Психическое развитие взрослого человека

Как не допустить ситуации, когда близкий человек не взрослеет?

По мере взросления ребенка давайте ему все новые и новые обязанности:

  • подростку предложите подработать в каникулы и помочь семье;
  • не решайте все проблемы за супруга или супругу, который не хочет становиться взрослым;
  • предоставьте близкому человеку возможность быть ответственным за свою жизнь и решения.

Это нелегкий труд – быть взрослым, но и в этой поре есть свои прекрасные моменты, поэтому не лишайте близких людей шанса быть взрослыми. Человек становится взрослым только тогда, когда осознает, что нужно быть самостоятельным и ответственным.

Вы можете посмотреть полезное видео, где говорят о том, что значит быть взрослым:

Психологическая зрелость личности: подходы и критерии

Психологическая зрелость личности является многомерным и многозначным конструктом, активно разрабатываемым в современной психологии. Различные подходы и авторы акцентируются на разных аспектах данного феномена, выделяя ведущие в его психологическом содержании свойства. В структуре психологической зрелости выделяются эмоциональная, когнитивная, социальная, нравственная стороны.

Проблема психологической зрелости личности разрабатывается в экзистенциально-гуманистической психологии и психотерапии (К. Роджерс, А. Маслоу, Э. Фромм, Ф. Перлз), в психологии развития (Э. Эриксон, Б. Г. Ананьев, Г. Крайг, Дж. Ловингер, А. Г. Портнова), в акмеологии (А. А. Бодалев, А. Л. Деркач, А. А. Реан), в отечественной психологии личности (К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, Д. А. Леонтьев, Б. С. Братусь, А. Г. Асмолов, А. Л. Журавлев и другие). Для понимания психологического содержания конструкта «психологическая зрелость личности» рассмотрим основополагающие идеи в этой области.

Одна из наиболее полных концепций личностной зрелости принадлежит Г. Олпорту. Говоря о личностной зрелости, он отмечал, что, во-первых, нелегко описать единство и конкретное многообразие абсолютно зрелой личности, так как способов развития столько же, сколько развивающихся, и в каждом случае здоровье, являющееся конечным продуктом, уникально. «В поисках универсальных критериев зрелой личности мы никогда не должны забывать о широком разнообразии индивидуальных паттернов». Во-вторых, он отмечал, что следует больше говорить об идеальном, а не о реальном человеке, так как найти все признаки зрелости в одном человеке невозможно. В-третьих, личностная зрелость не связана необходимо с хронологическим возрастом, однако столкновения с трудностями и страданием с возрастом дают большую зрелость. Тем самым, Олпорт наметил механизм формирования зрелости — совладание с трудными жизненными ситуациями. Г. Олпорт выделяет шесть критериев зрелости:

  • 1) расширенное чувство Я;
  • 2) теплота по отношению к другим;
  • 3) эмоциональная безопасность и принятие себя;
  • 4) реалистическое восприятие;
  • 5) самообъективация — понимание себя и юмор;
  • 6) единая философия жизни.

В гуманистической психологии личностная зрелость приравнивается к понятию психологического здоровья. А. Маслоу исходил из того, что иерархия потребностей, разработанная им, распространяется на всех людей, и чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность, человеческие качества, психическое здоровье и, в итоге, личностную зрелость он продемонстрирует. Таким образом, понятие зрелости связывается со стремлением к самоактуализации, как вершине в этой иерархии. В число основных черт, характеризующих зрелых, «самоактуализирующихся людей», А. Маслоу включил: эффективное восприятие реальности (реалистичность), спонтанность, сосредоточенность на проблеме (в противоположность озабоченности собой), отстраненность, независимость от окружения (как автономность и самодостаточность), постоянную свежесть оценок (в аспекте чувствительности к новым переживаниям, открытости опыту), социальное чувство, демократический характер (как уважительное отношение к другим, сострадание), способность формировать глубокие, но избирательные отношения, нравственную убежденность, невраждебное чувство юмора, креативность.

Ребенок рассуждает, как взрослый. Дети рассуждают о взрослых вещах

Детей решили спросить, как они понимают некоторые «взрослые» вещи. И были приятно удивлены. Дети умеют схватывать на лету самое главное:

«Жених»

Так дяденьку называют до того, как он женится. А после того, как он женится, его уже называют другими разными словами.– Аня, 9 лет

«Аристократы»

Если им предложить мясо тухлое и молоко прокисшее или хлеб засохший, они обычно отказываются. Говорят, что этого не любят. Вот такие они интеллигентные люди.– Юля, 7 лет

«Муж»

С этим человеком сложно. Потому что с ним много хлопот… Расходы большие… Подвести тебя этот человек может: например, сначала он был красивый и хороший, а после того, как ты на нем женился, стал ругучим и толстым.– Кирилл, 7 лет

«Жена»

Это девушка, которая готовит мужчине обед, стирает белье и ухаживает за его ребенком.– Андрей, 4 года

«Интуиция»

У кого она есть, тот к двери подходит и уже сразу чувствует, что за ней его поджидают. И поэтому заранее достает пистолет, врывается и без лишних слов начинает стрелять.– Воронцов, 8 лет

«Бессонница»

Это может быть у невесты. Лежит она ночью и думает: «Какое у меня завтра платье будет? Красивое или нет? А главное — какой у меня завтра муж будет?»– Маша, 7 лет

«Круиз»

После него мужчинам и женщинам часто приходится жениться.– Лена, 7 лет

«Кипятильник»

В поход его не берут, потому что в лесу трудно найти розетку.– Юля, 7 лет

«Еда»

Самая вкусная получается у бабушки, у мамы тоже хорошо получается. А папа зато хлеб хорошо режет!– Вера, 7 лет

«Бортпроводница»

Она должна быть обязательно худой. А то, если она будет толстая, она застрянет между рядами. Придется пилоту выходить и проталкивать ее по проходу. А это не очень удобно.– Даша, 7 лет

«Живот»

Это очень важное место у человека. Там расположены макароны, компот, борщ

Среди всего этого где-то еще сердце помещается.– Галя, 5 лет

«Влюбленный»

Вот, например, муж за женой ходит-ходит, глаз с нее не сводит целый день. Тогда она начинает догадываться, что он в нее, видимо, влюблен.– Марина, 7 лет

«Стиральный порошок»

Обычно это насыпают в стиральную машину. А вот что будет, если его насыпать в суп, я не знаю. Потому что еще не пробовала.– Даша, 5 лет

«Гадание»

Сначала я собиралась жениться на Яше, но потом я решила погадать на Леву, получилось, что лучше жениться на Антоне.– Маша, 6 лет

«Джентльмен»

Это то же самое, что и леди. Только мужчина.– Толя, 6 лет

«Хвост»

Он приделан к зверям сзади. Например, корова кончается и начинается он.– Оля, 4 года

«Счастье»

У детей этого половина на половину. Потому что мама то ругает, то мороженое покупает.

Зрелость человека с точки зрения социума и физиологии

Взрослый на физическом уровне человек – тот, кто полностью сформирован, т.е. половозрелый и прекративший свой физический рост. Физическая зрелость человека приходит раньше всего, активный рост продолжается до 14-16 лет, потом постепенно замедляется, и может в целом прекратиться к 25 годам, но человек сохраняет способность расти до 35-40 лет. А вот после этого рост может начать уменьшаться.

Получается, что физически зрелым мы можем назвать человека, в общем и целом, где-то в 16 лет – основные процессы активного развития к этому возрасту уже заканчиваются.

Взрослый на социальном уровне человек – тот, кто получил имеющиеся в данном сообществе соответствующие права взрослого человека: право зарабатывать деньги, создавать семью, голосовать, владеть собственностью и в полной мере распоряжаться своим выбором в рамках закона.

Вместе с этим наступает и ответственность – необходимость в полной мере отвечать за свои преступления в случае нарушения законов, платить алименты в случае развода, взаимодействовать с государством и другими людьми на предмет своих рабочих отношений, документов, самостоятельно решать вопросы собственной семьи, социальной жизни и обеспечения.

Этот возраст немного варьируется в зависимости от государства, но в большинстве стран он наступает в период 18-21 лет.

Если рост и физическое созревание мы никак не можем замедлить, остановить или ускорить, то социальная зрелость человека по факту оказывается весьма размыта.

Например, если человек имеет формальные права взрослого, но при этом пользуется обеспечением родителей и живет на их территории, может ли мы его назвать взрослым человеком? Нет. Потому что он в полной мере не распоряжается своим временем, практически не имеет своего имущества и находится в зависимости.

Психологическая зрелость – именно то, что позволяет физически и формально созревшему человеку полноценно пользоваться своими правами в социуме, нести свои обязанности и достигать в этом относительного, комфортного равновесия, распоряжаясь своей жизнью, с одной стороны, и с другой – не нарушая границ других и умея находить общий язык с другими.

Итак, что же такое психологическая зрелость и как стать взрослым на самом деле, на глубинном уровне?

Ни дня без работы над собой

Достижение психологической зрелости – это результат длительной работы над собой. Но результат стоит того, чтобы к нему стремиться. Только психологически взрослый – это тот, кто может испытывать настоящее удовольствие от своего бытия в мире и от отношений с другими.

Еще:

Как влиться в новый коллектив?

Скрытые программы саморазрушения – почему нам не удается начать новую жизнь?

Жизнь и иллюзия жизни

Что скажут люди!? Как побороть зависимость от чужого мнения?

Книга: 7 шагов к стабильной самооценке

Опрос: Вы живете в реальности?

Как справиться с токсичными мыслями?

Искусство убеждать

3 842

Критерии психологической зрелости и признаки незрелости

Психическое развитие взрослого человека

В современном мире есть иллюзия, что этап взросления — это плохо, лучше оставаться в детстве, как можно дольше. На самом деле, многим людям уже давно пора избавиться от розовых очков и осознать, что детство уже закончилось, а во взрослой жизни есть множество преимуществ. Перед взрослым человеком открываются различные возможности, он может строить определенные планы и воплощать свои мечты в реальность.

Согласно ряду психологических исследований критериями зрелости являются:

  • умение конструктивного взаимодействия с окружающим миром;
  • ответственность за то, что происходит;
  • нежелание перекладывать на кого-то свою вину или ошибки;
  • умение противостоять психоэмоциональному стрессу, справляться с ним;
  • возможность реализоваться в профессиональной деятельности;
  • умение понимать других людей, испытывать к ним любовь;
  • возможность принятия рациональных решений, обдуманных и взвешенных.

Человек, который соответствует вышеизложенным критериям, является психологически взрослой личностью. Если же присутствует инфантильность, то этот индивид застрял в детстве.

Если рассматривать психологическую незрелость, то существует ряд признаков, характеризующих данное состояние.

  1. Нерешительность. Сталкиваясь с какой-то проблемой, индивид не может сделать выбор, его пугают возможные ошибки.
  2. Безответственность. Человек постоянно перекладывает на кого-то принятие решений, особенно самых важных в своей жизни. Делает это для того, чтобы избавится от ответственности за возможные последствия.
  3. Излишняя жалость к своей персоне, потребность обвинять всех вокруг, но не себя. Такому индивидуум мир кажется несправедливым. Человек начинает винить во всех своих проблемах во взрослом возрасте своих родителей.
  4. Категоричность суждений. Если взрослые люди могут гибко реагировать на различные события, то человек, который все еще психологически не зрел, начинает делить мир на белое и черное, присутствует уверенность в том, что собственная позиция является верной, а мнение других людей неправильным.

Как психологически «созреть»?

Не важно, почему именно вы «не повзрослели». «Вечно молодых, вечно пьяных» ждут разочарования: сталкиваясь с такими же капризными и требовательными эгоистами трудно получать желаемое

А психологическая незрелость — тот случай, когда подобное притягивается подобным. Выход один — взрослеть.

В этом вам поможет грамотный психолог, а лучше дипломированный психотерапевт. Метод, который использую я — глубинная личностно-ориентированная психотерапия — действует через подсознание. Оно самостоятельно пересмотрит установки, мешающие взрослению. Главная цель — позволить подсознанию самостоятельно завершить процесс «созревания».

Да, во многом это самостоятельная работа: вам придется заставить себя признать, что в жизни всё кувырком и причина скорее всего в вас. А потом сделать не менее решительный шаг — позвонить психотерапевту, записаться на первый сеанс и «водить себя» на эти занятия столько, сколько нужно.

Если вы решитесь на это, мой телефон указан вверху.

Взрослый человек разговаривает, как ребенок. Наблюдая, как очень взрослые люди общаются с детьми, замечаешь древние стереотипы общества.

1. «Не пей Холодную Воду, а то Горло Заболит».- Горло болит не от холодной воды, а от невысказанных эмоций/мыслей.В том случае, если ребенку рот не затыкать тогда, когда он говорит, кричит, плачет, а также не ругать его за его слова, эмоции и способы их выражения, то горло болеть не будет.

2. «не балуйся с едой. — Дети вообще не умеют баловаться. Они познают мир и физические свойства предметов, в том числе и еды.

Психическое развитие взрослого человека3. «Не Смотри так Близко, а то Глаза Сломаешь/Зрение Посадишь».- Что значит сломаешь? Куда зрение посадишь, на диван что ли.Зрение ухудшается (становится близоруким), когда формируются неприятные ассоциации с будущим. Например, когда взрослый говорит грубо: «вот Вырастишь — Узнаешь», «вырастишь — поймешь как трудно живется/зарабатывается и т. д. «.А также зрение становится близоруким, когда человек отказывается видеть детали, тоже в следствии запретов на это.Дети очень любят всё рассматривать, трогать, в том числе и на улице, а взрослые их дергают, наезжают, требуют не возиться, не ковыряться. Родители всячески вытаскивают детей из макромира во взрослую скучную жизнь.

4. «Хватит Дурачиться/Баловаться/Беситься».- Да с чего бы это? Когда еще дурачиться, как не в детстве?В случае если в детстве не надурачиться как следует, то потом это желание «Побыть Клоуном» будет постоянно вылезать во взрослом возрасте в самых странных формах и образах на фоне общей серьезности человека. Еще и будет сопровождаться внутренней неудовлетворенностью.

5. «что ты такое говоришь! Как тебе не стыдно! — Очень чревато вешать на ребенка стыд и чувство вины. Взрослый так сбрасывает свою ответственность за себя, свое состояние, свой уровень сознания, свой метод воспитания на ребенка. И потом ребенок живет с этим чужим грузом, болеет, становится несчастным, озлобленным на мир, начинает пакостничать и вредничать.

6. «хватит реветь! Успокойся! — Это всё равно что сказать: «Хватит Очищать Свою Душу, Оставь Внутреннюю Боль в Себе и Живи с ней Дальше, Сделай вид, что Тебе не Больно, Обмани Себя».Не выплаканная боль будет всегда копиться и делать ребенка злее и черствее.

7. «Упадешь, Ударишься, Больно Будет».- Если так говорить ребенку, то так и будет. Эти слова — это не предостережение для ребенка, а факты, которые программируют его сознание на такой исход событий.Вместо таких фраз нужно помочь ребенку попробовать себя там, где еще не попробовал, дать ему руку, оказать поддержку, вселить в ребенка уверенность в его силах и способностях.

Диалог – залог понимания

Также зрелая личность понимает, что взаимодействие двух людей не может быть односторонним – оно всегда зависит от диалога, взаимодействия двух сторон. Зрелый человек спокойно принимает тот факт, что другой человек чего-то ему может и не дать. Неумение выстраивать диалог также является трудностью для многих супружеских пар. Иногда нам кажется, что любимый человек должен «читать» наши мысли, без слов догадываясь о том, что нам нужно. Но для инфантильного, психологического незрелого человека отсутствие взаимопонимания – отнюдь не показатель собственной незрелости и неумения общаться. Он просто считает, что не нашел того человека, который его будет идеальным партнером для него.

Психологическая незрелость. Как распознать?

Жизнь бросает вызовы каждый день. Заботы, проблемы, задачи и цели. Психологически зрелая личность воспринимает жизнь как путешествие, где без тревог и забот не обойтись. Как и без радостей. Такой человек достигает целей, решает поставленные задачи, не пасует перед трудностями. Он не сетует на судьбу и не винит кого-то в своих бедах или трудностях. Он делает, меняет ситуацию сам, и успевает порадоваться победам и успехам, умеет посмеяться над собой, проанализировать ситуацию и сделать верный вывод. Он самостоятелен, имеет чувство собственного достоинства, адекватно воспринимает критику, не склонен к эмоциональным всплескам. Ему не нужна опека, сопереживание, он умеет прощать и нести ответственность за свои решения. Он поступает как взрослый человек.

Психологическая незрелость делает человека неуверенным в себе эгоистом, у которого во всем виноваты окружающие (родня, политики, начальники). Нетерпимость сочетается с агрессивностью. Мир вокруг — страшный и враждебный. Замкнутость, стремление подстраиваться под людей, зависимость от мнения окружающих. Психологически незрелый человек эгоцентричен, как ребенок: уверен, что мир пристально следит за ним, обсуждает. Жить вместе с незрелой личностью тяжело: претензии и капризы, обидчивость, желание манипулировать. Психологически незрелые личности склонны к абсурдным действиям для достижения цели («Почему меня не любят? Пойду напьюсь», «Любимая женщина мне отказала. Заведу пяток любовниц»). Он ведет себя как ребенок.

Гармонично «вписаться» в жизнь может только психологически зрелая личность. Незрелым «фруктам» приходится нелегко. Они ходят по кругу из граблей и никак не поймут, почему жизнь не клеится.

Взрослая девушка ведет себя, как ребенок. Пять женских ошибок в отношениях: не ведите себя как ребенок

Некоторые ошибки в отношениях можно легко исправить, а есть такие ошибки, которые могут привести к плачевным последствиям. И бороться с этими последствиями еще тяжелее, чем ликвидировать их первопричину. Одна из таких пяти женских ошибок в отношениях: не ведите себя как ребенок . С таким поведением вы можете наломать дров…

Психическое развитие взрослого человека

Еще в детстве нас хвалили и поощряли только лишь за красивые глазки и милые платьица, так хорошо на нас сидящие. И, уже став взрослыми, мы продолжаем вести себя как дети, чтобы добиваться от мужчин того, чего мы хотим. Но мужчины не любят, когда их пассии разыгрывают роль маленькой девочки. Это чревато потерей уважения со стороны любимого мужчины.

Позволяете ли вы себе вести себя как девочка? Проанализируйте свое поведение, свои манеры и сделайте выводы.

Наивность

Девушки обычно наивны и просты. Однако по мере взросления девушка, становясь женщиной, получает жизненный опыт, наивность, пусть и не у всех представительниц слабого пола, но у многих, теряется, а на смену ей приходит ответственность, уверенность в завтрашнем дне. Однако если вы продолжаете вести себя как наивная девочка, это может плохо кончиться.

Не нужно показывать, что вы чего-то не понимаете, если это не так . Вы искусственно завышаете самооценку мужчины, который начинает думать, что он умнее и значимее вас . А что же ваша самооценка? Вряд ли она повышается в унисон с его самооценкой. В конце концов, мужчина может возгордиться, а к вам потеряет уважение.

Демонстрация обиды

Чтобы манипулировать мужчиной, мы порою изображаем обиду, делаем насупленное лицо , как будто нас действительно обидели. Мужчина будет стараться вас умаслить, чтобы вы не дулись на него, но со временем поймет, что вы с ним играете, или ему просто надоест постоянно просить у вас извинения и ублажать вас подарками и прочим .

Притворство

Не надо притворяться растерянной , если на самом деле это не так. Вы взываете своим видом о помощи, хотя сами без проблем можете решить свою проблему. Мужчина стремится вам услужить, показать, что он защитник, что он герой – ваш герой. Но со временем, опять же, он или поймет, что вы с ним играете, или ему надоест постоянно бежать на помощь по вашему первому зову .

Обращение с мужчиной как с отцом

Общение с любимым мужчиной как с отцом тоже не приведет ни к чему хорошему. А выражается оно в следующем: вы называете любимого «папочкой», часто садитесь к нему на колени, любите подуться, признаетесь «я сегодня была плохой/хорошей девочкой», позволяете супругу контролировать семейный бюджет и просите у него деньги на карманные расходы.

Это далеко не все признаки детского поведения, но их достаточно много. Будьте серьезны, ответственны, не сюсюкайте, и ваш благоверный будет считать вас любимой женщиной, а не избалованной девочкой.

или что отличает психологическое взросление

Ниже я перечислю основные признаки, которые характерны для психологически зрелого человека.

Зрелая личность способна самостоятельно делать жизненный выбор, принимая при этом полную личную ответственность на себя.

Делая выбор, зрелый человек выражает свою внутреннею позицию. Он выбирает, ориентируясь на свои ценности, но при этом обязательно учитывает и ценности других людей.

Именно поэтому его выбор, это выбор не эгоиста, но аутентичного, т.е. подлинного человека.    

  1. Аутентичность

Зрелый человек способен принимать себя таким, какой он есть, у него адекватная самооценка, без перегибов в сторону непомерной гордыни или нескончаемых самообвинений и неприязни к самому себе.

Кроме того, психологически зрелый человек способен принимать мир таким, какой он есть.

Для такого человека все черное и белое, все уродливое и прекрасное, все злое и доброе является гармоничным проявлением Вселенной, и если такой человек ничего не может изменить, то со смирением и философски принимает все, как есть. 

  1. Глубокие и искрение отношения с другими людьми

Духовно зрелый человек не играет ролей, не прячется за масками, он живет естественно, ощущая себя не центром, но частью отношений с другими.

Он толерантно относится к другим людям, умеет сопереживать, понимать, слушать и слышать других.              

  1. Развитое самопознание

Зрелая личность, наряду с адекватностью самовосприятия, еще и хорошо знает себя, осознает свои преимущества и недостатки, сильные и слабые стороны, ресурсы и возможности.

Зрелый человек умеет слышать себя, правильно идентифицировать свои переживания, мысли и эмоции. Он знает, кто он такой.    

  1. Стремление к саморазвитию

Психологически зрелой личности свойственна здоровая неудовлетворенность имеющимся уровнем духовности и личностной зрелости.

Поэтому такой человек стремиться к дальнейшему росту, не останавливается на достигнутом, он готов жертвовать силами и временем ради расширения своего познания и развития.

Конечно же, в данной крохотной заметке невозможно описать все признаки, которыми характеризуется зрелая личность, у нее много граней и проявлений.

По этому, в следующей статье я расскажу о других важнейших ее характеристиках, а также опишу условия, при которых формируется личностная зрелость.

Кроме того, в ней я позволю себе порассуждать о связи психологического взросления с ключевыми составляющими успеха и уверенности в себе.          

На этом все. Берегите себя!

До встречи в следующей публикации!

Денис Крюков

Вместе с это статьей читайте: 

Зачем это нужно?

Вы первые будете узнавать о самых свежих обновлениях, новостях и публикациях. Кроме того, все подписчики получают очень привлекательные бонусы и скидки на предлагаемые мною услуги и информационные продукты!

 Как подписаться? Воспользуйтесь формой подписки, что расположена после каждой статьи. Теперь анонсы новых публикаций будут приходить Вам на почту!