Воля и ее основные признаки. теории воли. волевая регуляция поведения. развитие воли (стр. 1 из 4)
Свежие записи
- 1. Особенности психологии как науки, ее задачи
- Виды деятельности студентов
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Доктор Фрейд и его учение
- Социальная экология — наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1−3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
Примеры ситуаций
Лучше всего воля и ее основные признаки рассматривается на конкретных примерах.
Попробуем разложить по составляющим процесс питья воды:
- человек подходит к холодильнику;
- открывает дверцу;
- достает бутылку воды;
- откупоривает пробку;
- берет рукой пустой стакан;
- наливает воду из бутылки, наклоняя горлышко;
- подносит стакан ко рту и наклоняет его, чтобы вода подошла к краю;
- делает сосущее движение ртом;
- глотает воду;
- ставит бутылку обратно в холодильник.
При этом характеристика воли на произвольные (требующие контроля сознания) и непроизвольные (глотание) проявляется на уровне инстинкта, происходит отклик организма на вид стакана с водой. Остальные действия происходят автоматически, без акцентирования внимания на их выполнении.
Непроизвольное проявление воли
Ярко проявляется воля и ее основные признаки при анализе характера личности:
- целеустремленность, решительность;
- настойчивость, самообладание;
- выдержка, самостоятельность.
Усилие воли в жизни по интенсивности зависит от следующих характеристик личности:
- взгляды на устройство окружающего мира;
- заложенный воспитанием моральный облик;
- значимость поставленной цели и ее достижение;
- отношение человека к предстоящей деятельности;
- свойства личной управляемости, организованности.
Роль воли в критической ситуации – это психологический порыв, поддержанный эмоциональными составляющими. В этот момент обостряются чувства, мобилизуются все резервы человеческого организма, расходуется максимальное количество энергии. Иногда это приносит «волшебные результаты», которых невозможно достигнуть в обычных условиях.
Методы развития
Воля в структуре характера не закладывается генетически. У каждого есть возможность путем эксплуатации сдерживающего и стимулирующего рычага развить волевые качества, чтобы преодолеть препятствия, отдаляющие реализацию личного благополучия и счастья.
Полезны следующие мероприятия по выработке умения применять волевое усилие:
- составление плана на текущий день;
- посещение кружков, спортзала;
- соблюдение режима на протяжении дня: подъем, игры, занятия.
Взрослые должны контролировать, как ребенок выполняет поставленные задачи. Примеры: если на призыв убрать разбросанные игрушки, ребенок не реагирует, то волевое качество у него не вырабатывается. Ребенок совершает отрицательный выбор в свою пользу. Если у школьника что-то не получается, и он не желает прикладывать усилия для решения данной задачи, значит, силой воли он не обладает, ему требуется наставление взрослых.
Ребенок должен выполнять распорядок дня
Волевые виды, если описать их кратко, основываются:
- на физиологических процессах, выраженных в реакции нервных процессов мозга;
- закладываются семьей в ходе воспитания;
- изменяются у взрослых людей путем регулирования своего поведения, моральных качеств, жизненных устоев;
- на выработку данной функции воздействуют внешние обстоятельства жизни человека.
У людей чаще встречается 3 вида проявления воли:
- Духовная (свободный тип) проявляется у верующих в Бога. Например, монах, решивший посвятить свою жизнь Творцу, сознательно отрекается от комфорта и удовольствий мирского существования путем усиления воли. Христиане ограничивают питание в пост, уделяют весомую часть свободного времени молитвам.
- Выбор естественного волеизъявления позволяет придерживаться своих принципов в жизни, контролировать поведение.
- Вынужденная характеристика воли: человеку приходится подчиняться общественным законам, моральным установкам.
Духовный тип проявления воли у верующих
Волевая регуляция поведения.
Волевая регуляция является частным видом произвольного управления и характеризуется использованием значительных волевых усилий, направленных на преодоление препятствий и трудностей, т.е. является механизмом самомобилизации.
Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание. Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти,: мышления и речи
Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти,: мышления и речи.
Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.
Часто суждение о наличии или отсутствии волевой регуляции (волевого поведения), выносят на основании достигаемых человеком результатов. Однако можно стараться преодолевать трудность, но не преодолеть её.
В обыденном употребление понятие «волевая регуляция» отождествляется с представлением о «силе воли». В связи с этим принято делить людей на волевых и безвольных.
Конкретное содержание волевой регуляции понимается психологами по-разному.
«Сила воли» как сила мотива. Волевая активность человека определяется силой мотива (потребности), т.к. последняя влияет на степень проявления волевого усилия: если я очень хочу достичь цели, то я буду проявлять и более интенсивное и более длительное волевое усилие. Поэтому нередко силу воли подменяют силой мотива: раз хочу, значит делаю. Ю.Ю.Палайма считает, что «сила воли» — это, по существу, сила мотива и что человек сильной воли — это прежде всего человек с сильной мотивацией поведения. Поэтому именно имеющийся у человека механизм волевой регуляции определяет большие или меньшие возможности реализации хотения.
«Сила воли» как борьба мотивов. Часто силу воли сводят лишь к «борьбе мотивов», которая является одним из внутренних препятствий для деятельности. Имеется много ситуаций, когда выбора того или иного альтернативного решения не требуется, а волевая регуляция необходима, т.к. на пути к достижению цели встречаются различные препятствия, трудности. В таких ситуациях потребность сохраняется, но сопутствующей энергии для преодоления возникших затруднений и достижения цели не хватает и требуется включение волевого механизма для усиления энергетики действия.
Включение в регуляцию эмоций. Некоторые психологи полагают, что мобилизация (дополнительная энергитизация) осуществляется за счет эмоции, возникающей при наличии препятствия как реакция на рассогласование «надо-не могу», «не хочу — но надо». Однако при этом не следует волевое усилие подменять подобной эмоциональной реакцией. Кроме того, волевые усилия применяются и на фоне отрицательных эмоций, которые способствуют не мобилизации, а демобилизации возможностей человека. Поэтому главным механизмом мобилизации энергии считается волевое усилие.
«Сила воли» как самостоятельное волевое качество. Моральный компонент воли (например, чувство долга) неспецифичен по отношению к разным волевым качествам, «силы воли», проявляемой одинаково во всех ситуациях нет. Один и тот же человек, как показывает практика и эксперименты, при встрече с различными трудностями ведет себя по-разному: в одних ситуациях он проявляет большую «силу воли», в других — незначительную.
Поэтому справедливо положение А.Пуни о том, что проявления воли всегда конкретны и обусловлены теми трудностями, которые человек преодолевает. С другой стороны, попытки определить «силу воли» как некий абстрактный показатель также некорректны, равно как и выделение людей с высоким, средним и низким уровнями волевого развития. «Сила воли» как общеличностный конструкт — либо продукт корреляционного анализа самооценок различных волевых проявлений, между которыми в большинстве случаев обнаруживаются связи, либо принятое за «силу воли» какое-либо одно волевое проявление, чаще всего целеустремлённость и настойчивость. Более правильно говорить о различных проявлениях «силы воли» (волевой регуляции), называемых волевыми качествами.
Воля — свойство человека, в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели.
Преодоление препятствий и трудностей требует так называемого волевого усилия — особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека.
Признаки волевого акта:
— Волевой акт всегда связан с приложением усилий, принятием решений и их реализацией. Очень часто усилия направлены на то, чтобы преодолеть себя.
— Обязательным компонентом является борьба мотивов. То есть самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более значимым и важным целям.
— Наличие продуманного плана.
— Усиленное внимание к действию и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его выполнения. То есть отсутствует эмоциональное удовольствие, а не моральное удовлетворение
Как и все психические явления, воля — одна из форм отражения. Отражаемым объектом в волевом процессе является цель деятельности в ее соотношении с фактически выполняемой собственной деятельностью, обеспечивающей достижение этой цели.
Подчеркивая социальную сущность воли и ее исключительное влияние на поведение, И.М.Сеченов писал: «Воля не есть какой-то безличный агент, распоряжающийся только движением, — это деятельная сторона разума и морального чувства, управляющая движением во имя того или другого и часто наперекор даже чувству самосохранения». Сидоров П.И. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник / П.И.Сидоров, А.В.Парняков. — М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — С.241.
2 стр., 844 слов
Особенности
Если индивидуум самостоятельно решает, как поступить или что изменить в настоящем или будущем, то действия меняются по его желанию. Значит, быть хорошим или нет, полностью зависит от человека. По учению Аристотеля статус доброй воли заключается в свободном выборе действий и поступков с ориентацией на разумные намерения.
Осознанное управление своими поступками, поведением, встречает препятствия на пути, которые характеризуются внутренними или внешними мотивами и заставляют применять силу воли, заложенной в структуре характера. При этом функция воли выражается, как активирующий или тормозящий ключ. В результате волевого усилия действие ускоряется, изменяет направленность, останавливается или приобретает иную характеристику.
Расстройства влечений
Эти
нарушения, так
же как характерологические
аномалии,
проявляются
главным образом
поведенческими
расстройствами.
Чаще всего они
представлены
в качестве
симптомов
какого-либо
психического
заболевания,
однако могут
быть рассмотрены
и как самостоятельная
данность. Общей
чертой импульсивных
действий и
влечений является
то, что они
характеризуются
повторяющимися
поступками
без ясной
рационализации
мотивации,
которые в целом
противоречат
интересам
самого больного
и других людей.
Импульсивные
действия чаще
всего представляют
собой симптом
тяжелого психического
заболевания.
Они характеризуются
внезапностью,
возникают
спонтанно и
не контролируются
сознанием.
Больные совершают
немотивированные
агрессивные
и аутоагрессивные
поступки, пытаются
куда-то бежать
или совершать
какие-либо иные
неадекватные
действия.
Импульсивные
влечения также
характеризуются
не контролируемым
рассудком
стремлением
к совершению
действий, поведению,
не вытекающему
из установок
личности и
часто не только
не совместимыми
с интересами
больного, но
и опасными
своими последствиями.
Патологическая
склонность
к азартным
играм (F63.0)
последнее время
встречается
наиболее часто.
Пациенты испытывают
неодолимое
влечение к
посещению
казино, залов
игровых автоматов
и т.п., где из раза
в раз проигрывают
имеющуюся
наличность.
Неконтролируемое
чувство азарта
заставляет
делать это
вновь и вновь,
в ущерб работе,
учебе, семье,
другим интересам.
Чтобы расплатиться
с долгами или
добыть деньги
для игры, пациенты
не останавливаются
ни перед чем
вплоть до откровенной
лжи и правонарушений.
Патологические
поджоги (пиромания)
(F63.1) – непреодолимое
и неосознанное
стремление
к поджогам
собственности
или других
объектов без
очевидных
мотивов.
Патологическое
воровство
(клептомания)
(F63.2) – непреодолимое
влечение к
краже предметов,
что не связано
с необходимостью
в них или материальной
выгодой.
Дромомания
— стремление
к бродяжничеству.
Без какой-либо
осознанной
цели больные
оставляют
семью, работу
и, часто даже
не имея необходимых
средств, уходят
из дома, отправляются
в поездку и
т.п.
Дипсомания
– непреодолимое
влечение к
употреблению
алкоголя. Обычно
носит запойный
приступообразный
характер. В
межприступные
периоды может
наблюдаться
абсолютное
воздержание
и отсутствие
даже психической
зависимости
от спиртных
напитков (в
отличие от
запойного
пьянства и
алкоголизма).
К этой
рубрике также
примыкают
нарушения
идентификации
пола (F64) и
расстройства
сексуального
предпочтения
(F65). В первом
случае отмечается
поведение, не
соответствующее
биологическому
полу пациента,
стремление
носить одежду
противоположного
пола (трансвестизм),
чувство полового
дискомфорта
с желанием
подвергнуться
гормональному
или хирургическому
лечению. Во
втором случае
речь идет об
изменении
способа получения
сексуального
удовлетворения
(эксгибиционизм,
садизм, мазохизм),
либо объекта
полового влечения
(педофилия,
зоофилия,
геронтофилия,
некрофилия).
Гомосексуализм
и бисексуализм
в МКБ-10 не рассматриваются
в качестве
расстройства,
однако эти
варианты сексуальной
ориентации
могут обусловливать
проблемы для
индивидуума
и поэтому подлежат
соответствующей
кодировке
(F66.х0, х1, х2).
Грубые
нарушения
сексуального
поведения чаще
всего наблюдаются
психопатических
личностей и
умственно
отсталых, а
также при тяжелых
психических
заболеваниях
(шизофрения,
эпилепсия,
старческое
слабоумие).
Мотивация и цель
Мотив и результат волевого действия не всегда соответствуют желаемому результату.
Выделяется 4 итоговых типа воли в психологии:
положительный мотив выражается после аналогичного действия (поступка);
отрицательный мотив вызывает такой же итог;
добрые намерения при неблагоприятном стечении обстоятельств или неосторожности приводят к отрицательному результату;
отрицательная мотивировка имитируется под положительную характеристику по типу цель оправдывает средства.
При сложном решении промежуточным мероприятием служит планирование. Например, учеба в ВУЗе, подготовка к походу, спортивные состязания.
Прежде, чем что-то сделать, необходимо поставить цель — задуманный результат будущего проявления воли. Достижением удовлетворяется какая-либо человеческая потребность (мотив). Если цель и мотив полностью или частично совпадают, затрачивается меньшее волевое усилие. Пример: человек захотел освежиться в речке (цель), так как на улице слишком жарко (мотив). Волевого напряжения не требуется, цель и мотивация совпали.
Часто мотив не совпадает с назначенной целью: мальчик записывается в спортивную секцию. В этой ситуации мотивом может послужить не волевое усилие, а другие причины.
Мальчик может записаться в секцию, потому что у него появилось желание:
- стать сильным и ловким;
- повысить авторитет среди сверстников;
- уступить воле родителей;
- просто заняться чем-нибудь интересным.
В соответствие с мотивом и целью происходит волевое напряжение для достижения результата.
Конфликт мотивов получается, если одновременно хочется сделать сразу несколько дел:
- подготовиться к сдаче экзаменов;
- пойти в гости;
- отдохнуть на речке;
- посмотреть интересный фильм.
Конфликт мотивов
Выбор человек в жизни делает сознательно, сопоставляя, что сейчас важнее. Также значительным волевым усилием характеризуется этап планирования мероприятия. При этом человек ищет наиболее благоприятные пути совершения задуманного.
Заключительная фаза — исполнение действия, по которому рассматривают значимость целого мероприятия. Человеку бывает трудно довести дело до конечного итога и получить более высокий результат, если у нет определенной волевой подготовки.
При этом отмечаются:
- бесконечное откладывание процесса начала деятельности;
- трудности с доведением до конца начатого дела;
- невозможность отступить от выполнения плана, даже при изменившихся обстоятельствах, побуждает прекратить работу, не полностью ее закончив, потому что это выгоднее.
Отказ от продолжения работы в отдельных случаях требует значительно большего волевого усилия, чем продолжение напрасного труда.
Воля (психология)
«воля»
Во́ля — способность человека принимать решения на основе мыслительного процесса и направлять свои мысли и действия в соответствии с принятым решением.
Одна из высших психических функций. Воля как активный процесс принятия решения противопоставляется пассивной неосмысленной реакции на окружающие раздражители — Слабости.
Определение воли в психологии
Понятие воли родилось в философии, где воля определяется как способность разума к самоопределению, в том числе моральному, и порождению специфической причинности. Перейдя в психологию и неврологию, определение воли утратило моральный аспект и стало трактоваться только как психическая функция. Традиционное отнесение воли к высшим психическим функциям говорит о представлении о ней как о свойстве человека, но не животного, хотя некоторые исследования животных ставят данное представление под сомнение.
В самом общем смысле воля рассматривается в психологии как способность человека к сознательной саморегуляции. Воля необходима как для совершения действия, так или для отказа от него. Основной элемент воли — это акт осознанного принятия решения. Воля близка к понятию свободы в экзистенциальной психологии в том плане, что человек, который принимает такое осознанное решение должен оторваться от сиюминутной ситуации и либо обратиться к своему отношению к себе, своим ценностям, либо обратиться к воображению, логике и смоделировать последствия предполагаемого действия.
В более общем философско-психологическом понимании воля представлена у С. Л. Рубинштейна. Рубинштейн пишет: «действия, регулируемые осознанной целью и отношением к ней как к мотиву, — это и есть волевые действия». Данное определение позволяет чётко отделить понятие воли от понятия желания, понятия мотивации. В этом определении наблюдается отрыв от сиюминутной ситуации в виде наличия отношения к цели, её осознания
Также важно соотношение мотива и цели. В случае, когда цель и мотив совпадают, по крайней мере, в сознании субъекта, субъект полностью управляет своей деятельностью, она не носит спонтанный характер — в деятельности имеет место воля
Некоторые психологи смешивают понятие воли как психической функции со способностью человека стремиться к достижению цели, в результате чего можно встретить такие определения: «Воля — сознательная регуляция субъектом своей деятельности и поведения, обеспечивающая преодоление трудностей при достижении цели…».
В социологии также имеет место понятие воли. Социолог Ф. Н. Ильясов, например, определяет волю как «способность субъекта создавать иерархизированную систему ценностей и прикладывать усилия для достижения ценностей более высокого порядка, пренебрегая ценностями низкого порядка».
ru.wikipedia.org>
Понятие о воле и волевых действиях
Волю можно понимать по-разному. Во-первых, воля — общее, что побуждает к любому действию, то есть, в принципе, осознаваемое желание. Здесь необходимо отметить, что воля не совсем есть желание. Р. Мэй писал, что «это только половина истины сказать, что воля есть продукт желания; … желание никогда не проявится в полную силу, кроме как совместно с волей». Мэй Р. Экзистенциальные основы психотерапии / Р. Мэй // Экзистенциальная психология. Экзистенция. — М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — С.61. Во-вторых, волю можно рассматривать как нечто, что позволяет человеку, наоборот, управлять своими желаниями, воплощать их в действительность. «Воля — сознательная регуляция субъектом своей деятельности и поведения, обеспечивающая преодоление трудностей при достижении цели…». Краткий психологический словарь / Сост. Л.А.Карпенко; Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. — М.: Политиздат, 1985. — С.48.
Такое понимание воли связано с понятием самоконтроля, который, в свою очередь, связан с системой мотивов и целей. Воля необходима для поддержания активности субъекта, или для её подавления. Рассмотрение воли в таком ракурсе близко к понятию свободы в экзистенциальной психологии в том плане, что человек, который «применяет» волю должен как бы оторваться от сиюминутной ситуации и либо обратиться к своему отношению к себе, своим ценностям, либо обратиться к воображению, логике и смоделировать последствия предполагаемого действия.
В более общем понимании воля представлена у С.Л. Рубинштейна. Она, наверное, включает в себя и первое и второе значение воли. Рубинштейн пишет: «действия, регулируемые осознанной целью и отношением к ней как к мотиву, — это и есть волевые действия». Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание / С.Л.Рубинштейн // Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. — М.: Наука, 1997. — С.173. Данное определение позволяет чётко ограничить понятие воли от понятия желания, понятия мотивации. В этом определении наблюдается отрыв от сиюминутной ситуации в виде наличия отношения к цели, её осознания.
4 стр., 1565 слов
Расстройства воли и влечений
… к совершению тех или иных действий, полностью овладевающее рассудком с одновременным подавлением любых иных стремлений, представлений, желаний, лишенное объяснения мотивов поступков. Появляются ..
себя неосторожно, неправильно распоряжаться имуществом. Маниакальный синдром
Гипобулия – общее снижение воли и влечений; подавлены все основные влечения, включая и физиологические …
Также важно соотношение мотива и цели. В случае, когда цель и мотив совпадают, по крайней мере, в сознании субъекта, субъект сознательно полностью управляет своей деятельностью, она не носит спонтанный характер, в деятельности имеет место воля
Положительные качества воли, проявления ее силы обеспечивают успешность деятельности.
Человек выполняет различные виды деятельностей (игровую, учебную, трудовую), включающие разнообразные действия: мыслительные, сенсорные, мнемические, моторные. Каждое из них определяется каким-то конкретным побуждением (влечением, желанием, страстью, убеждением, чувством долга и т. д.) или совокупностью их. Не все эти побуждения отчетливо сознаются человеком, а действия, им соответствующие, не одинаково контролируются сознанием. Так, мы говорим о непроизвольном и произвольном восприятии, непроизвольном и произвольном запоминании, непроизвольном и произвольном внимании. Мы также отмечаем, что в состоянии аффекта действия человека не контролируются его сознанием, хотя и здесь они не беспричинны. Таким образом, все действия человека могут быть поделены на две категории: непроизвольные и произвольные.
Как развить волевые качества
В детском возрасте затруднения при воспитании волевых характеристик вызывает излишняя избалованность. Избавиться от приобретенной привычки бывает достаточно сложно.
Развивают волю:
- понятие необходимости действия;
- планирование задуманного;
- осознанная решимость;
- мотивация;
- помощь других процессов психики: внимательность, эмоциональность, запоминание, мышление, логика..
Чтобы начать этап совершенствования волевых качеств, необходимо кратко разработать следующие определения, на основе которых и формируется воля:
- мотивирование поступков;
- личное контролирование процесса;
- разработка инициативы, свойств, которые показывают самостоятельность ребенка;
- стимулирование действия или бездействия.
Родители должны поощрять инициативу ребенка
При этом сам волевой акт вызывает у человека стрессовое состояние, напряжение психики:
- побуждение может четко осознаваться или манить своей неопределенностью;
- сложность выбора главного мотива, если выбирать приходится из нескольких;
- определение очередности мотивации;
- поведенческий мотив может существенно отличаться, чувство неуверенности вызывает беспокойство при выборе модели поведения.