Возможности человеческого мозга безграничны Как открыть скрытые способности
10 фактов о головном мозге
Факт 1. Мозг человека потребляет энергии больше, чем другие отдельно взятые органы нашего тела. На его долю приходится около 20% кислорода, поступающего в легкие, хотя вес мозга составляет всего 2% от общей массы тела. При недостатке кислорода мы начинаем зевать, так в мозг поступает больше кислорода и поддерживается бодрое состояние человека.
Факт 2. Развитие мозга человека почти полностью завершается к семи годам, а окончательно перестает расти в 18 лет. Именно по этому способность детей к изучению языков настолько выше, чем у взрослых.
Чтоб не быть голословным, приведу в пример Беллу Девяткину, которая в 4 года говорит на 7 языках. Это яркий пример гибкости и потенциала детского мозга.
https://youtube.com/watch?v=y2poz8GZUyo
Факт 3. У мужчин мозг больше, чем у женщин в среднем на 8–13%. Однако женщины используют ресурсы мозга более рационально.
Ученые исследовали гиппокамп — участок в головном мозге человека, отвечающий за формирование эмоций и умственные способности. Женский гиппокамп, при меньшем объеме, выполняет функции более эффективно. Это происходит за счет увеличения количества связей между нейронами.
Факт 4. В мозге человека нет болевых рецепторов и он не чувствует боль. Совсем. Но болевые рецепторы есть в тонкой твердой мозговой оболочке, которая является верхним слоем мозга (как головного, так и спинного). Именно этой оболочкой мы и чувствуем головную боль.
Факт 5. Нервные клетки головного мозга восстанавливаются. Хотя с детства мы слышим обратное, недавние исследования доказывают, что нейроны способны образовываться в процессе деления стволовых клеток.
Факт 6. Головной мозг человека очень пластичен. Одна клетка мозга (например из зоны, отвечающей за обоняние) может выполнять функции другой клетки (обеспечивающей зрительное восприятие). Это обеспечивает нормальное функционирование всей системы организма, даже при сильных повреждениях мозга.
Природа создала нам мозг с большим запасом прочности. У эмбриона более 70% «лишних» нервных клеток погибает еще до рождения.
Пластичность головного мозга человека хорошо иллюстрирует болезнь Паркинсона, при которой отмирают нервные клетки мозга. Симптомы болезни (тремор, потеря контроля над телом, слабоумие) не проявляются до отмирания 90% нейронов мозга. Все это время функции погибших клеток берут на себя еще живые, адаптируясь под новые задачи.
Факт 7. Интеллектуально развитые люди значительно реже имеют заболевания головного мозга, чем люди с низким показателем интеллекта.
Эти данные были получены британскими учеными в 2015 году, на основе анализа 100 000 людей из статистической группы. Так же интеллектуалы менее склонны к полноте.
Факт 8. Важным открытием стало и то, что молитва и обращение в церковь помогает людям реже болеть и быстрее выздоравливать. Это объясняется тем, что у молящегося человека снижается частота дыхания, успокаивается нервная система и нормализуются дельта-волны головного мозга. При этом уверенность в божье помощи, стимулирует процессы регенерации всех тканей организма.
Этим же феноменом объясняются исцеления от медитаций и заговоров.
Факт 9. У трехлетнего ребенка нервных клеток в 3 раза больше, чем у взрослого человека. Если не использовать в полной мере потенциал малыша, то с возрастом невостребованные клетки погибают. Поэтому с самого младенчества нужно активно обучать детей.
Факт 10. Доказано, что пища, попадающая в наш организм, оказывает влияние на работу мозга человека. Прослеживается связь между здоровым питанием и интеллектуальными способностями. Поэтому питаться нужно едой, в которой нет консервантов, искусственных ароматизаторов и красителей.
Как всё-таки заставить мозг работать эффективнее
Надеюсь, вы уже поняли, что пытаться заставить мозг работать лучше, возбуждая все нейроны подряд, — дело бесперспективное, да еще и опасное. Тем не менее можно «натренировать» мозг, чтобы он работал эффективнее. Это, конечно, тема для огромной книги (и даже не одной), а не маленькой статьи. Поэтому я расскажу только об одном способе. Начать придется издалека.
Когда рождается маленький ребенок, количество нейронов в его мозге даже больше, чем у взрослого. Но связей между этими нейронами еще почти нет, и поэтому новорожденный человечек еще не в состоянии правильно использовать свой мозг — например, он практически не умеет ни видеть, ни слышать. Нейроны его сетчатки, даже если они чувствуют свет, не образовали еще связей с другими нейронами, чтобы передать информацию дальше, в кору больших полушарий. То есть глаз видит свет, но мозг не в состоянии понять это. Постепенно необходимые связи образуются, и в конце концов ребенок учится различать вначале просто свет, потом — силуэты простых предметов, цвета и так далее. Чем больше разнообразных вещей ребенок видит, тем больше связей образуют его зрительные пути и тем лучше работает та часть его мозга, которая связана со зрением.
Но самое удивительное не это, а то, что такие связи могут образовываться почти исключительно в детстве. И поэтому если ребенок по какой-то причине не может ничего видеть в раннем возрасте (скажем, у него врожденная катаракта), то необходимые нейронные связи в его мозге уже никогда не образуются, и человек не научится видеть. Даже если во взрослом возрасте у этого человека прооперировать катаракту, он всё равно останется слепым. Проводились довольно жестокие опыты на котятах, которым в новорожденном состоянии зашивали глаза. Котята вырастали, так ни разу ничего и не увидев; после этого им уже во взрослом возрасте снимали швы. Глаза у них были здоровые, глаза видели свет — но животные оставались слепыми. Не научившись видеть в детстве, они уже не способны были сделать это во взрослом возрасте.
То есть существует какой-то критический период, в который образуются нейронные связи, необходимые для развития зрения, и если мозг не научится видеть в этот период, он уже не научится этому никогда. То же относится и к слуху, и, в меньшей степени, к другим человеческим способностям и умениям — обонянию, осязанию и вкусу, способности говорить и читать, играть на музыкальных инструментах, ориентироваться в природе и так далее. Яркий тому пример — «дети-маугли», которые потерялись в раннем детстве и были воспитаны дикими животными. Во взрослом возрасте они так и не могут освоить человеческую речь, поскольку не тренировали у себя в детстве это умение. Зато они способны ориентироваться в лесу так, как не сможет ни один человек, выросший в цивилизованных условиях.
И еще. Никогда не знаешь, в какой момент «выстрелит» какое-то умение, приобретенное в детстве. Например, человеку, который в детстве активно тренировал мелкую моторику рук, занимаясь рисованием, лепкой, рукоделием, будет легче стать хирургом, проводящим филигранные, точные операции, в которых нельзя допустить ни одного неправильного движения.
Иными словами, если что и может заставить мозг работать лучше, то это — тренировка, причем тренировка с самого детства. Чем больше мозг работает, тем лучше он работает, и наоборот — чем меньше его нагружать, тем хуже он будет функционировать. И чем мозг младше, тем он более «гибкий» и восприимчивый. Именно поэтому в школах учат маленьких детей, а не взрослых дяденек и тетенек. Именно поэтому дети гораздо быстрее взрослых умеют приспосабливаться к новым ситуациям (например, осваивают компьютерную грамоту или учат иностранные языки). Именно поэтому тренировать свой интеллект надо с самого детства. И если вы будете это делать, то ничто не помешает вам сделать великие открытия. Например, о том, как работает мозг.
15 интересных фактов о головном мозге
Наш мозг – это уникальный, удивительный, увлекательный орган, который до сих пор остаётся загадкой для науки. Он как хитросплетённый механизм хранит словно запоминающее устройство самые заветные воспоминания для человека и влияет на формирование сознания. Он как командный центр для центральной нервной системы служит для раскрытия физических и познавательных способностей. И это всего лишь малая часть жизненных ролей, которые выполняет мозг человека. На самом деле мы познали крошечную часть себя и своих возможностей несмотря на огромные шаги нейронауки в мире. Перед вами некоторые интересные факты о мозге человека.1. Несмотря на то, что мозг отвечает за обработку болевых сигналов, поступающих из других частей организма, сам он, как это ни парадоксально, не испытывает боли.2. Мозг составляет 2% нашей массы тела, но кислорода потребляет больше, чем любой другой орган, поэтому он чувствителен к повреждениям, которые связаны с лишением кислорода. Так что дышите глубоко, чтобы вашему мозгу было хорошо!3. Учёные обнаружили, что регулярный непродолжительный сон (менее 7 часов в сутки) вызывает уменьшение объёма мозга и снижение когнитивной деятельности в результате старение нервной системы происходит быстрее. Этот процесс медленный и постепенный, но его не остановить.4. Следующий интересный факт о человеческом мозге. Во время бодрствования он может генерировать энергию, которой хватит для питания одной лампочки.5. Ваши идеи и воспоминания вызывают изменения в мозге. То есть каждый раз, когда у вас рождается новая мысль вы, создаёте новые соединения мозга.6. Ещё один интересный факт о мозге человека говорит о том, что он обожает шоколад. Польза для здоровья от умеренного потребления шоколада была подтверждена многими исследованиями. Так вот, оказывается, достаточно понюхать кусочек шоколада, чтобы стимулировать тета-волны мозга и почувствовать себя более расслабленным.7. Человеческий мозг состоит на 75% из воды и имеет консистенцию желатина.8. Когда все органы во время сна настраиваются на отдых и их деятельность минимальна, мозг увеличивает свою активность даже больше, чем она была в момент бодрствования.9. Как известно, в подростковом возрасте с человеком происходят внешние изменения. Но это не всё. Меняется и его мышление, поскольку структура мозга в этот период также подвергается полному изменению.10. Различные исследования пришли к выводу, что стресс негативно влияет на мозг, а именно уменьшает его размеры.11. Когда мозг стареет, ему легче контролировать свои эмоции. Он легко и спокойно усваивает негативные мысли, поэтому с течением времени нам всё легче и спокойнее реагировать на жизненные неурядицы.12. Смех расслабляет мозг. Учёные пришли к выводу, что смех вызывает мозговые волны аналогичные тем, которые появляются при медитации. Таким образом, юмор помогает
нам мыслить с большей ясностью и позитивным настроем.13. Следующий интересный факт о мозге человека. Знаете ли вы, что мозг мужчины на 10% больше, чем у женщины? Но несмотря на это у женского пола больше нервных клеток и соединений, поэтому работает их мозг эффективнее. Правда развит он больше в эмоциональную сторону, в то время как мужской в логическую.14
Ваш мозг использует 20-30% от всех калорий, которые вы получаете…поэтому важно обратить внимание на то, что вы едите и выбрать здоровую пищу, которая даст энергию и питательные вещества не только телу, но и мозгу.15. Обращали ли вы внимание на то, что когда кто-то зевает в вашем присутствии непременно тянет сделать то же самое? А объясняется это тем, что мозг содержит так называемые зеркальные нейроны. Кстати, если они повреждены, человеку трудно социализироваться и общаться с другими людьми.
Кстати, если они повреждены, человеку трудно социализироваться и общаться с другими людьми.
Оригинал
Just do it. О фитнесе, красоте и здоровье
Функции мозга
И. П. Павлов считал мозг самым свершенным и сложным созданием. Головной мозг совместно с нервной системой являются основополагающими для жизни человека, ведь они обеспечивает жизнедеятельность. Благодаря мозговой функции человек:
• разговаривает;
• слышит звуки;
• видит;
• думает;
• оценивает происходящее;
• принимает решение;
• ощущает предметы;
• двигается.
Способность мозга человека, не до конца понятая, может скрывать такой ресурс, который еще не выявлен. Специфика функций мозга человека напоминает работу компьютера. В функции мозга входит контроль внутренних органов, но он также отвечает за эмоциональное состояние. Человек может логически рассуждать, совершать поступки согласно нравственному и моральному чутью. Благодаря этим функциям человек радуется, смеется, плачет, сопереживает и т.д.
Особенность функций мозга заключается в способности:
• регулировки метаболизма;
• контроля функций ССС;
• контроля эмоционального состояния;
• контроля функций желез внутренней секреции;
• приема, обработка поступившей информации.
У органа две части и развиваются они у разных людей по разному. Левая часть — формирует и ответственна за техническое и логическое мышление. У людей творческой направленности – более развита правая часть.
Три главные услуги головного мозга
Если объединить все, что старательно проделывает для нас наш головной мозг, то мы получим 3 основных его поля деятельности:
- поддержание энергетического тонуса – регулирование обмена веществ, работы желез внутренней секреции, обеспечение роста и развития;
- прием, переработка и хранение информации, поступающей из внешнего мира;
- программирование, регуляция и контроль деятельности человека.
Все это очень сильно напоминает работу сложного компьютера. Действительно, человеческий мозг, его особенности и возможности воспроизводят все закономерности сложного управления информационными потоками. Или это компьютеры создаются по образу и подобию головного мозга?
Взять хотя бы энергетический блок. Он даже и на мозговую структуру-то, строго говоря, не очень походит – рыхлый, даже жидковатый, расположен где-то совсем глубоко внутри. Но в целом – это, пожалуй, самая древняя часть мозга, локализованная в гипоталамусе.
Без нее мозг лишается своей энергетической подпитки, а тонус всех мозговых процессов снижается до неработоспособного уровня.
Целый ряд причин неудовлетворительной работы мозга, таким образом, связан с тем, что в разных контекстах называют по-разному, например:
- нарушение обмена веществ в организме;
- расстройства жирового обмена;
- нарушение работы гипофиза,
- заболевания эндокринных желез.
У всех на слуху фраза «всплеск адреналина» — это как раз и есть тот случай, когда гормон, известный под названием адреналин, выбрасывается в кровь надпочечниками, которые его производят. Результат – мощный эмоциональный всплеск, фактически взрыв эмоций! Именно так реагирует энергетический блок мозга на гормональный сдвиг.
Совет 2
Итак, качество первой услуги нашего мозга напрямую связано со здоровьем нашего организма. Так что помогать своему мозгу означает, в том числе, и следить за своим обменом веществом и работой желез внутренней секреции, обеспечивая и поддерживая здоровое функционирование соответствующих органов.
Генри Молайсон и его неспособность формировать новые воспоминания
Генри Молайсон / guim.co.uk
Генри Молайсон — пациент, единственный в своём роде. Потому что только ему довелось пережить операцию по удалению медиальной височной доли мозга. Это было сделано для того, чтобы избавить его от изматывающих приступов. Когда доктор, проводивший эту процедуру узнал, что случилось с памятью Генри, он категорически отказался делать такие операции кому-либо ещё, а также начал выступать против проведения подобных процедур другими врачами.
Удаление медиального отдела височной доли, расположенной над ухом, привело к тому, что Молайсон начал страдать от весьма редкого расстройства, известного как антероградная амнезия. При таком расстройстве мозг пациента не может формировать новые воспоминания, однако пациент помнит всё, что происходило с ним в прошлом. То есть Генри помнил всё, что было с ним до операции, всё, что происходило с ним за 27 лет его жизни. У него осталась способность формировать процедурные воспоминания, проще говоря — привычки. Но его мозг оказался не в состоянии фиксировать новые декларативные воспоминания, и он не мог вспомнить своего друга, с которым он только что пообедал, не мог вспомнить, как зовут нынешнего президента, и так далее.
В таком состоянии Генри прожил 55 лет, а умер он в 2008-м году, когда ему исполнилось 82 года. Из-за своей уникальности Генри был объектом целого ряда исследований, и в неврологических кругах он ныне известен как пациент «HM».
Человек с половиной мозга
В 14 лет Карлос Родригес попал в автомобильную аварию: машина, которую он вел, врезалась в столб, а он сам вылетел через лобовое стекло и «приземлился» на голову. В результате этого после операции он потерял около 60% мозга. Самое удивительное — то, что Родригес по-прежнему жив. Сейчас ему уже больше четверти века, и он продолжает жить обычной жизнью.
Хотя медицина шагнула далеко вперед по сравнению с тем, что было во время Финеаса Гейджа, такие повреждения все еще считаются очень серьезными. Кроме того, считается, что без мозга, всех его частей, человек жить не может или же живет, как «овощ».
Родригес, Гейдж и многие другие люди, пережившие серьезные травмы и потерю части мозга, доказывают, что современные взгляды и теории все еще ошибочны.
Невероятно, но факт
Способность образовывать новые связи и переобучаться дает поразительные результаты. Известны случаи, когда она преодолевала все грани возможного. Человеческий мозг — структура нелинейная. Со всей определенностью в нем нельзя выделить зоны, которые выполняют одну конкретную функцию и никакую больше. Более того, при необходимости части головного мозга могут брать на себя «обязанности» травмированных зон.
Так произошло с Говардом Рокетом, в результате инсульта обреченным на инвалидное кресло. Он не пожелал сдаваться и с помощью ряда упражнений пытался разрабатывать парализованные руку и ногу. В результате каждодневного упорного труда через 12 лет он смог не только нормально ходить, но и танцевать. Его головной мозг очень медленно и постепенно перенастроился таким образом, чтобы непострадавшие его части смогли выполнять функции, необходимые для нормального движения.
Почему мы рождаемся с маленьким мозгом
Все человеческие дети рождаются недоразвитыми, буквально недоношенными в сравнении с детенышами любого другого вида. Ни у одного животного нет настолько длинного детства, как у человека, и у них не бывает потомства, которое рождалось бы с настолько маленьким мозгом относительно массы мозга взрослого: у человеческого новорожденного она составляет лишь 30%.
Все исследователи сходятся во мнении, что мы вынуждены рождать человека незрелым из-за внушительного размера его мозга. Классическое объяснение — это акушерская дилемма, то есть история конфликта между прямохождением и большой головой. Чтобы родить детеныша с такой головой и крупным мозгом, нужно иметь широкие бедра, но невозможно их бесконечно расширять, потому что это будет мешать ходить. По подсчетам антрополога Холли Дансуорт, чтобы рожать более зрелых детей, достаточно было бы увеличить ширину родового канала всего на три сантиметра, но эволюция все равно в какой-то момент остановила расширение бедер. Эволюционные биологи предположили: вероятно, мы и должны рождаться недоношенными, чтобы наш мозг развивался во взаимодействии с внешней средой, ведь в матке в целом довольно мало стимулов.
Есть знаменитое исследование Блэкмора и Купера. Они в 70-е годы проводили опыты с котятами: большую часть времени держали их в темноте и на пять часов в день сажали в освещенный цилиндр, где они получали не совсем обычную картину мира. Одна группа котят в течение нескольких месяцев видела только горизонтальные полосы, а другая — только вертикальные. В итоге у котят возникли большие проблемы с восприятием реальности. Одни врезались в ножки стульев, потому что не видели вертикальных линий, другие таким же образом игнорировали горизонтальные — например, не понимали, что у стола есть край. С ними проводили тесты, играли с помощью палочки. Если котенок рос среди горизонтальных линий, то горизонтальную палочку он видит и ловит, а вертикальную просто не замечает. Затем вживляли электроды в кору головного мозга котят и смотрели, каким должен быть наклон палочки, чтобы нейроны начали издавать сигналы
Важно, что со взрослым котом во время такого эксперимента ничего бы не случилось, а вот мир маленького котенка, чей мозг только учится воспринимать информацию, вследствие подобного опыта может быть навсегда искажен. Нейроны, которые никогда не подвергались воздействию, перестают функционировать
Зачем мозгу лениться и спать
Когда мозг чему-то учится, он выращивает новые связи между нейронами. А это процесс медленный и дорогостоящий, на него нужно тратить много калорий, сахара, кислорода, энергии. Вообще, человеческий мозг, притом что его вес составляет всего 2% от веса всего тела, потребляет около 20% всей энергии, которую мы получаем. Поэтому при любой возможности он старается ничему не учиться, не тратить энергию. На самом деле это очень мило с его стороны, ведь если бы мы запоминали все, что видим каждый день, то мы довольно быстро сошли бы с ума.
В обучении, с точки зрения мозга, есть два принципиально важных момента. Первый заключается в том, что, когда мы осваиваем любой навык, нам становится легче действовать правильно, чем неправильно. Например, вы учитесь водить машину с механической коробкой передач, и вам сначала все равно, переключать передачу с первой на вторую или с первой на четвертую
Для вашей руки и мозга все эти движения равновероятны; вам неважно, в какую сторону гнать нервные импульсы. А когда вы уже более опытный водитель, то вам физически проще переключать передачи правильно
Если вы попадете в машину с принципиально другой конструкцией, вам снова придется задумываться и контролировать усилием воли, чтобы импульс не пошел по проторенной дорожке.
Второй важный момент: главное в обучении — это сон. У него много функций: поддержание здоровья, иммунитета, обмена веществ и разных сторон работы мозга. Но все нейробиологи сходятся в том, что самая главная функция сна — это работа с информацией и обучением. Когда мы освоили какой-то навык, то хотим сформировать долговременную память. Новые синапсы растут несколько часов, это долгий процесс, и мозгу удобнее всего это делать именно тогда, когда вы ничем не заняты. Во время сна мозг обрабатывает информацию, полученную за день, и стирает то, что из этого надо забыть.
Есть эксперимент с крысами, где их учили ходить по лабиринту с вживленными в мозг электродами и обнаружили, что во сне они повторяли свой путь по лабиринту, а на следующий день ходили по нему лучше. Во многих тестах на людях показано, что то, что мы выучили перед сном, вспомнится лучше, чем выученное с утра. Выходит, что студенты, которые принимаются за подготовку к экзамену где-то ближе к полуночи, все делают правильно
По той же причине важно думать о проблемах перед сном. Конечно, заснуть будет сложнее, но мы загрузим вопрос в мозг, и, может быть, наутро придет какое-то решение
Кстати, сновидения — это, скорее всего, просто побочный эффект обработки информации.
Невероятно, но факт
Учеными собраны сведения, которые говорят о феноменальных способностях человеческого мозга, а именно:
1. Мозг принято считать серым. Однако только отмирающие клетки становятся серыми. Живые клетки отливают розовым!
2. Орган трудится без отдыха от рождения до смерти.
3. Орган вмещает от 80 до 100 миллиардов нейронов. В левом полушарии нейронов содержится больше.
4. По сведениям опубликованных в 2014 году в голове женщины содержится больше «серого вещества».
5. У мужчины больше белой спинномозговой жидкости.
6. У людей гуманитарного направления процент «серого вещества» выше.
7. Систематические физические занятия способствуют увеличению массы мозга.
8. 60% мозга — это белое вещество, его цвет определяет миелин, который увеличивает скорость электрических импульсов.
9. Жир очень полезен для мозга.
10. Орган потребляет до 20% кислорода и столько же ему требуется глюкозы.
11. В органе вырабатывается энергия, на которой может работать лампочка в 25W!
12. Выяснено, что размер органа не влияет на умственные способности.
13. Чем больше извилин, тем больше нейронов, тем лучше память.
14. Увеличить количество мозговых извилин можно при помощи медитации.
15. Когда происходит процесс зевания, орган охлаждается.
16. Если человек пренебрегает сном, повышается температура мозга.
17. Человек за день способен переработать 70 000 мыслей.
18. Информация в органе продвигается по нейронам со скоростью от 1,5 до 440 км/час.
19. Орган способен моментально сканировать и обрабатывать изображения за 13 миллисекунд, тогда как мигание глаза происходит за несколько сотен миллисекунд.
20. Согласно статистике примерно 20% населения левши. Правша наиболее приспособлен к условиям цивилизации. Людям со способностью левши труднее жить.
21. Только 1% населения могут владеть одинаково обеими руками, их называют амбидекстерами.
Системный хаос — полный порядок
Системный хаос — полный порядок.
Согласно данным недавнего исследования, зачастую даже мозг человека просто отказывается от попыток понять сон. Исследователи из Университета Милана попросили людей записывать свои сны и фантазии наяву в течение месяца. Для начала было замечено, что сны были намного менее логичными, чем фантазии в состоянии бодрствования. Затем подопытных поместили в сканер МРТ, после чего им зачитали их же сны и фантазии.
Оказалось, что и то и то вызывает активность области мозга, связанной с комплексным изучением языка. Но в тот момент, когда описание снов становилось слишком причудливым, активность этой части мозга существенно снижалась. Исследовательская группа сделала вывод, что мозг человека даже не пробует разобраться в смысле нелогичных снов.
Что такое IQ
IQ – это принятый в 1912 году коэффициент интеллекта. Определяют его решением тестовых задач, каждый из которых должен отличаться сложностью.
1. Показатель IQ 70 – самый низкий.
2. Показатель IQ обычного человека — 100.
3. Показатель IQ выше 100 определяет повышенные способности человека.
К примеру, обычный показатель IQ японцев равен 111. Только у 10% японцев IQ 130.
Можно ли повысить уровень IQ? Американский врач Андреа Кушевски, в начале своей деятельности, занималась с умственно отсталым малышом. Она разработала программу, по которой проводились занятия на протяжении трех лет. В результате IQ ребёнка после окончания курса равнялось 100.
После проведенных экспериментов сделан вывод:
• способности ума поддаются тренировке;
• начать тренировки можно в любом возрасте;
• любой желающий может улучшить свои способности.
С чего начать?
Человек использует возможности мозга примерно на 5%, в лучшем случае 10%.
Этот орган имеет защиту, которая позволяет пользоваться возможностями столько, сколько требуется в настоящее время.
Есть несколько правил, для тех, кому хочется повысить свой уровень IQ:
1. Стабильно «кормить» свой ум полезной пищей. Можно решать математические или логические задачи, заняться освоением музыкального инструмента или изучать иностранные языки, изучать страны в путешествиях.
2. Лучшим способом тренировки (для некоторых) являются компьютерные игры.
3. Неординарные способности развиваются решением одной задачи несколькими вариантами.
4. Следует выбирать сложные варианты решения любой проблемы.
Доказано, что развить способности ума нужно при стабильных нагрузках. Начинать можно с решения простых задач. Иначе говоря, идти от простого к сложному:
• разгадывать кроссворды;
• читать книги, газеты;
• учить стихи;
• решать математические задачи;
• запоминать прочитанную информацию;
• изучать языки;
• освоить компьютер, который помогает контролировать собственные эмоции.
Для выполнения этих нагрузок не требуется много времени. Всего полчаса в сутки стоит потратить на занятия, чтобы сохранить адекватную мозговую активность до самой глубокой старости. Совершенствовать способности человеческого мозга нужно в любом возрасте.
В итоге после подобных занятий человек получает:
• улучшится кровообращение, то есть питание мозга;
• результат тренировок способствует неограниченному восприятию информации;
• заметно снизится риск развития возрастных заболеваний или болезней, подобных депрессии.
Интересно! Сигналом беспокойства должно быть ухудшение запоминания. В такой ситуации можно порекомендовать компьютерные игры. Замечено, что люди, играющие в компьютерные игры, лучше запоминают информацию, также у них высокая скорость реакции. Именно скорость реакции на необычную ситуацию может отображать состояние мозговой активности.
Как развить возможности мозга
Ученые доказали, что развить способности мозга возможно. Для этого прекрасно подходят книги, некоторые, специально разработанные компьютерные программы. Это поможет накопить информацию, улучшить память. Но для того, чтобы развивать мышление, человек должен постоянно решать задачи, разгадывать ребусы, то есть тренировать мозг. Именно это развивает мышление и память.
Лучше всего тренировать способности мозга человека, занимаясь новыми видами деятельности, расширяя свои познания не только теоретически, но подкрепляя их практическими навыками.
А как же быть с новомодными теориями о том, что сознание может все, что именно правильно использованные возможности мозга открывают для нас двери в жизнь без ограничений, бедности, болезней? Или древние легенды о людях, способных делать многое благодаря скрытым особенностям человеческого мозга – это просто вымысел, игра человеческой фантазии? Задерживать дыхание на несколько часов, замедлять сердцебиение до 1-2 ударов в минуту, или отрываться от земли на несколько метров – это все мифы?
Последователи восточной мудрости до сих пор считают, что развить скрытые способности мозга под силу каждому. Основные требования, которые необходимо выполнить для развития способностей, являются следущими:
- Длительное время.
- Терпение.
- Усилия и настойчивость.
- Грамотный наставник.
Исследования по этой теории провести практически невозможно, а даже если они и проводились, то никогда не предавались широкой огласке. Но каждый из нас хоть раз в жизни раскрыл, пусть даже только для себя, возможности мозга. Это могло проявляться в несвойственной до интуиции или каких-то сверх возможностях, проявившихся в критической ситуации. У каждого это бывает по-разному.
Это является еще одним подтверждением того, что возможности человеческого мозга можно и нужно развивать. Существует несколько методик.
Кто-то предлагает обучение во сне методом начитывания информации. Другие же с энтузиазмом поддерживают сведение сна к минимуму для более рационального использования времени бодрствования.
Кто-то предлагает развивать скрытые способности мозга лишь в раннем детстве, а некоторые считают, что процесс можно начинать в любое время. Теорий великое множество.
В современной действительности мы встречаемся только с единичными случаями проявления экстраординарных особенностей нашего мозга. До сих пор ученые не разгадали тайну Вольфганга Мессинга, а способности и мудрость Далай Ламы ни у кого не вызывает сомнения. Многие йоги умеют управлять основными процессами жизнедеятельности и учатся этому искусству не один десяток лет. Да именно учатся. Возможно, каждый из нас может развить в себе какие-то способности, если поставит перед собой такую цель, или мы все настолько закостенели, обросли верованиями и принципами, которые нам внушают с ранних лет, что не способны, да и не хотим перемен? В детстве мы же верили, что чудеса возможны, что изменилось теперь?
Многие модные направления в психологии говорят о силе позитивного мышления и настроя. Это можно также воспринимать как еще одну скрытую особенность нашего мозга самому представлять и реализовывать свою прекрасную жизнь.
Для того чтобы развить мозг, нужно тренировать не только мозговую деятельность
Успешных результатов достигают люди, которые параллельно тренируют и мышечную систему, это помогает не только ускорить кровообращение, тем самым доставку в мозг кислорода и питательных веществ, но и улучшить память, координацию, развить внимание
Сверх способности проявляются не только в предвиденье будущего, вещих снах, телекинезе и подобных вещах. Скорочтение, феноменальная память, знание десятков языков или тонкостей генетики и квантовой физики — многое из этого можно считать необычным, но все это представляет собой возможности человеческого мозга.
Аномальный феномен
Проблема соотношения тела и сознания до сих пор не решена. Существуют разные теории сознания — теория глобального нейронного рабочего пространства (Global workspace theory, или GWT. — Прим. T&P), квантовая теория Хамероффа — Пенроуза, теория аттендированной среднеуровневой реализации сознания Принца или теория интегрированной информации. Но все это только гипотезы, в которых недостаточно разработан концептуальный аппарат. А кроме того, нам не хватает экспериментальных средств для изучения мозга и поведения человека — например, применение постулатов теории интегрированной информации на живых организмах пока невозможно из-за вычислительных и аппаратных ограничений.
Сознание — аномальный феномен, непохожий на остальные феномены естественного мира. В то время как последние интерсубъективны, то есть доступны всем, к сознанию мы всегда имеем только внутренний доступ и не можем его непосредственным образом наблюдать. Одновременно с этим мы знаем, что сознание — естественное явление. Впрочем, если мы станем думать об устройстве Вселенной как о фундаментальных физических взаимодействиях, то это будет работать ровно до тех пор, пока мы не вспомним о сознании: непонятно, как в такое представление мира втискивается феномен со столь непохожими на все остальное характеристиками.
Одно из лучших определений сознания — остенсивное (определение предмета путем непосредственного показа. — Прим. T&P): все мы с вами чувствуем ментальные образы и ощущения — это и есть сознание. Когда я смотрю на какой-то предмет, в моей голове есть его образ, и этот образ тоже является моим сознанием
Важно, чтобы остенсивное определение сознания коррелировало с итоговым объяснением: когда в исследовании сознания мы получаем определения вроде «Сознание — это квантовый эффект в микротрубочках нейронов», то сложно понять, как этот эффект может стать ментальными образами