Ум, разум, рассудок, слово
Задачи человеческого ума и разума
Ум незаменим в подробной, конкретной работе. Расчленить целое на части, разобрать и понять каждую из них, проанализировать и опираясь на прежний опыт вынести умозаключения.
Иногда, занимаясь такой углублённой работой, ум, зацикливаясь на этом процессе, взращивает непомерное эго, и желает контролировать всё и вся. При этом он не обладает способностью к глобальным выводам, охватить всю проблему целиком. Поэтому застревает в отдельных фрагментах, которые сам для своего же удобства и вычленил из целого. И, поскольку делать обобщения не способен, то в оценке ситуации всё время возвращается к прошлому, чаще всего печальному опыту. И все страхи, и опасения, выработанные в прошлом, закрепляются ещё раз.
И когда человек способен вырваться из ограничений ума, повышать свои вибрации, подниматься от практического решения ситуации к обобщениям, контролировать свои мысли и направлять их в другую, пока неизвестную и поначалу пугающую сторону, то ему открывается дверь, ведущая к Разуму, который не руководит, не навязывает свою точку зрения, не оценивает, не призывает к прежнему опыту. Он − часть Сущности, существующей объективно.
В то время, как ум всегда настаивает на своей правоте, разум ведёт человека в мир непознанного и предоставляет человеку возможность найти и понять своё, новое понимание мира, отличное от того, которое было ему навязано.
Ум всё время направляет человека к достижению какой-то конкретной цели: построить карьеру, достичь богатства, быть первым. Таким образом он доказывает свою нужность и превосходство над другими. Поначалу человеку это кажется правильным путём развития. Ведь всё время в движении, в стремлении к новым вершинам! Но если следующий результат не достигается так же быстро, как предыдущий, появляется страх не достичь, не успеть, выпасть из обоймы, не быть успешным.
Человек находится в замкнутом круге, ставит всё более высокую планку, в силу каких-то причин срывается, истязает себя мыслями о недостижимом, снова пытается. В результате, в погоне за миражами изнуряет себя душевно и физически, счастья в общепринятом понимании так и не достигает, и приходит к душевному кризису.
Но если человек способен остановиться, сделать шаг в сторону и выйти из круга, погрузиться в свой глубокий внутренний мир и посмотреть на него не с позиций общества, в котором живёт, а с точки зрения Вечности, то он может приблизиться к Разуму. И вдруг откроется, что Разум не гонится за впереди бегущим и не стремится к достижению конкретных целей.
И тогда многое становится ясным и понятным. Когда понимаешь, что, живя в обществе и невольно проникаясь его ценностями, можно жить и отдельно от него, без ненужной суеты и борьбы за место под солнцем. Тогда всё происходящее будет течь в спокойном, удобном ритме и ощущение жизни поднимется на другой, более высокий уровень.
Исходя из этого, можно сделать небольшой вывод о двух видах отношений с реальностью
1. Ум − это инструмент сознания личности, он обращён вовне.
2. Разум человека функционирует на другой, более высокой энергетической частоте. Он получает необходимую информацию, идущая изнутри, из Души человека.
3. Разуму, который свободен от предвзятостей, оценок и зацепок за опыт, незачем навязывать свою точку зрения и что-то разделять. Он сливается с энергетикой конкретного обстоятельства и извлекает необходимую информацию, которая называется осознанием.
Высший и низший разум
Человек может обладать сильным разумом, но использовать его в эгоистических целях. Тогда такой разум нельзя назвать правильным. Он может являться сильным, но обладание таким разумом, дает человеку широкое поле для деятельности, которое он может направить на благо других. Использование такого совершенного инструмента для удовлетворения своих низменных чувств – равно преступлению. Это подобно тому, как если бы дикий человек дробил орехи микроскопом. Такой разум называется низшим.
Низший разум не обладает знанием. Он способен поставить правильную цель, в соответствии со своими убеждениями и достичь её. Но он сделает это исключительно из порочных, низменных побуждений. Такие люди погружаются в деятельность, но не находит удовлетворения, так как их мотивы направлены на удовлетворения их собственных желаний. Желания в свою очередь постоянно ненасытны и требуют с каждым разом больше наслаждений. Так возникает замкнутый круг: человек не способен остановиться, но и это не приносит ему счастья, даже несмотря на правильную цель.
Высший разум приводит человек к удовлетворению возвышенных потребностей:
- самореализация
- благотворительность
- развитие
- совершенствование
- понимание себя
- помощь другим
- раскрытие потенциала
- обретение духовного блага
- обретения вкуса к внутреннему счастью
Но не находя его в материальном пути жизни, у такого человека возникает одна мысль: “Надо делать больше“. Так, человек попадает в петлю.
Низший разум обречен на страданий. Потребности разума отличаются от потребности чувств. Это уже другой уровень. Основной потребностью разума является самореализация. В обществе – это помощь другим. Наедине с собой – это саморазвитие и духовная жизни. Чем сильнее разум у человека, тем более возвышены потребности и тем более они отдалены от потребностей чувств.
Человек обретает высший разум, когда приобретает и практикует истинные знания. Получая знания, он обретает покой и новый вектор развития, реализуя который, человек способен обрести умиротворение и ряд положительных качеств, которые послужат причиной счастья. В свою очередь, избавление от негативных качеств, приносящих страдания, также позволит человек стать более счастливым.
С одной стороны, такой человек обрел умиротворение, с другой стороны получил новое поле для деятельности. Сильный разум стремится к совершенству, но не к могуществу. Не зная, что совершенство заключается в духовном пути, человек ищет совершенство в частичных проявлениях совершенства: богатстве, могуществе, силе, славе, мудрости, красоте. Но он не находит то, что искал. Совершенство является источником для вышеперечисленных явлений и они исходят из него.
Высший разум побуждает человека действовать из благих намерений, исполнять свой долг, познавать свою истинную природу, искать совершенства и своим примером доказывать что это правильно. Ведя такой образ жизни, человек уже не нуждается в материальных удовольствиях, ибо обретает ещё более сладкий вкус. Он открывает для себя более привлекательные области жизни, продвижение в которых только усилит этот вкус.
Системный подход и фундаментальная теория
Это может быть интересно
Think different: формальное и диалектическое мышление
Системный подход ещё в прошлом веке утверждал, что любая функция мозга осуществляется не локальными структурами, а системами таких структур. С этим соглашались многие учёные всего мира, — например, Вернон Маунткасл, описавший модульную организацию коры мозга, или Александр Лурия, основатель отечественной нейропсихологии.
Сегодня наука о мозге располагает фантастическим набором исследовательских средств, которые позволяют ей отказаться от тупиковых метафор.
Например, что мозг и разум — это компьютер, голографическая установка или божественный дар. Современная наука использует знания и подходы всех рассмотренных этапов. Например, очень скоро мы исполним заветную мечту исследователей сопоставляющего этапа и сможем регистрировать активность мозга средствами носимого ЭЭГ.
Логически возникает необходимость в фундаментальной теории мозга и разума, как когда-то возникла необходимость междисциплинарного объединения наук. Возникновение гиперсетевой модели мозга основано на опыте предыдущих достижений в системном подходе. Любой мозг — это сеть. Любой разум — это сеть. Их соотношение — это гиперсеть, которая может быть формально описана. На Newtonew уже рассказывали о коннектоме и когнитоме в одной очень интересной статье. Фундаментальная теория должна ответить на вопрос «что есть любой мозг?»
Кое-что об активности мозга.
Секретный тумблер
В тот момент, когда мы, движимые мощной бессознательной силой, совершаем различные поступки, нужно посмотреть на себя со стороны и постараться улыбнуться. Если оценить происходящее сознательно, глядя на себя чуть-чуть со стороны, и просто наблюдать за тем, что происходит, то впечатления от ситуации не оставят глубокие отпечатки в памяти и не усилят то самое качество, которое эту ситуацию вызвало. В конце концов, можно будет постепенно получить власть над обстоятельствами и перестать быть послушной игрушкой в руках каких-либо качеств (или гун). Тогда мы получим осознанный опыт.
Присутствие сознания позволяет выйти из-под влияния бессознательного. На этом основывается большинство психотерапевтических методик. Когда проблема становится осознанной, разум начинает ее переваривать и помещает туда, куда нужно.
Как очистить сознание?
Мы воспринимаем мир через призму ума. Ум надо очищать от глупостей и беспокойств. Плохой – тот, кто говорит о плохом. Контроль чувств. Признак грязного ума — усталость. Самооправдание ума. Пресытился материальным – радуйся тому, что имеешь. Откуда берется мода? От духовной практики не устают. Мы учимся только на своих ошибках. В доме сознания – четыре стены. Память оперативная и глубинная. Мы помним эту жизнь и прошлые. Не лезьте в прошлую жизнь! Как одухотворить сознание? Самскары. Болезни – от плохих самскар. Семя, росток и дерево. Сильная самскара вытесняет слабую. Самскары и современная психология. Ум-воображала. Нужно поощрять себя за работу! Наш враг – внутренний диалог. Начало внутреннего диалога — претензии. Как относиться к «духовным» гордецам? Обратная связь. Быть в настоящем моменте.
Направленность ума и разума
Роль человека в социуме, его место и значение, зависят от его умственного развития.
Поэтому ум, как идентификация личности, её сознания, направлен вовне, он передаёт в окружающую среду своё понимание, свою оценку и свою позицию.
Человек, получая внешнюю информацию, с помощью ума анализирует её, определяет своё положение в социуме и находит своё «я», отождествляясь с обществом или не соответствуя ему. В этом и проявляется так называемое «эго», как принцип самосознания и самовыражения.
Разум действует на другой частоте, идёт из глубин Души. Он не только сопоставляет, сравнивает, обрабатывает информацию, но и способен охватить как всю картину в целом, так и роли отдельных личностей. Он не отождествляет себя с увиденным и услышанным, он воспринимает отстранённо, как бы глядя сверху. Такое постижение ситуации называют ещё осознанием.
Давайте попытаемся и мы дать определения этим двум субстанциям:
Управление сознанием
Как наши претензии порождают внутренний диалог? Самобичевание и жалость к себе – тонкие наслаждения ума. История о мудром земледельце. Не напрасны ли сожаления о том, чего нельзя изменить? Взгляд на мир сквозь призму грязного ума. Любовь и претензии. Любовь и влечение. Как обрести спокойствие ума? Необходимо убрать из ума претензии и требования. Правильно реагировать на раздражитель — задуматься! Каждый – наш учитель. Мы сами в ответе за свое настроение. Напрасная трата жизненной энергии. Жизнь в ожидании счастья — несчастна. Спокойный ум – залог здоровья. Самооправдание и самовосхваление. Почему ум не признает свою неправоту? Плохо ли любить себя? Реакция ума на замечания. Весь мир желает нам счастья. Сны. ороткая.
Наслаждения ума происходят внутри. Какие лекции слушать хорошо?
Суть ума и суть разума
Ум похож на большой склад, архив информации, которую мы получаем в течении своей жизни. Ум систематизирует, классифицирует, ассоциирует, анализирует и «раскладывает» по полочкам всё информацию.
Например, услышав вопрос «Что за предмет-круглый и зелёный?», большая часть людей отвечает-яблоко.
То есть вы, услышав вопрос — обращаетесь к уму, который вас направляет к полке на которой лежат круглые и зелёные предметы. Там на полке за яблоком, лежит много иных круглых зеленых предметов.
Сейчас я задам ещё один вопрос-посмотрите, как работает ваш ум.
Что за предмет, длинный, продолговатой формы, сиреневого цвета, с серобуромалиновыми пушистыми отростками не правильной формы?
Отследите реакции ума.
Он раскорячился посреди склада и методом ассоциаций пытается найти в своем складе нечто подобное описанному в вопросе. Начинает выдавать варианты баклажан — нет, растение — нет.
И ещё масса вариантов, которые получают ответ — нет.
Ум в бешенстве — как это так, что в его складе нет подобной информации. В такой ситуации, ум зачастую вместо спокойного признания «Не знаю», начинает обесценивать пришедшую информацию — «это фигня какая-то».
Данная таблица нам поможет увидеть суть ума и суть разума.
Ум обеспечивает основные жизненные процессы: есть, спать, размножение. Ум есть у всех животных. Ум человека ориентирован на делание вех процессов приятно. Если нашему уму что-то не приятно, то мы начинаем страдать.
По сути большая часть страданий человека есть «не вписывание реальности ситуации в рамки приятностей ума».
Например, вы сделали отчет по работе и ожидали одобрение от начальника. Вместо этого услышали в свой адрес претензии по недочетам в отчете. Вам не приятны слова начальника, и вы начинаете испытывать страдания, ныряете в негативные эмоции. Это пример типичной игры ума.
Ум всегда ограничен рамками дуального восприятия мира — или плохо, или хорошо, или белое или чёрное и т.д. Очень трудно, человеку, погруженному в ум быть счастливым, ибо ум ориентирован на поиск страданий на ровном месте.
Разум составляющая часть сознания, ориентированная на нравственность, совесть, духовность, творчество, полезность.
Ум не способен справляться с эмоциями и чувствами, ибо они являются по сути его же откликами на входящую информацию. А вот разумность в человека и проявляется как раз как умение управлять умом и эмоциями.
Ещё одна картинка. Которая по сути означает тоже самое что и первая только образы иные.
Когда человек попадает под власть эмоций — лошади управляют колесницей, складывается ситуация опасная для человека.
Лошади стремятся вырвать вожжи из рук возничего и, если у них, получается, наступает состояние аффекта, когда человек и вспомнить не может, как он опрокинул свою, а может ещё и чужую колесницу.
Поэтому про человека, который попал под власть эмоций можно услышать такой сленг «вот ты загнался, вот тебя поволокло по бездорожью, вот ты гонишь».
Разумность в человеке в первую очередь умение управлять своими эмоциями посредством ума.
Смысл в коэффициенте интеллекта IQ, если эмоциональный интеллект EI на нуле?
Никакого.
Так почему же мы так упорно придаем такой вес уму и так мало уделяем времени на познание своей разумности?
Вопрос риторический. опубликовано econet.ru Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь
Сильный и слабый разум
Сильный разум способен выполнять свои функции – ставить и достигать цели, а также контролировать рассудок человека. Без сильного разума невозможна интеллектуальная деятельность, так как она больше всего требует функций разума. Слабый разум не способен взять ответственность и перебороть страх неизвестности, что выражается в отсутствии контроля над чувствами и эмоциями. В этом заключается фундаментальное отличие слабого разума от сильного. Сильный разум направляет человека и позволяет ему действовать исходя из собственной воли, но слабый разум, не обладая качествами сильного, вынужден действовать только по чужой воли, становясь объектом для манипуляции.
Именно по способности выполнять функции и по степени их качества, следует считать разум сильным или слабым. Разум – это целостный элемент и если он силен в одной области – он будет силен и во всех остальных. Очень легко перепутать функции разума с качествами человека: анализ с обладанием информации, достижение цели – с упорством, интеллектуальную активность – с неконтролируемым умом, убеждения – с приспособляемостью. Функции разума исходят из понимания, человек способен объяснить свои мотивы и контролировать их, в то время как качества человека присущи ему не по собственной воли или они были выработаны им механически.
Разум испытывается трудностями, ведь именно в трудностях проверяется устойчивость и сила разума, степень его глубины и возможность его применения. Когда все в жизни хорошо, разуму даже негде действовать. Но в трудностях проявляются все его возможности, он раскрывается, активизируется и способен не только действовать, но и прогрессировать. Если человек отказывается от своего пути или намеченной цели при первых трудностях – он не обладает сильным разумом и вряд ли когда-либо его обретет. Подверженность сомнениям – показатель слабого разума. Человеку не следует сомневаться, вместо этого ему следует путем собственной логики и опыта прийти к пониманию. Такой метод не останавливает человека, а напротив, побуждают его к разумному действию.
Клинический этап
Во второй половине XIX века нашей проблемой занимались преимущественно физиологи и клиницисты. Дело в том, что интроспективная психология часто не видела большого смысла в том, чтобы изучать взаимосвязь души и мозга. Считалось, что разум можно изучать отдельно от физиологии.
Ещё по этой теме
Коннектомы и когнитом: гиперсетевые модели мозга
Иногда случалось так, что человек получал травму мозга, которая меняла его поведение. Клиницисты изучали, каким образом связаны эти два явления. Именно с этих позиций критиковалась интроспективная психология. Ученые-физиологи смогли открыть и назвать различные структуры головного мозга — например, центры речи, слуха, зрения, движений и многие другие. Вы наверняка слышали о случаях, когда люди с повреждённым мозгом живут полноценной жизнью. Но всё-таки гораздо чаще нарушения в тех или иных областях приводят к потере какой-либо психической функции.
В это же время Иван Павлов первым начал экспериментировать на здоровых животных. Основной процесс, который регистрировался в его лаборатории — это слюнотечение, а участниками этих известных экспериментов были собаки. Этот процесс есть реакция на условный и безусловный стимул, или рефлекс.
Если я пролью на вас горячий кофе, то вы почувствуете боль и сделаете резкое движение назад — это безусловный рефлекс.
Но если я каждый день буду лить на вас горячий кофе, то вы научитесь новому поведению — это условный рефлекс. То есть, теперь вы не только реагируете на раздражитель, но и умеете его предотвратить. Например, избегать встречи со мной в то время суток, когда я проливал на вас кофе.
Рефлекс пришел из философии все того же Декарта и был признан основой нервной деятельности. Благодаря труду физиологов и неврологов было описано много клинически важных рефлексов. Они использовались для диагностики поражений отделов нервной системы и помощи больным. Научное заблуждение на данном этапе состояло в том, что психологические понятия заменялись на физиологические
Сегодня не только стимул, а даже понятие «инстинкт» используют в научном сообществе с осторожностью
Разум и карма
Что происходит с нашей кармой, когда мы включаем разум? Для этого нужно понять, как в нашей повседневной жизни эта карма проявляется. В виде каких самых распространенных вещей?
То, с чем мы сталкиваемся каждый день – это проявление нашей кармы. Это различные мысли и желания, которые у нас возникают.
Периодически мы становимся жертвами этих желаний. Они захватывают наше сознание, и мы делаем что-то, чего делать не следует. Это и есть карма. Это очень сильные самскары или ментальные отпечатки с очень сильной энергией, которые всплывают на поверхность нашего сознания в определенный момент под действием различных планет. Время приходит, и неведомая сила внутри нас становится совершенно неуправляемой, с ней практически невозможно справиться. Вожделение, гнев, другие чувства и эмоции обретают невероятную силу. Практически каждый человек рано или поздно с этим неизбежно сталкивается.
Что же делать в такой ситуации? Ответ состоит в том, чтобы в этот момент не отключать свой разум, даже когда эта сила захлестывает нас, и мы понимаем, что не можем ей сопротивляться.
Потому что обычно в такие моменты разум пытается ретироваться
Но очень важно осознанно пройти через этот опыт, вызванный бессознательной или подсознательной силой.
Тренировка разума
Теория и практика содействуют развитию разума, но основной фактор его развития – это жизнь человека. Опыт, знания и понимание приходят именно в процессе жизни человека, а не за чтением или размышлениями. Живой опыт духовной жизни – это не только медитации и чтение, это также и реализация полученных знаний, трансформация их в качества и действия. Жизнь тренирует разум постепенно и незаметно, для того кто прикладывает усилия в духовной жизни.
Можно запереться в горах и пытаться практиковать духовную жизнь, но выйдя в мир, полностью деградировать, столкнувшись с наслаждениями. Однако, в отречение люди уходят уже с сильным разумом. Контроль важен, однако, контролировать свои чувства – не означает избегать всего мира, наполненного объектами восприятия. Некоторые вещи заставляют испытывать страх, волнение, разочарование, гнев и вожделение – это обычно новости, изображения, пустые разговоры, бессмысленные действия. Таких вещей лучше избегать.
Духовная практика – это основа поддержания силы, чистоты и возвышенности разума, но он приобретается в процессе жизни. Жизнь – это и общение, и деятельность, и размышления, это вся совокупность деятельности. Неправильная деятельность дает нам опыт того, чего делать не надо. Ложные знания, дают нам понимание того, как не нужно думать. Правильная деятельность и правильные знания дают нам ориентир для нашей жизни. А правильный ориентир даст нам возможность не сомневаться в нашем пути, что позволит ощутить свободу и счастье. Удачи.