Понятие восприятия, свойства и виды восприятия
Различные трактовки восприятия
Согласно философии эмпиризма, восприятие состоит из ощущений или, в более поздней версии этой философии, из так называемых чувственных данных (Дж. Мур, Б. Рассел и др.). Трактовка ощущений как элементарных «кирпичиков» психического получила особое распространение в ассоциативной психологии. Философская критика тезиса о возможности построения восприятия из ощущений или чувственных данных была осуществлена, в частности, Г. Райлом и М. Мерло-Понти. В психологии XX века произошёл отказ от трактовки восприятия как соединения атомарных чувственных содержаний (ощущений); восприятие стало пониматься как целостное и структурное. Согласно современному психологу Дж. Гибсону, восприятие — это активный процесс извлечения информации об окружающем мире, включающий в себя реальные действия по обследованию того, что воспринимается. Понятое таким образом восприятие презентует субъекту те свойства внешнего мира, которые соотносятся с потребностями субъекта и выражают возможности его деятельности в данной реальной ситуации. Согласно У. Найссеру, извлечение информации происходит на основе имеющихся у субъекта схем различных предметов и мира в целом. Большинство из этих схем приобретается в процессе опыта, но есть и исходные схемы, которые являются врождёнными. Подобные идеи были высказаны также представителями когнитивной психологии, которые полагают, что восприятие — это процесс категоризации воспринимаемого, то есть отнесения воспринимаемых предметов к тому или иному классу (категории) объектов, начиная с таких категорий, как стол или дерево, и заканчивая такими, как предмет, причинность и так далее. Некоторые из этих категорий являются продуктом опыта, другие являются врождёнными.
Часть психологов продолжает рассматривать восприятие как синтез ощущений, при этом ощущения трактуются как возникающие в результате непосредственно чувственного познания субъективные переживания силы, качества, локализации и других характеристик воздействия стимулов на органы чувств.
Виды восприятия.
В зависимости от доминирующего анализатора выделяют следующие виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое. Во всех видах восприятия в той или иной степени всегда участвуют двигательные ощущения.
Также выделяют восприятие преднамеренное (например, при наблюдении) и непреднамеренное.
Основой еще одного типа классификации являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.
Восприятие пространства – необходимое условие ориентировки человека. Оно включает восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления. Восприятие не всегда дает нам адекватное отражение предметов объективного мира, в литературе описаны многочисленные факты и условия ошибок в восприятии, главным образом зрительные иллюзии.
Восприятие времени – отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Отражая объективную реальность, восприятие времени дает человеку возможность ориентироваться в окружающей среде. Восприятие продолжительных периодов времени в значительной степени определяется характером переживаний. Так время, которое было заполнено интересной, глубоко мотивированной деятельностью, кажется короче, чем время, проведенное в бездействии. Восприятие времени изменяется и в зависимости от эмоционального состояния. Положительные эмоции дают иллюзию быстрого течения времени, отрицательные — субъективно несколько растягивают временные промежутки.
Восприятие движения – отражение изменения положения, которое объекты занимают в пространстве. Основную роль в восприятии движения играют зрительный и кинестезический анализаторы. Параметрами движения объекта являются скорость, ускорение и направление.
Это интересно: Влюбленный мужчина телец
Слуховое восприятие
В основе этого вида восприятия способность человека получать информацию в виде звуковых волн. Хоть у большинства животных слух более чуткий, чем у человека, но и мы можем воспринимать звуки в довольно широком диапазоне – от 20 до 20 000 Гц.
К тому же у человека звуковое восприятие специализировано. Наряду с обычным слухом, выделяют музыкальный и фонематический слух.
- Музыкальный слух – это способность различать звуки по высоте, что дает возможность наслаждаться гармонией музыки. К музыкальному слуху относят и ритмический, интонационный, ладовый, полифонический и другие.
- Человек способен слышать и понимать не только музыку, но и речь. Чувствительность к речевым звукам – фонемам называют фонематическим или речевым слухом. От него зависит, насколько успешно мы будем овладевать иностранными языками.
Интересно, что музыкальный слух намного древней фонематического, звуки музыки человек начал воспринимать и понимать раньше, чем овладел членораздельной речью.
Обоняние и вкус
Вкусовое и обонятельное восприятия значительно ближе к ощущениям, то есть к элементарным сенсорным процессам, чем зрение и слух, которые эволюционно у человека претерпели большие изменения. Кроме этого, обоняние и вкус настолько тесно взаимосвязаны, что мы часто их путаем, точнее, наделяем вкус характеристиками запахов. Например, когда говорим о вкусовом разнообразии. Никакого разнообразия нет, человек способен ощущать всего пять вкусов:
- сладкий,
- соленый,
- кислый,
- горький,
- пряный.
Под вкусовым разнообразием мы чаще всего имеем ввиду запахи. Вот их, действительно, огромное количество, ведь каждый предмет пахнет по-своему.
Обоняние всегда предметно, то есть мы воспринимаем запахи через их связь с предметами: лимон пахнет лимоном, малина – малиной, а нагретый солнцем асфальт именно им и пахнет. А совершенно незнакомый запах, который ни с чем у нас не ассоциируется, описать невозможно. Попробуйте человеку, который никогда не бывал на море, объяснить, как оно пахнет?
Общие закономерности
Как уже было сказано, рекомендации, сформулированные для одного уровня, утрачивают всякий смысл на любом другом. А из-за непонимания этого ограничения рекомендации для других, еще не освоенных или уже пройденных, этапов могут казаться в корне неправильными, глупыми и абсурдными, хотя они таковыми вовсе не являются. И это одна из основных коллизий в понимании статей на этом сайте — разные материалы нацелены на разные уровни понимания, и свести озвученные в них рекомендации воедино возможно только через понимание того, что все объяснения даются в объеме, а не на плоскости.
Например, на этапе начальной психологической работы можно сказать, что человек должен научиться жить в согласии со своей совестью, быть честным и ответственным. На этапе философского развития можно сказать, что человек должен внимательно исследовать свою совесть, честность и ответственность, чтобы обнаружить, что всякие моральные ценности относительны — в том числе, и честность, и ответственность. А на этапе поиска окончательной истины разговор пойдет уже о том, что совесть, честность, ответственность и все прочие подобные установки не имеют смысла, поскольку у личности нет рычагов управления собственным поведением, да и сама по себе личность — это чистая фикция.
Скажи человеку, находящемуся в разгаре личностных драм, что его личность и все его страдания — одна сплошная иллюзия, и он либо плюнет такому советчику в лицо, либо использует эти идеи для того, чтобы спрятаться в них от своей боли и дальнейших жизненных столкновений. И даже более простую идею об относительности добра и зла он не сможет понять до тех пор, пока не пройдет через все предназначенные ему испытания и не лишится основного пласта личностных иллюзий.
Эффективный стиль подачи материала также сильно меняется от уровня к уровню. На психологическом этапе, например, изобилующий оговорками и сомнениями философский стиль повествования абсолютно неприемлем — здесь требуется очень жесткая, четкая и конкретная позиция, всем своим духом соответствующая целям данного этапа развития. Именно поэтому здесь лучше всего работают воинственные, эмоциональные и мотивирующие послания — человеку решающему задачи становления личности они кажутся наиболее осмысленными, убедительными и действенными, поскольку демонстрируют ту самую убежденность в собственной правоте, к которой ему самому так хочется прийти в итоге.
А на философском уровне, наоборот, излишне категоричные утверждения и избыток эмоций вызовут отторжение и неприятие. Здесь уже требуется гораздо более спокойная и взвешенная манера повествования, питающая скорее ум, чем эмоции. А если уж и апеллировать здесь к эмоциональным переживаниям, то на гораздо более глубоком уровне — на том, где живут общечеловеческие экзистенциальные проблемы и страхи.
Таким образом, читая любые рекомендации — не важно, чьи именно — очень важно осознавать, на какой примерно стадии развития сознания находитесь вы, на каком уровне находится автор, и кому именно он адресует сейчас свои соображения: вам, тем, кто от вас отстает, или тем, кто вас пока опережает. Без ясного понимания природы возможных здесь нестыковок очень легко оказаться в ситуации, когда вместе с водой выплеснули и ребенка
Но это, конечно, не отменяет того факта, что другой человек — в том числе, и автор этого сайта — может быть в чем-нибудь категорически неправ. Поэтому всегда думайте своей головой — эта рекомендация работает на любом уровне. Главное, чтобы вы именно ДУМАЛИ, а не просто механически соглашались или отмахивались.
Живите внимательно!
3D
С помощью четырёх исследований учёные доказали, что мы оцениваем трёхмерные объекты более точно, чем принято считать.
Зигрист изучал, насколько хорошо люди могут оценить различия между сегментами 2d- и 3d-круговых диаграмм и гистограмм
Зигрист обнаружил, что люди одинаково хорошо могут оценить 2d- и 3d-гистограммы, но думать над 3d-вариантом приходится дольше.
В случае с круговыми диаграммами с 2d работать легче, потому что при восприятии объёмного варианта большую роль играет угол наклона фигуры.
Леви и соавторы признают, что, хоть трёхмерная графика и выглядит красиво, она не передает никакой дополнительной информации и заставляет воспринимать больше лишних деталей.
В ходе двух экспериментов Леви и соавторы предоставили участникам несколько 2d- и 3d-диаграмм на выбор
Участникам дали выбирать между 2d- и 3d-диаграммами. Когда им сказали выбрать диаграмму, чтобы представить её другим людям, они, как правило, выбирали 3d-вариант. Его же они выбрали, когда стояла задача запомнить данные на изображении.
Участники чаще выбирали 2d-гистограммы, когда от них требовалось передать определённые детали, и линейные графики, когда сообщение нужно было передать очень быстро.
Авторы пришли к выводу, что в некоторых случаях 3d-диаграммы могут быть полезны.
Последние два эксперимента Спенса уточняют закон Стивенса, который (говоря очень упрощенно) гласит, что объект кажется больше, когда стоит рядом с более крупными объектами, и меньше, когда стоит рядом с более мелкими. Спенс обнаружил, что этого искажения не происходит при сравнении двух форм одинаковой размерности.
Спенс обнаружил, что люди воспринимают искажение, описанное в законе Стивенса, только если формы отличаются в двух и более измерениях. Если меняется только одно измерение, искажение не происходит
Если что-то пошло не так
Психологические механизмы восприятия, как и других происходящих в психике процессов, сложны и многоэтапны, поэтому, к сожалению, нередки случаи искажения и нарушения перцепции.
Расстройства восприятия проявляются в самых различных формах, которые могут существовать и самостоятельно, и как симптомы того или иного психического заболевания. Остановимся на некоторых наиболее распространенных.
Иллюзии представляют собой искажения восприятия реального объекта. Иллюзии могут возникать и при полном психическом здоровье. Вспомним особенности зрительного восприятия ложки в граненом стакане: она будет казаться преломленной. Это так называемые физические иллюзии, связанные с характеристиками среды.
Рекомендуем: Анима и анимус в психологии Юнга
Искажения, возникающие из-за особенностей работы органов чувств, называются физиологическими. Например, иллюзия, затрагивающая аудиальное восприятие: звуки одной и то же громкости будут казаться громче, если наложить их на тихий фон, и тише, если наложить на громкий.
К физиологическим иллюзиям не относят нарушение восприятия из-за сбоев в функционировании органов чувств (например, у человека расстроено зрение или поврежден слух). В психиатрии под иллюзиями понимаются только патологические состояния: аффективные, вербальные и парейдолические. Расшифруем эти термины.
- Аффективные иллюзии — это ошибочное восприятие информации человеком, который находится под воздействием сильных эмоциональных переживаний.
- Вербальные — неадекватно воспринимается речевая информация. Больному совсем иначе представляется смысл тех слов, которые он слышит: чаще всего он воспринимает нейтральные высказывания как обвинения, обиды, упреки.
- Особенности зрительного восприятия, возникающие при парейдолических иллюзиях, заключаются в том, что больной видит в повседневных реальных объектах фантастические образы и ситуации (изображения, которые видятся в облаках, узоре ковра и так далее).
В отличие от иллюзий, при таком расстройстве, как галлюцинации, реального объекта перцепции не существует. Они могут быть истинными и ложными (псевдогаллюцинации). В случае первых кажущиеся предметы воспринимаются с той же степенью реалистичности, что и другие составляющие материального мира, признаки такого расстройства всегда ярко отражаются в поведении больного.
Во втором случае пациенту представляется, что образы находятся только в его сознании, причем возникли они там без участия органов чувств; у больного есть ощущение, что на него влияет какая-то внешняя сила: больной «видит» что-то у себя в голове, «чувствует» инородное тело внутри организма и так далее.
Кроме того, выделяются агнозии — перцептивные патологии, при которых сохраняется сознание и общая чувствительность, но один из видов перцепции нарушается. Например, нарушено тактильное восприятие: больной не может в целом опознать предмет при ощупывании или определить какие-либо его свойства (гладкость, температуру и так далее).
Что такое ощущение
Ощущение (чувственный опыт) – это психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, влияющих на наши органы чувств. Если говорить проще, то это обнаружение телом внешней или внутренней стимуляции. Например, глаза обнаруживают световые волны, уши обнаруживают звуковые волны.
Процесс ощущения состоит из трех последовательных этапов:
- Сенсорные рецепторы обнаруживают стимулы (раздражители).
- Сенсорные стимулы превращаются в электрические импульсы (потенциалы действия), которые должны быть расшифрованы мозгом.
- Электрические импульсы движутся по нейронам к определенным частям мозга, где импульсы расшифровываются в информацию (на сцену выходит восприятие).
Например, при прикосновении к мягкой ткани механорецепторы (сенсорные рецепторы на коже) отмечают, что ваша кожа была затронута. Затем эта сенсорная информация превращается в нейронную информацию при помощи процесса, называемого трансдукцией. Далее нейронная информация перемещается по нервным путям в соответствующую часть мозга, где ощущения воспринимаются как прикосновение к ткани.
Здесь стоит оговорить два момента. Первый: несмотря на то, что наше тело переживает ощущения 24 часа в сутки, ощущаем мы в конкретный момент лишь что-то одно (при помощи внимания). Через какое-то время можем вспомнить о других ощущениях, вызвав в памяти соответствующий им опыт. Второй: мы не супергерои, поэтому наш чувственный опыт не в состоянии уловить радиоволны, рентгеновские лучи или микроскопических паразитов, ползающих по нашей коже. Мы также не можем уловить все запахи вокруг или распробовать и осознать каждую специю в блюде. В этом плане собаки и другие животные значительно нас превосходят.
Многие психологи задавались вопросом «Как измерить интенсивность ощущения?». Ответ до сих пор не нашли, зато выявили пороги:
- Абсолютный порог: минимальное количество стимуляции, которое человек может обнаружить в 50% случаев. Это точка, в которой что-то становится ощутимым для наших чувств. Например, самый тихий звук, который мы можем услышать, или малейшее прикосновение, которое можем ощутить. Все, что ниже этого порога, остается незамеченным.
- Разностный порог (или просто заметная разница) – минимальная разница, которая должна возникнуть между двумя стимулами для тела, чтобы идентифицировать их как два отдельных ощущения в 50% случаев. Вот пример: вы слышите звук радио в соседней комнате, а затем понимаете, что кто-то добавил звук. Разностный порог – это сумма изменений, необходимых для того, чтобы понять, что произошло изменение. При этом само различие не является абсолютным. Представьте, что вы держите в руке чемодан весом в 5 килограммов. Если добавить 1 килограмм, вы почувствуете разницу. Но если он весит 50 и к нему добавить 1 килограмм, вы это вряд ли заметите. Поэтому нужно говорить о процентном, а не об абсолютном отношении. В первом случае разница составляет 20%, а в другом 2%.
- Конечный порог – максимальное количество стимуляции, которое человек может ощущать.
Существует несколько теорий, которые помогут нам лучше разобраться с понятием ощущения.
Теория обнаружения сигналов
Вы наверняка были в переполненном зале, где одновременно разговаривало множество людей. Подобные ситуации могут затруднить концентрацию внимания на каком-то одном стимуле, например, на беседе, которую вы ведете с другом.
Мы часто сталкиваемся с подобной сложной задачей: сосредоточить свое внимание на определенных вещах, в то же время пытаясь игнорировать поток информации, поступающей в органы чувств
Когда мы пытаемся противостоять этому, то сознательно принимаем решение о том, что важно для нас, а что является фоновым шумом. Эта концепция называется теорией обнаружения сигналов, потому что мы хотим фокусироваться на чем-то одном, игнорируя все остальное
Эта концепция называется теорией обнаружения сигналов, потому что мы хотим фокусироваться на чем-то одном, игнорируя все остальное.
Сенсорная адаптация
Вы когда-нибудь задумывались, почему мы сразу замечаем какие-то запахи или звуки, а затем через время словно перестаем их замечать, и они отходят на задний план? Как только мы приспосабливаемся к духам или тиканью часов, то перестаем их распознавать. Этот процесс называется сенсорной адаптацией: наверное, логика эволюции здесь в том, что если стимул не меняется, то зачем нам его постоянно ощущать?
Восприятие человека человеком
Восприятие человека человеком первоначально происходит на уровне оценивания его внешних данных. Сначала человека встречают по его одежке, внешности и состоянию внешнего здоровья. И здесь есть несколько способов восприятия:
- Когда человек внешне красив, кажется, что он всегда находится в хорошем настроении, что является заблуждением.
- Если человек в чем-то похож на другого человека, тогда ему приписывают качества того, на кого он похож.
- Оценивание человека происходит на уровне отдельных элементов его внешности. Каждый взгляд говорит о наличии у человека определенного склада характера.
- Оценивание человека происходит на социальном уровне, когда оценивается его одежда и атрибуты. Так, порванные штаны будут наталкивать на мысль о том, что человек беден, а деловой костюм – об интеллигентности.
Нередко люди даже не вступают в контакт друг с другом, а уже по внешним данным понимают сами для себя, будут они продолжать общение или нет. Нередко внешняя оценка не совпадает с отношением, которое возникает к человеку в процессе общения с ним и узнавания его. Однако бывают ситуации, когда первое впечатление совпадает с последующим оцениванием.
Рецепторы
Рецепторами называются те нервные окончания, которые входят в непосредственный контакт с внешними объектами и обеспечивают восприятие информации через раздражение.
Соответственно, располагаются они в органах чувств — глазах, ушах, языке, носовой полости, коже. Такие рецепторы носят наименование экстерорецепторов, то есть рецепторов, направленных вовне, на внешний мир. Именно они являются основой для первичных ощущений окружающей действительности. Но вместе с ними существует и другая группа рецепторов, направленных на внутренние ощущения человека – голод, жажда и т. п. Эти нервные окончания называются интерорецепторами.
Типология
Мы рассмотрели основные свойства восприятия. Что же можно сказать о его видах? Классификация восприятия проводится на самых разных основаниях. Например, различают преднамеренную и непреднамеренную перцепцию. В чем специфика каждого вида, можно догадаться по их названиям.
В первом случае у человека с самого начала есть конкретная цель, задача, связанная с необходимостью составить чувственный образ объекта. Во втором — такой задачи нет, а познавательный процесс активизируется в силу внешних обстоятельств: предположим, предмет заинтересовал нас, потому что оказался в непосредственной близости.
Рекомендуем: Высшие психические функции
Преднамеренная форма может развиться в наблюдение, то есть целенаправленный длительный (возможно, с перерывами) процесс, в результате которого мы получаем сведения о течении явления или его изменениях за определенный промежуток времени
Наблюдение важно для человека любого возраста: оно составляет значительную часть периода учебы человека, без него не обойтись настоящему профессионалу в трудовой деятельности
Также можно проводить деление по виду анализаторов (нервных структур, реагирующих на раздражение), участвующих в познании. При этом нужно помнить, что мы говорим лишь о самом активном анализаторе, поскольку в перцептивном процессе их всегда участвует несколько.
Итак, традиционно различают аудиальное восприятие (слуховое), зрительное (визуальное), обонятельное, осязательное (тактильное восприятие), вкусовое. Аналогично выделяют и виды информации по способу восприятия: звуковую, тактильную, вкусовую…
Еще разновидности этой формы познания можно классифицировать по типу воспринимаемого объекта. Сюда включают перцепцию движения, пространства, времени, социальное восприятие (то есть возникающий в психике образ социальных объектов, а не неодушевленных предметов) и другие виды.
Рекомендуем: Что такое глубинная психология?
Эти виды восприятия относятся к числу сложных: для их осуществления нужна активная работа сразу нескольких анализаторов. Если же в основном задействован лишь один, перцепция, соответственно, будет простой.
Пиктограммы и рисунки
Хароз, Косара и Франконери экспериментировали с использованием пиктограмм вместо абстрактных форм в простых диаграммах.
Они обнаружили, что запомнить данные с помощью дискретных форм легче, чем с помощью слитных. Когда учёные попробовали заменить текст в подписях на пиктограммы, это привело к увеличению числа ошибок.
Надписью «do this» обозначены эффективные диаграммы, «not this» — неэффективные
Они также выяснили, что, если в диаграмме заменить абстрактные формы на пиктограммы, это не ухудшает восприятие или запоминание данных. Людям было даже интереснее рассматривать визуализации с пиктограммами.
В одном из моих любимых исследований Коул и соавторы выяснили, одинаково ли хорошо люди понимают, что за предмет с помощью линий изобразили художник и компьютер. Они узнали, что многие (но не все) алгоритмы могут так же хорошо передать формы через рисунок, как человек.
Примеры рисунков, которые интерпретировали участники исследования. Разница между работами человека и компьютера была в мелких деталях
Труднее всего участникам было разобраться с «гладкими, нечёткими формами», потому что их глаза не могли найти выпуклости и впадины, которые дали бы информацию о форме.
Земкевич и соавторы оценили, как черты личности влияют на то, насколько удобно человеку работать с визуализациями в виде списка и контейнера.
В ходе тестирования участникам нужно было решить несколько задач с помощью иерархических структур, среди которых были как списки (слева), так и контейнеры (справа)
Люди с внутренним локусом контроля (те, кто верит, что могут контролировать внешние события) хуже выполняли задачи с контейнерной визуализацией. Те, у кого был внешний локус контроля (кто считает, что обстоятельства сильнее их), справились лучше со всеми заданиями.
Невротичные участники лучше работали с более структурированной визуализацией (контейнерной), в то время как другим участникам было легче обходиться с менее структурированным вариантом.
Интроверты в целом выполнили задания лучше, чем экстраверты.
Ли и соавторы изучали «начинающих пользователей» в ситуации, когда те пытались понять незнакомую им визуализацию.
Участникам оказалось трудно отойти от привычных способов понять диаграмму, даже если они не работали
Из этого можно сделать вывод — первое впечатление очень важно
Примеры диаграмм, которые были незнакомы участникам исследования
Они обнаружили, что участники с отрицательными эмоциями допустили больше ошибок, а участники с положительными эмоциями смогли показать хорошие результаты. Стоит отметить, что повлиять на настроение с помощью статьи получилось только в одном случае из пяти.
Выбиралась случайная диаграмма, учёные измеряли настроение участника, он читал статью, затем решал простую задачу (какой участок диаграммы больше, А или В?), после исследователи снова замеряли настроение
Халлман, Адар и Шах повторили исследование Хира и Бостока, но с одним изменением. Перед тем как участник отвечал на вопрос, ему показывали гистограмму, на которой было видно, как ответили последние пятьдесят человек.
Некоторым участникам показывали неверные данные. Те, кто увидел искажённую гистограмму, совершили больше ошибок.
Симптомы, формы проявлений
Нарушение восприятия в психологии наиболее часто проявляются в виде неправильного восприятия пространства. Это может быть внешнее пространство (нарушения касаются работы зрительного или слухового анализаторов) или внутреннее (кожно-кинестезическое).
Зрительная агнозия не позволяет узнавать больным привычные предметы и объекты, как в реальности, так и на изображениях. Они путают людей и могут не различать мимику и эмоции. Предметная агнозия усложняет узнавание предметов в том случае, если отсутствует какая-либо деталь. Может возникнуть цветовая слепота — частичная или полная, приводящая к невозможности различать цвета.
Слуховая агнозия при нормальной работе слухового анализатора затрудняет определение привычных шумов, мелодий, звуков, а также силу и направление звуковых волн. Например, больные могут не узнать звук мотора автомобиля или шум поезда, не различать производимых животными звуков.
Очень большая групп расстройств восприятия речи, связанных со слухом и зрением называется афазия.
Она может быть моторная (затруднено воспроизведение речи, но сохранено понимание) или сенсорная (нарушено понимание речи при нормальном её словесном или письменном воспроизведении), по типу словесной глухоты (невозможность улавливать на слух речь, невозможность письма под диктовку), словесной слепоты (человек не может читать или различать цвета, но может говорить или воспринимать речь на слух). При тотальной афазии нарушаются все речевые функции.
Тактильные агнозии — астереогнозия (затруднение узнавания предметов наощупь без помощи зрения), соматогнозия (сложности с идентификацией собственного тела и его частей в пространстве, а также их самоопределением).
Вкусовые расстройства представлены агевзией (отсутствием вкусового восприятия), гипогевзией (понижением чувствительности к вкусам) и дисгевзией (искажение вкусового восприятия).
Подобные нарушения бывают при психических, неврологических заболеваниях, травмах и интоксикациях, а также при дисфункциональных состояниях анализаторов или центральной нервной системы (например, при стрессах, психических травмах, усталости).
Потеря чувства реальности происходящего, восприятие мира чужим и неестественным называется дереализация. Трудности в самоощущении, путаница в собственной личности — деперсонализация.
Нарушения восприятия времени встречаются гораздо реже. При этих состояниях люди не могут сориентироваться в ближайших минутах-часах, а длинные промежутки времени (годы, например), могут воспринимать как дни или часы.
Восприятие времени
Этот вид восприятия стоит особняком не только потому, что мало изучен, но и потому, что сложно определить, с какой сенсорной системой он связан. Скорее всего, восприятие времени зависит от разных рецепторов – чувствительных нервных клеток, в том числе расположенных во внутренних органах.
Наше тело может существовать только в настоящем, а вот разум способен «путешествовать» в прошлое и прогнозировать будущее. Ощущение времени – это полностью продукт работы головного мозга, поэтому оно так субъективно и завит от множества факторов:
- настроения,
- заинтересованности,
- чувства тревоги,
- состояния ожидания.
Наиболее распространенная точка зрения объясняет, что наше представление о промежутках времени связано с биоритмами, то есть с ритмическими процессами в нашем организме. Это и сокращение сердца, и дыхание, и процессы обмена веществ в клетках, и время прохождения сигнала по нейронным цепям и т. д.
Эти явления важны, но недостаточны для понимания сущности восприятия времени, так как оно связано не только с внутренними процессами, но и с событиями внешнего мира. Чем больше интересного и значимого случается в нашей жизни, тем короче кажется временной промежуток.
- Неделя, заполненная интересной работой или активным, увлекательным отдыхом, пролетает мгновенно.
- А пустое время, когда скучно и ничего интересного не происходит, тянется как резина. Думаем, все помнят, как долго тянулся скучный урок в школе.
- Еще продолжительнее кажется промежуток, связанный с ожиданием и тревогой.
Восприятие как психический процесс возникает в момент непосредственного контакта с реальностью. Оно сиюминутно и неустойчиво. Но благодаря ему, нам доступно все многообразие окружающего мира, данного в ощущениях. Информация, поставляемая восприятием, сохраняется в нашей памяти в виде ярких образов и служит необходимым материалом для мышления.
Разница между ощущением и восприятием
Это очень схожие понятия, которые, тем не менее, сильно отличаются. Поэтому давайте выясним, в чем именно.
У нас есть пять различных сенсорных органов (в классическом представлении): глаза, нос, уши, язык и кожа. Они ответственны за то, чтобы воспринимать стимулы вокруг. Сигналы, которые мы получаем из окружающей среды, называются ощущениями. Проще говоря, ощущения – это то, что воспринимают наши органы чувств и передают в мозг. Когда мозг получает стимул, он превращает его в чувства, вкус, звук, зрение и запах. В этой связи восприятие можно даже назвать шестым чувством: это то, как мы формируем мнение о чем-то, что происходит вокруг нас.
Восприятие – это абсолютно личный опыт, тогда как ощущения объективны. Нам может быть холодно (ощущение), но мы заставляем себя поверить в то, что нам тепло (восприятие). Восприятие – это концепция психологическая, ощущения – физиологическая.
У двух разных людей могут быть абсолютно противоположное восприятие при одинаковых ощущениях: вкус еды, восприятии шедевра искусства и так далее.
В этой связи хочется вынести один урок: от восприятия зависит ваш уровень счастья и успех в жизни. Не имеет значения, в каких жизненных обстоятельствах вы сейчас находитесь: научитесь воспринимать их так, чтобы они вызывали оптимизм, желание учиться и развиваться. Помните, что когда два человека смотрят сквозь решетку, то один видит грязь, а другой звезды. Мы биологические существа и сильно зависимы от условий жизни, но нам дала невероятная власть – изменять свое восприятие таким образом, чтобы в любой ситуации быть довольным жизнью и счастливым. А может и нарочно вызывать состояние неудовлетворенности, если это мотивирует нас стать лучше.
Механизм ощущений
Восприятие — это, как мы выяснили, обработанный мозгом совокупный комплекс ощущений. Что же необходимо, чтобы сделать сами первичные чувства возможными? Во-первых, конечно же, нужен сам внешний объект – источник ощущений. Во-вторых, необходим набор инструментов, которые помогут субъекту войти с ним в контакт и получить от него информацию. Такие функциональные приспособления организма в западной психологии носят название анализаторов. Автором термина является знаменитый российский ученый, академик И. П. Павлов. Согласно его же теории, анализаторы имеют трехчастную структуру, состоящую из рецепторов, проводников и центра.
Зачем и как тренировать ощущения?
Если вы будете тренировать ощущения, то значительно прокачаете память. Как вы, возможно, знаете, лучше всего запоминается та информация, которая связана с органами чувств: например, английские слова нужно написать, сделать яркими, может даже «понюхать». А память, в свою очередь, тесно связана с творческим мышлением. Словом, осознанно ощущая, вы развиваете многие когнитивные навыки.
Есть одно простое, но очень эффективное упражнение. Суть его в том, чтобы выделять по пять минут на тренировку одного из чувств:
Зрение: обращайте внимание исключительно на то, что видите. Посмотрите на предмет, его форму, изгибы, блики.
Обоняние: откройте холодильник, доставайте по очереди продукты и нюхайте их
Лучше всего это делать, конечно, в одиночестве. Пытайтесь сравнивать запахи, анализировать их. Еще раз напомним: постарайтесь отключить все остальные чувства.
Слух: начинайте улавливать все звуки, которые слышите. Сравнивайте их, пытайтесь переключаться с одного на другой.
Осязание: касайтесь разных предметов – бумаги, стола, одеяла. Попытайтесь понять разницу в ощущениях, задержитесь в этом моменте.
Вкус: пробуйте разные продукты (понемногу). Не проглатывайте сразу, попытайтесь понять все оттенки вкуса. Сравнивайте между собой сорта сыра, хлеба или мяса.
Вы можете спросить: «Почему в повседневной жизни не происходит тренировки ощущений?». Все дело в том, что мы не делаем это сознательно
Ощущение лишь тогда тренируются, если вы обратили на них внимание. Все остальное словно «пропускается мимо ушей»