Рубрика: психология личности

Что такое расстройство личности?

Психология личности человека была бы не полной, если бы затрагивалась только его полноценное, гармоничное развитие. В силу ряда причин происходит отклонение от нормы, рассматриваемое психиатрами как расстройство или психопатология. Иногда понятия нормы и патологии размыты. Расстройство личности приводит к социальной дезинтеграции и разрушением личностной структуры.

Что такое раздвоение личности

Диссоциативное расстройство или множественная личность – психопатология, при которой в теле человека сосуществует сразу несколько личностей. Примером может служить небезызвестный Билли Миллиган, который «обладал» 24 личностями, две из которых вели себя антисоциально. Что такое раздвоение личности – симптомы:

  • существование двух и более личностей внутри индивида;
  • каждая личность имеет свои особенности, память и не знает о наличии другой, этим объясняются провалы в памяти при «захвате» и контроле одной из личностей;
  • с возрастом количество личностей увеличивается.

Что такое деградация личности?

Способности личности в психологии предполагают ее развитие, соответствующее заложенным природным особенностям и талантам. Полноценная личность всегда в процессе развития. Что такое личность в процессе деградирования? Деградация – патологический процесс регресса навыков, умений, функций, оскудение эмоций и чувств. Развивается медленно, конечной стадией деградации является маразм. Причины:

  • алкоголизм, наркомания;
  • психические заболевания;
  • тяжелые черепно-мозговые травмы;
  • патологические возрастные изменения.

Послесловие

Несмотря на то, что большинство ученых придерживаются мнения о том, что личностями становятся, а не рождаются, вопрос о том, все ли люди – личности, продолжает собирать вокруг себя споры и неоднозначные мнения.

  • Спорными являются вопросы о том, можно ли ребенка считать личностью, хотя гуманистическая педагогика утверждает, что, несомненно, можно и нужно.
  • Таким же спорным предстает понимание психически больного человека или преступника как личности.
  • Не выглядят ли словосочетания «асоциальная личность» или «деградированная личность» нелепо?

В итоге каждый сам выбирает, к какой стороне в этих вопросах относится он. На мой взгляд, к каждому человеку (особенно актуально для детей раннего возраста при воспитании) можно относиться как к потенциальной личности, то есть давать несколько очков фору. Однако это возможно до тех пор, пока человек не докажет обратное.

Различные определения понятия личность

  • Личность – совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях (А.Н. Леонтьев).
  • Личность – «живой человек из плоти и крови», вплетенный во множество отношений к миру; эпицентр «взрывных» изменений бытия; бытие, переходящее в идеальную форму (С.Л. Рубинштейн).
  • Личность – субъект жизни: активный, ответственный, обладающий способностью к временной регуляции жизни и разрешению жизненных противоречий (К.А. Абульханова)
  • Личность – общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (В.А.Ганзен).
  • Понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты (И.С. Кон).
  • Личность – субъект общественного поведения и коммуникации (Б.Г. Ананьев).
  • Личность – человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности (А.В. Петровский).
  • Личность – человек как носитель сознания (К.К. Платонов).
  • Личность есть формирующаяся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом (Ю.В. Щербатых).
  • Личность — это конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определённые отношения с этим миром и с миром других личностей.(М.Н. Щербаков)
  • Личность — 1) человек, как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) системное качество индивида, определяемое включенностью в социальные связи, которое формируется в совместной деятельности и общении (М.В. Гамезо)

Определение личности

На данный момент существует несколько универсальных, наиболее распространенных понятий:

  • Личность — отличие одного человека от другого по внутренним качествам, которые и заключают в себе индивидуальность. Обширное понимание, включающее в себя особенности психологического устройства индивида, структуру его личности. То есть, каждый рассматривается как индивидуальность.
  • Личность — сочетание личностных и социальных ролей. Подобное усредненное понимание личности подразумевает необходимость нахождения в обществе. То есть, только социум способен спровоцировать личностный рост. Автор этого определения — Джордж Герберт Мид, американский психолог. Определение также близко Адлеру, который считал, что начало личности — в социальном чувстве.
  • Личность — культурный субъект, способный управлять своей жизнью, нести за неё ответственность. Наиболее узкое понимание, свойственное психологам-экзистенциалистам — Юнгу, Леонтьеву. То есть, речь идет об источнике личностной энергии. Исходя из этого, личностью индивид становится не с рождения, а в процессе взросления.

Свойства личности в психологии

Люди различаются между собой тем, как они решают жизненные проблемы, как проявляют себя в деятельности, каким образом взаимодействуют в обществе. Эти отличия взаимосвязаны с личностными характеристиками. Психологи говорят, что основные свойства личности – это устойчивые психические характеристики, влияющие на поведение человека в социуме и на его деятельность.

Рубрика: психология личности

Психические свойства личности

В психические свойства входят такие психические процессы:

  1. Способности. Под этим понятием подразумевают особенности, качества и умения, которые позволяют учиться выполнению конкретной деятельности и эффективно ее реализовывать. Качество жизни человека зависит от того, насколько им осознаются собственные способности и применяются на практике. Неиспользование способностей приводит к их уменьшению и к появлению депрессивного состояния и неудовлетворенности.
  2. Направленность. Эту группу составляют такие движущие силы личности: мотивы, цели, потребности. Понимание своих целей и желаний помогает определиться с вектором движения.
  3. Эмоции. Под эмоциями понимают психические процессы, отражающие отношение человека к ситуациям или к другим людям. Большая часть эмоций отражает удовлетворение — неудовлетворение потребностей и достижение — недостижение целей. Небольшая часть эмоций связана с получением информации (интеллектуальные эмоции) и с соприкосновением с предметами искусства (эстетические эмоции).

Психологические свойства личности

Кроме названных выше, индивидуально-психологические свойства личности содержат в себе и такие компоненты:

  1. Воля. Волевые качества – это способность сознательно контролировать свои действия, эмоции, состояния и управлять ими. Волевое решение принимается на основе анализа разных потребностей, после чего некоторые потребности ставятся выше других. Результатом такого выбора становится ограничение или отторжение одних желаний и выполнение других. Во время выполнения волевых действий человек может не получать эмоционального наслаждения. Здесь первое место занимает удовлетворение морального плана от того, что получилось преодолеть низшие желания и потребности.
  2. Характер. Характер складывается из набора личностных качеств, особенностей взаимодействия с обществом и реакций на окружающий мир. Чем лучше человек понимает отрицательные и положительные черты своего характера, тем эффективнее он сможет взаимодействовать с социумом. Характер не является константой и поддается корректировке в течение жизни. Изменения в характере могут происходить как под влиянием волевых усилий, так и под давлением внешних обстоятельств. Работа над своим характером называется самосовершенствованием.
  3. Темперамент. Под темпераментом подразумевают устойчивые характеристики, обусловленные строением нервной системы. Различают четыре типа темперамента: холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики. Каждый из этих видов имеет свои положительные характеристики, которые следует учитывать при выборе профессии.

Рубрика: психология личности

Эмоциональные свойства личности

Эмоции и личность психология рассматривает в непосредственной взаимосвязи. Многие поступки осознанно или неосознанно совершаются именно под влиянием эмоций и чувств. Эмоции различают по таким характеристикам:

Сила эмоциональной возбудимости – этот показатель говорит о том, какая сила воздействия необходима, чтобы у человека возникла эмоциональная реакция.

Устойчивость. Эта характеристика говорит о том, сколько времени будет держаться возникшая эмоциональная реакция.

Интенсивность самого чувства. Возникающие чувства и эмоции могут быть слабыми, а могут захватывать человека целиком, проникая во всю его деятельность и мешая жить обычной жизнью. В таком случае говорят о появлении страсти или аффективного состояния.

Глубина

Данная характеристика свидетельствует о том, насколько важно для личности возникшее чувство и насколько сильно оно будет влиять на ее поступки и желания.

Социальные свойства личности

Все свойства личности, которые помогают ей контактировать с окружающим обществом, относятся к социальным. Чем больше личность направлена на общение, тем лучше у нее развиты социальные качества и тем более она интересна обществу. Люди интровертированного типа обладают слаборазвитыми социальными навыками, не стремятся к общению и могут вести себя при социальных контактах неэффективно.

К социальным качествам личности относятся:

  • коммуникабельность;
  • сочувствие и сопереживание;
  • открытость для общения;
  • инициативность, предприимчивость;
  • лидерские способности;
  • тактичность;
  • толерантность;
  • идейная убежденность;
  • ответственность.

Рубрика: психология личности

Основные черты психологии личности

На основе интеграции вышеуказанных ориентаций выделим некоторые общие их положения, позволяющие понять, что же такое личность.

1. Индивидуальность

Человек – это не только наследник биологических свойств, переданных ему родителями. Это обладатель индивидуальных черт, зачатков способностей, которые со временем либо развиваются, либо утрачиваются.

2. Структурность

Личность – всегда комплекс особенных характеристик, составляющих целостную систему и взаимодействующих друг с другом. Часто более выраженные личностные черты помогают проявиться другим, менее заметным, пребывающим до поры до времени в латентном периоде. Это происходит в процессе деятельности в самых различных сферах, особенно в тех, которые требуют максимального напряжения душевных сил.

3. Поведенческий код

Каждая личность проявляет себя характерными для нее реакциями. Они повторяются в большинстве случаев в определенных ситуациях. При этом волевые личности часто действуют вопреки неблагоприятным социальным условиям. Эта сила сопротивления и позволяет им достичь невероятных успехов.

4. Перспективность

Мотивы саморазвивающейся личности, так же как и взгляды, интересы, устремления, могут меняться на протяжении жизни. Поэтому человек есть не только то, что он делает в настоящий момент, но и то, чего от него можно ожидать в будущем. Вехами на жизненном пути становятся испытания, оттачивающие лучшие душевные качества.

Конечной целью личностной эволюции является достижение психологии зрелости – духовной, нравственной, социальной. Это пиковое состояние позволяет максимально проявиться человеческой сущности.

Вместо нотаций и советов

Обычный человек – слабое существо. Он склонен многое драматизировать, предаваться снам наяву, теряться в собственных иллюзиях. Ему свойственно забывать об истинных своих целях, путать следствия с причинами, погружаться в пучину сомнений.

Но однажды наступает пробуждение, и у человека хватает силы и мудрости, чтобы осознать: истоки его страданий – в неведении. Именно дремучесть рассудка превращает его в механическое пианино, годами исполняющее одну и ту же тоскливую пьесу.

В этот переломный момент, открывая новые струны в своей душе, четко слыша ее лейтмотивы, слабый человек умирает – рождается сильная, жизнеспособная личность, готовая эволюционировать бесконечно.

Структура личности по Платонову

Советский специалист в области психологии принимает личность за динамическую систему. Эта система в течение времени видоизменяется, в неё входят новые элементы, но сохраняются прежние функции.

По теории Платонова структура личности иерархична, и обладает четырьмя подструктурными уровнями, которые выстраиваются в форме пирамиды:

Подструктура биопсихической обусловленности — является основанием для пирамиды. Это биохимические особенности, генетика и физиология. То есть, те свойства организма, которые поддерживают человеческую жизнедеятельность. Сюда можно отнести половой, возрастной признак, патологии.
Подструктура индивидуальных особенностей

Связана с познавательным процессом, то есть зависят от таких факторов, как восприятие, память, внимание, ощущение и мышление. Развитие форм отображения даёт человеку возможность повышать активность, наблюдательность, улучшать ориентацию в социальном пространстве.
Подструктура опыта — социальные особенности человека

То есть, это его психические образования (знания, навыки), которые он приобретает благодаря опыту общения с окружающими людьми.
Подструктура направленности — определяется формированием моральных черт, мировоззрением человека, убеждениями и идеалами. Благодаря стремлению и желанию, возникает мотивация. Следовательно, четвертая подструктура необходима человеку для того, чтобы определять его действия, работу, увлечения.

Услуги и объявления29

1 час

Консультация по определению соматипа
Москва

  Подать заявку

8 индивидуальных занятий (1,5 часа).

Индивидуальная коуч-программа «Выход из кризиса»
Москва

  Подать заявку

1 час

Бизнес-консультация «Профориентация» для детей и подростков
Москва

  Подать заявку

Международная Бизнес-школа для детей и подростков MiniBoss

Услуга

Консультация психолога в Telegram, WhatsÁpp, Viber
Москва

  Подать заявку

90 дней.

Программа личного коучинга для достижения вашего результата
Москва

  Скидка 100Р

Мастерская Успешной Жизни Николая Смирнова
Николай Смирнов

Услуга

Ищу работу помощником бизнес-тренера, организатором, администратором
Москва

  Подать заявку

1,5 часа.

Консультация психолога по Skype
Москва

  Подать заявку

Центр Духовного Совершенствования «Сила Жизни»
Екатерина Кабанова

Ежедневно, кроме понедельника с 10:00 до 21:00.

Личностно-ориентированный тест «Зеркало»
Москва

  Подать заявку

Центр форсированного развития личности «Зеркало»
Алексей Юрьевич Панкин

1 час.

Коррекция Судьбы. Авторские тесты по предназначению. Консультации от автора уникальной книги
Москва

  Подать заявку

Павел Евгеньевич Жуковский

20 дней

Психотерапия без оплаты
Москва

  Подать заявку

Услуга

Экзистенциальная психотерапия
Москва

  Подать заявку

Психологический центр «Здесь и Теперь»
Юлия Артамонова

Ежедневно с 9:00 до 15:00.

Зал для медитации
Москва

  Подать заявку

Услуга

Занятия «Личные отношения»
Москва

  Подать заявку

Николай Озорнин

60 минут.

Краткосрочное и долгосрочное психологическое консультирование и психотерапия
Москва

  Скидка 500Р

От 2 до 4 часов

Глубокий сеанс полимодальной психологии
Москва

  Подать заявку

Пн., ср., пт. с 17:00 до 21:00, в остальные дни — по записи

Большой новый психологический тест личности «Зеркало». Посмотри на себя со стороны и узнай, как быть счастливым!
Москва

  Скидка 1%

Клуб любителей счастья «Места встречи»

Среда с 10:00 до 13:00, пятница с 10:00 до 13:00.

Бесплатные консультации психолога Марии Ефимовой
Москва

  Подать заявку

Мария Ефимова

Услуга

Индивидуальное психологическое консультирование и поддержка «Познавая своё прошлое, мы меняем настоящее и будущее»
Москва

  Подать заявку

1 неделя

Консультация профессионального психолога по Skype
Москва

  Скидка 500Р

Услуга

Психологическое консультирование. Первая консультация со скидкой (1,5 часа по цене 1 часа)!
Москва

  Скидка 200Р

Центр обучения и развития HR Tech

Показать ещё 9 услуг

Структура личности по А. Н. Леонтьеву

Советский психолог-педагог считал, что личность не ограничивается рамками отношений с миром.

А. Н. Леонтьев четко разделял понятия индивида и личности. Если первое означает совокупность биохимических процессов и состоит из систем органов и функций, то второе — не зависит от индивида, поскольку возникает в процессе жизнедеятельности, приобретения опыта, пребывании в социуме.

Здесь также существует иерархическая структура, которую представить в виде перевёрнутой пирамиды:

  1. Фундамент структуры — деятельность человека, определяющая его жизнь. Это отношения, поступки субъекта, которые, однако, не всегда способствуют развитию. Они носят и внешний характер, не оказывая существенного влияния на строение структуры.
  2. Второй уровень, характеризующий личность — это установление иерархии мотивов.
  3. Верхушка перевёрнутой пирамиды, одновременно являющаяся его основанием, поскольку на этом уровне происходит установление жизненной цели. Завершением структуры будет моновершинный либо поливершинный тип строения. Это зависит от того, сколько существует мотивов, и какие являются наиболее важными. От поставленной цели зависит вся жизнеспособность структуры.

Следовательно, главное качество данной структуры — это выстроенная иерархия мотивационных действий, поскольку именно от мотива зависит деятельность.

Также по Леонтьеву выделяются ещё 3 параметра:

  • то, насколько широко человек взаимодействует с окружающим миром;
  • то, насколько эти отношения иерархизированы;
  • и то, какой в результате выглядит совместная структура этих отношений.

В противовес теориям лучших советских умов и для обогащения представления о всемирном развитии психологии рассмотрим американскую идею устройства личности.

Представление о структуре личности в различных психологических теориях

Существует ряд психологических теорий, описывающих структуру личности. Русская и советская психологические школы представлены в работах И. П. Павлова, А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, К. К. Платонова и др.

В советской психологии сложилась традиция различения индивида и личности. Больше всего в направлении этого различения сделали два советских психолога – Б. Г. Ананьев и А. Н. Леонтьев. При некоторых различиях в понимании личности и при общих различиях или подходах эти авторы определяли природу и свойства индивида и проводили линию различия («демаркационную линию») в одном и том же месте. Индивид, по их мнению, есть существо природное, биологическое, обладающее как врожденными, так и прижизненно сформированными свойствами. Личность – социально сформированное качество.

Структура личности по Рубинштейну

По теории является необходимым наличие 3-х составляющих личности:

  1. Направленность. В неё входят потребности человека, а также убеждения, интересы и мироощущение. В направленности заключена концепция «Я» и социальная сущность индивида.
  2. Психические образования. Благодаря приобретаемым знаниям, умениям и навыкам человек соориентирован во внешнем мире, и достигает хороших результатов в разных видах деятельности.
  3. Индивидуальные свойства типологического характера — проявления характера, темперамента и способностей. Благодаря этим факторам формируется индивидуальность.

Таким образом, психология личности формируется благодаря взаимоотношениям с окружающим миром и социумом.

По Рубинштейну, соотношение всех уровней создает психически здорового, социально адаптированного человека.

Личностные тесты

Для изучения и измерения личности разработан целый ряд разнообразных личностных тестов. Многие из этих тестов широко применяются в повседневной жизни. Например, многофакторный личностный опросник MMPI часто используется в качестве отборочной оценки при приёме на работу. Клинические личностные тесты предназначены для оценки диагностики состояния больного в психиатрии.

Как люди становятся собой? Чем они похожи, и чем отличаются друг от друга? Как формируется личность индивида? Что заставляет нас влюбляться, ненавидеть или объединяться? В чем разница между мужской и женской психологией? Каким образом человек взаимодействует с другими людьми и окружающим миром? На все эти вопросы может дать ответ психология личности. Исследуя личность человека, его черты, установки и цели, социальные нормы и стимулы, личностные психологи раскрывают всё новые тайны индивидуальной и социальной жизни.

Личность в психологии

Пожалуй, в этом случае нет универсального определения личности в психологии. Само по себе существование личности — сложный и многогранный феномен. Поэтому каждое определение заслуживает того, чтобы быть дополненным — это объясняет обилие научных подходов к понятию того, что такое личность. Более того, в разные времена и этапы развития психологии ученые выдвигали разные доминирующие теории.

К примеру, в советской психологии в начале двадцатого века личность воспринималась как набор определенных психологических функций. С 30-х годов двадцатого века личность трансформировалась в «опыт жизни и деятельности». В 50-е появилось понятие о личности в психологии: «темперамент и возраст», а с 60-х личность стала обозначаться как совокупность отношений человека, которая проявляется в разных направлениях его деятельности.

«Я-КОНЦЕПЦИЯ» личности

Рубрика: психология личности

«Я-концепция» — это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит осознание человеком своих качеств (физических, эмоциональных и интеллектуальных), самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.

Одна из первых теорий, описывающих «Я-концепцию», была теория У. Джеймса, где выделено две стороны «Я» (Self) — субъектная и объектная.

Одна сторона личности — есть «сознающая Я» (I), а вторая — это та часть, которая осознается — «Я как объект» (Me).

В структуре личности этот автор выделил четыре составляющие и расположил их в порядке значимости: от низшей — к высшей, от физической — к духовной (табл. 23.1).

Таблица 23.1. Представление о «Я-концепции» У. Джеймса

СоставляющаяОписание
«Духовное Я»Внутреннее и субъективное бытие человека. Набор его религиозных, политических, философских и нравственных установок
«Материальное Я»То, что человек отождествляет с собой (его дом, частная собственность, семья, друзья и пр.)
«Социальное Я»Признание и уважение, которое получает человек в обществе, его социальная роль
«Физическое Я»Тело человека, его первичные биологические потребности

Окончательное формирование представлений о «Я-концепции» произошло в 1950-е годы в русле гуманистической психологии. В ниже представленном примере выделены основные положения «Я-концепции» К. Роджерса.

  • «Я-концепция» — это представление и внутренняя сущность индивида, которая тяготеет к ценностям, имеющим культурное происхождение.
  • «Я-концепция» обладает стабильностью и обеспечивает устойчивые способы поведения человека.
  • «Я-концепция» обладает индивидуальностью и уникальностью.
  • Восприятие человеком окружающего мира преломляется его сознанием, центром которого является «Я-концепция».
  • Расхождение между опытом индивида и его «Я-концепцией» нейтрализуется с помощью механизмов психологической защиты.
  • «Я-концепция» близко к понятию «самосознание», однако скорее «Я-концепция» является результатом самосознания.
  • «Я-концепция» возникает как результат психического развития в процессе социального взаимодействия со средой обитания. Социальная среда (в отличие от генетических факторов) играет определяющее влияние на формирование «Я-концепции», однако затем «Я-концепция» начинает определять способ взаимодействия человека с социальной средой (рис. 23.1).

Взаимовлияние «Я-концепции» и среды обитания человека

Рис. 23.1. Взаимовлияние «Я-концепции» и среды обитания человека

Структура «Я-концепции»

«Я-концепция» возникает в процессе развития человека как итог трех процессов: самовосприятия (своих эмоций, чувств, ощущений, представлений и пр.), самонаблюдения (своей внешности, своего поведения) и самоанализа (своих мыслей, поступков, взаимоотношений с другими людьми и сравнения с ними) (рис. 23.2).

Рис. 23.2. Структура «Я-концепции»

В рамках каждой из указанных составляющих мы можем выделить три компонента (рис. 23.3).

Рис. 23.3. Компоненты «Я-концепции»

Роль «Я-концепции» в жизни личности

«Я-концепция» играет важную роль в жизни личности (рис. 23.4). Это, прежде всего, проявляется в следующих ее функциях.

  1. Обеспечение внутренней согласованности личности. Любые воздействия среды сопоставляются с «Я-концепцией» личности, и если они не соответствуют ей, то искажаются или вытесняются при помощи механизмов психологической защиты, которые охраняют целостность и постоянство «Я-концепции».
  2. Определение характера интерпретации жизненного опыта. «Я-концепция» действует как внутренний фильтр, пропускающий через себя информацию или задерживающий ее, если она противоречит «Я-концепции».
  3. Источник установок и ожиданий личности. «Я-концепция» определяет прогнозы и ожидания личности (уверенное или неуверенное поведение, завышенная или заниженная самооценка). Каждая из этих установок может реализовываться в трех аспектах: физическом, эмоциональном, социальном (рис. 23.5). Например, в физическом аспекте женщину может не устраивать ее внешность («Реальное Я»), и она будет стремиться изменить ее с помощью косметических средств, приближаясь к своему идеалу красоты («Идеальное Я»), в то время как ее вполне устраивает ее социальное положение («Реальное Я»). При этом она может думать, что окружающие считают ее излишне холодной и мало эмоциональной («Зеркальное Я»).

Реальность «Я-концепции» личности определяется следующими факторами:

  • ясностью индивидуального самосознания и наличием адекватных символов для его выражения;
  • чувством личной адекватности индивида;
  • отсутствием у индивида ощущения угрозы в ситуации самоописания.

Направление используют

Организаторы

 АНО «Корпорация радио» (Москва),    Арт-лаборатория «Новый взгляд»  (Москва),    Институт практической психологии НИУ «Высшая школа экономики»  (Москва),    Клуб единомышленников Epistema  (Москва),    Компания Konstantin Sarkisyan Group  (Москва),   Лаборатория Личности Boostlab  (Москва),    Лекторий Центра развития межличностных коммуникаций  (Москва),    Московский центр взаимоотношений GRC  (Москва),    Образовательный интеллектуальный клуб «Встречи Озарения»  (Москва),    Онлайн-портал «Живые знания»  (Москва),    Пcихологическая мастерская «Ресурсы коллективного бессознательного»  (Москва),   Проект «Психология 360»  (Москва),    ПсиКлуб  (Москва),    Студия гармоничного развития личности «Я и Счастье»  (Москва),    Студия эстетики «Тансэль»  (Москва),    Творческая мастерская «Настроение»  (Москва),    Учебный центр «Эффективность»  (Москва),    Центр Развития Личности Галины Стир (Москва),    Центр психологии «Новый Горизонт» под руководством Анетты Орловой  (Москва),    Центр развития человека «Пробуждение Души»  (Москва).

Ещё организаторы 227

Тренеры

  Александр Колмановский  (Москва),    Александр Сергеевич Морозов  (Москва),    Александра Александровна Соколова  (Москва),    Александра Олеговна Алякринская  (Москва),    Алексей Поляков  (Москва),    Анастасия Валентиновна Аринина  (Москва),   Анастасия См  (Москва),   Анастасия Топоркова  (Москва),    Андрей Александрович Моисеев  (Москва),    Андрей Коченовский  (Москва),    Анжела Львова  (Москва),    Анжелика Тен  (Москва),    Анна Дарская  (Москва),    Анна Маслова  (Москва),    Анна Морозовская  (Москва),    Антонина Петровна Афанасьева  (Москва),    Борис Маркиш  (Москва),    Вадим Войченко  (Москва),    Евгений Самсоненков  (Москва),    Евгения Киреева  (Москва).

Ещё тренеры 552

Консультанты

  Александр Колмановский  (Москва),    Александра Александровна Соколова  (Москва),    Александра Олеговна Алякринская  (Москва),    Анастасия Валентиновна Аринина  (Москва),   Анастасия См  (Москва),   Анастасия Топоркова  (Москва),    Андрей Коченовский  (Москва),    Анжела Львова  (Москва),    Анжелика Тен  (Москва),    Анна Морозовская  (Москва),    Антонина Петровна Афанасьева  (Москва),    Вера Олеговна Трояновская  (Москва),    Екатерина Александровна Дашкова  (Москва),   Екатерина Вандышева  (Москва),    Екатерина Владимировна Ядрышникова  (Москва),    Елена Викторовна Улуханова  (Москва),    Елена Геннадьевна Чистякова  (Москва),    Иван Иванович Соболевский  (Москва),    Игорь Андриянович Тимофеев  (Москва),    Инга Владимировна Цебулина  (Москва).

Ещё консультанты 449

Ключевые свойства

Это устойчивые проявления психической деятельности, оказывающие непосредственное влияние на поведение человека и его взаимоотношения с миром.

Рубрика: психология личности

Способности

Это такие отличительные черты психики, от которых зависит успешное или неуспешное приобретение новых навыков, знаний. Возможности для освоения определенного вида деятельности бывают нескольких типов.

Элементарные и сложные

Первые (простейшие) связаны с работой органов чувств (ощущение запахов, вкусов, умение различать цвета). Вторые относятся к процессам постижения культуры (это творческие, аналитические навыки) и не являются врожденными.

Общие и специальные

Универсальные способности (при нормальном формировании организма) присутствуют в арсенале каждого человека и отличаются только уровнем развития. К ним относятся двигательные и умственные возможности, исходя из которых можно говорить о том, в какой деятельности личность добьется успеха (например, в спорте, исследованиях, обучении). Особые, индивидуальные характеристики встречаются далеко не у всех. Для их раскрытия требуются определенные задатки, склонности. К таким относятся творческие навыки (актерские, литературные), которые могут быть применены в узких сферах.

Рубрика: психология личности

Очная консультация

Каковы особенности и преимущества очной консультации?

Рубрика: психология личности

Консультация по скайпу

Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?

Теоретические и практические

Первые определяют направленность индивидуума к постижению задач, связанных с абстрактно-логическим типом мышления, то есть с выстраиванием и анализом теории. Вторые предполагают умение находить решение в конкретных жизненных ситуациях, применять знания на практике.

Учебные и творческие

Как ясно из названия, одни способности характеризуют индивида как обучаемого (способного усваивать новую информацию, обретать навыки), другие направлены на возможность создавать новейшие идеи, совершать открытия, производить элементы культуры.

Коммуникативные и предметно-деятельностные

Первые включают в себя социальные взаимодействия: общение, налаживание контактов, восприятие окружающих и способы реагирования на внешний мир. Вторые относятся к контактированию личности с неодушевленными объектами.

Рубрика: психология личности

Темперамент

Это совокупность черт, определяющих особенности поведения человека и его психических процессов. Существует четыре основных типа: холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики. Темпераментность влияет на скорость и интенсивность восприятия, запоминания, обработки информации, жизненный темп, ритм и направленность деятельности.

Характер

Это понятие объединяет все полученные при определенных обстоятельствах и социальных условиях методы контактирования индивидуума с действительностью и людьми (его поведение в социуме и реакции на поступки окружающих), а также образ его жизнедеятельности. Характерные черты делятся на три группы: коммуникативные (связанные с межличностной коммуникацией), деловые (направленные на организацию трудовой деятельности), волевые (целеустремленность и настойчивость).

Воля

Это способность личности сознательно контролировать свои психические состояния и действия. Она непосредственно связана с потенциалом индивида к принятию рациональных, взвешенных решений, его склонности к самоограничению и способности преодолевать препятствия на пути к достижению цели. Само волевое усилие не сопровождается чувством удовлетворения. Оно возникает после получения желаемого результата, который без сверхусилия был бы невозможен.

Рубрика: психология личности

Эмоции

Это переживания с позитивной или негативной окраской, которые сопровождают удовлетворение жизненно важных потребностей. Существует несколько наиболее значимых эмоциональных групп:

  • простейшие (связаны с органикой и физиологией);
  • аффекты (кратковременные, бурные всплески);
  • настроение (общее состояние индивида в конкретный момент времени);
  • чувства (направлены на определенный объект);
  • стресс (совокупность процесса внутреннего возбуждения и физического самочувствия);
  • страсть (неуправляемые проявления эмоциональности).

Мотивация

Так называют причины, побуждающие человека на совершение того или иного поступка. Мотивы могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми, но это всегда внутренний порыв, который зависит от:

  • потребностей (нужды индивида);
  • стимула (фактора, обозначающего необходимость действий);
  • намерения (обдуманного решения);
  • побуждений (неосознанных стремлений).

Рубрика: психология личности

Теория личности Уильяма Джемса

Уильям Джемс является представителем такого философского течения, как прагматизм. Также является основателем экспериментального подхода в психологии — фукционализма.

Американский философ и психолог одним из первых создал теорию личности, которая имеет 2 стороны:

  1. Эмпирическое Я. Это то, что можно познать и определить.

Структура:

  • физическая личность. Сюда входит материальное состояние, телесная самоорганизация, материальные блага;
  • социальная личность. Здесь имеется в виду признание человека как личности социумом;
  • духовная личность. Подразумевается единство духовных свойств и состояний.

Здесь большую роль играет чувство активности, побуждающее к желанию, мышлению, эмоциям.

  1. Чистое Я. Это то, что познаёт внешний и внутренний мир.

Также психолог выделяет самооценку, как важный структурный феномен. Она подвержена внешним влияниям, соответствует определенному уровню самоуважения, именно благодаря ей те или иные притязания человека могут быть более успешными, или менее успешными.

Существует формула «успех/уровень притязаний», позволяющая рассчитать уровень самоуважения. Если человек испытывает проблемы с самооценкой, он не находится в гармонии и равновесии с реальностью, не может адекватно оценивать действия. Для устранения психологических неполадок такого рода может потребоваться специалист по работе с психосоматикой, такой как Батурин Никита Валерьевич.

Необходимо отметить сложность и феноменальность устройства человеческой личности. Человек — яркий пример эволюции, высшее достижение, как биологическое и социальное существо, способное к самопознанию и воздействию на окружающий мир. До сих пор остаются вопросы в изучении и исследовании личности в психологии.