Лекция 5 Ораторское искусство

Похожие материалы

  • Диагностика и развитие эмоциональной сферы и нервно психической устойчивости у сотрудников МЧС России
  • Куклотерапия в коррекционной работе с детьми имеющими психоречевые нарушения
  • Взаимосвязь психических состояний, рефлексии, когнитивных процессов у студентов
  • Риски безопасности психологической среды в условиях детского дома
  • О путях сохранения психического здоровья в педагогической деятельности

Сегодня новые экономические и социальные условия выдвинули на первый план необходимость повышения коммуникативной компетентности, поскольку прагматичное стремление современного человека к жизненному успеху, карьерному росту, профессиональной компетентности немыслимо без умения говорить аргументировано, грамотно, убедительно и красиво. Речь – это лучший паспорт человека .

Овладение искусством общения необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься. Каждый, кто стремиться добиться успехов в жизни, успешно продвигаться по карьерной лестнице, эффективно и грамотно общаться с людьми должен овладеть определенными знаниями и навыками в области межличностного и делового общения .

Ораторское искусство – искусство публичного выступления с целью убеждения. Ораторское искусство – это гармоничное сочетание риторики, приёмов актёрского мастерства и психологических техник. Ораторское искусство и свойства ораторской речи изучает наука риторика .

Бывают ситуации, когда человеку нужно сказать что-то красиво и убедительно, а нужных эмоций в данный момент нет. Здесь требуются особые навыки управления собой, которые можно приобрести в процессе практического применения техник ораторского искусства. Ораторское красноречие, как особый вид искусства, возникло в античной Греции. Ни одна другая древняя культура – ни египетская, ни аккадская, ни китайская, ни индийская – не уделяет такого пристального внимания ораторике, как греческая, и не дают высоких образцов содержательного и стилистического совершенства диалектики и искусства устного слова. Ораторское искусство учит тому, как сделать обычную речь ораторской. Традиции современной ораторской речи берут истоки с античной риторики Древней Греции и Рима. Однако, современные техники ораторского искусства исходят из условий технического развития человечества. Так, оратору сегодня помогает звуковые и визуальные средства, что делает его речь более эффектной, нежели сотни лет назад .

Свойства ораторской речи. Ораторская речь – это вид монологической речи, употребляемый в ситуации, когда говорящий обращается к многочисленной аудитории с целью убеждения . Речь оратора имеет свои особенности построения композиции и стиля, а также особое соотношение языковых и неязыковых средств общения. Можно выделить несколько основных качеств, которые отличают ораторскую речь от других видов речи.

Оратор обращается к народу с ораторской речью – не только донести до слушателя информацию, но и получить ответную реакцию в виде заинтересованности или каких-либо действий. Такая речь всегда имеет агитационный характер. Для этого оратор должен быть воодушевлён предметом своей речи и вкладывать в неё то, что он считает нужным и полезным для его слушателей .

Для того чтобы речь тронула и заинтересовала аудиторию, важен авторитет говорящего или его особый психологический настрой. Чтобы побудить слушателей совершить какие-то действия, оратор, прежде всего, сам делает усилие, требующее особого напряжения воли. Это усилие чувствуется в речи оратора и передаётся его слушателям, побуждая их к действиям.

Влияние психики на качества ораторской речи. Между психикой и голосовым аппаратом человека существует прямая взаимосвязь. Если мысли и чувства, которые желает озвучить оратор, будут слабыми, неясными, робкими или неопределёнными, то и речь его будет такая же. Речевой аппарат будет работать неполноценно. Признаками такой неправильной работы являются прерывистое и поверхностное дыхание, монотонный голос, нечёткая артикуляция и ложная интонация. Для того, чтобы привести речевой механизм в полную «боевую готовность», необходимы яркие, живые мысли и готовность оратора ими поделиться. По мнению Поля Сопера, главная задача оратора – иметь, что сказать, и иметь глубокую потребность выразить это .

В заключение отметим, что мастерство публичной речи, искусство полемики и общения в любом обществе – ключ к популярности, признанию, лидерству, самореализации и высокому уровню жизни .

Повтор

В одном из уроков по развитию памяти на нашем сайте, есть целый раздел, посвященный повторению, потому что повторение – это важнейший принцип запоминания информации. В ораторском мастерстве используется повтор, который глубже закрепляет в сознании аудитории основную мысль выступления, повышает убедительность речи оратора, вызывает у слушателей воспоминание, помогает правильно организовать речь, представить новую информацию как уже знакомую. Так что если вы хотите, чтобы ваши слушатели хорошо запомнили необходимую информацию, повторяйте ее и получите нужный эффект.

Однако следует учитывать, что обыкновенное дословное повторение материала эффективно только в определенных обстоятельствах, в большинстве случаев повторы становятся действенным приемом оратора исключительно при умелом их оформлении в речи. Можно выделить следующие виды повторов:

  • Дословный повтор. Этот вид используется достаточно редко: только при дословном цитировании, или для намеренного акцента на конкретной фразе, особенно на восклицании. Например, Мартин Лютер Кинг практически в каждом предложении своей знаменитой речи восклицал: “I have а dream!”. Кроме того, как в прозаической, так и в поэтической речи часто используется прием, близкий к дословному повтору, анафора. Суть анафоры заключается в повторении сходных звуков, слов или групп слов в начале отдельных фраз. Анафора также играет большую роль в формировании четкого устоявшегося образа высказанной идеи в сознании слушателей.
  • Варьируемый повтор. Чаще для повторения важных мыслей в ораторской речи используется варьируемый повтор, то есть возвращение к уже сказанному ранее в ином словесном оформлении, выражение одной и той же мысли другими словами. Смысловое содержание повтора в этом случае будет преподноситься слушателям с разными оттенками, что сделает идею более яркой и выразительной.
  • Расширенный повтор (разъяснение или рекурсия) – повтор уже произнесенной мысли с включением в нее новых слов для развития основных идей и образов вашего выступления. Если выражение мысли, выбранное вами первоначально, не кажется вам достаточно убедительным, к нему стоит вернуться по ходу выступления и дополнить его, пояснить. Однако лучше не злоупотреблять этим приемом, так как излишне часто повторяемые ваши слова и идеи могут показаться слушателям навязчивыми, утомительными (вспомните знаменитое шутливое стихотворение «Дом, который построил Джек» в переводе Самуила Маршака или песню Александра Пушного «Ночной дозор» с бесконечным количеством расширенных повторов). Постарайтесь использовать больше емких и кратких образов вместо частых повторений с подробными разъяснениями.
  • Частичный повтор и рафинирование (обобщение) используется для краткой ориентации слушателя в ранее изложенном материале, например, перед переходом к новой части выступления. Это обобщающий повтор, в виде нескольких точных кратких высказываний. Данный прием особенно подходит для обучающих выступлений (лекций), когда лектору необходимо периодически подытоживать полученные ранее выводы.

3 Этапы подготовки речи.

Работу по
подготовке речи можно подразделить на
две основные фазы: докоммуникативную,
т.е. подготовку выступления и
коммуникативную–взаимодействие
с аудиторией.

В докоммуникативной
фазе различают два начальных этапа:

определение темы
и цели выступления; оценка аудитории
и обстановки.

Работа на этих
этапах носит характер учета и оценки
объективных данных: тема и цель
выступления обычно задаются программой,
расписанием и т.п. Состояние аудитории
и обстановка также не выбираются
выступающим.

Определение темы
и цели выступления

Тему выступления
следует тщательно выбирать. Если есть
возможность, то нужно остановиться на
том, что хорошо знакомо и интересно
лично выступающему. Тогда это, возможно,
будет интересно и значимо для других.

Затем, нужно
попробовать сузить темы выступления,
чтобы она представляла наибольший
интерес. Необходимо решить: описывать
ли предмет, разъяснять что-либо о
предмете, оспаривать ли некую точку
зрения или излагать новую версию.

Не надо пытаться
«втиснуть» слишком много материала в
ограниченное время. Еще Шекспир сказал:
«Где мало слов, там вес они имеют».

Если есть
возможность, то необходимо подумать
над будущей речью несколько дней. За
это время появится множество новых
идей.

Стержневая идея
– это основной тезис, который необходимо
ясно сформулировать с самого начала.
Знание цели усиливает внимание. В речи
может быть несколько стержневых идей,
но не более трех

Стержневая идея
дает возможность задать определенную
тональность выступлению. Например,
доклады на научно-технические темы
могут произноситься с сердитой,
упрекающей интонацией, смысл которой
состоит в не произносимых, но
подразумеваемых выражениях типа «Если
вы не сделаете этого, то пожалеете»,
или «Не могу понять, почему вы не делаете
то-то и то-то». Подобный слегка раздраженный
тон позволяет докладчику эффективнее
донести свою идею до слушателей.

Возможные
интонационные окраски выступлений
следующие:

мажорная;

беспечная или
юмористическая;

шутливая;

сердитая или
упрекающая;

мрачная;

торжественная;

предостерегающая;

просительная.

Сформулировать
основной тезис означает ответить на
вопрос, зачем говорить (цель) и о чем
говорить (средства достижения цели).

Требования к
основному тезису выступления:

фраза должна
утверждать главную мысль и соответствовать
цели выступления;

суждение должно
быть кратким, ясным, легко удерживаться
в кратковременной памяти;

мысль должна
пониматься однозначно, не заключать в
себе противоречия.

После подготовки
плана выступления полезно проконтролировать
себя вопросами:

Вызывает ли мое
выступление интерес?

Достаточно ли я
знаю по данному вопросу, и имеется ли
у меня достаточно данных?

Смогу ли я закончить
выступление в отведенное время?

Соответствует ли
мое выступление уровню моих знаний и
опыту?

«Подлинно
движущая и направляющая сила внешних
данных и приемов оратора заключается
в его глубоком переживании взаимного
общения с аудиторией. Настоятельная
внутренняя потребность выполнить свой
долг перед слушателями даст для
правильного внешнего поведения гораздо
больше, чем нарочитые технические
приёмы. Влияние ухищрения в осанке,
манерах, жестах, никогда не создадут
настоящего облика оратора, воодушевленного
мощной идеей и желанием поделиться ею
с аудиторией».

П.
Сопер.

Для публичного
выступления требуются те же данные,
что и в обычном разговоре. И все же
многие обнаруживают робость, когда их
просят выступить.

Выступая перед
аудиторией надо «не бояться ничего,
кроме самого страха». Застенчивость –
довольно обычное явление у начинающих
ораторов.

Сохранять уверенный
вид. Уверенный вид действует на слушателя.
Если вы внушите ему веру в ваши
возможности, у вас самих возникнет
чувство уверенности в себе. При
необходимости сделать несколько
ослабляющих вздохов перед началом
речи. Надо быть особенно осмотрительным
во вступительных замечаниях. Если
поддаться первому побуждению – спешить,
ваша нервозность только возрастет.
Паузы надо делать так часто, как
посчитаете нужным. Не надо стесняться,
когда случайно оговорился. Слушатели
не придадут этому никакого значения,
если самим не смутиться.

Преодолеть страх
действием. Футболист борется с нервным
возбуждением перед началом игры
энергичной разминкой. Надо действовать
подобным же образом: не бояться приступить
сразу к делу. Вы только увеличите
напряжение, если не разрядите его.
Придется иметь в виду, что предстоит
учиться на опыте и на ошибках. Может
быть, чувства уверенности и не будет,
но энергично произнесённые фразы
произведут впечатление на слушателей.
Препятствия на пути к мощному слову и
делу не устранимы без мужественного
упражнения воли.

Принцип 4. Контролируем реакцию людей

Структура убеждающей речи должна быть логична и последовательна, только так можно оставаться главой положения и привлекать к себе внимание. Способы оптимального построения выступления долго искать не нужно, их уже давно составили и озвучили известные психологи и ораторы, также вы можете прочитать их в нашей статье — ораторское мастерство

Чтобы контролировать ситуацию, можно воспользоваться несколькими методами.

Лекция 5 Ораторское искусство

Метод озвучивания доказательств

Если аудитория еще не сложила определенные позитивные или негативные установки в отношении вашего вопроса, можно воспользоваться этим способом. В соответствии с ним вы описываете вашу цель, а затем озвучиваете собранные доказательства

При этом второе по важности доказательство говорится в начале выступления, самый важный довод озвучивается в конце, а все остальные – в любом порядке в середине

Вот пример убеждающего текста, построенного по этому методу:

Метод решения проблем

Это не менее эффективный способ, который подойдет при общении с аудиторией, настроенной нейтрально или даже слегка негативно. Он предполагает:

  • Формулировку актуальной проблемы.
  • Убеждение, что ваше предложение способно ее решить.
  • Убеждение, что ваше предложение является наилучшим из любых возможных, поскольку оно приносит максимум положительных результатов.

Пример того же текста, построенного по данному методу:

Метод сравнительных достоинств

Этот способ состоит в том, что вы перечисляете публике все преимущества вашего предложения. Он подходит для общения с аудиторией, положительно настроенной к вам.

Пример текста, составленного по этому методу:

Эти примеры достаточно общие, но по ним можно понять суть убеждающей речи и составить хорошую ораторскую речь по подобию.

Особенности ораторской речи

Ораторскую речь характеризуют такие особенности:

Устное изложение. Процесс коммуникации с аудиторией происходит непосредственно при озвучивании мыслей. Тексты для ораторского выступления усваиваются на слух и строятся так, чтобы быть легкими в восприятии.

Наличие обратной связи. Хороший оратор чувствует аудиторию. Он различает настроение, ловит реакции на сказанное, угадывает наметившиеся вопросы и гибко строит дальнейший диалог.

Применение различных средств общения. Использование жестов, пантомимики, интонации и других невербальных способов присуще именно ораторскому искусству, чем и отличает его от обычной устной речи.

Связь между текстом, подготовленным для выступления, и его устной интерпретацией. Выбор правильной тональности общения помогает преподносить информацию в доходчивой форме и находить контакт с аудиторией.

Лекция 5 Ораторское искусство

Софизмы

Софизмы (от греч. «хитрая выдумка, уловка») — это ложные высказывания, которые, тем не менее, при поверхностном рассмотрении кажутся правильными («мнимые доказательства» по Аристотелю). Софизм основан на преднамеренном, сознательном нарушении правил логики оратором для введения в заблуждение слушателей. Софизмы бывают логические, терминологические, психологические и другие. Подробнее софизмы как один из приемов ораторского искусства описаны отдельно в специальной статье в разделе «статьи», однако мы не рекомендуем использовать софизмы в своей речи, поскольку прибегать к ним следует только в крайнем случае, когда остальные приемы не действуют. Если вы будете уличены в использовании софизмов, впоследствии вам будет крайне сложно убедить аудиторию в вашей объективности и правоте.

Все перечисленные выше ораторские приемы часто взаимосвязаны, и один прием влечет за собой использование другого. Тем не менее, не стоит применять их слишком кучно, иначе они могут начать работать не на вас, а против вас

Приемы различаются функционально: некоторые из них влияют на содержательную сторону выступления и способны удерживать внимание слушателей, убеждать их в своей точке зрения, тогда как другие направлены на подготовку аудитории и оформление материала. Многие из рассмотренных риторических правил ораторы могут использовать интуитивно, но при подготовке к выступлению мы рекомендуем вам сознательно ознакомиться со всеми приемами, чтобы наверняка не упустить из виду их возможное влияние и эффект на восприятие вашей речи слушателями

Принцип 3. Собираем доказательства

Даже в повседневной жизни мы не делаем что-либо без причин. Вот и слушателям нужны причины, из-за которых они сочтут вашу идею рациональной и поддержат ее. Вам нужно собрать доказательства вашей правоты, то есть объяснить, почему ваша цель достойна внимания.

Лекция 5 Ораторское искусство

Если вы хорошо знакомы с темой вашего выступления, скорее всего, у вас уже есть разумные доводы. Если нет, постарайтесь их собрать как можно больше. Затем выберите несколько самых достойных, важных.

Стоящие доказательства должны быть:

  • Подтверждены фактами.
  • Иметь прямое отношение к теме выступления.
  • Быть интересны аудитории.

Спросите себя: откуда вы взяли эти доказательства, современны ли они и относятся ли к выступлению? Ответы на эти вопросы подскажут, правильные ли доводы вы собрали.

Искусство как высшая степень мастерства

Искусство
— высокая, может быть, даже высшая степень
умения, мастерства в любой сфере
человеческой деятельности: в литературе,
музыке, живописи, танце, архитектуре,
но искусство человеческого общения —
это особо сложная и весьма ответственная
сфера бытия. Слово имеет безграничную
власть над человеком, над обществом.
Лишь позже, в зрелые годы, мы начинаем
понимать, что за словом должен стоять
и поступок, дело… Но «в начале было
Слово…», и слово, речь могут вдохновить,
позвать на подвиг, а могут и убить.
Вдумайтесь в проникновенные слова
Иисуса Христа о добре, любви, терпимости,
служении… Но вспомните и о речах вождей
мирового пролетариата или борцов за
чистоту арийской расы — сколько миллионов
жизней уничтожено и искалечено ими!

Многочисленные
тесты, опросы, эксперименты доказали,
что человека больше всего волнуют два
вопроса: его здоровье и вопрос о том,
как разбираться в людях, как воздействовать
на них, как руководить ими, их поступками?
Интерес к своему здоровью понятен, и
именно эту слабинку души человеческой
так успешно эксплуатируют колдуны,
шаманы, «народные целители» и экстрасенсы
всех мастей. А вот с умением разбираться
в людях дело обстоит сложнее, хотя на
обладание этим искусством претендуют
все! Что тут сложного? Мудро замечено,
что любой человек немного недоволен
своей внешностью, но вполне удовлетворен
своим умом. А раз человек умен, то оценить
другого, посплетничать о нем — любимое
и увлекательное занятие для развития
аналитических талантов, и этого достаточно
для самоутверждения (cogito, ergo.sum — я мыслю,
следовательно, я существую). Но проблема,
увы, очень сложна, и понять человека,
убедить его, повлиять на его поступки
совсем непросто.

У
руководителя любого ранга, который
ежедневно, ежечасно общается с людьми,
нет ничего, кроме Слова и знания принципов
и методов искусства управления. Но это
большая сила, если ты Мастер. Америка,
да и весь мир были ошеломлены выводами
Технологического института Карнеги:
если специалист в области промышленного
производства достиг крупных успехов,
то своими достижениями он обязан на 15%
своим специальным знаниям, а на остальные
85% — своей способности руководить людьми,
таланту руководителя, знанию человеческой
природы. Итак, задача руководителя —
создать такие условия, чтобы коллектив
трудился с максимальной отдачей. Кажется,
что самый простой и понятный способ —
разумная система материального
вознаграждения. Но оказывается, что
действительные побуждения к труду,
мотивация деятельности весьма сложны,
а временами их трудно определить

Важно
понять основные модели мотивации, т.е.
способы побуждения себя и других к
деятельности для достижения личных
целей (собственная мотивация) и для
достижения целей организации (корпоративная
мотивация)

Не
хотелось бы сужать рамки искусства
управления только его утилитарными
функциями — методы этого искусства
одинаково применимы для любых жизненных
ситуаций: взаимоотношений в семье,
выступлений на совещании или шутливых
поздравлений на дне рождения друга,
умения вести спор (а может быть, умения
избежать его?), умения убедить сотрудника,
и даже весь коллектив, отдавать работе
максимум усилий или сказать девушке
такие слова, что ее сердце дрогнет.

Принцип 5. Мотивация это важно

У людей должен быть стимул. И это не просто решение их проблем. Они должны ощущать, что хотят пойти за вами. Наиболее популярный стимул – это взывание к гражданскому долгу. Если общественность будет уверена, что ее действия – это поистине важный человеческий и героический поступок, она пойдет за вами без вопросов.

Лекция 5 Ораторское искусство

Будьте внимательны, если то, что вы требуете от людей, будет стоить им денег или времени, результат от их потери должен соответствовать их ожиданиям.

Например, в одном из текстов люди должны потратить время, чтобы выстоять в очереди и подписать петицию. Но взамен они получат свое здоровье и здоровье близких людей. Вы снимаете с них угрозу заболевания, это и есть мотивация.

Принцип 2. Ориентируемся на слушателя

Любая аудитория придерживается каких-либо установок. Установка – чувства аудитории, связанные с каким-либо поводом, объектом, человеком, вопросом и т. д. Установка – это, своего рода мнение. Например, фраза «Я считаю, что необходимо всерьез заниматься иностранными языками» означает, что человек обладает положительной установкой на владение иностранными языками.

Убеждающая речь обязывает оратора узнать, какого мнения придерживаются слушатели по конкретному вопросу. Правильный анализ целевой аудитории помогает более адекватно оценить шансы на успех публичного выступления. Собрав всю нужную информацию об ориентировках людей на вашу установку, можно сформировать примерный план действий:

  • Если слушатели позитивно относятся к вашей установке, то есть разделяют ваше мнение по конкретному вопросу, то стоит обдумать, чего бы вы хотели от них. Ваша задача – разработать конкретный план выступления, который поможет побудить людей совершить нужное вам действие.
  • Если мнение аудитории нейтральное или оно попросту отсутствует, вам нужно его сформировать, причем в выгодном для вас свете. Если люди не осведомлены в вопросе, который вы озвучиваете, вам нужно проинформировать их, после чего склонить к своим убеждениям. Если люди обладают необходимой информацией, но занимают нейтральную позицию, ваша задача – привести как можно больше аргументов, которые подтверждают вашу точку зрения. С такой стратегией привлечь аудиторию на свою сторону не составит труда.

Лекция 5 Ораторское искусство

Отдельно стоит обсудить ситуацию, в которой слушатели не согласны с вашей точкой зрения:

  • Если аудитория не принимает вашу цель, но настроена умеренно, не враждебно, стоит попытаться привлечь их на свою сторону с помощью аргументов и фактов. Информация должна быть представлена объективно, кратко. Не должно быть расплывчатости, лжи или недосказанности. Представьте себя на месте слушателей. Хорошая речь – это такие слова, которые, если не поменяют точку зрения на противоположную, то хотя бы заставят скептически настроенных людей начать верить оратору и обдумать его мнение.
  • Если аудитория настроена враждебно, любые попытки сразу поменять ее мнение с помощью публичного выступления, скорее всего, закончатся фиаско. В этом случае к теме разговора лучше подойти издалека, начав речь с незначительного, но адекватного предложения людям. Вы должны показать, что даже маленькая ваша идея чего-то стоит. Позже, уже в другом выступлении можно предложить людям продвинуться дальше. Вероятно, к этому моменту они уже будут вас воспринимать как человека, который предлагает достойные цели.

Но не стоит слишком полагаться на одну лишь речь. Порой даже самые лучшие слова не приводят к нужной цели, если речь идет о враждебно настроенной аудитории.