Теория множественного интеллекта
Природный
Такой тип определяет способность человека взаимодействовать с природой: чувствовать животный и растительный мир. Человек замечает все, что находится вокруг него. Ему интересно исследовать растения, изучать животных, их повадки, классифицировать виды, следить за погодой, коллекционировать бабочек или минералы.
Человек с природным интеллектом любит природу, отдых на свежем воздухе. Для него нет лучшего отдыха, чем поехать в лес, на озеро или пойти в горы. Такая способность нашими предками считалась даром. Им обладали великие охотники, собиратели ягод и грибов.
Несмотря на то, что такая способность отходит в прошлое, в связи с развитием техники, которая прочно вошла в жизнь, люди найдут себя в таких профессиях как:
- животноводство;
- ботаника;
- садоводство;
- астрономия;
- химия;
- поварское дело;
- агрономия;
- археолог.
Как применить теорию к отдельному ребенку
Для чего важно знать, какие именно типы интеллекта преобладают у ребенка? Прежде всего, для того, чтобы подобрать тот способ обучения, который ему подходит. Да, в обычных школах практически нереально организовать учебный процесс, опираясь на индивидуальные особенности каждого ученика
Тем не менее, родители и учителя должны понимать, как ребенку легче воспринимать материал.
С другой стороны, Гарднер считает, что у ребенка будут развиваться те способности, которые наиболее часто используются. Так, если увлекать ребенка с ранних лет счетом, чтением, словесными играми, то с большой вероятностью можем предположить, что у него будет формироваться интеллекты логико-математический вместе с вербально-лингвистическим.
Но легко сказать «увлекать ребенка». Некоторые малыши долго не могут увлечься книгами, настольными играми. Они неусидчивы, подвижны, им часто нужно менять вид деятельность. Попытки усадить их собирать мозаику или паззлы заканчиваются плачем. Не спешите ругать такого ребенка. Предложите ему другие виды деятельности, например, подвижные игры. А уже через двигательную активность попробуйте добавить знакомство с буквами и счетом.
Лингвистический (вербальный)
Человек очень правильно и грамотно выражает собственные мысли, преобразовывает сложные словесные конструкции. Он любит общаться и умеет это делать так, что другие застывают с открытым ртом, слушая его истории. Постоянно делится собственными размышлениями, впечатлениями. Может легко убедить другого человека, приведя толковые факты. Он может вести за собой, стать лидером, учителем и другом.
Индивидуумы с лингвистическим интеллектом характеризуются умением общаться с другими людьми не только при личной встрече, но и на бумаге. Поэтому вербальный тип мышления присущ журналистам, писателям, политикам. Такие люди могут убедить участвовать в акциях, разработках, уболтают клиента сделать покупку в его магазине.
Такой тип интеллекта подходит для профессий:
- журналист;
- писатель;
- копирайтер;
- преподаватель;
- историк;
- аналитик;
- переводчик;
- актер;
- оратор.
Использование в образовании
Gardner определяет интеллект как «био-психологический потенциал для обработки информации, которая может быть активирована в культурной среде, чтобы решать проблемы или создавать продукты, которые имеют значение в культуре.» По словам Гарднера, существуют и другие способы, чтобы сделать это, чем просто через логический и лингвистический интеллект. Гарднер считает, что цель образования «должна разработать интеллекты и помочь людям достичь профессиональных и самодеятельных целей, соответствующие их особого спектр интеллектов. Люди, которые помогли сделать это, считает, , чувствуют себя более занятые и компетентные и, следовательно, более склонны служить общество в конструктивном ключе «.
Гарднер утверждает, что тесты IQ сосредоточены главным образом на логической и лингвистической разведке. После выполнения хорошо на этих тестах, шансы на участие в престижном колледже или в университете увеличение, которое, в свою очередь, создает активных членов общества. В то время как многие студенты хорошо работают в этой среде, есть те, кто этого не делает. Теория Гарднера утверждает, что студенты будут лучше обслуживаться более широкой концепцией образования, в котором преподаватели используют разные методы, упражнение и мероприятие, чтобы охватить все студент, а не только тех, кто преуспеть в лингвистической и логической разведке. Она бросает вызов преподавателей найти «способы, которые будут работать для этих обучения студентов этой темы».
Джеймс Трауб статья «s в The New Republic отмечает , что система Гарднера не была принята большинством ученых в интеллекте или обучении. Гарднер утверждает , что « в то время как теория множественного интеллекта согласуется с большим количеством эмпирических данных, он не подвергался воздействию сильных экспериментальных испытаний … В пределах области образования, применение теории в настоящее время рассматривается во многих проектах. Наши предчувствия будут иметь пересмотреть много раз в свете практического опыта в классе «.
Брунер согласился с Гарднером , что разумы были «полезными фикциями» , и продолжали утверждать , что «его подход настолько далеко за пределами данных хруста психических тестеров , которые он заслуживает того, чтобы быть повеселели.»
Джордж Миллер , известный когнитивный психолог, пишет в The New York Times Book Review , что аргумент Гарднера состоял из «горба и мнения» и Чарльз Мюррей и Ричард Дж Herrnstein в The Bell Curve (1994) назвали теорию Гарднера «однозначно лишен психометрическим или другие количественные данные «.
Несмотря на отсутствии общего признания в психологическом сообществе, теория Гарднера была принята во многих школах, где часто сплавлены с стилями обучения , и сотни книг были написаны о его применении в образовании. Некоторые приложения теории Гарднера были описаны как «упрощенный» и сам Гарднер сказал , что он «непростой» с тем , как его теория была использована в школах. Гарднер отрицает , что несколько разумов изучают стили и соглашаются с тем , что идея стилей обучения является неоправданной и не хватают эмпирических данных. Гарднер резюмирует свой подход с тремя рекомендациями для педагогов: индивидуализировать стиль преподавания (в соответствии с наиболее эффективным методом для каждого студента), множественное учение (научить важные материалы в нескольких способах), и избегать термина «стили» , как заблуждение.
Кинестетический (телесный)
Люди с таким типом мышления ощущают мир телом и могут обучаться с его помощью. Оно помогает им выразить свои мысли или отношение к предмету. Индивидуумы с кинестетическим интеллектом много двигаются, занимаются спортом, танцами, единоборствами. Они не могут сидеть на месте длительное время, им постоянно нужно что-то делать.
Прекрасно чувствуют пространство и предметы вокруг себя, ощущают время. Выделяются великолепной физической формой, активно используют пространственное мышление.
Лучшие профессии:
- спортсмен;
- врач-хирург;
- хореограф;
- танцор;
- дирижер;
- военный;
- артист.
Личностный (внутренний)
Обладатель такого вида мышления легко понимает себя, свои эмоции, мысли. Всегда имеет собственное мнение относительно той или иной теории. Он легко планирует собственную жизнь, продумывает все ситуации, которые возможны и как-то повлияют на его существование.
Он никогда не делает что-то, не подумав, всегда трезво оценивает собственные мысли, ставит оценку своими желаниям и возможностям. Он планирует каждый свой шаг, расписывает бюджет, строго следует правилам. Внутриличностный интеллект довольно эмоциональный, застенчивый, что может мешать контакту с другими людьми.
Подходящие профессии:
- психолог;
- социальный работник;
- ведущий;
- учитель.
В заключении стоит отметить, что каждый человек обладает несколькими типами интеллекта. Чтобы использовать свои возможности по максимуму, необходимо развивать несколько доминантных способностей. Ориентируясь на ключевые интеллектуальные способности, можно легко добиться успеха.
РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ:
Индивидуализация процесса обучения издавна была одной из распространенных проблем в педагогике. С появлением теории Говарда Гарднера многие воспитатели, учителя и родители задумались над тем, что подходы к обучению и развитию разных детей должны существенно отличаться. Учитывая их интеллектуальные профили, которые образуются в результате большего развития мини-интеллектов определенных участков головного мозга, родители, а позднее и преподаватели должны обязательно это учитывать, создавая определенные условия для развития этих способностей. Таким образом и будет обеспечиваться такой сложный, но вполне реальный индивидуальный подход к воспитанию и развитию каждого отдельного уникального ребенка. С появлением теории множественных интеллектов Говарда Гарднера полностью пошатнулась психолого-педагогическая теория, когда единственный интеллект можно было однозначно измерить с помощью простого теста IQ. Воспитание и развитие всех детей по одной строгой утвержденной программе уже принято считать нерациональным и неправильным. Это нарушает естественные процессы работы головного мозга каждой отдельно взятой уникальной личности ребенка. Отличия между детьми во многом объясняются тем, в каком процентом соотношении у них развиты типы интеллектов. От этого будет зависеть и их профессия в будущем, склонности и успехи в определенных видах деятельности. Задача педагогов и родителей — способствовать максимальному раскрытию таланта малыша и развивать его в дальнейшем именно теми способами, которые наиболее подходят отдельному ребенку, учитывая особенности его интеллектов по Гарднеру. Индивидуальная программа обучения и подобранные способы обучения с учетом наиболее развитых способов восприятия информации ребенком — основа теории множественного интеллекта Говарда Гарднера.
МНОЖЕСТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ — ОСНОВА ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ:
В результате длительного изучения работы мозга Говард Гарднер сделал вывод, что у человека не один-единственный интеллект, а несколько. Каждый из отдельных интеллектов «располагается» в различных частях головного мозга. Их развитие зависит от условий, которые были созданы ребенку для этого. У каждого ребенка свое уникальное сочетание «интеллектов». Способности, навыки, таланты человека определяются уровнем и степенью развития того или иного интеллекта (или нескольких одновременно). Этим и объясняется то, что у одних малышей больше выражены склонности к логике и математике, у других — к природе, у третьих — к искусству и творчеству. Используя эту уникальную теорию, можно и нужно построить обучение и развитие ребенка таким образом, чтобы обеспечить гармоничный и индивидуальный подход к каждому. Ведь задания и упражнения для малышей с разным сочетанием видов интеллектов по Гарднеру будут существенно отличаться.