Особенности воспитания на разных возрастных этапах

Воспитание подростков в школе

Школа является важным источником воспитания, поскольку в ней продолжают формироваться нормы и правила поведения, социальные установки личностные качества подростка. Притом на уроках он проводит около половины своего времени бодрствования. Помимо основных учебных занятий, в школе проводятся важные воспитательные мероприятия:

  1. Классные часы на острые и социально значимые темы для подростков: о вреде курения, алкоголизма и приёма наркотиков, о ценностях, личностном развитии и др.
  2. Уроки на тему полового воспитания: помогают родителям в вопросах сексуального просвещения детей, но, как правило, проводятся они с некоторым отставанием от реальной осведомлённости подростков в этом вопросе.
  3. Занятия по профориентации и самоопределению школьников: на них детей подробно знакомят с разными направлениями трудовой деятельности и проводят соответствующее тестирование на склонность к той или иной профессии.
  4. Культурно-массовая деятельность. Это все направления общественной жизни школы: проведение конкурсов, праздников, социальных акций, выходы на различные мероприятия в другие учреждения. Для детей это возможность проявить себя, развить ценные навыки и качества.

Задачи возраста

В процессе переходного возраста для благополучной социализации в дальнейшем подростку нужно успешно решить ряд задач. В чем поддержка и помощь родителей будет неоценима

Однако важно помнить, что речь может идти только о сотрудничестве. Итак, что это за задачи возраста

  1. Принятие своей внешности.
  2. Успешная половая идентификация (усвоение мужской и женской роли, принятой в обществе).
  3. Изменение стиля и форм общения со сверстниками.
  4. Установление нового стиля отношений с родителями (равноправное сотрудничество).
  5. Развитие профессиональных интересов и способностей для дальнейшего профессионального ориентирования в юности.
  6. Принятие и усвоение зрелого поведения, предполагающего ответственность и инициативность.

Если на все эти пункты относительно какого-то подростка на этапе завершения возрастного периода можно ответить утвердительно, то значит, его переходный возраст прошел успешно.

Психология подростка: независимость и самоуверенность

Особенности воспитания на разных возрастных этапахВ связи с взрослением, личностные качества ребенка начинают меняться. Отличающийся ранее сдержанностью и серьезным отношением к учебе, подросток может стать совершенно другим, раздражительным, не терпящим возражений. Или, наоборот, активизировать свои познавательные способности и много времени отводить учебному процессу и дополнительным занятиям.

В психологии подростка и его внутреннем мире начинаются изменения:

Становится невероятно сильной тяга к общению со сверстниками, выяснение позиций других и своего места в коллективе. Это может быть лидерская позиция, нейтральная или несколько отстраненная. Мнение друзей часто начинает быть более весомым, чем оценка взрослых или педагогов. Для подростка слишком много значит группа, ее влияние иногда безгранично. Если его популярность подвергается сомнению, у него возникает сильное беспокойство.
У школьников младшего возраста тревожность повышается при контакте с незнакомыми им взрослыми. А у подростков чувство тревоги резко возрастает при общении с родителями и сверстниками.
Быстрые физиологические изменения, вызванные гормональной перестройкой в организме, приводят к изменению поведения подростков

Из-за снижения активности доминирующего центра коры головного мозга, внимание ухудшается. Теперь оно более неустойчивое и непродолжительное.
Половое созревание способствует быстрому росту и появлению вторичных половых признаков, что вызывает у подростков интерес к своему телу

Соответственно своим представлениям, они стремятся выглядеть более женственно или мужественно. Начинают иначе относиться к сверстникам-девочкам, так как понимают, что перед ними представители другого пола.

Особенности кризисов

Кризисы взрослости отличаются от предшествующих им кризисов – они не имеют четкой хронологии и в большей степени являются личностными кризисами, а не возрастными. Продолжительность, острота, момент возникновения скорее зависят от личных обстоятельств, а не от возраста.

Выраженное внутреннее стремление к росту и совершенствованию способно значительно приблизить кризисы взрослости, равно как и сам период взрослости. Именно в это время физический и психологический возраст имеют свойство максимально расходиться.

К другим факторам, приближающим и провоцирующим кризис, относят:

  • ухудшение здоровья (болезни, гормональные сдвиги);
  • экономические проблемы;
  • политическая нестабильность в стране;
  • смена привычного образа жизни;
  • рост требований и ожиданий;
  • социальное давление.

Высок риск наложения личностного кризиса на возрастной кризис. Тогда течение будет тяжелее, как и переосмысление жизни.

Суть периода

Взрослость – период трудовой деятельности и построения семьи. Общение, труд, семья – основные виды деятельности, меняется только их соотношение. Притом общение проходит связующей нитью между двумя другими, оно редко выступает как самостоятельный вид.

К новообразованиям зрелости относится:

  • выстраивание стратегии жизни;
  • феномен «акме» (пик развития, активности и успехов личности);
  • поиск смысла жизни и следование ему;
  • новый интеллектуальный уровень (диалектическое мышление, способность самостоятельно формулировать проблемы);
  • родительство.

Все этапы взрослости похожи друг на друга (работа и семья), потому их часто рассматривают в одном контексте. Между тем выделяется три кризисных этапа взрослости – 30 лет, 40 лет и 50 лет. Кризис 30 и 40 лет – это поиск смысла жизни, оценка прожитых дней, корректировка жизненных планов, осознание утраты молодости, сомнения в правильности прожитого пути и целесообразности следования по нему. Подробнее о кризисах среднего возраста читайте в статье «Средний возраст и кризис у мужчин и женщин».

Период взрослости, особенно поздней взрослости, изучен меньше, чем, например, подростковый или юношеский. Дело в том, что в зрелости человек уже сформирован как личность, а возрастная психология часто пересекается с педагогикой, разбирая вопросы развития и воспитания. В зрелом возрасте речь может идти только о перевоспитании и самовоспитании, а это уже другая работа. В плане же развития личности и ее становления в зрелости уже мало что влияет на человека. Однако в последнее время интерес психологов к этому возрастному периоду вырос, но пока имеется мало теоретических и практических данных.

Ранняя взрослость, или молодость

Этап завершения профессионального обучения и окончательного вхождения во взрослую жизнь. Личность переходит от накопления знаний, умений и навыков к практическому применению. К особенностям этого периода относится:

  • стабилизация личности (психологическая, финансовая, моральная и т. д.);
  • осознание главных жизненных интересов, расстановка приоритетов, познание себя;
  • полное отлучение от родительской опеки, самостоятельное построение жизни;
  • нацеленность на будущее, активность ради будущей хорошей жизни.

Успех этого периода и благополучное разрешение кризиса во многом зависит от правильности выбранной профессии. В противном случае человек оказывается дезориентированным, растерянным и напуганным. При неблагоприятном раскладе человек продолжает от кого-то зависеть материально, а значит и морально; взгляды на будущее пессимистичны; отношение к себе негативно.

Средняя взрослость, или зрелость

Период пика профессиональной и личностной самореализации, развития. Если на предыдущем этапе индивидуально-личностные особенности «устаканивались», то тут они «консервируются» и на всем дальнейшем жизненном пути остаются без значительных изменений.

Зрелость условно разделяют еще на два периода: ранней зрелости (40-49 лет) и поздней (50-60). Для ранней зрелости характерно:

  • подведение итогов жизни (нацеленность на будущее угасает, большее значение отводится настоящему и прошлому);
  • переосмысление прожитых дней, анализ соответствия настоящей жизни и планов с действиями из юности и молодости;
  • осознание ограниченности собственных возможностей (времени и здоровья в том числе);
  • уменьшение уровня притязаний (не всегда, но часто).

Выраженность и глубина кризиса зависит от разницы образа идеальной жизни для личности и образа реальной жизни. Чем сильнее несоответствие и фрустрация от несбывшихся ожиданий, тем сильнее кризис.

Как правило, на этот же период приходится противоречивое снижение самооценки и ощущение человеком себя как снова молодого, находящегося в начале пути, то есть меняется восприятие возраста.

Поздняя зрелость – этап принятия возраста и опыта, прекращение попыток омоложения (хотя омоложение действительно происходит при осознании правильности и осмысленности пути), максимальное раскрытие потенциала личности. Психологически это проявляется:

  • полным избавлением от комплексов;
  • полным и адекватным пониманием своих интересов, приоритетов, способностей, места в жизни;
  • ориентацией на настоящее, а не на прошлое или будущее;
  • стремлением максимально самореализоваться и ощутить окружающий мир (понять его, увидеть, почувствовать).

Поздняя взрослость

Поздняя взрослость – альтернативное название периода старости. Подробнее об этом читайте в статье «Возрастные кризисы старости в психологии – краткое описание, что это, симптомы, как пережить».

Проявления кризиса

Особенности воспитания на разных возрастных этапахВнимательно наблюдая за поведением ребенка, родителям будет несложно выявить определенные изменения в его характере.

В этот период у ребенка может наблюдаться:

  • паясничанье и клоунада;
  • постоянное передразнивание взрослых;
  • нелепое поведение;
  • вертлявость;
  • упрямство;
  • непереносимость критики;
  • копирование авторитетов (часто авторитетами становятся другие дети, обычно обладающие не самым примерным поведением);
  • желание казаться взрослее посредством отказа от детских игр.

Особенности воспитания на разных возрастных этапахСтоит отметить, что отмеченный возрастной психологией кризис 7 лет у ребенка у каждого дошкольника может проявляться в различных вариантах. Поэтому для его определения достаточно совпадения только части симптомов. Характер и поведение ребенка, в период кризиса, становятся нарочитыми и шутовскими. Это свойственно некоторым людям, однако если их действия могут казаться смешными и от этого правильными, то в случае с детьми напротив, окружающие будут чувствовать лишь недовольство.

Также стоит выделить несколько эмоциональных характеристик:

  • утомляемость;
  • раздражительность;
  • вспыльчивость;
  • рассеянность;
  • агрессивность, либо замкнутость.

Особенности воспитания на разных возрастных этапахВ результате кризиса 7 лет возрастная психология у ребенка отмечает очень быстрое развитие личности. Изначальная дисгармония ребенка и окружающей среды, вскоре перетекает на следующий этап, приводящий к стабилизации состояния и созданию новой структуры личности, с которой функционирование в социуме становится возможным.

Как правильно воспитывать подростка

Ребёнок нуждается в поддержке. Но именно во взрослой поддержке

Важно продемонстрировать, что вы видите в нём личность.
Будьте максимально открыты в общении с подростком. Для него это сигнал вашего доверия к нему

Давайте понять своему ребёнку, что вы для него друг.
Не бойтесь спрашивать у ребёнка-подростка совета. Например: «Как я выгляжу?» (когда готовитесь к важному мероприятию) или «Как думаешь, что подарить подруге или бабушке?» Дети идут в ногу со временем и могут подать нам много свежих идей. Притом обращение к ним как к экспертам будет очень приятно подросткам.
Если чувствуете, что неправы или перегнули палку в ссоре с ребёнком, не бойтесь извиниться перед ним. Это не уронит ваш авторитет в его глазах, наоборот, создаст условия для сближения.
Контроль поведения подростка со стороны родителей, безусловно, необходим, ведь в этот кризисный период ребёнок падок на различные соблазны и может подвергнуться отрицательному влиянию со стороны.Просто будьте внимательны к действиям, словам и внешнему виду своего чада, больше общайтесь с ним, искренне интересуйтесь его делами в школе, увлечениями, друзьями.

При общении с ребёнком поддерживайте контакт глаз, не разговаривайте «через плечо», всегда внимательно его слушайте.
Не навешивайте ярлыков, не давайте обидных характеристик личности. Это лишь усилит проблемы воспитания подростков. Называя ребёнка кем-либо (лентяем, хулиганом, грубиянкой и т. д.), вы способствуете тому, чтобы он именно так себя и вёл. В отношении положительных характеристик действует такой же эффект. Поэтому верьте в своё чадо и на словах наделяйте его хорошими качествами – увидите, на деле тоже будет результат.
Почаще вспоминайте себя в подростковом возрасте: свои эмоции, желания, страхи. Часто это даёт возможность посмотреть на ребёнка другим взглядом и лучше понять его внутренний мир.
Поделитесь со своим чадом какими-нибудь «сокровенными» мыслями или чувствами из своего подросткового возраста. Рассказывайте, как справлялись со своими страхами, переживаниями, как преодолевали трудности. Ваш пример по-прежнему значим для ребёнка.

Да, подростковый возраст – нелёгкое испытание как для родителей, так и для самих детей. Но трудными их часто делаем мы сами. Со стороны родителей подчас требуется лишь проявлять побольше искренней любви, желания выслушать и понять, верить в ребёнка и помочь ему вовремя повзрослеть. Тогда с большой долей вероятности количество проблем в воспитании уменьшится.

Половое развитие

У девочек половое созревание начинается в среднем в 12 лет, а заканчивается в 16 лет. Характерная черта девчачьего полового созревания – стремление нравиться. Для этого они начинают наряжаться, ухаживать за собой. При этом легко и искренне влюбляются, тянутся к обществу мальчиков. Однако становление женственности (половая идентификация) не зависит от мужественности окружающих мальчиков.

Иногда стремление быть совершенной и неудовлетворенность собой выливаются в нервные расстройства, например, анорексию. Хотя стоит отметить, что в последнее время это в не меньшей степени задевает мальчиков.

Особую роль в развитии у девочек играет начало менструации:

  • С одной стороны, это воспринимается как этап превращения в женщину, является символом утонченности и нежности. Девочка начинается стремиться к этому образу. Однако это происходит только при условии, что девочка принимает свои изменения.
  • Если девушка не может принять начало менструаций и расценивает это как закрытие двери в детство, то это становится препятствием на пути к успешной адаптации. Может появиться чувство неполноценности, стыда, неуверенности. Однако в силу противоречивости подросткового возраста при этом возникает гордость и самоуверенность, что усугубляет ситуацию.

Спровоцировать внутриличностный конфликт в половой (гендерной, репродуктивной) сфере у девочки может стремление отделиться от матери, наложенное на желание походить на нее (образец женщины). Усугубить ситуацию может стремление матери сделать из дочери свою копию и позитивное отношение отца к сближению «его женщин».

Особенности возраста

К основным особенностям периода взрослости относится:

  • изменение мотивов, усиление влияния общечеловеческих ценностей, рост общей мотивации;
  • рост умения планировать и осуществлять поступки согласно этим ценностям;
  • рост способности к мобилизации собственных ресурсов при жизненных трудностях;
  • объективное оценивание своих сильных и слабых сторон, готовности к новым и более сложным поступкам, преодолению трудностей, достижению новых вершин.

Названные особенности – новообразования взрослости. Они не обязательно возникают одновременно, чаще одни служат спусковым механизмом для других изменений или обуславливают более высокий уровень развития в других элементах. Если в предшествующих периодах развитие идет равномерно сразу по всем сферам и направлениям личности, то расцвет зрелости имеет весьма хаотичный или иерархический характер.

Специфика подросткового возраста

Особенности воспитания на разных возрастных этапах

Переходный этап полон противоречий, но именно они обеспечивают развитие и становление личности. Основное противоречие, с которого и начинается этот период – несоответствие имеющихся инструментов (знания, опыт, навыки, мотивы) и новых социальных ситуаций, типов взаимодействия с миром.

В подростковом возрасте происходит стремительное развитие всех сторон личности:

  • биологической (половое созревание и физический рост);
  • психофизиологической (самосознание, самоуважение, идентификация);
  • когнитивной (мышление);
  • социальной (взаимоотношения, поведение, мировоззрение).

Стоит отметить, что при этом каждая из сфер развития тесно взаимосвязана с другой. При неравномерном или разнонаправленном их развитии возникают противоречия личности.

Раньше других о себе дают знать психические симптомы. Подросткам уже не интересны детские игры, но еще непонятны увлечения старших подростков. Они еще не имеют новых идеалов и полноценного самосознания, но уже не хотят, как дети, слепо подчиняться чьему-то авторитету.

К естественным негативным проявлениям возраста относится:

  • пессимистичный настрой;
  • повышенная чувствительность и раздражительность;
  • физическое и душевное недомогание (капризы и драки);
  • мечтательность и неопределенность;
  • амбициозность;
  • нервозность;
  • неудовлетворенность собой.

Главный риск подросткового возраста – девиации (зависимости, суицид, преступления и другое). Подробнее о подростковых девиациях вы можете прочитать статье «Девиантное поведение детей и подростков: причины, профилактика и коррекция».

Стоит отметить, что проявления подросткового возраста не только отличаются по гендеру, но и зависят от ряда других факторов. Например, региона, места (город, село), климата, времени, страны и так далее. От чего представленные варианты поведения и состояния подростков стоит рассматривать как основу, но не как обязательную истину и единственный возможный вариант развития личности.

Факты о здоровье (психологическое, физическое)

Если говорить в целом о здоровье современных девочек-подростков, то можно отметить несколько неутешительных фактов (данные исследования М. Б. Красниковой):

  • замедленный темп физического развития;
  • нарушения в становлении репродуктивной системы;
  • обилие хронические и рецидивирующих заболеваний;
  • психосоматические проблемы;
  • распространенность инфекций, передающихся половым путем;
  • ранние беременности;
  • девиантное поведение (алкоголизм, наркомания, токсикомания);
  • проблемы с социальной интеграцией;
  • каждая восьмая девочка имеет нарушения в половом развитии или гинекологические проблемы.

Отмечается, что эти факты связаны с проблемами психического развития девочек-подростков. Это возникает под влиянием разрушающего семейного воспитания, упадка нравственности в обществе, доступности информации на фоне малого количества организованной пропаганды полезного материала.

Роль семьи в формировании девочки-подростка

Особенности воспитания на разных возрастных этапах

Задача родителей в решении данной проблемы – внести свой вклад, то есть прежде всего создавать:

  • благоприятные внутрисемейные отношения;
  • психологически комфортные условия для развития девочки-подростка.

Необходимо также вести просветительские беседы, своевременно знакомить девочку с изменениями ее организма (прежде всего разговаривать про месячные, беременность), описывать плюсы и минусы этих изменений, то есть преимущества и риски.

Важно на личном примере показывать ценность здорового образа жизни. Недопустимо, чтобы ваши слова и действия расходились

Также недопустимо расхождение родительских позиций в воспитании.

Распространенным, но ошибочным является мнение о том, что в семье должны существовать запреты на обсуждение каких-либо тем, например, секса. Или иногда родители испытывают стеснение. Никаких табу быть не должно. Девочка должна и имеет право знать о своей функции женщины и будущей мамы. Именно неграмотность часто является первопричиной девиантного поведения. Не можете поговорить сами – подарите книгу, видеокассету, диск.

Физическое развитие

Особенности воспитания на разных возрастных этапах

Пик роста у девочек приходится на возраст 10-11 лет, к 16 годам рост значительно замедляется. При этом набор веса происходит с 11 до 14 лет.

Становление иммунитета

На подростковый возраст приходится итоговая фаза развития иммунной системы человека. У девочек это происходит в 12-13 лет. Становление иммунитета зависит от внешних условий среды и от наследственности

Именно поэтому подросткам важно:

  • хорошо и правильно питаться;
  • заниматься спортом;
  • избегать вредных привычек.

Сердечно-сосудистая система

У девушек отмечается учащенное сердцебиение и гипертония. Артериальное давление максимально повышено в 13-14 лет. От этого возникают:

  • головные боли,
  • головокружения,
  • усталость.

Дыхание

Происходит рост органов дыхания. У девушек преобладает грудной тип дыхания. Девочки хуже переносят нехватку воздуха при физических нагрузках.

Подростковый кризис

Подростковый кризис – понятие относительное:

  • часть исследователей считает, что это и есть весь период переходного возраста;
  • кто-то отводит на это первый год;
  • а кто-то считает, что это индивидуальный феномен, который может возникнуть в любое время в рамках подросткового возраста или не возникнуть вовсе.

Например, психолог Л. С. Выготский на этапе отрочества (подростковый период) выделил два кризиса – 13 лет и 17 лет. Первый кризис знаменует переход от детства к отрочеству, второй – от отрочества к юности.

Говоря упрощенно, кризис подросткового возраста – это пик эмоциональной активности, гормонального выброса, личностного развития. Крайний вариант кризиса – девиации.

Таким образом, подростковый кризис – это проявление внутриличностного конфликта, формируемого под влиянием внешних факторов (стиль воспитания родителей) и внутренних (несоответствие потребностей подростка и возможностей их удовлетворения).

Если родители педагогически грамотно поступают, то девиаций, аффективных вспышек и конфликтов можно избежать

Правда важно не путать гладкое течение подросткового возраста со специфическим кризисом. Некоторые дети наоборот излишне замыкаются в себе, что опасно депрессией и суицидом

Если говорить о первичном кризисе начала подросткового возраста (переход от детства к отрочеству), то для него свойственны две главные черты:

  • снижение работоспособности, школьной успеваемости (обусловлено происходящей сменой типа мышления);
  • негативизм (негативные поведенческие реакции, вызванные стремлением к эмансипации).

Особенности подросткового этапа

Наблюдения, которые были произведены рядом психологов, позволили составить общую картину различных периодов развития личности. Их изучение поможет понять все особенности подросткового и юношеского возраста.

Особенности воспитания на разных возрастных этапах
подросткового периода,

Однако уже через год в организме ребенка начинается процесс полового созревания. У одиннадцатилетнего подростка меняется поведение. На фоне своей усиленной импульсивности и частой смены поведения он ссорится со сверстниками. По-другому начинают относиться подростки к родителям и педагогам. У ребенка развивается волевая сфера, авторитарность взрослых воспринимается им с явным негативом. Особенно болезненно подросток воспринимает такой стиль воспитания, который подавляет инициативу и активность. Однако и лишняя свобода ложится на него непосильным грузом.

Если родители не уважают своих детей и проявляют по отношению к ним безапелляционную требовательность, то их чада замыкаются в себе и становятся лживыми. Такое поведение взрослых приводит к формированию неуверенного в собственных силах, пассивного и забитого человека. Это, как правило, несамостоятельная, и в тоже время агрессивная личность с эгоистическими и асоциальными чертами характера. При доверительных отношениях, складывающихся между подростком и родителями, в ребенке развивается чувство собственного достоинства и самоуважения, повышается эмоциональный комфорт. Такой ребенок с легкостью устанавливает хорошие отношения со всеми людьми.

Особенности воспитания на разных возрастных этапах

При достижении двенадцатилетнего возраста импульсивность подростка несколько сглаживается. Он начинает более позитивно смотреть на окружающий его мир. В этот период ребенок все более и более увеличивает свою автономию в семье, однако при этом усиливается влияние на его поведение сверстников. Подросток, достигший двенадцатилетнего возраста, начинает интересоваться противоположным полом и заботиться о своей внешности. В указанный период у человека происходит интенсивное развитие мышления и логической памяти. Что и определяет такие основные черты этого возраста, как терпимость, юмор и разумность.

Тринадцатилетний подросток часто обращен внутрь себя. В этом и заключена основная особенность данного возрастного периода. В 13 лет бурно развиваются сознание и самосознание. Это вызывает интерес, прежде всего, к своей личности. Именно поэтому подросток нередко замыкается, проявляя особую чувствительность к критике. Ребенок становится избирательным к дружбе и начинает интересоваться психологией. При этом возникает критическое отношение к действиям родителей. В этом возрасте продолжается гормональное становление. Перестройка организма значительно усиливается, поддерживая при этом колебания настроения.

В 14 лет завершается процесс полового созревания человека

Подросток вновь переносит свое внимание на окружающий его мир. Он общителен и энергичен, экспансивен и уверен в себе

Одновременно повышается его интерес к людям, к их внутреннему миру. При этом подросток часто сравнивает себя с другими. Особенно бурно в таком возрасте развиваются операции мышления. Ребенок приписывает им бесконечные возможности, приложив которые, он якобы сможет преобразовать окружающую действительность. Постепенно философская направленность поведения проходит, и подросток меняет свое положение абстрактного реформатора, становясь активным членом общества.

Особенности воспитания на разных возрастных этапах

Основными особенностями пятнадцатилетнего возраста являются самостоятельность и максимализм. Ребенок проявляет жажду освобождения от любого внешнего контроля и стремится к полной независимости. Все это сочетается с началом этапа осознанного самовоспитания и развитием самоконтроля. Это период, когда идет построение первых серьезных жизненных планов. Однако такой возраст приносит и свои опасности. Ребенок становится ранимым и легко воспринимает вредное влияние. Порой он перестает доверять окружающим и дает неадекватную оценку себе и другим. Вследствие этого его поведение часто отклоняется от нормы. Не применяя к себе созданный идеал, подросток требует соответствия ему от других. Такому ребенку часто кажется, что люди относятся к нему отрицательно и не понимают его.

Критичные ситуации

В подростковом возрасте, к сожалению, нередко встречаются крайне опасные для самого ребенка и его окружения ситуации:

  • преступность,
  • зависимости,
  • депрессии и суицид,
  • психосоматические заболевания.

Это опасные состояния, требующие незамедлительного обращения к специалисту

Для их предотвращения важно избегать разрушающих стилей воспитания и заниматься профилактикой девиаций у подростков

В заключение рекомендую прочитать книгу О. В. Холодковской, В. А. Пашниной «Трудный переходный возраст: Легкое решение сложных проблем». В работе отведена целая глава на подробное рассмотрение этих проблем (признаки, практические советы).

Итак, подростковый период – непростой этап для родителей и ребенка. Но при успешном его прохождении вы получите хорошего собеседника, компаньона, поддержку, понимание.

О половых различиях в протекании переходного возраста вы можете узнать из статей «Переходный возраст у девочек – советы психолога» и «Переходный возраст у мальчиков – советы психолога».

Желаю вам взаимопонимания с вашим прекрасным отпрыском!

Начало трудовой деятельности

Период юношеского возраста является тем этапом, когда молодой человек приобретает специальность. Но стоит сказать, что начало трудового пути у современной молодежи приходится на более поздний период, чем у предыдущих поколений. Так, в начале прошлого века в России третья часть молодых людей работала уже к шестнадцати годам. Все остальные начинали трудовой путь с 20-летнего возраста.

Сегодня в нашей стране существует система всеобщего среднего образования. Именно поэтому 16-летний период юношеского возраста приходится на школьные годы. Тот же, кто стал студентом, получает образование лишь к 22-25 годам. Таким образом, складывается своеобразная характеристика юношеского возраста на современном этапе. Зрелость человека как индивида (физическая) не совпадает по времени с гражданской (со зрелостью личности).

Специалистами подмечено, что 40-50 лет назад самосознание человека окончательно развивалось к 17-19 годам. Сегодня оно формируется только к 23-25 годам. Учеба значительно затягивает интервал зрелости личности, что приводит некоторых молодых людей к безответственности и инфантилизму. Тот, кто поздно вступает на путь самостоятельной трудовой жизни, нередко подолгу остается иждивенцем у родителей. Обладание благами, не заработанными своими руками, притупляет честолюбие человека.

Молодые люди уверены, что родители и дальше будут обеспечивать их, и что не стоит бояться за свое будущее. Основная характеристика юношеского возраста в этом случае выражается в отсутствии целеустремленности и силы воли. И в этом нет ничего удивительного, ведь такой молодежи нет необходимости бороться за свое существование. Ей все само «идет в руки».

Сайты в контакте по воспитанию детей. Воспитание детей и себя

Воспитание представляется сложным делом только до тех пор,

пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей

или кого бы то ни было.

Книги для родителей

Ошо «О детях»

Ошо «Новый ребенок»

Мать «О воспитании»

Твайман Джеймс «Если ваш ребенок не такой как все»

Заряна и Нина Некрасовы «Перестаньте детей воспитывать — помогите им расти»

Заряна и Нина Некрасовы «Без опасности от рождения до школы»

Заряна и Нина Некрасовы «Без опасности. Школьные годы»

Стивен Гаррисон «Счастливый ребенок»

Перельштейн Людмила « Осторожно: Дети! или пособие для родителей способных удивляться »

Айваханов Омраам Микаэль « Воспитание, начинающееся до рождения »

Дженкинс Пегги «Воспитание духовности у детей»

Д-р Комаровский «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников»

Ибука Масару «После трех уже поздно»

Ш. Фельдчер, С. Либерман «400 способов занять ребенка от 2 до 8 лет»

Мендельсон Роберт С. «Как вырастить ребенка здоровым вопреки врачам»

Юлия Борисовна Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»

Антон Семёнович Макаренко «Педагогическая поэма»

Бенджамин Спок «Ребенок и уход за ним»

Жан Ледлофф «Как вырастить ребенка счастливым»

Чепмен Гэри, Кэмпбелл Росс «Пять путей к сердцу ребенка»

Росс Кэмпбелл «Как понять своего ребенка»

Росс Кэмпбелл «Как справляться с гневом ребенка»

Росс Кэмпбелл «Как любить своего подростка»

Росс Кэмпбелл «Как на самом деле любить своего ребёнка»

Мерилин Сигал «Игры с ребенком от рождения до года» Никитин «Интеллектуальные игры» Джеки Силберг «Занимательные игры с малышами от рождения до года» Тюленев «Читать — раньше, чем ходить» Посланник «Посланник. Правдивая история про любовь» Найджел Латта «Прежде чем ваш ребенок сведет вас с ума» М.Трунов, Л.Китаев «Экология младенчества. Первый год.»

Книги для детей

Детская энциклопедия «Всё обо Всём» том 1

Детская энциклопедия «Всё обо Всём» том 2

Детская энциклопедия «Всё обо Всём» том 3

Детская энциклопедия «Всё обо Всём» том 4

Детская энциклопедия «Всё обо Всём» том 5

Никитины Л. и Б. « Развивающие игры »

Таунсенд Чарлз «Самые веселые головоломки»

Корней Чуковский «Сказки»

Корней Чуковский «25 загадок»

Сайты

«Интернет — это большая свалка», — в один голос утверждают одни родители. «Там слишком много порнографических сайтов», — жалуются другие. «Интернет вреден для здоровья детей», — не глядя, ставят диагноз третьи. «Интернет — это зло», — безапелляционно заявляют четвертые, ни разу не работавшие по-настоящему в Сети, а потому не подозревающие о существовании в Интернете ресурсов, позволяющих не только занять ребенка в отсутствие взрослых, но и поспособствовать его самообразованию. Если буквально пару лет назад подобного рода сайтов было раз-два и обчелся, то сейчас детских веб-порталов развелось видимо-невидимо.

www.kraskizhizni.com — полезный блог по правильному воспитанию

www.agakids.ru — детская поисковая система.

www.detskiysad.ru — взрослым о детях.

www.maxybaby.net.ua — сайт для родителей.

www.vospitanie.org.ua — форум по воспитанию детей.

www.sir35.ru/Karla/Mec_124.htm — краткое руководство по воспитанию детей.

www.kitezh.org — поселение «Китеж», некоммерческое партнёрство приёмных семей «Община Китяж».

www.babyblog.ru — дневник молодой мамы (блог по воспитанию детей).

www.solnet.ee — ежедневный познавательно-развлекательный портал для детей, родителей и педагогов.

https://kvp.on.ufanet.ru/indigo.html — новые дети, много информации о феномене детей Индиго.

www.murzilka.org — «Мурзилка» издаётся уже 84 года (с мая 1924-го) и адресован детям от 6 до 12 лет.

www.baby.ved.bz — сайт по воспитанию.

www.zagadki.kakras.ru — загадки для детей.

www.kids.quintura.ru — интерактивный визуальный поисковик для детей по русскоязычным интернет-ресурсам.

www.planetashkol.ru — социальный портал в области образования.

www.potomy.ru — детская энциклопедия онлайн, которая содержит в себе огромное количество материала по детской тематике.

www.faq.7ya.ru — обсуждение частых вопросов о детях и семье.

www.mama.tomsk.ru — сайт для будущих и настоящих мамочек, их детишек и любимых пап.

www.danilova.ru — информационный портал для заботливых родителей.

Ребёнок — зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце,так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.