Как выбрать свою жизненную позицию

Что это такое

Жизненная позиция формируется благодаря ближайшему окружению в течение первых лет жизни. Особенности его развития, установки, ориентиры и потребности, а также способы реагирования на ситуации транслируются родителями и воспитателями, становясь интериоризированными категориями. Впоследствии эти заложенные части проявляются во всех возможных отраслях человеческой жизни, определяя как нравственные жизненные позиции, так и рабочие, личностные и даже политические.

Как выбрать свою жизненную позицию

Однако это не означает, что сформировавшись однажды, жизненная позиция остается статичной категорией. Она может меняться под влиянием новых полученных знаний или жизненного опыта. Во многом, человек может сам формировать ее изменения посредством приложения психических и умственных усилий, меняя свое направление и привычные способы реагирования и оценки ситуации. К моменту достижения психологической зрелости формируется основная жизненная позиция, и если не происходит кардинальных изменений в личности и внешней социальной ситуации, то она остается ключевой, лишь немного корректируясь под воздействием ситуационных факторов.

Существует также категоризация позиций. Одна из таких классификаций придерживается концепции о том, что сама позиция формируется еще до рождения ребенка, поскольку обусловлена психологическим состоянием родителей. Имеется ввиду не генетическая обусловленность или действия, сколько призма восприятия. Грубо говоря, человек может оценивать себя, как кого-то хорошего или ощущать собственную ущербность, таким же базовым оценкам подвергается вся внешняя реальность. Подобные, глубоко заложенные убеждения, практически не поддаются последующей волевой коррекции. Изменения возможны только при условии прикладывания осознанных усилий, часто при помощи психотерапевта, и требуют не одного года усиленной внутренней работы.

Ожидаемый результат:

1. Обеспечение оптимальных условий для повышения качества образования.

2. Создание условий для становления социально-активной личности школьника в культурно-образовательном пространстве школы и семьи.

3. Обеспечение каждому учащемуся дифференцированного подхода и создание условий для реализации жизненных стратегий и нахождения жизненной позиции.

4. Повышение качества преподавания школьных дисциплин.

5. Изменение уровня обученности и развития обучающихся.

6. Готовность ученика к самостоятельному выбору относительно жизненной стратегии и принятию решения, которое касается жизненной позиции.

Как определиться с жизненной позицией

Когда подходит время определяться со своей точкой зрения, многие начинают метаться и не понимают, что для них лучше. При выборе своего личного отношения к различным ситуациям психологи советуют придерживаться таких соображений:

Расставить приоритеты. Личность должна определиться с самыми важными для нее аспектами, осознать, какие действия принесут ей больше комфорта.
Опираться на опыт. В течение жизни действия бывают как правильными, так и ошибочными. Самое главное – уметь признавать свою неправоту и стремиться не совершать более действий, которые влекут за собой дискомфорт существования.
Характер поведения

Для определения жизненной позиции очень важно понимать, какие действия более всего соответствуют характеру индивида. Существуют принципы, переступая которые человек загоняет себя в осознанную депрессию, поэтому рекомендуется избегать поступков, которые противоречат собственным взглядам на жизнь.
Поиск группы людей с одинаковыми ценностями

Индивид должен заручиться поддержкой людей, которые имеют схожие взгляды на жизнь. В этом случае он не будет сомневаться в правильности выбора действий.

Существует 4 типа жизненных позиций:

  1. Я хороший, ты хороший. Философия этих людей заключается в совершении хороших поступков, не требуя ничего взамен, просто потому, что они считают оппонента хорошим человеком. Чаще всего это волонтеры.
  2. Я хороший, ты плохой. Контроль над своими эмоциями является главной характеристикой человека с такой жизненной позицией.
  3. Я плохой, ты хороший. Эти личности не склонны делиться, но желают получить максимум от других людей.
  4. Я плохой, ты плохой. В эмоциональной основе людей с такими убеждениями лежат злость, гнев, негатив, агрессия.

Как выбрать свою жизненную позицию

Позиционный тип: Я плохой, ты хороший

Типы активной жизненной позиции личности

Активная социальная позиция бывает двух видов:

  • позитивная, придерживающаяся взглядов, типа «Добро всегда побеждает зло», и настроенная на соблюдение общепринятых нравственных правил;
  • негативная, имеющая цели, идущие в разрез с общественными и наносящие последним вред.

Например, доказательством негативной АЖП может служить позиция Адольфа Гитлера, который развязал войну на всех континентах и желал поработить весь мир.

АЖП необходима для усовершенствования окружающего мира при помощи личностных качеств и участия в общественных проектах. Главное, чтобы она была позитивной.

Какие бывают жизненные позиции у человека

Жизненные позиции в психологии делятся на 2 вида:

  1. Активная;
  2. Пассивная.

Активная жизненная позиция (позитивная и негативная)

Люди, обладающие активной позицией, зачастую имеют лидерские качества. Синонимами этого понятия являются оптимизм, энтузиазм, иногда – альтруизм. Такие личности являются хорошими ораторами, способными заразить своим отношением к разным ситуациям множество людей. В последнее время даже при приеме на работу в резюме нужно вносить пункт «активная жизненная позиция». Психологи делят активную жизненную позицию на 2 вида:

  1. Позитивная;
  2. Негативная.

Позитивная активная жизненная позиция нацелена на искоренение зла, как в глобальном смысле, так и в индивидуальном. Позитивной точкой зрения обладают только оптимисты – люди, которые даже в бочке дегтя способны увидеть ложку меда. Такие личности обладают высокой нравственностью.

Как выбрать свою жизненную позицию

Отношение к жизни формируется с детства

Негативное отношение направлено на разрушение. Как правило, такие люди не способны радоваться чужим успехам, для того чтобы обрести собственный душевный комфорт, им необходимо доставить социуму неприятности. Индивиды, обладающие негативной жизненной позицией, часто создают себе окружение из людей, которые обладают низкими моральными качествами. Для них является нормой навязывание своих мыслей, своего мнения, целей и т.д. Ярким примером личностей с негативной позицией являются лидеры бандформирований.

Пассивная жизненная позиция

Пассивная – также делится на несколько видов:

  • Безынициативность;
  • Инфантильность;
  • Разрушительность;
  • Импульс.

Покорность, как вид пассивного отношения к жизни, определяет собой человека, который неспособен на принятие каких-либо решений. Он никогда не сделает первый шаг, а займет позицию ожидания. Ситуация все равно будет решаться рано или поздно, но без активного в ней участия индивида.

Инфантильные люди не способны задумываться о том, какое бы действие смогло принести им больше комфорта и положительных эмоций. Они выберут самый легкий путь, который уже кто-то прошел, и будут следовать основным правилам разрешения обстоятельств, не обдумывая, насколько они рациональны, не замечая их несоответствия.

Как выбрать свою жизненную позицию

Инфантильность – отсутствие способности к принятию решений

Разрушительные личности создают вокруг своей идеи много шума, навязывают свое мнение другим людям, не составив четкого плана действий. То есть они продвигают в общество идею, но не ее решение. Излишняя суета не приводит к конструктивности и решению, поэтому их идеи так и остаются лишь идеями, на обсуждение которых потрачено много сил и энергии. Они склонны отрицать очевидное.

Последняя категория относит к себе холериков-пессимистов. Эти импульсивные личности характеризуются тем, что перекладывают свое эмоциональное напряжение на близких или совершенно посторонних людей. Они винят в своих проблемах всех вокруг, только не себя, при этом очень агрессивны, не склонны к рассуждению и самоанализу.

Обратите внимание! Иметь в своем окружении такого человека очень тяжело, так как негатив выплескивается с него постоянно. Для людей с тонкой душевной организацией это чревато постоянными депрессиями и склонностью к психологическому самобичеванию

Что такое жизненная позиция

Жизненная позиция – это выражение отношения определенного индивида к конкретным моментам, которые случаются в данной реальности. Этим выражением личность показывает свое неравнодушное отношение к событиям, которые случаются в его жизни. Определенная точка зрения на многие обстоятельства значительно облегчает течение жизни и сокращает время, потраченное на решение многих проблем.

Человек, который не определился со своими взглядами, расходует свой потенциал еще и на поиск порядка действий. К тому же такая неопределенность чревата тем, что решение некоторых ситуаций затягивается на годы, и индивид просто не может выйти на новый этап, не преодолев предыдущий. Жизненная позиция – это не всегда устоявшееся отношение. Она может меняться с течением времени, но ее суть, как правило, остается неизменной.

Когда и как она формируется?

Фундамент жизненной позиции закладывается в раннем детстве. И уже по мере взросления ребенка ее стенки либо укрепляются, либо ослабевают. Построение этого каркаса будет зависеть от родителей и близкого окружения, в котором рос индивид. А именно: от наследственности, воспитания, семейных традиций и прочего.

Но это не значит, если был получен плохой жизненный опыт, личность не будет обладать никакой или пассивной жизненной позицией, вовсе нет, ее сознательно можно изменить, как и характер. Итак, уясним: формирование жизненной позиции начинается с самого рождения. Посмотрите на себя со стороны, если вас не устраивает жизнь, переосмыслите ее, возможно, что-то делаете не так. Попробуйте изменить себя.

Часть 1.

1.Каковы психологические подходы к раскрытию понятия личность?

2.В каком соотношении находится между собой понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»?

3.Какие психологические факторы вы знаете, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей?

4.Охарактеризуйте известные Вам потенциалы личности

5.Что входит в структуру психических свойств личности?

7 стр., 3357 слов

Особенности решения проблемных ситуаций учителями различного стиля взаимодействия

… не только определенной ситуации, но и личности учащегося в целом. И только 9,4% стараются предупредить возникновение трудностей. Однако большинство учителей авторитарного стиля … взаимодействия при решении педагогических ситуаций …

Список литературы.

Список литературы:

1. Абульханова К. А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова.- М.: Мысль, 1991. — 240 с.

2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. / Л.И. Божович. — Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995. — 200 с.

3. Варламова Е. П. Психология творческой уникальности человека / Е.П. Варламова, С. Ю. Степанов.- М. Изд-во: ИПРАН, 1998. — 204 с.

4. Мдивани М.О. Методика исследования жизненных стратегий личности / М.О. Мдивани, П. Б. Кодесс // Вопросы психологии. — 2006.- № 4.- С. 146 — 150.

5. Наумова Н.Ф. Жизненная стратегия человека в переходном обществе / Н. Ф. Наумова // Социологический журнал.- 1995.- № 2.- С. 5 — 22.

6. Немов Р.С. Общая психология: Учеб. для студ. образоват. Учреждений сред.проф. образования./ Р.С. Немов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 400 с.

7. Пехунен Р. Задачи развития и жизненные стратегии // Психология личности и образ жизни / Р. Пехунен. — Под ред. Е В. Шорохова. М., 1987. — 100 с.

8. Резник Ю. М. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа) / Ю.М. Резник, Е.А. Смирнов.- М.: Институт человека РАН, Независимый институт гражданского общества, 2002. — 200 с.

9. Созонтов А.Е. Жизненные стратегии современной студенческой молодежи большого города / А. Е. Созонтов // Журнал практического психолога.- 2007.- № 5.- С. 129 — 146.

17 стр., 8458 слов

Влияние личности учителя на формирование личностных качеств

… только как сочетание качеств личности, обеспечивающих успешность педагогической деятельности, но и как профессиональную активность учителя по перестраиванию педагогической ситуации» . Определяя … интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Им хочется научиться правильно и красиво писать, читать, считать. Пока они только вбирают, впитывают …

10. Щербатых Ю. В. Общая психология. / Ю.В. Щербатых. — СПб.: Питер, 2008 — 272 с.

Еще несколько слов о жизненных позициях

Человек может не осознавать свои представления о других или себе, считать себя таким от рождения и без шанса на изменения. Недостаточно сказать ему: «Эй, цени себя, ты такой же важный и ценный человек в этом мире, как и другие» или «Другой человек такой же важный и ценный, поэтому относись к нему с уважением». Корни того или иного выбора уходят глубоко в детство. И можно знать, какими бывают жизненными позиции, и повторять себе, как должно быть или как лучше сделать. Но в действительности все будет совсем по-другому, если есть еще вера и убеждения об обратном.

В каждой ситуации с разными людьми у одного и того же человека могут проявляться разные жизненные позиции, если они не осознаются. Например, одна и та же женщина может выстроить здоровые отношения (Я+ Ты+) со своим мужем, а на работе иметь проблемы со своими коллегами, считая себя лучше их (Я+ Ты-) или наоборот считая себя недостойной (Я- Ты+) этой должности.  

Свежие записи

  • 1. Особенности психологии как науки, ее задачи
  • Виды деятельности студентов
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Доктор Фрейд и его учение
  • Социальная экология — наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1−3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2

Заключение.

В заключении хотелось бы сказать следующее. Проблема личности — проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований. Понятие личности относится к числу сложнейших в человекознании. До сих пор ещё не сложилось достаточно обоснованного и общепринятого определения многозначность содержания этого понятия обусловлена многоаспектностью проявлений личности, многообразием её становления и развития. Но конституирующий характеристикой личности человека является его жизненная стратегия и жизненная позиция, проблемы которых до сих пор разрабатываются учеными кругами.

Человек — существо деятельное. Включившись в систему общественных отношений и видоизменяясь в процессе деятельности, человек приобретает личностные качества и становится социальным субъектом. Мы не говорим «личность новорожденного», понимая его как индивида. Мы всерьез не говорим даже о личности двухлетнего ребёнка, хотя он многое приобрёл из общественного окружения. Поэтому личность не есть продукт перекрещивания биологических и социальных факторов. В отличие от индивида, личность не есть целостность, обусловленная генотипом: личностью не рождаются, личностью становятся. Определенное влияние на развитие и формирование личности оказывает процесс становления социального «Я».

9 стр., 4075 слов

Профессиональное самовоспитание как условие развития личности современного учителя.

… ответов. Настоящий учитель, Учитель с большой буквы — это личность, рождающая, формирующая другие личности (в идеале … отношениям, умение проектировать и создавать педагогические ситуации, адекватно и быстро реагировать на их … жизненных правил, принципов и неукоснительно руководствовался ими в жизни. Средства и способы самовоздействия бесконечно разнообразны. Учитывая особенности своей личности …

Осознав себя как личность, определив свое место в обществе и жизненную стратегию вместе с жизненной позицией, человек становится индивидуальностью, обретает достоинство и свободу, которые позволяют отличить его от любой другой личности, выделить ее среди прочих.