Управление вниманием
Введение
С детских лет мы познаем мир в различных его проявлениях, учась концентрировать свое сознание то на одних, то на других объектах: мама и папа, выражения их лиц, нежность рук, когда они обнимают, их голоса
Затем, игрушки и погремушки, их форма, мягкость и гладкость, собственные ручки, которыми можно все это трогать, звуки окружающего мира и т. д. Потом, первые друзья, отношения с другими людьми, когда внимание выделяет наиболее значимых, позволяя успешно с ними общаться. В школьные и студенческие годы, нужно сосредотачивать внимание на образовательных предметах для понимания и решения задач и упражнений
Далее, в трудовой деятельности, успешное выполнение работы требует продолжительной и устойчивой концентрации внимания на рабочих процессах. Так и во всех повседневных делах, умение правильно направлять свое внимание на нужные объекты, является необходимым условием успеха в жизни.
Внимание дает нам возможность отличить одну информацию, как действительно заслуживающую доверия, направляя сознание к ее достоверным основаниям. И, при этом, помогает разоблачать ложь, когда нам подают определенные явления в извращенной интерпретации
Таким образом, способность эффективно управлять вниманием – это качество необходимое любому человеку.
Но часто люди сталкиваются с трудностями в направлении и удержании своего внимания, когда отвлекают различные шумы, мелькающие силуэты, неудобное положение тела или просто внутренние переживания и посторонние мысли. Вплоть до того, что мы не можем реализовать намеченных замыслов и оставляем неоконченными значимые дела
И все только потому, что трудно удерживать свое внимание продолжительное время, особенно при наличии помех
Поэтому, перед нами встает задача: научиться лучше управлять своим вниманием, направлять его на нужные объекты тогда, когда это необходимо, и побеждать возникающие при этом помехи
Таким образом, мы сможем не только успешно реализовывать наши дела, но замечать, и использовать больше имеющихся ресурсов! Так же, важно освоить успешные коммуникации со вниманием других людей, когда нужно привлечь его к определенному предмету. Например, в личных беседах по значимому вопросу, или для овладения вниманием аудитории на публичном выступлении
Например, в личных беседах по значимому вопросу, или для овладения вниманием аудитории на публичном выступлении.
Причинами того, что человеку трудно сосредоточиться на заданной цели, могут служить различные факторы. И важную роль здесь играют индивидуальные особенности конкретного человека. Но так как они обусловлены нашей физиологией, то мало поддаются сознательному изменению. И нужно это учитывать, особенно в направлении внимания других людей
Какими эти качества бывают, и как влияют на способность управлять вниманием, мы изучим далее по тексту этой книги
Но независимо от личностных особенностей, каждый знает, что, во всякое время, внимание направленно то на одни, то на другие явления. При том, что иногда оно легко подчиняется нашему сознательному управлению, а временами противится ему
Это обусловлено свойствами и законами, по которым человеческое внимание необходимо существует и движется. И значит, необходимо узнать, понять и применять эти законы для эффективного управления вниманием.
Для раскрытия же самих этих законов, нам нужно изучить явление внимания как свойства психической жизни человека: что оно из себя представляет, когда и как проявляется, какие характеристики имеет и какими силами движется.
Характеристика манипулятора
Среди публичных личностей манипуляторами в той или иной степени являются политики, общественные деятели, известные блогеры, “звезды” эстрады. Каждый из них преследует свои цели (добиться победы на выборах, собрать полный зал и т. п.).
Многие добиваются успеха, именно оказывая воздействие на окружающих. Все манипуляторы обладают следующими качествами.
Умеет убеждать. Манипулятор твердо уверен в своей позиции и легко может убедить других людей. Либо, заведомо обманывая “жертву”, он применит все свое актерское мастерство и опять же убедит ее в своей правоте. Если хотите стать лидером – развивайте в себе дар убеждения.
Харизматичен. Это умение создать вокруг себя положительную атмосферу, расположить людей к себе, правильно вести беседу и в итоге получить желаемое. Замечательно, если вы от рождения харизматичный человек. Если же нет, не расстраивайтесь. Мы уже подготовили для вас статью, как развить харизму.
Красноречив. Большинство известных ораторов – манипуляторы
Посмотрите их выступления и обратите внимание, как они обращаются к публике, как ведут себя на сцене, как построено само выступление. Так или иначе каждый оратор стремится “продать себя”, свой товар или услугу, используя различные психологические приемы.
Хорошо разбирается в психологии людей
Манипулятор, в первую очередь, оценивает потенциальную жертву с психологической стороны. Изучает ее сильные и слабые стороны, оценивает эмоциональное состояние. Нащупав слабое место, он будет бить именно туда, чтобы добиться нужного результата. При этом манипулятор не рискнет связываться с сильным, самодостаточным, гармоничным и психологически устойчивым человеком.
Как видите, прежде чем приступать к изучению методов управления людьми, надо сначала изучить себя, свои сильные и слабые стороны, поработать над харизмой, красноречием и подтянуть знания в области человеческой психологии.
«Дар» манипулирования людьми
К сожалению, «дар» манипулирования (управления) ситуацией и людьми, дан далеко не каждому. Однако, стоит попробовать освоить его «технологии». А что, если, на самом деле, у вас есть способности к манипулированию, а вы не замечали его? Давайте-ка проверим.
Вам страшно? Вы боитесь, что люди «заметят» ваш дар и перестанут вас уважать, считая предателем или еще кем-то (фантазия людей – невероятно богатая, как и их словарный запас, в то время, когда они на кого-либо злятся или кого-то «тихо» ненавидят). Управление – это такой же навык, как например обыкновенная ходьба: нужно только к нему привыкнуть и освоить его «азы» таким образом, чтобы уметь потом применять на практике.
Задачи психологии управления
Главная цель психологии управления – это создание благоприятной психологической обстановки, которая в дальнейшем будет способствовать повышению эффективности работы внутри коллектива. Для достижения этой цели ставятся следующие задачи: 1) Анализ деятельности руководства с психологической точки зрения – этонеобходимо для того, чтобы лидер мог правильно осуществлять деятельность по управлению подчиненными, он должен уметь анализировать свои поступки и их возможные последствия. В противном случае любые теоретические знания не будут иметь никакой ценности. 2) Разработка практических рекомендаций по правильному внедрению и применению методов психологического воздействия на коллектив с целью повысить его производительность. 3) Анализ такого понятия, как «лидерство»
Только набор лидерских качеств и правильное воздействие на сотрудников может дать положительный результат, а потомуначальнику важно уметь анализировать собственные поступки, трезво оценивать свои лидерские качества и проводить работу над собой в случае необходимости. 4) Изучение группового взаимодействия
К сожалению, конфликты в коллективах – это не редкость, а потому очень важно создать правильный микроклимат в команде и четко обозначать рамки дозволенного, чтобы не снижалось общее настроение и мотивация. 5) Изучение способов спокойного урегулирования конфликтов внутри команды для достижения слаженной работы.
Упражнения на контроль внимания
Упражнения по концентрации внимания проводят от одной минуты. Нужно неотрывно смотреть на монотонно движущийся предмет, например, часовую стрелку, барабан стиральной машины. Овладев созерцанием движущегося предмета, переходите к неподвижным
Рассматривая в течение нескольких минут объект, важно отметить его особенности. «Стакан – граненый стакан – стакан с ободком – ободок от кромки стакана расположен на расстоянии сантиметра – у стакана 8 граней – стакан прозрачный – стакан голубовато-прозрачный – стакан влажный» — так выглядит процесс осознанного рассматривания предмета
После овладения им нужно осваивать мысленное созерцание: представить себе объект со всеми выявленными особенностями. Это отличная тренировка памяти.
Начинать упражнения по мысленному созерцанию нужно там же, где проходили занятия с неподвижным предметом, после перейти в иное место.
Обычно, чтобы отыскать ключи или перчатки, люди подходят к входной двери и выстраивают цепочку: «пришел – открыл дверь – поставил чайник (чтоб это сделать, нужно освободить руку от ключей) – бросил ключи на подоконник». Метод срабатывает благодаря непроизвольному вниманию и памяти. Полезно время от времени устраивать такие «путешествия в прошлое», даже если ничего искать не нужно.
Полезны акустические упражнения. Необходимо на улице в течение короткого промежутка времени, постепенно увеличивая его на каждом занятии, слушать лай собаки, чириканье воробья, шум соседней стройки
Этот навык помогает не рассеивать внимание на уроке, лекциях, в важной беседе. Хорош он и для кинолюбителей, которые иногда не могут вспомнить содержание фильма
Тактильные ощущения также привлекают внимание, поэтому хорошо знакомиться с предметами на ощупь. То же самое касается запахов и вкусов, хотя последний редко выступает способом познания реальности
То же самое касается запахов и вкусов, хотя последний редко выступает способом познания реальности.
Неумение управлять вниманием
Опираясь только на непроизвольное внимание, многое из окружающего мира упускается. Как правило, не управляющие вниманием люди хуже усваивают информацию, дети показывают относительные низкие результаты в учебе, взрослые тревожатся из-за давно прошедших событий (еще говорят – «не умеют отпускать ситуацию»)
Проблема неумения управлять вниманием редко признается. Как правило, человек уверен, что он концентрируется на самом привлекательном предмете, что это происходит непроизвольно
Это не совсем так. Управление вниманием осуществляется человеком, он в силах концентрировать, переключать, удерживать внимание – как собственное, так и других.
Внимательность – умение сосредотачивать, концентрировать и удерживать внимание на произвольно выбранном объекте – это качество личности. Значит, его можно развивать и научиться контролировать
Тренировать внимание нужно с детства, потому как его коррекция у взрослого – длительный процесс. Внимательность со временем ослабевает, поэтому нужны регулярные специальные тренировки и занятия
Рассеянность – антоним внимания. Рассеянные люди не способны быстро ориентироваться при необходимости, абстрагироваться от лишней информации.
Самомотивация
Управление вниманием – один из способов самомотивации. Во всякое удобное время стоит отвечать самому себе на вопросы «чем я занят в данный момент?», «зачем я это делаю?», «целенаправленно ли вкладываю ресурсы?», «нужно ли это сейчас?», «на что потрачено последнее время – 10 минут или полчаса?», «стоит ли результат продолжения?»
Иногда ответы бывают удивительными, ведь начальная цель была совсем иная. Но она оказалась забытой, потерянной, и по окончании деятельности получено не то, что требовалось. Это случилось из-за рассеянности, отсутствия внимания. Так объясняется причина опоздания, неудач в жизни, ошибок, необдуманных решений – часто человек делает не то, что должен, не тогда, когда нужно.
Переключение внимания происходит непроизвольно, но при хорошей тренировке его легко вернуть на необходимый объект. Занятия должны быть регулярными. Взрослым подойдут те же методы развития внимания, что и детям: найти буквы или цифры среди других символом (такие головоломки называются филворды), считать людей в красной обуви, отслеживать в новостном репортаже конкретное слово.
Скрытое управление людьми. Психология.
Давайте представим с вами такую ситуацию. Вы, будучи дисциплинированным, ответственным и пунктуальным человеком, по чистой случайности, опоздали на работу (к примеру – застряли в лифте или попали в «пробку»). Начальник, естественно, невероятно зол. Он начинает читать вам нотации, повышает на вас голос и все такое прочие (не подумайте только, что все начальники такие. Этот образ придуман специально для конкретной ситуации). Вы, конечно же, очень огорчаетесь и, от отчаяния, вините себя в том, в чем, по сути, совершенно не виноваты: не вы создали дорожную «пробку», не вы сломали лифт. Просто так сложились обстоятельства.
Что делать в такой ситуации: продолжать себя несправедливо винить во всем или научиться делать так, чтобы любая ситуация, которая с вами приключится, могла «сыграть» в вашу пользу? Второй вариант – наиболее адекватен.