Социально-психологические типологии личности

Правильная постановка цели и уверенность в себе

Направленность личности и правильные постановки целей определяют успешность и удовлетворенность от своей деятельности.

Цель – это обрисованный в мечтах образ, обстоятельства, в которых видит себя конкретная личность. Многие надуманные цели так и остаются несбывшимися мечтами, если человек не планирует правильные пути к их достижению. При определении личностного роста и вершины, которую планируется достичь, нужно помнить основные важные правила.

Важно в начале пути выделить для себя область деятельности, которая наиболее значима в настоящее время. Для кого-то это будет достижение успеха в науке, а кому-то важно усовершенствовать свой внешний вид.
Расчет в достижении вершины задуманного нужно делать только на себя и свои силы

Самостоятельность в данном вопросе позволит реально оценить неудачи и сделать выводы, не обвиняя никого постороннего.
Цели должны быть реальными в соответствии с наклонностями и способностями отдельной личности.
Формулировать идеи нужно правильно. Нужна конкретика: Не «хочу стать ученым», а – «защитить докторскую диссертацию»; не «похудеть», а —  «сбросить 20 кг».
Психологи советую записывать свои цели, разбивать их на временные промежутки, и составлять конкретные временные планы.
Нужно всегда быть готовым к тому, что под влиянием внешних обстоятельств цели могут меняться. Человек развивается на протяжении всей жизни, также как и окружающее общество. То, что кажется очень важным сегодня, может отойти на далекий план через несколько лет. В этом нет ничего страшного. Гибкость делает человека менее уязвимым к изменению внешних обстоятельств.
Цель должна быть личной мечтой, а не сформированной под влиянием кого-либо. К примеру, старания осуществить мечту родителей видеть сына – артиста по натуре, инженером или врачом, не принесут счастья никому. Работа над достижением мечты должна вызывать удовлетворение.
Сформулировать четкую осознанную цель мало. В нее нужно верить, закрепить в подсознании уверенность в своем успехе.

Очень широким понятием в структуре личности является направленность в психологии. Для осознания своего призвания у многих уходит много времени, иногда человек годами занимается тем, что приносит ему лишь усталость и потерю уверенности в себе. Судьбы многих выдающихся людей – это пример правильной постановки целей и работы над собой на пути к успеху.

Формы направленности

Основная жизненная направленность человека выражается в его целях на жизнь, приоритетах, увлечениях, мировоззрении, а также убеждениях. Рассмотрим все формы направленности:

Желание

Эта форма подразумевает не только желаемый объект, но также методы его заполучения. Также желания личности дают старт для формирования целей.

Стремление

Это желание с обдуманным выбором и планом достижения желаемого.

Интерес

Это направленность на познание новой информации, проявление познавательной потребности человека.

Склонность

Выражается в желании человека заниматься какой-либо отдельной деятельностью. В результате он совершенствует свои навыки в выбранной сфере для достижения успеха.

Мировоззрение

Включает в себя взгляды на жизнь, а также место человека в ней.

Убеждение

Форма направленности, которая побуждает личность поступать в соответствии со своими взглядами на жизнь.

Идеал

Идеальный для личности образ, к воплощению которого он стремится.

Установка

Установка бывает: позитивной, негативной, нейтральной и заключается во взглядах на жизнь и ценностях человека.

Позиция

Включает в себя мотивы и желания человека, которыми он руководствуется в жизни.

Цель

Результат, которого хочет добиться человек в своей деятельности.

Основные направления социальной психологии — Стр 2

Таким образом, каждый субъект имеет свое собственное объяснение мира и окружающих явлений, которое обуслов­лено не только его социальным опытом, но и спецификой познавательных процессов. Он принимает решения на ос­новании своей точки зрения, определенного видения и по­нимания событий. Соответственно, обладая знаниями о ког­нитивной структуре человека, можно в известной мере объяснить и предсказать его поведение.

К основным теоретическим направлениям современной социальной психологии относится также символический интеракционизм. Он представляет собой американский ва­риант социальной теории, формирование которой началось в 20-е годы. Основоположником его считается Дж. Г. Мид (1863−1931).

Наиболее четко положения данного направления изло­жены в работах Г. Блюмера (1900−1987): человеческая дея­тельность осуществляется на основании значений, которые люди придают предметам и событиям, эти значения есть продукт взаимодействия (интеракции) между индивидами, они являются результатом интерпретации окружающих сим­волов.

Одна из основных идей интеракционизма заключается в том, что личность всегда социальна и не может формиро­ваться вне общества. Особая роль отводится коммуникации как обмену символами и выработке единых значений и смыслов, выраженных в тех или иных знаковых системах, главнейшей из которых является язык. В широком понимании символ — это слово, жест, знак. Символическая ком­муникация — начало человеческой психики, то, что выде­ляет человека из животного мира. Развитие личности рас­сматривается через усвоение различных знаковых систем.

В рамках данного направления также изучались пробле­мы референтных групп, структура и динамика формирова­ния личности, ролевые теории, микропроцессы социально­го взаимодействия, среда социальной деятельности. Личность рассматривалась в двух аспектах: как автоном­ная единица, проявление которой можно наблюдать в им­пульсивном поведении, и как зависимый социальный эле­мент, обнаруживающий себя в поступках, обусловленных ожиданиями окружающих. Активное начало личности ле­жит в основе изменений не только самого человека, но и общества. И в этом смысле трансформацию общественных отношений можно рассматривать как случайную, не под­чиняющуюся закономерностям. В силу своей специфики идеи интеракционизма внесли существенный вклад, преж­де всего, в социологию — науку, изучающую общество во всех его проявлениях.

Четвертый этап в развитии социальной психологии начинается с середины XX века и продолжается до наших дней. В основном он связан с решением практических за­дач, работой на социальный заказ. Что же касается фунда­ментальных теоретических разработок, то они отступают на второй план. Прикладная социальная психология обре­тает широкую популярность, в ее структуре появляются новые направления: этническая и политическая психология, психология рекламы, управления, бизнеса и т. п.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Профессиональная направленность по типу личности

Направленность личности в психологии не делится на категории «плохие» типажи и «хорошие». Человеческая структура психотипа очень многогранна. Каждому типажу присущи ряд положительных черт и отрицательных, которые при правильном подходе можно превратить в преимущества. Очень важным определение направленности является при выборе профессии.

Занятия делом, которое не подходит индивидууму по его натуре, не принесет пользы ни обществу, ни самому человеку. В некоторых центрах профессиональной направленности используют разнообразные тесты для определения личностного типа. Большинство из них основаны на методике психолога Джона Голланда.  В его концепции выделено 6 основных типов социальной направленности.

Социально-психологические типологии личностиТест на профнаправленность личности по Голланду в психологии.

Типы личности Характеристика Рекомендуемая профессия (примеры)
Реалистический Устойчивая нервная система. Стремление к максимальной точности. Предпочтение физического труда. Математические способности. Эмоциональная стабильность. Тяга к инструментам и технике. Инженеры, программисты, техники, моряки, электрики, агрономы, строители, механики.
Конвенциальный Ориентация на точность. Аккуратность в работе и быту. Сосредоточенность и внимательность. Пунктуальность. Консерватизм. Любит четкие структуры. Организаторские способности слабо развиты. Склонность к математическим наукам. Бухгалтер, деловод, экономист, библиотекарь. Другие профессии, связанные с расчетами и систематизацией.
Интеллектуальный Способность к длительным размышлениям. Умеет мыслить абстрактно и делать выводы. Исследователи, которые настойчиво докапываются до истины. Многочисленные планы не всегда доводят до конца. Умение решать задачи оригинально. Независимы. Ученые в любой отрасли науки, писатели, преподаватели.
Предприимчивый Лидер. Стремление к первенству. Энергичность. Энтузиазм. Импульсивность. Любовь к приключениям. Вербальные способности. Желание руководить. Не обладает усидчивостью и скрупулезностью. Администратор, предприниматель, руководитель предприятия, артист, режиссер, дипломат, журналист.
Социальный Сильно развитое чувство ответственности, способность к сопереживанию. Гуманизм. Зависимость от социального окружения. Умение обучать других, работать с людьми. Общительность. Врач, работник социальной сферы, ветеринар, учитель, психолог, воспитатель.
Артистический Непредсказуемость. Оригинальность. Свободолюбие. Независимость. Трудно удерживаться в общепринятых рамках. Частые смены настроения и направленности. Ориентированность на эмоции. Все профессии, связанные с творчеством: актер, художник, музыкант, композитор и т.д.

Профессиональная направленность

Каждая профессия требует обладания конкретными чертами характера, которые необходимы для достижения успеха в данной области. В психологии определяют несколько типов личности:

Реалистический тип

Предпочитают физический труд и работу с реальными объектами. Больше всего им подходят такие профессии: строитель, техник, механик.

Конвенциальный тип

Личность обладает внимательностью, сосредоточенностью и спокойным характером. Такие люди ответственные и всегда выполняют работу вовремя. Предпочтительные профессии: библиотекарь, товаровед.

Интеллектуальный тип

Эти люди очень любят размышлять и узнавать новую информацию. Они любят проводить исследовательские работы. Самые подходящие профессии: учитель, писатель.

Предприимчивый тип

Такие личности обладают лидерскими качествами и отлично умеют руководить. Подходят такие профессии: руководитель, бизнесмен.

Социальный тип

Люди с хорошо развитым чувством сопереживания, которые стремятся помочь окружающим. Подходят такие профессии: врач, социальный работник.

Артистический тип

Такое личности не любят работать по графику и вводить себя в какие-либо рамки. Они непредсказуемые и творческие. Лучшие профессии: художник, поэт.

Свежие записи

  • 1. Особенности психологии как науки, ее задачи
  • Виды деятельности студентов
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Доктор Фрейд и его учение
  • Социальная экология — наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1−3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2

Элементы направленности личности

Направленность личности отражается в таких формах:

  • влечения,
  • желания,
  • стремления,
  • интересы,
  • склонности,
  • мировоззрение,
  • убеждения.

С ними тесно связаны стереотипные модели взаимодействия личности, или диспозиции. Это характер поведения человека в типичных для него ситуациях. Диспозиции зависят от ситуации или от выраженных особенностей личности.

Диспозиции в свою очередь тесно связаны с установками – готовность субъекта к определенной деятельности конкретными способами, обеспечивающими устойчивое течение деятельности. Установки – компонент направленности личности.

Сущность направленности личности

Направленность личности – это совокупность устойчивых мотивов. Они направляют деятельность личности и являются относительно независимыми от ситуации.

  • Интересы, как и мотивы, вытекают из потребностей. Интерес – это желание человека познавать конкретный предмет, сферу. Как и потребности, интересы могут быть материальными и духовными.
  • Длительные и устойчивые интересы трансформируются в убеждения, становясь необходимым условием формирования личности.
  • Мировоззрение, то есть идеалы, убеждения и ценности – основа направленности личности. Мировоззрение – развернутая система взглядов на окружающую действительность, природу, общество и сознание, их развитие.

Изучению проблемы направленности личности много сил посвятил В. Н. Мясищев. Он выделил 2 оси развития направленности личности:

  1. Индивидуально-личностная – коллективно-общественная.
  2. Идейно-моральная – инстинктивно-физиологическая.

Говоря простым языком, речь идет о борьбе коллективизма-индивидуализма в личности и рационального (социального) – эмоционального (природного). То есть можно выделить направленность на людей, на себя, на дело.

В широком смысле направленность можно характеризовать как обобщенный ведущий мотив личности. Направленность личности обуславливает ее поведение, отношение к миру и себе, влияет на структуру личности.

Виды направленности

В психологии отмечают наличие нескольких видов направленности. Определить ее можно по поведению человека в различных ситуациях. Основные виды направленности:

ЛИЧНАЯ

Люди с данной направленностью главным в жизни считают самореализацию и всегда заняты достижением собственных целей. Нередко их называют эгоистами, ведь они не заботятся о проблемах других. Таким людям присущи такие черты характера, как целеустремленность, уверенность, ответственность, самостоятельность. Они не просят помощи у окружающих, а предпочитают справляться со всеми проблемами самостоятельно.

КОЛЛЕКТИВНАЯ

Заключается в направленности на общение и взаимные действия, такие люди, как правило, общительные

Для таких личностей крайне важно общение, и они делают все для поддержания хороших отношений с окружающими. Они участвуют в коллективных работах, но при этом не занимают позицию лидера и избегают ответственности

Такая личность зависит от мнения окружающих людей, делает все для получения одобрения и обычно не высказывает собственное мнение.

ДЕЛОВАЯ

Такие люди крайне требовательны к себе и окружающим и всегда ищут выгоду для себя и своей команды. Они предпочитают руководить, при этом всегда оказывают помощь и поддержку своим подчиненным. Такие люди любят общество, много общаются с людьми, но при этом любят свободу и всегда высказывают и доказывают свою точку зрения.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ

Такие люди часто переживают, даже без повода, и неравнодушны к проблемам окружающих. У них хорошо развито чувство сострадания, поэтому они всегда могут выслушать и поддержать. К ним часто обращаются за советом, ведь такие люди располагают к себе и вызывают доверие. Также, в основном, это творческие личности, которые любят музыку, литературу и живопись. Они способны прожить жизнь героя, прочувствовав на себе все его переживания.

СОЦИАЛЬНАЯ

Такие личности не могут жить без общества и всегда ведут активную общественную деятельность. Они всегда вкурсе всех событий и любят общение. Люди с социальной направленностью личности могут быть как начальниками, так и подчиненными, но их работа обязательно должна быть связана с обществом.