Как оценить эмоциональный интеллект 8 секретов от HR-директора
Уровень эмоционального интеллекта
Как определить уровень Emotional Quotient у себя и окружающих.
ВЫСОКИЙ
- Человек искренне интересуется другими людьми, их заботами и проблемами, пытается оказать посильную помощь. Он буквально считывает мимику и эмоции окружающих.
- Индивид осознает причину своего плохого настроения, он понимает почему в данный момент расстроен, злится или испытывает чувство вины.
- Находит силы и методы справляться с трудностями и неудачами. Любой человек может оказаться в состоянии стресса и определенный период переживать его последствия, но индивид с высоком эмо-интеллектом справляется с таким состоянием эффективно, без значительных психологических потерь.
- Эмоционально развитые люди осознают сильные и слабые стороны, стараются развивать первые и искоренять (минимизировать) вторые.
- Человек умеет отказывать в просьбах, которые ведут к ущемлению его собственных интересов.
- Высокий уровень эмоционального развития не дружит с перфекционизмом. Человек уверен в себе и ничего доказывать другим не станет.
- Человек умеет слышать собеседника, проникаться его словами, читать между строк. Формальное слушание не для него.
НИЗКИЙ
Людей с низким ЭИ можно опознать по следующим признакам:
-
Они всегда готовы вступить в жаркий спор, требуя от собеседника серьезной аргументации. Остановится, подумать, проиграть такие личности не в состоянии.
-
Человек часто обвиняет других в чрезмерной чувствительности. Это связано с привычкой неуместно шутить, критиковать, подкалывать, а ответ на просьбу прекратить эмоциональное насилие, возлагать вину за конфликт на другого.
-
Человек с пониженным ЭИ абсолютно не понимает чувства другой личности. Он не видит, что собеседник расстроен, озадачен или смущен и не желает дальнейшего общения.
-
Вина за все неудачи и трудности возлагается такими людьми на окружающих или обстоятельства. На себя ответственность принимать они не хотят, выступая в роли вечной жертвы.
-
Переживает частые неконтролируемые эмоциональные вспышки. Человек не умеет, да и не считает нужным сдерживать свои эмоции, даже если они не уместны либо нарушают комфорт других людей.
Люди с низким ЭИ пасуют перед неудачами, тяжело переживают их, впадают в депрессию, но менять ситуацию, действовать не хотят. Они редко имеют друзей и широкий круг общения.
Внутриличностный аспект
Шкала
1.Осознание своих чувств и эмоций.
Высокие
показатели:
Развитое
эмоциональное самосознание, способность
жить «в унисон» со своими внутренними
эмоциями хорошее понимание роли чувств
в работе и в общении. Адекватная
осведомленность о эмоциональных
качествах, психологических характеристиках
состояний личности и их роли в
профессиональной деятельности, что
является важным критерием продуктивности
деятельности.
Высокая потребность
в познании самого себя. Высокая адекватная
самооценка психолого – педагогических
знаний, осознание своих способностей,
высокая самооценка восприятия себя со
стороны партнеров по взаимодействию и
как выглядите в глазах окружающих.
Развитая рефлексия — процесс зеркального
взаимоотображения субъектов, содержанием
которого является воспроизведение,
воссоздание особенностей партнеров по
общению
Рефлексия от процесса самопознания
внутренних состояний переходит к
пониманию другого путем размышления
«с его позиции» и ведет к взаимопониманию.
Рефлексия предполагает достаточную
зрелость субъекта и целенаправленное
внимание на деятельность собственной
души
Развитая интуиция.
Активность и гибкость как личностные
особенности эмоциональной сферы помогают
быстро отзываться на окружающие события,
сравнительно легко находить верное
решение в проблемной ситуации.
Самонаблюдение
играет важную роль в развитии самосознания
и самоконтроля своих эмоциональных
состояний и чувств.
Осознание и
понимание собственных чувств и эмоций,
то есть развитость внутриличностного
аспекта эмоционального интеллекта,
происходит за счет усиления внимания
к своему духовному миру. Духовное
взаимодействие есть высший уровень
гуманистического, доверительного
общения внутренне конгруэнтных партнеров.
Низкие показатели:
Низкая способность
к пониманию роли собственных чувств в
работе и в общении. Недостаточная
осведомленность о эмоциональных
качествах, психологических характеристиках
состояний личности и их роли в
профессиональной деятельности.
Невыраженная
потребность в познании самого себя.
Заниженная самооценка своих способностей,
зачастую неадекватное представление
о восприятии себя другими людьми. Низкий
уровень рефлексии и понимания мыслей,
чувств другого человека; конфликты и
разногласия зачастую связаны с
непониманием причин поведения другого,
неумением понять его точку зрения.
Отсутствии склонности к самонаблюдению.
Недостаточная опора на интуицию в
деятельности и общении, пассивность,
ригидность коммуникации. Трудности в
разрешении проблемных ситуаций, связанных
с межличностным взаимодействием.
Невысокий интерес к собственному
внутреннему миру, духовному развитию.
Описание теста
Данная методика позволит выявить способности человека контролировать и понимать свои эмоции. А так же она укажет на умение общаться и понимать чувства других людей. Эти навыки определяются уровнем эмоционального интеллекта.
Этот показатель может меняться в течение жизни. Если личность стремится к саморазвитию, внутренней гармонии, учится взаимодействовать с окружающими, то EQ, несомненно, будет расти. Он может оставаться неизменным при отсутствии у индивида желания к самосовершенствованию.
Чем выше уровень эмоционального интеллекта у человека, тем проще ему выстраивать отношения с людьми. Такая личность легко добивается поставленных целей, она живёт в гармонии с собой и окружающими.
Обладатели низкого уровня EQ, как правило, могут испытывать чувство дискомфорта в коллективе, так как не понимают эмоций и настроений других людей, что может даже приводить к возникновению конфликтных ситуаций. Часто, они не могут контролировать свое настроение и поведение, так как не осознают глубинные причины их проявлений. Таким людям тяжело налаживать контакты, соответственно, сложнее добиваться своих целей и расти не только в духовном, но и профессиональном плане.
Грэнвилл Стэнли Холл
Родился в США, штат Массачусетс. Окончил Гарвард, получил степень доктора психологии. Холл занимался проблемами общей психологии, исследуя проприорецепцию (это ощущение положения частей своего тела относительно друг друга в пространстве). Он стал основоположником педологии. Также был основателем первых журналов, посвященных проблемам возрастной психологии. С 1891 года под его редакцией стал издаваться журнал «Педагогический семинар и журнал генетической психологии», а с 1910 года – «Журнал педагогической психологии».
Инструкция к прохождению теста
Вам будут предложены тридцать утверждений о Ваших эмоциях или поведении и варианты ответов, из которых нужно выбрать один, подходящий Вам. В полученном результате будет описан уровень EQ по пяти параметрам: эмоциональная осведомленность (самосознание), управление своими эмоциями (саморегуляция), мотивация, эмпатия, распознавание эмоций других людей (социальные навыки). По каждому параметру будет определена степень выраженности: высокая, средняя или низкая.
Расшифровка теста
Самосознание. Понимание своих эмоций и их последствий. При высокой выраженности человек понимает, почему испытывает те или иные чувства, осознает свои сильные и слабые стороны, склонен к размышлениям и учится на своём опыте. Уверен в себе, способен проявлять чувство юмора и принимает себя таким, какой есть.
Саморегуляция. Самоконтроль и умение сдерживать разрушительные переживания. Высокая выраженность характеризуется ясным мышлением и сохранением самообладания в стрессовых ситуациях у индивидуума. Тактичен и обязателен. Умеет признавать свои ошибки, берет на себя ответственность за достижение целей. Спокойно воспринимает новую информацию и смену обстановки, проявляет гибкость.
Мотивация. Стремление к самореализации. Выражается в ориентации на результат, поиске наиболее эффективных способов достижения цели. Человек с высокой мотивацией умеет работать в группе, стремится выполнить её миссии. Он не боится неудач, может пойти на оправданный риск.
Эмпатия. Понимание чувств других людей, заинтересованность ими. Люди, обладающие этим качеством, умеют слушать, внимательны к мимике и жестам, способны угадывать эмоции и настроения. Они проявляют уважение к другим, независимо от их происхождения или образования. Толерантны и терпимы к недостаткам окружающих.
Социальные навыки. Умение убеждать. Проявляются в умении завоёвывать расположение, идти на компромисс, убедительно представлять информацию. Субъект отличается умением вести переговоры, дипломатично общаться с «трудными» людьми, воодушевлять и вести за собой.
Четвертый уровень: управление эмоциями других людей
Так, у человека, который видит скепсис и апатию на лице клиента, может возникнуть эмоция негодования, которая в свою очередь, способна вызвать ответный гнев у клиента. И напротив, апатию клиента (подчиненного) можно попытаться трансформировать в интерес определенными словами и действиями, подкрепленными верно выраженной эмоцией.
Например, можно сказать клиенту: «Действительно, может показаться, что в нашем предложении нет ничего интересного. Но если посмотреть с другой стороны…». И далее следует апеллировать к тезисам, ранее высказанным вашим оппонентом, сближая с его позициями свои эмоциональные позиции путем рациональных действий и принятия его эмоций
Так вы с большой вероятностью добьетесь важной для вас цели
Источник самоуверенности
И наконец, еще одно немаловажное свидетельство. В 2012 году группа канадских психологов провела любопытный эксперимент4
Более чем сотне студентов-добровольцев продемонстрировали 20 видеороликов, в разное время появившихся в эфире выпусков новостей в различных странах. Во всех этих роликах люди обращались с мольбой помочь отыскать внезапно и бесследно исчезнувших родственников. Истина состояла в том, что в половине случаев выступавшие впоследствии оказались прямо причастны к исчезновению и даже убийству своих родных. И студенты об этом знали. Не знали только, кто именно из выступающих искренне переживает потерю близкого человека, а кто цинично лжет. Это и требовалось определить. И удивительно, но факт: хуже всех с этой задачей справились студенты с максимально высоким уровнем эмоционального интеллекта.
пройдите тесты
Ученые видят возможное объяснение этого результата в следующем. Люди с развитым эмоциональным интеллектом знают о своей способности распознавать чужие эмоции. И это знание играет с ними злую шутку, превращаясь в самоуверенность. Они уже не вдаются в детали и частности, полагаясь на первое впечатление и собственные таланты. В результате искусному лжецу оказывается проще обмануть человека с высоким, а вовсе не с низким уровнем EQ.
1 Д. Гоулман «Эмоциональный интеллект» (АСТ, 2008).
2 U. Nagler et al. «Is there a “dark intelligence”? Emotional intelligence is used by dark personalities to emotionally manipulate others». Personality and Individual Differences, vol. 76, April 2015.
3 M. Kilduff et al. «Strategic Use of Emotional Intelligence in Organizational Settings: Exploring the Dark Side». Research in Organizational Behavior, № 30, January 2010.
4 A. Baker et al. «Will get fooled again: Emotionally intelligent people are easily duped by high-stakes deceivers». Онлайн-публикация на сайте журнала Legal and Criminological Psychology от 18.05.2012.
Тест на эмоциональный интеллект Холла: общее описание
Существует несколько методик по определению эмоционального интеллекта. У нас представлен тест, разработанный Николасом Холлом и помогающий определить уровень эмоционального интеллекта по нескольким аспектам. То есть вы получите не единый балл, как в случае, например, IQ¸ а
дифференцированную оценку по каждой из пяти характеристик30 вопросов
Как мы говорили в предыдущих материалах, определение Emotional Quotient само по себе достаточно расплывчато: разные специалисты включают в это понятие разные аспекты (в том числе некоторые добавляют в EQ элементы социального интеллекта). Однако существует ряд характеристик, с которыми согласны почти все специалисты, и тест Холла на эмоциональный интеллект дает оценку данных черт личности. На наш взгляд, это одна из причин, почему методика получила столь широкое распространение.
Другой существенный плюс, который мы бы выделили, заключается в том, что оценки даются отдельно по каждому аспекту. Это покажет, над какими конкретно сторонами EQ вам нужно поработать в первую очередь (если есть такая необходимость). Кроме того, тестом Холла удобно пользоваться самостоятельно, для самодиагностики, и он хорош для того, чтобы проходить его онлайн.
Однако есть у этого опросника и определенный недостаток. Он связан с тем, что порой нам сложно дать объективную оценку некоторых своих качеств, тогда как некоторые вопросы теста требуют от испытуемого именно этого. Давая ответы, не раздумывайте над формулировками слишком долго, но постарайтесь смотреть на себя максимально объективно.
Опробуйте и наш тест на IQ, измеряющий «традиционный» интеллект
Зачем развивать эмоциональный интеллект
Если мы понимаем свои чувства, нам проще справляться со стрессом, депрессией и другими неприятными состояниями, от которых человек с низким EI впадает в ступор.
Екатерина Гайдученко рассказывает, что людям с высоким EI легче вливаться в коллектив и работать в команде:
Когда вы управляете своим настроением, то становитесь эффективнее: решаете задачи быстрее, с меньшими усилиями и большим удовольствием. А если понимаете и влияете на эмоциональное самочувствие других, то можете вселять в них уверенность и вдохновлять на новые достижения. Без развитого EI, сами того не замечая, мы можем негативно воздействовать на людей, подавлять и опустошать их.
Индивиды с высоким EI используют разные эмоциональные состояния во благо себе и окружающим. Они знают, что грусть способствует аналитическому мышлению и стараются обдумывать вещи в этом настроении.
Они понимают, что счастливый человек хочет делиться радостью, а печальный — стремится к уединению.
Индивид с развитым эмоциональным интеллектом веселее идет по жизни и реже ошибается, потому что нутром чувствует, когда нужно говорить/просить/настаивать, а когда лучше мудро промолчать и дождаться подходящего момента.
Марша Рейнольдс, автор книги «Коучинг: эмоциональная компетентность»:
Эмоциональный интеллект делает человека профессионалом, а профессионала — человеком.
EI стоит «прокачивать» и применять директорам — это повысит эффективность работы сотрудников и поможет наладить с ними доверительные отношения.
Алена Сысоева объясняет, что чем выше ранг руководителя, тем более развит его EI:
«Если человек обладает высоким IQ, но его EI низок, вряд ли он станет успешным управленцем. Ведь работа начальника на 90 % состоит из общения.
Великие лидеры направляют эмоции подчиненных, чтобы те трудились с увлечением и проявляли свои лучшие качества.
Если говорить про продавцов и представителей других профессий, которые работают в области «человек-человек», то IQ влияет на их способность достигать результатов только на 33 %, на 67 % успех зависит от EI
У руководителей важность эмоционального интеллекта еще выше — 85 %»
Развитие способностей
Если при помощи тестов, помогающих определить эмоциональный интеллект и собственных наблюдений, оказалось, что его уровень ниже, чем вам бы хотелось, пора прибегнуть к методике, позволяющей повысить EQ.
Таких концепций очень много, предназначены они для разного круга людей с учётом их индивидуальности. Выбор методики – тема целой книги, но для любого человека подойдёт несколько полезных советов, кем бы он ни был и чем не занимался.
- Прислушивайтесь к своему телу, особенно в моменты накала страстей.
- Занимайтесь эмоциональным самоанализом, что позволит усовершенствоваться и лучше контролировать эмоции.
- Положительно относитесь к любым переменам – всё делается к лучшему.
- Творчески подходите к любой задаче.
- Наблюдайте за реакцией окружающих по отношению к вам.
- Сначала слушайте, а потом говорите, всё обдумав и взвесив.
Что такое эмоциональный интеллект
Эмоции присущи каждому индивиду независимо от пола, национальности, места жительства, религии и других факторов. Наши эмоции обычно неконтролируемы и подсознательно отражаются на лице. Так, эмоция страха приводит к тому, что брови приподнимаются и сводятся к переносице, глаза расширяются, рот открыт и оттянут немного назад. Гормон стресса кортизол заставляет сердце биться учащенно, готовя человека к нападению или бегству. Эти вещи происходят с нами бессознательно, на уровне физиологии.
Эмоциональный интеллект (Emotional Quotient) — это способность личности распознать собственные эмоции, а также умение их контролировать (управлять).
Данное понятие включает в себя и возможность определять эмоциональное состояние других людей для дальнейшей конструктивной коммуникации.
Человек с высоким Emotional Quotient умеет сопереживать, способен к эмпатии, старается помочь человеку, находящегося под влиянием сильных негативных переживаний.
Становление эмоционального интеллекта проходит в четыре этапа:
- Умение выражать эмоции и различать их. С взрослением формируется способность отличать искренние эмоции от наигранных (дежурная улыбка).
- Анализ и оценка. Человек не просто распознает эмоции, а сравнивает их друг с другом, дает описание.
- Внутреннее понимание связи между эмоциями и причинами, из вызвавшими. Например, человек осознает, что радость он испытывает от общения с приятным человеком или игры с домашним животным, а гнев появляется из-за обостренного чувства справедливости.
- Способность управления эмоциями. Человеку доступна саморегуляция, то есть нейтрализация негативных либо слишком острых эмоций, он в состоянии их видоизменить, а также оказать помощь другому человеку, находящемуся в критическом эмоциональном состоянии.
Несмотря на то, что эмоциям всегда уделялось внимание в психологии, всерьез об эмоциональном интеллекте заговорили только в 90-ые годы ХХ века. Все теоретики согласны с тем, что эмоциональный интеллект нужно в себе развивать, во-первых, для сохранения собственного психического и физического здоровья, а во-вторых, для достижения успеха в жизни
Как показывает практика, лидирующие позиции занимают не люди с более высоким уровнем знаний, а те личности, которые умеют «держать лицо», договариваться, выстраивать эффективные коммуникации. Именно поэтому, не всегда бывшие отличники добиваются успеха во взрослой жизни, их опережают посредственные в учебе, но общительные и оптимистичные «троечники».
Второй уровень: управление своими эмоциями
Очевидно, что недостаточно понимать свои эмоции, важно уметь их трансформировать в интересах дела. Очень важно уметь преобразовывать эмоции из разрушительных и нейтральных в созидательные, то есть способствующие достижению необходимых вам целей – в том числе через взаимодействие с другими людьми
Но начинать необходимо с себя. Например, это значит: если вы вынуждены из чувства долга с отрицательными эмоциями делать нечто – то вероятность получения необходимого результата с минимальными затратами нервов и ресурсов практически невозможна.
Очень легко это можно проследить в ситуации, когда человек в нервном состоянии пытается выполнить какую-либо работу, а у него зависает компьютер или перестает нормально работать какая-либо оргтехника. Это свидетельство того, что, например, эмоциональное раздражение формирует неблагоприятный энергетический фон, препятствующий получению необходимого результата в минимальные сроки. Именно поэтому эмоциональный настрой настолько важен при выполнении сложных, точных и высоко ответственных дел. Есть такая пословица: «Утро вечера мудренее». Но как вы понимаете – она актуальна не для всех, а только для тех, кто не может созидательно настроить свои эмоции вечером. Мне знакомы люди, у которых пик концентрации, как правило, приходиться на поздние часы.
В течении нашей жизни мы пребываем в четырех основных секторах эмоциональных состояний, каждое из которых имеет свои уровни интенсивности.
Автор выделяет шкалу настроя и шкалу активности как инструмент дифференциации различных видов эмоций, возникающих у человека по отношению к самому себе, так и эмоций, появляющихся при взаимодействии преимущественно с внешним миром. Более наглядно это показано на рисунках.
Эмоции по отношению к внешнему миру
Каждая эмоция имеет свою функцию и основывается на системе ценностей, чувств и восприятий, заложенных с самого детства. Внешние ощущения и проявления человека во взаимодействии с самим собой и внешним миром формируют наш уровень эмоционального интеллекта. Так, если в детстве ребенок или подросток, часто достигает желаемого через гнев, то именно эта эмоция будет доминирующей в отстаивании своей позиции во взрослой жизни.
Модель способностей
Существует несколько классификаций ЭИ, основанных на достижении успеха в большинстве сфер жизнедеятельности, что уже искажает оценку. Такие модели подвержены критике из-за свободного добавления в них компонентов, так или иначе влияющих на успех в жизни. Рассмотрим наиболее используемую и принятую научным сообществом модель. В неё входит четыре основные составляющие:
- понимание эмоций – навык определять источник эмоции, находить связь между мыслями, желаниями и психическим состоянием, определять момент перехода между эмоциями, предсказывать развитие эмоции в ближайшее время и понимать сложные чувства;
- восприятие эмоций – позволяет определять свои и чужие эмоции, причину их появления;
- использование эмоций для мотивации мыслительного процесса;
- управление эмоциональной составляющей психики – умение укрощать, вызывать и подавлять собственные эмоции для получения требуемого результата.