Цитаты про воспоминания, фразы и высказывания о воспоминаниях из прошлого

Вся жизнь перед глазами

Как отмечают исследователи, память нам нужна, чтобы ориентироваться в жизни, принимать верные решения и хорошо адаптироваться к обстоятельствам. Именно поэтому мы лучше помним то, что используем в повседневной жизни и забываем то, что нам не пригодилось, например, школьную программу по алгебре.

В стрессовой ситуации многие люди говорят, что помнят, как у них «вся жизнь промелькнула перед глазами».

Профессор МГУ Вероника Нуркова в научной статье «Проблема неточности воспоминаний в перспективе многокомпонентной модели памяти» объясняет этот феномен тем, что в ситуации угрозы жизни наша память не знает, какая именно информация нам сейчас нужна, чтобы выжить. Поэтому память подгружает в наше сознание сразу серию жизненно-значимых событий, которые с нами происходили из долговременной памяти. Это нужно, чтобы мы смогли опереться на свой жизненный опыт, сориентироваться в ситуации, принять верное решение и спасти свою жизнь.

Что такое воспоминание?

Понятие «воспоминание» подразумевает под собой мысленное образное воспроизведение определенной картины, которая ассоциируется с конкретным временным отрезком времени. Воспоминания бывают произвольными и непроизвольными:

  1. Произвольные воспоминания возникают тогда, когда человек по собственной воле мысленно воспроизводит определенные картины из прошлого.
  2. Непроизвольные воспоминания возникают в голове сами по себе, зачастую им предшествуют определенные условия окружающего настоящего, которые ассоциируются или напоминают о конкретном прошлом.

Воспоминаниями называются мыслительные операции, когда из памяти достаются определенные картины, которые с человеком произошли. Зачастую человек вспоминает прошлое так, как он его воспринял – вспоминается ситуация не объективно, а субъективно, нередко в такой цветовой гамме, которую сам человек накладывает на прошлое.

Воспоминания часто не совпадают с реальными событиями, которые происходили в прошлом, что связано с субъективным отношением человека к ситуации, с его оценкой ситуации, защитными психическими механизмами, точностью воспринятых обстоятельств, от которых индивид не укрывался, и готовностью воспринимать реальность любой, а не так, как лично хочется.

Воспоминания нередко влияют на человеческую жизнь в настоящем и даже в будущем. У каждого человека есть свое прошлое. Даже у всего человечества есть прошлое, которое и приводит к тому настоящему, которое имеется сейчас. Несомненно, прошлое влияет на то, какими люди становятся в настоящем и к какому будущему они устремляются. Но довольно часто прошлое не такое счастливое и успешное, чтобы оно подводило человека к чему-то хорошему и прекрасному в дальнейшем. Возникает вопрос: «Неужели смириться и жить, как живется?». Нет. Если вы хотите жить иначе, а не так, как может предречь вам прошлое, вы вольны взять под контроль свою жизнь и изменить ее течение.

Обычно люди живут «на автомате», то есть отключают свое сознание, отчего просто плывут по течению. Конечно же, в этом случае произойдет то, что должно произойти, если рассмотреть логическую цепочку всех причинно-следственных связей событий прошлого, настоящего и будущего. Человек как будто не принимает участия в формировании своей жизни, он лишь подчиняется ей. И тогда выходит то, что люди называют «судьбой», хотя ее можно изменить, если человек того захочет.

Давление прошлого не позволяет человеку жить счастливо в настоящем времени. Многочисленные шаблоны, правила и нормы поведения, стереотипы общества, а также собственные страхи, нереализованные желания, комплексы – все это просто уничтожает возможность счастливого существования. И если человек поддается своей «судьбе», тогда он действительно живет несчастливо, страдальчески, ничего не достигая.

Можно ли изменить прошлое? Нет, прошлое никак не изменишь. Но вот настоящее и будущее еще поддается изменению. Поэтому если вы хотите что-то изменить в своей жизни, то нужно менять не прошлое, а свое настоящее, перенаправляя течение жизни к другому будущему. Это словно вырыть новый ров, по которому потечет река уже в другом направлении, а не в том, по которому привыкла течь.

В чем заключаются изменения? Под переменами понимается то, что вы должны изменить самого себя. Вы должны проработать собственные страхи и комплексы, чтобы от них освободиться, понять, какие убеждения полезные, а какие только мешают вам жить, освободиться от стереотипности мышления, а также наметить цели, к которым вы будете идти. Все это происходит нелегко, поэтому готовьтесь к тому, что вам захочется все бросить и вернуться в прежнее «русло». Также вас подстерегают различные трудности и ошибки, которые вы будете совершать. Но вопрос будет заключаться не в том, сможете ли вы не делать ошибок, а в том, готовы ли вы преодолевать трудности и продолжать двигаться к своей цели, несмотря на неудачи.

Вам придется изменить себя, «переломить», стать другим. А это очень трудно. Но лишь ваше желание и упорство жить иначе не позволят прошлому давить на вас, позволят жить так, как вы того хотите. Поймите, что вы можете жить так, как вам хочется. И мир в любой момент предоставляет вам такую возможность. Но воспользуетесь ли вы своим шансом или нет – это уже решать вам.

Воспоминание – это то, что человек извлекает из своей памяти в виде образов, которые относятся к прошлому, произошедшие с ним в реальной жизни. Несмотря на то, что они могут неправильно воспроизводиться человеческим сознанием, они продолжают оставаться воспоминаниями.

Ложные воспоминания не всегда проблема

Поначалу многие довольно скептически отнеслись к этой теории, объясняя это тем, что взрослые во всем превосходят детей. Но такое отношение к теории возникло, возможно, из-за того, что мы очень часто полагаемся на наш мозг, и любое предположение о том, что с возрастом его работа становится менее точной, выглядит для нас пугающей перспективой.

В реальности же, несмотря на то что у всех нас со временем проявятся ложные воспоминания, никаких проблем от этого мы испытывать не будем, считает Рейна. С эволюционной точки зрения в таком неминуемо ожидаемом всех нас переходе к смысловой памяти даже можно найти свои плюсы. Например, в рамках своих исследований Рейна обнаружила, что смысловая память помогает людям принимать более безопасные решения в вопросах принятия различных рисков.

Объяснить это помогает парадокс Алле, используемый в теории принятия решений и названный в честь экономиста и Нобелевского лауреата Мориса Алле. Парадокс можно сформулировать в виде выбора между двумя вариантами, в каждом из которых с некоторой вероятностью достаётся та или иная сумма денег. Индивидам предлагают выбор по одному решению из двух пар рискованных решений. В первом случае в ситуации A есть 100% уверенность в получении выигрыша в 1 млн франков, а в ситуации B имеется 10% вероятность выигрыша в 2,5 млн франков, 89% — в 1 млн франков и 1% — не выиграть ничего. Во втором случае тем же индивидам предлагается сделать выбор между ситуацией C и D. В ситуации C имеется 10% вероятности выигрыша в 5 млн франков и 90% не выиграть ничего, а в ситуации D 11% составляет вероятность выигрыша в 1 млн франков и 89% — не выиграть ничего.

Алле установил, что значительное большинство индивидов в этих условиях предпочтет выбор ситуации A в первой паре и ситуации C во второй. Этот результат воспринимался как парадоксальный. В рамках существовавшей гипотезы индивид, отдавший предпочтение выбору А в первой паре, должен выбрать ситуацию D во второй паре, а остановивший выбор на В должен во второй паре отдать предпочтение выбору С. Алле математически точно объяснил этот парадокс. Его основной вывод гласил, что рационально действующий агент предпочитает абсолютную надежность.

Психолог говорит, что существование ложных воспоминаний могут заставить людей беспокоиться о том, как они якобы по-другому видят окружающий их мир, но в этом нет никакой проблемы. В отличие от реальных негативных возрастных проблем, которые могут проявляться в том числе и в виде снижения эффективности памяти, ложные воспоминания в некоторых случаях на самом деле помогают нам делать более безопасный и более осознанный выбор в тех или иных вещах. Поэтому Рейна отмечает, что не следует путать ложную память с деменцией.

Смысловая память — это лишь очередной способ, с помощью которого наш мозг показывает то, насколько он готов адаптироваться к внешнему окружению. Опять же, не стоит путать ложные воспоминания с деменцией («старческим маразмом», по-народному). Пока человек не испытывает никаких проблем, то и волноваться об этом не стоит, считает психолог.

Что такое ложные воспоминания, почему они существуют?

Исследования говорят, что воспоминанием не всегда можно доверять. Ведь процессы запоминания могут не отображать реальную действительность, а искривлять ее.

Влияние эмоций на память иногда настолько сильное, что может видоизменить или запомнившуюся информацию. Фантазии становятся частью реальности, воспринимается как абсолютная действительность.

К сожалению, не существует метода, помогающего в точности отличить правдивые воспоминания от ложных, а значит ложные занимают свое место на ряду со всеми воспоминаниями.

Конфабуляция.

В психологии явление ложных воспоминаний иногда проявляется в виде конфабуляции. Конфабуляция – видоизмененные воспоминания, факты, которые отличаются от реальности либо переносятся в другой период времени, сопутствуя несуществующим событиям.

В психиатрии такое явление принято относить к расстройствам. Лечение таких нарушений происходит посредством приема необходимых для правильной работы памяти витаминов, либо когнитивными способами.

Воспоминания – зеркало нашей индивидуальности. Они бывают приятными и появляются, чтобы мотивировать, вселять надежду. Они бывают неприятными, чтобы напомнить о прошлом опыте или предостеречь от глупых ошибок. Но все же воспоминания – это индивидуальная пластинка души, которую можно и стоит иногда проиграть.

Как избавиться от неприятных воспоминаний?

Любые воспоминания являются определением нашей индивидуальности, а также составляют часть нашей жизни. Если с положительными воспоминаниями все понятно, то негативные вызывают отрицательные эмоции или вводят в депрессию.

Справится с «приступами» внезапно нахлынувшей волны негатива удается не всем. Что делать, если начинается приступ?

1. Найти противовес.

Перебить негативные воспоминания, какими бы они не были, всегда помогут положительные и приятные. Что если припомнить, какие красивые розы растут у бабушки в деревне или как вкусно пахнет на кухне, когда готовит мама. Такие отголоски могут быть незначительными, однако обеспечат хороший эмоциональный настрой.

2. Переосмыслить.

Если отрицательные эмоции сопровождаются навязчивыми неприятными мыслями, стоит твердо разграничить прошлое и настоящее. Воспринимая негативные ситуации как прожитый опыт, гораздо проще их принять, отпустить, забыть.

3. Принять случившееся.

К слову об опыте: воспоминания беспокоят, когда подсознание указывает на наши ошибки. Чувства вины, стыда, обиды, неловкости или страха провоцируют неприятное всплывать в голове снова. Что делать в этом случае? Принять подсказки нашего мозга: сделать определенные выводы, чтобы избежать подобных ситуаций в будущем. Понять, что время не вернуть, зачем тогда мучать себя?

4. Убрать раздражители.

Еще один хороший способ истребить воспоминания, которые докучают – избавиться от всего, что с ними связанно (фотографии, одежду, мебель). Очистить пространство вокруг себя – значит очистить свой разум от вредных воспоминаний.

2 секрет. Повторять необходимо активно, то есть, не подсматривая в материал

Повторяйте ранее заученный материал по памяти. Попробуйте вспомнить визуальные образы и другие мнемонические зацепки, которые вы использовали при запоминании.

Вспомнив образы, проговорите информацию вслух и сравните с оригиналом. Если образы не вспоминаются, не мучайтесь. Просто еще раз подсмотрите в материал и перестройте ассоциации. Например, из вашей памяти пропал вами же сконструированный образ пера, который держит Ф.М. Достоевский на своем самом известном портрете. Таким образом, вы забыли, что портрет этот нарисовал Василий Перов. В этом случае, заново представьте перо в руках у великого писателя, но пусть теперь оно будет большего размера.

Цитаты про воспоминания, фразы и высказывания о воспоминаниях из прошлого

Исследования ложных воспоминаний

К сожалению, идеи Мюнстерберга на то время показались общественности слишком радикальными, и парня в итоге неделей позже все-таки повесили. Лишь спустя несколько десятилетий идея ложных и искаженных воспоминаний будет должным образом изучена и начнет рассматриваться как фактор, способный влиять на показания.

Сегодня многие согласятся с тем, что ложные признания можно получить в ходе весьма напряженного эмоционально и физически подавляющего допроса подозреваемого. Именно об этом могут подумать те, кто посмотрит недавнюю документальную драму «Создавая убийцу» от компании Netflix, наделавшую немало шума среди американского общества. Делается ли ложное признание под сильным давлением, или человек действительно верит в то, что говорит – здесь нужно разбирать каждый случай отдельно. Однако Лофтус уверена, что оснований подозревать кого-то в том, что его воспоминания подверглись искажению и дезинформации, у вас не будет, если вы заранее не будете уверены в том, что это действительно имело место.

Однако решение этого вопроса может скрываться в нашей биологии. На это указали результаты работы южнокорейских нейробиологов из Университета Тэгу, проводивших исследование работы мозга у 11 добровольцев, имевших настоящие и ложные воспоминания. Ученые хотели понять, будут ли прослеживаться в получаемых данных какие-то характерные отличительные признаки. Людей попросили ознакомиться со списком слов, разбитых на категории. Одной из таких категорий, например, была «домашний скот». Затем их подключили к аппарату функциональной магниторезонансной томографии и начали опрашивать на предмет наличия несоответствия для той или иной категории у слов. В момент ответов исследователи пытались определить изменения в кровотоке в разных частях мозга испытуемых. Эксперимент показал, что у людей, которые были уверены в своем ответе (и ответ на самом деле оказывался верным), кровоток возрастал в районе гиппокампа – отдела мозга, играющего важную роль в консолидации памяти (перехода кратковременной памяти в долговременную). А когда участники были уверены в своих ответах, но ответы на самом деле оказывались неправильными (что происходило примерно в 20 процентах случаев), то повышение кровотока наблюдалось во фронтопариетальном отделе мозга, отвечающем за так называемое «чувство дежавю».

Детские воспоминания

Почему человек зачастую не помнит своего раннего детства? Это связано с особенностями памяти. На первом году жизни человек обычно ненадолго запоминает зрительные образы, с которыми постоянно контактирует. Однако пока они не задерживаются в сознании ребенка. Уже на втором году запоминание увеличивает свой промежуток. Ребенок на более длительный срок может все запоминать.

Начиная с 3 лет, ребенок запоминает единичные события на долгие годы, прочая информация запоминается приблизительно на один год. Запоминаются надолго обычно те ситуации, которые были эмоционально окрашены.

Воспоминания закрепляются в памяти с самого детства, только человек не имеет к ним доступа. Воспоминания становятся более длительными и доступными для воспроизведения, когда:

  1. Ребенок начинает задавать вопросы, на которые пытается найти ответы из своего прошлого опыта.
  2. Ребенок начинает создавать определенные цепочки между прошлыми событиями и настоящими ситуациями, явлениями, предметами.

Уже в дошкольном возрасте запоминание событий становится длительным, что связано с обучением, когда ребенок должен заучивать. При этом жизнь ребенка все менее становится новой, малыш уже сталкивается со знакомыми ситуациями. Повторение способствует тому, что малыш запоминает.

Прошлое человека – когда оно важно, а когда неважно? Вспомните все те рассуждения друзей и подруг, когда вы обсуждаете тему, нужно ли расспрашивать человека об его прошлом. Одни говорят, что не нужно, другие аргументируют нужность расспроса человека о прошлом, мол, «ты по крайней мере будешь знать, на что он способен»

Так, когда прошлое человека важно знать, а когда не важно?

Прошлое человека становится неважным только тогда, когда то, что с ним происходило в прошлом, не происходит сейчас. Например, уже не имеет значения, какие оценки человек получал в школе, когда ему сейчас 30 лет. Знание об оценках в школе – лишь дополнительная информация, но она не важна, поскольку не играет никакой роли в настоящей жизни человека.

Прошлое человека становится важным только тогда, когда то, что с ним происходило ранее, может происходить и сейчас. К примеру, это касается привычек: человек бросил курить, но как только он попадет в стрессовую ситуацию, он снова закурит. То, что было в прошлом, происходит или может происходить и сейчас

А значит, это важно знать, поскольку данное знание будет не просто информацией, но и предупреждающим звоночком

Одни говорят, что прошлое – это прошлое, о нем не нужно вспоминать. Другие говорят, что зная о прошлом, можно предсказать и будущее человека

Но верно только одно: прошлое важно лишь тогда, когда оно может проявиться в настоящем. Но если прошлое действительно не может быть повторено в настоящем, тогда оно не имеет никакого значения

Теория выделяет два типа памяти, и каждый имеет свои плюсы

Сперва ученые предположили, что феномен каким-то образом связан с построением ассоциативного ряда между словами. Однако, когда такая возможность была учтена в экспериментах, исследователи получили такие же результаты.

Теория нечетких следов, в свою очередь, раскрывает и продвигает идею существования двух типов памяти: воспроизводящей и смысловой. Когда включается воспроизводящая память, мы можем быстро, точно и в деталях вспомнить что-то из прошлого. Когда же в дело вступает смысловая, то у нас возникают лишь смутные (нечеткие) воспоминая о прошедших событиях – отсюда, кстати, и название теории.

Теория нечетких следов способна правильно предсказать драматический эффект старения наших воспоминаний, называющийся «эффектом обратного развития» (developmental reversal effect). Это означает, что когда вы взрослеете и переходите из детства во взрослую жизнь, то повышается не только эффективность вашей воспроизводящей памяти (вы можете более детально вспоминать произошедшие события), но в то же время происходит и рост доминанты смысловой памяти. На практике это означает, что с большей долей вероятности вы будете испытывать уверенность в том, что в списке имелось то или иное слово (как в примере, который описан выше), хотя на самом деле его там никогда не было, и в то же время вы при этом будете помнить весь список.

В целом это означает, что ваша память не обязательно ухудшается с возрастом. Просто ваш мозг становится более избирательным в отношении поиска подходящих смысловых значений, замедляя скорость подбора. С того момента, как эта теория была представлена, она была подтверждена в рамках более 50 других исследований другими учеными.

Цитаты про воспоминания, фразы и высказывания о воспоминаниях из прошлого

Вспомнить все

— А как же гипноз? — робко спросила я, уже стоя в дверях. — Мне кажется, я восприимчивая…

— Конечно, вы еще к гадалкам и магам обратитесь. — Взгляд Анны блеснул тоской из категории «я вас умоляю». — Сейчас небывалый всплеск востребованности мистических сервисов. Поймите, разум имеет возможности по вытеснению воспоминаний, но все это переползет в тень бессознательного и рано или поздно проявится в снах, настроении, поступках. Сильные переживания найдут выход. И когда это произойдет неожиданно и помимо воли, то может быть опаснее и болезненнее, нежели пережить это или попытаться «вручную» изменить эмоциональный отклик.

Почему возникают ложные воспоминания

Как однажды сказал Сальвадор Дали: «Разница между ложными и истинными воспоминаниями такая же, как и между фальшивыми и настоящими бриллиантами: именно фальшивые всегда выглядят реальнее и сверкают ярче».

В этих словах содержится истина, которая может помочь нам объяснить, почему мы так быстро начинаем верить в ложные сообщения о случившемся.

Идея об искажении памяти берет свое начало более сотни лет назад и связана с работами философа и психолога Гуго Мюнстерберга, который на тот момент занимал пост главы факультета психологии Гарвардского университета и президента Американской психологической ассоциации. В статье, опубликованной в газете The New York Times, Мюнстерберг писал о случае, произошедшем в Чикаго. Полиция обнаружила труп женщины, а через время задержала и обвинила в убийстве сына местного фермера. После полицейского допроса молодой человек признался в том, что убил эту женщину. Даже несмотря на то, что у него на момент убийства было железное алиби.

В статье психолог сообщал, что с каждым новым рассказом история молодого человека становилась все более абсурдной и противоречивой – казалось, что его воображение не поспевает за тем, что человек хочет сказать. Со стороны было ясно, что он просто не мог подтвердить то, что он рассказывает.

Мюнстерберг сделал вывод, что парень просто-напросто стал жертвой «непроизвольного внушения на основе предположений», которые высказывались полицейскими во время его допроса.

Воспоминания в психологии.

В психологии обращаются к термину «реминисценция», что обозначает воспроизведение информации, сохраненной в памяти.

Реминисценция — это отсроченное воспоминание воспринятого или заученного материала. Такое явления бывает частым и возникает в любых возрастах.

Отличить реминисценцию от других явлений трудно, ведь речь идет о способности мозга воспроизводить информацию. Но реминисценция является самым точным и подробным явлением.

Психология приделает много внимания детским воспоминаниям. Процесс запоминания у малышей задействует образную память. В начальные годы своей жизни ребенок запоминает те образы, которые его окружают, но держатся они в сознании достаточно мало.

В период от трех лет воспоминания обретают сильный эмоциональный окрас, крепнут и запоминаются на длительный срок.

В процессе взросления позитивный результат приносят наводящие вопросы родителей, при попытке ребенка что-то вспомнить

Это развивает внимание, общий уровень интеллекта

В дошкольном и школьном возрастах дети подключают работу воображения, переходят к заучиванию информации. В этот период воспоминания становиться последовательными, непрерывными и напрямую зависят от эмоционального восприятия ребенка.

Польза приятных воспоминаний.

После исследования, проведенного в университете Сан-Франциско, было определено, что качество воспоминаний отображают уровень удовлетворенности жизнью.

Со временем даже негативные воспоминания воспринимаются как опыт и могут стать нейтральными или даже положительными.

Вывод:

  • Нужно меньше сосредотачиваться на негативе и воспринимать все как полученный не зря опыт.
  • События из прошлого, вызывающие улыбку – это работа мозга, а значит элемент, улучшающий память.
  • Приятные воспоминания – это хорошая мотивация. Результаты прошлого толкают на достижения будущие, а негативные уроки всегда подскажут, как делать не стоит.

В ходе некоторых исследований было установлено, что экстраверты склонны больше концентрироваться на положительных моментах из прошлого, в то время как интроверты оставляют в своей памяти более трогательные и печальные события.

Информация о статье

Соавтором этой статьи является . Клэр Хестон — независимый клинический социальный работник из Огайо. Получила степень магистра социальной работы в Университете Содружества Виргинии в 1983 году.

Категории: Эмоциональное здоровье

На других языках:

English: Forget a Bad Memory, Español: olvidar un mal recuerdo, Italiano: Dimenticare un Brutto Ricordo, Português: Esquecer uma Má Recordação, Français: oublier un mauvais souvenir, 中文: 忘记不好的回忆, Deutsch: Eine schlimme Erinnerung vergessen, Bahasa Indonesia: Melupakan Kenangan Buruk, Nederlands: Een slechte herinnering vergeten, Čeština: Jak zapomenout na nepříjemnou vzpomínku, हिन्दी: बुरी यादों से बाहर निकलें, ไทย: ลืมความทรงจำแย่ๆ, 한국어: 나쁜 기억을 잊는 방법, Tiếng Việt: Quên đi Ký ức Tồi tệ, العربية: نسيان ذكرى سيئة, 日本語: 不愉快な記憶を消す

Эту страницу просматривали 128 906 раз.

Была ли эта статья полезной?

Да
Нет

 

Грехи нашей памяти

Психологи утверждают: воспоминания изменчивы, со временем они могут искажаться или отмирать.

«Наши воспоминания в некоторой степени являются ложными, поскольку каждый акт памяти включает в себя процессы воображения и реконструкции», – пишет в своих научных работах профессор психологии МГУ имени Ломоносова Вероника Суркова.

Американский психолог Дэниел Шектер 15 лет назад в статье с громким названием «Семь грехов памяти», описал накопившиеся в психологии претензии к недостаткам памяти. Перечислим главные из них.

Фото: m24.ru/Юлия Иванко

  • Во-первых, люди не запоминают многое, что потом могло бы им пригодиться и забывают то, что уже знают.
  • Во-вторых, они часто не могут в нужный момент вспомнить что-то нужное и забыть что-то ненужное, избавиться от навязчивых воспоминаний.
  • В-третьих, мы забываем источники информации.
  • В-четвертых, наши воспоминания – это сплав, где перепутаны события прошлого и то, что мы думаем об этих событиях сейчас.
  • В-пятых, наши воспоминания схематичны и скудны на детали.

Сколько было бунтовщиков

В современной науке один из главных исследователей памяти – американский психолог Элизабет Лофтус. В экспериментах она доказала, что наводящие вопросы экзаменатора могут влиять на воспоминания испытуемых.

Она провела эксперимент, в котором 40 испытуемым показывали ролик, где восемь студентов-бунтовщиков громили университетскую аудиторию. После просмотра видео испытуемых разделили на две группы. Первую группу спросили: «Был ли лидер четырех бунтовщиков, которые ворвались в аудиторию, мужчиной?». Вопрос для второй группы звучал так: «Был ли лидер 12 бунтовщиков, которые ворвались в аудиторию, мужчиной?».

Фото: ТАСС/Zuma Calvelo

Спустя неделю испытуемых снова опросили. Ученые выяснили, что в группе, где в наводящем вопросе анкеты шла речь о четырех бунтовщиках люди говорили, что видели в среднем 6,4 бунтовщика на видео. В группе с наводящим вопросом о 12 бунтовщиках испытуемые в среднем говорили, что видели 8,85 бунтовщика. Напомним, всего было восемь.

Так, ученые доказали, что наводящие вопросы и свидетельства других очевидцев событий могут искажать наши воспоминания.

Потерялся в магазине

Кроме того, Лофтус доказала, что память можно не только изменить с помощью наводящих вопросов, но и вообще в сознание человека можно легко внедрить ложное воспоминание.

Первый эксперимент на эту тему проводился еще в 1995 году. Испытуемым рассказывали истории, которые как будто бы случились с ними в раннем детстве, а потом просили их рассказать подробности этих воспоминаний.

Фото: m24.ru/Юлия Иванко

Участники эксперимента верили в то, что информация достоверна и получена психологами от членов их семей, тогда как в действительности это были «псевдособытия», которые никогда с ними не случались.

В исследовании около 25 процентов испытуемых удалось убедить, частично или полностью, что в возрасте 5–6 лет они надолго потерялись в большом супермаркете, были весьма напуганы и, в конце концов, спасены кем-то из взрослых и возвращены родителям. Причем многие испытуемые потом дополняли свои «воспоминания» красочными подробностями. Феномен был назван «потерялся в магазине».

Вспоминание дел дня. Вспоминание дел дня — возможность

Хорошее вспоминание дел дня говорит о высокой организованности человека и помогает строить день успешно.

Вспоминание дел дня. Вспоминание дел дня — возможность…

Вспоминание дел дня.

Вспоминание дел дня — возможность быстро и вовремя вспомнить, какие дела запланированы на сегодня, либо из каких дел состоит мой обычный день.

Хорошее вспоминание дел дня говорит о высокой организованности человека и помогает строить день успешно.

Проверка качества вспоминания дел дня

Как проверить, у вас хорошее вспоминание дел дня — или его надо тренироватьСмотри Портрет дня

О чем говорит хорошее вспоминание?

О чем говорит хорошее вспоминание дел дня и как его тренироватьОсновные факторы здесь следующие:

Позитивный настрой

Легкое вспоминание дел обычно связано с позитивным жизненным и деловым настроем. Любимые и внутренне близкие дела обычно вспоминаются первыми, по крайней мере — быстрее. Дела, которые не хочется делать, вспоминаются в последнюю очередь: о них не хочется думать. Подробнее смотри Позитивный настрой и вспоминание дел дня

Общая успешность

Провалы в памяти и трудности во вспоминании обычно свидетельствуют об усталости, о делах, с которыми не справляешься, и о работе, которую не любишь. Возможно, подсказками здесь окажутся статьи Развитие Личности на позитиве, Тетрадь успехов, Любимое дело и Тайм-менеджмент

Осознанность делового процесса

Большое количество дел пишет не тот, кто делами перегружен, а тот, кто знает, из каких конкретных дел и деталей состоит его работа. Тот, у кого развита способность видеть те дела, которые он делает, развита осознанность делового процесса.

Этим способом при приеме на работу некоторые опытные кадровики оценивают деловые качества, а точнее — уровень организованности претендента: «Перечислите дела вашего обычного дня на вашей предыдущей работе!» — а дальше наблюдают, сколько и с какой скоростью вы дела вспоминаете. Смотри Как проводить собеседование при приеме на работу

Ответственность: ощущение «Я у руля»

Легче и точнее свои дела помнят те, кто является хозяином своей жизни. Если дела дают — задают — вам, вы едва ли можете их прогнозировать. Смотри Ответственность и вспоминание дел дня.

Конкретика и детализированность

Возможно, кого-то подвели слишком общие описания. «Подготовить позицию к переговорам» — неплохая формулировка, но слишком общая. Конкретнее было бы:

Подготовить тезисы: формулировки и аргументацию, Сделать презентацию в PowerPoint`е, Согласовать с шефом, Сделать презентацию на общей встрече, Собрать обратную связь и уточнить формулировки.

Если учесть, что каждый пункт здесь занимает от 10 до 30 минут, именно такие, конкретные формулировки дел оказываются самыми точными. И именно такие, конкретные формулировки позволяют каждое небольшое дело сделать максимально эффективно.

Хорошо вспоминает тот, кто грамотно запоминает. Смотри Методы запоминания

Метки: личность

Похожие материалы:

  • Жизненный цикл семьи
  • Аналитическая психология К. Юнга
  • Общественное сознание и сознание индивида (Чагин Б. А)

Верим в хорошее

Психологов настолько вдохновили эксперименты Лофтус по внедрению ложных воспоминаний, что потом они стали повторять эти исследования снова и снова. В чем только не убеждали людей.

Например, что в детстве испытуемые попали в больницу во время семейного праздника, или что они чуть не утонули в озере и спасатели их еле вытащили из воды, или что на них напало бешеное животное и покусало их, или что они лично встречали Багза Банни в Диснейленде (чего не могло быть, так как это персонаж студии Warner Brothers).Исследования показали, что в среднем каждый третий (30 процентов) присваивает себе ложные воспоминания, начинает верить в них и даже дополняет их выдуманными деталями и эмоциональным отношением.

Фото: m24.ru/Александр Авилов

Эксперименты также показали, что мы больше склонны присваивать позитивные ложные воспоминания, чем негативные. В то, что человек в детстве летал с родителями на воздушном шаре, поверили 50 процентов испытуемых. В то, что в детстве они проходили неприятный ректальный осмотр с применением клизмы, удалось убедить не многих.