Методическая разработка на тему «эмоции и чувства»
Социальные детерминанты кодирования эмоциональных состояний
Позитивная социализация личности в ряду принятия и удержания культурных норм подразумевает в том числе и нормы эмоционального реагирования. В социуме они обеспечиваются запретами / табуированием и поощрениями / стимуляцией на выражение определенных эмоциональных модальностей.
В качестве поощряемых к выражению современный социум определяет следующие эмоции и чувства: радость, сочувствие и сопереживание, гордость, смелость, любовь, уважение, благодарность. Каждая из перечисленных модальностей имеет свое социальное назначение и так или иначе влияет на эмоционально-коммуникативную компетентность личности.
В качестве условно запретных или регулируемых эмоций социум задает модальности страха, гнева, зависти, обиды, ревности, презрения. Их выражение не поощряется сообществом, для контроля выражения данных эмоций существуют активно транслируемые нормы.
Для закрепления данных норм и формирования «правильного» эмоционального поведения необходима активизация механизмов произвольной регуляции, а также гибкость произвольного реагирования (вариативность экспрессивных сценариев).
Формирование и реализация механизмов контроля и трансформации экспрессии инициирует расширение кодов воспроизведения эмоций, возникновение вариативности экспрессивных сигналов. Данное новообразование позволяет личности совместить социально желательное экспрессивное поведение и индивидуальные особенности кодирования эмоций. В качестве примера можно рассматривать все чаще встречающиеся случаи, когда одна модальность передается разными экспрессивными кодами или, наоборот, разные модальности имеют схожие экспрессивные коды) (см. табл. 2).Таблица 2
Примеры оценки адекватности и вариативности экспрессивного кода
Закодированная эмоция | Декодирование эмоции | Оценка кода |
Гнев | Адекватный код, модальность выражаемой эмоции не вызывает сомнения. | |
Удивление Страх |
Вариативный код, может интерпретироваться как легкий испуг или удивление. Точность декодирования зависит от интенсивности экспрессии. |
|
Зависть Обида Разочарование Презрение |
Неопределенный, индивидуализированный код. Адекватно интерпретировать без информации о контексте ситуации – невозможно. Определенно задает только валентность – отрицательную, а также позволяет характеризовать эмоцию как социальную, то есть имеющую социальный контекст возникновения |
Кроме того, в современной ситуации развития общества, расширения пространств и институтов социализации наблюдается заимствование экспрессивных сценариев, имеющих выраженную возрастную специфику. Так, дети дошкольного возраста, ориентированные значимыми взрослыми на раннее взросление, демонстрируют «экспрессивную акселерацию» – эффект взрослости экспрессии при выражении эмоций, нивелирование непроизвольности эмоциональных реакций и прочее.
Напротив, взрослые, ориентированные на принятие определенной социальной роли «ребенка», демонстрируют «экспрессивную инфантилизацию», которой характерен эффект детскости экспрессии при выражении эмоций. В этом случае мы наблюдаем отсутствие регуляционных механизмов и контроля за выражением эмоций, псевдоестественность реакций, нарочитую эмоциональность.
Обе стратегии контекстной социализации базируются на закрепленных и произвольно активизирующихся сценариях экспрессивного поведения.
Эмоции простые и сложные
Существует еще одна классификация, и виды эмоций, которые она описывает, различаются по степени сложности. Они могут быть простыми или составными. Обида, если проанализировать эмоцию, включает в себя гнев, разочарование, грусть. Значит, она относится к сложным. При этом уже гнев разложить на составные элементы нельзя, это простая эмоция.
Сложные эмоции могут подразделяться на смешанные, динамичные и «матрешки». Скажем, когда двое людей ссорятся, то вряд ли они смогут описать свои ощущения. И гнев, и обида, и бессилие от невозможности доказать свою правоту, и удивление поведением оппонента. Это и есть смешанные эмоции.
В то же время, когда человек злится на кого-то, вполне может оказаться, что за гневом стоит страх, именно он заставляет искать способы защиты, а атака, агрессия – всего лишь один из них. Это – типичная эмоция-матрешка.
Испытывая восхищение, человек последовательно проходит стадии удивления, неверия, принятия и радости. Они мелькают так быстро, что вычленить их, осознать как самостоятельные, невозможно. И вот эта быстрая смена эмоций в совокупности рождает одну, динамичную – восхищение.
Врожденные эмоции
Если продолжить этот пример, ребенок, у которого отобрали любимую игрушку, рыдает абсолютно искренно. Он не думает о том, что должен обидеться или разозлиться. Он сразу испытывает именно эти эмоции, без предварительного буфера в виде оценки ситуации. Они непосредственные, мгновенные и практически не требуют осознания и анализа происходящего. Гнев или страх в ответ на удар, радость в ответ на улыбку.
Классификация эмоций определяет такие реакции как врожденные. Эти реакции может демонстрировать даже ребенок, еще не имеющий никакого социального опыта. Радость, недовольство, гнев, удивление, страх. Все эти эмоции входят в «предустановленное программное обеспечение», ребенка не нужно учить, что приходу мамы нужно радоваться, а из-за кислого яблочного пюре – огорчаться.
Польза и вред эмоционального состояния
Порой эмоциональное состояние может привести к настоящей катастрофе. Так происходит из-за того, что всегда нужен баланс между негативными и позитивными эмоциями. Если вы будете слишком счастливы, почти до состояния эйфории, вы не сможете сконцентрироваться на работе или учебе и в последствие получите плохие результаты.
Данный факт называется компенсацией. Также вред мы получаем от негативных чувств, мы можем грустить настолько долго, что впадем в депрессию. Также мы можем извлечь и пользу из эмоционального состояния. Благодаря некоторым фактам, которые нас радуют, мы чувствуем себя увереннее и смелее.
Стоит относится очень серьезно к способности контролировать собственное эмоциональное состояние. Ведь уже давно доказано, что от перенасыщенных эмоций, могут возникать серьезные заболевания
Повреждение целостности вашей энергетической оболочки, открывает возможности для множества душевных и физических болезней. На ранних стадиях этого разрыва, можно без особого труда исправить эту ситуацию.
Вы можете обратиться за консультацией к целителям, которые раскжут о вашей проблеме и помогут предотвратить дальнейшее разрушение энергетической оболочки.
Когнитивные детерминанты кодирования эмоциональных состояний
В качестве одной из когнитивных детерминант мы рассматриваем представления об эмоциональной реальности человека в целом и собственной эмоциональной реальности в частности (когда знания о способах передачи эмоциональных состояний и их рефлексия отражаются на точности передачи эмоционального сигнала, способности адаптировать сигналы адресату в соответствии с его возрастными, индивидуальными особенностями).
Эмоциональные представления мы понимаем как аффективно-когнитивные образования, основанные на слиянии двух компонентов: эмоциональной окрашенности (положительной, отрицательной, индифферентной валентности) и феномена познавательного уровня (совокупность знаний) .
Нами выделены четыре блока представлений об эмоциях в соответствии со специфическими группам знаний: о содержании эмоциональных явлений, причинах возникновения эмоций (эмоциогенных ситуациях и антецедентах), формах и способах выражения эмоций, способах проявления эмпатии по отношению к различным объектам.
Согласно полученным нами эмпирическим данным расширение объема знаний и их структурированность влияют на способность выражения эмоций. Чем лучше ребенок осведомлен о различных эмоциональных явлениях, имеющих внешние репрезентации, тем адекватнее и точнее он кодирует собственные эмоциональные состояния .
Практически все дети дошкольного возраста имеют представление о способах выражения радости, печали, гнева и страха, легко ориентируются в специфических для данных модальностей экспрессивных проявлениях. При равных значениях уровня осведомленности точнее кодируют различные эмоциональные состояния те дети, у которых знания накладываются на арсенал конкретных экспрессивных образов (персонажи мультфильмов, телефильмов, мимические образцы значимых взрослых), закрепленных в памяти и актуализирующихся при необходимости.
Данные факты созвучны теоретическим положениям современной отечественной психологии эмоций, где представление рассматривается как динамическое образование, активизация и функционирование которого находится в тесной взаимосвязи с восприятием, мышлением, памятью и аффектами .
В качестве следующей когнитивной детерминанты мы выделили когнитивную схему эмоций , точнее ее расширение.
Появление новых антецедентов, медиаторов, стимулирующих экспрессивную активность субъекта, очевидно обогащает его кодирующие способности (см. рис. 7).Рис. 7. Когнитивная схема эмоций
Так, новые эмоциогенные стимулы (ситуация, предмет, человек) провоцируют переживания, выражения которых могут интенсифицироваться индивидуальной значимостью (медиатором) данного стимула для конкретной личности.
В качестве интегрированной когнитивной детерминанты можно рассматривать эмоциональный интеллект в целом. Согласно нашим исследованиям уровень эмоционального интеллекта напрямую связан со способностью адекватно закодировать эмоциональные состояния не только в реальном взаимодействии, но и эмоционально насытить собственные интернет-послания .
Чувства
Чувство – это эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам.
В отличие от эмоций и настроений, эмоциональные процессы, описываемые понятием «чувство», привязаны к объектам: они возникают по отношению к кому или чему-либо, а не к ситуации в целом. «Я боюсь этого человека» – это чувство, а «Мне страшно» – это эмоция.
Вот небольшой список чувств, которые мы испытываем время от времени: любовь, ненависть, страх, благодарность, уважение, преданность, дружба.
Чувства различаются по характеристикам:
Чувства проявляются у людей по-разному, потому что у каждого человека есть свой собственный набор индивидуальных черт и личностных качеств, которые оказывают влияние на чувства.
Одно и то же чувство может проживаться и проявляться по-разному в зависимости от того, в каком эмоциональном состоянии человек находится на данный момент. Например, чувству дружбы могут в разное время сопутствовать эмоции радости, интереса, обиды, стыда и раздражения.
Прежде чем делать вывод о человеке, вам нужно наблюдать за ним и пытаться выявить как чувство, которое он сейчас переживает, так и его глубинную подоплеку.
Классификация Леонтьева
Классификация эмоций по Леонтьеву предполагает, что их нужно разделять, отталкиваясь от источника происхождения каждой. Они могут быть вызваны:
- презрением;
- личными потребностями человека, степенью их удовлетворенности;
- сравнением себя реального с собой-идеальным (внутренние нормы, правила, идеалы и соответствие им);
- чужими потребностями и отношением к их реализации;
- сравнением себя с внешними, продиктованными социумом стандартами;
- социальными взаимоотношениями.
Такого рода классификация эмоций в психологии не может быть четкой, она достаточно размыта. Скажем, эмоции, вызванные презрением, могут быть вызваны и социальными взаимоотношениями, и результатом самооценки, то есть сравнения себя с внешними либо внутренними нормами. Да и в качестве критериев функциональности можно использовать так много аспектов, что четкая стратегия классификации, понятная неспециалисту, попросту не выстраивается.
Приобретенные эмоции
Часто родители полагают, что любое проявление эмоций ребенка неприкосновенно. Подавлять их, одергивать малыша – это ограничивать его самовыражение, загонять в рамки. Но ведь часто бывает, что ребенок с помощью симуляции гнева или горя попросту манипулирует родителями. Истерика в магазине игрушек – типичный пример. Единственная ее причина – уверенность малыша в том, что в результате он получит желаемое. Если бы он точно знал, что истерика не получит положительного подкрепления в виде покупки, то не кричал бы и не топал.
В данном случае ребенок просто отрабатывает эффективный сценарий поведения, в процессе действительно втягиваясь в происходящее. Он чувствует гнев и обиду – но не потому что это естественные эмоции, а потому что он полагает, что должен их чувствовать. Сначала он думает о них, и только потом мысли превращаются в переживания. Классификация эмоций относит такие проявления к приобретенным.
Существует еще один вариант такой же сепарации. Эмоции разделаются на натуральные – врожденные и культурные – привнесенные социумом, либо на базовые – опять-таки врожденные, у всех людей проявляющиеся абсолютно одинаково, и вариативные – различающие в зависимости от страны, народности, общества, в котором вырос ребенок.
Эмоциональные реакции
В ряде случаев поведение носит сугубо демонстративный характер, это определяют его социальные функции. И классификация эмоций это учитывает, выделяя в отдельную категорию. К примеру, коллеги, собравшиеся на корпоративном фуршете, вовсе не обязательно действительно веселятся. Но ситуация предписывает соответствующие ситуации эмоции, и люди их изображают – причем часто в какой-то мере даже начинают испытывать.
Конечно, искренняя радость намного ярче, но и такой искусственный подъем тоже может улучшить настроение. Так же и горе, которое принято демонстрировать при рассказе о несчастье, случившемся с малознакомым человеком, большей частью наиграно, мало кто действительно в этом случае огорчается. Но осадок все же остается. Такие демонстративные проявления с частичной вовлеченностью носят название эмоциональные акции — в противоположность искренним эмоциональным реакциям.
Выводы
Выделяемые в современной исследовательской практике особенности кодирования эмоциональных состояний на разных возрастных этапах, как то: вариативность экспрессивных сигналов (множество экспрессивных кодов в арсенале личности), смещение акцента паттернов, следовые реакции (остаточные «экспрессивные следы» непроизвольной экспрессии) – расширяют представления о произвольной регуляции выражения эмоций, дают возможность объективировать акты правильного «искусственного эмоционального реагирования» как непременного условия позитивной социализации.
В качестве исследовательской феноменологии кодирования эмоций можно выделить:
– взаимопроникновение форм кодирования эмоций в реальном и виртуальном пространстве (статичность и динамичность экспрессии);
– заимствования схем экспрессии, нетипичных для актуального возрастного этапа субъекта кодирования как стратегии контекстной социализации.
В качестве социальных детерминант кодирования эмоций можно рассматривать знание норм выражения эмоциональных состояний и способность к их воспроизведению. В современном социуме они представлены системой запретов и поощрений, дифференцированных по возрастному и гендерному основаниям, а также конкретизированных внутри социальных страт общества (семья, группа сверстников, формальные и неформальные сообщества, в том числе профессиональные и субкультурные).
Расхождения между актуальной непроизвольной экспрессией и закодированным произвольным выражением эмоции можно рассматривать в качестве показателя социализированности личности, а актуализацию конкретного механизма регуляции (симуляции, подавления, маскировка) – в качестве экспрессивного сценария социализации.
Когнитивными детерминантами кодирования эмоций можно обозначить знания об эмоциональной реальности человека, а также расширение когнитивной схемы эмоций (появление новых антецедентов, медиаторов, стимулирующих экспрессивную активность субъекта).
При этом в общем ряду представлений об эмоциональных явлениях определяющими являются знания о способах выражения и регуляции эмоций, а также закрепленные визуальные образы подходящих экспрессивных образцов.Финансирование
Исследование выполнено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект 13-06-00272 «Социальное и информационное пространство: взаимосвязь и взаимозависимость».
Белинская Е.П. Информационная социализация подростков: опыт пользования социальными сетями и психологическое благополучие. Психологические исследования, 2013, 6(30), 5. https://psystudy.ru
Былкина Н.Д., Люсин Д.В. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе. Вопросы психологии, 2000, No. 5, 38–47.
Голубева Н.А., Марцинковская Т.Д. Информационная социализация: психологический подход. Психологические исследования, 2011, 6(20), 2. https://psystudy.ru
Изотова Е.И. Особенности виртуального общения современного подростка: предикторы выбора. Мир психологии, 2010, No. 3, 102–111.
Изотова Е.И. Инструменты эмоциональной насыщенности интернет-сообщения: эмоциональный интеллект и способы кодирования эмоций. Психологические исследования, 2014, 7(37), 5. https://psystudy.ru
Изотова Е.И. Закономерности и инварианты эмоционального развития детей и подростков. М.: Прометей, 2015.
Ekman P., Freisen W.V. Unmasking the face. New Jersey: Spectrum-Prentice Hall, 1975.
Ekman P., Friesen W.V., Ellsworth P.C. Emotion in the human face: Guidelines for research and an integration of findings. New York: Pergamon press, 1972.
Стиль psystudy.ru
Изотова Е.И. Социальные и когнитивные детерминанты кодирования эмоций в реальном и виртуальном пространстве. Психологические исследования, 2015, 8(42), 7. https://psystudy.ruСтиль ГОСТ
Изотова Е.И. Социальные и когнитивные детерминанты кодирования эмоций в реальном и виртуальном пространстве // Психологические исследования. 2015. Т. 8, № 42. С. 7. URL: https://psystudy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Адрес статьи: https://psystudy.ru/index.php/num/2015v8n42/1162-izotova42.html
- Вперёд >