Саморазвитие и личностный рост

Тема 12. Поведение

   Поведение – совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях.   Два человека могут быть заняты одинаковой деятельностью, но их поведение может быть различным. Если деятельность состоит из действий, то поведение – из поступков.
 Саморазвитие и личностный рост
    Для обозначения поведения человека в обществе используется понятие «социальное поведение».   Социальное поведение – поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание определенного влияния на окружающих людей и общество в целом.   Существует много видов так называемого социального поведения, важнейшие из которых: массовое; групповое; просоциальное; антисоциальное; помогающее; конкурентное; девиантное (отклоняющееся); противоправное.   Массовое поведениеактивность масс, не имеющая определенной цели и организованности, например, мода, паника, социальные и политические движения и т. п.   Групповое поведение – совместные действия людей в некоторой социальной группе, являющееся результатом происходящих в ней процессов.   Просоциальное поведение – поведение человека, в основе которого лежат просоциальные мотивы, т. е. мотивы оказания людям добра, помощи и поддержки.   В последние годы особую значимость для состояния общества, положения человека и его судьбы приобрели следующие виды поведения:   – связанные с проявлением добра и зла, дружбы и вражды между людьми;   – связанные со стремлением добиваться успеха и власти;   – связанные с уверенностью или неуверенностью в себе.   В основе видов социального поведения лежат принятые в обществе образцы, к которым относятся нравы и обычаи.
 Саморазвитие и личностный рост
    Нравы и обычаи, будучи неписаными правилами, тем не менее определяют условия социального поведения.
    Образец задания   A1. Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о социальном поведении?   А. Социальное поведение проявляется в целенаправленной активности в отношении других людей.   Б. Социальное поведение основывается на принятых в обществе образцах, к которым относятся нравы и обычаи.   1) верно только А   2) верно только Б   3) верны оба суждения   4) оба суждения неверны   Ответ: 3.

Трактовка понятия из разных источников

Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим, как этимология трактует понятие слова «свобода».

  • В древних документах встречается это слово только как наречие, в качестве прилагательного.
  • Древнерусские слова «свободь» и «свободъ» сравниваются с древнеиндийским словом «svapati», что в переводе означает сам себе хозяин («svo» – свой, «pati» – хозяин, господин).

Если рассматривать кратко историю развития понятия слова свобода, то она меняла свое определение от свободы в творческом выражении до свободы выходить за рамки привычного и увидеть не только решение проблемы или результат поставленной цели, но и увидеть множество вариантов поведения в данной ситуации.

Американский психолог Ролло Рис Мэй определил свободу как уникальную возможность личности увидеть широкий выбор возможных вариантов действий в любых происходящих с человеком ситуациях.

Чем больше у личности возможностей изменить ситуацию, чем шире выбор способов реагирования на происходящее, тем больше она свободная.

Те люди, которые живут согласно таким принципам и не хотят ничего менять, бояться ответственности. И они охотно будут расхваливать свои условия жизни, чтобы не показаться вам не состоявшимися в карьере, бизнесе, личной жизни. Это тоже зависимость, страх что скажут люди. Очередной самообман.

Саморазвитие и личностный рост

Принять на себя ответственность могут далеко не все. Гораздо проще обвинять других в своих проблемах, или в своей несостоятельности.

Но если человек стремится к свободе, то он будет освобождать себя от таких зависимостей шаг за шагом.

Конечно же, психологически незрелый человек неспособен к принятию решений и ответственности, поэтому свобода и инфантильность, это скорее слова-антонимы, а свобода и ответственность – слова-синонимы.

Существует такой афоризм: «Есть памятник свободе (статуя свободы), но, к сожалению, нет памятника ответственности».

Тема 9. Внутренний мир человека

   Внутренний (духовный) мир человекаэто создание, усвоение, сохранение и распространение культурных ценностей.
    Структура духовного мира человека   • Познание – потребность в знаниях о себе, об окружающем мире, о смысле и назначении своей жизни – формирует интеллект человека, т. е. совокупность умственных способностей, прежде всего способность получать новую информацию на основе той, которая у человека уже имеется.   • Эмоции – субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности (удивление, радость, страдание, гнев, страх, стыд, презрение и т. д.).   • Чувства – эмоциональные состояния, которые более длительны, чем эмоции, и имеют четко выраженный предметный характер (нравственные: дружба, любовь, патриотизм и др.; эстетические: отвращение, восторг, тоска и др.; интеллектуальные: любопытство, сомнение, любознательность и др.).   • Мировоззрение – система взглядов, понятий и представлений об окружающем мире. Оно обусловливает направленность личности – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от текущей ситуации.   Составной частью в структуре духовного мира личности является мировоззрение.   Мировоззрение не только определяет общую направленность личности, ее целеустремленность, придавая стойкость и твердость характеру, оно сказывается на всем облике человека, на всей совокупности особенностей поведения и действий, привычек и наклонностей.   Структура мировоззрения: знания; духовные ценности; принципы; идеалы; убеждения; идеи.   Можно выделить следующие особенности мировоззрения:   1. Оно всегда исторично, т. е. тесно связано с переживаемыми обществом стадиями развития, совокупностью тех проблем, которыми непосредственно живет общество.   2. В мировоззрении могут проявляться догматизм, скептицизм, разумный критицизм.   3. Мировоззрение всегда связано с убеждениемустойчивым взглядом на мир, идеалами и принципами, стремлением воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.   Пути формирования мировоззрения – стихийный (на основе обыденного опыта, под влиянием жизненных условий) и осознанный (посредством целенаправленной теоретической разработки фундаментальных принципов, идей, идеалов).   Мировоззрение имеет эмоциональную окраску, в нем выражается мироощущение людей. Оно может быть оптимистическим или пессиместическим.   С известной степенью условности выделяют следующие типы мировоззрения:   – обыденное (или житейское) – является порождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей;   – религиозное – связано с признанием сверхъестественного начала, поддерживает в людях надежду на получение ими того, чего они лишены в своей жизни. Основа – религиозные учения (христианство, ислам, буддизм и др.);   – научное – теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщенных итогов человеческого познания.   Мировоззрение играет значительную роль в жизни человека: дает человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности; позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности; дает возможность определять истинные ценности жизни и культуры.   Своего рода итоговый «сплав», который и определяет духовный мир человека в целом, его подход к тем или иным конкретным практическим делам, представляет собой менталитет человека.   Менталитет (позднелат. mentalis – умственный) – это совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта.   Таким образом, внутренний (духовный) мир человека представляет собой целостное и в то же время противоречивое явление.
    Образец задания   C5. Назовите любые три типа мировоззрения.   Ответ: Могут быть названы следующие типы мировоззрения: обыденно-практическое (житейское), мифологическое (религиозное), научное.

Баланс между легкостью и серьезностью

Не нужно над каждым решением раздумывать так, как будто от него зависит вся ваша жизнь. Мы склонны придавать слишком много значения собственной персоне и всему, что с ней происходит. Если вы ошибетесь, это будет даже не ошибка, а полезный опыт и интересные переживания. А если будете слишком долго думать, скорее всего, не сделаете вообще ничего. Быть слишком серьезным по отношению к себе и быть пушинкой, которая срывается с места под малейшим дуновением ветра – две крайности существования. Если ваша проблема – слишком долгий и глубокий анализ всего происходящего – больше действуйте. Если вы только делаете, и никогда не задумываетесь ни о причинах, ни о результатах действий – думайте больше.

Как понять собственную свободу

Определить свободу личности можно, ответив честно, самому себе на пять вопросов:

Самостоятельный ли я человек? Может ли индивид самостоятельно развиваться, учиться и познавать новое, останавливается ли на достигнутом результате, движется ли вперед.Занимаюсь ли я любимым делом, хобби так, чтобы это стало источником постоянного дохода? Человек успешен тогда, когда все в жизни наполнено любовью, особенно работа. Если человек делает нелюбимую работу, он не счастлив однозначно. А несчастливый человек не обретает свободу, ведь он «окован» необходимостью или нуждой.Свободно ли мое мышление от внешнего влияния? Может ли индивид самостоятельно мыслить, невзирая на обстоятельства и других людей.Много ли я читаю книг? Книги – прекрасный источник для развития. Начать можно и с книг по саморазвитию, можно постигать биографии знаменитых людей, которые при жизни достигли успеха. Это не прибавит свободы, но подскажет, в каком направлении двигаться.Управляю ли я своими эмоциями, мыслями и чувствами? Человек, который чувствует и вместе с этим сам себе властелин – свободен.

Свободная личность делает то, что ей нравится, что ей хочется. Такая личность выделяется из толпы, она не похожа на других, ведь живет по своей определенной программе, которую не навязывают посторонние люди.

Последствия достижения свободы

Главным результатом перехода в состояние свободы является «открытый путь» к самореализации. Т.е. свободному человеку ничто не мешает достигать личных целей и приближаться к цели жизни.

В этом состоянии человек обладает гораздо большей эффективностью, т.к. его действия не ограничены искусственными препятствиями, например, страхом провала, изменений, ошибок и т.п. А наоборот, он желает двигаться только вперед, к своим целям, осознанию себя, развитию и самореализации.

В этом свободного человека поддерживает его оптимальная самодисциплина. Он всегда доводит до конца то, что решил сделать для достижения личных целей и для самореализации. Как говорится: «свободный человек настолько ленив, что ему лень что-то не сделать».

Свободу можно представить как скоростное шоссе, на котором нет никаких препятствий, встречных машин и поворотов.

По такой дороге можно ехать на дорогом спортивном автомобиле с максимальной скоростью и не переживать, что может случиться что-то плохое.

Свобода дает возможность жить по собственному расписанию, графику – личной миссии. Это означает, что действия будут основываться только на личном предназначении, характере и таланте, и это совершенно не будет приносить вреда ни себе, ни окружающим. Т.е. свободный человек делает только то, что хочет, и тогда, когда хочет. А хочет он самореализоваться, сделать мир лучше, гармоничнее и как можно быстрее.

Достижение свободы является основным этапом на пути к гармонии с собой и окружающим миром. Она создает для гармонии такие условия, при которых процесс самореализации максимально эффективен, успешен и приятен.

ХОТИТЕ УЗНАТЬ ОБ ЭТОМ ЕЩЕ БОЛЬШЕ?

Тогда прочитайте книгу

ЛИЧНОЕ РАЗВИТИЕ КАК СИСТЕМА ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ГАРМОНИЯ

Узнайте 7 секретных шагов к Вашей свободе, счастью и гармонии и навсегда избавьтесь от страхов, проблем и неуверенности

Саморазвитие и личностный рост

В комплекте идет очень полезный бонус!

10 заповедей свободной личности

Саморазвитие и личностный рост

Простые правила подарят внутреннюю свободу, сделают жизнь яркой и красочной:

  1. Вы имеет право единолично оценивать свои поступки и слова. За последствия будете отвечать только вы, но никак не другие люди. Вы лучше знаете, что нужно именно вам.
  2. Вы можете не извиняться и не объяснять, почему поступили так, а не иначе.
  3. Не стоит брать на себя ответственность за поступки других людей.
  4. Свое мнение вы можете изменить в любой момент. Для этого не понадобится чужое одобрение или разрешение.
  5. У вас есть право на совершение и последующее исправление ошибок.
  6. Вы не обязаны знать ответы на все вопросы. Не стесняйтесь признаваться в этом.
  7. Свободный человек не зависит от отношения окружающих людей. Если вы им не нравитесь, это их проблемы. Главное, чтобы вы сами ценили и уважали себя как личность.
  8. Вы имеете право принимать любые, даже нелогичные решения. Людям не обязательно понимать мотивы ваших поступков.
  9. Если не понимаете человека, так и скажите. Не стоит притворяться.
  10. Смело говорите, если вас не интересует тема разговора или увлечения других людей.

Что относительно предрассудков

Общества или люди превращают предыдущий опыт в ментальный образ и начинают следовать ему в подобных обстоятельствах. Предрассудок мешает нам видеть вещи такими, каковы они есть, потому что мы видим их через объектив психического узора, выгравированного в нашем сознании.

Например, болезненный опыт с другом в прошлом может превратиться в предрассудок, который заставляет нас думать, что люди не заслуживают доверия, как друзья. Это предубеждение не позволяет нам свободно устанавливать новые отношения. Это потеря свободы на пути создания новых друзей. Осторожность отличается от слепого предубеждения. Вы можете видеть некоторые тенденции в обществе, которые мыслят определенным образом по некоторым предметам

Человечество теряет здравый смысл, который связан с мудростью общества. Например, большинство людей считает, что счастье приходит с покупкой нового автомобиля, успешной карьерой или праздником

Вы можете видеть некоторые тенденции в обществе, которые мыслят определенным образом по некоторым предметам. Человечество теряет здравый смысл, который связан с мудростью общества. Например, большинство людей считает, что счастье приходит с покупкой нового автомобиля, успешной карьерой или праздником.

Саморазвитие и личностный рост

Мы думаем «концепциями» или «шаблонами», которые определяются средствами массовой информации, религией, друзьями, обществом или образованием. И если мы не будем заниматься исследованием и более глубоко изучать самих себя мы будем брести как стадо…

Счастье от новых приобретений, от достижения долгожданнной цели в карьере очень скоротечно и быстро сменяется пустотой.

Другим примером является термин «философия», который сегодня утратил свой классический смысл. Философия просто означает любовь к мудрости, но мы склонны думать о «философии» как о скучной и бесполезной вещи, интеллектуальном занятии вдали от практической жизни. Мы презираем наших друзей, говоря: «Не философствуй», когда они говорят за пределами обыденных тем. Мы не чувствуем никакой необходимости тратить время на философию, поскольку мы видим ее отчужденной и чуждой жизни.

Потеря свободы заканчивается страданиями. Даже когда вы смотрите на мир животных, вы можете ясно видеть, насколько болезненно для них жить в клетке или ограниченном пространстве. Птицы стали символом свободы во многих древних традициях; особенно ограничивая птицу в клетку, отнимая у нее свободу летать, не имеет смысла, когда мы так чувствительны к нашей собственной свободе. Мы знаем боль, когда свобода теряется, так почему мы хотим причинить такую ​​же боль животным?

Открытие самого себя — это долгая, но необходимая поездка, которую все мы должны сделать, и философия была лучшей компанией человечества в этом длинном и трудном путешествии. Это также путешествие к нашей внутренней свободе, которая не может быть устранена каким-либо внешним фактором или состоянием, но приходит с самопознанием.

Вспомним знаменитый девиз греческих философов: «Познай самого себя», сделай его проводником в своей жизни, чтобы узнать, какая внутренняя свобода нам нужно.

30 Янв 2018     
tolstoy_eco    
   
982      

Искусство быть собой

Если вы считаете, что кто-то, например, муж или партнер, или обстоятельства, не дают вам быть собой, вы ошибаетесь. Ответственность за свои решения мы несем сами, и, значит, если когда-то был сделан выбор «прогнуться» под обстоятельства или измениться в угоду чьим-то желаниям (которые не соответствуют вашим собственным), и вы перестали быть собой, винить некого. Да и не нужно винить, нужно признать свои ошибки и идти к тому, чтобы быть самим собой всегда и во всем.

Другие люди говорят, и много. У них всегда есть свое мнение относительно того, как вы должны жить, работать, творить, любить, с кем быть и т.д. С этим не нужно бороться, пусть говорят – знаете, почему? Потому что они будут говорить только до тех пор, пока вам нужно, чтобы они говорили, пока вы слушаете, что они говорят. Как только вы решили, что сами являетесь наиболее авторитетным источником и перестали обращать внимания на чужие голоса (именно чужие, даже если это – ваш ребенок или отец – ведь не им жить вашу жизнь, и не им иметь дело с последствиями), они постепенно смолкают. Люди никогда не навязывают свое мнение тем, в ком чувствуют внутреннюю свободу и силу, потому что понимают, что это бесполезно.

Перестаньте мыслить множественной категорией «люди» и переходите на категорию «человек», то есть, «я», потому что это единственная категория, с которой вы можете работать. Так же, как настоящее в сравнении с прошлым и будущим, ваш внутренний голос – единственный, который советует вам то, что нужно. Правда, он, зараза, с трудом отстраивается от многолетней привычки слушать других, иногда эти «другие» голоса звучат в нас громче собственного. Что можно посоветовать в таком случае? Примите себя. Любите себя. Слушайте свой внутренний голос и интуицию. Всегда ощущайте себя отдельной единицей (и одновременно – частью большого мира, чтобы не замкнуться в себе), уникальной, единственной в своем роде. Ваша душа страстно желает самовыразиться и показать миру во всей красе, на что она способна. Если вы понимаете это и позволяете себе быть собой, никто и ничто не может вас лишить возможности излучать в мир свой потенциал.

философские науки

  • , бакалавр, студент
  • Владимирский государственный университет
  • СВОБОДА ЛИЧНОСТИ
  • СВОБОДА
  • ЛИЧНОСТЬ
  • ФИЛОСОФИЯ

Во все времена существования человека, понятие «свобода» рассматривалось как сложное, достаточно противоречивое и трудно сопоставимое с реальностью, определение. В религиозном, философском, естественнонаучном плане данное понятие по степени сложности сопоставляют с краеугольными определениями, связанными со смысловыми обозначениями человеческой жизни, необходимостью выполнения человеком возложенных на него природой и обществом обязательств. Смысловая нагрузка на данное определение со временем, по мере развития человеческого общества не только изменялась относительно, в соответствии с условиями жизни человеческого общества; данное изменение до сегодняшнего времени носит характер постоянного роста, усложнения. Несмотря на то, что понятие «свобода» имеет и количественные характеристики (абсолютная свобода — максимальная в сознании человека свобода; «относительная свобода» — определенная часть, заложенного в сознании человека понятия «свобода») — хорошо известно, что данные характеристики при определении рассматриваемого понятия не всегда могут играть принципиальную роль.

Что такое подлинная свобода

Свобода имеет еще несколько определений:

  • В этике под словом свобода понимают добровольное следование моральным нормам и принципам. Понятие свобода совести соответствует философско-этическому пониманию, и позволяет человеку самостоятельно формировать свое мировоззрение, не нарушая общепринятых норм и принципов.
  • Философия определяет это слово как возможность изъявления личностью своей воли, основываясь на познании законов эволюционирования общества и природы.
  • В концепции права, свобода – это когда все действия личности подчиняются законам закрепленным в законодательном документе (сюда относиться свобода слова, свобода вероисповедания и т. д.).

Еще Иммануил Кант утверждал, что человек может быть свободным только тогда, когда он подчиняется не другому человеку, а общеобязательному закону.

Классикой свободомыслия считается статья «Две концепции свободы», автор Исай Берлин. В ней политическая свобода разделяется автором на негативную и позитивную.

Резюмируя его рассуждение, можно сделать вывод, что негативная свобода – это свобода действий человека, в которую не вмешиваются другие люди

А позитивная свобода – это возможность человека совершать любые действия самостоятельно, основываясь только на его собственных интересах, не принимая во внимание интересы других людей

Основываясь только на данных определениях можно сделать вывод, что полностью свободным человек не может быть из-за трех причин:

  1. Действия человека не должны ущемлять интересы других людей.
  2. Они должны соответствовать моральным нормам, принятым в обществе.
  3. Они не должны нарушать законы того государства, в котором он живет, и тем более быть угрозой для жизни окружающих, здесь закон выступает ограничением.

Саморазвитие и личностный рост

Так что же, свобода – это миф, призрак? Не совсем. Не может человек существовать вне социума. Поэтому стоит рассматривать свободу человека, не отрывая его от общества.

Изменяя эти социальные условия, приспосабливая их под себя, человек изменяется сам. Нужно рассматривать реальные условия, в которых живет личность, а не искусственные или гипотетические, в которых ни один субъект не окажется за весь период своей жизни.

Другое дело, что может получить личность от взаимодействия с социумом. Если общество развито и заботится о людях, оно может дать много возможностей для выбора человеку. Выбирать вид деятельности, чем он хочет заниматься, что хочет носить, есть, смотреть, слушать, где работать, жить.

Каждая личность должна добровольно участвовать в развитии того социума, в котором живет.

Можно условно выделить четыре части свободы:

  1. Политическая.
  2. Экономическая.
  3. Национально-государственная.
  4. Права личности.

Саморазвитие и личностный рост
Однако это совсем не значит, что личность должна здесь выступать как потребитель благ. Нет, личность еще должна и позаботиться о своем развитии, о своей внутренней свободе, избавиться от внутренних страхов.

Люди испытывают страхи, которые сковывают их внутреннюю свободу. О страхе потерять деньги, славу, власть можно и не говорить. Люди с такими страхами зависимы, и, скорее всего, это зависимость осознанная. Поэтому вряд ли их привлекает внутренняя свобода. Это все равно что уговаривать человека с алкогольной зависимостью пройти лечение. Он понимает, что это нужно, что это ему во благо, но все равно пьет дальше и ничего не пытается изменить.

Саморазвитие и личностный рост

А если человек боится потерять жилье, работу, семью, здоровье, это уже важные и значимые составляющие жизни. Здесь свобода выступает уже как необходимость. Необходимость принимать самостоятельные решения, и быть готовым отвечать за них. Осознавая, что решение могло быть и ошибочным, что не удалось учесть все риски.

Как противостоять гневу

Мы, как существо разума и свободной воли, должны противостоять нашему гневу, а не контролировать его и искоренять его. Как мы можем достичь этого? Прежде всего, осознавая свой гнев, признавая существование этой разрушительной эмоции внутри нас. И тогда нам нужно больше узнать об этом, как это превалирует над нами, каковы условия, которые помогают ей расти и привести ее к власти. Почему гнев никогда не помогает решать проблемы, почему мы сожалеем в конце, когда наши действия были вызваны гневом?

Изучая свой внутренний мир, мы больше узнаем о наших внутренних «врагах», мы можем разработать более эффективные стратегии борьбы с ними. Итак

Список литературы

  1. С.В. Вальцев. Закат человечества
  2. Вальяно М.В. «Основы философии: Учебник». – М.: Издательство «Дело и Сервис», 1999,
  3. Гречкосей Р. Н. Понятие свободы в философии Э. Фромма и Ф.Ницше как проявление человеческой сущности // Молодой ученый. — 2013. — №10. — С. 634-640.
  4. Иванова М. В. Экзистенциальная антропология Эриха Фромма. Вестн. Санкт-Петербург. гос. ун-та. Сер.: Философия. — СПб.1992. — С. 15–24
  5. В. Ю. Катасонов, В. Н. Тростников, Г. М. Шиманов.
  6. История как Промысл Божий / Отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2014. — 640
  7. Свобода воли //Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. — Мн.: Книжный Дом. 2003. — 1280 с. — (Мир энциклопедий).
  8. Сомин Н.В. Основания христианской социологии. Глава 6. Социальный строй и духовно-нравственный портрет общества.
  9. Философия: Учебник для высших учебных заведений/под ред. В.П.Кохановского. Ростов н/Д. «Феникс», 1996.