Методическое пособие по курсу «общая психология: воля» для студентов

Представление о воле в эпоху Возрождения

Главной ценностью личности стали считать свободу воли (кстати говоря, в русском языке под волей понимается и свобода в том числе). В эпоху Возрождения свобода воли стала возводиться в ранг абсолюта.

В дальнейшем под влиянием идей Возрождения возникло мировоззрение экзистенциализма — «философии существования». М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. П. Сартр, А. Камю и другие рассматривают свободу как абсолютно свободную волю, которая не обусловлена никакими внешними социальными обстоятельствами. Человек, по мнению представителей данного направления, ничем не может быть связан с обществом, тем более он не может быть связан нравственными обязательствами или ответственностью.

Древние представления о воле

Аристотель рассматривал природу воли в формировании логического заключения. В его «Никомаховой этике» посылки «все сладкое надо есть» и «это яблоки сладкое» влекут за собой следствие: «это яблоко надо съесть». Таким образом, источник сознательных действий кроется в разуме человека.

Во времена средневековья проблема воли не существовала в качестве самостоятельной проблемы. Философы-теологи видели в человеке исключительно пассивное начало, зависимое от бога и его «промысла». И в таком подходе воля выступала тоже как проявление некоего разума, ставящего себе определённые цели. И лишь познание мистических сил — добрых или злых — открывает путь к познанию «истинных» причин поступков конкретного человека, его воли.

Бытие человека рассматривалось вне отрыва от ценностей, норм общества, которые в свою очередь определялись религиозными соображениями. Вопрос о личности, о субъекте деятельности не ставился.