Результаты исследования особенностей самооценки испытуемых
Ключ к тесту
Вспыльчивость
- Ответы «Да» по позициям: 1, 9, 17, 65;
- Ответы «Нет» по позициям: 25, 33, 41, 49, 57, 73.
Напористость, наступательность
- Ответы «Да» по позициям: 2, 10, 18, 42, 50, 58, 66, 74;
- Ответы «Нет» по позициям: 26, 34.
Обидчивость
- Ответы «Да» по позициям: 3, 11, 19, 27, 35, 59;
- Ответы «Нет» по позициям: 43, 51, 67, 75.
Неуступчивость
- Ответы «Да» по позициям: 4, 12, 20, 28, 36, 60, 76;
- Ответы «Нет» по позициям: 44, 52, 68.
Бескомпромиссность
- Ответы «Да» по позициям: 5, 13, 21, 29, 37, 45, 53;
- Ответы «Нет» по позициям: 61, 69, 77
Мстительность
- Ответы «Да» по позициям: 6, 22, 38, 62, 70;
- Ответы «Нет» по позициям: 14, 30, 46, 54, 78.
Нетерпимость к мнению других
- Ответы «Да» по позициям: 7, 23, 39, 55, 63;
- Ответы «Нет» по позициям: 15, 31, 47, 71, 79.
Подозрительность
- Ответы «Да» по позициям: 8, 24, 32, 48, 56, 64, 72;
- Ответы «Нет» по позициям: 16, 40, 80.
Сумма баллов по шкалам «наступательность (напористость)» и «неуступчивость» дает суммарный показатель позитивной агрессивности субъекта.
Сумма баллов, набранная по шкалам «нетерпимость к мнению других» и «мстительность», дает показатель негативной агрессивности субъекта.
Сумма баллов по шкалам «бескомпромиссность», «вспыльчивость», «обидчивость», «подозрительность» дает обобщенный показатель конфликтности.
Вопросы теста на конфликтность
а) не буду вмешиваться в ссору
б) могу вмешаться, встать на сторону потерпевшего, того, кто прав
в) всегда вмешиваюсь и до конца отстаиваю свою точку зрения
а) всегда критикую за ошибки
б) да, но в зависимости от моего личного отношения к нему
в) нет
а) если другие меня поддержат, то да
б) разумеется, я предложу свой план
в) боюсь, что за это меня могут лишить премиальных
а) только с теми, кто не обижается, и когда споры не портят наши отношения
б) да, но только по принципиальным, важным вопросам
в) я спорю со всеми и по любому поводу
а) думаю, что я не хуже его, и тоже пытаюсь обойти очередь
б) возмущаюсь, но про себя
в) открыто высказываю свое негодование
а) выскажусь и о положительных, и об отрицательных сторонах проекта
б) выделю положительные стороны проекта и предоставлю возможность продолжить его разработку автору
в) стану критиковать: чтобы быть новатором, нельзя допускать ошибок
а) скажу, что одобряю покупку, если она доставила ей удовольствие
б) скажу, что у этой вещи нет художественной ценности
в) буду ругаться, поссорюсь с ней из-за этого
а) делаю им замечание
б) думаю: зачем мне портить себе настроение из-за чужих, плохо воспитанных юнцов
в) если бы это было не в общественном месте, то я бы их отчитал
а) в таком случае я не дам ему чаевых, хотя и собирался это сделать
б) попрошу, чтобы он еще раз, при мне, составил счет
в) выскажу ему все, что о нем думаю
а) да, и я нахожу способ пожаловаться на него, требуя наказания или даже увольнения с работы
б) да, но если я даже и выскажу ему какие-то претензии, это вряд ли что-то изменит
в) да, а в результате придираюсь к обслуживающему персоналу — повару, уборщице или срываю свой гнев на жене
а) нет
б) разумеется, признаю
в) постараюсь примирить наши точки зрения
Бланковый тест Агрессивности а.И. Крупнов
Методика
включает в себя 8 бланков, каждый из
которых направлен на изучение различных
компонентов агрессивности как свойства
личности. Автор выделяет 7 таких
компонентов: мотивационный, когнитивный,
результативный (продуктивный),
регуляторный, по формам проявления
агрессивности, эмоциональный,
рефлексивно-оценочный (трудности).
Восьмой компонент включает в себя
самооценку агрессивности, которая может
быть завышенной, заниженной или
адекватной. Каждый из 7 основных
компонентов включает в себя две
переменные:
-
Мотивационный
– социоцентричность
(агрессивное поведение обычно побуждается
намерением защитить права других людей,
желанием оградить других людей от
неприятностей и т.п.) и эгоцентричность
(агрессивное
поведение обычно побуждается стремлением
показать свою силу и власть, неосознанными
импульсами и желаниями и т.п.); -
Когнитивный
– осмысленность
(агрессивность понимается как нанесение
ущерба другому человеку, как угроза
другим людям, любая форма грубого
поведения и т.п.) и осведомленность
(агрессивность понимается как врожденное
свойство личности, генетически заданная
характеристика человека и т.п.); -
Результативный
(продуктивный)
– предметность
(агрессивные формы помогают быстрее
достичь поставленные цели, успешнее
выполнить намеченные планы, получить
то, что положено по праву и т.п.) и
субъектность
(агрессивные формы помогают почувствовать
себя сильнее и независимее, добиться
признания среди друзей и близких,
сохранить дистанцию в межличностных
отношениях и т.п.); -
Регуляторный
– интернальность
(склонность считать, что в агрессивных
действиях повинен сам человек, только
агрессивной формой поведения можно
порой достичь поставленной цели и т.п.)
и экстернальность
(склонность
считать, что агрессивность зависит в
большей степени от внешних условий,
многие жизненные обстоятельства могут
вызвать агрессию и т.п.); -
Формы
проявления – физическая
(согласие с утверждениями типа: «обычно
Вы можете ударить другого человека в
критической ситуации», «обычно Вы
отвечаете тем же, если кто-то ударит
Вас» и т.п.) и вербальная
агрессия
(согласие с утверждениями типа: «обычно
Вы прибегаете к сильным выражениям»,
«когда злитесь, готовы сказать все, что
думаете тому, кто раздражает Вас» и
т.п.); -
Эмоциональный
– стеничность
(согласие с утверждениями типа: «обычно
Вы внутренне кипите в критической
ситуации», «иногда чувствуете себя как
пороховая бочка» и т.п.) и астеничность
(согласие
с утверждениями типа: «обычно Вы
испытываете угрызения совести за
содеянное», «обычно Вы долго мучаетесь,
когда поступаете неправильно» и т.п.); -
Рефлексивно-оценочный
– операциональные трудности
(согласие с утверждениями типа: «обычно
Вы бываете вспыльчивы», «обычно Вы
злитесь так, что теряете контроль» и
т.п.) и эмоционально-личностные
трудности
(согласие с утверждениями типа: «обычно
Вы с трудом сдерживаете свой гнев и
ярость», «обычно Вы не можете совладать
с наступающей агрессией» и т.п.).
Каждая
переменная определяется семью вопросами,
которые являются признаками этой
переменной.
Процедура
исследования заключается в том, что
испытуемый должен приписать один из
предложенных индексов ответов каждому
предъявляемому утверждению (каждому
признаку). Всего предлагается на выбор
7 таких индексов: 1 – вовсе нет; 2 – нет;
3 – пожалуй нет; 4 – когда как; 5 – пожалуй
да; 6 – да; 7 – безусловно да.
Далее
подсчитываются набранные баллы по
каждой переменной, которые могут
изменяться от 7 до 49.
Выполнение
каждого бланкового теста требует от
респондента 25-40 минут. Респонденты
заполняют лист для ответов на бланковые
тесты определенного образца (см.
Приложение 2).
Описание методики
Опросник агрессивности Басса — Дарки (англ. Buss — Durkee Hostility Inventory, сокр. BDHI) предназначен для выявления уровня агрессивности учащихся. Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет». На русском языке стандартизирован А.А. Хваном, Ю.А. Зайцевым и Ю.А. Кузнецовой в 2005 году.
Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести. При составлении опросника использовались следующие принципы:
При составлении опросника использовались следующие принципы:
- вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
- вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.
Инструкция
Внимательно прослушайте утверждения. Если вы согласны с утверждением, то ставьте знак «+», если нет, ставьте знак «-».
Метки
- Агрессия
- Александр Романович Лурия
- Алексей Николаевич Леонтьев
- Альфред Адлер
- Аналитическая психология
- Аристотель
- Беррес Скиннер
- Бихевиоризм
- Борис Герасимович Ананьев
- Видео
- Владимир Михайлович Бехтерев
- Вольфганг Келлер
- Герман Эббингауз
- Гештальтпсихология
- Госы
- Густав Фехнер
- Даниил Борисович Эльконин
- Джон Уотсон
- Дональд Норман
- Жан Пиаже
- Зигмунд Фрейд
- Иван Михайлович Сеченов
- Иван Петрович Павлов
- Индивидуальная психология
- Интеллект
- Карл Юнг
- Когнитивная психология
- Курт Коффка
- Курт Левин
- Лев Семёнович Выготский
- Лекции по психологии
- Личность
- Макс Вертгеймер
- Марио Понцо
- Нарушения
- Отечественная психология
- Психические процессы
- Психоанализ
- Пётр Яковлевич Гальперин
- Теории
- Ульрих Найссер
- Чарлз Шеррингтон
- Эдвард Торндайк
- Эксперименты
- Эрнст Вебер
Интерпретация результатов
По Рогову Е.И., нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности – 6,5-7 ± 3
При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности
Хван А.А. с соавтор предлагает более сложную схему. Сырые баллы по каждой шкале необходимо умножить на коэффициент, цель которого — привести максимальное значение по каждой шкале к 100 баллам. Затем эти баллы переводятся в стены:
Стены |
Результаты в баллах |
Интерпретация |
|||
Физическая агрессия |
Косвенная агрессия |
||||
Вербальная агрессия |
Раздражение |
||||
Негативизм |
Подозрительность |
||||
Чувство вины |
Обида |
||||
1 |
0 — 20 |
низкий уровень |
|||
2 |
20 — 30 |
0 — 14 |
|||
3 |
31 — 41 |
15 – 25 |
средний уровень |
||
4 |
42 -52 |
26 – 36 |
|||
5 |
53- 63 |
37 – 47 |
повышенный уровень |
||
6 |
64 -74 |
48 – 58 |
|||
7 |
75 — 85 |
|
высокий |
||
8 |
86 — 96 |
70 — 80 |
очень высокий |
||
9 |
97 и более |
81 — 92 |
|||
10 |
92 и более |
Как уже указывалось выше физическая, косвенная и вербальная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивных реакций, а обида и подозрительность — индекс враждебности.
Стены |
Результаты в баллах |
Интерпретация |
|
Агрессивность |
Враждебность |
||
1 |
0 – 17 |
низкий уровень |
|
2 |
18 – 27 |
0 – 14 |
|
3 |
28 – 38 |
15 – 25 |
средний уровень |
4 |
39 – 49 |
26 – 36 |
|
5 |
50 — 60 |
37 – 47 |
повышенный уровень |
6 |
61 — 71 |
48 – 58 |
|
7 |
72 — 82 |
59 – 69 |
высокий |
8 |
83 — 93 |
70 – 80 |
очень высокий |
9 |
94 и более |
81 – 92 |
|
10 |
92 и более |
Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно — потребностной сферы личности. Поэтому опросником Басса — Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками: личностными тестами психических состояний (Кеттел, Спилбергер), проективными методиками (Люшер) и так далее.
Задание 10. Конфликтография
Ценность
конфликтографии состоит в упорядоченности
целесообразных подходов, что помогает
выявлять истинные причины проблемы.
Конфликтограмма расширит ваше видение
проблемы. Используйте ее и при планировании
сложных стратегий. Самые важные позиции
напишите красным цветом. Конфликтография
— это взгляд в будущее, поиск перспектив.
Конфликтограмма даст возможность
установить законные нужды партнеров,
скрываемые за вербальными требованиями.
Она поможет вам увидеть конфликт под
другим углом зрения. Это будет
способствовать получению новой информации
и новому пониманию иногда скрытых причин
конфликта.
Проблемные |
Мои |
Партнера |
Коллектива |
Общие |
1. — — |
||||
2. — — |
||||
3. — — |
||||
4. — — |
||||
5. |
||||
6. |
||||
7. |
Очень важен
последний пункт конфликтограммы: ищите
общие точки зрения,потребности и интересы
— это перспектива развития ситуации.
Она может составляться наедине или с
группой конфликтующих.
После составления
индивидуальных конфликтограмм их
обсуждают, что приводит к решению
конфликта.
Определение стиля своего поведения в предкофликтных и конфликтных ситуациях на основе теста к. Томаса
Внимательно
прочитайте каждое из двойных высказываний.
Вспомните, как Вы обычно себя ведете в
спорных и конфликтных ситуациях. Выберите
тот вариант высказывания — а) или б),
который в большей степени соответствует
тому, как Вы обычно действуете в подобных
ситуациях. Если выбор затруднен, уточните
содержание вариантов высказываний у
проводящего тестирование. Свой выбор
по каждому из двойных высказывании
записывайте на чистом листе бумаги,
например: 1. б); 2. а).
1 а)
Иногда я предоставляю возможность
другим взять на себя
ответственность
за решение спорного вопроса.
б)
Чем обсуждать то, в чем мы расходимся,
я стараюсь обратить внимание на то, с
чем мы оба согласны. 2 а)
Я стараюсь найти компромиссное решение
2 а)
Я стараюсь найти компромиссное решение
б)
Я стараюсь уладить спорный вопрос с
учетом всех интересов другого человека
и моих собственных.
3 а)
Обычно я настойчиво пытаюсь добиться
своего.
б)
Иногда я жертвую своими собственными
интересами ради интересов другого
человека.
-
а)
Я стараюсь найти компромиссное
решение.
б) Я стараюсь не задеть
чувств другого человека.
-
а)
Улаживая спорную ситуацию, я все время
пытаюсь найти поддержку у
другого.
б)
Я стараюсь делать все, чтобы избежать
бесполезной напряженности.
-
а)
Я пытаюсь избежать неприятностей для
себя,
б) Я стараюсь добиться своего.
-
а)
Я стараюсь отложить решение спорного
вопроса, чтобы со временем
решить
его окончательно.
б)
Я считаю возможным в чем-то уступить,
чтобы добиться главного.
8 а)
Обычно я настойчиво стремлюсь добиться
своего.
б)
Я первым делом стараюсь определить
то, в чем состоят все затронутые интересы
и вопросы.
9 а)
Я думаю, что не всегда нужно
волноваться из-за каких-то
возникающих
разногласий.
б)
Я предпринимаю усилия, чтобы добиться
своего.
10 а)
Я твердо стремлюсь добиться своего.
б)
Я стараюсь найти компромиссное решение.
11 а)
Первым делом я стремлюсь ясно определить
то, в чем состоят все
затронутые
интересы и спорные вопросы.
б)
Я стараюсь успокоить другого и главным
образом сохранить наши отношения.
12 а)
Зачастую я избегаю занимать позицию,
которая может вызвать споры,
б) Я
даю возможность другому в чем-то остаться
при своем мнении,
если
он также идет мне навстречу.
13 а)
Я предлагаю среднюю позицию.
б)
Я настаиваю, чтобы все было сделано
по-моему.
-
а)
Я сообщаю другому свою точку зрения
и спрашиваю о его взглядах,
б) Я
пытаюсь показать другому логику и
преимущество моих взглядов. -
а)
Я стараюсь успокоить другого и
сохранить наши отношения.
б)
Я стараюсь сделать все необходимое,
чтобы избежать напряжения.
16 а)
Я стараюсь не задеть чувств другого.
б)
Я обычно пытаюсь убедить другого в
преимуществах моей позиции.
17 а)
Обычно я настойчиво стремлюсь добиться
своего.
б)
Я стараюсь сделать все, чтобы избежать
бесполезной напряженности.
18 а)
Если это сделает другого счастливым,
я дам ему возможность настоять
на
своем.
б)
Я дам ему возможность остаться при
своем мнении, если он идет мне навстречу.
19 а)
Первым делом я пытаюсь определить
то, в чем состоят все затронутые
интересы
и вопросы.
б)
Я стараюсь отложить спорные вопросы,
чтобы со временем решить их окончательно.
20 а)
Я пытаюсь немедленно преодолеть наши
разногласия.
б)
Я стараюсь найти наилучшее сочетание
выгод и потерь для нас обоих.
-
а)
Ведя переговоры, я стараюсь быть
внимательным к другому,
б)
Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению
проблемы. -
а)
Я пытаюсь найти позицию, которая
находится посередине между
моей
и позицией другого человека.
б)
Я отстаиваю свою позицию.
23 а)
Как правило, я озабочен тем, чтобы
удовлетворить желания каждого
из
нас.
б)
Иногда я предоставляю возможность
другим взять на себя ответственность
за решение спорного вопроса.
24 а)
Если позиция другого кажется ему
очень важной, я стараюсь идти ему
навстречу. б)
Я стараюсь убедить другого пойти на
компромисс
б)
Я стараюсь убедить другого пойти на
компромисс.
25 а)
Я пытаюсь убедить другого в своей
правоте.
б)
Ведя переговоры, я стараюсь быть
внимательным к аргументам другого.
26 а)
Я обычно предлагаю среднюю позицию.
б)
Я почти всегда стремлюсь удовлетворить
интересы каждого из нас.
27 а)
Зачастую я стремлюсь избежать споров.
б)
Если это сделает другого человека
счастливым, я дам ему возможность
настоять на своем.
28 а)
Обычно я настойчиво стремлюсь добиться
своего.
б)
Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь
найти поддержку у другого.
29 а)
Я предлагаю среднюю позицию.
б)
Думаю, что не всегда стоит
волноваться из-за возникающих
разногласий.
30 а)
Я стараюсь не задеть чувств другого.
б)
Я всегда занимаю такую позицию в споре,
чтобы мы совместно могли добиться
успеха.
Тест Предрасположены ли вы к конфликтам
У любого человека
можно выделить черты характера,
предрасполагающие к конфликтам в
межличностном общении. У одних они ярко
выражены, у других слабее. О том, что вы
сами в соответствующих условиях можете
содействовать возникновению конфликта,
необходимо знать. Это поможет вам
правильно
определить поведение и
скорректировать его. Из предлагаемых
ответов на вопросы выберите подходящий
вариант.
1.
Как вы реагируете на критику?
-
как
правило, критика меня глубоко уязвляет; -
критику
обычно принимаю близко к сердцу; -
пытаюсь
учесть, если критика справедлива; -
на
критику обычно не обращаю внимания.
2.Верите
ли вы людям?
-
придерживаюсь
того мнения, что лучше никому не верить: -
людям
почти не верю, я в них обманулся; -
я
верю людям, когда нет особых оснований
для недоверия; -
обычно
я доверяю всем людям без разбора.
3.
Вы умеете бороться за свою точку зрения?
-
я
всегда упорно отстаиваю свои взгляды: -
отстаиваю
свои взгляды лишь тогда, когда полностью
убежден, что прав; -
скорее
уступлю, чем буду энергично отстаивать
свои взгляды; -
предпочитаю
отказаться от своих взглядов, чем из-за
них конфликтовать.
4.
Вы предпочитаете руководить или
подчиняться?
-
в
любом деле люблю руководить сам; -
люблю
как руководить, так и быть руководимым; -
охотно
работаю под чьим-либо руководством; -
как
правило, предпочитаю работать под
чьим-нибудь руководством и ответственность
передаю ему.
5. Если
вас кто-то обидел…
-
стараюсь
отплатить тем же; -
боюсь
мстить из-за дальнейших последствий; -
считаю
месть лишним, ненужным усилием; -
если
меня кто-то обидел — обиду быстро забываю.
6.
Вас попытались обойти в очереди…
-
способен
такого человека вышвырнуть вон; -
ругаюсь,
но если только ругаются другие; -
молчу,
хотя возмущен; -
предпочитаю
отступить, в ссору не вникаю.
7.
Просто ли вас «выбить из колеи»?
-
я
легко расстраиваюсь по самым незначительным
поводам; -
я
расстраиваюсь, когда на то есть серьезные
причины; -
расстраиваюсь
редко и только по серьезным причинам; -
меня
мало что расстраивает.
8.
Вы «лед» или «пламя»?
-
я
горяч и вспыльчив; -
не
очень вспыльчив; -
скорее
спокоен, чем вспыльчив; -
я
вполне спокойный человек
9.
Легко ли вам говорить правду?
-
я
всегда говорю то, что думаю прямо в
глаза; -
бывает,
что я могу сказать все, что думаю; -
говорю
обдуманно, лишь после размышления; -
я
не раз взвешу свои слова, прежде чем
что-нибудь сказать.
В
зависимости от варианта ответа поставьте
за:
а)
— 1 балл; b) — 2;c)
— 3;d) — 4 балла. Просуммируйте
результаты.
От
9 до 19 баллов. Вы человек тяжелый в
общении, подчас идете на конфликт не
ради дела, а «из-за принципа».
Возможно, вы, не признаваясь самому
себе, испытываете удовлетворение, давая
волю своим эмоциям и наблюдая, как
разгораются страсти вокруг вас. Иногда
о вас люди говорят:
‘Борец за правду»,
«Смелый, не боишься критиковать
недостатки». Но прислушайтесь к мнению
других: «Побереги свои нервы и нервы
окружающих», «Твою бы энергию да в
мирных целях». Признайтесь себе
честно, так ли велика полезная отдача
от вашей борьбы за справедливость?
От
20 до 25 баллов.Эта сумма позволяет
считать вас человеком уживчивым,
общительным, покладистым, способным
противостоять обострениям отношений
в группе, коллективе.
От
26 до 34 баллов. Вы едва ли являетесь
источником конфликта. Однако общение
с вами немногим доставляет удовольствие,
поскольку неинтересен тот человек,
который всегда и во всем со всеми
соглашается. К тому же пассивность,
стремление уйти в сторону невольно
делают вас косвенным
виновником
конфликтных ситуаций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ФОРМ АГРЕССИИ А.БАССА и А.ДАРКИ (адаптация А.К.Осницкого) ОПИСАНИЕ
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ФОРМ АГРЕССИИ А.БАССА и А.ДАРКИ (адаптация А.К.Осницкого) ОПИСАНИЕ
«Подростковая агрессивность: девиация или норма? Основные детерминанты агрессивного поведения подростков».
Диагностика Агрессивности Басса-Дарки
Диагностика Агрессивности Басса-Дарки
Тест агрессивности (Опросник Л.Г. Почебут)
Профилактика агрессивного поведения у школьников. Причины агрессивного и суицидального поведения подростков. Раннее выявление агрессивного поведения подростков.