25 пронзительных высказываний виктора франкла

Три способа найти смысл жизни

Франкл утверждает, что в жизни можно найти смысл тремя способами.

  1. Совершать работу, творить, создавать ценности.
  2. Испытывать чувства, проживать события.
  3. Менять отношение к неизбежным страданиям.

Первый способ вполне очевиден.

Второй и третий требуют дальнейшей проработки

Второй способ найти смысл — значит, пережить что-то такое, как добро, истина и красота, прочувствовать культуру и природу, или, что не менее важно, пережить другого человека в его уникальности, любить его. Мы можем найти смысл в жизни, даже столкнувшись с безнадежной ситуацией, которую нельзя изменить

Франкл сделал вывод, что нет общего для всех ответа о смысле жизни. Каждый должен решить это для себя. Мы находим наш собственный уникальный смысл, основанный на наших обстоятельствах, наших отношениях и нашем опыте. Жизнь, по существу, проверяет нас, и ответ раскрывается в том, как мы реагируем.

Поэтому смысл жизни не обнаруживается на какой-то вершине горы, а раскрывается каждое мгновение в нашем выборе действий и выполнения наших обязанностей.

Виктор Франкл и смысл жизни

Когда Виктор Франкль был еще студентом, он провел свою первую конференцию. Он назывался «Смысл жизни» и преподавался в Народном университете Вены. С юных лет он был занят вопросами, на которые он пытался ответить на протяжении всей своей жизни: почему мы существуем? В чем смысл жизни?

Хотя первоначально он был очень заинтересован в психоанализе, в 1925 году он дистанцировался от Фрейда. Он полагал, что его подходы были слишком детерминированными. Он обратил свое внимание на «индивидуальную психологию» Альфреда Адлера. Впоследствии он заинтересовался тезисами Рудольфа Аллерса и Освальда Шварца, основателя психосоматической медицины. Франкл всегда был увлечен философией, особенно экзистенциализмом. Тем не менее он был склонен изучать медицину, специализируясь на неврологии и психиатрии. С 1933 по 1937 год он был психиатром в психологической клинике Венского университета. В 1939 году он был назначен заведующим отделением неврологии в больнице Ротшильда в Вене. Он преуспел в своей профессии, пока его судьба не приняла радикальный оборот

Франкл всегда был увлечен философией, особенно экзистенциализмом. Тем не менее он был склонен изучать медицину, специализируясь на неврологии и психиатрии. С 1933 по 1937 год он был психиатром в психологической клинике Венского университета. В 1939 году он был назначен заведующим отделением неврологии в больнице Ротшильда в Вене. Он преуспел в своей профессии, пока его судьба не приняла радикальный оборот.

25 пронзительных высказываний виктора франкла

Ранняя биография

Франкл родился в Вене, в еврейской семье гражданских служащих (нем. Beamtenfamilie). Со стороны матери — внучатый племянник пражского прозаика и поэта Оскара Винера (1873—1944). В юном возрасте проявил интерес к психологии. Дипломную работу в гимназии посвятил психологии философского мышления. После окончания гимназии в 1923 г. изучал медицину в Венском университете, где позднее выбрал специализацию в области неврологии и психиатрии. Особо глубоко изучал психологию депрессий и самоубийств. Ранний опыт Франкла формировался под влиянием Зигмунда Фрейда и Альфреда Адлера, однако впоследствии Франкл отойдёт от их воззрений.

В 1924 году стал президентом школы Sozialistische Mittelschüler Österreich. Работая на этой должности, Франкл создал специализированную программу поддержки для студентов в период получения аттестатов. За время работы Франкла в этой роли не было отмечено ни одного случая самоубийств среди венских студентов

Успех программы привлек внимание Вильгельма Райха, который пригласил Франкла в Берлин.

В 1933—1937 гг. Франкл возглавлял так называемый Selbstmörderpavillon, отделение по предотвращению самоубийств одной из Венских клиник. Пациентами Франкла стало свыше 30 тыс. женщин, подверженных риску самоубийства. Однако с приходом к власти нацистов в 1938 г. Франклу запретили лечить арийских пациентов по причине его еврейского происхождения. Франкл занялся частной практикой, а в 1940 г. возглавил неврологическое отделение Ротшильдской больницы, где также работал нейрохирургом. В тот период это была единственная больница, куда допускали евреев. Благодаря усилиям Франкла нескольких пациентов удалось спасти от уничтожения в рамках нацистской программы эвтаназии.

В 1941 г. Франкл женился на Тилли Гроссер.

VII

Личность не только есть единство и целостность (см. тезисы 1 и 2), она еще и создает единство и целостность: она создает телесно-душевно-духовное единство и целостность, которой и является человек. Это единство и целостность создается, основывается и обеспечивается только личностью — только личность его выстраивает, держит на себе и гарантирует. Нам, людям, духовная личность известна вообще лишь в едином существовании с ее психофизическим организмом. Таким образом, человек представляет собой точку пересечения, перекресток трех уровней бытия ⓘ Конечно, столь же правомерно говорить здесь не об «уровнях» бытия, но о его «измерениях». Поскольку духовное измерение впервые появляется у человека и присуще только ему одному, оно является измерением собственно человеческого существования. Если же человека спроецировать из пространства духовного, в котором он действительно «есть», на чисто душевную или вообще телесную плоскость, то в жертву приносится не просто одно из измерений, но собственно человеческое измерение. Ср. у Парацельса: «Лишь вершины человека — это человек» — Прим. В. Франкла.: телесного, душевного и духовного. Эти уровни бытия нельзя достаточно четко отделить друг от друга (см.: К. Ясперс, Н. Гартман). Поэтому было бы неверно говорить о том, что человек «состоит из» телесного, душевного и духовного начал: он есть именно единство или целостность, но внутри этого единства или целостности духовное в человеке «противостоит» телесному и душевному в нем. Это и составляет то, что я однажды назвал ноопсихическим антагонизмом.

Если психофизический параллелизм неизбежен, то ноопсихический антагонизм факультативен: это всегда лишь возможность, простая потенциальность — правда, потенциальность, к которой всегда можно апеллировать (и к которой врачу и следует апеллировать)

Против такого могущественного противника, как психофизика, всегда важно призвать на помощь то, что я как-то назвал «упрямством духа». Психотерапия не может обойтись без обращения к нему, и я назвал это вторым — психотерапевтическим — кредо: вера в способность человеческого духа при всех условиях и при всех обстоятельствах каким-то образом отстраиваться и отодвигаться на плодотворную дистанцию от психофизического начала

Если бы — в соответствии с первым, психиатрическим кредо — речь не шла о том, чтобы «починить» психофизический организм, чего с нетерпением ждет целостная, несмотря на все заболевания, духовная личность, то мы были бы совершенно не в состоянии призывать (в соответствии со вторым кредо) духовное в человеке к упрямому противостоянию телесно-душевному в нем, поскольку тогда не было бы ноопсихического антагонизма.

Жизненный путь

Биография ученого весьма интересна. Он решил стать врачом в раннем детстве. Тогда же он начал задумываться о том, что все люди смертны, и рассуждать о том, для чего люди живут. В школе Виктор увлекался психологией, политикой и философией, принимал постоянное участие в дебатах на актуальные для того времени темы.

Рекомендуем: Экзистенциальный подход в психологии

Стать именно врачом-психиатром Франкл решил во многом благодаря теории психоанализа, придуманной Фрейдом, которая в начале 20 века была на пике своей популярности. Примечателен тот факт, что Виктор с 15 лет практически на профессиональном уровне умел вводить людей в состояние гипноза.

Франкл о смысле жизни задумывался очень много, особенно в кризисный для него отрезок жизненного пути в начале 1930-х годов. На тот момент он переживал переоценку ценностей, но вместе с тем активно вел психологические консультации и даже начал издавать журнал «Человек в повседневной жизни». Молодых людей с душевными проблемами он консультировал абсолютно бесплатно, а также выступал с лекциями для молодежи.

В 1930 году Франкл получил медицинское образование, после чего пошел работать в кризисный стационар одной из австрийских психиатрических больниц. Основываясь на опыте своей работы, спустя 8-9 лет практики ученый начал писать свою первую книгу.

Казалось бы, он был известен, молод и успешен, но ему не хватало самого главного – смысла, того, ради чего стоит существовать в этом мире, поэтому он, можно сказать, проматывал свою жизнь – много ходил по барам и варьете. Как говорится в Википедии, жизнь ученого кардинально поменялась в 1938 году – в то время, когда Австрию захватила фашистская Германия.

Рекомендуем: Биография: Эрих Фромм

Еврейское происхождение Франкла каждый день подвергало его опасности. Чтобы ее избежать, ученый хотел эмигрировать в США, но долгое время не мог этого сделать. Когда же он все-таки получил визу, то решил не ехать в Америку из-за того, что его родителям визы не дали. В 1941 году Виктор женился на медсестре из своей больницы.

Спустя год Франкла-психолога отправили в концлагерь вместе со всей его семьей. Если кратко описать существование Виктора в заключении, то это были многочисленные муки, пытки, смерть его родителей и жены. Но самое главное – Франкл никогда не падал духом, и это помогло ему выжить. После войны, в 1945 году, покинув лагерь, он вернулся на родину и начал новую жизнь, в которой, к сожалению, не стало многих его родных и друзей.

Рекомендуем: Интенция: расшифровка понятия в психологии

В 1945 году Виктор был назначен на должность главного врача неврологического диспансера и проработал так 25 лет, пока не стал пенсионером. Для Виктора Франкла книги в этот период жизни стали своеобразной отдушиной – он писал и издавал их одну за другой. Ученый много работал в больнице, а помимо этого читал лекции в учебных заведениях. Умер он в возрасте 92 лет от сердечной недостаточности.

Надежда на будущее

Франкл постоянно опирался на уникальные человеческие способности, такие как врожденный оптимизм, юмор, психологическая отрешенность, короткие моменты одиночества, внутренняя свобода и жесткая решимость не сдаваться и не совершать самоубийство.

Он понял, что должен попытаться жить для будущего, и черпал силы из мыслей о своей любимой жене и глубокого желания дописать начатую книгу по логотерапии. Он находил смысл в проблесках красоты в искусстве и природе. Самое главное, он понял, что бы ни случилось, у него есть свобода в том, как реагировать на страдания. В первую очередь, на собственные.

Он рассказывает о заключенных, которые отказались от борьбы, потому что потеряли всякую надежду на будущее и неизбежно умерли первыми. Они умирали не столько из-за недостатка пищи или лекарств, сколько из-за отсутствия надежды, из-за чего-то, ради чего можно было жить.

Работая в лагерной больнице, Франкл заметил, что уровень смертности вырос в течение недели между Рождеством и Новым годом в 1944 году. Он объяснил это тем, что некоторые заключенные надеялись на освобождение до Рождества. С приближением конца года стало ясно, что их положение не изменилось, они потеряли мужество и надежду. Это, в свою очередь, повлияло на их силу сопротивления и способность выживать.

А у выживших заключенных, которые нашли способ терпеть, всегда была большая цель, которая давала им надежду на будущее. Для некоторых это был ребенок, который был в родной далекой стране и ожидал их освобождения. Для кого-то это был супруг или член семьи. Для других— незаконченная задача или творческая работа, которая требовала их уникального вклада.

VI

Личность соотносится с Я, а не с Оно; она не находится под диктатом Оно — диктатом, которым, возможно, в определенном смысле страдал Фрейд, раз он уверял, что Я не является хозяином в собственном доме. Личность, Я не только в динамическом, но и в генетическом отношении никоим образом не выводится из Оно, из сферы влечений: понятие «влечения эго» следует отклонить как весьма и весьма внутренне противоречивое. Но личность тоже неосознаваема, а духовность в своих истоках, откуда она берет начало, не только может быть, но обязательно неосознаваема. В своих истоках, в своей основе дух не поддается рефлексии и является поэтому чисто бессознательной инстанцией. Таким образом, надо четко различать то инстинктивное бессознательное, с которым одним имеет дело психоанализ, и духовное бессознательное. К бессознательной духовности относится и бессознательная вера, бессознательная религиозность — как бессознательная, и даже нередко вытесняемая, связь человека с запредельным. Открытие этой бессознательной религиозности является заслугой К.Г. Юнга, но его ошибка состояла в том, что он локализовал эту бессознательную религиозность там, где находится бессознательная сексуальность — в сфере бессознательных влечений Оно. Однако к вере в Бога и к самому Богу я не испытываю влечения, я должен сам принять решение «за» или «против». Религиозность связана с Я — либо ее нет совсем.

Логотерапия, наследие для человечества

Виктор Франкл смог переделать свою жизнь. Он женился в 1947 году, имел дочь, двух внуков и правнука. Его брак продлился 50 счастливых лет. Он получил более 40 почетных докторских степеней, опубликовал более 30 книг и преподавал в некоторых из самых престижных университетов мира. К ним относятся Гарвард, Стэнфорд и Вена. Он умер в 1997 году, сразу после того, как совершил свой первый полет в качестве пилота-любителя.

Школа психологии Франкла называется Логотерапия, и многие психиатры используют его методы сегодня. Его теории утверждают, что у людей есть 3 измерения: соматическое или физическое, ментальное и духовное. С его точки зрения, психологические проблемы возникают из-за недостатка силы в духовном измерении или в определении смысла жизни. Для логотерапевтов «воля к значению» — это то, что позволяет нам продолжать жить.

Как мы находим смысл? По словам Франкла и его последователей, мы можем избрать 3 пути: создание, трансцендентный аффективный опыт и отношение к страданию. Первое соответствует ценностям творчества. Это связано со способностью создавать произведения искусства, писать и т. д

Второе основано на ценности опыта, межличностных взаимодействий и ощущений. Третий относится к важности отношения и предполагает способность преодолевать страдания

Сообщение, которое Виктор Франкл хотел бы передать другим, заключается в том, что психические расстройства возникают не в страдании, а в том значении, которое дано этому страданию. Его жизнь была примером способности человека подняться над любым обстоятельством.

Виктор Франкл

Виктор Эмиль Франкль родился в Вене 26 марта 1905 года. Он пережил четыре концлагеря, в том числе Освенцим. С раннего возраста он проявлял интерес к изучению медицины и естествознания. Он также очень критически относился к редукционистским позициям.

Его призвание пришло очень рано, и его собственный поиск смысла начался задолго до Холокоста. Во время Холокоста он работал над своей самой известной книгой «Человек ищет смысл». 

Виктор Франкл был убежден, что то, что делает нас уникальными, это человеческий дух. Сведение жизни и человеческой природы к «ничто», как это делали многие философы и психиатры того времени, было не самым подходящим способом взглянуть на жизнь.

В 19 лет он уже разработал свои две основные идеи:

  1. Первое: мы должны ответить на вопрос, который жизнь задает о смысле нашей жизни, поскольку мы несем ответственность за свое существование.
  2. Второе: конечный смысл находится за пределами нашего понимания и останется там. Это то, во что мы должны верить, стремясь к этому.

Опыт Франкла в концентрационных лагерях показал ему, что люди способны найти смысл. Смысл для любых жизненных обстоятельств, даже самых нелепых и болезненных.

25 пронзительных высказываний виктора франкла

IX

Животное не является личностью уже потому, что оно не в состоянии подняться над самим собой и отнестись к себе самому. Поэтому у животного нет мира как коррелята личности, а есть лишь среда. Если мы попытаемся экстраполировать отношение «животное — человек» или «среда — мир», то придем к «сверх-миру». Для того, чтобы определить соотношение (узкой) среды животного к (более широкому) миру человека и этого последнего к (всеохватывающему) сверх-миру, напрашивается сравнение с золотым сечением. В соответствии с ним меньшая часть относится к большей так же, как большая часть к целому. Возьмем в качестве примера обезьяну, которой сделали болезненный укол для того, чтобы получить сыворотку. Способна ли обезьяна когда-либо понять, почему ей приходится страдать? Из своей среды она не в состоянии прислушаться к соображениям человека, который включает ее в свой эксперимент; ведь человеческий мир, мир смысла и ценности, для нее недоступен. Она не дотягивается до него, в его измерение она не может войти. Но не следует ли нам предположить, что над человеческим миром, в свою очередь, расположен превосходящий его и недоступный человеку мир, смысл, точнее, «сверх-смысл» которого только и может придать смысл всему человеческому страданию? Человек может постичь сверх-мир не больше, чем животное из своей среды может понять более широкий человеческий мир. Он, однако, может уловить его в предчувствии — в вере. Прирученному животному неведома цель, для которой человек его запрягает. Откуда же тогда человек может знать сверх-смысл мира как целого?

II

Личность не только неделима, но и неслагаема; т. е. ее не только нельзя разложить на части, но нельзя и синтезировать из отдельных частей — поскольку она представляет собой не только единство, но и целостность. Поэтому личность не может стать выше в структурах более высокого порядка — например, в массе, в классе или в расе: все эти «единства», или «целостности», более высокого, чем личность, порядка, носят не личностный, а в высшей степени псевдоличностный характер. Человек, который рассчитывает возвыситься в них, в действительности в них просто тонет; «возвышаясь» в них, он, в сущности, отрекается от себя как от личности.

В отличие от личности органическая материя как раз вполне делима и вполне синтезируема. По крайней мере, это нам доказали известные эксперименты Дриша с морскими ежами

И более того: делимость и соединимость являются условием и предпосылкой такого важного явления жизни, как размножение. Отсюда следует не больше и не меньше как факт, что личность как таковая не может размножаться

Размножается организм, сотворенный родительскими организмами; личность же, личный дух, духовная экзистенция — их человек не может передать другому.

Пять ключей к пониманию

Человек многомерен

«Человек – это больше, чем психика; человек – это дух». Помимо нашей биологической природы, воплощенной в нашем теле, и душевной организации, воплощенной в нашей психике, у человека есть еще одно измерение существования – духовное, или смысловое. Этим человек отличается от других существ. Именно на этом уровне, открываясь миру смыслов, мы, оказывается, способны преодолеть те ограничения и жесткие причинно-следственные связи, которые обнаруживаются на более низких уровнях.

Человек стремится к смыслу

«Человеческое бытие всегда ориентировано вовне, на что-то или на кого-то – на смысл, который необходимо осуществить, или на другого человека, к которому мы тянемся с любовью». Мы не конструируем смыслы в своей голове, мы находим их в мире. Нахождение смысла – это «восприятие возможности на фоне действительности».

Человек свободен

«Необходимость и свобода локализованы не на одном уровне; свобода возвышается, надстроена над любой необходимостью». Свобода не абсолютна, она не отменяет детерминированность, но добавляет новое измерение, позволяя по-разному относиться к тому, чего нельзя избежать. В частности, Франкл говорит о том, что человек свободен в отношении своих влечений, наследственности, а также влияний социальной и бытовой среды.

Человек ответственен

«Нельзя признать человека свободным, не признавая его одновременно ответственным». В первую очередь мы отвечаем за нахождение и реализацию своего уникального смысла и ценностей. Совесть – наш «орган смысла», именно перед нею мы и несем ответственность за свои поступки. Но религиозный человек идет на шаг дальше; для него совесть – непосредственный способ общения с Богом, перед которым в конце концов ему и предстоит держать ответ за прожитую жизнь.

Смысл всегда может быть найден

«Смысл в принципе доступен любому человеку, независимо от пола, возраста, интеллекта, образования, характера, среды и религиозных убеждений». Хотя смысл у каждого человека и в каждой ситуации уникален, существуют обобщенные ценности – своего рода типичные варианты смысла. Франкл выделяет три их вида: ценности творчества (созидание, внесение чего-то в мир); ценности переживания (получение из мира чего-то, например любви или эстетических впечатлений); ценности отношения (изменение отношения к тому, что мы не можем изменить). Эти три пути поиска позволяют обрести смысл даже в самой безнадежной ситуации, например в концлагере, – жизненный опыт и клиническая практика Франкла дали множество подтверждений этому.

Книги и статьи Виктора Франкла

  • «Человек в поисках смысла», Смысл, 2006.
  • «Психотерапия на практике», Ювента, 1999.
  • «Сказать жизни «ДА», Смысл, 2004.
  • «Десять тезисов о личности», Экзистенциальная традиция, 2005, № 7.

X

Личность постигает саму себя не иначе как через трансцендентное. Более того: человек также является человеком лишь в той мере, в которой он понимает себя через трансцендентное — он личность лишь в той мере, в какой он из личности исходит («персонирует»), отзываясь на зов трансцендентного и наполняясь им. Этот зов трансцендентного он слышит и в голосе совести.

Для логотерапии религия является и может быть лишь предметом — но не основанием. Логотерапия должна действовать по эту сторону веры в откровение и отвечать на вопрос о смысле по эту сторону развилки теистического и атеистического мировоззрений. И если она, таким образом, рассматривает феномен веры не как веру в Бога, но как более широкую веру в смысл, то она имеет полное право затрагивать феномен веры и заниматься им. В этом понимании она сходится с Альбертом Эйнштейном, по мнению которого, ставить вопрос о смысле жизни значит быть религиозным ⓘВ конечном счете, можно сказать, что религия или вера в смысл есть радикализация «стремления к смыслу» — в той мере, в какой речь идет о «стремлении к конечному смыслу» или даже о «стремлении к сверх-смыслу»- Прим. В. Франкла..

Смысл является той каменной оградой, за которую мы не можем выйти, которую мы должны, скорее, принять: этот последний смысл мы должны принять, потому что мы не можем спрашивать дальше — потому что попытка ответить на вопрос о смысле бытия всегда предполагает бытие смысла. Короче говоря, человеческая вера в смысл является трансцендентальной категорией в смысле Канта. Со времен Канта нам известно, что некоторым образом бессмысленно задавать вопрос о категориях пространства и времени — просто потому, что мы не можем мыслить, а следовательно, и задавать вопрос, не предполагая существования времени и пространства. Точно так же человеческое бытие всегда есть бытие, направляемое смыслом, даже если самому человеку об этом неведомо: всегда есть определенное пред-знание смысла, и предчувствие смысла лежит в основе того, что в логотерапии называется «стремлением к смыслу». Хочет он того или нет, признает он это или нет, но человек, пока он дышит, всегда верит в смысл. Даже самоубийца верит в смысл, если не в смысл жизни, ее продолжения, то в смысл смерти. Если бы он действительно не верил ни в какой смысл, абсолютно ни в какой — он не смог бы пошевелить и пальцем и тем самым покончить с собой.

—  Карл Роджерс: что значит «становиться человеком»?

— «Смелость быть несовершенным»: Рудольф Дрейкурс о погоне за правотой и страхе совершать ошибки

— Интервью с Карлом Густавом Юнгом: «Единственная существующая опасность — это сам человек» 

Время в концлагере

В 1942 году по Австрии прокатилась волна массовых арестов евреев. Семья Франкла была депортирована в лагерь «Терезиенштадт», что под Прагой. Их вместе с другими арестантами поместили в тесный сарай и заставили сидеть на холодной земле. В первый день Виктора разлучили с родными, и больше он их никогда не видел.

За годы войны Франкл сменил четыре концлагеря. Несмотря на потерю семьи, он смог найти новый смысл жизни. В концлагере Виктор не только сам выживал, но как психолог наблюдал за другими заключенными и поддерживал их морально. Тогда это стало единственным смыслом жизни для него самого. Ему удалось предотвратить несколько десятков самоубийств других узников. 

V

Личность экзистенциальна; это означает, что она не фактична, не принадлежит фактическому. Человек как личность — не фактическое, а факультативное существо; он существует как своя собственная возможность, в пользу которой или против которой он может принять решение. Человеческое бытие, как сказал Ясперс, есть бытие «решающее»: человек всегда решает, чем он будет в следующее мгновение. И как решающее бытие оно является диаметральной противоположностью тому, как оно понимается в психоанализе: а именно, влекомому бытию. Человеческое бытие, как я снова и снова подчеркиваю, в своей глубинной основе есть бытие ответственное. Это означает нечто большее, чем просто свободное бытие: в ответственности содержится еще и «зачем» человеческой свободы — то, ради чего человек свободен, за что или против чего он принимает решение.

Тем самым, в противоположность психоанализу, личность в экзистенциальном анализе, как я пытался его очертить, понимается не как детерминированная влечениями, а как ориентированная на смысл. Под экзистенциально-аналитическим углом зрения, — в отличие от психоаналитического — она стремится не к наслаждению, а к ценностям. В психоаналитической концепции сексуального влечения (либидо!) и в концепции социальной принадлежности индивидуальной психологии (чувство общности!) мы видим не что иное, как состояние дефицита более фундаментального феномена — любви. Любовь всегда представляет собой отношение между некоторым Я и некоторым Ты. Из этого отношения в психоаналитической картине осталось лишь «оно», т. е. сексуальность, а в картине, нарисованной индивидуальной психологией, — безличная социальность, можно сказать, «das Man».

Если психоанализ рассматривает человеческое бытие как подчиненное стремлению к наслаждению, а индивидуальная психология — как определяемое «волей к власти», то экзистенциальный анализ видит его как пронизанное стремлением к смыслу. Он знает не только «борьбу за существование» и, помимо этого, при необходимости еще и «взаимопомощь» (Петр Кропоткин), но еще и сражение за смысл бытия — и взаимную поддержку в этом сражении. По сути, именно такой поддержкой и является то, что мы называем психотерапией: она есть, по сути, «медицина личности» (Поль Турнье). Отсюда понятно, что в психотерапии речь, в конечном счете, идет не о переключениях динамики аффектов и энергетики влечений, а об экзистенциальной перестройке.

Психолог в концлагере

«Психолог в концлагере» – таков подзаголовок этой книги. Это рассказ больше о переживаниях, чем о реальных событиях. Цель книги – раскрыть, показать пережитое миллионами людей. Это концентрационный лагерь, увиденный «изнутри», с позиции человека, лично испытавшего все, о чем здесь будет рассказано. Причем речь пойдет не о тех глобальных ужасах концлагерей, о которых уже и без того много говорилось (ужасах столь неимоверных, что в них даже не все и не везде поверили), а о тех бесконечных «малых» мучениях, которые заключенный испытывал каждый день. О том, как эта мучительная лагерная повседневность отражалась на душевном состоянии обычного, среднего заключенного.