Массы, толпа, плотность

Как не попасть в толпу, или хотя бы не раствориться в ней

Я пишу книги для индивидов, которые хотят быть счастливыми. В толпе счастливым быть нельзя. Можно только быть в упоении, экзальтации или экстазе. А эти феномены быстро проходят. Потом возникает в лучшем случае разочарование, в худшем — ощущение пустоты и зря растраченной жизни.

Я здесь привел небольшие отрывки из работ Ле Бона и Московичи по психологии толпы для того, чтобы вы смогли отличить толпу от сообщества, группы и не смешались с нею, с одной стороны, и не стали ее вожаком — с другой.

Но в то же время, если у вас нет другого выхода, то тогда лучше научиться управлять ею, став ее вожаком, вождем, организовать ее, превратив в сообщество. Но для этого следует овладеть приемами вождя, который является всегда узурпатором, признанным толпою, организовать ее и разбить на группы. Еще 300 лет назад философы утверждали, что будущее принадлежит толпам и тем личностям, которые смогут доступно объяснить им некоторые вещи.

Как же все-таки вам, мой дорогой читатель не попасть в толпу, не стать ни ее вождем, ни членом толпы. Фрейд в свое время дал хорошие рекомендации. Он говорил, что этой жизни стоит делать только две вещи: любить и работать.

«Секс дает наглядное доказательство против стадного инстинкта. Чем больше парочка влюблена друг в друга, тем легче они обходятся без посторонней помощи», — писал Московичи. Это очень точное наблюдение. На танцы ходят, чтобы найти пару. Как только находят друг друга, перестают ходить на танцы. А если продолжают, то и любви-то нет. Второе лекарство — творческий труд в коллективе, ибо нормальная общность людей — это общность производственная.

Психология великого человека отличается от психологии обычных людей тем, что великий человек может контролировать различные сферы своего сознания, он специализирован, он сознателен, он умеет сопротивляться инстинкту, он может контролировать каждый из своих поступков. Я бы добавил, что великий человек сам по себе, он подобен себе, тогда как обычные люди подобны другим.

Обычный человек не хозяин самому себе. Все его существо становится жертвой малейшего из впечатлений или малейшего психического представления.

Для человека толпы любовь других — главное, и не потерять эту любовь — его огромная забота. Она делает его зависимым от тех, кто может предложить ему свою любовь. И он готов склониться под требованием своих влечений. А нужно не склоняться, а удовлетворять их.

Становитесь великими, т. е. станьте тем, кем вы должны стать, и никто тогда не сможет заставить вас быть в толпе. А если и попадете туда, то не растворитесь в ней.

Литвак М.Е. Командовать или подчиняться? — Ростов н/Д:, 2004

См. также:

  • Психологическая характеристика вождя. Вождь и толпа
  • Как управлять толпой

Ноосфера для пользы дела

Пока общий разум всего человечества продолжает клубиться в туманах непознанного, некоторые кусочки его удалось все же выявить и определить.

Например, работая с коллективом или толпой, можно оценивать их не как сборище уникальных индивидуумов, а именно как единый объект

Раз уж люди умеют так качественно сливаться друг с другом мозгами, то не столь уж важно, сколько у нас этих людей. Желательно, чтобы больше десяти, а лучше — не меньше тысячи: где-то на этом порядке начинается зверский слив идентичности в пользу подчинения группе

И вот с так называемой психологией масс вообще и психологией толпы в частности антропологи, социологи и психологи работали с XIX века очень плотно. Благо был большой социальный заказ на эту тему. Политики и властители желали управлять массами, пропаганда осваивала азы самой себя, миллионы производителей жаждали секретов, которые позволили бы продать потребителю пятьдесят пятую сидушку для унитаза, на этот раз в мехах и бисере.

Алгоритм паники

Нет ничего хуже толпы, которая объята паникой
— путь к спасению она прокладывает по телам людей. Пытаться управлять такой толпой бессмысленно
— разумнее всего предсказать ее поведение, чтобы заранее обезопасить людей. Два ученых
— немец Дирк Хелбинг и венгры Иллес Фаркас и Томаш Вишек создали математическую модель поведения панической толпы. Причем в модели обыгрывались разные варианты
— появление на пути такой толпы суженных участков коридора, колонн и других препятствий. Учитывались даже такие факторы, как стремление людей удаляться от стен и других людей, обходить упавших, хаотично двигаться, искать выход самостоятельно и бессознательно следовать за собратьями, повинуясь стадному чувству. Так например в комнате с двумя выходами очень мало находится людей, которые не будут повиноваться стадному инстинкту и не будут ломится в одну дверь. На основе такого моделирования ученые пришли к выводу, что одно из решений, которое поможет справится с панической толпой будет строительство небольших барьеров напротив выхода. Такие барьеры будут способствовать рассеиванию толпы, а не создавать давку и тем самым снизят число нелепых смертей.

Разновидности толпы

Толпы могут подразделяться в зависимости от активности (собственно толпа) или пассивности участников (публика, аудитория). Толпа классифицируется в зависимости от доминирующего поведения участников и в зависимости от управляемости.

  1. Стихийная толпа (неуправляемая). Не имеет единой цели и организатора (лидера) ;
  2. Ведомая толпа. Имеет лидера — конкретное физическое лицо, — которое координирует её действия, регулирует настроение и мотивацию толпы;
  3. Организованная толпа. Не только имеет лидера, направляющего её, но и само её скопление запланировано организаторами.
  • Агрессивная толпа — бунтующая и линчующая толпа, характеризуется проявлением агрессии в отношении людей или объектов.
  • Паническая толпа — доминирующей формой поведения спасающихся толп является паника, как, например, в случае пожара в театре.
  • Стяжающая толпа — сходны со спасающимися тем, что те и другие вовлечены в соперничество за определенный дефицитный объект.
  • Экспрессивная толпа — общность людей, отличающаяся особой силой массового проявления эмоций и чувств (любви, радости, грусти, печали, горя, негодования, гнева, ненависти и т. д.). Экспрессивная толпа обычно является результатом трансформации случайной или конвенциональной толпы.
  • и другие.

Что такое толпа и психология толпы

Белинский определял толпу как «собрание людей, живущих по преданию и рассуждающих по авторитету». В общем случае так принято называть множество людей, объединённых неким временным, преходящим фактором. Таким фактором может быть какая-либо традиция, событие, общий объект внимания.

Достаточно посмотреть на любое сборище людей на улице – покупатели перед открывающимся новым фирменным магазином, собрание на митинге, болельщики на стадионе – и многое станет понятным. Толпа людей – это некое стихийное сборище, недолговечная общность, которой присущ хаос, хотя она не лишена некоторой организованности. Понимание этой организованности позволяет определённым силам взять это сборище в свои руки и заставить действовать вместе определённым образом.

Поскольку существует общий объединяющий фактор, то все люди в такой общности находятся в сходном эмоциональном состоянии. Толпа людей характеризуется различными параметрами, включающими число участников, психологическое и эмоциональное состояние, направление движения сборища, его скорость и др. В определённых случаях толпа людей может представлять опасность как для окружающих, так и для самой себя.

Таким образом, психология толпы обращается к самой хаотичной, стихийной, неорганизованной и опасной социальной группе, пытаясь найти в её существовании хоть какие-то закономерности. Несмотря на упомянутые качества, данная социальная группа играла важную роль в человеческой истории.

Понятие толпы

Массы, толпа, плотность

Толпа не обладает установленными организационными нормами и никаким комплексом моральных установлений и табу. Что здесь проявляется, так это примитивные, но сильные импульсы и эмоции.

Толпу обычно подразделяют на четыре вида:

  • агрессивная толпа;
  • убегающая (спасающаяся) толпа;
  • алчущая толпа;
  • демонстрирующая толпа.

Во всех этих видах толпы много общих явлений:

  • деиндивидуализация, т.е. частичное исчезновение индивидуальных черт личности и склонность к подражанию;
  • чувство стандартности, что влечет ослабление этических и правовых норм;
  • сильное ощущение правильности предпринимаемых действий;
  • ощущение собственной силы и уменьшение чувства ответственности за совершаемые поступки.

В толпе человеку непроизвольно передается повышенная возбудимость в отношении собственных социальных чувств, происходит многократное взаимное усиление эмоционального воздействия. Отсюда в толпе даже случайно брошенное слово, оскорбляющее политические пристрастия, может стать толчком к погромам и насилию.

Неосознанная тревога за содеянное нередко обостряет чувство преследования — особую возбудимость толпы по отношению к своим истинным или иллюзорным врагам.

Влияние толпы на индивида преходяще, хотя возникшее у него настроение может сохраняться долго. Связь, объединяющая толпу, разрушается, если новые стимулы создают другие эмоции:

  • толпа рассеивается под влиянием инстинкта самосохранения или страха (если толпу облить водой или обстрелять);
  • толпа может разойтись также под влиянием таких чувств, как голод, чувство юмора, возбуждение, направленное к иным целям, и др.

На использовании такого рода психических механизмов строятся методы преодоления или психологического обезоруживания толпы, подобно тому, как на знании механизмов, объединяющих толпу, основываются технические приемы, с помощью которых толпой манипулируют.

Психологические свойства толпы

Психология массы толпы построена большей частью на неосознаваемых процессах, возникающих вследствие возбуждения тех или иных мозговых центров под влиянием изменений важных ценностных категорий. Масштабные бунты начинаются, когда для многих людей были задеты моменты возможности заработка, организация для реконструкции чего-то появляется после разрушения важных памятников или строений – всегда социум объединялся для того, чтобы совместными усилиями справиться с тем, что одному человеку преодолеть будет не под силу.

Особым свойством обладает коммуникация в толпе, через которую осуществляется подготовительное влияние. Никто не поддаётся внешнему воздействию тех, кто не транслирует близкие ему идеи, не идёт за противоположным мнением.

Чтобы включиться в картинку мира другого человека сознательно или случайно используются совершенно иные коммуникационные механизмы, чем непосредственный разговор, что характерно для диалога. Большую роль играют массовые коммуникации, охватывающие большую аудиторию – газеты, интернет, телевидение и прочие СМИ. Это официально признанные каналы взаимодействия больших масс людей, к неофициальным относят сплетни и слухи, а также любые источники, где большую роль играет субъективное мнение человека, а не фактическое событие. Основное свойство толпы в том, что в сознание попадает информация и мнение, схожее с винегретом – там и слухи, и последние новости и теории художественных фильмов.

Массы, толпа, плотность

Толпа бессознательна, а люди в ней действуют на уровне базовых инстинктов. Тут большую роль играет импульсивность, захваченность эмоциями, вместо разумного анализа ситуации, а тот кто, находясь в толпе, попытается подвергнуть критике происходящее, включить рациональный подход либо сам покинет общую структуру, либо будет ею растоптан.

Стадный инстинкт, служащий для того, чтобы весь вид выжил, является ключевым – он необходим в экстремальных ситуациях войны, голода, обороны, но также включается и при других общих целях. Из-за инстинктивности поведения сужается вариативность реакций человека, и он экономит время на всём, действуя более интуитивно. Сдержать или перенаправить действия толпы можно только командой, причём авторитет лидера должен быть абсолютен.

Находясь в большой группе, человек мыслит в основном образами, его воображение работает сильнее, чем в одиночестве или в диалоге. Не возникают моменты обдумывания или критики, образы, навязываемые извне, воспринимаются как реальные, при этом они категорически просты. Чем больше численность толпы, тем более простые тезисы и образы доступны пониманию, анализ сложных или ступенчатых понятий просто не доступен. Главным в таких образах всегда выбирается не правда и объективность, а желаемость, в итоге те, кто хочет вкусных абрикос пойдет за тем, кто скажет, что они в десяти метрах, не задумываясь о несоответствии климата и том, что сами видят на этом расстоянии лишь пустоту.

Толпа категорична и консервативна, там отсутствуют сомнения относительно истины, нет терпения и толерантности к другим точкам зрения, зато есть упорство и силовое давление. Новые альтернативные идеи могут быть восприняты, только если харизматично будут сказаны прежним лидером, в остальных же вариантах большинство будет стремиться сохранить прежний общественный порядок, как символ безопасности. Отсюда и повышенная внушаемость толпы, поскольку люди в ней не различают полутонов – они либо принимают идею полностью (а значит туда можно вложить дополнительные необходимые моменты) или категорически отвергают.

Как управлять толпой

Политики, религиозные деятели и просто амбициозные люди нередко стремятся использовать толпу в своих целях. Надо признать, что несмотря на явную аморальность такого желания, наличие у толпы лидера несколько снижает ее опасность.

Управлять этой стихией одновременно и просто, и сложно:

С одной стороны, толпа чем-то похожа на стадо и всегда готова идти за вожаком.
С другой стороны, этот вожак должен выделяться из толпы, привлечь к себе внимание людей, обладать яркой харизмой. А это на фоне бушующих эмоций сделать совсем непросто.. Политтехнологи и социальные психологи знают несколько способов привлечения внимания в толпе:

Политтехнологи и социальные психологи знают несколько способов привлечения внимания в толпе:

Демонстрация силы и власти. Потеряв себя в толпе, люди инстинктивно ищут сильного вождя, вожака — того, кто может противопоставить себя массе, поведет за собой. Учитывая примитивный характер сообщества, для этого иногда бывает достаточно стать выше толпы, ярче, громче, то есть заметнее.
Экспрессивность выступления

Насыщенное эмоциями и громкое обращение к толпе тоже способно привлечь внимание, поэтому вожаки используют разные приемы усиления звука (в настоящее время технические).
«Заводной» характер выступления. Толпа, насыщенная эмоциями, не готова слушать пространные выступления и оценивать объективные аргументы

На стихийную массу действуют короткие, повторяющиеся лозунги, не столько несущие информацию, сколько формирующие эмоциональный фон. С помощью этих лозунгов толпу сначала настраивают определенным образом, а потом программируют на конкретные действия.

Сложнее взять управление толпой человеку «со стороны». Как уже было сказано, люди в толпе теряют свою индивидуальность, утрачивают контроль над собой, и чтобы этого не случилось, индивид должен обладать огромной силой воли и способностью противостоять внушению и эмоциональному давлению.

Подчинить себе толпу можно опять же через привлечение внимания. Способы могут быть разные, вплоть до выстрелов в воздух, на которые люди непроизвольно оборачиваются. Увы, но бывает, зачинщики стреляют и не в воздух, если им не удается раскачать слишком пассивную толпу. А пролитая кровь резко повышает уровень агрессивности людей.

Феномен толпы изучается давно, но в настоящее время социальные психологи признаются в своей недостаточной компетенции. По сути, общество, как и в эпоху Средневековья, и в XXI веке не знает надежных средств управления толпой. И дело здесь не только в малой изученности предмета, но и в процессе эволюции массовых выступлений.

Виды толп

Толпы бывают естественные и искусственные.

Спрашивается, а как формируются толпы?

В общественной жизни мы имеем дело с изобретениями и подражаниями. Один изобретает и нарушает порядок вещей. Другой, который подражает, этот порядок восстанавливает. Первый совершил последовательные изменения, т. е. эволюцию, второй — повторяющиеся монотонности, короче говоря, традицию, моду.

Мы видим цикл: вначале индивидуальные творческие акты, затем имитирующие иррадиации. Этот цикл бесконечен.

Мы следуем за другими потому, что склонны беречь свою энергию и экономить усилия. Для чего брать на себя труд открывать или изобретать то, что уже открыто или изобретено другими?

Другими словами, в недрах каждого дремлет овечья натура, заставляющая избегать страданий и риска изобретателя и просто с наименьшими затратами воспроизводить изобретение, которое потребовало значительной энергии. Само общество создает гипнотическую среду. Но многие внушенные идеи мы, как и сомнамбулы, считаем собственными. Внушаемость и есть показатель того, что человек — социальное животное. Внушаемость делает человека конформистом. Природа и организация общества способствует этому конформизму. Конформизм объединяет людей и погружает их в туманный мир сновидений. Они подражают подобно автоматам, они подчиняются как сомнамбулы, и все вместе растворяются в огромном человеческом море. «Общество — это подражание, а подражание — род сомнамбулизма».

Согласиться с этим трудно, но, тем не менее, это так.

Толпы бывают спонтанные и организованные.

Спонтанные толпы возникают в связи с различными физическими обстоятельствами. Толпа на стадионе, пробка на дороге, большая очередь.

Толпы организованные развиваются в силу внутренних обстоятельств под действием верований и коллективных желаний, когда люди постепенно не делаются похожими друг на друга и на их общую модель — вождя. Эти превращения не зависят от физических факторов. Они приспособлены к соответствующим обстоятельствам — сессиям парламента, религиозным праздникам и пространствам. Искусственные толпы отличаются от естественных толп способностью к подражанию (церковь, партия).

Но и спонтанные толпы, если будут существовать долго вместе, начнут постепенно организовываться. Примером тому могут быть наши очереди времен застоя, общество фанатов любимой футбольной команды. Еще раз напомню различие между толпой и группой. У толпы цели иррациональные, у группы — рациональные.

Естественные толпы повинуются механическим законам, искусственные — законам подражания. Искусственная толпа, превращаясь в корпорацию, воспроизводит в тысячах экземпляров одного человека: Де Голля, Эйнштейна, Маркса, Иисуса Христа. Масса — тесто, вожди — дрожжи.

Вожди — движущий элемент партии. Вообще-то легче создать армию, чем полководцев. Но если есть полководец, армия всегда сформируется.

Московичи считает, что толп пролетариата нечего бояться. Эти толпы переходные и быстро опадают как тесто. В конечном итоге они остаются бессильными. Толпы становятся опасными, если они становятся искусственными (секты, партии). Секты и партии суть ростки толпы, которой они руководят, которую вдохновляют на осмысленную деятельность. Секты и толпа, отделенные друг от друга, опасности не представляют, но, соединенные вместе, они становятся преступными, ибо от слабой закваски озлобленности легко поднимается тесто глупости.

Еще древние римляне придумали поговорку, до сих пор имеющую большой успех: «Senatores omnes boni viri, senatus romanus mala bestia» (сенаторы — мужи очень достойные, римский сенат — скверное животное).

Эта концепция распространяется на все народы. Так, Солон утверждал, что отдельно взятый афинянин — это хитрая лисица, но когда афиняне собираются на народные собрания, уже имеешь дело со стадом баранов. Фридрих Великий очень высоко ценил своих генералов, когда беседовал с каждым из них по отдельности. Но при этом говорил о них, что собранные на военный совет, они составляют не более чем кучку имбецилов.

К сожалению, и мне приходилось наблюдать, как достойные мужи, заседающиеся в различных комитетах, ученых советах и даже в экспертных советах ВАКа, превращаются в толпу, заклевывающую жертву, а в кулуарах отдельные мужи и дамы этих собраний сочувствуют тому, кого несколько минут назад клевали, и признают, что поступили несправедливо.

Классификация толп

Различают простую (окказиональную), экспрессивную, конвенциональную и действующую толпу. Естественно, что названные виды толпы во многом условны. Толпа — весьма динамичное социально-психологическое явление. Один вид толпы может переходить в другой, но тем не менее каждый из видов обладает качественными отличиями.

Простая, или окказиональная, толпа представляет собой скопление лиц, желающих получить информацию о событиях или явлениях, очевидцами которых они стали по случайному стечению обстоятельств. Обычно ее образуют лица, испытывающие потребности в острых ощущениях, впечатлениях (любящих, иначе говоря, поглазеть). Такая толпа может объединять от нескольких десятков до нескольких сотен лиц. Поводами для ее скопления служат: какое-либо происшествие, как правило, дорожно-транспортное; поведение лиц, соответствующее общепринятым нормам; необычное явление и т.п.

В принципе простая толпа не представляет опасности, хотя и создает помехи и неудобства. В то же время она может превратиться в действующую, агрессивную. Иногда такая толпа устраивает самосуд (суд Линча).

Экспрессивная толпа — это группа людей, совместно выражающих чувства радости, горя, гнева и т.д. Так, поклонники рок-музыкантов, эстрадных звезд отличаются высокой экзальтированностью в поведении.

Подобные группы нередко складываются из числа зрителей, присутствующих на спортивных состязаниях и выражающих восторг успехами спортсменов, а также любителей острых ощущений, возникающих под воздействием азартных игр, наркотиков. Праздничные шествия во время больших событий, похоронные и иные процессии носят характер экспрессивной общности

Особое внимание органы внутренних дел уделяют экспрессивной толпе при похоронах людей, погибших в результате аварий, катастроф и т.д

Конвенциональная толпа образуется, например, во время спортивных состязаний. Болельщики на стадионе неистовствуют, ведут себя так, как никогда не ведут себя в других ситуациях. Это обстоятельство является далеко не безобидным. Фанаты представляют реальную угрозу для общественной безопасности. Как правило, по своему составу значительную часть болельщиков составляют не просто любители спорта, а лица, испытывающие чувство привязанности к какой-либо из команд, преимущественно к местной.

Действующая толпа может быть спасающейся, стяжательской и так называемой агрессивной. Спасающаяся толпа — это толпа, находящаяся в состоянии паники (реакции массового страха при мнимой или реальной угрозе).

Действующая стяжательская толпа может складываться: на предприятиях торговли при продаже товаров, пользующихся большим спросом; у касс, реализующих билеты на стадионы, спортивные состязания, зрелищные представления и на транспорт, а также при входе в павильоны популярных выставок, на зрелищные мероприятия, стадионы при ограничении посадочных мест. В своем крайнем асоциальном проявлении действующая стяжательская толпа — не что иное, как мародеры, которые обосновывались в прифронтовых полосах, в зоне военных действий, чернобыльской аварии.

Агрессивная толпа отличается высшей степенью эмоционального возбуждения и особо тяжким характером противоправного поведения. Наибольший вред наносит поведение действующей агрессивной толпы в тех случаях, когда оно приобретает характер массовых беспорядков (групповых эксцессов).

Действующая агрессивная толпа — понятие собирательное. В одних случаях ее образуют группы, осуществляющие погромы, поджоги, убийства (не в политических целях, а в результате проявления недовольства). Как правило, к таким группам относятся болельщики, члены враждующих группировок и прочие общности, совершающие массовые антиобщественные действия. В других — она возникает за счет участников социального протеста (национально-освободительных движений, несанкционированных митингов, демонстраций, антирасистских выступлений и революционных переворотов).

По своим целям, составу названные общности отличаются друг от друга, но по результатам, правовой оценке, социально-психологической природе и механизмам похожи, хотя первые возникают чаще всего стихийно, а вторые формируются с определенной целью, профессионально.

Классификация участников толпы, даваемая в уголовном праве (организаторы, исполнители, подстрекатели, пособники — активные участники, все остальные — пассивные), имеет значение для судопроизводства, но оказывается недостаточной для социально-психологического описания ролевой структуры групповых эксцессов.

Виды толп

Попытки сделать всеобъемлющую классификацию толп предпринимались неоднократно начиная с труда Лебона. Но до сих пор такой классификации не существует. Дело в том, что одна и та же толпа содержит в себе множество разных признаков и характеристик. Может быть одновременно:

  • агрессивной и спасающейся;
  • конвенциальной (объединенной общим интересом) и экспрессивной.

Поэтому существует несколько вариантов классификации по разным основаниям.

По степени активности

Выделяют 2 вида толп по этому признаку: пассивные и активные.

  • Пассивные толпы отличаются низким уровнем эмоциональности и возбуждения. Из всех психологических признаков этому виду присуща только массовость, и в полном смысле слова подобные собрания людей толпами не являются. К ним относят, например, людей, осматривающих достопримечательности, встречающих, провожающих и ждущих поезд на вокзале, транспортные толпы в метро и т. д. Но в случае какого-то эмоционального события эти толпы быстро перестают быть пассивными.
  • Активная толпа находится в состоянии эмоционального возбуждения, поэтому в ней формируется готовность к совместным действиям.

По характеру эмоциональности

Массы, толпа, плотность

Толпа всегда переполнена эмоциями, но они носят разный характер, что влияет на особенности действий этой стихийной группы:

  • Восторженная или экстатическая толпа объединяет людей на основе положительных эмоций, которые вызваны общим зрелищем (концерт, фестиваль) или общим действом (религиозные обряды и культы, карнавалы и т. д.).
  • Паническая толпа возникает под влиянием сильного чувства страха, который перерастает в панику. Это эмоциональное состояние приводит к быстрой утрате рационального контроля. Управлять панической толпой практически невозможно.
  • Агрессивная толпа отличается высокой степенью психического напряжения и негативными эмоциями: ненавистью, отчаянием, фрустрацией. Возникновение агрессии всегда связано с каким-то стимулом, например, слухом, информационным вбросом, то есть явлением, вызывающим всеобщее негодование.

По степени стихийности

Хоть толпа и относится к стихийным большим группам, степень этой стихийности может быть разной.

  • Организованная толпа. Этот вид описал еще Г. Лебон на примере массовых выступлений рабочих на митингах и забастовках. Его отличает целенаправленная организация и элементы управления, а нередко даже четкий план действий. Составляют его зачинщики и подключают к реализации своих сторонников из числа толпы.
  • Ведомая толпа. Чаще образуется стихийно, но благодаря человеку или группе людей с лидерскими способностями принимает признаки организованной.

Есть и другие основания, по которым можно проводить классификацию толп, но эти самые основные и общепринятые.

Формирование толпы

Толпа — временное и случайное собрание индивидов любой национальности, профессии и пола вне зависимости от причины этого собрания. При известных условиях участнику такого собрания — «человеку толпы» — присущи совершенно новые черты, отличающиеся от тех, которые характеризуют отдельных индивидов. Сознательная личность исчезает, а чувства и идеи всех отдельных единиц, образующих целое, именуемое толпой, принимают одно и то же направление. Образуется «коллективная душа», имеющая, конечно, временный характер, но собрание в таких случаях становится тем, что француз Г. Лебон (1841 — 1931) назвал организованной толпой или толпой одухотворенной, составляющей единое существо и подчиняющейся закону духовного единства толпы.

Без сомнения, одного факта случайного нахождения вместе многих индивидов недостаточно для того, чтобы они приобрели характер организованной толпы; для этого нужно влияние некоторых возбудителей. По мнению французского социолога и психолога С. Московичи, массы представляют собой социальный феномен: индивиды «растворяются» под влиянием внушения, которое исходит от вождя. Социальная машина омассовления людей делает их иррациональными, когда люди, раздраженные каким-либо событием, собираются вместе и совесть индивидов не может сдерживать их импульсов. Массы увлекаются, подстегиваемые вождем («безумные ведут слепых»). В подобных случаях политика выступает как рациональная форма использования иррациональной сущности масс. Сказав «да» вождю, экзальтированная толпа меняет веру и преображается. Эмоциональная энергия бросает ее вперед и придаст ей мужество переносить страдания и в то же время бесчувственность. Энергию, которую массы черпают в своих сердцах, лидеры используют, чтобы нажимать на рычаги управления государством и вести множество людей к цели, продиктованной разумом.

«Социальное вовлечение» может быть фактором, усиливающим поведенческий компонент. Например, уличные беспорядки, бунты, погромы и иные подобные агрессивные массовые действия активизируют индивидуальные установки (негативное отношение к власти, милиции или какой-либо «враждебной» группе), которые в обычных условиях проявляются лишь в вербальных оценках или настроениях. В подобных ситуациях усиливающим дополнительным фактором является феномен эмоционального заражения, возникающий в больших скоплениях людей, толпе.

Характеризуя коллективное поведение и роль общественного мнения, выделяют три типа формирования стихийных групп:

Толпа, которая образуется на улице по поводу самых различных событий (дорожно-транспортное происшествие, задержание правонарушителя и т.д.). При этом стихия, являясь основным фоном поведения толпы, приводит часто к его агрессивным формам. Если находится человек, способный возглавить толпу, в ней возникают очаги организованности, которые, однако, крайне нестабильны;

Масса — более стабильное образование с нечеткими границами, которая более организована, сознательна (митинги, демонстрации), хотя разнородна и достаточно неустойчива. В массе более значима роль организаторов, которые не выдвигаются спонтанно, а известны заранее;

Публика, которая обычно собирается для кратковременного совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем. Публика достаточно разобщена; ее специфической чертой является наличие психической связи и единой цели. Благодаря общей цели публика более управляема, чем толпа, хотя какой-либо инцидент может превратить ее действия в неуправляемые (скажем, поведение болельщиков на стадионе в случае проигрыша любимой команды).

Таким образом, под толпой понимают временное и случайное собрание людей, характеризующееся духовно-эмоциональной общностью, пространственной близостью и наличием внешнего стимула. Масса — несколько более стабильное и сознательное образование индивидов (например, участники митинга или демонстрации); организаторы массы появляются не стихийно, а определены заранее. Публика — это общность людей, которые являются потребителями одного и того же духовного и информационного продукта; в отличие от толпы публика объединена не на территориальной, а на духовной основе. Стихийные группы в целом — постоянный элемент общественной жизни на всех этапах ее развития, и их роль в развитии многих социальных процессов весьма значительна.