Тоталитарная секта

Содержание книги

  • Глава 1. Вступление. Религия, которая убивает
  • Глава 2. Тоталитарные секты: общие понятия. Часть 1.
  • Глава 3. Тоталитарные секты: общие понятия. Часть 2.
  • Глава 4. «Церковь Иисуса Христа святых последних дней» (мормоны)
  • Глава 5. «Общество Сторожевой башни» — «Свидетели Иеговы»
  • Глава 6. Сайентология
  • Глава 7. «Движение объединения» Мун Сон Мёна
  • Глава 8. Современный индуизм и гуруистские секты
  • Глава 9. «Общество сознания Кришны»
  • Глава 10. «Трансцендентальная медитация»
  • Глава 11. Остальные псевдоиндуистские секты: Культ Шри Чинмоя; «Брахма Кумарис»; культ Сатьи Саи Бабы; культ Ошо Раджниша; «Сахаджа-йога»; «Ананда марга»; псевдотантристы: «Ашрам Шамбалы», А. Лапин и другие; прочие
  • Глава 12. «Семья» («Дети Бога»)
  • Глава 13. «Церковь Христа»
  • Глава 14. «Всемирная церковь Бога».
  • Глава 15. «Поместная (Местная) церковь» Уитнесса Ли
  • Глава 16. «Движение веры» — Неопятидесятники
  • Глава 17. «Богородичный центр» — «Православная Церковь Божией Матери Державная»
  • Глава 18. «Белое братство»
  • Глава 19. Секта Виссариона — «Община единой веры» — «Церковь последнего завета»
  • Глава 20. Порфирий Иванов и секта «ивановцев»
  • Глава 21. Движение «Нью эйдж»
  • Приложения

***

7. Люди, которые запутались в
последствиях своих решений, психологически устали от
необходимости что-то самим выбирать и не хотят нести
ответственность за свой выбор.
Эта категория людей
хочет, чтобы за них решали другие, а они лишь следовали
чужой «позитивной» воле. Это также одна из форм
неэффективной психологической защиты у лиц с низкой
самооценкой. Они готовы существенно ограничить свою
свободу и сознательно уменьшают число альтернатив для
себя, лишь бы увеличить определенность в своей жизни.

Деструктивный культ для них в этом
смысле просто находка. Ведь он регламентирует абсолютно
все стороны жизни: когда и что есть, когда и с кем
спать, что читать и когда молиться (в секте «Ашрам
Шамбала» рядовым верующим даже в туалет запрещалось
ходить без разрешения вышестоящих начальников!).

Возникает вопрос, очень важный для
понимания сути проблемы ухода людей в тоталитарные
секты: «Почему вербуемые в тоталитарные секты отдают
предпочтение именно деструктивным культам, а не, к
примеру, традиционным религиям?» Ответ на этот вопрос
состоит в том, что значительная часть клиентуры
тоталитарных сект — это люди, которые стремятся наиболее
быстрым и легким (с точки зрения развития личности)
способом получить интересующий их результат. По большому
счету нет ничего удивительного в том, что они попадают в
трагическую ситуацию — точно так же рано или поздно
попадаются легковерные потребители недобросовестной и
популистской рекламы.

Игорь Олейник, Вячеслав Соснин

Цитировано по:

Олейник И.В, Соснин В.А. «Тоталитарная
секта: как противостоять ее влиянию». -М.: Генезис, 2005.

Что такое деструктивная секта

Если к вам на улице подойдет улыбающийся
молодой человек и попросит у вас минутку внимания, чтобы
продать вам какую-нибудь щетку для мытья машин или
затащить вас в туристическую фирму, в этом случае
ответить отказом легко и просто. Гораздо сложнее, если
прохожий интересуется вашей верой в Бога и приглашает на
семинары по изучению Библии: соглашаясь, вы, сами того
не ведая, отдаете себя во власть мошенников от религии.

Тоталитарная секта

Итак, религиозные секты. Нынешнее
законодательство достаточно благоприятствует их
процветанию: любые десять человек могут
зарегистрироваться как религиозная организация —
государство освобождает ее от налогов и вообще дает
«зеленую улицу». А вербовать доверчивых людей, играя на
ихлучших чувствах, сейчас проще простого: в обществе
царит атмосфера отчуждения — чем заполнить духовный
вакуум? Неудивительно, что, например, в разгар
деятельности «АУМ сенрике» в мае 1994 года в эту секту
было вовлечено 48 600 россиян. К концу 1998 года в
стране было зарегистрировано более 6 тысяч организаций
сектантского типа, а в настоящий момент 500 тысяч
несовершеннолетних и 1 миллион молодых людей в возрасте
от 18 до 25 лет находятся под влиянием религиозных
культов.

Что же такое секта? Иначе ее еще можно
назвать деструктивный культ или культовое
новообразование. Это организация, провозглашающая
религиозные цели, но отделяющая себя от традиционных
религиозных конфессий. Она обращается к духовным
потребностям любого нормального человека: поиск смысла
жизни, вера в бессмертие души, избавление человечества
от страданий и просто самосовершенствование. Эта
«вывеска» и привлекает новичков. На самом же деле
большинство сект преследует самые что ни на есть
меркантильные интересы: обогащение элиты за счет
финансовой и физической эксплуатации рядовых членов и
завоевание власти. Для этого выстраивается иерархия — с
железной дисциплиной, беспрекословным повиновением
«учителю», принципом утаивания главных задач (правду
.знает лишь узкий круг, и сектант постепенно посвящается
в планы «учителя» — по мере продвижения по «служебной»
лестнице). Не правда ли, эта система очень похожа на
модель государства? Те же механизмы власти, та же
идеологическая обработка «низов». Не зря специалисты

юристы и психологи — называют религиозные секты
тоталитарными. В радикальном своем проявлении эти
религиозные структуры еще более опасны, чем мафиозные
кланы. Не случайно именно по принципу религиозных сект
построены практически все современные экстремистские и
террористические организации. Впрочем, как и
противостоящие им государственные силовые структуры…

Людей, принадлежащих к одной из мировых
религий, объединяет общее понимание ценностей и
принципов, а сектантов — более всего авторитет учителя и
личные отношения с другими членами секты. Отсюда
некоторая организационная рыхлость больших религий и
противостоящая им железная организованность сект,
стремление полностью завладеть человеком, контроль за
всеми сторонами жизни члена секты. Зомбирование является
одним из многочисленных методов психологической
обработки адептов сект, позволяющим контролировать их
психику и управлять поведением. Секты оказывают крайне
деструктивное воздействие на здоровье на всех уровнях
функционирования общества: индивидуальном (уровне
личности), микросоциальном (уровне семьи, социальной
группы, трудового коллектива), макросоциальном (уровне
всего общества).

***

Рассмотренные в данном обзоре принципы и
методы универсальны. Они используются не только
религиозно-мистическими культами тоталитарного толка, но
и всеми организациями закрытого типа, культивирующими
жесткое разделение на «Мы» и «Они».

Спецслужбы, террористические
группировки, экстремистские организации, мафиозные
сообщества, финансово-политические кланы… Как и
деструктивные культы, эти объединения предлагают чувство
общности, структурированность и значимость по
чрезвычайно высокой цене: очень часто нужно
безоговорочно отказаться от себя.

Безусловно, для большинства людей это не
есть единственной альтернативой бесцельности и
бессмысленности существования. Как правило, членами
таких группировок становятся люди определенного
психологического склада, имеющие сознательное или
подсознательное стремление к такого рода «спасению». Но
об этом — в следующий раз.

Игорь Молчалин

Примечания

  1. Письмо Помощника Генерального прокурора Евгения Чуганова, (исх. N 27-17-2000 от 28.06.2000)
  2. Сектоведение, с. 44.
  3. ↑ Сектоведение, с. 44
  4. Сектоведение, с. 57-61.
  5. Сектоведение, с. 40-45.
  6. К протестантизму здесь относятся наиболее консервативные движения, возникшие в эпоху Реформации — лютеране, кальвинисты, англикане. В «самом расширительном смысле» А. Л. Дворкин готов отнести к этой категории баптистов и прочих «традиционных постпротестантов», хотя обычно он классифицирует эти церкви как классические секты (Сектоведение, с. 42-43)
  7. Кравчук, Вероника. Секты и сектантство. Актуальная проблема с непростым решением
  8. Кантеров И. Я. Программа дисциплины «Новые религиозные движения и культы»] // Научно-теоретический журнал «Религиоведение». — 2001. — № 1 (С.171-172) bogoslov.ru/data/2011/03/17/1233233816/Programma_distsiplini_Novie_religioznie_dvizhenija_i_kul_ti.rar
  9. Очерки российского сектоведения: Рецензия на книгу А. Л. Дворкина «Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования / Сост. Г. П. Климов. — СПб., 2005. — 111 с.
  10. .
  11. .
  12. , «Содержательно-методический аспект».
  13. , «Богословско-теоретический аспект».
  14. , «Выводы».
  15. , «Добавление к отзыву».
  16. Мишучков А. А. Рецензия на книгу — Дворкин А. Л. Введение в сектоведение. Учебное пособие к курсу «Сектоведение». Издательство «Братство во имя святого благоверного князя Александра Невского». Нижний Новгород, 1998.— 458с. // Теоретический журнал «Credo», № 3, 2000

Предисловие

Пятнадцать лет назад открывшись для внешнего мира, Россия стала ареной острой борьбы за паству между самыми разными религиозными течениями. В целом эта неизбежная конкуренция конфессий проходит в рамках определенных, исторически сложившихся этических правил, основанных на уважении к праву каждого человека самому выбирать себе веру (или быть неверующим). Однако на этом фоне появились весьма агрессивно ведущие себя религиозные группы, отказывающие обращенным в свою веру в праве оставаться суверенной личностью. Это так называемые тоталитарные секты, целенаправленно подавляющие эмоционально-волевую сферу своих приверженцев и ставящих под абсолютный, жесточайший контроль их мысли, чувства, а также экономическое поведение.

Противодействие тоталитарным культам до сих пор в России ведется главным образом представителями основных религиозных конфессий, а также родственниками людей, ушедших в секты. Государственные структуры пока занимают (за редкими исключениями) пассивную, «выжидательно — демократическую» позицию равноудаленности от всех конфессий (религиозных объединений) и, если реагируют, то только на ситуации, явно наносящие ущерб облику власти.

Выпускается популярная литература, разъясняющая рядовому читателю деструктивную роль тоталитарных сект и предупреждающая об опасности участия в подобных организациях. Однако эти издания, хотя и ориентированы по замыслу на массового читателя, как правило, адресуются публике, так или иначе знающей азы Православия (которую убеждать в деструктивности деятельности тоталитарных сект не нужно)

При этом большинство публикаций вольно или невольно акцентируют внимание аудитории на богословской полемике. Поэтому светски ориентированные, нерелигиозные люди испытывают определенные затруднения при чтении такой литературы

К этому следует добавить, что основная часть общества по вполне понятным причинам предпочитает дистанцироваться от психологически очень тяжелой проблемы тоталитарных культов — во всяком случае, до тех пор, пока она не коснется их самих или их близких. В подавляющем большинстве люди начинают интересоваться литературой на эту тему только тогда, когда уже пришла беда.

В этой книге мы попытались описать феномен тоталитарных сект для светски ориентированной, нерелигиозной аудитории, вполне отдавая себе отчет, что подобный подход к описанию проблем духовно-религиозного характера не является исчерпывающим. Тем не менее, исходя из объективных реалий сегодняшней действительности, надеемся, что эта книга поможет читателю в решении проблемы своей духовно-психологической безопасности.

Искренне желаем, чтобы беда разрушающей личность зависимости от тоталитарного культа не пришла в ваш дом!

Олейник Игорь Витальевич,

генеральный директор Исследовательского центра стратегий развития

Соснин Вячеслав Андреевич,

канд. психол. наук, старший научный сотрудник Института психологии РАН

Как происходит вербовка новых адептов сект

 

Вербовку новых адептов секты осуществляют сами верующие, которые ходят по домам, разнося религиозную литературу, общаются с прохожими на улице, рассказывая им о своей вере, а также приглашают других людей посетить встречи организации. Как правило, сектанты ведут себя подчеркнуто вежливо и понимающе, они искусно манипулируют эмоциями человека, заставляя его прислушаться к их словам и проникнутся к ним доверием

В процессе разговора так называемые проповедники обязательно выяснят контактные данные собеседника, и в будущем будут очень часто его посещать или созваниваться с ним, чтобы поговорить о жизни и на религиозные темы и пригласить на встречу группы. 
 
Когда потенциальный адепт культа приходит на собрание организации, к нему все члены группы проявляют повышенное внимание, демонстрируют радость от его прихода и убеждают, что у него появился шанс на спасение и на обретение истинной веры. Если человек продолжит общаться с сектантами и ходить на их встречи, то адепты культа со временем убедят его разорвать связи с неверующими друзьями и знакомыми, жить по правилам организации, чтобы обрести путь к «спасению» и все свободное время уделять религии. 
 

Признаки тоталитарных сект

 

Многие люди, ищущие Бога, могут довериться сектантам и по ошибке принять их псевдорелигиозное учение за истину. Так как многие сектанты «со стажем» достаточно хорошо владеют методами психологического управления людьми, им достаточно просто убедить людей, обладающих недостаточно сильным характером, в своей правоте. Поэтому, заранее зная признаки тоталитарных сект, можно избежать попадания на уловку сектантов. Распознать псевдорелигиозную организацию, в основе которой лежит разрушающий психику деструктивный культ, можно по следующим признакам:

1. С первых минут общения с сектантами кажется, будто они вас полностью понимают. Сектанты, занимающиеся привлечением новых адептов, используют специально разработанные психологические методики, позволяющие выбрать подходящую тему для беседы с тем или иным человеком и создать у собеседника впечатление, будто разговор наполнен взаимопониманием. 

2. Мировоззрение, которое проповедуют сектанты, очень простое, и при этом — всеохватывающее; у членов таких организаций есть ответ на любой вопрос. Как правило, мировоззрение адептов секты кардинально отличается от мировоззрения обычных людей.

3. Учение секты считается единственно истинным, а все остальные религии — ложными и враждебными. Уже на первых встречах проповедники тоталитарных псевдорелигиозных учений будут пытаться доказать потенциальному члену секты, что только их верование правильное и подробно объяснят, почему все другие религии — ложные.

4. У организации есть гуру (учитель, лидер, наставник, помазанник, медиум и пр.) — сверх-человек, наделенный даром общения с Богом и получающий всю информацию непосредственно от него

Этот человек может встречаться с адептами секты, а может, его никто из верующих никогда и не видел, а только читал о нем в религиозной литературе — это неважно, так как авторитет и истинность слов гуру непререкаемые.

5. У организации есть своя религиозная литература, которую зачастую сектанты раздают новичкам абсолютно бесплатно

В этой литературе описано религиозное учение секты, также в ней могут быть ссылки на всемирно признанные священные книги (Библию, Коран, Тору, Веды, Палийский Канон), однако эти ссылки, как правило, вырваны из контекста.  

6. Разделение членами секты всех людей на «своих» и «чужих». «Своими» признаются только последователи культа, все же остальные люди являются «чужими»; всем без исключения «чужим» приписывается греховное поведение и ошибочное мышление, поэтому близкое общение с ними провозглашается нежелательным. 

7. Верование в скорый конец света (глобальную катастрофу, армагеддон). Согласно верованию, только адепты псевдорелигии смогут спасти мир от приближающего конца света либо только они спасутся после него, а все «чужие» погибнут.

8. Тоталитарный контроль над жизнью каждого адепта. Член секты редко может самостоятельно распоряжаться своим временем, так как он должен регулярно посещать встречи религиозной группы, ходить на проповеди вместе с другими сектантами, чтобы вербовать новых адептов, изучать религиозную литературу и пр. Также все сектанты должны придерживаться установленных строгих правил, касающихся таких сфер жизни человека, как сексуальная жизнь, развлечения, общение с родными и друзьями, общественная деятельность, обучение и зарабатывание денег.

9. Необходимость делать денежные или материальные взносы. На определенном этапе, когда новый адепт культа уверовал в истинность псевдорелигии, его ставят перед фактом, что все члены организации должны вносить свой материальный вклад в ее развитие в виде «добровольных» пожертвований, десятины и т.д. 

10. Требование беспрекословной веры и послушания от каждого адепта. Несоблюдение правил, установленных для всех членов группы, а также подвержение сомнению религиозного учения секты строго запрещены и караются изгнанием из религиозной организации и запретом другим членам организации общаться с изгнанным.
 

Психология деструктивной религиозности:

  • Что такое деструктивная секта — Пси-Фактор
  • Контроль сознания и феномен культа — Стивен Хассэн
  • Феномен деструктивных культов и контроля сознания — Евгений Волков
  • Основные модели контроля сознания (реформирование мышления) — Евгений Волков
  • Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах — Евгений Волков
  • Новейшие секты в странах СНГ — Андрей Тимченко, Виктор Шапар
  • Психологические особенности сектантства — Андрей Тимченко, Виктор Шапар
  • Групповое мышление как механизм влияния на личность в деструктивном культе — Вера Целикова
  • Методы религиозных культов — Пси-Фактор
  • Право на насилие: тоталитаризм вошел в нашу психологию — Елена Лещинская
  • Как стать лидером культа — Элиот Аронсон, Энтони Праткин
  • Почему люди тянутся в тоталитарные секты — Игорь Олейник, Виктор Соснин
  • Иерархия тоталитарной секты: «Живые боги» и администраторы, или Власть и Деньги — Игорь Олейник, Виктор Соснин
  • Как противостоять вербовке в тоталитарную секту — Игорь Олейник, Виктор Соснин
  • Психологические механизмы влияния тоталитарных групп на личность: профилактика и преодоление зависимости — Николай Орел
  • Классификация сект — Пси-Фактор
  • Психодинамика сект — Цезарь Короленко, Наталия Дмитриева
  • Секреты деструктивных культов и тоталитарных сект (Корпоративные тайны тех, кто любит Господа профессионально) — Игорь Молчалин
  • К вопросу о деструктивных тоталитарных корпоративных культах — Михаил Балакин
  • К вопросу об использовании информации о деятельности деструктивных культов и сект — Михаил Вершинин
  • Проблемы идентификации деструктивных организаций в субъектах экономической деятельности — Михаил Вершинин
  • Психологические особенности личности членов деструктивных и террористических групп  — Михаил Вершинин
  • Методы вербовки и идеологической работы террористических религиозных движений в Поволжье, на примере «Хизб-ут-Тахрир» — Михаил Вершинин
  • Признаки религий, сект и тоталитарных сект — Олег Заев
  • Выход из культов. Депрессия, одиночество, нерешительность, измененное сознание, эффект аквариумной рыбки, некритическая пассивность и пр. — решение психологических проблем людей после выхода из сект… — Маргарет Сингер
  • В секты попадают из-за проблем, комплексов и тщеславия — иерей Евгений Тремаскин
  • Преодоление сектантства как мировоззренческого типажа — Артём Григорян

Сектантстсво и молодое поколение

Для современного сектантства характерно усиленное внимание к
молодому поколению. Это в первую очередь касается
протестантских и исламских сектантских течений, ибо идущие к распаду старые русские секты индифферентно относятся к миссионерской деятельности

Что же касается,
например, сектантских объединений протестантского типа, то они правомерно связывают свое будущее с притоком свежих сил. Руководители общин, помимо прочего, понимают, что молодежь, у которой не сформировались в полной мере мировоззренческие принципы, система убеждений, легче «обработать», подчинить своему влиянию. Во многих предписаниях верующих родителей наставляют в необходимости воспитывать детей «в вере», и зачастую сектантские общины пополняются именно за счет детей верующих.

И евангельские христиане-баптисты, и адвентисты седьмого дня, и свидетели Иеговы, и пятидесятники, и менониты постоянно напоминают о том, что юное поколение — объект, требующий к себе пристального внимания, активной миссионерской работы. В предписаниях адвентистов седьмого дня, в частности, говорится: «Родители не должны забывать о великом миссионерском поле в своих семьях. Бог возложил на каждую мать священную обязанность, даровал ей детей. Бог говорит:

«Возьми этого сына или эту дочь, воспитай для меня, отполируй их характер, как драгоценности для царского дворца, чтобы им сиять в чертогах господних всегда».

Подобным образом наставляют верующих родителей идеологи иеговизма. В журнале «Сторожевая башня» иеговистский автор пишет: «Родителям придется держать ответ не только перед своей совестью, но и перед Иеговой, сделали ли они все для того, чтобы указать детям путь к спасению».

Как завлекают и обрабатывают

От людей утаивают информацию или просто искажают ее. Но этот обман — детские шалости по сравнению с психологическим программированием, которому подвергаются рядовые сектанты. Для этого применяется «контроль сознания».

  • Сначала новичок попадает под групповое давление и так называемую бомбёжку любовью. Ему твердят, что Бог его любит, что он избран для какой-то высокой миссии, что мир погряз в грехах и только в их «семье» люди умеют любить друг друга,— в результате у человека пропадают сомнения и возникает потребность войти в эту «семью». Используются игры, подобные детским, групповое пение, объятия, прикосновения и лесть.
  • «Семья» отделена от остального мира. Эта изоляция отбивает у сектанта желание сопоставлять слова «учителя» с реальностью.
  • Используются техники, останавливающие мышление.
    Монотонное пение и повторяющиеся действия вводят человека в состояние сильной внушаемости.
  • Под предлогом создания близости с «семьей» новичка заставляют признаваться в его былых «грехах». Цель — вызвать страх и вину, сделать его эмоционально уязвимым. Для этого применяют и угрозы, явные или прикрытые, а также чередуют наказания и награды.
  • Поощряются отказы от сна под маской духовных упражнений. 
  • Недостаточное питание преподносится как диета для достижения высокой духовности или часть ритуалов. 
  • Новичку не дают оставаться одному, чтобы он не имел времени поразмыслить. Наоборот, максимально загружаются все его каналы восприятия, в первую очередь — слух, зрение и
    осязание. В результате за короткое время его прежние ценности заменяются на новые.

Что же происходит с человеком, попавшим в секту? С его точки зрения: он видит божественный свет, познает истину или, например, получает откровение.

С точки зрения медицины, у него развиваются новые психические качества, которые в международной классификации болезней называются «зависимое расстройство личности» (перекладывание на других права принимать решения, подчинение своих потребностей потребностям других людей, страх одиночества и т. д.). Говоря проще, человек впадает в детство. Ему предлагается мироощущение ребенка, и он его принимает. Более того, он вынужден полностью отказаться от собственной индивидуальности, от своего «я» в угоду интересам секты. Известно, например, что «Церковь единения» имеет промышленные предприятия во многих странах мира и сектанты вынуждены работать на них за мизерную плату. Почти все секты требуют, чтобы «новообращенные» отчисляли им значительную часть своих доходов и переписывали на них свое имущество.

Как вывести человека из секты

Это и есть основная проблема. Человек уходит туда добровольно — покидать новообретенную «семью» он не намерен, потому что счастлив в ней. «Семья» в свою очередь яростно борется за каждого члена, если родственники пытаются спасти
его.

В США выработано два способа извлечения людей из деструктивных культов. Первый — депрограммирование — заключается в том, что человека насильно увозят из секты, запирают в четырех стенах и сообщают страшную правду, которую ему совсем не хочется слушать: о том, как ему «промыли мозги», о том, какой коварный обманщик его «учитель», и т. д. Метод жестокий, но эффективный. Однако он сопряжен и с юридическим риском: секты возбуждают против родителей судебные иски и часто выигрывают их.

Второй способ более гуманный. Он называется «консультирование о выходе»: родственники приглашают психологов, и они с добровольного согласия культиста сообщают ему всю информацию, которую от него утаивает руководство секты. После этого человек сам делает выбор: вернуться ему в секту или нет.

«Тоталитарная секта» и её «адепты»

Отечественные и зарубежные исследователи на протяжении последних десятилетий активно изучают феномен так называемых деструктивных культов. В нашей стране сейчас более распространенным и чаще используемым является термин – «тоталитарная секта». Используется нередко и название – асоциальный (деструктивный) культ.

С учетом прочих вариантов определений терминов «секта» и «культ», предлагаемых в различных словарях, научных исследованиях и учебных пособиях, можно дать следующий их вариант.

Термин «секта» происходит от латинского «secta» – образ мыслей, школа, учение, партия. В обиходном языке понятие «секта» со временем все больше ассоциировалось с глаголом secare — отделять, отрезать. Таким образом возникло понимание секты как особого религиозного общества или группы замкнувшейся в своих интересах (в том числе культовых), отделившейся от традиционной церкви или традиционной религии.

Адепт – ревностный последователь, приверженец культа, посвященный в учение и тайны культа. Адептов обычно в просторечии так и называют – «сектанты».

В книге «Опасные тоталитарные формы религиозных сект» авторы (Свящ.Андрей Хвыля-Олинтер, С.А.Лукьянов) понятие тоталитарной секты раскрывают следующим образом: «Тоталитарная секта – авторитарная иерархическая деструктивная организация (религиозная, политическая, образовательная, коммерческая), или движение, практикующее обманную вербовку и контроль сознания для сохранения своих адептов покорными доктрине и лидеру, который целенаправленно их обманывает и привязывает к себе, пользуясь их неосведомленностью и неопытностью и культивируя у них состояние невежественности и неестественной противозаконной зависимости».

В работах митрополита Ленинградского и Ладожского Иоанна (Снычева) указывается, что духовный тоталитаризм, так же как и политический, имеет своей целью захват власти над людьми, но только с помощью религиозных вероучений.

Используя естественную духовную потребность человека и тягу его к поиску истины, тоталитарная секта желает поработить не только человека, но и заставить служить себе во имя самого Бога.

Тоталитарная секта

Как распознать тоталитарную секту

Владыка Иоанн привел признаки, по которым можно отличить тоталитарные секты:

1). тоталитарные секты отличаются не только убежденностью в том, что все кроме них неизбежно погибнут, но и глубокой радостью по этому поводу;

2). каждая секта считает, что только она нашла единственно правильный путь богопознания, и что Бог поручил ей одной поведать о Нем всему миру;

3). всякая секта оперирует неким тайным учением, которое скрывается от непосвященных, и главные моменты учения сообщаются только после обращения в веру, когда обратного пути уже нет. Это то, что в психологии называется эзотерическим разрывом;

4). в секте, по мере посвященности, собственно религиозное начало вытесняется служением не Богу, а интересам организации, которое всецело определяется интересами ее лидеров. Связь с Богом заменяется на преданность человеку – учителю или группе лидеров, которые действуют от его имени (по работе «Как нам уберечь Россию» СПб., 1993).

В тоталитарной же секте (ибо есть секты и не тоталитарные, не деструктивные, как, например, баптисты, адвентисты, меннониты, пятидесятники и пр.) совершается внедрение в душу неофита через лишение его свободы и права на информированное согласие. Это то, что именуется контролем сознания. Контроль сознания всегда присутствует в подобных организациях. Контроль сознания – это умышленное насильственное управление психикой и поведением человека для достижения манипулятором корыстных целей с использованием техники модификации поведения без осмысленного согласия контролируемых людей.