Вербально-коммуникативные методы

Свежие записи

  • 1. Особенности психологии как науки, ее задачи
  • Виды деятельности студентов
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Доктор Фрейд и его учение
  • Социальная экология — наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1−3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2

Список литературы

Введение

Профессиональное владение речью являлось и является важной составной частью успеха многих профессиональных поприщ. Ораторское искусство, начиная с Древней Греции, считалось неотъемлемым качеством вождей, героев и лидеров

В античные времена обучение риторике и приемам ведения диалога сделалось обязательным. С тех пор вербальный вид коммуникации является ключевым элементом человеческого общества. Причем артистичное владение голосом, его тембром, тональностью, умение расставлять акценты подчас становится важнее самого содержания сообщения. Кроме того, различные оттенки голоса формируют в сознании аудитории имидж коммуникатора.

Результативность вербальной коммуникации во многом определяется тем, насколько коммуникатор владеет ораторским искусством, а также его личностными характеристиками. Владение речью сегодня — важнейшая профессиональная составляющая человека. Вербальная коммуникация воздействует на аудиторию не только содержательной частью сообщения, но и в иных плоскостях (тембр, громкость, тональность, физические особенности и т. д.).

Помимо голосовых особенностей в формировании вербальной коммуникации огромное значение имеет соотнесённость позиций слушателей и говорящего, дистанция между ними. Специалистами по коммуникациям выделяются четыре дистанции общения, изменение которых ведет к изменению норм общения, включая и нормы устной речи: — интимная (15−45 см); — личная — близкая (45−75 см), — личная — дальняя (75−120 см); — социальная (120−360 см); — публичная (360 см и далее).

Знание таких деталей, бесспорно, является важным при построении вербальной коммуникации. Еще важнее — выбор стратегии вербального воздействия коммуникатора на аудиторию. Стратегия включает в себя совокупность личностных качеств коммуникатора, его знания основ психологии аудитории, умение определить близкие ей ценности, а также руководствоваться необходимыми правилами составления и передачи информации. Сообщение выстраивается в соответствии с определенными требованиями: — речь должна быть простой и доступной; — обращение к аудитории следует основывать на простых и понятных человеческих ценностях; — желательно избегать частого употребления новых, малоизвестных и иностранных слов.

16 стр., 7641 слов

Психология общения. Три стороны общения

… аудитории. 4.Вербальная и невербальная коммуникация Общение возможно лишь при помощи знаковых систем. Различают вербальные и невербальные средства общения. Речь — это вербальная коммуникация … Источник – лицо, инициирующее сообщение (коммуникатор). В качестве источника информации может … повышенная эмоциональность, впечатлительность; — слабое владение логическим анализом; — вера в авторитеты. …

Среди качеств предпочтительных для положительного восприятия лидера, называются терпимость к собеседникам и соперникам, умение выглядеть компетентным, соблюдать меру в плане самоподачи, не увлекаться собственной персоной. Вербальное воздействие на аудиторию начинается со звукового восприятия. Поэтому специалисты-фоносемантики определили различные значения звуков, исходя из ассоциаций носителей данного языка с тем или иным цветом. Например, вот так определяет шкалу гласных звуков и цветов А. Журавлев в работе «Звук и смысл»

А — ярко-красный; О — яркий светло-желтый или белый; И — светло-синий; Е — светло-желтый; У — темно-сине-зеленый; Ы — тусклый темно-коричневый или черный.

Подобные шкалы разработаны не только для звуков (гласных и согласных), но и для слов в целом, а также отдельных словосочетании:

Взрыв — большой, грубый, сильный, страшный, громкий. Вопль — сильный. Гром — грубый, сильный, злой. Лепет — хороший, маленький, нежный, слабый, тихий. Рык — грубый, сильный, страшный. Свирель — светлый. Треск — шероховатый, угловатый. Шепот — тихий.

К условиям коммуникации относятся в том числе воспринимаемые как приятные или неприятные типы голосов коммуникаторов. Типы голосов и их соответствие тем или иным оценкам аудитории, а также ожиданиям самих коммуникаторов достаточно часто являлись причиной изменения статуса людей, их общественного восприятия. Для восприятия коммуникатора аудиторией не меньшее значение имеет культура речи — произношение, манера говорить, дикция, грамотность, наличие междометий и слов-паразитов («это», «ну», «значит»).

19 стр., 9410 слов

Что будем делать с полученным материалом:

Вербально-коммуникативные
методы предназначены для непосредственного
или опосредованного сбора первичной
вербальной информации. Они широко
распространены в медицине, социологии,
педагогике, а также в психологии.

К вербально-коммуникативным
методам относятся беседа, интервью и
анкетирование. Интервью и анкетирование
иногда объединяют общим названием –
методы опроса.

По характеру
взаимосвязи исследователя и респондента
различают очные и заочные методы. К
очным

относятся беседа и интервью, к заочным

– анкетирование, опрос по почте, опрос
через средства массовой информации и
т. п.

По степени формализации
вербально-коммуникативные методы
подразделяются на стандартизированные
(их часто называют опросами) и
нестандартизированные. Стандартизированные

опросы проводятся по заранее подготовленному
плану, нестандартизированные,

или свободные, имеют только общую цель,
в них не предусмотрен детально
проработанный план. Существует также
комбинация этих двух групп –
полустандартизированные опросы, когда
часть вопросов и план точно определены,
а другая часть – свободная.

По частоте проведения
выделяют одноразовые и многоразовые
опросы.

Специфическим видом
опроса является опрос
экспертов.
К
этому методу обращаются чаще всего на
начальном этапе исследования при
определении его проблемы и цели, а также
на заключительном этапе – как к одному
из методов контроля полученной информации.
Основные этапы экспертного опроса:
подбор экспертов, их опрос, обработка
результатов. Подбор экспертов – наиболее
ответственный этап. Эксперты – это
люди, компетентные в исследуемой области,
крупные специалисты с большим стажем
работы в данной области. Наиболее
распространенными методами подбора
экспертов являются: а) документальный
(на основе изучения социально-биографических
данных, публикаций, научных работ и
т. п.); б) тестологический (на основе
тестирования); в) на основе самооценок;
г) на основе оценок специалистами.

Экспертный опрос
может быть как анонимным, так и открытым.
Обращение к конкретному эксперту в
анкете по имени и отчеству часто
способствует установлению контакта
между ним и исследователем. В опросе
экспертов чаще используются открытые
вопросы, что требует при ответе
значительных временных затрат, поэтому
следует особо поблагодарить эксперта
за участие в опросе (подробно об открытых
и закрытых вопросах см. 3.3).

Экспертный опрос
может быть проведен и в форме интервью.
Чаще всего интервьюирование экспертов
проводится на этапе уточнения проблемы
и постановки целей исследования. После
обработки данных интервью с экспертами
составляется анкета, которая затем
используется в массовом опросе.

Метод беседы

Метод беседы — психологический вербально-коммуникативный метод , заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего.

В психологической беседе происходит прямое взаимодействие психолога и респондента в форме устного обмена информацией . Метод беседы широко применяется в психотерапии . Его также используют в качестве самостоятельного метода в консультативной , политической , юридической психологии .

В процессе беседы психолог, будучи исследователем, направляет, скрытно или явно, разговор, в ходе которого задаёт опрашиваемому человеку вопросы.

5 стр., 2071 слов

Беседа-схема

… процессе лич­ного общения по специально составленной программе. Метод беседы применяется: а) при изучении личности ребенка, его … «в лоб»; контакта, атмосферу до- ме; малораспространенных слов; слов с верия. в определитель- двойным значением; Уметь владеть … собеседнику; ленные ответы кой, эмоциональными. достигающие оп- слов, вызывающих определенное от- реакциями и особенно- ределенной цели …

Существует два вида беседы:

· Управляемая

· Неуправляемая

В ходе управляемой беседы психолог активно контролирует течение разговора, поддерживает ход беседы, устанавливает эмоциональный контакт. Неуправляемая беседа происходит при большей в сравнении с управляемой отдаче инициативы от психолога респонденту

В неуправляемой беседе основное внимание уделяется предоставлению респонденту возможности выговориться, при этом психолог не вмешивается или почти не вмешивается в ход самовыражения респондента

В случае и управляемой, и неуправляемой беседы от психолога требуется наличие навыка вербальной и невербальной коммуникации . Любая беседа начинается с установления контакта между исследователем и респондентом, при этом исследователь выступает как наблюдатель, анализирующий внешние проявления психической деятельности респондента. Основываясь на наблюдении, психолог осуществляет экспресс-диагностику и корректирует выбранную стратегию проведения беседы. На начальных этапах беседы основной задачей рассматривается побуждение исследуемого субъекта к активному участию в диалоге.

Важнейшим навыком психолога в ситуации беседы является умение устанавливать и поддерживать раппорт , соблюдая при этом чистоту исследования, избегая нерелевантных (мешающих получению достоверного результата) вербальных и невербальных влияний на субъект, которые могут способствовать активному изменению его реакций. К разрушению раппорта с респондентом или же к оказанию побочных внушений на респондента могут привести неосторожные высказывания со стороны психолога, выполненные, например, в форме приказов, угроз, нравоучений, советов, обвинений, оценочных суждений касательно сказанного респондентом, успокоений и неуместных шуток.