Неправильное воспитание

Стыд и вина как основа хорошего воспитания

Дети от природы лишены чувства стыда. Это одно из немногих чувств, которыми мы не наделены с рождения. Поэтому на вопрос «Как тебе не стыдно?» — самый естественный ответ — «Не стыдно — и все». Но что слышит ребенок, когда ему задают этот вопрос? — Он слышит: «Ты плохой! Мама тобой очень недовольна». Здесь уже задеваются самые глубокие врожденные чувства. Что значит «не будут любить» — каждый ребенок знает очень хорошо, на уровне инстинктов. Ведь от любви мамы зависит его жизнь в прямом смысле. Поэтому, когда мама недовольна, он готов сделать что угодно, лишь бы это исправить.

Так маленький человек усваивает правило: главное — слушаться маму и быть для нее хорошим. Он живет согласно этому правилу всю жизнь, — только вместо мамы будет начальник, супруг или религиозная секта, например. Чувства страха и вины полностью заменяют такому человеку его желания, и он не знает, кто он и чего хочет на самом деле.

Другое, менее очевидное последствие «хорошего» воспитания — необходимость скрывать часть жизни. Все, что за рамками образа «хорошей» девочки или мальчика — объявляется постыдным и прячется куда подальше. В итоге — если «хорошая» девочка начинает пить, она не может никому признаться в своей проблеме. А «хороший» мальчик («настоящий мужик») — не может признаться в своих страхах и слабостях, поэтому к 40 годам имеет гипертонию из-за подавленных чувств.

Означает ли это, что хорошие манеры вредны сами по себе? — Конечно, нет. Всем понятно, что вежливые обходительные люди приятней в общении, чем эгоистичные и грубые. Но что если человек всегда вежливый и обходительный? Если не может выразить злость или постоять за себя? — Скорее всего, перед вами жертва «хорошего» воспитания, и за его приятными манерами скрываются страх осуждения или вина. Такие люди не могут быть искренними и надежными, ведь у них нет своей системы ценностей и приоритетов.

Кризисы у детей

Неправильное воспитаниеПроблемы в общении взрослых и детей возникают в определенные периоды, когда детская психика наиболее подвержена негативному влиянию.

Выделяют 4 периода кризиса:

  1. От 1 до полутора лет.

Маленький человек не способен совместить свои желания и возможности.

От 2,5 до 3 лет.

Проявление чрезмерной самостоятельности у ребенка, с которой совладать он не может, в силу своего возраста.

От 6 до 7 лет.

Этот период тесно связан с походом первый раз в школу

Понимание трудного состояния ребенка, терпение и внимание родителей помогут справиться малышу с первыми шагами во взрослой жизни

После 10 лет.

Близок период подросткового возраста, связанного с юношеским максимализмом. Четкое стремление разделить весь мир на «хорошее» и «плохое».

От родителей потребуется предельная честность в общении, уважение к маленькому человеку и терпение.

Четкого разделения кризисов по возрасту нет. В каждом случае ребенок развивается индивидуально. И те или иные поступки появляются в разное время.

Как воспитать сильный характер

Неправильное воспитание

Воспитывать сильный характер можно с раннего детства. В истории есть такие примеры. Это рыцари, обучение которых начиналось в 7 лет. Другой вариант — развитие по мере взросления и решения жизненных проблем, а также преодоления каких-то препятствий.

Еще один способ стать сильнее — самостоятельно работать над собой. Здесь придется намеренно создавать условия, способствующие развитию характера.

Как невозможно развить в себе сильный характер

Процесс воспитания характера требует, в первую очередь, наличия желания действовать, времени, а порой и самопожертвования. Существует ряд требований, игнорирование которых сведет все усилия на нет:

  • покинуть зону комфорта;
  • избавиться от лени, страхов и рабства привычек;
  • развиваться не только в мыслях, но и на деле;
  • заниматься с максимально возможной регулярностью;
  • уважать себя, помнить о достоинстве (не сравнивать с гордостью и высокомерием);
  • бороться с воздействием внешних факторов;
  • не насиловать, а дисциплинировать себя.

Развить сильный характер не получится и без четко поставленной цели. У человека должна быть мотивация. При ее отсутствии рано или поздно он сойдет с намеченного пути.

Еще по теме «Почему дети ведут себя так? Плохое поведение: 3 причины»:

Как мы стали плохими родителями

Оно началось… Рановато, но таковы реалии. Почти 5 лет назад мы приняли в семью троих сирот, мальчиков, братьев-дошкольников. Старшему было 5, младшему полтора года. Через короткое время выяснилось, что дети очень плохо адаптируются в обществе. Не могут соблюдать установленные правила, выполнять указания взрослых, работать на занятиях, адекватно реагировать на замечания. Тот визуальный эффект, что дети внешне очень красивые, ухоженные, холёные, развитые и неглупые — вызывает у окружающих…

по следам многих тем о трудностях в обучении:)

Разговор в нижней теме как то не заладился, а вернее пошел не в то русло, что пришлось свои сообщения удалить, а некоторые мои сообщения пришлись не ко двору и удалил сам автор темы 🙂 Да считаю, что домашнее, индивидуальное, заочное, семейное обучение это кому какое нравится на выбор 🙂 решением многих проблем с нашими детьми, тяжело первый год-два потом привыкаешь. и видишь только плюсы и основной плюс, что ребенок не приносит из школы всякую мерзость и не учиться этой мерзости, что…

кто и что думает про ту самую “безусловную любоффь”

Она не провоцирует меня намеренно плохим поведением, да и почти никогда не ведет себя плохо без причины(например если устала, то может А так же надо помнить: не бывает плохих детей (все дети хорошие априори), бывает, что хорошие дети совершают плохие поступки.

поговорите со мной, плиз…

Плохие поступки не нужно порицать? Т.е., ври, доченька, дальше, к примеру ? Или как? Лучше их кровинушки никого нет и он просто не может вести себя плохо. Плохое поведение говорит о проблемах ребенка, а не о его порочности.

Как помочь ребенку в период адаптации

Оформляя ребенка в детский сад, родители часто переживают: как встретят ребенка? Будет ли ему хорошо в детском саду? Как его будут кормить, поить, укладывать спать? Волнение это вполне объяснимо: родители впервые оставляют ребенка с незнакомыми людьми. До этого все происходило на их глазах

Было внимание, любовь всех близких. А будут ли любить ребенка в детском саду? Все ли дети ведут себя одинаково при поступлении в детский сад? Одни дети приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают..

Почему же вырастают «плохие дети»?(Проблема воспитания или…)

Как часто видишь примеры из жизни,когда у замечательной семьи дети становятся » плохими людьми»… Дети «зеркалят» наши поступки независимо от вложенного в них свободного времени и потраченных на них средств.

Ребенок болезненно реагирует на замечания

В ответ — » ты мне никогда не разрешаешь играть!!!» Думаю, что этих примеров достаточно

И если человек совершает преимущественно плохие поступки, то мне неважно — совершает он их по своей Вот Вы сейчас написали фразу » ведёт себя плохо » — очень показательная фраза

Особенные дети и общество.

Хочу пояснить, что да, это правда — мой сын часто ведет себя плохо, но если реагировать на это с раздражением, то кроме жутких криков, с катанием по земле и т.д. ничего хорошего не выйдет. Или, по крайней мере, следить за ними, предупреждать плохие поступки.

Плохие люди и плохие поступки.

Плохие люди и плохие поступки .. Развитие речи. Детская психология. Плохие люди и плохие поступки. Всплыла у нас недавно тема. А если в «Трое» большинство персонажей ведут себя попросту глупо, то в контексте данного фильма (нет воли рока) я, увы, объясняю…

Нужен совет.

должна так говорить,он понимает,что значит плохой и вести себя плохо. Поступок воспитателя в корне не правельный. Никогда нельзя говорить ребенку что ты плохой ! Надо сказать, что ты ПОСТУПИЛ плохо !

Хочу быть плохим !

Я немного о другом:) «Хороших» РУГАЮТ, когда они себя плохо ведут, а » плохих » ХВАЛЯТ, когда они ведут себя хорошо. Ум очень легко потерять, а доброта и у паралитиков остается. Как находить добрые поступки в поведении ребенка ?

Отношение к убийце

По сей день ничего плохого об этом человеке сказать не могу: что было — за то его судил суд и будет еще судить Бог. Леший, а как ты ведешь себя со своим ребенком? Ты же не осуждаешь его — ты осуждаешь совершенный им поступок, правильно?

Как наказывать ребенка?

Пример : ребенок плохо себя ведет. Результат — ребенка не унижают, воспитывают в нем самостоятельность и способность оценивать свои поступки и отвечать за них, вместо враждебности к родителям- забота.

Плохое поведение — по примеру родителей. Когда поступки важнее слов

Пример 1. Александру 5 лет. В магазине он просит купить ему игрушку. Мама отказывается, ребенок начинает хныкать, клянчить, дуться… Мама чувствует, как в ней закипает ярость. Но бой длится недолго. Мама злится на Александра, ругает его и пытается переубедить, но в конце концов сдается и покупает игрушку.

Пример 2. Мама одиннадцатилетней Кристины страшно злится на дочь и в самом разгаре жаркого спора дает ей пощечину — уже не первый раз. А у Кристины в школе большие проблемы из-за ее агрессивности и частых драк со сверстниками.

Если вы, родитель, допускаете определенное поведение, награждаете за него или сами себя ведете таким образом, ребенок начинает воспринимать это поведение как норму и быстро его усваивает.

Александр понял из опыта, что достаточно подольше поплакать и пообижаться, и мама сдастся и сделает все, о чем он просит, независимо от того, о чем они договаривались до этого. Договоры не в счет, поскольку мама не подтверждает своим поведением то, что говорит. Покупая сыну игрушку вопреки договору, мама Александра, сама того не желая, поощряет плач и хныканье.

Если нежелательное поведение ребенка повторяется, первым делом следует задать себе вопрос: «А что я (родитель) делаю, чтобы укрепить такое поведение?» От криков на ребенка и злости пользы не будет.

С Кристиной также все ясно: ударяя ее в гневе, мама показывает, что бить других от злости — нормально. Так что нет смысла ругать, наказывать и злиться, если Кристина ведет себя со сверстниками так же, как мама — с ней.

Личный пример — самое сильное оружие в руках родителя

И при этом совершенно неважно, что вы говорите, если ваши поступки кричат об обратном. Дети очень чутко реагируют на разницу между первым и вторым, и можете не сомневаться: ваши поступки намного больше влияют на ребенка, чем ваши слова

Неправильное воспитание

Причины и симптомы детских неврозов

Неправильное воспитаниеДетская нервная система еще не сформирована, поэтому она легко поддается различным расстройствам и болезням.

Внимание родителей должно сразу сконцентрироваться на необъяснимых капризах своего чада. Истерики и непослушание должны стать поводом к активным действиям

Истерики и непослушание должны стать поводом к активным действиям.

Обиды, недостаток внимания и психические стрессы накапливаются и постепенно переходят в болезненный невроз у ребенка.

Врачи считают, что расстройство психики ребенка при различных стрессовых ситуациях приводит именно к неврозу. Такое состояние вызывает неадекватные действия малыша.

Мнение эксперта
Клименко Наталья Геннадьевна – психолог
Практикующий психолог муниципальной женской консультации

Особое внимание родителей следует обратить на поведение ребенка в возрасте психического становления. Это возраст от 2 до 4 лет, от 5 до 8 лет и подростковый период

Обычно неврозы проявляются в районе 5-6 лет. Но первые тревожные признаки можно наблюдать значительно раньше.

К основным причинам проявления психического расстройства у детей относятся:

  • Психологически тяжелые ситуации, травмирующие нервную систему.

Это может быть адаптационный период в обществе и связанные с ним сложности общения, родительские ссоры.

Тяжелое психологическое воздействие, которое вызвало испуг ребенка.

Либо частое перевозбуждение нервной системы.

Отсутствие внимания и родительской заботы.
Жесткость и излишняя строгость воспитания.
Отношения взрослых между собой и эмоциональный фон внутри семьи.
Ревность, вызванная появлением младшего ребенка.

Внешние события, происходящие вокруг малыша, также могут стать причиной появления неврозов. Берегите нервную систему ребенка!

  • Тревожное состояние, необоснованные страхи, плаксивость
  • Проблемный сон (с частыми пробуждениями, сложным засыпанием)
  • Кашель
  • Речевые проблемы (заикание)
  • Проблемы с пищеварением, расстройства стула
  • Сложности во взаимодействии с людьми

Чрезмерная возбудимость и агрессивность, замкнутое поведение малыша – это тревожный звонок для взрослых.

Мнение эксперта
Клименко Наталья Геннадьевна – психолог
Практикующий психолог муниципальной женской консультации

С подобными вопросами желательно сразу обратиться к специалисту. Он объяснит вам, что нужно делать для укрепления нервной системы. Пассивное поведение родителей чревато более серьезным развитием болезни.

В будущем у таких детей возникают сложности в жизни: отсутствие коммуникативных навыков, нерешительность, боязнь трудных проблем.

Если обычный ритм жизни нарушается непослушанием и истериками ребенка, то стоит обратиться за помощью.

Комплексное решение проблем позволит помочь ребенку в нормальном психологическом развитии.

Нервный тик у ребенка: признаки и причины

Неправильное воспитаниеНервный тик у малыша – это непроизвольное движение какой-либо группой мышц, контролировать которое он не в состоянии.

По данным врачей, каждый пятый ребенок сталкивается с кратковременным заиканием хотя бы раз в жизни.

У 10% детей заболевание протекает в хронической форме.

Такие ужасающие цифры свидетельствуют о том, что большое количество детей и подростков страдают от сложностей в общении, комплексов и неуверенности в себе.

Проблема очень серьезна, и вызывает массу негативных последствий, особенно во взрослой жизни.

Выделяют три основных типа детского нервного тика:

  1. Ритуальные.

Стискивание зубов, почесывание отдельных частей тела (уши, нос), теребление волос.

Моторные.

Непроизвольные гримасы (частое моргание, нахмуренные брови), прикус губ, дерганые конечности.

Вокальные.

К ним относятся все непроизвольные звуки (шипение, покашливание, кряхтение и другие).

Нервные тики также можно разделить по степени проявления:

  • Локальные

При действии только одной группы мышц.

Множественные

Движения совершаются сразу несколькими мышечными группами.

Тики также разделяются по типу возникновения.

Первичное течение заболевания может быть вызвано:

Замечали ли вы признаки нервного тика у ребенка?

ДаНет

Недостаток полезных микроэлементов в организме при несбалансированном питании.
Психоэмоциональные проблемы.
Употребление большого количества напитков, влияющих на нервное состояние.
Наследственная предрасположенность.

В 50% случаев нервный тик передается от родителей к детям

Чрезмерная усталость.

Вторичный тип нервного тика может развиваться при наличии проблем:

Травмы и новообразования головного мозга
Патологии нервной системы
Энцефалит

Болезнь оказывает влияние на сон ребенка. Дети сложней засыпают и беспокойно спят.

Если вы отчаялись найти общий язык со своим чадом, то вам определенно стоит прочитать книги Юлии Гиппенрейтер “Самая важная книга для родителей” или “Общаться с ребенком. Как?”

Также очень подробно описываются способы решения конфликтных ситуаций в книгах другого детского психолога – Людмилы Петрановской: “Если с ребенком трудно” и “Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка”. Эти книги – настоящие бестселлеры, они помогли вернуть мир во многие семьи, попробуйте и вы.

Родителям очень важно знать нормы речевого развития дошкольника и причины, по которым трехлетний малыш все еще не говорит.

«Трудные» дети

Неправильное воспитаниеВ определенных жизненных ситуациях, послушные дети превращаются в капризных маленьких тиранов.

Если ребёнок нервный и агрессивный, никого не слушает, то причин такого поведения может быть несколько:

  • Отсутствие принципов воспитания.

Жизнь ребенка должна подчиняться определенным правилам. И не должна зависеть от настроения или самочувствия взрослых.

Отсутствие единого плана воспитания.

Все домочадцы должны придерживаться одного мнения по правилам поведения ребенка. Разные решения и запреты родителей могут сбить малыша с толку.

Потакание капризам.

Не стоить разрешать ребенку все, чего он добивается криками и истериками. Инстинктивное поведение малыша о достижении желаемого криками должно быть полностью игнорировано.

Малыши распознают сразу, перед кем можно устраивать концерты, а кто на поводу криков не пойдет.

Как остановить истерики

Неправильное воспитаниеМногие родители задумываются, как перевоспитать своего ребенка, как изменить его поведение, чтобы не случалось ежедневных капризов.

И при этом не понимают, почему их четырех или шестилетний ребенок делает все назло, не слушается, спорит, балуется и огрызается в ответ на попытки его приструнить.

Главное правило, которого следует придерживаться – это терпение. Спокойные родители – спокойные дети.

Что делать, если малыш нервный и непослушный:

  • Простой вариант для большинства родителей, но имеющий неприятные последствия: выполнять любую прихоть малыша

При капризах и требовании чего-либо, мама скорей бежит к ребенку, давая ему нужную вещь. Другими словами, делать все, только бы ребенок не плакал.

Последствиями такого воспитания может стать абсолютная уверенность чада в полной вседозволенности. Ребенок не понимает слова «нет».

Более сложный вариант, требующий особой выдержки и терпения родителей

При очередной истерике малыша, мама со спокойным лицом и улыбкой выходит из комнаты. Но не уходит далеко, чтобы ребенок чувствовал, что взрослый его не покинул.

Мама не возвращается, пока слышны крики. Как только малыш прекратил плакать, взрослый подходит к нему с полным ощущением любви и заботы.

Если каприз продолжается дальше, то мама опять выходит и процесс продолжается до тех пор, пока малыш не успокоится окончательно.

Такой вариант развития событий приемлем только в случае поведенческих капризов. Если ребенку действительно плохо (травма, болезнь), то оставлять малыша одного не желательно.

5 эффективных способов решения проблем воспитания и развития детей

Неправильное воспитание

Постарайтесь понять внутренний мир ребёнка – его характер, склонности, желания. Не забывайте о его правах. Дайте свободу, возможность самому решать задачи, дайте право выбора и уважайте его выбор. Только так можно повысить самооценку и воспитать самостоятельную личность.

Практикуйте диалоги

Неправильное воспитание

Вместо криков и наказаний, проведите с ним беседу. Причём не в виде лекций и нравоучений, а полноценное диалоговое общение – с вопросами и поиском их решения. Конечно, об этом легко говорить, но трудно сделать. Иногда проблема кроется в ваших чрезмерных амбициях, когда ваши ожидания не соответствуют возможностям ребёнка.

Станьте авторитетом для своего ребенка

Неправильное воспитание

Дети часто не могут рассказать взрослым о своих проблемах – им трудно выразить словами свои чувства, они не уверены, что вы поймёте и поддержите. Дети боятся попросить помощи у вас. А всё потому, что не доверяют вам. И в этом виноваты вы сами. Изучите своего отпрыска, поймите его сущность, тогда вы легче поймете мотивы его поступков.

Найдите время для общения с детьми

Неправильное воспитание

Как можно больше времени уделяйте детям – игры, занятия, хобби, чтение книг вслух, походы в цирк, музеи и на природу. Это сильно сближает детей с родителями

Причем нужно уделять внимание отдельно каждому ребёнку в семье

Меняйте методы воспитания

Время от времени, привносите изменения в способы воспитания. Оставляйте наиболее эффективные и действенные методы, и попробуйте что-нибудь новое. Но сначала проанализируйте, как он это воспримет. Что бы вы не поменяли, если главной целью останется дружба и доверие между вами, это будет работать.

Чем так плохо «хорошее» воспитание?

Подводя итог — чем же так плохо «хорошее» воспитание? Главное, на мой взгляд — то, что оно приучает делить свои чувства на «хорошие» и «плохие». «Хорошие» — культивируются и поощряются. «Плохие» — осуждаются и подавляются. В результате, жертва такого воспитания всю жизнь строит на чувстве вины и страха, не задумываясь о своих истинных желаниях и реальных последствиях своих действий. Возникает постыдная сторона жизни, которая не вписывается в образ «хорошего» мальчика или девочки. Человек приучается ее скрывать и замалчивать свои проблемы, делая вид, что их нет. Таким образом, он уходит все дальше и дальше от своих настоящих желаний и проживает искусственную жизнь. Вот чем так плохо «хорошее» воспитание.

Приймаченко Наталья, психолог, коуч, семейный психотерапевт.

Приймаченко Н., 2019 г. Публикуется с любезного разрешения автора

Что такое сильный характер

Сильный характер — это способность человека твердо следовать своим принципам и убеждениям, а также уверенно идти к достижению поставленных целей. Не стоит путать его с упрямством и гордостью.

То, насколько сильным является характер, зависит от трех его составляющих:

  1. Сила принципов и убеждений. Можно сказать, что это отношение человека к себе, своей жизни и будущему. Наглядный пример — кодекс чести офицера или самураев (Бусидо).
  2. Сила духа. Состоит из трех отдельных частей: вера, преданность и бесстрашие. Эти качества определяют торжество духовной составляющей человеческой сущности над материальной.
  3. Сила воли. Представляет собой способность бороться с ленью и жалостью к себе и неуклонно следовать к своим целям.

Слабохарактерный человек, в отличие от сильного, не обладает перечисленными качествами. У него нет собственных принципов и убеждений. Зачастую он не знает, чего хочет от жизни, и идет на поводу у окружающих.

Запрещаем и одергиваем

Мальчику важно пробовать себя в разных вещах, порой кажущихся нам лишними или опасными, особенно в подростковом возрасте: в разных субкультурах, стилистике, музыке, эзотерике, скейтбордах, мотоциклах и т. д

– во всем, что способно вызвать его интерес. Только пробуя, молодой мужчина сможет найти себя, свое место в этом мире, узнать границы своих возможностей.

Кроме того, мальчику любого возраста совершенно естественно ввязываться в драки, спорить, отстаивать себя. Подавляя любое желание бунтовать и протестовать, многие родители ломают волю своего ребенка. В будущем такой «сломанный» мужчина не сможет не только брать на себя ответственность, но, скорее всего, станет мучиться постоянным чувством неудовлетворенности собой и миром вокруг.

Другой сценарий – когда в подростковом возрасте, получив наконец чуть больше свободы, молодой человек пускается во все тяжкие, пытаясь наверстать упущенное за прежние годы. Таким образом он попадает уже в действительно опасные ситуации.

Почему мы это делаем?

Хотим, чтобы наш сын вписался в общество.

Что вместо этого?

Учить нести ответственность. Дайте сыну свободу самостоятельно делать выбор и принимать решения, даже если вам они не нравятся. Но и ответственность нести будет он сам. Начинать можно с четырех – пяти лет. Ни в коем случае не мешайте ему, если он намерен сделать что-то самостоятельно! Такое ваше поведение, а также отношение к маленькому мужчине как ко взрослому будет способствовать формированию в нем внутреннего стержня.

Старайтесь приучать сына к труду с самого раннего возраста: пусть у него будут свои маленькие грабельки, леечка, щеточка для чистки машины. Используйте стремление сына подражать взрослым в позитивном варианте.

Самодисциплине и самоорганизации хорошо помогает спорт. Кроме того, вы можете сами формировать интересы своего ребенка: сводите его в кружок робототехники, выжигания, фото или живописи. Некоторые родители находят, что это хорошо помогает избавить ребенка от компьютерной зависимости.

Плохое поведение? Это просто такой возраст

Пример 1. Тетя провела со своей двухлетней племянницей Ланой несколько приятных часов. Они гуляли в парке, и Лана была совершенно счастлива. Настало время возвращаться домой, и тетя сказала: «Пойдем потихоньку». И тут Лану как подменили: она взбесилась, швырялась всем, что попадется под руку, и вопила что есть сил.

Тетя остолбенела. Она никогда не видела девочку такой, понятия не имела, что случилось и что теперь делать. Конечно, дальше было хуже: Лана оставалась глуха к любым попыткам договориться. Они еле сдвинулись с места, и то после того, как тетя взяла ее, брыкающуюся, на руки. Успокоить ребенка тете удалось только при помощи попкорна и шоколада.

Пример 2. Луке 13 лет. Отношения с родителями у него были неплохие и довольно близкие. И вдруг ни с того ни с сего он начал вести себя импульсивно и крикливо. С ним стало совершенно невозможно договориться. Родители терялись и злились.

Мальчик перестал выполнять данные обещания, а разговоры все чаще заканчивались перепалками и хлопаньем дверьми. От такого поведения Луки родители пугались и все больше раздражались.

Нежелательное поведение, которое так сильно злит родителей, для определенного возраста может быть нормальным и вполне ожидаемым.

Тете Ланы было бы гораздо легче, если бы она знала, что у ребенка сейчас как раз тот период развития, для которого характерны подобные истерики. Лучше было бы сказать: «Так, еще три раза можешь съехать с горки, и пойдем домой. Надо поторопиться, а то к мультикам не поспеем!».

А родителям Луки было бы куда проще, если бы они знали, что его поведение совершенно типично для пубертатного подростка, который начинает грубить родителям больше, чем обычно, из-за потребности эмоционально отделиться от них. Понимание и способность договариваться, с четко поставленными границами и без ярко выраженной злости, — вот что поможет пройти через этот период менее болезненно, причем как Луке, так и его родителям.

Осознание, что поведение ребенка обычно и нормально для его возраста, поможет многим родителям спокойнее принять такое поведение, то есть не реагировать на него гневом. А со временем, при правильном подходе, такие проявления у ребенка сойдут на нет.