Ты не несешь ответственность за чувства других людей

Настоящий мужчина

— Высоцкий пел когда-то: «Я себе уже всё доказал — лучше гор могут быть только горы». А что ты себе доказал, покорив Эльбрус?

— Ничего. Не могу сказать, что, покорив Эльбрус, я доказал себе, что я очень сильный. Я и раньше тряпкой не был. У меня была другая цель.

Потому что раньше у него не было стремления к этому, мне приходилось его заставлять посещать тренировки. Сейчас он подходит к этому более ответственно.

— Чему ещё ты хотел бы научить сына?

— Быть предельно честным перед собой и окружающими людьми, уважительно относиться к людям, проявлять доброту и любовь к близким и родным. Все эти качества действительно необходимы мужчине. Я очень сильно надеюсь, что смогу воспитать их в своём сыне.

Эльбрус

— Семён, по-твоему, кто такой настоящий мужчина?

— Это ответственный человек, на которого можно положиться, в котором ты уверен, который не подведёт.

— Этому ты в «Спарте» научился?

(«Спарта» — общероссийское движение, целью которого является личностный рост участников, воспитание в них истинно мужских качеств. — прим. автора)

— «Спарта» этому однозначно способствовала. Их психофизические тренинги действительно помогают стать настоящим мужчиной. Всё начинается с выхода из зоны комфорта. Дома ты что-то делаешь, потом внутренний голос говорит тебе: «Чувак, ты устал, давай отдохни!» — и ты подчиняешься. На «спартанских» тренингах, сколько бы внутренний голос ни саботировал тебя, ты должен выполнить все упражнения. В результате ты понимаешь, что твои физические и психологические возможности гораздо шире, чем ты думал. После этого меняется мировоззрение и отношение к жизни.

Ты не несешь ответственность за чувства других людейСемён со «спартанцами»

— Как ты думаешь, почему в нашем обществе есть потребность в клубах, подобных «Спарте»?

— Современный мужчина порой слишком мягкий. И причин тому несколько. Во-первых, большое количество разводов, как следствие — мальчиков, сыновей, воспитывают женщины. Во-вторых, люди не чувствуют потребности в развитии: не занимаются спортом, не задумываются, что же в их характере и образе жизни не так. «Спарта» заставляет пересмотреть своё отношение к себе, семье, карьере.

— Насколько я знаю, именно в «Спарте» тебе предложили покорить Эльбрус?

— Да, мне предложил основатель этого проекта Антон Руданов.

— Почему именно тебе? Ведь он наверняка понимал, какую ответственность берёт на себя?

— Не знаю, нужно у него спросить. 🙂 Но могу предположить, что моя миссия заключалась в том, чтобы другие участники экспедиции, глядя на меня, не позволяли себе сдаваться. Потому что мой пример однажды уже вдохновил ребят, проходивших тренинг вместе со мной. Они видели, как я выполняю упражнения, и тянулись вперёд.

— Как ты готовился к восхождению?

— Я не знал, что меня ждёт в горах. Знал только, какая нужна была экипировка. Её мне помогли «спартанцы» собрать, а сани предоставила компания, выпускающая инвалидные коляски. Физическая подготовка заключалась в том, что я ходил в тренажёрный зал, плавал, а также ездил по лыжным дорожкам.

— Как близкие отреагировали на твоё решение отправиться в горы?

— Нормально. Они привыкли, что я веду активную жизнь. До этого я уже прыгал с верёвкой с 57-метровой высоты (что-то вроде тарзанки), так что новость о том, что я еду на Эльбрус, не вызвала шок.

— Что оказалось самым трудным в горах как с физической, так и психологической точек зрения?

— Физически было трудно в принципе там находиться. Я никогда раньше не был в горах. Головные боли, недостаток кислорода, плохой сон, дискомфорт. Работать на санях тоже было непросто. Благо ребята помогали. А эмоционально было трудно спускаться.

Ты не несешь ответственность за чувства других людейСемён во время восхождение на Эльбрус

— Почему?

— Потому что, когда идёшь вверх, у тебя есть цель. Восхождение забирает очень много сил, но, поднявшись, ты чувствуешь себя буквально «царём горы». А потом приходит осознание, что ещё нужно спуститься и путь обратно потребует не меньше сил. Хочется по мановению волшебной палочки оказаться дома.

Ты не несешь ответственность за чувства других людейСемён Радаев: «Самое сложное — спускаться вниз»

Экспедиция состояла из 80 человек, мы были разбиты на группы и подгруппы, шли разными темпами. И во время спуска я не раз видел людей из других групп, готовых отдать все деньги, лишь бы их спустили на снегоходе.

Хочу так же!

Как это сделать? Как прокачать процесс ответственности? Начинай с себя. Замечай и рефлексируй, где твои желания встречаются с препятствиями, какие истории ты себе рассказываешь и что выбираешь. Первый шаг — осознанность.

На курсе Кристофера мы ведем дневники. Я туда записываю всё, что заметила за день. А если удалось поймать себя в моменте, то внутренне так произношу «Да, есть, поймала!» Это бодрит!

Даже эта статья появилась на свет, пройдя непростой путь принятия мной моей же ответственности Какие истории я себе рассказала (Угадайте, где какой этап):

AgiliX International coach camp в Амстердаме, Модуль Coach Mastery, тренинги… у меня совершенно нет времени, чтобы писать статью! Вот если бы я была свободнее…

  • Я редко пишу статьи, вот Илья пишет круто, а я не очень, не умею я красиво писать. Вот если бы умела…
  • Блин! Надо написать статью, я обещала команде, мы взяли это в спринт, теперь я должна это сделать…
  • Так, стоп. (Один коуч задал мне сильный вопрос на тему статьи «А что для тебя лично эта тема ответственности?»). Я же знаю, чего именно хочу! О магия, три часа полета и статья готова

(1-оправдание, 2-стыд, 3-обязательство, 4-ответственность)

К четвертому этапу я осознала, в чем на самом деле моё желание: начать делиться своими открытиями и опытом в этом пути, который меняет восприятие себя и мира.

Вдруг это тот самым момент кто-то из читающих расслышит свои желания и довериться им? Тогда, кажется, мы попутчики

Responsibility (Ответственность)

И если нам удалось пройти все мысли, и мы чувствуем в себе свободу и силу делать выбор, создавать, действовать, опираясь на свое собственное горячее желание — это и есть полнота принятия ответственности. Это расправленные крылья за спиной, радость и тепло внутри.

Responsibility Ответственность Владеть способностью и силой создавать, выбирать и действовать.
Quit Уход Сдаться и уйти, чтобы не переживать неприятные ощущения от стыда и обязательств.
Obligation Обязательство Делать то, что я должен делать вместо того, что я на самом деле хочу делать.
Shame Стыд Обвинение себя самого
Justify Оправдание Есть внешние обстоятельства, на которые я не могу повлиять.
Lay Blame Обвинение Другой человек виноват в том, что я не могу сделать то, что хочу.
DenialОтрицание Игнорирование существования проблемы

Нет «плохих» и «хороших» сюжетов, нет задачи избавиться от них, есть возможность начать их осознавать и встречаться лицом к лицу с тем, что на самом деле преграждает нам путь к желаемому. Наши мысли

Ты не несешь ответственность за чувства других людей

Спина

— То есть в школу работать ты после института не пошёл?

— На тот момент у меня уже были жена и сын, а зарплата учителя оставляла желать лучшего. Нужно было содержать семью. Я получал зарплату и премиальные, играя в футбол, учился в аспирантуре — получал небольшую стипендию, а также шабашил на стройках. Летом 2007 года, уйдя на каникулы в институте, я устроился работать торговым представителем: ездил по всей Мордовии, порой за день мог наколесить 800 км.
— Одна из таких поездок и оказалась роковой?

— Да. Работа торгового представителя довольно выматывающая: утром сел за руль и на весь день. А я только-только получил права — не было достаточного опыта. 10 июля я возвращался в офис, забрав выручку в одном из магазинов, заснул за рулём и вылетел с дороги.

…Очнулся — машина в стороне и звонит телефон. Я попытался доползти до него, но адски болела спина. Какой-то мужчина (не помню его лица) нашёл телефон, набрал номер, который я продиктовал.

Ты не несешь ответственность за чувства других людейВ 2007 году Семён попал в автокатастрофу

— Кому ты позвонил?

— Я позвонил сестре и сказал, что попал в аварию и сломал позвоночник.

— Ты так сразу понял, что произошло?

— Спина сильно болела, и ногами не мог пошевелить. Хотя, конечно, таких глубоких знаний, как сейчас, у меня тогда не было. Я не знал, насколько это серьёзно, что это связано со спинным мозгом. Просто очень спина болела.

— А что потом? Больницы, реабилитация?

— Да, приехала скорая, забрала меня сначала в районную больницу, потом перевели в Саранск, там сделали операцию. Через месяц выписали, и началась реабилитация.

Полгода занимался дома, носил корсет, потом начал тренироваться с врачом, ездить в реабилитационные центры.

— Психологически было тяжело?

— Когда произошла авария, мне было 25. Вчера ты бегал, а сегодня катаешься на коляске — это трудно принять. Но мне повезло — семья и друзья были рядом. Депрессий, длящихся неделями, когда не хочется ни есть, ни пить, у меня не было. Бывали моменты, когда просто хотелось побыть одному.

Обсуждение:

  • Трудно ли было писать письмо? 

  • Всё ли вы высказали, или что – то осталось невысказанным? 

  • Изменилось ли ваше состояние после написания письма?

Упражнение 9. «Гора»

Цельпроработка проблем межличностных отношений.

Материалы: лист бумаги А4, цветные карандаши, ручки.

Инструкция 1 Актуализация: «Давайте вспомним ситуации общения с теми людьми, контакт с которыми вызывает наибольшие трудности. Расскажите о том, чем вы готовы поделиться».

Инструкция 2Рисование: «Нарисуйте гору».

Обсуждение:

  • Легко ли забраться на гору?

  • Какой была бы ее реальная высота?

  • Что видно с горы? Справа? Слева? Спереди?

  • Если стоять на горе, то легко ли с нее спуститься?

Примечание. Подростки высказывают свои ощущения от рисунка. Тренер говорит о том, что гора — символ взаимоотношений с людьми, и ассоциативно, символически можно сделать выводы о том, какими видятся межличностные отношения, в которые они вступают.

Инструкция 3 Коррекция: «Дорисуйте на своем рисунке то, что по вашему мнению украсит рисунок и сделает гору более доступной».

Примечание. Результаты обсуждаются. Данное упражнение позволяет в символической форме, проективно поработать с проблемными ситуациями в общении.

Упражнение 10. «Правила для других»

Цель:способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества в системах: «родитель-ребенок», «учитель — ребенок», «ребенок-ребенок», определение способов конструктивного разрешения ситуаций, возникающих между участниками взаимодействия.

Материал: листы А4, ручки.

1 часть. Формулирование правил

Инструкция 1: «Перед вами лист бумаги. Разделите его вертикальной чертой на три части. В первой из них напишите список ПРАВИЛ (запретов) для твоих родителей, соблюдение которых позволит тебе чувствовать себя комфортно и поможет восстановить доверительные уважительные отношения между вами. Во-второй, правила для учителя. В-третьей, правила для сверстников».

Обсуждение:

  • Сложно было выполнить задание? Почему?

  • Что ты чувствовал?

  • Нужны ли нам в жизни правила? Почему?

  • Чему будет способствовать выполнение этих правил?

Примечание. Если подростки формулируют свои правила с частицей НЕ, то необходимо переформулировать их в позитивные утверждения без НЕ, например, НЕ кричи так громко/ будем разговаривать тихо.

2 часть. Создание Программы

Инструкция 2: «Каждое правило имеет свою цель, оно пытается человека чему-то научить и это важно понимать. Давайте подумаем и сформулируем, чему их учит каждое правило, например, БУДЬ ответственным и т.д.»

Обсуждение:

  • Нужны ли нам говорить о наших ожиданиях окружающим? Почему?

  • Имеем ли мы на это право?

  • Что случится если мы не будем бороться за себя? (снижение самооценки, изменение ценностей, отказ от целей, негативные эмоции)

Упражнение 11. «Голос благодарности»

Цель: осознание и поиск позитивного вклада окружающих в формирование личности ребенка, развитие умения выражать благодарность.

Инструкция: «Сегодня мы говорили о трудностях и проблемах. Но есть факты и события, за которые мы всегда благодарны близким людям. Давайте сейчас их вспомним и перечислим. Продолжите предложение «Я благодарен за…».

Упражнение 12. «Маяк» (визуализация)

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, гармонизация внутреннего состояния.

Инструкция:Сядьте удобно. Закройте глаза. Расслабьтесь. Дышите глубоко и медленно.

Представь маленький скалистый остров вдали от континента. На вершине острова – высокий, крепко поставленный маяк. Представьте себя этим маяком, стоящим на скалистом острове. Твои стены толстые и прочные, даже сильные ветры, постоянно дующие на острове, не могут покачнуть тебя. Из окон верхнего этажа ты днем и ночью, в хорошую и плохую погоду посылаешь мощный пучок света, служащий ориентиром для судов. Помни о той энергетической системе, которая поддерживает постоянство твоего светового луча, скользящего по океану, предупреждающего мореплавателей о мелях, являющихся символом безопасности людей на берегу. Теперь постарайся ощутить внутренний источник света в себе – света, который никогда не гаснет».

13. Обратная связь.

Цель:подведение итогов занятия, развитие рефлексии и аналитического мышления.

  • Чем мы сегодня занимались?

  • Что было самым трудным?

  • Что было интересным?

  • Что тебя удивило?

  • Как это можно использовать?

Спорт

— Здравствуй, Семён! Рада приветствовать тебя на страницах Лайфхакера.

— Здравствуй, Настя! Спасибо, что пригласили.

— Расскажи, где ты родился и учился?

— Родился в Саранске, там же пошёл в школу. Учился хорошо, закончил школу без троек. Поступил в педагогический институт — по образованию я учитель физкультуры и ОБЖ.

Семья у меня абсолютно простая: мама работала на заводе, папа — водитель. У меня три старших сестры, так что по современным меркам семья большая.

Ты не несешь ответственность за чувства других людейСемён с детства занимается спортом

— И никаких дворовых тусовок, плохих компаний?

— От всех этих «уличных проблем» меня спас спорт. Я всегда был спортивным: занимался баскетболом, волейболом, конькобежным спортом, ходил в бассейн. До пятого класса метался между спортивными секциями: было интересно всё попробовать. А потом пришёл тренер по футболу и предложил попробовать погонять мяч.

С тех пор я стал серьёзно заниматься футболом. После выпуска из юношеской спортивной школы играл за мордовскую «Светотехнику». Вплоть до аварии.

Я в этом мире для того, чтобы сделать его лучше

— Семён, помимо восхождения на Эльбрус, в копилке твоих достижений есть звание чемпиона Мордовии по плаванию. Ты планируешь отправиться на Паралимпиаду в Рио?

— Планирую выиграть её. После травмы мне было интересно, получится ли у меня поплавать. Попробовал — получилось. Теперь моя цель — отобраться в сборную и выиграть паралимпийское золото. Ежедневные тренировки постепенно ведут меня к этой цели.

Ты не несешь ответственность за чувства других людейСемён Радаев — чемпион Мордовии по плаванию

— А в горы ещё пойдешь?

— Если будет возможность, да.

— Наш проект называется «Никаких оправданий». Что такое не искать никаких оправданий для Семёна Радаева?

— Не жалеть себя. Жизнь идёт, и это очень клёвая штука. Искать оправдания, чтобы что-то не делать, может каждый, не обязательно быть на коляске. Но тогда жизнь проходит мимо, без ярких эмоций и впечатлений.

Я в этом мире для того, чтобы сделать его лучше. Мне действительно хочется, чтобы меня помнили не только мои внуки, но и правнуки моих внуков. 🙂 Твоя жизнь — это твой выбор.

— Неужели нет ничего предначертанного?

— Нет.

— То есть твоя авария — это тоже твой выбор?

— Да. Точнее, это результат того выбора, который я сделал чуть раньше. Я выбрал работу торгового представителя по районам, будучи неопытным водителем. Мог бы я предположить, что это чревато нагрузками и аварийными ситуациями на дороге? Мог!

Случайности неслучайны. К примеру, мне всегда был интересен спорт, после травмы я начал искать место, где смогу заниматься. Выбрал один адаптивный спортивный клуб, там познакомился с ребятами, которые привели меня в плавание… От выбора зависит результат. Это как мозаика, но рисунок всегда складывается тот, который видишь ты.

— Семён, напоследок пожелай что-нибудь читателям Лайфхакера.

— Спасибо за интервью! Было действительно интересно!