Тренинг как одна из форм работы психолога с педагогическим коллективом

Методы тренинга

Для того чтобы проводимый тренинг был эффективным, це­лесообразно практиковать разнообразные интерактивные техники. Это способствует длительному сохранению внимания и работо­способности группы. При проведении тренингового занятия используются разнооб­разные конкретные упражнения, приемы и техники (групповая дискуссия, игровые методы, методы, направленные на развитие социальной перцепции, методы телесно-ориентированной пси­хотерапии, медитативные техники), однако специалисты выде­ляют несколько базовых методов тренинга. К ним традици­онно относят такие интерактивные методы, как групповая дис­куссия и ситуационно-ролевые игры

Групповая дискуссия в тренинге — это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющее прояснить (а воз­можно, изменить) мнения, позиции и установки участников груп­пы в процессе непосредственного общения.

В тренинге групповая дискуссия может быть использована как в целях предоставления участникам возможности увидеть проблему с разных сторон так и в качестве способа групповой рефлексии через анализ индивидуальных переживаний (это усиливает сплоченность группы и одновременно облегчает самораскрытие участников), актуализация и разрешение скры­тых конфликтов, устранение эмоциональной предвзятости в оценке позиции партнера путем открытых высказываний или предоставление возможности участникам проявить свою компетентность и тем самым удовлетворить потребность в призна­нии и уважении.

Игровые методы ведения тренингов На первой стадии групповой работы игры полезны как способ преодоления скованности и напряженности участников, как условие безболезненного снятия «психологиче­ской защиты».

Благодаря игре интенсифицируется процесс обучения, усва­иваются новые поведенческие навыки, обретаются казавшиеся недоступными ранее способы оптимального взаимодействия с другими людьми, тренируются и закрепляются вербальные и невербальные коммуникативные умения.

Часто ведущими во время тренинга используются различные ритуалы, которые выполняют функцию «якорей», закрепляющих положительные эмоции и впечатления участников. Механизм дей­ствия «якоря» базируется на рефлекторно-ассоциативных свя­зях. С подачи ведущего каждый момент интенсивного всплеска положительных эмоций участников сопровождается выполнени­ем какого-нибудь простого ритуала, например, победным выб­росом вверх рук со сжатыми кулаками под команду ведущего «Виктория!». А когда этот «якорь» будет закреплен в сознании достаточно прочно, он может быть использован для привлече­ния позитивных эмоциональных ресурсов в тот момент тренин­га, когда участники окажутся в психологически трудной, эмо­ционально отрицательной ситуации. Оживить «якорь» может не­ожиданная в эту минуту, но знакомая команда ведущего «Вик­тория!», под которую участники выбрасывают руки вверх и тем самым актуализируют позитивный потенциал для решения про­блемы.

Одним из ритуалов могут стать аплодисменты, если в группе принято сопровождать ими всякое успешное выполнение упраж­нения, смелый поступок (например, заявление себя в качестве добровольца) или тонкое и остроумное высказывание.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Проведение тренинга

— приветствие;

В самом начале работы ведущий информирует участников тре­нинга о том, что они могут получить в результате обучения. После этого устанавливаются основные правила работы в группе.

1. Активность. Активное участие всех в происходящем на тренинге, является обязательной. Но даже если упражнение носит демонстрационный характер или подразумевает индивидуальную работу в присутствии группы, все участники имеют безусловное право высказаться по завершении упражнения.

2. Принцип «Я»

Основное внимание участников должно быть сосредоточено на процессах самопознания, на самоанализе и реф­лексии. Даже оценка поведения другого члена группы должна осу­ществляться через высказывание собственных возникающих чувств и переживаний

Запрещается использовать рассуждения типа: «МЫсчитаем…», «У нас мнение другое…» и т. п., перекладывающие ответственность за свои собственные чувства и мысли на аморф­ное «мы». Все высказывания должны строиться с использованием личных местоимений единственного числа: «Я чувствую…», «Мне кажется…»

Это тем более важно, что напрямую связано с одной из задач тренинга — научиться брать ответственность на себя и принимать себя таким, какой есть

3. «Здесь и теперь». Этот принцип ориентирует участников тре­нинга на то, чтобы предметом их анализа постоянно были про­цессы, происходящие в группе в конкретный момент, чувства и мысли, появляющиеся в этот момент. Кроме специально ого­воренных случаев запрещаются проекции в прошлое и в буду­щее. Принцип акцентирования на настоящем способствует глу­бокой рефлексии участников, помогает сосредоточивать вни­мание на себе, своих мыслях и чувствах, развивает навыки са­моанализа.

4. Искренность и открытость. Чем более откровенными будут рассказы о том, что действительно волнует и интересует участни­ков, чем более искренним будет изъявление чувств, тем более успешной будет работа группы в целом. Искренность и открытость способ­ствуют получению и предоставлению другим честной обратной связи, т. е. той информации, которая так важна для каждого участ­ника и которая запускает механизмы не только самосознания, но и межличностного взаимодействия в группе.

— доброжелательность, доверие друг к другу;

— толерантность по отношению к другим участникам тренинга;

5. Конфиденциальность. Все, о чем говорится в группе относи­тельно конкретных участников, должно остаться внутри группы.

6. Ко всем участникам и ведущим независимо от возра­ста и социального статуса рекомендуется обращаться на «ты». Это позволяет создать дружескую и свободную обстановку в группе, хотя обращение на «ты» достаточно трудно воспринимается на первых порах вследствие привычки и определенной иерархично­сти отношений.

3. Всем участникам предлагается выбрать себе на время тренинговой работы «игровое имя» — то имя, которое все осталь­ные участники обязаны будут использовать, чтобы обращаться к человеку. Это может быть как действительное собственное имя (иногда в уменьшительно-ласкательной форме), так и детская кличка, институтское прозвище, имя любимого художественного персонажа или просто любое нравящееся имя.

— опрос о самочувствии (участники сразу погружаются в ат­мосферу «здесь и теперь», рефлексируя свое эмоциональное и фи­зическое состояние, сообщая о своих мыслях и ожиданиях по от­ношению к предстоящему занятию, иногда рассказывая о снах, увиденных накануне);

— предложение ведущим темы занятия (иногда она может оп­ределяться не исходя из предварительных замыслов ведущего, а формулироваться в результате запросов, высказанных участника­ ми группы во время предыдущего этапа);

— разминочные упражнения;

— основная часть (в ней упражнения пассивного характера перемежаются с подвижными играми — и те и другие почти всегда заканчиваются обсуждением и рефлексией);

— заключительные упранения

— подведение итогов занятия (высказывания участников по кругу о своем актуальном состоянии, осмысление проделанной рабо­ты, пожелания и предложения ведущему) Пусть каждый по очереди при доброжелательном отношении всех присутствующих попыта­ется ответить на вопросы: «Как я себя чувствовал во время занятия?», «Вы­звало ли какое-либо упражнение сопротивление?», «Удалось ли мне пре­одолеть это сопротивление, если оно было?», «Кто или что помогло мне снять напряжение?», «Стремился ли я оказывать кому-либо поддержку?», «Видел ли я окружающих во время встречи?»;

— резюмирование ведущего (по необходимости); прощание.

Свежие записи

  • 1. Особенности психологии как науки, ее задачи
  • Виды деятельности студентов
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Доктор Фрейд и его учение
  • Социальная экология — наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1−3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2