Как противостоять соблазнам

Выйти из пещеры

В рассказе Герберта Уэллса «Страна слепых» герой попадает в отрезанную от внешнего мира горную долину, населенную людьми, уже много поколений пораженными наследственной слепотой. Долина отличается плодородием и мягким, благоприятным климатом, так что ее слепые обитатели вполне приспособились к своей жизни в вечной темноте. Память о мире, откуда некогда пришли их предки, сохранилась в виде полустершихся мифов. Путешественник пытается рассказать им о мире за пределами их долины, но им его речь кажется полной бессмыслицей. Эти люди никогда не видели ни зеленой травы, по которой они ступают, ни звездного неба у них над головами, ни сверкающих горных пиков, окружающих долину. Они живут в очень небольшом мире, доступном их чуствам – и не верят в существование чего-то еще.

В знаменитом мифе древнегреческого философа Платона о пещере речь идет об узниках, сидящих в пещере, которые могут судить о реальных предметах только по теням, которые они отбрасывают на стены пещеры. Все, что доступно их восприятию, весь их мир – это тени, так что для человека, освободившегося из пещеры, встреча с реальностью будет почти невыносимым потрясением

Оба этих литературных образа объединяет одно: люди могут быть лишены самого важного измерения их жизни, жить, как слепые, как узники в пещере, и почти не осознавать этого. Огромный, таинственный и непостижимый мир духовной реальности остается за пределами их жизни

В нашей стране людям десятилетиями внушали, что пещера – это единственная реальность, и теперь, когда это давление уже давно прекратилось, люди уже просто привыкли жить в пещере. Им трудно поверить, что кроме пещеры есть что-то еще. Да, многие смутно чувствуют, что пещера – это еще не все; а некоторые даже с уверенностью говорят об огромном и сияющем мире за ее пределами. Но чаще всего люди отмахиваются от таких разговоров, даже считают их вредными, отвлекающими от благоустройства нашего подземелья.

Мореплаватель, вступающий на землю нового континента, или космонавт, выходящий в открытый космос, переживают менее удивительное открытие, чем человек, открывающий реальность духовного мира; как внезапно прозревший, он обнаруживает, что трава, по которой он ходил все это время, изумрудно-зеленая, снег на горных вершинах – белый, а небо – синее. Он с внезапным содроганием видит пропасти, по краю которых ходил все это время, и с радостным трепетом – гостеприимные долины, полные удивительных чудес. Привычка жить с закрытыми глазами тянет его назад, но он уже не может жить, как раньше.

И христианская жизнь – это жизнь в соприкосновении с духовной реальностью. Иногда Бог дает нам осознать ее очень ясно; иногда мы должны «ходить верою, а не видением» и просто хранить верность однажды принятому решению. Как люди духовно пробужденные, мы призваны отдавать себе отчет, что мы являемся участниками битвы, и переживаемые нами соблазны – это ее часть.

Прелесть

Когда современная женщина называет своего ребенка «прелестным», она даже не понимает, что именно она говорит. Слово это растиражировано рекламой, и нам кажется, что слова «прелесть», «прелестный» означают нечто прекрасное и изящное. Но церковнославянский язык вскрывает саму суть слова: согласно «Библейскому словарю» «прелесть» происходит от старославянского слова «лесть», что значит «обман», «ложь», а прельщение – это состояние помрачения человеческой души, которое появляется в результате работы злых сил – коварных людей или даже демонов. Есть еще два толкования слова: «прелесть» – это самообман или самообольщение. Или же «прелесть» – это очарование, то есть наведение на человека чар, из-за которых он впадает в помрачение

Писатель Александр Ткаченко указывает, что прелесть – это «усвоение человеком лжи, принятой за истину». По сути, в прелести оказывается человек, не устоявший перед искушением и протянувший руку к соблазну.

Русский святой Игнатий Брянчанинов, живший в XIX веке, называл «прелестью» состояние людей, которые живут во лжи, и указывал, что после грехопадения в прелести находится все человечество, считающее себя умным, знающим и способным управлять своей жизнью. «Величайшей из прелестей есть прелесть считать себя свободным от неё», – указывал святитель.

Прелесть бывает разной: от людей, навязывающих другим ложные учения (ереси); от бесов, которые приходят к молящимся монахам и внушают им мысли о собственной исключительности; от развращенного грехами человеческого ума, который превозносит себя превыше Бога.

Противостоять прелести без Божьей благодати невозможно; только христианская жизнь, неустанная молитва к Богу с просьбой дать силы преодолеть все напасти, следование заповедям Евангелия, покаяние и работа над исправлением своей греховной души, принятие Таинства Евхаристии могут помочь человеку, дать ему Божью благодать, дать силы для борьбы с прелестью, искушением и соблазном.

Лицом к реальности

Люди уходят из Церкви или отказываются в Нее войти по разным причинам. Кого-то тяготят заповеди, кто-то не может «затусоваться», найти среду для комфортного общения, кого-то смущают (реальные или предполагаемые) грехи церковных людей

Но корень несчастья не в том, не в другом и не в третьем, скорее он в упорном игнорировании самого важного и, на самом деле, единственно важного вопроса – правда ли это и зачем все это? Действительно ли Христос воскрес? Истину ли говорит Евангелие? Если это правда, то это правда независимо от того, насколько мне комфортно в Церкви или насколько мне приятны те или иные люди, стоящие рядом со мной в храме

В школе у меня был прекрасный учитель математики. Она умела преподать свой предмет так, что все слушали, затаив дыхание; она оставалась, чтобы заниматься с отстающими учениками, и вкладывала в свою работу всю душу. Все ее любили и уважали. Кому-то, возможно, повезло меньше – им мог попасться непрофессиональный, раздражительный или равнодушный учитель математики. Более того, достаточно редко, но среди учителей бывают даже преступники. Но что если кто-нибудь из нас заявит: «Я не верю в таблицу умножения! У нас был ужасный учитель математики!»? Очевидно, мы просто не уловим связи. Учитель математики может быть прекрасным человеком, а может быть совершенно негодным – на истину таблицы умножения это никак не влияет.

Врач, который посоветовала мне похудеть, сама была явно полноватой; делало ли это ее совет ложным? Нет. Если определенные утверждения истинны, то они истинны независимо от того, насколько сообразно с этими утверждениями ведут себя те, кто их высказывает. Дважды два действительно четыре; лишний вес действительно вреден для здоровья.
Если бы мне по каким-то причинам была бы неприятна таблица умножения, я легко мог бы отыскать примеры плохих учителей математики или рассказать истории (вполне правдивые), как чрезмерная увлеченность математикой приводит людей в психиатрическую лечебницу. Но доказал бы я этим, что сама таблица умножения – ложна?

Как говорит школьный учебник физики, реальность – это то, что существует независимо от нас и наших мыслей об этом. Церковь делает определенные утверждения о реальности: она говорит о Боге, нашем Создателе, Судии и Спасителе, о том, что Христос умер за наши грехи и воскрес из мертвых, о том, что всякий, кто поверит Ему и последует за Ним, обретет вечную жизнь, а тот, кто окончательно закоснеет в нераскаянии, погибнет. Церковь утверждает, что немедленно по выходе нашем из тела мы убедимся, что мы совершили самый важный в нашей жизни выбор – и совершили его либо правильно, либо трагически неверно.

Если все это неправда, Христос не воскрес, то нам не следует присоединяться к Церкви и не следовало бы, даже если бы в Ней не было бы ни одного неприятного нам человека, потому что в этом случае в самом Ее основании лежит неправда. Если это правда, мы должны присоединиться к Церкви. Если сам Бог, ставший человеком ради нашего спасения, встречает нас в Таинстве Евхаристии, то никакие грехи и немощи людей, стоящих рядом с нами в храме, не могут нас от Него отвратить; если это не так, то нам нечего делать в храме.

Мы обязательно столкнемся с соблазнами, и они будут самыми разнообразными. Но если мы будем стоять лицом к истине и помнить о реальности той духовной битвы, в которую мы вовлечены, их течение нас не унесет. Наша вера, как говорит Писание, есть якорь безопасный и крепкий. Как говорит святой апостол, Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять. Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых (Еф 6:11—18).

Информация о статье

Соавтором этой статьи является . Таша Рубе — лицензированный магистр социальной работы из Миссури. Получила магистерскую степень в Университете Миссури в 2014 году.

Категории: Личное развитие

На других языках:

English: Deal With Temptation, Español: afrontar la tentación, Italiano: Resistere alle Tentazioni, Deutsch: Mit Versuchungen umgehen, Français: gérer la tentation, Bahasa Indonesia: Menghindari Godaan, Tiếng Việt: Đối phó với Sự cám dỗ, العربية: مقاومة الإغراءات, ไทย: จัดการกับสิ่งยั่วยวน, 中文: 抵制诱惑, 한국어: 유혹에 대처하는 법, Nederlands: Omgaan met verleidingen

Эту страницу просматривали 13 405 раз.

Была ли эта статья полезной?

Да
Нет

 

Искушение

«Библейский словарь» определяет слово «искушение», как церковнославянское слово, обозначающее «испытание», причем, в разном контексте слово может иметь свои оттенки. Например, это может быть действие Бога, испытание, посланное от Него, направленное на проверку человеческой стойкости.

Это может быть провокация людей или бесов с целью заставить человека согрешить или выказать себя с нелицеприятной стороны; это может быть внутренний посыл человека, подталкивающий его к грехопадению, а может быть и испытание человеком Божьего терпения.

Например, в библейской Книге Исхода есть эпизод, когда евреи ругают Моисея, а он предостерегает их, указывая на то, что они искушают Господа: «И хулили люди Моисея, говоря: даждь нам воду, да пием. И отвечал им Моисей: что хулите меня? И что искушаете Господа? (Исх. 17:2).

Протоиерей Игорь Филин считает, что искушение – это предложение совершить грех, и исходить оно может от кого угодно: от самого человека, от бесов или от других людей. По сути, это проверка человека на прочность, поэтому неудивительно, что она может исходить и от Бога. Следует помнить, что даже Христос в пустыне, томимый жаждой, взалкал, и был тотчас искушаем дьяволом.

Преподобный авва Дорофей, живший в конце VI века указывал, что ежели человек совершит благое дело, то за этим обязательно последует искушение, проверяющее верующего на прочность. К этому необходимо быть готовым и этому не стоит удивляться, а следует терпеть, молиться и благодарить Бога, так как искушение не только испытывает, но и обучает душу

Следует лишь просить Бога о том, чтобы даровал внимание и терпение

Таким образом, искушение – это процесс, который должен принести свой особый плод. Современный проповедник Андрей Ткачев говорит, что плод этот — самопознание, понимание своих слабостей, ведущее к их исправлению.

Психологи о том, как противостоять соблазну

Как противостоять соблазнамПсихологи из Северо-Западного университета в Чикаго (Иллинойс, США) доказали – человек может противостоять соблазну только в крайне редких случаях. Причем чем менее стойким считает себя сам человек, тем больше шансов у него не соблазниться.

Участниками исследования стали 53 курильщика с большим стажем. Под предлогом результатов тестирования – а на самом деле абсолютно произвольно – испытуемых поделили на две группы. Членов первой группы назвали «стойкими личностями», членам второй сообщили о склонности к невоздержанности.

После этого обеим группам было предложено посмотреть получасовой отрывок из фильма Джима Джармуша (американский кинорежиссер и сценарист) «Кофе и сигареты». За воздержание от курения во время просмотра испытуемым пообещали денежный приз. Умение сопротивляться соблазну можно было проявить несколькими способами – оставив сигареты в другой комнате, положив пачку на столик рядом с собой, держа в руках или даже взяв в рот незажженную сигарету. Чем острее был соблазн (то есть чем доступнее была сигарета) – тем большая выплачивалась премия.

Испытуемые из группы «невоздержанных» в большинстве своем оставляли сигареты в другой комнате или на столике рядом, избегая таким образом соблазна. Те же, кого исследователи назвали «стойкими», рисковали – демонстрировали «силу воли», максимально приближая к себе источник соблазна, и в итоге все же закуривали.

Этот вывод подтвердила и другая серия экспериментов, в которой оценивали успехи бывших курильщиков – сперва три недели спустя после отказа от курения, а затем после четырехмесячного воздержания. Вторая проверка показала, что 60% бывших курильщиков, утверждавших, что отказаться от сигарет им ничего не стоит, за эти четыре месяца вернулись к вредной привычке, тогда как из тех, кто не доверял себе, снова закурили только 40%.

Своими экспериментами группа ученых под руководством Лорена Нордгрема подтвердила правоту британского драматурга, поэта и прозаика Оскара Уайльда, мастера парадоксов и шокирующих высказываний. Уайльд утверждал, что способен устоять против всего, только не против соблазна, и жизненная цель, если таковая существует, — в том, чтобы эти соблазны искать. Следование этим максимам, в конце концов, привело Уайльда к тюремному заключению – по обвинению в содомии, а затем к изгнанию и гибели.

По словам Нордгрена, люди, которые больше уверены в себе, на деле имеют меньше возможности противостоять искушению, поскольку не в состоянии объективно степень его соблазнительности. При этом почти единственный, по мнению Нордгрена, способ не поддаться соблазну – это избегать его. В этом Нордгрен противоречит Уайльду, который утверждал, что отделаться от искушения можно, только уступив ему. Впрочем, сам великий декадент призывал не торопиться соглашаться с ним: «когда со мною соглашаются, у меня всегда такое чувство, что я где-то напутал», — писал он.

Между тем, тот же Джим Джармуш – еще до вышеупомянутого исследования, после выхода третьей части фильма «Кофе и сигареты» – пришел к выводу, что подвергать людей искушению все же не стоит. Короткометражная новелла «Где-то в Калифорнии», снятая в 1993 году (в качестве полнометражного фильма «Кофе и сигареты» вышел на экране только в 2003-м), повествует о встрече двух музыкантов, которые выкуривают в баре по сигарете в честь того, что оба отказались от табака. Режиссер узнал, что исполнители главных ролей в короткометражке, музыканты Игги Поп и Том Уэйтс, тоже бросали курить, но после съемок вновь вернулись к этой привычке. С тех пор Джармуш спрашивает у актеров о их пристрастии к табакокурению и для некурящих обещал править сценарии так, чтобы в кадре им не приходилось появляться с сигаретой.

Дойти до дома

Псалмопевец Давид обращается к Богу с удивительными словами: Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали. Иду ли я, отдыхаю ли – Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе. Еще нет слова на языке моем, – Ты, Господи, уже знаешь его совершенно… Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было (Пс 138) Наша вера говорит о том, что люди не являются продуктом конвейерной сборки – каждый из нас замыслен Богом отдельно, по особому проекту, и каждому из нас Бог уготовал нечто невыразимо прекрасное. Бог приготовил то место за Его столом, которое должны занять именно Вы, читатель, тот отблеск славы Божией, который должен именно в Вас отразиться, та вечная и бесконечная радость, которую Вы должны пережить по-своему, как уникальное и по-своему единственное дитя Божие. Соблазн – это то, что грозит лишить Вас этого, отторгнуть от спасения, побудить Вас уйти от вечного света в вечную тьму.

В соблазне могут переплетаться разные причины – наши собственные плохие привычки, больные страсти и ложные убеждения; дурной пример и лживые слова других людей; внушения духовных сил зла. Церковь видит за злом не просто человеческое несовершенство, а некую личностную силу, которую Господь назвал «князем тьмы». У нас есть враг, желающий нашей гибели; и первое, чего он хочет добиться – это отторгнуть нас от Церкви, если мы уже с ней связаны, или помешать нам в нее прийти, если мы еще не в ней.

Соблазн

«Толковый словарь» Ожегова определяет слово «соблазн», как нечто, что «прельщает, увлекает», это некое «искушение». В отличие от филологов, богословы определяют это слово так: если искушение – это процесс, то соблазн – этот тот предмет, которым человек искушается. Например, сатана соблазнял Христа властью, богатством и яствами.

Для пьяницы главным соблазном будет бутылка, для тщеславного – слава, для сребролюбца – богатство. Соблазн – это предмет вожделения искушающегося им человека.

Православный проповедник Сергей Худиев указывает в своих лекциях, что соблазн тоже часто приходит через людей. Например, немецкий народ соблазнили фашисты, а православный русский – большевики. Евангелие предупреждает, что человек, ставший причиной соблазна других, испытает много горя: «…лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море» (Мк. 9:42).

Но соблазн бывает и полезен – он тоже указывает на грехи человека, с которыми тот должен сражаться.

Глазами прозревшего

Именно исходя из этого осознания духовной реальности мы и строим наши отношения с Церковью. Мы начинаем понимать, зачем вообще нужна Церковь, когда признаем, что мир гораздо больше привычной нам пещеры, в нем есть вещи неизмеримо более прекрасные чем всё, чего мы когда-либо желали, и невыразимо более страшные, чем всё, чего мы когда-либо боялись; не только мир, в котором мы живем, но и мы, люди, гораздо больше, чем смели себе в этом признаться; мы призваны к вечной жизни – не просто к бесконечной, а к качественно иной; причем это новая, совершенно другая жизнь начинается уже сейчас.

В чине Оглашения (подготовки к Крещению) есть такие слова: «Став же у дверей внутри храма, священник спрашивает оглашаемого: «Кто ты?». Тот отвечает: «Я – желающий познать Бога Истинного и ищущий спасения». Священник: «Зачем пришел ты ко святой Церкви?». Оглашаемый: «Чтобы научиться от нее истинной вере и к ней присоединиться». Священник: «Какую пользу надеешься ты получить от истинной веры?». Оглашаемый: «Жизнь вечную и блаженную»». Есть известная песенка: «любовь меняет всё – руки и лица, небо и землю, то, как ты живешь и то, как ты умираешь». Вера, если она есть, меняет все еще более глубоко; мы не добавляем к нашему дому несколько архитектурных украшений, мы строим его на новом основании. Мы смотрим на все совершенно другими глазами – в том числе на то, что могло служить нам смущением и соблазном.

Почему Бог не убить дьявол, чтобы не было зло

Те, кто читал знаменитый роман Даниэля Дефо «Робинзон Крузо» помнят этот вопрос, который простодушный дикарь Пятница задает Робинзону. Робинзон после своих злоключений на необитаемом острове обратился к Богу в покаянии и вере и теперь желает обратить бедного дикаря к свету истины. Между ними происходит следующий разговор:
«Пятница остановил меня следующими словами:
– Хорошо, ты говоришь, Бог такой сильный, такой могучий, разве Он не больше сильный, чем дьявол?
– Да, да, Пятница, – ответил я, – Бог сильнее и могущественнее дьявола, и потому мы просим Бога, чтобы он поверг его в бездну, чтобы Он дал нам силу устоять против его искушений, и отвратил от нас его огненные стрелы.
– Но, – возразил он, – раз Бог больше сильней и больше может сделать, почему Он не убить дьявол, чтобы не было зло?
Его вопрос до странности поразил меня.… Сначала я не знал, что ему ответить, сделал вид, что не слышал его, и переспросил, что он сказал. Но он слишком серьезно добивался ответа, чтобы забыть свой вопрос…»

В самом деле, чего ж проще? Одна хорошая молния, и с дьявольскими соблазнами покончено раз и навсегда. Покончено ли? Не заступит ли на место уничтоженного злого духа другой такой же? Бог мог бы уничтожать всякое Свое творение, которое восстанет против Него, но Он решил так не делать. Он создал мир, в котором существует подлинная свобода и подлинный выбор. А это значит, что некоторые ангелы и люди совершат неправильный выбор – и у них будет возможность это сделать.

Но главное, если, как желает простодушный Пятница, «Бог убить дьявол», будет ли это победой? Для Бога – возможно; но не для нас. Мы останемся ни при чем – в битве добра и зла мы будем посторонними, победа, которую будут праздновать на небесах, не будет нашим праздником. Но Бог решил по-другому – люди удостоены чести принять участие в Его битве и разделить Его победу. Как говорит Откровение Иоанна Богослова, И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним. И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь. Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти (Откр 12:9—11).

Бог сражается с дьяволом не за физическое господство над мирозданием, и было бы ошибкой представлять эту борьбу, как какие-то звездные войны, в которых полки ангелов с переменным успехом пытаются выбить орды бесов из нашей галактики. В этом отношении Бог – неоспоримый, абсолютный и единственный Владыка, которому Его мятежные творения ничем не могут угрожать. Вся Вселенная принадлежит Ему и только Ему.

Бог сражается не за территории или ресурсы, но за нечто иное – души людей, наделенных свободной волей. Это немного похоже на то, как отец борется, чтобы воспитать сына достойным человеком, или родственники алкоголика борются, чтобы он бросил пить. Здесь простое физическое могущество помогает очень мало.

Люди – активные и свободные участники космической драмы; конфликт между светом и тьмой разворачивается в наших душах, и мы всякий раз решаем, чью сторону принять. Святые побеждают дьявола не силой оружия, но верностью Христу «даже до смерти». Соблазны, которые не могут не прийти, означают, что мы вовлечены в битву – и наша верность или предательство имеет вселенское, вечное измерение. Да, обычно мы не видим за нашими мелкими желания, мелкими неудовольствиями и мелкими обидами нашего участия в этом вселенском духовном противостоянии; но Церковь напоминает нам о том, что мы, люди, неизбежно в него вовлечены.