Сообщение по психологии «особенности сознательного и бессознательного поведения человека»

Возникновение определения в психологии

Серьезным изучением данного вопроса занялся известный австрийский психолог Зигмунд Фрейд. В ходе своей деятельности он стал проводить экспериментальную разработку понятия бессознательного. В психологии того времени было принято считать, что под этим термином понимались многие действия, в реализации которых человек не отдает себе полный отчет. Это означало, что определенные решения не имеют сознательного характера. Фрейд вкладывал в смысл понятия вытеснение наших тайных желаний и фантазий, противоречащих устоявшимся нормам общественной морали и нормам поведения. Кроме того, по мнению психолога, такие действия и решения в реальности слишком тревожили индивида, а потому он предпочитал, чтобы они не были осознанными.

Зигмунд в те годы был также практикующим лечащим врачом. Если говорить кратко, психология бессознательного в его понимании явно соотносилась с тем, что главным регулятором человеческого поведения испокон веков служат желания и влечения индивидов. Доктор отметил, что неосознаваемые полностью переживания способны достаточно сильно влиять на качество жизни. По причине такого внутреннего конфликта вполне могут развиваться различные нервно-психические заболевания. Фрейд начал искать решение, которое могло бы помочь его пациентам. Таким образом на свет появился его собственный метод исцеления души под названием “психоанализ”.

Наличие языковой основы

Французский исследователь и философ Жак Мари Эмиль Лакан также принял активное участие в развитии существующих на тот момент идей, а позднее сформировал собственную теорию. В основе его гипотезы понятие бессознательного в психологии с точки зрения своей структуры было весьма похоже на языковые формы. Он предполагал, что психоанализ Фрейда было допустимо рассматривать как работу с речью пациентов.

Впоследствии Лакан создал особую технику под названием «клиника означающего». Он обозначил, что в первую очередь следует работать со словом, необходимостью и возможностью перевода. Терапия позволяла помогать людям с наиболее сложными психическими расстройствами. Тем не менее далеко не все современные специалисты разделяют данную теорию. Некоторые из них полагают, что бессознательное в психологии вполне может функционировать по схожему с языковым алгоритму, однако оно не подвержено влиянию каких-либо лингвистических законов.

Классы бессознательного в психологии

Карл Густав Юнг продолжил изучение вопроса после Фрейда. На основе определения бессознательного как предмета психологии он создал целую отдельную дисциплину — аналитическую психологию. В сравнении с трактовками в психоанализе теоретическая база и измышления на ее основе были значительно расширены. В частности, появилось подразделение на новые классы. Юнг разделял личное или индивидуальное бессознательное и коллективное бессознательное.

Последнее определение подразумевало под собой возможность наполнения архетипов каким-либо содержанием. По умолчанию коллективное бессознательное несло в себе пустые формы, иначе называемые проформами. Индивидуальная часть, в свою очередь, имела информацию о психическом мире отдельно взятого человека. По мнению Юнга, личное бессознательное оказывало на сознание индивида аттрактивное влияние, но при этом не ассимилировало его.

Виды

Составляющие сознательного и бессознательного определялись Фрейдом на основе составляющих психики:

1.Ид – бессознательная инстинктивная часть, которая включает врожденные стремления человека, инстинктивные и иррациональные импульсы психики. Чаще всего включают в себя сексуальные влечения.

2.Эго – часть личности, ответственная за принятие решений, которая появляется лишь в результате конфликта Ид и Суперэго и обеспечивает их взаимодействие.

3.Суперэго – бессознательная часть, включающая высшую систему ценностей человека. Она приобретается в процессе усвоения правил поведения и общественных норм. Также сюда относятся семейные запреты, которые вызывают у человека чувства вины и страха.

Согласно теории Фрейда, Ид и Суперэго находятся в конфликте между инстинктивными влечениями и общественными запретами, которые не позволяют реализовать бессознательные импульсы в реальности. Данные импульсы после вытеснения могут проявляться в виде соматических или психических симптомов.

Бессознательные стремления могут проявляться в виде:

оговорок;
описок;
случаев забывания имен людей;
поступков, которые не осознает человек;
сновидений, преследующих человека

Психоаналитик считал сны посланниками бессознательного, наполненными важной символикой.. Карл Юнг, ученик и последователь Фрейда, считал открытия наставника основой для дальнейшего расширения его теории

Зигмунд Фрейд заключал бессознательное в рамки индивида, выделяя 3 составляющие психики, когда Юнг выделял понятия коллективного и индивидуального бессознательного

Карл Юнг, ученик и последователь Фрейда, считал открытия наставника основой для дальнейшего расширения его теории. Зигмунд Фрейд заключал бессознательное в рамки индивида, выделяя 3 составляющие психики, когда Юнг выделял понятия коллективного и индивидуального бессознательного.

Согласно этому представлению, коллективный вид бессознательного – общее для всего человечества, объединяющее множество людей.

Коллективное бессознательное в культуре проявляется в виде архетипов, являющиеся общими символами, значимые для любых людей вне зависимости от культурного фактора. Коллективное бессознательное, по Юнгу, — предпосылка каждой индивидуальной психики. Между отдельным человеком и другими людьми все время протекают процессы «психического проникновения».

Бессознательное индивидуальное включает в себя продукты процессов инстинктов, информацию, вытесненную из сознания, а также факты творческого характера.

Юнг говорил, что личное бессознательное распределятся организованно в зависимости от комплексов, эмоционально заряженных мыслей. Данные комплексы не являются патологическими; их познание способствует обогащению личности и ее росту и развитию.

Методы проявления бессознательного

Основной проблемой для людей при наличии данных переживаний принято считать отсутствие субъективного контроля. Бессознательное в психологии или подсознание обозначает такие психические процессы, которые не могут найти отражение в сознании индивида, то есть абсолютно не управляются его волей. Среди основных видов проявления можно выделить представленные в списке ниже.

  1. Неосознаваемая мотивация или побуждение к действию. Настоящий смысл поступка не принимается индивидом по каким-либо причинам, к примеру, общественной и социальной неприемлемости, внутренних противоречий или конфликтов с другими мотивами.
  2. Надсознательные процессы. К таковым относят творческое озарение, интуицию, вдохновение и другие подобные проявления.
  3. Атавизмы и поведенческие стереотипы. Проявляются по той причине, что отработаны индивидом до полного автоматизма, а потому не требуют осознания в том случае, если ситуация привычна.
  4. Подпороговое восприятие. Подразумевает наличие большого объема информации, из-за чего она не может быть полностью осознана.

Уровни

Идеи Фрейда и Юнга позволили расширить представление о бессознательном силами итальянского психолога и психиатра Роберто Ассаджиоли (1888 – 1974). На основе его исследований появилась новая дисциплина — психосинтез. Роберто представил в своем труде три главных уровня, которые демонстрируют бессознательное в психологии человека.

Уровни бессознательного в психологии

Уровень Характеристика
Низший Включает в себя простейшие формы деятельности психики. С их помощью индивид управляет:

  • собственным телом;
  • маниями;
  • влечениями и побуждениями;
  • желаниями;
  • сновидениями;
  • комплексами;
  • фобиями.
Средний В содержание уровня входят элементы, свободно проникающие в сознание в состоянии бодрствования человека. Средний уровень бессознательного определяет развитие умственной деятельности, повышение возможностей фантазирования и усвоения полученного опыта.
Высший Определяется как сверхсознательный уровень. Благодаря нему проявляются:

  • интуиция;
  • героизм;
  • вдохновение;
  • созерцание;
  • альтруизм.

Зигмунд Фрейд

Итак, это австрийский невролог, ставший основателем психоанализа. Его идеи и доныне вызывают неизменные дискуссии, как в научных, так и в обывательских кругах. Безусловно, он стал новатором в области психиатрии.

Приведем небольшую биографическую справку. Фрейд родился в 1856 году во Фрайбурге в семье торговца тканями. Вскоре после рождения Зигмунда семье пришлось переехать в Вену. С самого детства на мальчика возлагали большие надежды, и читал он совсем недетскую литературу – Кант, Гегель, Шекспир. Кроме того, ему очень хорошо давалось изучение иностранных языков.

Отучившись в гимназии, он поступил на медицинский факультет, однако тяги к этой сфере науки не испытывал. Фактически, юноша избрал для себя меньшее зло среди традиционных для евреев того времени сфер деятельности – торговли, медицины и юриспруденции. После окончания учебы Зигмунд был намерен продолжать академическую карьеру, однако вынужден был отдать предпочтение работе и вскоре открыл свой кабинет, в котором работал как невролог.

В 1885 году Фрейд попал на стажировку к психиатру Шарко, у которого перенял технику гипноза. Кроме того, в работе с пациентами он начал применять разговор, позволяя больным сполна выплеснуть эмоции. Этот метод в дальнейшем получит название «метод свободных ассоциаций». Он позволял проницательному врачу понимать проблемы пациентов и освобождать их от неврозов.

Постепенно Фрейд начал публиковать свои книги, вызвавшие сначала отторжение, а потом широкий резонанс в обществе: «Толкование сновидений», «Психопаталогия обыденной жизни» и т. д. Вокруг него сформировался круг учеников, среди которых в 1910 году произошел знаменитый раскол. Основной камень преткновения заключался во фрейдовской идее, что психозы человеческой личности связаны, в первую очередь с подавлением сексуальной энергии.

Зигмунд Фрейд женился сравнительно поздно, у него было шестеро детей. Умер знаменитый психоаналитик от рака в 1939 году.

Отношения между сознательным и бессознательным

Общая характеристика таких отношений на сегодняшний день стала гораздо более прозрачной, чем это было при жизни ученых умов, впервые пытавшихся описать подобные связи. Изучение сознания и бессознательного в психологии во многом продвинулось вперед благодаря применению современных технологий, которые пролили свет на многие происходящие в человеческом мозгу процессы. К примеру, научно доказан тот факт, что индивид способен принимать решения за счет наличия определенной усвоенной информации, которая не была им в какой бы то ни было степени осознанна.

Психолог Бион в 1970 году вывел умозаключение о том, что рассудок является всего лишь рабом эмоций. По его мнению, существование сознания необходимо только для рационализации поступающей информации. Стоит отметить, что подобную мысль повторяли многие другие ученые до и после публикации высказывания Биона.

Концепция бессознательного

Справедливости ради надо сказать, что Фрейд был далеко не первым, в чью голову пришла идея о том, что человек не полностью контролирует свои поступки, что в нем есть нечто, заставляющее поступать неосознанно или даже иррационально. Идея о том, что основой многих психических расстройств является подавление сексуальности, также не была нова. Вышеупомянутый учитель Фрейда, французский психиатр Шарко, уже высказывал эту мысль.

Заслуга австрийского психоаналитика заключается в следующем. Он первый начал говорить о том, что сознание человека – лишь маленькая часть его личности по сравнению с огромным количеством бессознательных влечений. Для того чтобы попытаться разобраться в них и справиться с ними, необходима помощь проницательного психоаналитика.

Кроме того, Фрейд утверждал, что эти силы обладают полностью сексуальной природой, которую он называл “либидо”. Оно становится активно, по словам ученого, с самых первых лет человеческой жизни.

Влияние на идеи и интуицию

Специалисты полагают, что именно глубинные области психики в ответе за так называемую «эврику», которая в течение жизни хотя бы раз посещала практически любого человека. Порой людям кажется, что новая идея как бы возникает абсолютно ниоткуда, совершенно невероятным образом упорядочивая всю хаотичность мыслей. Однако в психологии сознательное и бессознательное считается единым целым, которое постоянно действует в тандеме. Одно не может нормально функционировать без другого.

Та же генерация идей по большей части является заслугой бессознательного, но их последующая оценка и выбор наиболее перспективных уже регулируется сознательной частью рассудка. Именно поэтому многие руководства, тренинги и эксперты советуют при решении сложных проблем прибегнуть к одному испытанному веками методу — на некоторое время полностью абстрагироваться от этой деятельности. Бессознательная часть на этот период займется своим делом, а человек по истечении определенного срока при проведении досуга может внезапно найти решение сложной проблемы.

Функции и роль

Бессознательное в психологии – это, согласно взглядам Фрейда, основные влечения и желания человека:

  • размножение;
  • желание власти;
  • стремление получать удовольствие;
  • желание избежать чувства страха.

Невозможность удовлетворить свои желания зарождает конфликт на бессознательном уровне человека, который выражается в сильном эмоциональном напряжении.

Чтобы его избежать, Эго на бессознательном уровне выполняет следующие функции:

  1. Отрицание. Заключается в непринятии нежелательной информации.
  2. Вытеснение. Заключается в замене неприемлемой информации на приемлемую (например, обвинение других в невозможности самому осуществить какую-либо деятельность).
  3. Проекция. Отличается бессознательным наделением своих чувств другому человеку.
  4. Идентификация. Заключается в бессознательном переносе на себя чувств и качеств другого человека (например, опора на авторитет, родителей).
  5. Рационализация. Поиск более приемлемого объяснения для истинных желаний, избавляющего от чувства стыда.
  6. Включение. Понижение значимости травмирующего фактора путем изменения системы ценностей (например, убеждение в том, что если кому-то хуже, значит собственный опыт не имеет значения).
  7. Замещение. Перенос действия, направленного на недоступный объект, на доступный (например, перенос злости на человека на битье тарелок).
  8. Регрессия. Заключается в возвращении к более ранним моделям поведения (например, инфантилизация).
  9. Реактивное образование. Заключается в преобразовании негативного чувства в позитивное либо наоборот (при этом защищающийся не осознает своих первоначальных чувств, что исходит из определения).
  10. Сублимация. Отличается перенаправлением энергии в какую-либо деятельность.

Роль бессознательного, по мнению Фрейда, заключается в уменьшении напряженности и избегании человеком своих внутренних конфликтов из-за невозможности удовлетворить сексуальные влечения. Например, энергия либидо, благодаря бессознательным процессам, может реализоваться в общественно полезной деятельности путем психологической защиты бессознательного – сублимации.

Теория Зигмунда Фрейда

Вначале поговорим о структуре личности в концепции психоанализа. Итак, по теории Фрейда личность состоит не только из сознания человека, но из нескольких взаимодействующих компонентов.

Супер-Эго (Сверх-Я) – это бессознательная часть, которая приобретается еще до появления речи у человека. В нее входят различные нормы поведения, табу и запреты, сформированные культурой. Сюда относятся также всевозможные семейные запреты, которые вызывают у индивида чувства вины и болезненного страха.

Ид (Оно) – также бессознательная и наиболее примитивная часть, в которую входят всевозможные желания и либидо. Это исключительно древние, архаические влечения, которые по большей части агрессивны и наполнены сексуальностью.

Эго (Я) – это сознательная составляющая, которая реагирует на происходящее в реальности и помогает человеку адаптироваться к ней. Она является своеобразным посредником между двумя другими частями, обе из которых являются неосознаваемыми. Эго вынуждено постоянно раздваиваться, чтобы обеспечить взаимодействие Супер-Эго и Ид, между биологическими желаниями, свойственными каждому, и моральными нормами, которые предъявляет общество.

В принципе, можно рассматривать две основные стороны бессознательного по Фрейду. Одна из них, неосознаваемая и невербализируемая, часть является неотъемлемым элементом человеческой психики. Таким образом, последняя делится на две несоразмерных (об этом речь пойдет позже) части. Другая сторона делится, в свою очередь, на два эго-состояния – Супер-Эго и Ид.