Как определить уровень развития личности
Развитие личностных качеств учащихся
Во-первых, в жизни ребёнка появляются другие взрослые, которые не относятся к семье, но также занимают важное место в жизни. Это учителя, тренер, воспитатель
При правильной организации учебного процесса наравне с учебной познавательной деятельностью постоянно происходит развитие личностных качеств учащихся.
Мнение этих людей часто может быть авторитетнее в некоторых вопросах, чем слово родителей. Это нормальное явление, потому как ребёнок чувствует новые способности и грани своего развития. Развитие личностных качеств, которое ориентировано на этих людей, направлено на успешную организацию учебной деятельности, умении организовывать своё время и достижение поставленных целей. Также формируются ценности личности, которые взаимосвязаны с общественными нормами, появляются такие качества как ответственность, креативность.
Также в это время появляются друзья и товарищи, которые также влияют на формирование качеств личности. В этот период закладываются основы умения взаимодействовать с друзьями, поведение во время конфликтов и правильные способы выхода из конфликтных ситуаций. В этот период ребёнок начинает развиваться в разных направлениях, так как появляются новые площадки для реализации личностного потенциала. Происходит понимания и оценивание себя как равноправной личности.
Первый этап развития личности
Это – этап грубого человека, основные интересы которого почти не отличаются от интересов животных. Конечно, выживание, секс и чревоугодие в человеческом теле облачаются в сложные социальные личины, и обрастают ритуалами, но суть остается неизменной. Есть основная потребность, которая затмевает сознание, и есть путь к этой потребности. Если человек на первом этапе развития не оброс социальными качествами, путь к исполнению этих потребностей упрощается. Чем меньше социального в личности на первом этапе развития, тем ближе поведение человека – к животному.
Социальные барьеры в уме человека, как правило, перекрывают первобытные инстинкты, ставят между сознанием и потребностью своеобразный ментальный буфер. Чем менее человек первых этапов развития цивилизован, тем сильней проявляется сила его инстинктов, и тем более грубым и прямолинейным будет исполнение его потребностей. В социуме это выливается в насилие и аморальное поведение.
Иногда грубое желание на первом этапе развития личности затмевает сознание, и человеку становится все равно – лишь бы утолить это желание. Он не обращает внимания на мысли о том, что за грубое поведение может быть расплата. Сила желания и предвкушение его исполнения могут пересилить слаборазличимое осознание мыслей о последствиях. Так проявляется отсутствие осознанности, мудрости и дальновидности.
На первом этапе развития личности человек почти не осознает, что убийство и насилие – это поведение, которого необходимо избегать, если человек не желает уподобляться животным, и жить по их законам. Единственное, что его сдерживает – страх наказания и в меньшей степени – моральные ценности. Так происходит в силу того, что само восприятие на этом уровне – грубое, притупленное, и поэтому человек не постигает третий критерий развития личности, связанный с допуском по сферам, которые живут по определенным законам.
Причем человек на этом уровне, в какой-то степени может различать другие этапы развития личности как более тонкие и желанные. Но у него напрочь отсутствует осознание того, что переход на новый уровень связан с пониманием и соблюдением законов более тонких этапов развития. Никто не хочет насилия над собой, и чтобы этого насилия избежать, необходимо искоренить проявление насилия в собственном поведении, и на более тонком уровне в эмоциях и мыслях.
К слову о моральных и духовных ценностях, правилах и ограничениях, – все они искусственны и чаще всего попросту блокируют естественный поток жизненной энергии. Их слепое принятие полезно на первых этапах развития, пока человек сам не ощущает естественный поток жизни. В этом отношении развитие – это отступление от истоков с целью обретения опыта, чтобы затем – к ним вернуться с повзрослевшим сознанием.
Уровни личностного развития
Психологическая наука выделяет конкретные уровни развития личности, которые способствуют скорейшему продвижению вперед. Рассмотрим их особенности более подробно.
Внутреннее стремление
Чтобы человек начал двигаться в направлении желаемого, необходима сильная мотивация. Не всегда она появляется у индивида автоматически, по умолчанию. Некоторым людям приходится всячески стимулировать себя и подталкивать к активным шагам. Это первый уровень продвижения к цели. С него обычно все начинается. Если человек не удовлетворяется результатами первых усилий, то постепенно к нему приходят новые возможности для преобразования ситуации. Однако большинство людей не стремятся заглядывать слишком далеко и удовлетворяются сравнительно небольшими достижениями. Все потому, что они боятся действовать открыто, ставить перед собой реальные задачи.
Поиск себя
Это основный этап, который может длиться годами. У некоторых людей поиск собственной уникальной сущности происходит всю жизнь. Они постоянно находятся в поисках лучших идей, созревают для великих стремлений. Поиск себя – это уровень зрелости личности, показатель ее серьезности и нацеленности на удовлетворительный результат. Поиск себя может затянуться за счет появления личных испытаний, высокого уровня тревожности или повышенной неуверенности в себе. Главное при этом – продолжать действовать, не останавливаться на достигнутом результате, не сдаваться. Препятствия на то и даны нам, чтобы учиться их преодолевать. Когда человек осознает, зачем ему нужно подняться на ту или иную ступень, все получается естественным образом.
Обретение стабильности
Обретение стабильности – это завершающий этап личностного развития, однако оно на этом не заканчивается. Просто сам человек приходит в состояние внутреннего удовлетворения. Он обретает сильную уверенность в себе, знает себе цену и стремится к постоянному росту. Завтрашний день уже не пугает, он перестает казаться такой неожиданностью, как прежде. Люди, которые счастливы, всегда притягивают к себе улыбки и невольно вызывают восхищение.
Таким образом, личностное развитие представляет собой процесс последовательного прохождения личностью определенных этапов на пути к заветной цели. Оно осуществляется за счет постоянных усилий самого человека, его стремления не засиживаться на одном месте, а постоянно двигаться к новым горизонтам. Необходимость совершать открытия – значимая особенность индивида, который стремится сделать свой мир еще прекраснее и гармоничнее.
Этапы формирования личностно профессиональных качеств
Так как целью любого обучения является формирования профессионала по определённой специальности, основные этапы развития личностно-профессиональных качеств происходит в учебных заведениях. Кроме взаимодействия с преподавателями, человек находится на этапе активного саморазвития и самосовершенствования. Таким образом, именно в период получения образования происходят основные этапы формирования и развития главных качеств (как личностных, так и профессиональных) необходимых для дальнейшей успешной профессиональной деятельности.
Первым этапом является определение будущей сферы деятельности в целом и профессии в частности, исходя из персональных возможностей и личных предпочтений. Далее следует адаптация к неизвестным условиям дальнейшего развития. На этом этапе поступает большое количество информации о специфике работы и тех качествах, которые необходимы, чтобы в ней преуспеть. После стабилизации образовательного процесса, получения некоторых практических навыков приходит полное осознание соответствия себя в профессии. Успешность в дальнейшем зависит не столько от наличия природных качеств и возможностей, как от постоянной готовности работать над своими личностно профессиональными качествами.
Развитие личностных качеств детей
Развитие ребёнка начинается с его рождения. Это многосторонний процесс взаимодействия родителей, общества и саморазвития. Главная ответственность, конечно, возложена на семью. Здесь начинается познание себя как отдельного индивидуума, познаёт разные варианты взаимодействия с другими людьми и варианты ответных реакций.
На сегодняшний день утвердилось мнение, что все проявления человеческого характера приобретаются в раннем детстве. В это время закладываются три ключевые группы качеств личности. В зависимости от периода жизни, происходит становление способов мотивации, стилей поведения и инструментов взаимодействия с другими людьми.
Факторы развития личностных качеств
Как только ребёнок начинает воспринимать себя как отдельную особь, начинает осознавать своё место в окружающем мире, начинается процесс развития основных качеств, в том числе на это влияет развитие чувственной сферы жизни. Существует несколько ключевых факторов, которые свидетельствуют о начале процесса:
активное и уместное применение личных местоимений;
владение навыками самообслуживания и самоконтроля;
способность описать свои переживания и объяснить мотивацию поступков.
Возраст начала становления личности
Исходя из вышесказанного, становиться понятен возраст начала становления личности. Психологи указывают возраст два – три года. Однако нельзя сказать, что до этого момента ничего не происходит. Активно идёт подготовка и формирование индивидуальных предпочтений, коммуникативных способностей, темперамента. К наступлению возраста пяти лет, ребёнок полностью воспринимает себя как отдельную личность с индивидуальными особенностями, находящейся в активном взаимоотношении с окружающей действительностью.
На человека влияет не только семья, но и общество, школа, друзья. Эта среда, безусловно, накладывает отпечаток на поведение и формирование ребёнка. Однако, основу, фундамент может заложить только близкие люди. Именно они устанавливают ориентиры, и показывают способы взаимодействия внутри семьи и с другими людьми. Так как ребёнок ещё не знаком с правилами поведения в обществе он ориентируется на родных и берёт с них пример. Поэтому очень часто находится много общих черт у детей с родителями. Часто ребёнок полностью копирует поведенческую модель родителей.
Формирование качеств ребенка
На этапе начального формирования нет смысла пытаться корректировать или дополнительно развивать личностные качества.
Самым лучшим вкладом будет создание условий для развития физических, эмоциональных, интеллектуальных способностей.
Далее стоит мягко и ненавязчиво знакомить ребёнка с морально-этическими и социальными нормами, принятыми в социуме. Каждая семья оперирует своей индивидуальной системой воспитания, которая формирует в свою очередь «семейное кредо».
Такая воспитательная среда со специфичными способами и мерами воздействия занимает основное место в жизни ребёнка. От эффективности её воздействия зависит формирование личности. Одним из методов является общение. Ему выделяется важная роль в формировании характера. Этот метод важен на всех этапах развития. Для успешного развития и формирования новых личностных качеств ребёнок постоянно должен вовлекаться в активную деятельность.
Уровень развития личностных качеств
Каждый человек рождается с определённым характером и набором личностных качеств, определяющих особенности поведения и жизненные приоритеты. На протяжении жизни, некоторые качества изменяются под влиянием разных факторов, некоторые остаются на всю жизнь.
Психологи утверждают, что основные этапы формирования характера происходят в первые пять лет жизни, далее они несколько корректируются, исходя из жизненных обстоятельств.
Главным показателям и критериям, которые формируют уровень развития личности относятся: способность к активной жизненной позиции, уровень ответственности, направленность способа жизни, уровень культурности и интеллекта, способность управлять эмоциями.
От личностных качеств зависят многие стороны жизни, начиная с выбора стиля одежды и заканчивая приоритетом деятельности для будущей профессии. Если человек осознаёт потребность в более качественном уровне жизни, он будет стараться достигнуть желаемого. В этом помогают как раз такие качества личности как целеустремлённость, уверенность в себе, умение адекватно оценивать действительность и свои возможности. Даже при не самом высоком уровне врождённых особенностей человека, но при осознании своей индивидуальности, всегда есть возможность определиться с деятельностью, которая наиболее полно раскроет способности человека. Тем более, при желании всегда есть возможность развивать личностные качества.
Заключение
Для формирования новых или развития уже имеющихся качеств необходимо время. Этот процесс занимает не один день. Существует большое количество разного теоретического материала, тренингов. Но и без них вполне возможно решить эту задачу. Для начала, нужно заняться самодисциплиной. В случае удачного выполнения первого этапа, у человека появляется повод гордости перед самим собой, следовательно, повышается самооценка. Теперь, когда появилась уверенность в себе, можно начинать действовать по направлению профессиональному успеху
Важно составлять план по карьерным достижениям, не забывать придерживаться его