Лекция 7. познавательные психические процессы
3. Парадоксы восприятия
Организация перцептивных процессов и черты постоянства (константности) обеспечивают непротиворечивое и связное восприятие окружающего. Однако, существуют случаи, когда восприятие искажено : когда от самих предметов поступают противоречивые сигналы— в этом случае речь идет одвусмысленных картинках, которые на первый взгляд кажутся «нормальными», но вскоре делаются непонятными, поскольку вызывают два противоречивых восприятия, причем нет никакого признака глубины, который позволил бы определить, что является фигурой, а что фоном.
Когда индивидом неправильно интерпретируются монокулярные сигналы, получаемые от предметов: некоторые признаки перспективы, глубины, формы или величины, вступая в противоречие между собой, порождают зрительные иллюзии.
Одно из объяснений ряда иллюзий основано на склонности воспринимать как более крупное то, что находится дальше, с учетом эффекта перспективы. Это заставляет мозг человека ошибочно преувеличивать размеры того из двух равных предметов, который больше удален (это, например, происходит в случае с иллюзией Мюллера – Лайера).
Заключение
Таким образом, исследования ученых показывают, что восприятие является очень сложным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Прежде всего, получаемая нами информация об объектах и явлениях окружающегонасмира ни в коей мере не является результатом простого раздражения органов чувств и доведения до коры мозга возбуждения от периферических воспринимающих органов. В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз при восприятии конкретных предметов; пропевание или проговаривапие соответствующих звуков при восприятии речи). Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта. Результатом этой деятельности является целостное представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в реальной жизни.
Используемые источники
1. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания / Ананьев,
Б. Г. М.: Наука, 2017. 592 с.
2. Ананьев, Б. Г. Особенности восприятия пространства у детей / Ананьев,
Б. Г. М.: Просвещение, 2014. 324 с.
3. Веккер, Л. М.Психические процессы / Веккер, Л. М.Л.:
Издательство ЛГУ, 2004. 423 с.
4. Ветер, Л. А.Восприятие и обучение: Дошкольный возраст /
Ветер, Л. А. М.: Просвещение, 2009. 432 с.
Уровни восприятия
Процесс формирования целостного образа предмета проходит 4 уровня:
- Один из анализаторов замечает предмет. Человек может его увидеть, почувствовать запах или услышать какой-то характерный звук.
- Соотнесение сигнала от анализатора с тем или иным предметом. Этот процесс происходит с обращением к имеющимся в памяти представлениям о предметах окружающей действительности и соотнесением обнаруженного признака предмета с тем или иным эталоном.
- Идентификация и опознание. В результате мыслительной деятельности человек приходит к выводу о том, что это за предмет, как он называется, для чего нужен. Результатом процесса является формирование законченного образа предмета.
Формирование образа предмета
Психические волевые процессы
Рассмотрим каждый процесс отдельно.
1
Постановка цели – процесс выбора одной или нескольких целей. Тесно связана с усилием воли и эмоциями.
2
Воля
Воля – умение человека принимать решение на основе мыслительного процесса и направлять свои действия и мысли в соответствии с принятым решением.
Как следует из определения, воля тесно связана с мышлением и принятием решений
Но, помимо этого, без нее невозможно осознанное внимание и развитая память
3
Принятие решений
Принятие решений – это психический процесс, который характеризуется применением силы воли для постановки цели и твердого намерения ее достичь.