Психологический подход

Теория оперантного обусловливания (условные операции)

При оперантном обусловливании поведение определяется не только предшествующими стимулами, но также и различными результатами, которыми оно сопровождается.

Основы оперантного обусловливания заложил бихевиорист Б. Ф. Скиннер, он также попытался применить их к сложным формам поведения.  

Оперантное обусловливание принимает во внимание последствия действий. Это поднимает фундаментальный вопрос: как на поведение может влиять его результат?. Первый вариант ответа состоит в том, человек или животное понимают, к чему может привести их поведение и действуют исходя из своих ценностей

То есть между результатом и поведением есть прямая связь

Первый вариант ответа состоит в том, человек или животное понимают, к чему может привести их поведение и действуют исходя из своих ценностей. То есть между результатом и поведением есть прямая связь.

Однако эта концепция полностью противоположна позиции бихевиоризма, согласно которой любые предположения о внутренних состояниях ума, ценностях или намерениях являются ненаучными.

Второй вариант — результат влияет на поведение, но косвенно. Чтобы узнать как, нужно лишь описать внешние условия, вызывающие поведение, и последствия, связанные с ним.

Именно этот ответ Скиннер принимает за основу в своих исследованиях.

Различия между условной реакцией и условной операцией

Существует два основных момента, проясняющие различие между обусловливанием и оперантным обусловливанием:

При обусловливании внешним стимулом поведение животных или людей не сопровождается конкретными последствиями для окружающей среды.

При оперантном обусловливании поведение людей или животных оказывает влияние на окружающую среду, и именно оно позволяет определить, будет ли поведение повторяться.

В условной реакции поведение связано с рефлексами: оно представляет собой реакцию на определенный стимул. В оперантном обусловливании реакции на стимулы рассматриваются не как рефлексы, а как сложное поведение.

Оперантное обусловливание в образовательной сфере

Заложив основы оперантного обусловливания, бихевиорист Б.Ф. Скиннер в 1960-х годах начал применять их в области образования и терапии.

По мнению Скиннера, целью любого обучения является создание новых форм поведения у ученика. Таким образом, обучение — это не что иное, как создание условий, в которых находятся учащиеся. Этот принцип называется “программируемым обучением”.

Программированное обучение требует установки образовательной цели (желаемое поведение) и определения шагов, которым необходимо следовать (педагогическое развитие) для ее достижения.

Скиннер выступал за систему образования, соответствующую следующим критериям:

  • Непрерывное взаимодействие ученика и преподаваемой дисциплины;
  • Преподавание только той части дисциплины, которая наиболее близка текущим возможностям ученика;
  • Обучение должно соответствовать возможностям ученика и обязательно приводить к увеличению знаний;
  • Ученик должен активно интересоваться дисциплиной и видеть свои результаты в ее изучении;
  • Возможность ошибок в обучении должна быть минимизирована.

Чтобы неукоснительно соблюдать эти критерии, Скиннер разработал «обучающую машину», которая в некотором смысле является прародителем образовательного программного обеспечения, используемого сегодня.

Однако энтузиазм Скиннера по созданию новой образовательной системы встретил культурное сопротивление, и его программа была оспорена.

Оперантное обусловливание в терапии

В дополнение к образовательной сфере Б.Ф. Скиннер разработал программы обусловливания в области терапии.

До Скиннера поведенческая терапия основывалась на классических процедурах дезактивации, разработанных на основе работ Павлова.

Скиннер предложил заменить эти процедуры терапевтическими методами, основанными на оперантной обусловливаемости. Речь идет о замене нежелательного поведения на желательное через вмешательство терапевта.

Модификация нежелательного поведения может также выполняться самим пациентом. Этот тип поведенческой терапии требует хорошего самоконтроля. Он включает в себя обучение пациента контролировать стимулы, связанные с проблемным поведением.

Позитивная психология: определение и краткая история

Позитивная психология – это особое психологическое направление, изучающее положительные аспекты человеческой психики. Если классическая психология фокусируется на проблемах и патологиях, то предмет исследований позитивной психологии – все, что помогает человеку достигать счастья.

Базой для появления этого направления психологической науки стала гуманистическая психология и идеи ее сторонников, таких как Карл Роджерс, Абрахам Маслоу, Гордон Олпорт и другие. По одному из мнений, первым человеком, употребившим понятие «позитивная психология» стал именно Маслоу (работа «Мотивация и личность»). Но в середине 20 века уже достаточно много психологов говорили о том, что пора ученым сосредоточивать усилия не на патологиях и болезнях, а на стимулировании психического здоровья.

Основание же направления позитивной психологии принадлежит американскому психологу Мартину Селигману, ставшему впоследствии президентом Американской психологической ассоциации. Известность пришла к нему благодаря его исследованиям по излечению депрессии, а также необычной истории с экспериментами, которые он проводил, и в результате которых обнаружил феномен «выученной беспомощности». Эти эксперименты и послужили предпосылкой для появления нового направления.

Бихевиоризм в повседневной жизни

Обусловливание можно заметить во многих областях жизни: от школ до психбольниц, от мира спорта до мест лишения свободы.

Когда идеи бихевиоризма используются в естественной среде, можно говорить об естественном изменении поведения.

Примеры изменения поведения

Цель изменения поведения состоит в том, чтобы заменить деструктивное поведение на более продуктивное.

Ниже несколько эффектов от применения методов позитивной психологии. Бихевиоризм — примеры из жизни:

Исправление речи

Поведенческая психология позволяет детям с аутизмом, которые вообще не говорят, развить словарный запас из нескольких сотен слов. То же самое относится к людям, которые перенесли повреждение мозга.

Самостоятельность

Поведенческое направление в психологии помогает взрослым с ограниченными интеллектуальными возможностями общаться с окружающими и быть более самостоятельными. Это позволяет им развивать социальные навыки, выполнять повседневные задачи и даже удерживать хорошую работу.

Обучение детей

Принцип изменения поведения очень часто применяется при воспитании детей. Приучение к горшку — хороший пример.

Обучение музыке или спорту

Приобретение новых навыков осуществляется за счет повторений определенных действий.

Избавление от нежелательного поведения

Поведенческая психология эффективно помогает избавиться от вредных привычек.

Формирование нового поведения

Большинство примеров, упомянутых выше, относятся к изучению “сложного” поведения, то есть действий, которые не могут происходить спонтанно (играть на пианино, говорить и т.д.) Для такого типа поведения обучение осуществляется путем формирования новых навыков и привычек.

Результаты такого обучения превосходны и иногда очень удивительны. Например, Б. Ф. Скиннер, инициатор этого метода, сумел научить голубей играть в пинг-понг своими клювами!

Психологический подход

Более серьезно: поведенческая психология обычно применяется для обучения собак-поводырей, для обучения детей чистоте и общению со сверстниками и т.д.

Эксперименты Селигмана

Изучая беспомощность, ученый построил свои изыскания по типу метода академика Павлова, и решил использовать для работы собак. Он разделил их на три группы:

  • Собаки первой группы получали удар током, но имели возможность избежать этого, нажимая носом на кнопку. Имея способ воздействия на раздражитель, животные могли контролировать ситуацию.
  • Собаки второй группы получали удар током, но кнопки у них уже не было, а значит, и ситуацию контролировать они не могли.
  • Собаки третьей группы не получали удара током.

Спустя некоторое время, всех собак поместили в ящик, где была перегородка, через которую животные могли легко перескочить. Экспериментатор пускал ток к ящику: собаки первой и третьей групп перепрыгивали заграждение, избегая тем самым неприятного удара. А вот собаки из второй группы, не имея опыта контроля ситуации, оставались на месте, просто ложились и скулили, причем усиливающиеся удары не меняли их поведения. Таким образом, будучи не в силах изменить ситуацию, собаки привыкали к беспомощности.

Конечно же, выученной беспомощностью сегодня уже никого не удивишь, и это понятие часто присутствует в лексиконе множества людей. Однако если сказать кому-то о сознательном оптимизме, легко заметить, что с ним знакомы немногие. Что же он означает?

Поэкспериментировав с собаками, Селигман переключился на людей, используя более гуманные методы. Полученные результаты привели его к выводу, что человек вполне может воздействовать на свое мышление и, как следствие, на поведение. И уже это убедило его, что такой навык помогает преодолевать неприятности и проблемы даже при систематическом их появлении. Этот феномен и был назван «сознательным оптимизмом».

Мартин Селигман, как основоположник позитивной психологии, убежден в том, что человек является не жертвой обстоятельств, а творцом своей жизни. А сам подход полезен не только для лечения болезней, но и для развития сильных сторон человеческой психики.

Несмотря на то, что идеи позитивной психологии обсуждались еще в середине минувшего столетия и находили немало сторонников, не существовало никакой исследовательской базы и указаний на то, какие конкретно элементы психического здоровья должны рассматриваться в первую очередь.

Сегодня же, благодаря трудам Селигмана и его соратников, позитивная психология обзавелась четкой структурой и необходимым практическим инструментарием, а ее выводы подкреплены многочисленными научными экспериментами и клиническими исследованиями. А что касается современных последователей позитивной психологии, то среди них есть далеко небезызвестные люди, такие как Джон Хайдт, Дэниэл Гильберт, Альберт Бандура, Чарльз Снайдер, Михай Чиксентмихайи, Эд Эндер и многие другие. (Кстати, книги этих авторов стали бестселлерами и завоевали огромную популярность).

И теперь есть смысл более конкретно поговорить об основах позитивной психологии и ее влиянии на жизнь человека. Но прежде предлагаем немного отдохнуть от чтения и посмотреть выступление Мартина Селигмана на конференции TED.

Общение на новом уровне

Причина, по которой мы страдаем при общении с людьми, — непонимание их природы. Поведение окружающих перестанет быть досадной загадкой, стоит только разобраться в их психических свойствах, устремлениях и проблемах.

Понимая психику, вы станете испытывать к окружающим больше симпатии. И неприязнь по отношению к другим перестанет отравлять вашу жизнь. Общение с людьми станет в радость. На вас уже не будут оказывать негативного влияния проявления собеседника:

  • чрезмерная эмоциональность и перепады настроения,

  • безразличие и отчужденность,

  • надменность,

  • обидчивость,

  • упрямство,

  • притворство,

  • неадекватная требовательность и другие.

Это кажется удивительным, что можно найти подход к людям с любым характером? Реальные результаты тысяч слушателей тренинга Юрия Бурлана подтверждают это:

Узнайте больше о свойствах и особенностях поведения людей на бесплатном онлайн-тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Корректор: Наталья Коновалова

Поведенческая психология — книги

Предлагаем вам список из 4-х книг, раскрывающих феномен поведения человека.

1. «Совладающее поведение. Современное состояние и перспективы» — коллектив авторов.

Книга адресована широкому кругу специалистов, интересующихся адаптивными возможностями человека, столкнувшвегося с трудными жизненными ситуациями.

2. «Как подобрать ключик к решению любой ситуации. 30 правил эффективного общения, решения конфликтов, управления поведением» — Лариса Большакова.

В этой книге – тридцать новых психологических приемов. Как избежать конфликтной ситуации и найти компромисс? Как подобрать ключик к любому человеку? Что сделать, чтобы преодолеть агрессию? И многое другое!

3. «Организационное поведение» — Людмила Згонник.

В книге рассмотрены сущность организационного поведения, различные аспекты управления поведением человека и групп в организации.

4. «Власть привычки. Почему мы живем и работаем именно так, а не иначе» — Чарльз Даххиг.

Наблюдения и открытия Дахигга во многом дополняют и развивают идеи лауреата Нобелевской премии по экономике Даниэля Канемана, автора бестселлера «Думай медленно… решай быстро».

Книга рекомендована для прочтения всем, кто работает над собой и хочет изменить свою жизнь!

Характер человека

С вопросами об общении с людьми мы обращаемся к психологии. И находится множество статей, книг, призванных разобраться в другом человеке, понять его характер и разработать тактику поведения. Так или иначе, обычно людей пытаются делить по каким-либо признакам. Например, всем нам известная типология по темпераменту: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Или по психотипу личности: интроверт, экстраверт, амбиверт. По восприятию информации: визуальный, аудиальный, кинестический, дигитальный и др. И что это нам дает? Как помогает научиться разбираться в людях?

Стараясь научиться понимать людей, определить их черты характера по какой-либо типологии, рано или поздно заходишь в тупик. Нет полной картины. Что-то не стыкуется, противоречит одно другому. Тот же самый человек в одних ситуациях ведет себя так-то, а в других — совершенно иначе. Либо некоторые свойства характеристики точно описывают собеседника, но другие не имеют к нему абсолютно никакого отношения. А так хочется получить некое практическое руководство по общению и распознаванию окружающих.

Направление используют

Организаторы

  Клиника «Риши»  (Москва),   Проект Никиты Истомина «Женский словарь»  (Москва),    Учебно-исследовательский центр «Фомальгаут+»  (Москва),   Европейская Школа Дыхания  (Москва),    Санаторий Аюрведической медицины в Завидово  (Москва),    Центр здоровья Ayurveda Lanka  (Москва),   Школа Релаксологии  (Москва),    Тренинговый центр «Будильник»  (Улан-Удэ),    Эффективная Медицина (Ростов-на-Дону),    Школа тейпирования «Бьюти Тейп»  (Тюмень),    Центр интегральной терапии «Тысячелетие»  (Новосибирск),    Школа массажа и оздоровительных практик «Магия Массажа»  (Новосибирск),    Центр здоровья «Фомальгаут+»  (Омск),    Центр восстановления и коррекции здоровья «ВеДаРа»  (Новосибирск),   Центр «Вера» (Пермь),    Академия Классического Гипноза и Эpикcoнoвcкого Гипноза и Самогипноза  (Донецк),    Студия оздоровительных практик «Миравита»  (Вологда),    Алексей Сухой  (Киев),    Оздоровительный центр «Живое Окунево»  (Омск),    Национальная ассоциация специалистов альтернативной медицины и психологов «Синергия»  (Екатеринбург).

Ещё организаторы 8

Тренеры

  Вячеслава Михайлова  (Москва),    Евстафий Валентинович Хизский  (Москва),    Мария Валентиновна Чигрина  (Москва),    Николай Петрович Чистяков  (Москва),    Ярослава Караваева  (Москва),    Vera Iva  (Москва),    Александр Александрович Пинт  (Москва),    Александр Потапенко  (Москва),    Александр Свалар  (Москва),    Александра Георгиевна Чистякова  (Москва),    Алексей Михайлович Романенко  (Москва),   Алёнушка Ладная  (Москва),    Дмитрий Легошин  (Москва),    Ева Баутина  (Москва),    Евгения Вавилова  (Москва),    Екатерина Сидорова  (Москва),    Екатерина Яковлева  (Москва),    Елена Александровна Светлая  (Москва),    Ирина Оксак  (Москва),   Ксения Каштанова  (Москва).

Ещё тренеры 56

Консультанты

  Вячеслава Михайлова  (Москва),    Евстафий Валентинович Хизский  (Москва),    Мария Валентиновна Чигрина  (Москва),    Ярослава Караваева  (Москва),    Vera Iva  (Москва),    Александр Александрович Пинт  (Москва),    Александр Свалар  (Москва),    Алексей Михайлович Романенко  (Москва),   Алёнушка Ладная  (Москва),    Дмитрий Легошин  (Москва),    Евгения Вавилова  (Москва),    Екатерина Сидорова  (Москва),    Екатерина Яковлева  (Москва),    Ирина Оксак  (Москва),   Ксения Каштанова  (Москва),    Людмила Алексеевна Алмазова  (Москва),    Надежда Алексеевна Исаенко  (Москва),    Наталия Гусева  (Москва),    Наталья Викторовна Агеева  (Москва),    Ольга Афраймович  (Москва).

Ещё консультанты 42

Холистический подход к науке и практике
в других городах

Нижний Новгород,  
Санкт-Петербург,  
Киев,  
Литва,  
Ростов-на-Дону,  
Екатеринбург,  
Челябинск,  
Испания.

Спасибо, за интерес к теме «что такое Холистический подход к науке и практике»!

Личность в бихевиоризме

Одно из главных заблуждений состоит в том, что якобы поведенческая психология отрицает существование человеческого сознания и выступает против изучения мысли.

Но это неправда: хотя Уотсон (основатель бихевиоризма) возражал против изучения внутренних психологических явлений, Скиннер (безусловно, самый известный бихевиорист) утверждал, что их можно изучать и исследовать. Просто, по мнению Скиннера, за этими внутренними процессами слишком сложно наблюдать, поэтому он не брал их в расчет в своих исследованиях.

Скиннер предполагал, что люди не могут контролировать свое поведение. Он утверждал, что поведение зависит только от окружающей среды.

Скиннер явно выступал за детерминизм и отказывался приписывать достижения людей их качествам или психическим процессам (хотя и признавал их), таким как мотивация, мышление, постановка целей и т.д.

Сам Скиннер о себе в своей биографии, опубликованной в 1983 году, пишет: «Насколько я знаю, мое поведение в каждый момент времени было не более чем результатом моего генетического фона, личной истории и условий окружающей среды».

Обусловливаемость человека

После изучения работ Павлова Дж. Б. Уотсон пришел к выводу, что исследования обусловловливаемости животных дают ключ к изучению поведения человека.

Идея Уотсона, как и всей поведенческой психологии, заключается в том, что условные рефлексы являются основой поведения человека во всех жизненных ситуациях.

Примеры человеческой обусловливаемости

Чтобы подтвердить свою гипотезу, Уотсон вместе с Р. Рейнер в 1920 году провели один из самых неэтичных экспериментов за всю историю психологии (подробности — тут). Исследователи пытались внушить 11-месячному ребенку по имени Альберт страх перед крысами.

УЗНАТЬ, КАК ЗАРАБАТЫВАТЬ В ИНТЕРНЕТЕПРЯМО СЕЙЧАС

Делали исследования: до эксперимента Альберт был довольно спокойным ребенком. В начале Уотсон и Рейнер дали ему белую крысу, с которой можно было поиграть. Альберт выглядел восхищенным и не проявлял никакого страха.

Убедившись, что маленький Альберт не боялся крыс, исследователи стали издавать громкие звуки каждый раз, когда давали крысу ребенку. Удивленный Альберт начинал плакать в такие моменты.

Затем Альберт стал плакать и дрожать даже при виде крысы. Таким образом крыса, которая была нейтральным стимулом, стала условным стимулом, вызывающим страх.

Психологический подход

Кроме того, страх перед белой крысой распространился на другие мохнатые и белые объекты, такие как белые кролики, борода Санты, хлопок и т.д.

Свежие записи

  • 1. Особенности психологии как науки, ее задачи
  • Виды деятельности студентов
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Доктор Фрейд и его учение
  • Социальная экология — наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1−3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2