Сама виновата: почему жертв насилия принято обвинять и как с этим бороться
Что не надо говорить жертве насилия
В некоторых ситуациях, если хочется ляпнуть что-то эдакое, лучше закрыть рот и помолчать. В случаях с жертвами противоправных действий и насилия – эта фраза лучше всего подходит, если ты хочешь подчеркнуть, что виновата (даже на один процент) жертва насилия.
- Не говори: «Может, ты сама спровоцировала?»
- Скажи: «Никто не должен так поступать, как поступили с тобой!»
Жертва насилия часто страдает от того, что с ней поступили несправедливо и ни за что, в то время как доброхоты заботливо подыскивают сто и одну причину так с ней поступить. Одежда, слова, действия (в рамках закона) не могут быть причиной, чтобы применить к человеку насилие.
- Не говори: «А вот у меня было…»
- Скажи: «Я всегда рядом, чтобы помочь»
Поверь, у жертвы насилия достаточно собственного горя, чтобы слушать о твоем. В частности, если в ситуации с разбойным нападением ты сравниваешь его с тем, что у тебя незаметно умыкнули кошелек в метро. Предложение помощи всегда лучше, чем пустое хвастовство.
- Не говори: «Я знаю, что ты чувствуешь»
- Скажи: «Как тебе помочь?»
Не нужно говорить, что ты понимаешь, что чувствует жертва насилия, если с тобой такого никогда не было. У каждого человека ощущения индивидуальны и даже болевой порог совершенно разный. Если же ты побывала в аналогичной ситуации, спроси, не нужен ли совет.
- Не говори: «Это тоже пройдет»
- Скажи: «Выход есть, и мы его найдем»
Человеку, который пережил насилие, кажется, что весь мир против него, и ему больно прямо сейчас. И главное – ему совсем неинтересно, что будет когда-то там давно через сто лет. Ему интересно быть в порядке сейчас.
Не говори: «Сама виновата» и «Надо было сделать вот так-то»
Лучше помолчи, если такие фразы вообще пришли в твою голову. Жертва насилия прошла через ужасную, страшную ситуацию, которую не могла контролировать. Она не верит, что с ней так обошлись, не хочет даже думать о том, что кто-то может быть настолько жесток. Своими словами ты совершаешь еще один акт насилия, но это уже скорее пинок лежачему. Так что лучше помолчи, если хочешь это сказать.
Но главное, если ты знаешь, что кто-то стал жертвой насилия, не умалчивать этого, а отправиться за помощью прямиком к правоохранительным органам. Насилие наказуемо и должно наказываться, а жертва часто боится попросить о помощи.
Фото: Freepik
Читай также:
Это под силу каждому: 8 простейших шагов к гармонии и балансу
Зачем обвиняют пострадавшую
Виктимблейминг позволяет убить даже не двух, а больше зайцев сразу. Во-первых, это способ рационально объяснить себе случившееся. В самом деле, неужели не понятно, что те или иные действия прямо-таки заставляют бедных, слабо или совсем не контролирующих себя мужчин взять и совершить по отношению к женщине насилие? Взять, например, мини-юбку. Ох уж это орудие дьявола! Вот увидел мужчина женские ноги выше колена – и всё, механизмы «держания» себя в руках слетели без возможности восстановления! Природа так сделала, точно вам говорю! А что у людей (включая, естественно, мужчин) есть высшие психические функции, социализация, да и вообще в подавляющем большинстве ситуаций угроза уголовного или другого наказания вполне себе работает – так то всё частные случаи. И ног и декольте там наверняка нет.
Во-вторых, виктимблейминг позволяет замалчивать крайне серьёзную проблему: одна социальная группа систематически и в пугающих даже воображение масштабах применяет насилие в отношении другой социальной группы – и первой это почти всегда сходит с рук! Согласно статистике МВД, в 2016 году в РФ было зарегистрировано только 3893 изнасилования или покушения на изнасилование (при 144 миллионах населения!). При этом, согласно данным многих НГО по защите прав женщин, статистика даже приблизительно не соответствует реальной ситуации в стране. Очевидно, что такое положение дел требует немедленного реагирования в юридической, психологической, социальной и других сферах организации жизни общества. А тут такое удобное объяснение – «так она ж сама виновата». А значит, и делать с этим ничего не надо.
В-третьих, это позволяет поддержать в текущем состоянии отношения власти в обществе. Как ни ужасно и пугающе насилие в различных его проявлениях, есть то, чего, судя по всему, женщины боятся еще больше – неизвестности. Непонятно, что будет там, в том гипотетическом мире, к которому могла бы привести культура поддержки пострадавших и обвинения насильников. К тому же количество женщин во власти не настолько высоко, чтобы они имели реальную силу воздействовать на законодательные и социальные нормы. Да и женская социализация, в рамках которой у девочек воспитываются покорность, привычка молчать и тихое признание своей подчиненной и второстепенной позиции, увы, совсем не приближают перемены в общественном сознании.
Кто такие виктимблеймеры и откуда они берутся
Удивительно, но атаки виктимблеймеров являются всего лишь отражением их собственных скрытых страхов. В виктимблейминге мы видим, как работает своеобразный коллективный механизм психологической защиты. Первоначально, сразу после вскрытия факта произошедшего, жертва получает-таки долю сочувствия. Общественное сознание понимает, что произошедшее — плохо, и что жертва — действительно жертва. Но по мере раскрытия подробностей, когда становится ясно, что жертва никак не могла предотвратить, например, изнасилование, сторонний человек всё равно старается найти ему какое-то объяснение. «Значит, жертва сама спровоцировала изнасилование. Значит, она не такая, как все, не соблюдает правила, а потому «испорченная» и заслуживает наказание». Таким образом он словно вычёркивает себя из категории тех, кто может подвергнуться такому же нападению. Преступник либо исчезает из истории как факт, либо становится карателем за нарушение «общепринятых» норм. В первую очередь виктимблейминг — это отрицание случайности атаки, создание иллюзии собственной безопасности. Общество обвиняет жертву не из неприязни к ней, а от страха того, что с ней произошло.
Виктимблейминг происходит и в том случае, когда человек понимает, что не может помочь жертве перестать чувствовать себя плохо. Если мы знаем, что в результате наших действий человек моментально станет счастливым, мы кинемся помогать ему, не раздумывая. Например, если у вас на улице выхватят сумку, вероятность того, что свидетели обвинят вас в произошедшем, крайне мала. Кто-то бросится догонять преступника, кто-то поможет вам связаться с полицией, кто-то просто поддержит вас, чтобы вы почувствовали себя лучше. Однако жертвы изнасилования от дружеских объятий и слов «всё будет хорошо, ты справишься» веселее отчего-то не становятся. Человек, привыкший видеть сиюминутный результат своих действий, сталкивается с ситуацией, когда его усилия кажутся совершенно напрасными. Тогда его психика тоже включает механизм защиты, но теперь уже не ради чувства безопасности, а для собственной поддержки: «Я помогаю ей, а она продолжает грустить. Наверное, ей нравится такое состояние».
Всё вышеописанное, конечно же, пусть и объясняет логику виктимблеймеров, но совсем не означает, что их действия могут быть оправданы. Зачастую виктимблеймеры — люди категоричные, не стесняющиеся в выражениях, бросающиеся громкими фразами. Они отличаются повышенной долей цинизма и отсутствием элементарного сочувствия. Травя жертву, они укрепляют свою низкую самооценку, ведь собственными успехами её восстановить не получается.
Что такое виктимблейминг
Виктимблейминг или обвинение жертвы – это когда жертва преступления или любого другого противоправного деяния частично или полностью обвиняется в причинении вреда ей самой. Такое явление возникает из-за многих факторов, в основном – культурных и религиозных. Так, к примеру, жертвы бытового насилия и сексуальных преступлений часто становятся жертвами во второй раз – когда до них добирается общественное мнение.
Нежелание понять, что никакое насилие или противоправное деяние по отношению к другому человеку, не может быть оправдано, становится причиной множества ужасных случаев в судебной практике. Но еще больше таких случаев умалчивается и даже не доходит ни до СМИ, ни до полиции.
Жертвы насилия часто сталкиваются с остракизмом, неприятием со стороны общества, язвительными комментариями по отношению к ситуации и указыванием на «ошибки и оплошности, промахи и проколы» жертвы, которых может и не быть вовсе.
Из виктимблейминга вышел еще один термин: виктимность. То есть, склонность к тому, чтобы стать жертвой преступления. Сюда входит весь спектр обвинений жертвы – не то поведение, не такой внешний вид и в целом все, что может «спровоцировать» на преступление. И довольно часто поклонники этого понятия просто занимаются тем, что оправдывают преступника, обвиняя жертву в том, что она – жертва.
Случаи виктимблейминга
Частые случая обвинения жертв в насилии, совершенном над ними, все еще случаются в Восточных странах и в странах Южной Азии, однако и на Западе без этого не обходится. Как и в странах постсоветского пространства.
Недавний случай, поднявший эту проблему вновь – история Дарьи Агений из России. Девушка, защищаясь от изнасилования, отбилась от напавшего на нее мужчину, но спустя месяц после ее саму задержали и обвинили в нанесении тяжкого вреда здоровью. Дарья запустила акцию против насилия #самаНЕвиновата, которую поддержали женщины со всего мира, рассказывая о том, как пережили насилие.
На данный момент по этому хештегу в одном только Инстаграме размещено 2596 публикаций. Это более двух тысяч историй жертв насилия, которые столкнулись с обвинением в насилии, которое над ними совершили.
«Сам виноват» для самых маленьких
Почему же люди начинают обвинять жертв насилия и в целом пострадавших от чего-либо? Не новость, но все начинается с детства, когда самые близкие люди начинают внушать растущему человеку, что он сам во всем всегда виноват.
Несмотря на распространенное мнение, что дети маленькие и ничего не понимают, для малыша есть большая разница между фразами «В следующий раз будь осторожнее» и «Сам виноват!». Эти две фразы ведут к совершенно разным итогам. И, к сожалению, фраза «Сам виноват!» ведет у ребенка к развитию нездорового чувства вины. Человек не всегда может на сто процентов контролировать ситуацию и не всегда его жизнь принадлежит только ему самому.
Но, сюрприз-сюрприз, человек может контролировать свое поведение и только свое, а еще – не обладает даром ясновидения. Поэтому когда жертву насилия обвиняют в том, что она не могла контролировать чужое поведение и не посмотрела одним глазком в будущее, чтобы предотвратить это насилие, звучит это крайне глупо и жестоко.
Как проявляется виктимблейминг
Можно сказать, что человек, который задается вопросом о том, как жертва преступления могла вести себя по-другому, чтобы предотвратить совершение преступления, другого негативного события или обстоятельства, в какой-то степени обвиняет жертву. Примерами могут быть предположения о том, что человек спровоцировал ограбление, потому что он гулял поздно ночью по «плохому» району, или каким-то образом позволил совершить нападение на себя из-за своего нетрезвого вида.
Иногда обвинение жертвы бывает более тонкое, чем явное. Люди могут участвовать в нем, не намереваясь обвинять жертву, и могут даже не осознавать, что они это делают. Например, человек, который слышит о преступлении и думает: «Я был бы более осторожен» или «Этого никогда не случится со мной», обвиняет жертву на каком-то уровне, часто непреднамеренно. Даже просвещение по вопросам изнасилования может быть формой обвинения жертвы, поскольку оно часто советует девушкам и молодым женщинам о мерах, которые они могут предпринять, чтобы избежать сексуального насилия, подразумевая, что те, кто подвергся изнасилованию, не сделали достаточно, чтобы защитить себя.
Когда люди говорят о таких преступлениях, как изнасилование, насилие в семье или другие злоупотребления, они часто используют слова и речевые обороты, которые привлекают внимание к жертве, а не к преступнику. Это может привести к отвлечению внимания от лица, совершившего преступление, и позволить людям задуматься о том, что жертва могла или не могла сделать, чтобы избежать нападения
Это часто приводит к обвинению жертвы и к перекладыванию на нее ответственности за насилие, совершенное преступником над ней.
Почему обвиняют пострадавшую
1. Вера в справедливый мир – психологическая защита, которая позволяет сохранять иллюзию того, что плохое не случится с тобой, если «соблюдать правила». Насколько сценарии типа «не ходить по вечерам по улицам», «не вступать в отношения с мужчинами, применяющими насилие», «не привлекать внимания одноклассников/коллег/прохожих мужчин» правомерны и справедливы – отдельный серьёзный вопрос. Я уверена, что вместо того чтобы фокусироваться на пострадавшей, пора задать людям, совершившим насилие, один-единственный крайне простой вопрос: «Почему вы это сделали?»
2. Использование мужчинами своей привилегии совершать насилие, не неся за него должное наказание. В нашем обществе, в период господства взглядов, автоматически перекладывающих на женщину ответственность на поведение других, совершенно дееспособных людей вокруг неё, агрессоры прекрасно понимают, что их действия с огромной долей вероятности не повлекут для них хоть сколько-нибудь значимых последствий. Напротив, в случае огласки женщина получит такое количество обвинений и негодования в свой адрес, что наверняка побоится впредь поднимать тему совершенного по отношению к ней насилия где бы то ни было, предпочитая терпеть – на этом пути многим из тех, кто находится в ситуации насилия, по крайней мере всё знакомо, а значит, менее страшно. Как бы ужасно это ни звучало.
3. Массовое нахождение женщин в зависимости от своих партнёров. Так как насилие бывает не только физическим, но еще и психологическим, экономическим или сексуальным, существует огромная вероятность того, что в дисфункциональных отношениях (которыми являются любые отношения, где существует дисбаланс власти и иерархия) женщина подвергается как минимум одному из видов насилия. Поэтому любое упоминание этой темы напоминает женщинам об опасностях их собственных отношений, и чтобы заглушить рвущуюся наружу тревогу, все средства кажутся допустимыми.
Как избавиться от чувства вины
Терапия может стать спасательным кругом от избавления чувства вины для людей, которые ощутили на себе действие виктимблейминга. Она считается наиболее эффективным методом преодоления травмирующего опыта и помогает вырваться из цикла самообвинения тем, кто пережил сексуальное насилие или стал жертвой других преступлений.
Люди, которые сталкиваются с осуждающими взглядами общества, могут испытывать гнев, разочарование или чувство несправедливости, а психотерапевты помогают им справиться с этими чувствами. Они способствуют принятию ими того факта, что единственным виновным был тот, кто совершил преступление. Так, психотерапевт предоставит подтверждение, поможет человеку понять и поверить, что его чувства являются нормальными и приемлемыми. Это часто может облегчить процесс заживления душевных ран.
Почему люди обвиняют жертву
Жертвы насилия скажут вам, насколько их ранит (иногда не меньше, чем само насилие) отношение других людей к случившемуся: а чем ты спровоцировал насилие? Что на тебе было надето? Почему ты там оказался, надо было предусмотреть. И так далее. Виктимблейминг — наша огромная проблема. И не обязательно это прямое обвинение жертв в том, что они каким-то образом сами «напросились». Это и мысль о том, что «им надо было быть осмотрительнее», а значит случившееся — частично и их вина. Недавно дом моего соседа ограбили. Это случилось среди бела дня. И я поймал себя на мысли, что, видимо, сосед либо слишком много болтал с кем не надо и работали по наводке, либо не предусмотрел мер безопасности, либо заимел мстительных врагов. А я-то предусмотрительный, я молодец — заранее обо всем подумал, значит, мой дом в безопасности. Эта мысль сразу успокоила меня. Но обвинение жертвы — не то, чем мы можем гордиться. Это маргинализирует жертву, преуменьшает тяжесть преступления, поэтому другие жертвы боятся заявлять о случившемся — и зло не наказывается. В чем же психологические корни виктимблейминга?
Экспериментальные данные
Это не просто спекуляция. Психологи Лернер и Симмонс продемонстрировали на классическом тесте все, что вам нужно знать о виктимблейминге. Двум группам участников показывали видео, в котором человеку задавали вопросы и за неправильные ответы больно били током (конечно, это был актер и никто не пострадал). Обеим группам было жалко человека. Потом задание усложнили. Одной группе разрешили компенсировать страдания жертвы, голосуя за отмену наказания током за ошибки и вознаграждение деньгами за правильные ответы. Таким образом им дали возможность восстановить справедливость и сделать мир снова добрым. Второй группе участников такого не предложили. Им сказали просто сидеть и наблюдать за тем, как человека наказывают за ошибки. В конце у всех участников попросили высказать мнение о жертве. Те, которым был дан шанс восстановить справедливость, видели жертву как хорошего человека. Те, кто просто наблюдал за страданиями, сказали, что человек был сам в этих страданиях виноват.
Таким образом, виктимблейминг — своего рода защитная реакция, которая помогает нам поддерживать розовые иллюзии. Жаль, что ради собственного удовлетворенного покоя нам нужно пожертвовать душевным миром другого человека. Переложить вину с преступника, с агрессора, на жертву.
Вера в справедливый мир
Да, частично виктимблейминг происходит от невежества и чувства собственного превосходства, но проблема лежит еще глубже и коренится в нашей вере в добрый и справедливый мир. Каждый день нам говорят об ужасных событиях, от войн и терактов до грабежей и изнасилований. Если бы мы были действительно рациональными людьми, мы бы понимали, что не застрахованы от того, что это может произойти и с нами в любой момент. Если бы мы так думали, мы бы жили в страхе и стрессе. Вы не напуганы? Тогда спросите себя почему?
Дело в том, что наша психика защищается и мы хотим верить (и верим) в то, что мир — добрый и справедливый. В этом мире с хорошими людьми происходят только хорошие вещи. А мы — хорошие люди, поэтому с нами плохое не может случиться. А если с кем-то случилось плохое, значит он сам плохой.
Свежие новости
- Киевская елка стала одной из самых красивых в Европе
- Основные стратегии инвестирования: советы от Фридом Финанс Украина
- «Секреты Шефа» — коллекция мировых шедевров от ТМ «Наша Ряба»
- Дизайнер создал шрифт вдохновившись украинской музыкой
-
Лучшие фильмы 2019 года по версии ВВС
Новости на главной
Мы не глупы, конечно, умом-то мы понимаем, что с хорошими людьми могут случаться плохие вещи, но в глубине души мы все равно цепляемся за иллюзию «честного» мира. Именно поэтому мы так любим поговорки вроде «Как аукнется, так откликнется» или «Что посеешь, то и пожнешь». Нам было бы очень страшно и некомфортно жить в мире, где страдания незаслуженны, несчастья непредсказуемы, и нет никакого смысла быть добрым. Поэтому наш мозг придерживается детских иллюзий. Когда что-то происходит плохое с кем-то, то этот человек будто ставит под угрозу наше представление о мире, как о безопасном, справедливом месте. Мы не хотим верить, что это хороший человек, как мы сами и ему жутко не повезло. А завтра может не повезти нам. Нет, мы предпочитаем думать, что мы-то в безопасности, мы — хорошие, а он точно что-то плохое сделал. Мы психологически отделяем себя от жертвы. Что же жертва сделала не так? Мы найдем. Носила вызывающие наряды. Гуляла вечером не там, где надо. Выходила замуж не за того, кого надо. Недостаточно замков повесила на двери. Не так смотрела, говорила, дышала. Прекрасно, мы-то знаем, как правильно — поэтому с нами, умными и правильными, все будет хорошо. А этому — так и надо, раз он такой тупой и испорченный. Он это заслужил.
Как избежать виктимблейминга
Разговаривая с кем-то, кто стал жертвой преступления, важно не задавать слишком много вопросов о событии, чтобы не создавать впечатление обвинения жертвы. Человек, который испытывает стыд и чувство вины, может с большей вероятностью интерпретировать вопросы «почему» как своего рода обвинение
Кроме того, уточняющих утверждений лучше избегать. Указание на поведение жертвы может привести к тому, что они будут чувствовать себя виноватыми в произошедшем с ними. Необходимо просто выразить сочувствие пережившему преступление, уметь выслушать его, не предлагая суждений или толкований события. Это будет служить лучшим способом оказать поддержку такому человеку.
Полезно помнить, что независимо от того, что сделал или не сделал человек, затронутый преступлением, оно всегда является ошибкой виновного, а не жертвы. Несмотря на то, как жертва действовала, преступник является единственным, кто должен нести ответственность за это преступление. Осознание людьми этого неоспоримого факта может помочь как предотвратить виктимблейминг, так и получить большую поддержку и справедливость для жертв сексуального насилия, надругательств и других преступлений.
Если вам интересна эта тема, и вы хотели бы больше узнать о таких видах психологического насилия над жертвой, как: виктимблейминг, газлайтинг, слатшейминг и пролайферство, то можете прочитать соответственную информацию на сайте Википедии.
Также для более глубокого понимания темы виктимблейминга, рекомендуем вам ознакомиться с научными трудами: статьями, диссертациями и их авторефератами, другими научно-исследовательскими работами. Например, интересной и познавательной является статья кандидата социологических наук — Нарожной Д.А. «Виктимблейминг в отношении женщин как проявление деструктивного гендерного взаимодействия».
Что делать
• Сталкиваясь с очередной ситуацией, в которой женщина подверглась насилию, не добавлять свой голос в хор, поющий о её виновности в произошедшем. На самом деле нет ни каких-то всегда работающих правил, ни способов избежать чьего-то злого намерения причинить нам вред. Как бы ни хотелось верить в обратное;
• Поддержать пострадавшую. После эпизода насилия часто следует волна травли в Интернете и в окружении женщин, что серьёзно ухудшает их психологическое состояние и в крайних случаях может даже подтолкнуть их к самоубийству
Важно не только не поддерживать культуру обвинения жертвы, но и вслух выступать против там, где есть возможность. Те, кто убежден в оговоре со стороны женщины, могут посмотреть на статистику, согласно которой ложным признаётся крайне малый процент заявлений
И ни одна здравомыслящая женщина, прекрасно помня о том, что в насилии склонны винить не агрессоров, а пострадавших, не станет публично лгать о нём, рискуя навлечь на себя шквал обвинений и оскорблений.
• Помнить, что в насилии всегда виноват насильник. Исключений из этого правила не бывает.
В патриархальной парадигме мышления, опирающейся на разделение ролей и функций мужчины и женщины в обществе, которое держится на способности женщин рожать и закрепляет на этом основании за ними функции ухода, заботы и обеспечения всех бытовых и эмоциональных нужд, попросту нет места партнёрству. И девочки и мальчики, впитывая этот порядок вещей и привыкая к определённому распределению власти, бессознательно воспроизводят такой тип отношений из поколения в поколения. Одна половина – зная, что, скорее всего, никакой ответственности за это не понесёт, другая – искренне веря, что так и должно быть, и постоянно боясь, что станет ещё хуже.
Обвинение жертвы, феминизм и виктимология
Интенцию защиты преступника и возложения частичной ответственности за преступление на его жертву можно обнаружить уже в первых работах по интеракционистской, или позитивистской виктимологии, например, в классической работе Б. Мендельсона «Новая ветвь био-психо-социальной науки: виктимология» (1956). Наиболее последовательную критику применения виктимологических понятий для обвинения жертвы высказывали феминистские исследователи — в первую очередь, в отношении жертв гендерного насилия.
В 1971 году виктимолог-позитивист Менахем Амир опубликовал своё исследование об изнасилованиях «Паттерны в изнасилованиях с применением физической силы» (Patterns in Forcible Rape), в котором выдвинул понятие «изнасилования, спровоцированного жертвой» (victim-precipitated rape). Согласно определению Амира, «провокацию» можно обнаружить в случаях, когда жертва, с точки зрения насильника, дала неявное согласие на секс или позволила поместить себя в опасную или уязвимую ситуацию. В частности, исследователь предложил относить к «провокациям» употребление алкоголя, согласие сесть в машину незнакомого мужчины, согласие на ту или иную форму сексуального взаимодействия, а также недостаточно решительное сопротивление насильнику. Амир заключил, что «так или иначе, жертва всегда является причиной преступления».
С критикой работы Амира с феминистских позиций выступила Памела Лейкс Вуд. В статье, опубликованной в American Criminal Law Review, она отмечает, что единственная возможность для женщины-жертвы избежать обвинений — это жить в постоянном страхе, что каждый мужчина может оказаться насильником. Схожие возражения были высказаны Куртом Вайсом и Сандрой Борхес, заявившими, что из предложенной Амиром концепции изнасилования в действительности следует, что «единственный нужный ингредиент для изнасилования, спровоцированного жертвой, — это воображение насильника».
Как отмечает криминолог и президент Всемирного виктимологического общества Ян ван Дейк, обобщая работы феминистских исследователей, представление о том, что жертвы домашнего и сексуального насилия «провоцируют» мужчин на совершение насилия, то есть, фактически, заслуживают своей виктимизации, принадлежит к патриархальному менталитету, который в действительности и лежит в основе таких преступлений
Обсуждение роли жертвы в совершённом в отношении неё насилии отвлекает внимание от структурных причин насилия над женщинами. Дискуссии о проблеме обвинения жертвы помогли специалистам по гендерным исследованиям повысить чувствительность виктимологов к неравному распределению власти в целом и гендерному неравенству в частности.
Повторная виктимизация
Повторная виктимизация — это ретравматизация жертвы сексуального или иного насилия, выражающаяся в реакции отдельных людей или институтов. Обвинение жертвы является одной из форм повторной виктимизации. Другие возможные её формы — это, в частности, неуместное поведение окружающих после насилия, некорректные высказывания медицинских работников или других людей, с которыми контактирует жертва.
В культурах с жёсткими обычаями и табу по отношению к сексу и сексуальности жертвы изнасилований особенно сильно стигматизируются. Например, общество может рассматривать жертву изнасилования (особенно если до этого она была девственницей) как «испорченную». В таких культурах повторная виктимизация может принимать формы общественного отвержения, изоляции или даже институционального наказания жертвы, например, запрета на брак, принудительного развода (в случае, если жертва уже состояла в браке) или убийства.
Почему люди обвиняют жертву
Еще в середине ХХ века психолог Мелвин Лернер провел ряд исследований, которые доказали, что люди верят в некую вселенскую справедливость. Каждый, сознательно или подсознательно уверен, что зло однажды будет наказано, а за добро ему воздастся.
Потому, когда с кем-то происходит нечто плохое, мы логично начинаем искать причины, почему так произошло именно с этим человеком. Чтобы наше не рушить в подсознании картину идеального мира, нам легче уцепиться за какой-то мелкий проступок пострадавшего человека и раздуть его до тех границ, в которых насилие, которому человек подвергся, было бы справедливым.
Примечания
- Gregory Meyerson and Michael Joseph Roberto
- Lorraine Wolhuter, Neil Olley, David Denham. Victimology: Victimisation and Victims’ Rights. Taylor & Francis US, 2009.
- Bonnie S. Fisher, Steven P. Lab (eds.) Encyclopedia of Victimology and Crime Prevention. Vol. 1. Sage, 2010.
- Irina Anderson,Kathy Doherty. Accounting for Rape: Psychology, Feminism and Discourse Analysis in the Study If Sexual Violence. Routledge, 2008.
- Lerner, M. J., & Miller, D. T. (1978). Just world research and the attribution process: Looking back and ahead. Psychological Bulletin, 85(5), 1030—1051
- (недоступная ссылка). Svfreenyc.org (21 августа 2012). Дата обращения 27 августа 2012.
- William Ryan. Blaming the Victim. Pantheon Books, 1971. ISBN 978-0-394-41726-4
- Cole, Alyson Manda. The cult of true victimhood: from the war on welfare to the war on terror. 2007. pp.111, 149, 213
- Downs, Donald Alexander More Than Victims: Battered Women, the Syndrome Society, and the Law. 1998. p.24
- ↑ Kirkpatrick, George R. and Katsiaficas, George N. and Kirkpatrick, Robert George and Emery, Mary Lou (1987) Introduction to critical sociology. 1987. p.219
- Kent (2003)
- Ryan, William. Blaming the Victim (неопр.). — Vintage, 1976. — ISBN 0-394-72226-4.
- Blaming the Victim. . Amazon.com. Дата обращения 27 августа 2012.
- ↑ Robinson, Daniel N. (2002) Praise And Blame: Moral Realism and Its Applications. p.141
- Adorno, TW (1947) Wagner, Nietzsche and Hitler in Kenyan Review Vol.ix (1), p. 158
- James Martin Harding (1997) Adorno and «A writing of the ruins»: essays on modern aesthetics and Anglo-American literature and culture, p.143
- Espen Hammer. Adorno and the political. p.63
- Kriss Ravetto The unmaking of fascist aesthetics. Minneapolis, University of Minnesota Press, 2001, ISBN 978-0-8166-3743-0[]
- Mendelsohn, B. Une Novelle Branche de la Science Bio-Psycho-Sociale: La Victimologie. In: Revue Internationale de Criminologie et de Police Technique, 1956.
- ↑ Jan J.M. van Dijk. Introducing Victimology, in The Ninth International Symposium of the World Society of Victimology, Free University of Amsterdam, 1997.
- ↑ Menachem Amir. Patterns in Forcible Rape. University of Chicago Press, 1971.
- Pamela Lakes Wood. The Victim in a Forcible Rape Case: A Feminist View (англ.) // American Criminal Law Review. — 1972. — Vol. 11, no. 1. — P. 335.
- Kurt Weis, Sandra Borges. Victimology and rape — the case of the ligitimate victim (англ.) // Issues in criminology. — 1973. — Vol. 8, no. 2. — P. 71—115.
- Elias, R. Transcending our Social Reality of Victimization: Toward a New Victimology of Human Rights. In Victimology: An International Journal, 10, 1-4, 1985. (pp. 6-25).
История понятия
Термин «обвинение жертвы» (victim blaming) впервые использовал Уильям Райан в одноимённой книге (Blaming the Victim), опубликованной в 1971 году. Райан описывает обвинение жертвы как идеологию, применяемую для оправдания расизма и социальной несправедливости в отношении чернокожего населения США. Книга была написана в качестве реакции на книгу Патрика Мойнигана «Негритянская семья: за вмешательство государства» (The Negro Family: The Case for National Action), вышедшую в 1965 году и известную в США как «отчёт Мойнигана» (the Moynihan Report).
Мойниган считал непосредственной причиной тяжёлого положения афроамериканцев семейную структуру с преимущественно или постоянно отсутствующим отцом и матерью, которая зависит от государственной поддержки в обеспечении детей питанием, одеждой и медицинской помощью. По мнению Мойнигана, чтобы изменить ситуацию, требовались государственные меры по укреплению нуклеарной семьи среди чернокожего населения. По мнению Райана, теории Мойнигана были попытками преуменьшить роль социально-структурных факторов в существовании бедности и возложить ответственность на самих бедных, их поведение и культурные паттерны. Книгу Райана называют «сокрушительной критикой ментальности, обвиняющей бедных в их бедности, а слабых — в их слабости».
Хотя именно Райан популяризировал термин «обвинение жертвы», само явление хорошо известно в человеческой психологии и истории. В частности, множество примеров обвинения жертвы можно найти в Ветхом Завете, где трагедии и катастрофы оправдываются предшествующим поведением и грехами жертв.
В 1947 году Теодор Адорно описал явление, которое позже было названо обвинением жертвы, как «одно из самых пагубных свойств фашистского характера». Немногим позже Адорно и его коллеги по исследовательской группе Беркли разработали свою знаменитую F-шкалу (где F означает «фашизм»), которая включала среди прочих фашистских черт «презрение ко всему дискриминируемому или слабому». После Адорно некоторые другие авторы также относили обвинение жертвы к типичным фашистским чертам.