Теория социального научения (джулиан роттер)
Теория социального научения Джулиана Роттера
В своей теории социального научения Дж. Роттер предпринял попытку объяснить, как происходит научение поведению путем взаимодействия с другими людьми и элементами окружения.
В его намерения входило построить теорию, которая подчеркивала бы роль мотивационных и когнитивных факторов в научении человека.
Кроме того, эта теория подчеркивает понимание поведения в контексте социальных ситуаций.
В этом контексте ключевую роль играет специфика процессов восприятия, а также ожиданий и ценностей личности. Неотъемлемыми факторами, определяющими поведение личности Дж. Роттер считал его целенаправленность и подкрепление будущими поощрениями.
Объединение концепций ожидания и подкрепления в рамках одной и той же теории – уникальное свойство концепции Дж. Роттера.
Структура. В центре внимания теории социального научения Дж. Роттера лежит прогноз поведения человека в сложных ситуациях. По мнению автора, для адекватного прогноза поведения необходим учет и анализ четырех переменных: потенциала поведения, ожиданий, ценности подкрепления и психологической ситуации.
Под термином потенциал поведения понимается вероятность данного поведения, встречающегося в определенной ситуации в связи с определенным подкреплением (последствием) .). Потенциал каждой реакции может быть сильным в одной ситуации и слабым в другой, иными словами, реакция более вероятна в одной ситуации, нежели в других.
Ожидание относится к субъективной вероятности того, что определенное подкрепление (последствие) будет иметь место в результате конкретного поведения. С точки зрения Дж.
Роттера, величина силы ожидания (прогнозируемая вероятность) может варьировать от 0% до 100% , которая основана на прежнем опыте пребывания в подобных ситуациях. Концепция ожидания свидетельствует о значимом влиянии подкрепления на повторение поведения.
С точки зрения автора, стабильное ожидание, генерализованное на основе прошлого опыта, объясняет стабильность и единство личности. Однако следует заметить, что ожидание не всегда соответствует реальности. Дж.
Ценность подкрепления определяется как степень, с которой одно подкрепление предпочитается другому. Ценность подкреплений, аналогично ожиданиям, основана на прежнем опыте, но может изменяться со временем и по мере трансформации опыта. Вместе с тем, существуют относительно устойчивые индивидуальные различия в предпочтении подкреплений.
Следовательно, формы поведения также можно проследить в относительно устойчивых эмоциональных и когнитивных реакциях на то, что составляет основную поощряемую деятельности в жизни . В теории Дж.
Роттера ценность подкрепления не зависит от ожидания; ценность подкрепления соотносится с мотивацией, а ожидание – с познавательными процессами личности.
Психологическая ситуация — это субъктивное восприятие складывающихся обстоятельств с точки зрения индивидуума. Оно, наряду с прошлым опытом формирует ожидания последствий и влияет на вероятность того или иного поведения человека. Дж.
Роттер полагает, что психологическую ситуацию важно рассматривать наряду с ожиданиями и ценностью подкрепления, прогнозируя возможность любого альтернативного варианта поведения. Он присоединяется к мнению А
Таким образом, для прогнозирования потенциала конкретного поведения в конктертной ситуации, Дж. Роттер выводит основную формулу прогноза поведения:
Потенциал поведения = ожидание + ценность подкрепления
Однако, эта основная формула более вероятно применима для прогноза поведения в условиях психологического эксперимента. Позже Дж. Роттер использует более общую формулу для прогноза целенаправленного поведения в различных ситуациях.
Дж. Роттер, рассматривая людей как целенаправленных индивидуумов, полагает, что им свойственно максимизировать поощрение и минимизировать наказание. Кроме того, цели определяют направление поведения человека в контексте удовлетворения основных потребностей. В этом случае потребности и обусловленные ими цели являются более достоверными факторами, определяющими поведение личности.