Как стать хорошим тренером-психологом

Понять и принять

Экзистенциальное направление психологии выделило у человека четыре вида ограничений: физические, социальные, психологические, духовные. Ограничения есть и в самой работе тренера, и в использовании им тех или иных техник, и в его личностных качествах

Для тренера важно понять и принять собственные ограничения. Нередко они становятся толчком к творчеству, к поискам новых путей

Важно сформировать у будущих тренеров убеждение, что человек начинает обнаруживать пределы своих возможностей только тогда, когда начитает работать над собой, а следовательно, и развиваться. Есть ограничения, которые преодолимы

Например, тренер может быть не очень общительным в жизни. Зная, что ему придется уделять много внимания общению в группе, он может развить у себя качества, необходимые для полноценного общения. Важно осознавать это и принимать себя таким, каков ты есть.

Но есть ограничения непреодолимые, и осознание их болезненно.

Есть тренеры, у которых присутствует очень многое из необходимых для успеха личностных качеств, но у них нет главного согласия с самим собой и принятия себя. У других может быть намного меньший потенциал, но они знают свои ограничения и развиваются в соответствии с этим знанием. И в результате целенаправленной работы над собой через некоторое время могут стать более успешными. У них есть главное — целеустремленность, желание и принятие себя в своих ограничениях.

Это не является призывом принять свои ограничения и успокоиться. Мы учим тренеров осознавать свои сильные стороны и развивать их.

Отношение к себе

Важно создавать у будущих тренеров потребность в постоянном личностном росте и работе над собой. Но при этом необходимо четко сформулировать цель, которая будет достигаться в этой работе

Если тренер стремится к пониманию себя как личности, одновременно стараясь понять других людей и жизнь в целом, то можно сказать, что этот путь ведет к совершенствованию взаимодействия тренера с членами группы. Если цель ведущего — стать идеалом, эталоном для подражания, то этот путь к «секте», а не к развитию участников в процессе тренинга.

Формирование личностных черт тренера тесно связана с принятием им себя как личности и выделением того, что ему нравится и не нравится в себе.

Как правило, легко принять в себе те качества, которые помогают в профессиональном становлении

Но не менее важно осознать и принять те качества, которые тормозят процессы личностного развития

Значимым является и отношение к собственным ошибкам. Невозможно стать тренером, не совершая при этом ошибок. Ошибки — это необходимый путь развития и обучения

Важно формировать у будущих тренеров верное отношение к собственным ошибкам как к ресурсу дальнейшего профессионального становления

При этом надо установить ту грань, где ошибки уже не являются показателем обучения, а становятся показателем недостаточной подготовки и стимулом к обучению тренера. Поэтому не надо впадать в крайность и избегать ошибок. Но это не означает, что их надо делать как можно чаще. Как раз наоборот. Но если это не удается, тогда надо уметь учиться на них.

Начните с анкеты

  • Спортивные достижения. Тренер — мастер спорта международного класса, рекордсмен и чемпион. Круто? С одной стороны, безусловно: такой человек точно знает, как добиться результата. С другой — большой вопрос, способен ли он научить этому других. Поэтому высокие спортивные достижения должны интересовать прежде всего тех, кто хочет научиться чему-то конкретному: бегать марафон, плавать на спине и т.д.
  • Профильное образование. Это несомненный плюс. Знание анатомии и физиологии человека, диетологии поможет инструктору сделать тренировки более эффективными.
  • Психологическое образование. Профессиональные спортсмены и посетители фитнес-клубов преследуют совершенно разные цели. Спортсмен не мыслит жизни без тренировок, он готов превозмогать себя, терпеть боль. А новичок в зале может отказаться от занятий просто потому, что ему стало скучно из раза в раз повторять одни и те же упражнения. Фитнес-тренеру нужно вдохновить любого ученика: от барышни, помешанной на окружности своей талии, до пенсионерки, решившей освоить эллиптический тренажёр. Если вы знаете за собой грех бросать дело на полдороге, ищите инструктора-психолога.
  • Постоянное повышение квалификации — ещё один признак хорошего тренера. Ваш наставник должен уметь объяснить, как гликоген влияет на набор мышечной массы, и составить персональную программу питания, а также знать, что такое пилоксинг и стилетто.

CТУПЕНЬ 2. ТРЕНЕР-МАСТЕР, 2 ДНЯ

РАБОТА С АУДИТОРИЕЙ И УПРАВЛЕНИЕ ДИНАМИКОЙ ГРУППЫ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИНГА

  • Условия и технологии эффективного взаимодействия тренера с участниками обучения

  • Комплектование тренинговых групп

  • Этапы и кризисы развития группы

  • Специфика эффективного обучения ОТ и вовлечения взрослой аудитории – больше об андрагогике

  • Специфика эффективного обучения ОТ и вовлечения «миллениумов» — самой большой части рабочего населения – и удержания их внимания в мире быстроменяющейся информации и гаджетов

  • Специфика эффективного обучения ОТ тех, кто выше вас по рангу – руководителей

  • Базовые навыки работы со сложными участниками. Наиболее часто встречающиеся проблемы

  • Работа с вопросами и возражениями. Нейтрализации возражений участников обучения

  • Советы по удержанию внимания. Если ваши слушатели заскучали…  Дополнительные оперативные технологии повышения внимания участников в условиях длительного обучения.

CТУПЕНЬ 3. ТРЕНЕР-ПРОФЕССИОНАЛ, 2 ДНЯ

РАЗРАБОТКА ТРЕНИНГОВ

Понятие педагогического дизайна

Принципы обучения Р

Ганье

Привлечение внимания учеников, мотивация на обучение, пробуждение интереса к теме и методам ОТ.

Объяснение целей и задач обучения. Формирование уровня ожиданий от итогов самого процесса.

Представление нового материала для удержания внимание на важных моментах.

Сопровождение обучения — формирование установки на удержание полученного материала в долгосрочной памяти.

Применение знаний на практике

Оценка обучения и его эффективности

Оценка успеваемости и общая оценка эффективности учебного курса.

Перевод в практическую плоскость,

Задачи педагогического дизайнера — разработчика курса

Анализ потребностей целевой аудитории, её компетенций и ожидаемых результатов обучения

Определение целей и задач учебного материала

Анализ и структурирование материалов в соответствии с целями

Выбор средств и методов учебной работы

Создание элементов, стиля и визуального дизайна курса

Разработка тестов и заданий, средств контроля и сбора информации

Создание курса с помощью соответствующих инструментов, либо постановка задач членам команды для разработки конкретных элементов

5 этапов разработки учебных материалов по модели ADDIE (Analysis, Design, Development, Implementation, Evaluation)

Анализ

Проектирование (выбор средств обучения, создание сценария или план-схемы будущих учебных материалов, подготовка пробной версии учебных материалов, оценка и доработка материалов с точки зрения полного соответствия задачам)

Разработка

Реализация

Оценка

Технологии создания эффективных ролевых игр

Технологии создания деловых игр

Технологии разработки и использования бизнес-кейсов

Ораторские приемы — продвинутый уровень

Новые методы работы с динамикой группы  — технологии коучинга — помощь участникам в постановке индивидуальных целей. Создание карт саморазвития участников после тренинга

Профессиональное общение

Работа тренера предполагает постоянное сотрудничество с коллегами. Для этого необходимо посещать другие тренинги. Нужно понять то, что происходит в группе, с точки зрения простых участников. Это дает возможность лучше понять их состояние.

Важно присутствовать на других тренингах и в качестве супервизоров. Обучаясь в этой роли, тренер развивает в себе способности аналитика и наблюдателя

Эти две роли — включенного в процессы группы (тренер как участник группы), а также наблюдателя и аналитика (тренер как супервизор) необходимы для формирования двух позиций: эмоциональной (включенной) и одновременно отстраненной) аналитической).

Поэтому обязательной частью обучения должна стать работа в тренинговых группах, в том числе нахождение «за кругом» в качестве супервизоров.

Приветствуется обучение слушателей на тренингах других школ и направлений. При этом надо учить их уходить от оценки происходящего, так как любая оценка убивает непосредственное восприятие. Тренинг может не нравиться или не соответствовать ожиданиям, но это тоже обучение. Оно помогает приобрести необходимый опыт, а также упрочить собственную позицию.

Во время посещения тренингов будущие специалисты должны обращать внимание на личные цели других тренеров. Как уже говорилось, есть ведущие, которые посредством своей работы тешат свое самолюбие, возвышают себя в глазах других

Они пытаются привязать к себе членов группы, вызвать у них чувство восхищения. Как правило, за этим скрывается посредственность и глубинная неуверенность в себе. Такие ведущие более озабочены личным продвижением, чем делом. Для них тренинги являются всего лишь средством достижения собственных целей: приобретения денег, положения в обществе, поклонников. Для таких тренеров сам процесс обучения и развития теряет свое значение, так как тренинг для них является продаваемым продуктом, а следовательно, становится формализованным и повторяемым.

Конечно, есть выдающиеся мастера, которые одновременно и богаты, и знамениты. Но здесь важны приоритеты. Путь тренера — это путь поиска духовных, а не материальных богатств. В конечном счете власть и деньги подобны отпечаткам наших ступней на прибрежном песке: мгновение — и их смывает вода.

У будущего тренера важно выработать верное отношение к похвалам, благодарности слушателей. Иногда похвала приносит такой же вред, как и чрезмерная критика

Тренер должен понимать, что даже если он чего-то добился, ему предстоит еще большая работа.

Поэтому хочется особо остановиться на выработке у тренера отношения к таким последствиям тренинговой работы, как материальное благополучие, слава. Если тренер ведет группы только ради этого, то через некоторое время тренинги становятся для него обременительной работой. В этом случае тренеру следует поискать другое место для самореализации.

Будущих тренеров надо ориентировать на то, что для работы важен сам тренинг и группа, а личные проблемы являются материалом для личностного развития, но вне группы. Находясь на такой позиции, тренеры с удовольствием проходят группы личностного роста, участвуют в тренингах как слушатели, постоянно совершенствуются. Дня них группа это возможность расширения жизненного опыта слушателей для дальнейшей жизни вне ее.

Главное — в отзывах

Может оказаться, что суперпрофессиональный инструктор не подойдёт вам своей манерой общения. Кому-то нравится мягкий тон и позиция доброго родителя, а кто-то сразу заявляет, что ему нужна «жёсткая рука».

Хороший тренер — это требовательный наставник, который не даст халтурить и приведёт к желаемой цели, но при этом будет замечать ваше старание, вовремя подбадривать и хвалить.

  • Вы ищете: человека, который поможет преодолеть стеснительность из-за плохой физической формы.

    Как это выглядит на словах:

    «Умеет построить необходимый для работы близкий контакт, подбодрить и развеселить, не скатываясь при этом в фамильярность».

    «Высококлассный специалист, интересный собеседник с прекрасным чувством юмора. Забываешь о своих проблемах и занимаешься с удовольствием!»

    (свернуть)

  • Вы ищете: тренера, внимательного к состоянию вашего здоровья и уровню подготовки.

    Как это выглядит на словах:

    «Мой инструктор помнит все нюансы по здоровью у каждого занимающегося и даёт всем индивидуальные упражнения, подбирает питание и вообще заряжает мотивацией!!!»

    «Долго подбирала тренера, так как после тренировок болела спина, у меня с ней проблемы. Но после тренировок с этим тренером, наоборот, всё проходит. Она очень хорошо знает анатомию тела. Следит, чтобы спина и шея во время упражнений оставались прямые. Фотографирует спину и показывает ошибки».

    (свернуть)

  • Вы ищете: нескучные тренировки.

    Как это выглядит на словах:

    «Упражнения разнообразные и эффективные. Каждый раз тренер придумывает что-нибудь новенькое».

    «Все уроки проходят интересно, и хочется заниматься ещё и ещё».

    (свернуть)

  • Вы ищете: тренера, который не только обещает, но и делом доказывает индивидуальный подход к ученику.

    Как это выглядит на словах:

    «Уникальный тренер, способный на высочайшем уровне провести индивидуальные занятия даже с очень занудливым и требовательным клиентом (типа меня). Не упускает ни единого неправильного движения. Поправляет, объясняет, что и как делать, поясняя, почему надо делать именно так».

    «Досконально знает анатомию и множество способов заставить каждую мышцу эффективно работать. Предлагает тот формат тренировки, который актуален именно для тебя и именно в этот момент, чувствуется искренняя заинтересованность тренера в ученике».

    (свернуть)

  • Вы ищете: инструктора, который продолжает тренироваться сам и разбирается во всех вопросах, связанных с фитнесом.

    Как это выглядит на словах:

    «Чувствуется, что тренер сам очень любит спорт, регулярно занимается».

    «Профессионал своего дела, грамотный во всех отношениях: и в диетологии, и в спортивных нагрузках. Дала видеоролики по упражнениям для самостоятельных тренировок. Ведётся онлайн-коучинг».

    (свернуть)

более 1 400 тренеров
более 1 200 тренеров
более 120 тренеров
более 350 тренеров

Настройка на группу

Если первым этапом подготовки к самостоятельной работе с группой является создание рабочего настроя, то следующий этап обучения это настройка тренера на группу. Каждая группа неповторима. Необходимо научить будущих специалистов понимать не одного человека, а группу как единый сложный организм. Разные группы будут вызывать разные эмоциональные состояния.

Разные взаимоотношения тренера и группы каждый раз будут создавать неповторимый рисунок тренинга. Если тренер настроен на одну волну со своей группой — он открыт ее тревогам, проблемам, творчеству и стремлениям. Ему легко черпать опыт жизни из своей группы. Обогащается не только каждый член группы, но и сам ведущий. Каждый тренинг — это уникальная возможность полного проживания жизни самим тренером. Это возможность пополнить свой тренерский опыт, возможность учиться.

Для нормальной подстройки к группе во время тренинга необходимо формировать у будущих тренеров чувство темпа тренинга. Значимым здесь является отсутствие спешки. Тренинг это не урок и не лекция

Тренеру важно научиться создавать атмосферу совместного творчества для формирования групповых изменений. а не забрасывать новые знания на неподготовленную почву

При этом нужно учить тренеров контролировать состояния нетерпения и недовольства — как у себя, так и у других. Эти состояния будут возникать у группы и передаваться тренеру.

Почему возникают состояния нетерпения и недовольства? Как правило, вследствие неоправданных ожиданий. И у группы, и у тренера может возникнуть иллюзия, что чем больше они смогут сделать за это ограниченное время, тем эффективнее будет тренинг. При такой установке всякое замедление темпа будет вызывать нетерпение и недовольство. При этом состоянии «загнанные» группа и тренер, возможно, многое успеют, но именно этим результатом тренинг может и закончиться.

Истинное взаимодействие — это состояние гармонии. при которой тренер чувствует необходимый темп продвижения для данной группы. Это состояние, которое помогает тренеру почувствовать свое единение с группой. Через некоторое время оно возникнет и между ее членами. Они начинают воспринимать ведущего как человека, для которого они являются частичкой его жизни. Если это состояние создано -создан и тренинг.

Отношение к критике

Есть тренеры, которые остро переживают критику в свой адрес от членов группы или своих коллег. Это сигнализирует о том, что они не до конца осознают цели, которых хотят достичь в своей работе. Если критика помогает достижению поставленных целей, ее нужно принимать конструктивно и использовать для своего развития. Если критикующие не понимают или не хотят понять целей тренера, то критика принимает деструктивный характер, и на нее не следует обращать внимания. Тренеру не надо стараться угодить всем, особенно участникам тренинговой группы. Часто критика с их стороны бывает деструктивной и выражает не отношение к работе тренера, а защиту своих собственных амбиций и ожиданий.

Важно научиться распознавать различные виды критики. Неконструктивно критиковать:

  • то, что невозможно изменить в сложившихся условиях (как правило, в этой ситуации критикующие плохо осведомлены об обстоятельствах происходящего):
  • для того, чтобы показать свою компетентность (отличающиеся этим люди, как правило, внутренне неуверенны; подавляя других, они, как им кажется, выглядят сильнее);
  • то, что расходится с собственными вкусами.

Важно знать все эти моменты и относиться к подобной критике как к деструктивной и не требующей большого внимания. Самая верная критика исходит от нас самих

Поэтому надо учиться конструктивно критиковать себя. Тогда окружающим будет сложно сказать что-то новое. чего бы тренер уже не сказал себе

Самая верная критика исходит от нас самих. Поэтому надо учиться конструктивно критиковать себя. Тогда окружающим будет сложно сказать что-то новое. чего бы тренер уже не сказал себе.

Но не все. что не нравится в себе, стоит предъявлять окружающим. Многое стоит просто зафиксировать и заняться самосовершенствованием.

Состояния покоя и азарта

Прежде чем начать работу в качестве тренера, необходимо настроиться, войти в состояние покоя и одновременно азарта в предвкушении предстоящей работы с группой. Покой плюс азарт это то состояние, которое дает тренеру возможность сделать первый шаг к взаимодействию с участниками.

Для создания у себя подобного ощущения важно выработать внутреннее убеждение в том, что эти два состояния у вас присутствуют. Для этого нами разработаны специальные техники по формированию нужных эмоциональных состояний

Приведем пример применения одной из них на занятиях по подготовке тренеров.

Участников просят актуализировать свой опыт и ответить на следующий вопрос: «По каким признакам вы можете узнать, что находитесь в состоянии азарта или покоя? Вспомните самые яркие моменты из своей жизни, когда вы были в состоянии покоя. Их должно быть несколько, в разное время, в компании других людей или когда вы одни. Выберите одно наиболее яркое состояние или сложите все воспоминания вместе. Вы получите необходимое вам состояние покоя

Его достаточно вынуть из вашей копилки воспоминаний и сосредоточить на нем свое внимание»

То же самое необходимо сделать с состоянием азарта. Попросите участников тренинга вспомнить события из их жизни, связанные с этим состоянием. Это могут быть спортивные состязания, компьютерные игры, общение с другими людьми. А затем, предложите провести работу, аналогичную той, что вы делали с состоянием покоя: «Выберите одно, наиболее сильное воспоминание, связанное с состоянием азарта, и привнесите его в свое настоящее

А затем — сосредоточьте на нем свое внимание»

Следующий шаг — попытка соединения двух состояний (покоя и азарта). Нужно отследить это ощущение в своем теле.

Теперь остается научиться быстро вызывать эти ощущения в нужное время. Для этого можно предложить участникам придумать себе талисман, отражающий эти состояния: это может быть реальная вещь (брелок, маленькая игрушка, украшение и т.п.). а может быть воображаемая (любимое место, вещь, явление природы и т.п.). Попросите их зажать в руке выбранную ими вещь (или представить какое-то явление или событие). И в этот момент постарайтесь совместить ощущение покоя и азарта одновременно. Проделайте это несколько раз.

Совмещение происходит на бессознательном уровне, и каждый раз, когда вы будете зажимать в руке талисман (или представлять что-то), у вас будет возникать состояние покоя и азарта. Если после нескольких упражнений вы научитесь сознательно вызывать у себя эти состояния, значит, вы уже можете начать общаться с группой, находясь в нужном тонусе.

Чтобы быть успешным тренером, нельзя ограничивать себя только азартом и покоем. Нужно уметь активизировать другие эмоциональные состояния, облегчающие ваше взаимодействие с группой.

Формирование системы ценностей

Позиция тренера по отношению к группе во многом зависит от целей, которые он ставит перед началом тренинга. А они, в свою очередь, тесно связаны с ценностями, которые тренер несет в группу. Ценности отражают отношение психолога к себе как к тренеру

Поэтому, прежде чем начинать групповую работу, важно, чтобы будущий тренер ответил для себя на следующие вопросы:

«Почему я решил стать тренером? Почему я хочу вести грумы?»

Есть ведущие, которые получают удовольствие от процесса взаимодействия с группой, так как считают, что она является источником основных знаний и навыков, необходимых каждому отдельно взятому члену группы, и тренеру в том числе. Но есть и те, кто в своей профессии видят лишь возможности для повышения своей самооценки и решения своих личных проблем.

На наш взгляд, настоящий тренер — это тот, кто пришел создавать чудо, формируя из разрозненных участников с разными целями, интересами, потребностями единое целое, называемое групповым пространством, в котором решаются проблемы всех участников тренинга. От того, с какой ценностью тренер вышел к группе, будет напрямую зависеть результат групповой работы. Поэтому первое, что необходимо сделать при работе с будущими специалистами, — дать им возможность осознать личные ценности и установить взаимосвязь этих ценностей с достижением групповых целей. На этом этапе у психолога возникает понимание того, для чего ему необходимо быть тренером, и что эта деятельность может дать ему в личностном развитии.

Скорость и темп ведения группы

Многие начинающие тренеры слишком много ждут от группы: они хотят быстрых результатов и надеются, что члены группы сразу же начнут меняться к лучшему.

А так как и слушатели ожидают от тренера «чуда», то у них появляется тревога и желание увеличить темп как самого тренинга, так и появляющихся изменений. И чем быстрее группа начинает продвигаться в своем развитии, тем больше появляется поверхностного, незначимого в ее проживании.

При ведении группы необходимы паузы для осмысления и обдумывания. Только в эти минуты рождается что-то новое. Правильная скорость — та, которую тренер отследил у группы и соизмерил со своей. Сложение этих двух величин дает необходимую скорость тренинга

Важно уметь определять, где стоит вести

тренинг быстро, а где медленно. Это зависит от значимости возникающих на тренинге ситуаций и от целей самого тренинга

Важно чувствовать те моменты, когда стоит начинать или заканчивать что-либо делать или говорить. Чувство момента — одно из важнейших для тренера

Анекдот или шутка теряют свою остроту, если произносятся не ко времени. Будущих тренеров необходимо учить «ловить» нужный момент для своих замечаний, пояснений, действий.

Как стать успешным?

Психолог, который хочет стать тренером, должен иметь базовое психологическое образование, практические навыки в рамках одной из психологических или психотерапевтических школ, глубокие знания динамики групповых процессов. Необходимо также пройти курс формирования необходимых личностных качеств и навыков для ведения групп.

Прежде чем начать тренерскую работу, самим психологам нужно пройти группу личностного развития в качестве участников и супервизоров, а также наработать опыт группового ведения в качестве тренера-ассистента. Только тогда можно говорить о становлении тренера, имеющего свой стиль ведения группы и свое представление о целях и содержании предложенных им программ.

Если проанализировать работу психологов, ведущих тренерские группы, то можно выделить две полярные группы ошибок. Первые заключаются в том, что тренеры в своей работе опираются на собственные чувства и эмоции. Они более включены в групповые процессы, чем это необходимо для достижения целей тренинга. Им недостает внешнего анализа процессов, происходящих в группе. Вторая группа ошибок: тренер отстраняется от участия, старается не показывать своих чувств и эмоций. У него сформирован анализ групповых процессов, но ему недостает интуиции и чувства группы.

Сочетание этих двух важных составляющих формируется в процессе работы будущего тренера над собой. Ниже мы перечислим основные направления подобной работы.

Иллюзия изменений

Как правило, члены группы больше говорят об изменениях, чем на самом деле переживают их. Тренеру нужно приучить себя верить не словам, а реальной ситуации в группе. Вера в слова — это иллюзия изменений и иллюзия оценки работы тренера. Если и группа и тренер впадают в подобные иллюзии, то настоящих изменений и развития на уровне поведения не происходит. Группа перестает жить. Она начинает галлюцинировать. Истинные изменения -это тяжкий труд. Они не происходят, как правило, на фоне всеобщей эйфории и развлекающих упражнений.

Часто бывает так, что тренер уже знает решение и знает, как его достичь, а группа еще находится в состоянии поиска

В этих случаях важно не само решение, а то состояние, с помощью которого оно достигается. Опыт, который группа обрела самостоятельно, для нее становится более ценным, нежели те знания, которые дал ей ведущий

Возможно, решения группы будут более незрелыми, чем решения тренера. Но эти решения помогут тренеру определить, на каком этапе своего развития находится группа. И они могут быть необходимыми для группы на этом этапе. Для тренера это должно означать, что группа должна дорасти до его решений, или что его решения не совсем верны для этой команды. Не надо спешить показывать свое мастерство, заниматься бравадой и демонстрацией своих умений. Мастерство тренера измеряется не тем, что он демонстрирует, а тем, что держит в запасе. Тренеру важно уметь контролировать себя и постоянно держать в голове вопросы: «Зачем я сейчас это делаю? Какой цели достигаю?»

Построение целей и умение удерживать их

Наиболее частая ошибка тренера — это потеря цели. Например, тренер проводит упражнение только потому, что оно записано в плане, и его надо провести. Как правило, после завершения задания не проводится его анализ. И даже задавая продуманные заранее вопросы, ведущий не слушает ответов, так как в это время думает о чем-то своем, а не о целях тренинга. Бывает, что ведущий начинают спорить с одним из членов группы, забывая через некоторое время о содержании спора. Это свидетельствует о том, что в процессе работы происходит подмена целей. Тренер не обучает, а занимается выяснением, кто умнее или сильнее: он или группа.

Для того чтобы тренер постоянно концентрировался на цели тренинга, его необходимо учить целенаправленной концентрации внимания

Умение концентрировать внимание необходимо и для того, чтобы отслеживать процессы в группе и собственные чувства и переживания