Уровни осознанности

Внимательное обращение

Наше сложное психическое устройство – это не только источник проблем, но и способ их решения

Главный инструмент регуляции эмоций – это внимание, которым обладаем все мы от природы. В связи с физиологическим строением мозга мы способны по собственной воле удерживать в воображении выбранное воспоминание или конкретную мысль

Именно на этом механизме строятся психологические практики осознанности – сознательной безоценочной концентрации внимания на настоящем моменте.

Все больше психотерапевтических подходов начинают использовать упражнения и техники из области mindfulness, которые можно описать как практику концентрации внимания – вне религиозного и эзотерического контекста, который часто приписывают медитации. Слово mindfulness отличает психотерапевтический термин от буддистских и других традиционных представлений.

Состояние, которое описывает mindfulness, включает в себя четко определенные критерии, которые и служат для эффективной и безболезненной регуляции эмоций:

1. Безоценочность: эмоции, мысли и физические ощущения не делятся на плохие и хорошие, правильные и неправильные, поэтому есть возможность исследовать любое содержание сознания в первозданном виде.

2

Терпение: навыки mindfulness развиваются не за один раз, они требуют регулярной практики, поэтому важно заранее настроиться на вероятность того, что изменения начнутся не сразу.

3. «Ум новичка»: искреннее любопытство к происходящему и готовность узнавать как можно больше о себе дают возможность вступать в непосредственный контакт со своими переживаниями и получать удовольствие от самого процесса изучения себя.

4

Доверие: поскольку осознанность – это исключительно субъективный опыт, в ее освоении особенно важно довериться своему организму и жизненному опыту.

5. Доброжелательность к себе: невозможно познать себя и открыться всему происходящему внутри, не подружившись с собой и не проявив сочувствие к пережитым к настоящему моменту трудностям.

6. Нереагирующая позиция наблюдателя: чтобы избавиться от автоматических мыслей и привычного реагирования, важно учиться «отступать на шаг назад» от своих эмоций и мыслей, смотреть на них со стороны и ставить на паузу процесс принятия решений.

7. Принятие: контакт со своими переживаниями, сколь бы болезненными они ни были, тренирует терпимость к ним, способность их выдерживать без стремления их избегать и вытеснять. Осознанность похожа на тренируемую мышцу, которая помогает выдерживать и исследовать стресс, не сгибаясь под его тяжестью.

8. Отпускание: настраиваясь на волну текущих эмоций, мыслей и физических ощущений, мы яснее понимаем, что все они составляют многогранную картину внутреннего мира, картину нашей личности, но при этом не обязаны определять наши поступки и решения.

Внутренний мир человека

Как же влияет поведение человека, его душевное состояние на проявление событий во внешнем мире?

Выделяют такие миры сознания человека: физический, эмоциональный, ментальный и духовный. Все миры неразрывно связаны друг с другом, так, что тяжело разграничить: в чем заключается работа над собой на одном уровне, а в чем на другом. Например, как отделить чувства от мыслей? Ведь когда нам больно или когда радостно — ощущения целостные.

Но, несмотря на неразрывность миров, давайте попробуем разобраться в особенностях каждого из них.

Физический мир

Чем более здоровый образ жизни ведет человек (правильное питание, занятие спортом, полноценный отдых), тем лучше будет результат. Думаю, с этим все согласны.

Чтобы улучшить физический уровень нужно проанализировать свой образ жизни: что приносит пользу организму, а что нет. Каждый раз, когда хотите что-то купить или съесть подумайте нужно это вам или нет. Также, постепенно надо вводить полезные привычки, например, делать по утрам зарядку.

Эмоциональный мир

Это эмоции и чувства, по средству которых мы выражаем свое отношение к ситуации.

Давайте определим, какие эмоции существуют и чего от них можно ожидать впоследствии?

Негативные эмоции (критика, гнев, оправдания, возмущение) разрушительно влияют на человека и порождают нежелательные события в жизни.

Позитивные (любовь, радость, благодарность) – повышают вибрации, гармонизируют отношения, приносят улучшения во всех её сферах. И чем выше будут вибрации человека, тем он будет успешнее во всех сферах жизни.

Например: человек поругался с кем-то, потратил энергию, долго злился, а потом – опоздал на нужную встречу, или она вообще провалилась.

ИЛИ: тот же человек радостно провел уикенд, с воодушевлением принялся за новый проект и впоследствии получил премию за хорошую работу.

С вами подобное случалось?

Ментальный мир

Ментальный уровень условно можно разделить на две сферы влияния: уровень ума (позитивное или негативное мышление) и духовный уровень.

Сфера ума включает в себя необходимую для жизни информацию. К этому можно отнести внутренние установки и стереотипы мышления. Они могут быть как конструктивными, так  и ограничивающими — способствующими блокированию достижения целей. Способен ли я? А что подумают другие? Получится или нет?

Например: человек хочет разбогатеть, но от родителей он знает, что деньги не приносят счастья. Как вы думаете, у него получится?

ИЛИ: тот же человек знает, что чем больше у него будет денег, тем он больше сможет помочь другим, например, отдавая на благотворительность 10% от своего дохода. Он уже это делает, показывая Вселенной, что это его сущность и ему это просто необходимо для счастливой и радостной жизни.

Духовный уровень — это вера в Высший Разум, в Источник Энергии, в то, что каждый из нас имеет частицу этой Великой Силы в себе. Эта вера в то, что все будет хорошо. Это уверенность в собственных силах. Осознание того, что каждый человек – это капелька в океане Вселенной. Чем больше отдаешь, тем больше получаешь. Желаешь мира, счастья,  добра и процветания другим – получаешь все эти блага для себя и своих близких.

А еще, работа на духовном уровне — это работа над своими эгореакциями: зависть, обиды, злость, различные комплексы – любые деструктивные проявления личности. Чем слабее эго, тем сильнее связь человека со своим Истинным Я.

Например: человек никогда не был за границей, но страстно желает там побывать и вот, он узнает, что недавно у его друзей была такая поездка и они радостно, с воодушевлением рассказывали о ней. И вот тут, хоть он и не показал своих чувств, но позавидовал своим друзьям, так как понимает, что у него нет денег на такую поездку, не верит в то, что ситуация может измениться, и нужно всего лишь довериться Проведению и начать действовать в нужном направлении.

ИЛИ: этот же человек искренне порадовался хорошему времяпрепровождению своих друзей, расспросил их обо всех деталях поездки: бюджет, отели, маршруты и т.д. А потом, после разговора, в уме нарисовал план действий, представил, как хорошо проведет время, поверил в то, что это реально, и в подтверждение своего намерения, создал счет и начал отчислять туда 10% или более от своего дохода для накопления денег, которые понадобятся ему для реализации данного намерения.Как вы думаете, какой вариант приведет к успеху?

Осознанность и творчество

Путь к более высокому уровню сознания начинается с умения осознавать себя и быть творцом своей судьбы.

Повышение сознания — это развитие способности управления и контроля над собой, а этого в свою очередь можно достичь, воспитав в себе такие качества как:

Внимательность. Концентрация внимания важна в любом деле. Чем внимательнее человек выполняет какое-либо действие, тем лучше у него оно получается. Причем нет разницы внешнее это действие или внутреннее, психическое. Эта простая истина известна многим со школы, но во взрослой жизни о внимательности часто забывают. Рассеянность, отвлечение, посторонние мысли (переносящие в прошлое или рисующие картины будущего) ухудшают результат деятельности. Развить умение концентрироваться и быть внимательным помогает медитация и молитва.

Целеустремленность. Это та же концентрация внимания только в намного большей перспективе и более продолжительная по времени. Наличие целей рождает смыслы. Когда есть цель в жизни, в ней появляется и смысл. Хороши не только долгосрочные, но и краткосрочные цели. Целеустремленные люди как минимум на одну ступеньку выше на лестнице сознания, нежели те, кто живет бесцельно. Стремление к цели еще и потому так необходимо, что обостряет восприимчивость

Целеустремленный человек автоматически начинает замечать наиболее важное в жизни, отсекая ненужное и избыточное, словно бы это «важное» начинает само притягиваться к нему. Чтобы научиться целеустремленности, нужно заняться целеполаганием

Подробнее об этом читайте в статьях «Как добиваться поставленных целей» и «Целеполагание. Как спланировать будущее».

Любознательность. В том, что для высокого уровня сознания нужно иметь достаточное количество знаний и мудрость, нет никаких сомнений. В невежестве сознание не развивается. Для развития, помимо приобретения знаний накопленных человечеством, важно знание самого себя, своего внутреннего мира. Нужно быть любознательным по отношению к миру и к себе, не стесняться задавать вопросы и рассматривать не один, а несколько вариантов ответа на них. Расширяя горизонты, границы, круг общения и интересов, развивая интеллект, человек расширяет свое сознание.

Честность. Лучше быть правдивым и честным с окружающими и с собой. Обманывая и обманываясь, человек запирает себя в клетку того уровня сознания, на котором он находится. Быть может, тяжело себе честно признаться в своих недостатках, но это первый шаг к их преодолению! Можно долго обманывать себя и окружающих, только жизнь от этого к лучшему точно не изменится. Честность с собой также предполагает принятие себя таким, какой есть и любовь к себе. О любви к себе читайте в статье «Как принять и полюбить себя»

Энергичность. Уровень сознания зависит от общего физического и психического здоровья человека. Лень и ничегонеделание ослабляют организм и запускают процессы деградации, старения, порождают болезни. Нужно быть активным, деятельным, энергичным; вести здоровый образ жизни; правильно питаться; заниматься спортом. То, что дает энергию телу, энергетически насыщает и сознание. Нужно любить свое физическое тело, заботиться о нем, а не «убивать».

О том, как повысить уровень сознания, можно узнать, пообщавшись с людьми, которым это удалось. Такое общение само по себе уже повысит уровень сознания. Если общаться с людьми с низким уровнем сознания, можно «скатиться» до их уровня. Поэтому выбирать свое окружение тоже нужно внимательно.

Творчество в широком смысле этого слова (как любая продуктивная деятельность человека) имеет особо важное значение для развития сознания. Идеальные по сути мысли, образы и чувства человека имеют возможность реализоваться лишь путем его творчества, так они воплощаются в реальность

Продукт творчества – всегда выражение внутреннего мира творца

Идеальные по сути мысли, образы и чувства человека имеют возможность реализоваться лишь путем его творчества, так они воплощаются в реальность. Продукт творчества – всегда выражение внутреннего мира творца.

Жизнь человека также продукт его творчества, также воплощение его внутреннего мира. Творчество – пусть и средство самопознания и развития сознания человека через восприятие им своих собственных творений.

Вы узнаете о том, какие бывают уровни сознания и определите свой уровень, если прочтете статьи «Уровни сознания: от низшего к высшему» и «Три уровня сознания: Жертва, Хозяин, Волшебник».

Уровни осознанности

Ждем Вашей оценки

Практическое задание: Аффирмации для удачи

  • Можно аффирмации заменить афформациями. Афформации — это те же аффирмации, но в вопросительной форме (автор идеи Ноа Сент-Джон). Вот некоторые примеры афформаций: «Почему я так успешен?», «Почему я полон сил и энергии?», «Почему у меня получается все легко и просто?», «Почему я так богат?», — мы задаем вопросы, наш пытливый мозг ищет на них ответы, работаем в заданном направлении, и нужные события (изменения) начинают приходить в нашу жизнь.
  • На протяжении 7 дней или более, пока не войдет в привычку, полностью отказаться от деструктивных мыслей и эмоций: не жаловаться, не возмущаться, не оправдываться, не обвинять других.
  • В течении дня ловить себя на негативных мыслях и объяснять себе, что такие мысли приносят только вред.
  • Любить себя и желать всем счастья!

С любовью и уважением, Елена Ажевская.

Шпаргалка по успешности, билет №1. Перейти к списку билетов

Методики

В исследовании применялись проективные и опросниковые методики.

  1. «Рисунок семьи» (Венгер, 2003) — графическая проективная методика, довольно давно применяющаяся для диагностики ДРО. При анализе данных используются как традиционные для проективных рисунков параметры (величина изображения, штриховки, анализ значимых деталей), так и специализированные, позволяющие оценивать степень сплоченности семьи, эмоциональный тон восприятия автором различных персонажей, субъективную значимость каждого из них, характер связи между членами семьи. Вслед за авторами методики мы предполагали, что ее данные презентируют мало осознанные имплицитные слои ДРО.

  2. «Цветовой Тест Отношений — ЦТО» Е.Ф. Бажина и А.М. Эткинда (Общая психодиагностика, 2006) использовался нами в качестве проективного приложения к рисунку семьи: глядя на свой рисунок, подросток ассоциировал цвета 8-цветового теста Люшера с каждым из изображенных персонажей (Лидерс, 2006).

  3. Опросник «Подростки о родителях — ADOR/ПОР», автор исходной версии опросника Эрл Шафер (Earl S. Schaefer), адаптация Л.И. Вассермана, И.А. Горьковой, Е.Е. Ромицыной (Вассерман и др., 1995; Карабанова, 2005). Методика применялась нами для диагностики эксплицитного отношения подростков к родителям и семейной ситуации в целом. Опросник состоит из 50 пунктов и включает в себя следующие шкалы: позитивный интерес, директивность, враждебность, авторитетность и непоследовательность, которые, на наш взгляд, достаточно полно презентируют грани семейной ситуации (как она воспринимается подростками) и конкретные свойства ДРО.

Выбирая этот опросник, мы принимали во внимание тот факт, что современные психологические исследования сталкиваются со сложной проблемой границ кросскультурной применимости методик, со значительными методологическими трудностями, связанными с размыванием границ культурной принадлежности, изменившимися критериями ее определения в современном мультикультурном мире (Арестова, 2016; Белинская, Стефаненко, 2000; Мацумото, 2003; Inac, Unal, 2013).

Все подростки, участвовавшие в нашем исследовании, владели русским языком как родным, получали образование на русском языке, языком семейного общения также был русский. В выборку входили только жители г. Баку, растущие в семьях, не подверженных радикальным религиозным или этническим установкам. В связи со значительной общностью исследуемого контингента с контингентом, предполагаемым данной методикой, мы сочли возможным использовать опросник ADOR/ПОР в русскоязычном оригинале.

Параметры анализа данных. Данные по методике «Рисунок семьи» анализировались с применением следующих параметров: сплоченность, эмоциональный тон отношений, значимость отдельных членов семьи в контексте семейных отношений, содержание отношения к ним.

Сплоченность
семьи включала в себя степень эмоциональной близости или привязанности членов семьи друг к другу и сформированность семейного самосознания, когнитивным аспектом которого является образ «Мы», а аффективным — чувство «Мы» (Карабанова, 2005). Рассматривались такие виды семейной сплоченности, как позитивная сплоченность, проблемная сплоченность и разобщенность.

Эмоциональный тон отношений подразумевает эмоциональную оценку подростком своих родителей и себя самого по используемым методикам. Параметр варьируется между противоположными полюсами: с одной стороны, враждебность, негативная оценка, с другой — принятие, позитивная оценка; он может принимать и среднее, амбивалентное значение, выражающее неоднозначность оценок. Данный параметр рассматривался нами на имплицитном (по методикам «Рисунок семьи» и ЦТО) и эксплицитном, т.е. осознанном и вербализованном (опросник ADOR/ ПОР), уровнях.

При анализе материала по параметру значимости отдельных членов семьи (персонажей рисунка) учитывались следующие признаки:

— в «Рисунке семьи» — последовательность изображения персонажей, величина (или уровень расположения) фигуры, размер головы, степень прорисованности каждого и т.д.; особое внимание обращалось на отсутствие того или иного персонажа на рисунке;

— вЦТО: позиция персонажа в ранге предпочтений (тот, кто обозначается более предпочитаемыми в собственном выборе испытуемого цветами, тот более значим), а также расположение персонажа относительно изображения автора рисунка.

Список литературы

Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование: практическое пособие. М.: Независимая фирма Класс, 1993.

Арестова О.Н. Культурные особенности опосредствования в мнемической деятельности // Вопросы психологии. 2016. № 3. С. 89—95.

Арестова О.Н., Богачева Н.В. Особенности самоотношения у подростков и юношей с близорукостью // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология.  2013.  № 4. С. 92—105.

Бебчук М.А. Практическая психодиагностика семьи: Методическое пособие с приложениями.  М.: ИД Бионика, 2012.

Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. Воронеж: МОДЭК, 2000.

Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Тест «Подростки о родителях»: Методическое пособие.  М.: Фолиум, 1995.

Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

Выготский Л.С. Педология подростка // Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. С. 5—243.

Дружинин В.Н. Психология семьи. М.: КПС, 1996.

Иванисова О.Ю., Морева Ю.В., Стрелкина Л.И. Детско-родительские отношения как фактор социализации личности ребенка // Сборники конференций НИЦ Социосфера. Прага: Vedecko vydavatelske centrum Sociosfera — CZ s.r.o., 2016. С. 68—70.

Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М.: Гардарики, 2005.

Ковалев С.В. Психология современной семьи. М.: Просвещение, 1988.

Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи. М.: Академия, 2006.

Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1983.

Макушина О.П. Психологическая зависимость подростков от родителей: Дисс. … канд. психол. наук. М., 2001.

Мацумото Д. Психология и культура.  СПб.: Прайм-Еврознак, 2002.

Молчанов С.В. Особенности ценностных ориентаций личности в подростковом и юношеском возрасте // Психологическая наука и образование.  2005. № 3. С. 16—25.

Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. СПБ.: Речь, 2006.

Попова Л.Г., Левицкая Е.В. «Детское» и «взрослое» восприятие семейной ситуации // Психологический вестник Уральского государственного университета. Вып. 3. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2002. С. 124—135.

Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.

Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка // Вопросы психологии.  1985.  № 1. С. 21—32.

Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М.: Педагогика-Пресс, 1993.

Хоментаускас Г.Т. Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений // Вопросы психологии. 1986. № 1.  С. 166—170.

Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. М.: Педагогика, 1989.

Шильштейн Е.С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 2000. № 2. С. 69—78.

Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 1999.

Эльконин Д.Б., Драгунова Т.В., Боцманова М.Э., Захарова А.В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. М.: Просвещение, 1967.

Ackard D.M., Neumark-Sztainer D., Story M., Perry C. Parent-child connectedness and behavioral and emotional health among adolescents // American Journal of Preventive Medicine.  2006. Vol. 30. N 1. P. 59—66. doi.org/10.1016/j.amepre.2005.09.013

Cooper С., Grotevant H. Gender issues in the interface of family experience and adolescents’ friendship and dating identity // Journal of Youth and Adolescence.  1987.  Vol. 16.  P. 247—264. doi.org/10.1007/BF02139093

Grusec J., Goodnow J., Kuczynski L. New directions in analyses of parenting contributions to children’s acquisition of values // Child Development.  2000. Vol. 71. P. 205—211. doi.org/10.1111/1467-8624.00135

Inac H., Unal F. The construction of national identity in modern times: Theoretical perspectives // International Journal of Humanities and Social Science. 2013. Vol. 3. N 11. P. 223—241.

Для цитирования статьи:

Арестова О.Н., Махмудова С.Х. Субъективная презентация семейных отношений на разных уровнях осознанности (на примере подросткового возраста). // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №1 — с.55-69

Что такое осознание? Что значит – осознавать?

Осознанность – это способность человека мысленно и физически прочувствовать настоящий момент. А это значит:

Концентрировать внимание на деятельности или созидании чего-либо

Понимать степень важности дела, не переключаться с первостепенного на второстепенное.

Чувствовать своё тело и понимать его потребности: голод, дискомфорт, боль, усталость и т
д.

Осознанно испытывать эмоции. Понимать, когда вы раздосадованы, когда находитесь «на взводе», когда подавлены и т

д. К этому же пункту можно отнести умение не осуждать себя за отсутствие «нужных» и «уместных» эмоций.

Не выносить оценочных суждений. Осознавание себя как уникальной личности среди множества других неповторимых людей избавляет от желания «навешивать ярлыки», давать непрошеные советы и делать замечания.

Не терять уверенности в своих убеждениях из-за критики. Этот пункт вытекает из предыдущего. Некоторые бестактные персоны придерживаются позиции, что их точка зрения – единственно правильная, а те, кто ей не соответствует — глупцы /не имеют вкуса/морали/ не имеют достаточного опыта и т. д. Если вы осознанный человек, то вы априори не можете воспринимать такие выпады близко к сердцу. Вы понимаете – мысль в голове чужого человека – это всего лишь неосязаемая идея того, как вы должны выглядеть через призму его жизненного опыта.

Звучит не так уж и сложно, но в условиях реальной жизни очень мало кто применяет эти правила на себя

Вспомните, сколько раз вы просто «отключались» на скучной лекции? Сколько раз начинали смотреть в телефон на встрече с друзьями, когда интересный диалог не клеился? А как часто вы ловили себя на мысли, что за целый день не съели и маковой росинки, только потому, что вы чем-то сильно увлеклись? Или ответьте себе честно: как часто на работе, вместо того чтобы заниматься действительно важными делами вы читаете новости в интернете или играете в онлайн-игры? Если всё это вам более чем знакомо, значит, настало время обратить своё внимание на повышение осознанности и избавление от привычки прокрастинировать

Осознанность в повседневной жизни сильно меняет взгляд на стандартные вещи и ситуации. Вы учитесь действовать в условиях частичной неопределённости, отдавая себе отчёт в желаниях и возможностях: физических, моральных, материальных.

Представьте, что вы смотрите фильм, в котором главный герой поступает совершенно нелогично и необдуманно под влиянием эмоций или несобранности. Вы раздосадованы: «Как же так, ведь очевидно, что так делать нельзя! Вот если бы ты поступил по-другому – всё было бы иначе!» Так вот, самоосознанность – это когда вы являетесь непосредственным участником событий и сторонним наблюдателем одновременно. Вы всецело находитесь в моменте, при этом понимая кто вы, где и что вы чувствуете.

Предельная внимательность и безоценочное восприятие помогут достичь цели

Структура самосознания

Самосознание включает в себя три элемента.

Когнитивный (самопонимание)

Характеризуется как представление человека о своих способностях, внешности, темпераменте и так далее. То есть речь идет о самопознании как элементе самосознания.

Эмоционально-оценочный (самоотношение)

Предполагает адекватную оценку своих особенностей, то есть себялюбие (самопринятие), самоуважение, самокритичность, самооценка, самоконтроль и другое.

Поведенческий, или волевой (саморегуляция)

Выражается в стремлении быть понятым и принятым обществом, получить уважение со стороны, приобрести определенный статус.

Самоактуализация

Самоактуализация не столько входит в структуру самосознания, сколько неразрывно с ним связана. Ее можно охарактеризовать как стремление человека к максимальному выявлению и развитию личностных особенностей и возможностей. Это потребность в постоянном самосовершенствовании и раскрытии своего потенциала.

Самооценка

Самооценка позволяет человеку оценивать собственные силы, особенности и регулировать в соответствии с результатами поведение. Самооценка бывает адекватной, заниженной или завышенной. Два последних типа оказывают разрушающее влияние на личность и ведут к внутренним конфликтам. На самооценку в любом возрасте влияет оценка извне, разница лишь в силе этого влияния.

Уровень притязаний

Это желаемый уровень самооценки, то есть тесно связано с предыдущим компонентом и Я-идеальным (подробнее об этом в следующем пункте). Уровень притязаний обуславливает возможный уровень достижений личности и развитие ее способностей. Выражается в трудности цели деятельности.

Интуитивный уровень развития сознания

В ходе развития, сознание постепенно начинает рассматривать плоскость интеллекта, как глубоко вторичную, и перестает поглощаться мыслями. Интеллект является чрезвычайно эффективным фактором эволюции природы, тем преходящим звеном (уровнем развития), благодаря которому сознание осуществляет взаимодействие с миром объектов, заставляет нас, пребывая в неустойчивости постоянно двигаться к новому уровню комфорта. Но, как и любая система, ментальный механизм когда-нибудь начинает себя исчерпывать, достигает своего предела, и в определенных условиях уступает место новым более тонким и эффективным инструментам познания.

В ходе наблюдения за происходящим, у меня выработалась своеобразная эзотерическая концепция – брать на веру не советую, но имеет смысл понаблюдать за ее проявлением в своей жизни. Дело в том, что природа требует от человека роста и самопознания (постоянного перехода к новым уровням развития), а когда это происходит намеренно, сознательно, тогда силы свыше сокращают количество грубых «кармических» событий – неприятностей, которые побуждают расти над собой в силу отрицательных переживаний. Иными словами, хоть человек и находится под влиянием «закона» кнута и пряника, он может сознательно выбирать «пряник», тогда в «ударах» кнута уже нет особой необходимости. При сознательном подходе отработка кармы и выход стрессов происходят более гладко, нежели в случаях, когда человек не понимает причину возникающих событий и переживаний.

На человеческом уровне развития сознания мы склонны искать причину внутренних переживаний во внешнем мире, что в корне ошибочно, т.к. внешний мир несет лишь видимость этой причины. По этой теме на progressman.ru имеется ряд статей под тегом «проекции». События на самом деле сами собой выстраиваются в соответствии с той кармой, с теми переживаниями, для которых настало время проявиться на текущем уровне развития сознания. Событийный уровень в каком-то смысле вообще – иллюзорен т.к. без наших мыслей и чувств он не имеет «окраски», какого-либо значения. На самом деле за пределами мысли вообще ничего не существует, и никогда не было, кроме одного… Вне ума есть только одно событие и это событие – Бог. В зависимости от веры, или интеллектуальных предпочтений слово «Бог» можно заменить, например: абсолютом, непроявленной реальностью, безличным хаосом, парадоксальным объективным вечным «сейчас». Эта истина становится очевидной на интуитивном уровне развития сознания.

В контексте этих обстоятельств смысл жизни каждого человека – в развитии сознания. Когда человек по-настоящему достигает ступени разума, он обретает возможность выходить и за его пределы – за пределы двойственного мира, в котором все делилось на разные аспекты приятного и неприятного.

На более глубоком уровне развития сознания, разум разделяет свою роль с интуицией, со временем полностью уступая ей бразды правления. Интуиция проявляет себя как фактор доверия происходящей реальности. Возникает ощущение абсолютной спонтанности происходящего. Вы находитесь в «центре» существования, словно вся реальность вращается вокруг вас. Ваша природа – чистое существование, бесформеный зритель жизни. На этом уровне развития сознания ментальный буфер устраняется, и спонтанная реакция на каждый импульс следует мгновенно. С этого уровня начинается переживание, именуемое в восточных учениях термином «лила» – спонтанная игра.

Итак, можно выделить три уровня развития сознания и три уровня стимулов, которыми руководствуется наше поведение: животный, человеческий и божественный. Или другими словами: инстинктивный, интеллектуальный и интуитивный уровни. Инстинкт – следование рефлексу с целью осуществления цели, которая даже толком не осознается. Интеллект подразумевает осознание цели на ментальном уровне, логическое осмысление и выбор наилучшего пути к ней. Интуиция – сущностное, истинное осознание цели и пути. «Intuitio» с латинского языка переводится как созерцание. Чтобы видеть истину вне ума, необходима осознанность. Интуиция – это способность трезво оценивать ситуацию прямым сознанием, минуя ментальный буфер.

Основной посыл, который призвана дать эта статья о трех уровнях развития сознания – это понимание, хотя бы на уровне ума, что непрерывное развитие и самопознание – истинная цель нашего пребывания в текущих условиях жизни.

Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

Как работает осознанность

В основе практик mindfulness лежат вполне определенные механизмы.

1. Это состояние позволяет отключать режим внутреннего «автопилота» и видеть явления среды такими, какие они есть. Когда мы перестаем по привычке делить все на плохое и хорошее, приятное и неприятное, наш эмоциональный фон становится более сбалансированным. Так мы перестаем болезненно привязываться к положительному и бежать от отрицательного.

2

Тренировка позиции наблюдателя имеет важное последствие: человек, практикующий осознанность, начинает понимать разницу между тем, какой он человек, и тем, что он испытывает в данный момент. Если в данную секунду вы злитесь или грустите, это не делает вас злым или депрессивным человеком

Это лишь преходящее состояние, которое можно регулировать осознанным направлением внимания.

3. Практики осознанности дают нам время на то, чтобы изучить свои переживания под микроскопом, прежде чем выбирать линию поведения. Каждый момент жизни – это возможность для выбора и принятия решений. Если делать этот выбор в соответствии со своими искренними переживаниями и ценностями, мы получаем возможность реализовать свою истинную природу и становиться лучшими версиями самих себя.

Мягкое течение мгновения чистого переживания

Когда вы впервые начинаете что-то осознавать, возникает мимолетное мгновение чистого осознания – как раз до того, как вы облечете этот факт в понятия, до того как вы дадите ему определение. Это – стадия внимательности. Как правило, эта стадия весьма кратковременна

Это та мелькающая доля секунды, тот миг, когда вы только устремляете внимание на объект, когда вы еще не дали ему названия, не закрепили его в уме и не отделили от всего остального. Такое состояние бывает до того, как вы начинаете думать об объекте, до того, как ваш ум говорит: «Это собака!» Этот текучий момент мягко сосредоточенного чистого осознания и есть внимательность

В этот краткий миг, возникающий в уме подобно вспышке, вы переживаете какой-то объект как не-объект. Вы переживаете мягкое течение мгновения чистого переживания, переплетающееся с остальной реальностью и не отделенное от нее.

Внимательность очень похожа на свет лампы, в противоположность жесткому фокусу луча фонарика

Мы развили привычку перемещать внимание на все остальные стадии восприятия; мы сосредоточиваемся на восприятии, осознаем его, наклеиваем ярлык и в большинстве случаев оказываемся вовлечены в долгий процесс символического размышления о нем. Это первоначальное мгновение внимательности быстро проходит

Цель медитации осознанности состоит в том, чтобы научить нас продлевать это мгновение осознания. Когда эта осознанность становится более длительной благодаря применению правильной техники, вы замечаете, что переживание становится глубоким и полностью меняет ваш взгляд на Вселенную. Однако надо учиться тому, как обрести это состояние восприятия, а для этого требуется постоянная практика. Как только вы освоите технику, вы обнаружите, что у внимательности есть много интересных аспектов.

Что такое самосознание

Самосознание – это некая установка человека на отношение к самому себе, осознание себя, своего места, интересов, переживаний, поведения и другого. Это не данность, а результат развития.

Источник развития самосознания – обобщение знаний человека о других людях, сравнение их опыта со своим (жизненным, профессиональным, любовным). Чем больше развивается самосознание, тем больше человеку открывается его внутренний мир.

Я-концепция – результат самосознания личности, то есть теория человека о самом себе. Притом Я-концепция может принимать и более частные формы, например, быть профессиональной.

Самосознание в онтогенезе

В предыдущем пункте я уже затрагивала связь развития человека как личности и как индивида. В этой части статьи хочу структурировать и обобщить развитие самосознания в сочетании с взрослением.

Аллопсихическое самосознание

Формируется в 2-3 года. Проявляется осознанием ребенком себя как деятеля и отделением его действий от действий других людей.

Соматопсихическое самосознание

Формируется к 7 годам. Ребенок может самостоятельно оценивать себя, владеет телом и проходит телесную идентификацию.

Аутопсихическое самосознание

Подростковый и юношеский возраст. Предполагается, что к 17 годам завершается формирование социально-нравственных установок и самосознания. В дальнейшем оно не развивается, а видоизменяется.

Успешный человек или жертва обстоятельств

Исходя из отношения человека к себе и своей жизни, можно выделить два типа людей:

Первый – это успешные люди, которые считают, что способны самостоятельно влиять на события в своей жизни.

Второй – это жертвы обстоятельств, люди, которые считают, что от них самих ничего не зависит и во всех неприятностях, происходящих в их жизни, виноваты другие.

Мы уже знаем из предыдущей статьи, что целых 40% успеха составляет образ мышления и то, как человек воспринимает себя и окружающий мир. Каким будет образ мышления, так и будут складываться обстоятельства.

Если человек считает себя способным управлять своей реальностью, любит себя, окружающий мир, с уважением относится к другим людям, то и Жизнь будет помогать ему во всех начинаниях.

Ну а если, человек считает себя жертвой: жалуется на жизнь, обвиняет в своих неприятностях других, то тут никакое чудо не поможет. Кто о чем думает, на каких частотах вибрирует, тот то и получает.