Часть 2 Психические процессы

Свойства

Воображение связано с сознанием. Если содержание сознания, охватывающие также опыт и представления, называются идеями и составляют предмет познания, то главная задача интеллекта заключается в поиске законов, которые управляют окружением и общими ощущениями и представлениями.

Воображение человека несет в себе не только психологическую нагрузку (как у животных), но и выполняет важнейшие познавательные операции, связанные с синтезом чувственной и рассудочной сферы человека.

К основным свойствам можно отнести:

  1. Мысленный выход за пределы непосредственного восприятия личности.
  2. Упреждение и предвидение будущего, основываясь на предыдущих результатах деятельности.
  3. Восстановление прошлых воспоминаний.

Воображение и органические процессы также тесным образом взаимосвязаны. У человека с богатой фантазией могут изменяться и органические процессы. Учащаться пульс, подниматься давление и т.д.

Функции

Часть 2 Психические процессы

Мотивация к деятельности. Если создать достаточно яркий образ своего желания, то он будет придавать энергии для его достижения.
Регуляция поведения. При возникновении сложных ситуаций, требующих принятия решений, воображение может помочь обнаружить наиболее действенные, творческие и креативные варианты.
Иллюзорное удовлетворение потребностей с помощью замещения реальности фантазиями. Иногда это позволяет сохранить душевное равновесие и психологическое, моральное состояние в момент трудностей. Но, к сожалению, если часто использовать воображение для облечения проживания жизненных неурядиц, появляется высокий риск утратить полностью связь с реальностью. Так случается при игровой зависимости.
Организация познания

Если по каким-либо причинам не удаётся осуществить изучение важного объекта или предмета, то с помощью образов его вполне возможно смоделировать, достроив недостающие элементы.

Воображение и образное мышление

Воображение оперирует образами, поэтому плохо дружит с логикой, а часто вообще не управляется логическим мышлением. Это позволяет сделать вывод о древности воображения как формы психической деятельности человека, а возможно, оно и является тем самым первым отвлеченным мыслительным процессом, который стал доступен нашим далеким предкам.

В отличие от образов памяти, продукты воображения – не просто воспроизведение прошлого опыта, а его видоизменение, преобразование. Все происходящие с образами изменения основаны на способности человека:

  • к анализу информации;
  • выделению отдельных ее составляющих;
  • преобразованию их;
  • последующему синтезу этих элементов в иных сочетаниях.

Эти преобразования могут быть различной степени: одни образы лишь незначительно отличаются от хранящихся в памяти, другие совсем на них не похожи. Человек может вообразить и то, что он никогда не видел (по описанию), и то, чего вообще даже быть не может. Причем продукты воображения тоже сохраняются в памяти, чтобы потом участвовать в последующей мыслительной деятельности. Поэтому наше сознание в союзе с подсознанием способны породить такой потрясающий «коктейль» из образов, который удивит даже нас самих.

Несмотря на удивительные, невероятные образы, создаваемые нашим воображением, ничего абсолютно нового представить нельзя. Как бы это ни странно звучало, но вообразить человек может только то, что видел, слышал, чувствовал. Однако наш мозг способен видоизменить элементы прежнего опыта буквально до неузнаваемости и создать из них, как из кусочков мозаики, новые образы.

Простейшими примерами такой комбинаторной деятельности являются всем известные мифологические и сказочные персонажи:

  • Кентавр – соединение человеческого торса и тела и ног коня.
  • Грифон – наполовину орел, наполовину лев.
  • А Змей-Горыныч – это просто огромная ящерица с тремя головами и крыльями летучей мыши.

Более сложная и многоступенчатая комбинаторная деятельность позволяет создавать и более сложные образы. По сути дела, все изобретения человечества возникли этим же путем.

Способность к поиску решения проблем

Перед тем как переходить к средствам развития продуктивного воображения, важно отметить, что способность к творческому воображению имеется у каждого. У человеческого разума имеется важное свойство, которое заключается в наличии стимула устранения логических противоречий

К примеру, многие курящие люди, зная о серьезном вреде курения, всегда знают, как объяснить себе и окружающим людям причину, по которой они не отказываются от этой пагубной привычки. Получается, что курильщики сталкиваются с внутренним противоречием «курить полезно – курить вредно», которое в психологии называется когнитивный диссонанс (смотреть в Википедии). Это противоречие вызывает психологический дискомфорт, и люди вынуждены придумывать все возможные способы устранить это противоречие, причем некоторые из них отражают высокие творческие способности человека: курить может быть вредно, но приятно, курение помогает креативу, настраивает на нужный лад, помогает тренировать дыхание, снижает вес и т.д. Практически у каждого курильщика есть свое собственное оправдание, которое было вызвано логическим противоречием.

Получается, что человек изначально запрограммирован бороться с противоречиями и искать выход из сложившихся сложных ситуации. В предыдущем уроке у нас появилось множество измененных суждений относительно объекта в выбранном фокусе. На этапе разрыва шаблона мы нарушили логику, и пришли к диссонансу, который придется исправить с помощью нашего воображения, жизненного опыта и природной предрасположенности к определенному виду мышления. Причем способность людей эффективно искать решения логических противоречий тем сильнее, чем больше у человека опыта, представлений о различных моделях поведения и других знаний об окружающем мире.

Чтобы понять как работает этот механизм лично у вас, а также чтобы потренировать свое воображение, предлагаем вам выполнить упражнение под названием “Перемешанные буквы в словах”

Уровень воображения у разных людей

Чтобы его определить, нужно обратиться к специалисту. Он предложит вам пройти тест на воображение. Психология, её методы в форме вопросов и ответов способны проанализировать уровень и возможности этого психического состояния конкретно у вас. Уже доказано, что у женщин воображение развито лучше, чем у мужчин. У представителей сильного пола от природы больше активировано левое полушарие мозга, отвечающее за логику, анализ, языковые способности. Поэтому воображение в их жизни часто играет небольшую роль: мужчины любят оперировать конкретными фактами и аргументами. А женщины подвержены влиянию правого полушария мозга, которое делает их более чувствительными, интуитивными. Воображение и фантазии часто становятся именно их прерогативой.

Что касается детей, то часто их фантазии и грёзы поражают взрослых. Малыши способны далеко уходить от реальности, прятаться в выдуманный мир. Но это не значит, что воображение у них развито больше: из-за маленького жизненного опыта их мозг не имеет в своём запасе такой галереи образов, какая есть у взрослых людей. Но, даже владея недостаточным опытом, дети способны иногда поражать разгулом своей фантазии.

Часть 2 Психические процессы

Особенности развития воображения в дошкольном возрасте

В отличие от других познавательных процессов, воображение пробуждается примерно в 3 года. Примерно за пять лет ребенок проходит несколько стадий развития воображения: от простейших представлений с опорой на игрушку и предмет до осознанного планируемого фантазирования. Образы, роли и сюжеты постепенно становятся все более детализированными и осмысленными.

Как воображают дети 3-4 лет

Деятельность, связанная с придумыванием, активизируется в 3 года и опирается на предметы, которые становятся базой для фантазии.

Часть 2 Психические процессы

На первых порах важно, чтобы предмет «якорь» имел сходство с вымышленным объектом. Но замысел игры малышей неустойчив

Как только ребенок отвлечется, он уже не вспоминает, в каких ролях только что выступали окружающие предметы.

В этом возрасте замысел чаще проявляется после действия. Например, малыш может хаотично чертить на листе бумаги или складывать кубики, увлекшись непосредственно процессом. И только заданный родителями вопрос побуждает его назвать то, что он нарисовал или построил.

Характеристики воображения пятилеток

К 5 годам фантазии возникают не только спонтанно. Работа воображения уже может строиться пошагово: появился замысел – тут же дошкольник его реализует, следующий шаг часто выполняется на основе предыдущего.

Кастрюля, оставленная на плите, побуждает начать играть в повара, мамин светлый халат превращает малыша в доктора, а весы – отличный повод сделать в комнате магазин.

Также данный возраст – период для бурного роста словесной формы проявления воображения. Видя картинку, дошкольник придумает историю о том, что происходит на ней сейчас. Но, подчас, запечатленного момента мало: воображение подсказывает, что было «до» и «после». Для этого нужны новые герои, которые вводятся в повествование для создания целостной истории о нарисованных персонажах.

Подобное достраивание обычно возникает, если ребенка взволновало изображение. Его фантазия стремится унять это волнение путем создания полноценной сказки, где есть добрые персонажи, а могут быть и антагонисты.

Особенности воображения у старших дошкольников

6-7 лет – период активного развития воображения у детей старшего дошкольного возраста. Достаточно любой внешней опоры, то есть, слова, фильма, картинки, вида на улице, чтобы фантазия заработала

Формируется замысел, который может удерживать внимание несколько дней

Часть 2 Психические процессы

Дошкольник способен самостоятельно придумать игру, поместив место действия в любую реальность или время. Он сам и его друзья наделяются ролями, но отличие от взрослого театра заключается в том, что в процессе игры сюжет и действия постоянно меняются под влиянием новых решений.

Изначально общая идея обрастает деталями, а любой внешний фактор – стимул для появления побочных линий в сюжете и возникновения новых героев. Придуманный мир – отличная площадка для игр, и старшие дошкольники могут погружаться в него, постепенно добавляя содержательности, дорисовывая необходимые детали и черты выдуманной природе и местному населению.

Именно в этот период появляются довольно устойчивые мечты, закладывается база для развития творческого мышления, способности мыслить нестандартно.

Роль воображения в жизни человека

Если вам кажется, что прожить можно и без него, то вы сильно заблуждаетесь. Воображение имеет своё воплощение на практике в виде определённой деятельности, и не всегда это творчество. Например, с его помощью мы решаем математические и другие логические задачи. Представляя мысленно условие, мы находим правильный ответ. Также воображение помогает контролировать и регулировать эмоции и снимать напряжение в отношениях между людьми. Представим такую ситуацию: муж говорит, что идёт с друзьями в баню, но обещает компенсировать своё отсутствие романтическим походом в ресторан. Злая и обиженная поначалу жена, предвкушая красивые свечи, пенящееся шампанское и вкусные морепродукты, подавляет свой гнев и избегает ссоры.

Часть 2 Психические процессы
силой мысли

Идеомоторный акт – тоже практическое воплощение воображения. Им часто пользуются иллюзионисты, когда пытаются найти спрятанные в зале предметы. Суть его в том, что, представляя движение, маг провоцирует его. Артист замечает микроизменения во взгляде или сжатии рук зрителей и безошибочно определяет того, у кого находится нужная ему вещь.

Как развить

Игры

Игры подходят не только детям, взрослые также вполне могут «прокачать» своё образное мышление, причём, весело и интересно.

  • Рассказчик. Если у вас есть ребёнок, попробуйте ему не только читать книги, но и придумывать свои собственные, особенные сказки. Пусть это будут коротенькие истории. Если главными героями в них станут его любимые животные, игрушки, то они запомнятся ему на очень много лет. С друзьями можно придумать одну совместную историю. Предлагая по фразе, вы удивитесь, что получится в итоге. Вдруг у вашей компании настолько великий потенциал, что мир получит новые произведения литературы? В крайнем случае, вы отлично повеселитесь.
  • Крокодил. Мало кто не знает об этой игре, но на всякий случай коротко расскажу о правилах. Необходимо выбрать одного человека, который будет изображать, а может даже, рисовать загаданное ему слово. Задачей остальных участников будет угадывать, что он показывает.
  • Фантастические вопросы. Придумайте необычный, нестандартный вопрос и попробуйте найти на него такие же необычные ответы. Например: «Что вы сделаете, если сейчас из туалета в вашем доме послышится рев медведя с просьбой освободить его?».

Схемы и карты

Вполне подойдут обычные карты мира или вашей страны. Внимательно изучите каждый город, островок, пробуя представить, как он выглядит в реальности. Допустим, что по Антарктиде бегают белые медведи, пингвины ловят рыбку и высиживают птенцов.

Также можете создать карту собственной квартиры и не просто её расположение, а указав маршрут, по которому следует отправиться, чтобы найти спрятанные сокровища. Заботливо вами оставленные заранее. На любой праздник этот квест окажется отличным подарком не только для ребёнка, но и любимого человека.

Занимательная геометрия и математика

Если сочинения рассказов и рисование фантастических животных не самые лучшие свойства и таланты вашей личности, то можете выполнять задания, которые подойдут для людей технического склада.

Допустим, существуют достаточно сложные и красивые рисунки из точек, которые необходимо соединить линиями по очерёдности. Посмотрите интересные задачи со спичками, рисуйте геометрические фигуры, не отрывая карандаша от бумаги.

Решайте примеры в уме. Если не выходит, представляйте, как вы вычитаете или прибавляете в столбик, или, допустим, считаете яблоки, машины, кольца, или даже бутерброды. В общем, дайте волю своей фантазии.

Часть 2 Психические процессы

Чтение

В процессе чтения непроизвольно в голове возникают образы, которые описывают героев, природу, события. Мы представляем себя на месте людей, о которых идёт речь, благодаря этому испытываем различные чувства.

Поэтому уделяйте больше внимания художественной литературе. Это поможет также укрепить память, расширить словарный запас, улучшить правописание, повысить интеллектуальный уровень и много чего другого. О прочих полезных свойствах чтения вы узнаете, если перейдёте по этой ссылке.

Фото

Разглядывайте картинки, фотографии, произведения искусства. Это поможет расширить кругозор, вдохновит на создание своих творений, пусть даже кулинарных.

Да и предаться фантазиям, мечтам порой бывает очень важно. Это даёт энергию и стимул двигаться дальше, развиваться и становиться лучше

Кстати, из наиболее понравившихся фото можно потом составить коллаж желаний. Он также способствует реализации мечты, хотя бы потому, что образ того что хочется, становится более четким и понятным. Подробнее о том, как его сделать, вы узнаете тут.

Значение и роль в жизни человека

Благодаря воображению можно забыть о серой повседневной жизни, раскрашивая их мечтами, потому что, в конце концов, каждый человек должен иметь идеалы.

Часть 2 Психические процессы

Воображение позволяет нам перемещаться в места, где мы никогда не были.

Позволяет нам летать с птицами, танцевать в облаках, или плавать в стаканчике с вкусным мороженым.

Когда нам грустно и плохо, можно перенестись в мир сказок, закрыв глаза превратить себя в любого героя.

Для многих людей мечты — это единственное, что у них есть, и ради которых они живут. Реальность иногда подавляющая, гнетущая.

Не позволяет нам реализовать то, что мы действительно хотим и что для нас важно. Чаще всего это нереально из-за нехватки средств, поэтому обращаемся к нашей буйной фантазии, чтобы это исправить

Как правило, фантазия развита лучше у детей, чем у взрослых. Они чаще всего рассказывают сказки, иногда взрослым кажется, что они лгут, но это не так. У них есть только их воображаемый мир, в который дети ежедневно уходят, находя в этом радость и забавную игру.

Фантазия проявляется и у взрослых, которые постоянно заняты, не имеют времени, находятся в спешке повседневной жизни. Непрерывная работа, семья не позволяют им хотя бы на мгновение вздохнуть, остановиться, расслабиться и потерять себя в мечтах.

Их фантазия чаще всего является пассивной, т.е. не находит отражения в практической деятельности. Это могут быть грезы, помогающие уйти из реальности, это могут быть сны. Активное же воображение всегда связано с практической деятельностью.

Часть 2 Психические процессы

Культурная психология предлагает новый подход к воображению, который выдвигает на первый план его эмоциональные, социальные, культурные, контекстуальные и экзистенциальные характеристики.

В этом подходе фантазия и воображение понимаются, как способность человека дистанцироваться от ситуации «здесь и сейчас», чтобы к ней с новыми возможностями.

Для этого используются социально-культурные средства, например, языки, история, искусство, изображения и т. д., представление воображаемых сценариев, некоторые из которых могут стать настоящими.

Воображение рассматривается здесь не как изолированная когнитивная способность, а как средство, с помощью которого люди предвидят и конструктивно движутся к неопределенному будущему.

Именно в этом процессе жизни вперед с помощью воображения появляются новые достижения, и становятся возможными социальные изменения. Такова роль воображения и в профессиональной деятельности.

Именно воображение помогло человеку создать самолеты, корабли, подводные лодки. Можно смело сказать, что прогрессом движут человеческие фантазии.

Особенности воображения как психического процесса

Творения великих художников и кулинарные рецепты, яркие фантастические образы, созданные творчеством писателей, и народные сказки, гениальные изобретения и новые коллекции известных модельеров – все это создано благодаря воображению. А еще с воображением связаны наши страхи, тревоги, надежды, мечты – все, что рождает наше сознание и подсознание. Трудно найти хоть один психический процесс, который бы не зависел от этого необычного явления.

Воображение не зря называют самым удивительным и таинственным явлением психики, и, несмотря на давнюю историю изучения, еще много связанных с ним тайн не разгадано. О том, как развить воображение, читайте здесь.

В широком смысле под воображением понимают воспроизведение и преобразование хранящихся в памяти образов. Вторая сигнальная система, то есть слова-понятия играют в воображение второстепенную роль, и чаще выступают как катализаторы, стимулирующие процесс создания новых образов. Например, мы можем представить никогда не виденное животное или место, в котором ни разу не были, по его словесному описанию.

Психологическая сущность воображения

Как субъект действия человек не только
созерцает и познает, но и изменяет мир,
преобразует природу, создает предметы,
которых в ней нет. Но человек не смог бы
всего этого совершать, если бы не
представлял себе ясно результата своих
действий. Чтобы преобразовать мир на
практике, надо уметь преобразовывать
его мысленно, в представлении. Такое
умение в мыслях строить новые образы
называется воображением. Процесс
воображения проявляется в создании
человеком чего-то нового — новых образов
и мыслей, на основе которых возникают
новые действия и предметы. Это создание
того, что еще не существовало
актуально.
     Воображение— психический процесс создания образов
предмета или ситуации путем перестройки
имеющихся представлений. Это часть
сознания личности, один из познавательных
процессов. В нем своеобразно и неповторимо
отражается внешний мир, оно позволяет
программировать не только будущее
поведение, но и представлять возможные
условия, в коих это поведение будет
осуществляться.
     Воображение
выражается в:

  • построении образа средств и конечного
    результата предметной деятельности
    субъекта;

  • создании программы поведения, когда
    проблемная ситуация неопределенна;

  • продуцировании образов, которые не
    программируют, а заменяют деятельность;

  • создании образов,
    соответствующих описанию объекта. (См.
    дополнительный иллюстративный материал.)

Физиологическую основу воображения
составляют остаточные (следовые) процессы
возбуждения и торможения, иррадиации
и концентрации, положительной и
отрицательной индукции, анализа и
синтеза в корковых отделах различных
анализаторов. В итоге этой сложной
нервной деятельности и возникают новые,
не имевшие места в реальном процессе
восприятия, сочетания образовавшихся
в прошлом опыте временных связей,
составляющие базу образов воображения.

     Воображение присуще
только человеку. Оно порождено трудовой
деятельностью и развивается на ее
основе. Специфика воображения состоит
в переработке прошлого опыта. В этом
отношении оно неразрывно связано с
процессом памяти. Оно преобразует то,
что есть в памяти. Воображение тесно
взаимосвязано и с процессом восприятия.
Оно включается в восприятие, влияет на
создание образов воспринимаемых
предметов. Оно обогащает новые образы,
делает их более продуктивными. Самые
тесные связи существуют между воображением
и мышлением. Особенно это проявляется
в проблемной ситуации. Важнейшее значение
воображения — в том, что оно позволяет
представить результат труда до его
начала, тем самым, ориентируя человека
в процессе деятельности.

Функции воображения

Трудно себе представить человека, у которого полностью отсутствует воображение. Если задуматься, то в вашем окружении найдутся люди прагматичные, как будто приземлённые. Все их действия продиктованы логикой, принципами и аргументами. Но говорить о том, что у них совершенно нет творческого мышления и фантазии, невозможно. Просто эти познавательные процессы или недостаточно развиты, или находятся в «спящем» состоянии.

Часть 2 Психические процессы

  • Познавательная. С помощью воображения мы расширяем кругозор, получаем знания, действуя в неопределённой ситуации на основе своих домыслов и представлений.
  • Функция прогнозирования. Свойства воображения в психологии таковы, что помогают нам представить результат ещё незавершённой деятельности. Эта функция также формирует наши мечты и грёзы.
  • Понимание. С помощью воображения мы можем представить, что у собеседника на душе, какие чувства он испытывает. Мы понимаем его проблему и поведение, условно ставя себя на его место.
  • Защита. Прогнозируя возможные будущие события, мы тем самым можем оградить себя от неприятностей.
  • Саморазвитие. Свойства воображения в психологии позволяют нам с его помощью творить, придумывать, фантазировать.
  • Воспоминание. Мы помним прошлое, которое сохраняется в нашем мозге в виде определённых образов и представлений.

Все вышеперечисленные функции воображения развиты неодинаково. У каждого человека доминирует отдельное свойство, которое часто влияет на его поведение и характер.

Активное воображение

Обычно выделяют такие виды воображения в психологии: активное и пассивное. Они отличаются не только внутренним наполнением, но и основными формами своего проявления. Активное воображение – это осознанное построение в своём уме различных образов, решение задач и воссоздание связей между субъектами. Одним из способов его проявления является фантазия. Например, автор пишет сценарий к фильму. Он придумывает историю, вкладывая в основу реальные факты, которые приукрашены выдуманными деталями. Полёт мысли может так далеко увести, что в итоге написанное получается фантасмагорическим и фактически невозможным.

Часть 2 Психические процессы
криминальные авторитеты)

Особым проявлением активного воображения является мечта – мысленное создание образов будущего. Так, мы часто представляем, как будет выглядеть наш домик у моря, какой автомобиль купим на скопившиеся деньги, как назовём детей и кем они станут, когда вырастут. От фантазии она отличается своей реальностью, приземленностью. Мечта всегда может сбыться, главное — приложить к этому все свои старания и умения.

Функции воображения

Часть 2 Психические процессы

Воображение играет в деятельности человека огромную роль, и речь идет не только о процессах познания или творчества. Можно сказать, что без воображения ни дом не построишь, ни суп не сваришь. О таком многоплановом участии этого психического процесса в жизни человека свидетельствуют его разнообразные функции.

Прогностическая функция

Предвидение возможных результатов деятельности считается основополагающей функцией воображения. Палеопсихологи предполагают, что именно эта функция лежит в основе возникновения не только воображения, но и образного мышления вообще. Кстати, в форме предвидения зачатки воображения есть и у высших животных. Люди, имеющие домашних питомцев, знают, что если кошка или собака не встречают пришедшего с работы хозяина, а прячутся, значит, они что-то натворили и предвидят реакцию человека.

Познавательная функция

Наряду с мышлением, воображение участвует в процессе обработки поступающей в мозг информации. Именно его заслуга в том, что мы можем сохранять в памяти, а потом воспроизводить образы при неполном знании. Например, достаточно силуэта, чтобы отличить изображение собаки от рисунка кошки. Мы можем увидеть человека вполоборота, а воображение дополнит недостающее, и в памяти сохранится целостный образ. Иногда, правда, наши представления об объекте весьма отличаются от самого объекта. И в этом тоже «заслуга» воображения.

Функция преобразования

Эта функция связана с операциями с образами и обеспечивает возможность другого очень важного процесса – творчества. Творчество – это, по сути, деятельность, связанная с воплощением в реальность воображаемых образов

Не только искусство и наука, но и вся продуктивная деятельность, значит, и развитие человеческой цивилизации опирается на эту функцию воображения.

Функция планирования

Воображение обеспечивает возможность не только предвидеть результаты деятельности, но и планировать эту деятельность, составлять своеобразную программу или схему, намечать путь, по которому мы можем прийти к поставленной цели.

Психотерапевтическая или компенсаторная функция

На уровне воображения человек может компенсировать то, чего ему не хватает в реальности. Мечты и грезы – это вид воображения, который приносят человеку чувство удовлетворения, хоть и не удовлетворяет никакие реальные потребности. Однако, представляя желаемое, мечтая о нем, человек снимает психическое напряжение, которое может привести к эмоциональному срыву. Воображение в данном случае не решает возникшие перед человеком проблемы, но помогает принять ситуацию, которую он не может изменить, или избавиться от навязчивых гнетущих мыслей и переживаний.

Это лишь самые основные функции воображения. На самом деле, без него не обходится ни одно проявление психической деятельности:

  • Воображение делает возможным сопереживание, сострадание, так как мы можем представить эмоции, которые переживает другой человек.
  • Регулирует наше поведение, подкидывая нам приятные или неприятные образы, «предупреждая» о возможных последствиях поступков.
  • Просто делает нашу жизнь более яркой, полной и объемной.

Виды, функции и процессы воображения

Часть 2 Психические процессы

Образы, которыми оперирует человек, включают в себя не только воспринятые ранее предметы и явления. Содержанием образов может стать и то, что он никогда не воспринимал непосредственно: картины далекого прошлого или будущего; места, где он никогда не был и не будет; существа, которых нет, не только на Земле, но и вообще во Вселенной. Образы позволяют человеку выйти за пределы реального мира во времени и пространстве. Именно эти образы, преобразующие, видоизменяющие человеческий опыт, являются основной характеристикой воображения.

Обычно под воображением или фантазией имеется в виду не совсем то, что подразумевается под этими словами в науке. В житейском обиходе воображением или фантазией называют все то, что нереально, не соответствует действительности и, что таким образом не имеет никакого практического значения. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется решительно во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество.

Посредством ощущений, восприятия и мышления человек отражает реальные свойства объектов окружающей действительности и поступает в соответствии с ними в конкретной ситуации. Посредством памяти он использует свой прошлый опыт. Но поведение человека может определяться не только актуальными или прошлыми свойствами ситуации, но и теми, которые могут быть ей присущи в будущем. Благодаря такой способности в человеческом сознании возникают образы объектов, которые в данный момент не существуют, но впоследствии могут быть воплощены в конкретные объекты. Способность отражать будущее и действовать согласно ожидаемой, т.е. воображаемой, ситуации характерна только для человека.

Посредством воображения создаются образы, никогда в целом не принимавшиеся человеком в действительности. Сущность воображения заключается в преобразовании мира. Этим определяется важнейшая роль воображения в развитии человека как действующего субъекта.

Воображение и мышление — процессы близкие по своей структуре и функциям. Л. С. Выготский называл их “чрезвычайно родственными”, отмечая общность их происхождения и строения как психологических систем. Воображение он рассматривал как необходимый, неотъемлемый момент мышления, особенно творческого, так как в мышление всегда включены процессы прогнозирования и предвосхищения. В проблемных ситуациях человек использует мышление, и воображение. Сформированное в воображении представление о возможном решении укрепляют мотивацию поиска, и определяет его направление. Чем более неопределенной является проблемная ситуация, чем больше в ней неизвестного, тем значительнее становится роль воображения. Оно может осуществляться при неполных исходных данных, поскольку дополняет их продуктами собственного творчества.

Глубокая взаимосвязь существует также между воображением и эмоционально-волевыми процессами. Одно из ее проявлений состоит в том, что при возникновении в сознании человека воображаемого образа он испытывает истинные, действительные, а не воображаемые эмоции, что позволяет избегать нежелательных воздействий и воплощать в жизнь желаемые образы. Л. С. Выготский назвал это законом “эмоциональной реальности воображения”

Например, человеку надо переправиться на лодке через бурную реку. Представляя, что лодка может перевернуться, он испытывает не воображаемый, а реальный страх. Это побуждает его выбрать более безопасный способ переправы.

Воображение может влиять на силу эмоций и чувств, испытываемых человеком. Например, люди часто переживают чувство тревоги, беспокойства по поводу только воображаемых, а не реальных событий. Изменение образа воображения может снизить уровень тревожности, снять напряжение. Представление переживаний другого человека помогает формированию и проявлению по отношению к нему чувства эмпатии, сопереживания. В волевых действиях представление в воображении конечного результата деятельности побуждает к его осуществлению. Чем ярче образ воображения, тем больше побуждающая сила, но при этом имеет значение и реалистичность образа.

Воображение является значимым фактором, влияющим на развитие личности. Идеалы как воображаемый образ, которому человек хочет подражать или к которому стремится, служат образцами для организации его жизнедеятельности, личностного и нравственного развития.