факторами, уровнем духовной зрелости, наличием или отсутствием проблемных областей в других жизненных сферах.

Для нормального здорового человека, к примеру, секс или еда (потребность первого порядка) никогда не заменит эмоциональной привязанности (потребность второго порядка). И, в свою очередь, состояние самоактуализации едва ли сможет представлять собой полноценную замену (а не суррогат) удовлетворения потребностей базовых блоков. При этом оно будет невозможным при их отсутствии – вряд ли уважение со стороны общества или достижения в карьере должным образом компенсируют голод и жажду.

Данная теория официально принята научным сообществом и обладает некоторыми преимуществами. Но она не применяется достаточно широко, в сравнении с концепцией Маслоу. Теория Альдерфера также не доказана – для ее обоснования не проводилось достаточного количества обширных статистических исследований. Таким образом, она имеет как достоинства, так и недостатки. Использовать ее в работе или нет – каждый специалист должен решить для себя сам.

Теория существования, связи и роста Альдерфера

Теория альдерфера: мотивация и потребности человека

Что находится на каждом уровне пирамиды Альдерфера?

  1. Физиологические потребности. Речь идет о сне, еде, сексуальном влечении, воздухе. Также сюда относят факторы, которые отвечают за безопасность человека и комфортные условия работы.
  2. Социальные. Как сказано выше, это потребность в самоутверждении, реализации себя как специалиста в той или иной сфере, признание достижений окружающими людьми.
  3. На вершине находится стремление к самосовершенствованию, самореализации, чувство собственного достоинства. Здесь же потребность выразить себя либо в профессиональной сфере, либо в творчестве.

Перечисленные потребности тесно связаны между собой.

Различие между теориями, которое нельзя назвать несущественным

Маслоу утверждал, вероятно, не без оснований, что, если какая-либо из низших нужд не удовлетворена, путь к восполнению высших потребностей закрыт. Таким образом, движение в его пирамиде возможно было только от низших блоков к высшим.

В концепции Альдерфера дела обстоят иначе. Как было указано, если не удовлетворены высшие потребности, низшие также становятся актуальными. У этого исследователя возможно движение в обе стороны. Например, если у человека не удовлетворена потребность в профессиональном росте, то у него становится актуальной необходимость в социальных связях. Таким образом, не будучи способной удовлетворить одни потребности человека, компания стремится восполнить этот пробел удовлетворением других потребностей.

Теория альдерфера: мотивация и потребности человека

Интересно, что теория Альдерфера нашла широкое применение в сфере менеджмента организации. Известен народный анекдот, который частично отображает подобный подход в корпоративной среде. Продавец обучает неопытного стажера и указывает ему, что при отсутствии товара тот должен предложить взамен альтернативу. Когда в магазин приходит покупатель и спрашивает туалетную бумагу, продавец-стажер отвечает: «Извините, туалетной бумаги нет. Зато могу предложить отличный наждак».

При неудовлетворении потребности человек испытывает фрустрацию – негативное психоэмоциональное состояние при столкновении с препятствиями.

Теория потребностей Альдерфера утверждает, что, несмотря на фрустрацию при невозможности удовлетворить потребность более высокого уровня, индивид может компенсировать ее за счет более частого удовлетворения нижележащих нужд.

Экзистенциальные потребности

Этот блок является аналогом базовых ступеней в пирамиде Маслоу. У Альдерфера он включает в себя физиологические нужды, а также необходимость в безопасности. Удовлетворение потребностей в пище, воде, сне, безопасности – все это основные составляющие, необходимые для нормальной жизнедеятельности организма. Теория мотивации Альдерфера, уже начиная с описания первого блока потребностей, очень созвучна со своей предшественницей.

Согласно Альдерферу, те работники, которые трудятся лишь ради восполнения данных нужд, мало интересуются содержанием труда

Они в большей степени уделяют внимание оплате, условиям работы, возможности отдохнуть на рабочем месте

Теория альдерфера: мотивация и потребности человека

Экономическая теория

Экономические нужды человека удовлетворяются сложной товарно-денежной системой, в которую входит документооборот, производственные манипуляции, обмен и спектр услуг на разных уровнях. Именно на этих факторах и базируется экономическая теория потребностей. На данном этапе развития человечества во всех цивилизованных странах совокупность экономических нужд индивида ограничена имеющимися у него денежными средствами.

Если собрать и суммировать все реализуемые потребности отдельно взятого общества, то можно получить данные о платежеспособном спросе его населения. Это означает, что мотивирующим ключом приобретения населением товаров и услуг являются его потребности.

Экономические нужды общества влияют на производственный процесс стимулирующим образом:

  • исходя из теории мотивации потребностей ясно, что конкретные нужды человека служат целью для создания условий и факторов, удовлетворяющих их в той мере, в какой это необходимо;
  • человеку свойственно менять запросы, увеличивая или уменьшая количество требуемого продукта, усиливая или ослабляя претензии к его качеству, что также влияет на производственные процессы;
  • экономические потребности человека удовлетворяются по схеме «от первичных к второстепенным», то есть товары и услуги, отвечающие на запросы низшего порядка, всегда будут пользоваться повышенным спросом у населения.

Итак, население мотивирует производство спросом, отражающим реальные потребности общества, однако не все нужды человека формируются в запрашиваемую единицу. Происходит это по нескольким причинам:

  • низкая платежеспособность населения не позволяет ему приобретать все товары и услуги, в которых испытывается нужда;
  • имеют место моральный фактор или особенности правовых ограничений.

Получается, что потребность в удовлетворении конкретного запроса у человека имеется, а вот спроса, мотивирующего производство этого товара или услуги, нет. Из этого следует, что производство отвечает не на прямые нужды населения, а на спрос на обозначенные продукты и услуги, который может быть значительно ниже, чем необходимо для полного удовлетворения потребностей.

Интересные закономерности и особенности теории Альдерфера

Клейтон Альдерфер выделил ряд закономерностей:

  1. Потребности существования проявляются сильнее, если нет возможности удовлетворить их в полной мере.
  2. Потребности существования усиливаются, если слабо удовлетворяются потребности второго уровня, социальные.
  3. Проявление социальных нужд усиливается, если не удовлетворяются желания высшего уровня, связанные с саморазвитием.

Прав ученый или нет, сказать сложно. Теория появилась в 1972 году, поэтому не получила достаточно подтверждений. И все же, несмотря на это, она нашла свое применение в менеджменте. Благодаря рассуждениям Альфердера, появилась возможность искать новые пути для мотивации сотрудников.

На сегодняшний день эта разновидность теории мотивации получила признание среди ученых. Но только в узком кругу. Все из-за того, что пирамида потребностей Маслоу больше соответствует результатам исследований, изучавших взаимосвязь потребностей человека и мотивации. Ввиду этого нет оснований считать, что теория Клейтона Альдерфера заменит ее в ближайшем будущем.

Применение теории Альферфера на практике

Теория альдерфера: мотивация и потребности человека

Несмотря на жесткую критику, теория потребностей Альдерфера применяется во многих компаниях. Ее использование учитывает все уровни потребностей:

Потребности существования. Если человек все силы отдает на их удовлетворение, вряд ли ему будет интересна суть работы
Единственное, на что он будет обращать внимание: заработная плата, комфорт на рабочем месте, безопасность.
Социальные нужды

Работнику важно чувствовать значимость в рабочем процессе
Осознавая свою ценность как специалиста, он будет работать не только ради зарплаты. Далеко не последнее место займет командная работа на результат.
Необходимость в росте

Если человек удовлетворяет желания, расположенные на этом уровне, — он уверенно идет вперед, занимает лидерские позиции, продвигается по карьерной лестнице. Таких людей нужно как можно чаще хвалить, поощрять за какие-то достижения.

Потребность может стать активной в любой момент, независимо от того, в какой части пирамиды она находится. Главное, чтобы руководство учитывало этот факт. Только так получится мотивировать сотрудников к активной деятельности.

Концепция Герцберга

Теория альдерфера: мотивация и потребности человека

К основным теориям потребностей можно отнести и интересную концепцию двух факторов Фредерика Ирвина Герцберга, установившего, что все нужды человека можно условно поделить на две группы:

  • мотивирующие – определяют поступки и поведение человека, удовлетворенного своей рабочей деятельностью;
  • гигиенические – потребности, ликвидирующие все негативные факторы, препятствующие нормальной рабочей деятельности.

Делая выводы в своей теории потребностей, американский психолог пришел к заключению, что гигиенические факторы — это совокупность внешних условий, которые могут быть удовлетворительными или неудовлетворительными для человека. Эти условия: оплата за труд, социальные гарантии, рабочие взаимоотношения, лояльность руководства, безопасность труда. Если качество перечисленных условий плохое, а работник не мотивирован на успешную деятельность, то его общее состояние расценивается как некомфортное.

Следующий вывод, относящийся к той же теории потребностей, гласит, что внутренние условия труда человека, такие как уважение, карьерный рост, ответственность и власть, являются важными мотивирующими рычагами для усиления благотворной деятельности индивида. Если эти условия отсутствуют полностью или частично, это не привносит в жизнь человека состояние сильного дискомфорта. При наличии же всех составляющих системы у человека наступает ощущение абсолютного удовлетворения.

Теория альдерфера: мотивация и потребности человека

Становление и формирование современных потребностей

С начала периода первобытно-общинного строя важность социализации среди пещерных людей стояла наравне с собственными потребностями человека. Понятия «Я» не существовало как такового, поскольку в одиночестве человек не мог ни прокормиться, ни защитить себя

Все нужды отдельной личности сводились к потребностям первичного (насущного) и вторичного характера:

  1. Первичные надобности включали в себя отправление естественных нужд, прием пищи, поиск укрытия, обогрев себя и жилища. Без полного удовлетворения этих потребностей жизнь человека была невозможна.
  2. Вторичные надобности также составляли важную часть жизни человека, однако в результате их полного или частичного отсутствия существование особи не становилось под угрозу. К потребностям второстепенного значения древнего человека относились секс и личные привязанности.

В стремлении облегчить себе добычу пищи и повысить общий комфорт существования, первобытные люди с течением времени расширили круг своих потребностей до рамок современного понимания этой структуры. Покорение природы и позиционирование своей личности выше ее законов стало отправным пунктом для формирования полноценной трудовой деятельности с ее потребностями признания, успеха и роста.

Поскольку получение знаний об окружающем мире стало единственным путем развития труда, у человека возникла жажда познания и склонность к упорядочиванию получаемых сведений. В этот же период в первобытном обществе начинает работать один из самых первых законоустанавливающих механизмов – мораль. Однако в самом начале единственным принципом, оберегаемым новой концепцией, была очередность соблюдения интересов. Человеку предписывалось во всех случаях сначала удовлетворять потребности коллектива и лишь затем – свои.

Появившаяся у первых людей способность транслировать наглядные модели общественного строя в виде наскальных рисунков, глиняных фигурок и устной передачи позволила человечеству сделать большой шаг в своем развитии и открыло ему новые горизонты. Если приложить к структуре жизненного уклада того времени теорию потребностей личности доктора Маслоу, то станет ясно, что с достижением такой высокой ступени развития, как потребность в духовной пище, человек завершил свой путь формирования разумной личности.

Теория альдерфера: мотивация и потребности человека

Иерархия потребностей по А. Маслоу

Иерархическая теория потребностей Маслоу изображается в виде пирамиды, условно разделяемой на 7 горизонтальных секторов:

  1. Сектору № 1 (нижнему) отводится самая важная категория надобностей – физиологическая. Сюда относят: отправление естественных нужд, удовлетворение голода и жажды, сон, сексуальные желания.
  2. Сектор № 2 — это самосохранение (стремление к безопасности). В категорию входят инстинкты, обеспечивающие чувство уверенности и избегание опасностей.
  3. Сектор № 3 — это потребность в социализации и любви. Навыки, вырабатывающиеся у человека вследствие необходимости быть причисленным к определенной социальной группе, определяют его общественный статус.
  4. Сектор № 4 — это потребность в почитании (признании). Для удовлетворения своего природного тщеславия и для того, чтобы завоевать уважение окружающих, человек способен идти на многие жертвы и даже стать организатором мощного общественного эгрегора.
  5. Сектор № 5 — это тяга к познаванию, исследованиям. Некоторые последователи теории потребностей Маслоу объединяют 4 и 5 группы (тягу человека к знаниям и необходимость признания) в один сектор, поскольку оба эти понятия взаимосвязаны. Спорным является и вопрос очередности этих групп, ведь бывает, что человек, сделавший много для получения высокой оценки своих умений, сознательно избегал признания этого факта.
  6. Сектор № 6 — это стремление к эстетическому наслаждению и развитию интеллектуальных способностей.
  7. Сектор № 7 (вершина пирамиды) — потребность человека в выявлении его личностных возможностей и раскрытии духовных ресурсов.

Многие исследователи, в том числе и австралийский ученый Джон Вир Бертон, не отрицая теорию уровней потребности Маслоу в целом, возражали против присваивания первостепенным нуждам человека любой очередности. По мнению противников концепции, ни одна из названных надобностей человека не может быть оценена как второстепенная, поскольку все они одновременно составляют суть человека и являются его неотделимыми составляющими.

ERG теория Альдерфера

При создании своей теории Клейтон Альдерфер исходил, главным образом из того, что все потребности людей могут быть систематизированы в отдельные группы, что может напомнить пирамиду потребностей Абрахама Маслоу. Поэтому, между прочим, их очень часто сравнивают. Но от пирамиды Маслоу теория Альдерфера отличается тем, что, согласно ей, существует всего три группы потребностей (отсюда, кстати, и название теории – ERG):

  • Existence – потребности существования, к которым относятся физиологические потребности и потребности в безопасности;
  • Relatedness – потребности связи, отражающие социальную природу человека. Сюда можно отнести стремление человека занимать какое-либо место в окружающем его мире, потребность в самоутверждении, признании, наличии подчинённых или начальников, коллег, врагов, друзей, иметь семью и быть её частью;
  • Growth – потребности роста, к которым относятся потребности человека, связанные с его стремлением развиваться и личностно расти.

Можно сказать, что потребности существования состоят из двух групп потребностей пирамиды Маслоу: потребностей безопасности, в которые однако не входит групповая безопасность, и физиологических потребностей.

В потребностях связи можно проследить взаимосвязь с группами потребностей принадлежности и причастности. По мнению Альдерфера, потребности связи, как уже вкратце упоминалось, отражают социальную природу людей. По этой причине к представленной группе потребностей можно смело отнести некоторые потребности в признании и самоутверждении из пирамиды Маслоу, тесно связанные со стремлением людей занять своё место в окружающем мире, а также ту группу потребностей безопасности всё той же пирамиды, которая относится именно к групповой безопасности.

Что же касается потребностей роста, то можно провести аналогию между ними и потребностями в самовыражении, относящимися к пирамиде Маслоу. Но также сюда относятся те потребности в признании и самоутверждении, которые основываются на стремлении человека к самосовершенствованию, развитию уверенности в себе и т.д.

Все три группы потребностей теории Альдерфера расположены в иерархическом порядке, так же, как и в пирамиде Маслоу

Но между обеими этими теориями есть одно очень важное отличие, которое заключается в том, что, согласно пирамиде Маслоу, движение от одних потребностей к другим может происходить лишь снизу вверх: например, если удовлетворены потребности низшей ступени, можно переходить к удовлетворению потребностей высшей ступени и т.д. А Альдерфер настаивает в своей теории на том, что движение может осуществляться в обе стороны – как вниз, так и вверх

Движение вверх происходит тогда, когда не удовлетворены потребности низшей ступени, а движение вниз – когда не удовлетворены потребности высшей ступени.

Одновременно с этим, Клейтон Альдерфер говорит о том, что неудовлетворённость потребностей высшей ступени усиливает неудовлетворённость потребностей низшей ступени, посредством чего происходит автоматическое переключение внимания человека на потребности этой ступени. К примеру, если человек не смог удовлетворить свою потребность в личностном росте, у него активизируются потребности связи, что представляет собой процесс регрессии с верхней ступени потребностей на нижнюю.

Исходя из ERG теории, в иерархии потребностей отражается восхождение от более конкретизированных потребностей к менее конкретизированным

Альдерфер полагает, что всякий раз, когда какая-либо потребность не удовлетворяется, внимание человека переключается на удовлетворение более конкретизированной потребности. И именно это нисходящее движение обуславливает движение сверху вниз

В теории Альдерфера восходящее движение по ступеням потребностей называется удовлетворением потребностей, а нисходящее движение определяется как процесс фрустрации, т.е. неудачей человека в своём стремлении удовлетворить потребность.

Благодаря наличию двух направлений движения по ступеням потребностей, появляются новые дополнительные возможности для мотивации идей в организации. Если, например, фирма не обладает достаточными возможностями, чтобы удовлетворить потребность человека в росте, он, руководствуясь этим, может с большим рвением и заинтересованностью переключиться на удовлетворение потребности связи. И в этой ситуации фирма уже может предоставить этому человеку возможность такую потребность удовлетворить, посредством чего и увеличивается её потенциал в мотивации другого человека.

Условия, влияющие на эффективность удовлетворения потребностей индивида

Теория удовлетворения потребностей учитывает, что каждый индивид формирует свой список запросов, который будет отвечать его личным предпочтениям, отношению к моральным и этическим принципам, желанию развиваться в духовном направлении.

Доказано: чем выше стремления человека уводят его от потребностей первичного характера, тем теснее его нужды связаны с получением знаний, обретением гармонии и духовности. И наоборот, примитивная жизнь субъекта, направленная только на удовлетворение его низших потребностей, постоянно держит человека в рамках бездуховной среды, не давая ему возможности развиваться.

Большую роль в формировании потребностей играют факторы, не зависящие от воли человека:

  • возраст;
  • наследственность;
  • половая принадлежность.

Нужды, привязанные к этим факторам, имеют стабильное значение и не подвержены сильному колебанию спроса. К таким относятся: лекарственные средства и медицинская техника, гигиенические средства принудительного характера и др.

Другие внутренние факторы, регулирующие потребности человека, являются результатом его склонностей, образа жизни, образования и рабочей деятельности. Индивид способен по своей воле отказываться от удовлетворения этих нужд или идти им навстречу. Нужно отметить, что здесь наблюдается сложная система взаимосвязей. С одной стороны, человек стремится удовлетворять потребности, сформированные его личными предпочтениями, а с другой, его желания постепенно изменяются под воздействием доступных ему способов устранить дефицит.

Внешние условия, влияющие на организацию потребностей человека, являются следствием его выбора места жительства, поскольку их непосредственные проявления не находятся в прямой связи с желаниями индивида. Это погода, климатические, сейсмические особенности и экологическая обстановка местности. Регулирование нужд, исходящих от условий внешней среды, обычно заключается в устранении факторов опасности для здоровья и приближении существования человека к состоянию, воспринимаемому им как комфортное.

Потребность достижения в теории Макклелланда

Теория приобретенных потребностей от американского психолога Дэвида Макклелланда почти не рассматривает примитивные нужды человека. Ученый посвятил свой труд исследованию мотивационных рычагов, понуждающих объекты заниматься заданной деятельностью, и изучению стремления одних людей превалировать над другими.

В ходе своей работы ученый сделал вывод, что только индивид, прилагающий усилия для удовлетворения своих нужд высшего порядка и двигающийся в этом направлении неуклонно, способен развиваться с нарастающей эффективностью. В основу каждого очередного достижения объекта ложится опыт, полученный им в период преодоления предыдущей ступени.

Постепенно у человека, выбравшего правильную тактику своего динамического роста, вырабатывается так называемая длина шага. Это означает, что все цели, которые он перед собой ставит, не превышают его реальных возможностей и не требуют от него надрыва сил, а по достижении их человек может спокойно и без паузы двигаться дальше. Людям такого порядка подвластны ответственные решения, а индивидуальные задачи, которые они берут на себя, всегда выполняются с высокой четкостью.

Дальнейшие исследования психолога показали, что описанная потребность достижения свойственна не только отдельным личностям, но и определенным обществам. Группы, объединенные высокими стремлениями и имеющие четкую цель, успешно развивались в экономической и образовательной сфере, в то время как общества с низкой потребностью результата имели очень слабую внутреннюю структуру.

Теория альдерфера: мотивация и потребности человека

Общая классификация человеческих потребностей

Общая классификация потребностей человека лежит в основе всех теорий, объясняющих данную совокупность условий и факторов нуждаемости с научной или околонаучной точек зрения. В первую очередь все надобности людей делят на две большие группы по осознанности и неосознанности потребности. К первым относят человеческие желания и цели, требующие от индивида приложения определенных усилий для их достижения. Ко вторым причисляют нужды, необходимые для жизнедеятельности организма и продолжения рода.

Следующим показателем для определения потребностей из вышеуказанных двух групп является их генезис. По происхождению нужды делятся тоже на два вида:

  • первичные – это все базовые функции человека, лежащие в области неосознанных потребностей;
  • вторичные – это функции, находящиеся в прямой зависимости от среды обитания объекта и прочих условий, отвечающих за социализацию личности в обществе.

Также почти у каждого автора теории потребностей можно встретить разделения на групповые и личностные нужды, основные и служебные, рациональные и иррациональные, классические и новые, постоянные и непостоянные.

Теория альдерфера: мотивация и потребности человека

Теория ERG Альдерфера

Американский психолог Клейтон Альдерфер, еще один автор теории человеческих потребностей, считал, что все насущные нужды человека можно объединить в три группы:

  1. Потребности существования (физиология и самосохранение).
  2. Потребности связи (коммуникации).
  3. Потребности роста (личностное развитие).

В группу 1 входят факторы, включенные Абрахамом Маслоу в первые две ступени его пирамиды и обозначенные им как наиболее важные. К. Альдерфер считал, что способность бороться за свое существование: уметь скрываться от врага, находить пищу и укрываться от непогоды — делает жизнь человека в принципе возможной, а значит, ее ценность неотделима от умения справлять естественные нужды.

Необходимость налаживания коммуникативных связей заложена в стремлении человека быть частью группы и принадлежать обществу. Будучи одиночкой, человек лишается не только возможности продолжить свой род, он становится практически беззащитен перед более сильным врагом и, вынужденный постоянно бороться за свою жизнь, он останавливается в развитии.

Стремление к внутреннему прогрессу и обучаемость, по версии Альдерфера, есть венец и суть теории потребностей. В отличие от Маслоу, который утверждал, что у человека запрос надобностей идет всегда от примитивных к сложным, австрийский ученый был уверен, что в зависимости от обстоятельств, динамика движения может быть как восходящей, так и нисходящей. От чего это зависит?

В своей теории иерархии потребностей Альдерфер использовал такие понятия, как:

  • «удовлетворение»;
  • «фрустрация».

Стремление индивида подняться над примитивными надобностями в сторону личностного роста и социального развития ученый называл «удовлетворением потребностей». Невозможность преодолеть очередную планку иерархической лестницы и возврат на предыдущую ступень говорили уже о фрустрации организма.

Теория альдерфера: мотивация и потребности человека

Основа теории

Взаимосвязь потребностей общения (R), существования (E) и личностного роста (G) по Альдерферу

Альдерфер соглашается с теорией Маслоу, но выделяет только три потребности, которые заботят людей:

  • потребность существовать (Еxistence),
  • потребность общаться с другими (Relatedness)
  • и потребность своего роста и развития (Growth).

Альдерфер утверждал, что эти три потребности аналогичны потребностям, выделенным Маслоу. Потребность существовать аналогична физиологической потребности. Потребность общаться с другими — потребность социального типа. Потребность роста — потребность в самореализации, в уважении.

Клейтон Альдерфер утверждал, что сегодняшние потребности могут остаться неудовлетворенными и через пять лет, и тогда можно поменять ориентиры. Будучи молодым человеком, человек может стремиться стать президентом компании. В зрелом возрасте он может уже не хотеть стать президентом, так как это отнимает слишком большую часть жизни. Это уже другой взгляд на потребности человека.

Альдерфер попытался установить связь между удовлетворением потребностей и их активизацией и в результате определил следующие семь принципов:

1) Чем менее удовлетворены потребности существования (E), тем сильнее они проявляются.

2) Чем слабее удовлетворены социальные потребности (R), тем сильнее действие потребностей существования (E).

3) Чем полнее удовлетворены потребности существования (E), тем активнее заявляют о себе социальные потребности (R).

4) Чем менее удовлетворены социальные потребности (R), тем более усиливается их действие.

5) Чем менее удовлетворены потребности личностного роста и самореализации (G), тем сильнее становятся социальные потребности (R).

6) Чем полнее удовлетворены социальные потребности (R), тем сильнее актуализируются потребности личностного роста (G).

7) Чем меньше удовлетворены потребности личностного роста (G), тем активнее они проявляют себя. Чем больше удовлетворяется потребность в личностном росте, тем сильнее она становится.

Таким образом Альдерфер показал, что порядок актуализации потребностей может быть иным, чем указывал Маслоу, и зависеть не только от её места в иерархии, но от степени удовлетворения как этой потребности, так и некоторых других потребностей.

Социальные потребности признание, принадлежность

В эту группу входят все те нужды, которые имеются в отношении социального положения, связей с себе подобными. Давно установлено, что для успешного развития человеку необходимо быть частью целого – малой социальной группы, этноса, принадлежать к профессиональному сообществу. Сюда же относится потребность в самоуважении и признании со стороны окружающих, а также групповая безопасность. Теория Маслоу и теория Альдерфера различаются также в этом аспекте: безопасность группы у последнего входит во второй блок.

В рамках корпоративной культуры нужды этой категории могут восполняться через различные мероприятия на работе, возможность общения. Человек начинает смотреть на свое место работы не только как на источник заработка. Он ощущает свою ценность, принадлежность к коллективу.

Здесь хорошо бы задать Клейтону Альдерферу вопрос: интересно, сможет ли восполненная потребность в признании компенсировать нехватку денежных средств у сотрудника, который должен кормить несовершеннолетних детей и при этом выплачивать ипотечный кредит?

Теория альдерфера: мотивация и потребности человека

Выводы

Учитывая то, что ERG теория Альдерфера появилась сравнительно недавно (в 1972 году), она не имеет достаточного количества практических подтверждений, свидетельствующих в пользу её правильности. Но, несмотря на это, знание этой теории и её основных положений представляет практическую пользу для практики менеджмента, ведь благодаря ней перед менеджерами открываются новые горизонты и перспективы в поиске наиболее эффективных методик мотивации.

Следует также отметить, что благодаря своим простым формулировкам, теория Альдерфера была признана научным сообществом. Но во многом она совпадает с уже не раз упоминавшейся нами пирамидой потребностей Маслоу. В обеих этих системах существуют различные категории потребностей и предполагается из взаимосвязь, которую можно применить для выработки особых программ мотивации и поощрения поведения людей в организациях.

Интересно ещё и то, что самим Альдерфером потребности не определяются в рамках единой иерархической системы – учёный говорит, что каждая из потребностей может быть активна в любой момент времени. А некоторые из них, к примеру, потребности в росте, вообще могут усиливаться по мере удовлетворения их человеком.

Каких-либо исследований, посвящённых теории Альдерфера, проводилось не так много, как она, вполне возможно, того заслуживает. Тем не менее, ERG теория обладает рядом преимуществ, которые были присущи более ранним содержательным теориям мотивации, однако в ней нет тех ограничений, которые были им свойственны. Невзирая даже на то, что результаты проведённых учёными исследований в области человеческих потребностей больше подходят к теории Альдерфера, нежели к пирамиде Маслоу, со стороны исследователей сама теория получила только ограниченную поддержку. По этой причине, оснований на то, чтобы видеть в теории Альдерфера альтернативу уже ставшей популярной и знакомой многим пирамиде Маслоу сегодня у нас очень мало.