Как мы воспитываем своих детей? скрытые послания

Свежие записи

  • 1. Особенности психологии как науки, ее задачи
  • Виды деятельности студентов
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Доктор Фрейд и его учение
  • Социальная экология — наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1−3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2

Послание «не чувствуй себя хорошо» (запрет на радость и получение удовольствия)

«Вот у нас в семье по женской (по мужской) линии со здоровьем не важно и у мамы, и у бабки (и у отца, и у деда) щитовидка и ожирение и наверно у Маши (Мише) тоже будет …» Такого рода высказывания ребенком воспринимаются так: «если я здоров, значит виноват и если я ваш то у меня «это» должно быть

«Вот я всю жизнь на работу ходил, и больной, и уставший еле ноги волочил и все у нас в поколении такие трудоголики.» В этом случае у человека формируется стойко убеждение того что он обязан не обращать внимание на боль, недомогания или насморк и работать. «Вот лучше быть бедным, но достоинства не потерять!»

«Вот лучше быть бедным, но достоинства не потерять!»

Вот собственно те послания на которых хотела остановиться в этой части. Две предыдущие части «ПОСЛАНИЯ, КОТОРЫЕ МЫ ДАЕМ ДЕТЯМ» были опубликованы в моей рассылке. Если возникло желание с ними ознакомиться, дайте знать.

Родительство — это не экзамен который постоянно сдаем, всего-навсего совершенствование себя и генерация любви к самому себе, к родным и ближним. Действуйте, рулите отношения со своими родителями и ваши дети будут счастливые, успешные и самостоятельные.

Как мы воспитываем своих детей? Скрытые послания

Каждый день мы каким-либо образом общаемся со своими детьми. Как правило, у каждого родителя есть некий набор фраз, шаблонов или привычных и устойчивых фраз, с помощью которых он, родитель, пытается воспитывать своего ребенка. Эти наши привычные повседневные фразы содержат особую информацию, невидимые на первый взгляд скрытые послания.

16 стр., 7626 слов

Развитие мышления детей 4−6 лет

… его всемирно известным ученым, — открытие эгоцентризма ребенка. Эгоцентризм — это основная особенность мышления, скрытая умственная позиция ребенка. Своеобразие детской логики, детской речи, детских представлений … отметить, что материальное, практическое действие, с помощью которого ребенок обнаруживает скрытые суще­ственные связи объекта, выполняет свою функцию лишь при наличии …

На основе именно таких скрытых родительских посланий и утверждений ребенок составляет мнение о самом себе, о людях, окружающем его мире. Мы специально составили данную подборку из различных источников, позаимствовав материалы у различных авторов, чтобы каждый родитель (или ребенок) мог наглядно увидеть к чему могут привести некоторые формы воспитания и общения.

ФРАЗА — Потише, помедленней, осторожней СКРЫТОЕ ПОСЛАНИЕ — Не доверяй миру, не живи по максимуму ВОЗМОЖНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА — Сделай на 100%, получи удовольствие

ФРАЗА — Я тебя прибью, пропади ты пропадом, лучше б я аборт сделала СКРЫТОЕ ПОСЛАНИЕ — Исчезни! не будь! ВОЗМОЖНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА — Все подобное категорически должно быть исключено из речи!!!

ФРАЗА — Не обращай внимания, подумаешь! СКРЫТОЕ ПОСЛАНИЕ — Ты и твои проблемы не важны ВОЗМОЖНАЯ АЛЬТЕРНАЬТВА — Давай попробуем рассмотреть это с разных сторон, поищем альтернативы

ФРАЗА — Давай шевелись! Скорей! Заткнись! И другие приказы СКРЫТОЕ ПОСЛАНИЕ — Ты не важен. Мои интересы важнее твоих ВОЗМОЖНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА — У нас есть 15 минут. Давай договоримся, как нам сделать, чтоб успеть?

ФРАЗА — Ты для меня всегда останешься маленьким сыночком/доченькой CКРЫТОЕ ПОСЛАНИЕ— Не взрослей! ВОЗМОЖНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА — Мне нравится видеть, как ты растешь и познаешь мир.

ФРАЗА — Не реви, не смейся так громко, не хнычь! СКРЫТОЕ ПОСЛАНИЕ — Не выражай своих эмоций! ВОЗМОЖНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА — Я понимаю твои чувства.

ФРАЗА — Что ты, как маленький, надо быть серьезней! СКРЫТОЕ ПОСЛАНИЕ — Не будь ребенком! ВОЗМОЖНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА — Но он же на самом деле ребенок! Исключите такие высказывания!

ФРАЗА— Сколько можно тебе повторять! Никогда не можешь сделать, запомнить и т. д. СКРЫТОЕ ПОСЛАНИЕ — Ты глупый, не можешь ничего сделать сам. Ты — плохой, неудачник ВОЗМОЖНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА — Я доверяю тебе. Твои поступки — это твоя ответственность. Все мы ошибаемся. Благодаря ошибкам мы учимся.

ФРАЗА — Не делай, я сама лучше это сделаю СКРЫТОЕ ПОСЛАНИЕ — Я не верю в тебя! ВОЗМОЖНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА — — Я тебе доверяю, я верю, что ты можешь

ФРАЗА — Мальчики не плачут Девочки должны вести себя тихо. Мужчина не имеет право на эмоции СКРЫТОЕ ПОСЛАНИЕ— Мужчина не имеет право на эмоции Женщины — жертвы. ВОЗМОЖНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА — Ты можешь свободно выражать свои чувства. Я понимаю тебя.

ФРАЗА — падешь, разобьешься, укусит, сломаешь и др. угрозы-предупреждения. СКРЫТОЕ ПОСЛАНИЕ — Мир опасен, не действуй. ВОЗМОЖНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА — Я тебе доверяю. Пробуй, действуй!

ФРАЗА — Неряха, бестолочь, горе мое и все другие обзывания, а так же любые обобщения типа все кругом воры и негодяи. СКРЫТОЕ ПОСЛАНИЕ — И ты такой же, как все. ВОЗМОЖНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА — Все они могут сформировать ложное представление о себе и должны исключиться из речи.

ФРАЗА — Ты всегда., никогда., всю жизнь., я так и знала. СКРЫТОЕ ПОСЛАНИЕ — Ты безнадежен. Невозможность изменения. ВОЗМОЖНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА — Разбирайте не личность, а конкретный поступок. Твоя жизнь в твоих руках.

ФРАЗА — Сравнение с другими детьми. СКРЫТОЕ ПОСЛАНИЕ — Ты плохой, лучше бы вместо тебя был другой. ВОЗМОЖНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА — Я люблю тебя, какой ты есть.

Безусловно, ребенок сам выбирает основные установки, на которых он будет строить свой характер и жизнь, но в наших силах помочь ему выстроить более гармоничные отношения с собой и окружающим миром.

Послание «не расти»

Такое послание в большинстве случаев формируют у ребенка инфантильность и низкую самооценку. Часто, людям, выросшим с таким посланием, трудно создать свою семью, если даже создают, то родительское влияние может ее разрушить.

Это послание может звучать:

· «Ой они когда маленькие такие замечательные, милые, а сейчас посмотрите… слово не скажи, кричит, черти что делает». Что слышит ребенок: не надо расти, оставайся ребенком, мы тебя любим ребенком, взрослым ты нам не нужен, взрослый ты плохой.

· «Кто тебе сказал, что ты можешь красить глаза и встречаться … ты поступи в институт, замуж выйди и тогда…». В этом случае ребенок слышит: ты нам взрослой не нужна, одевайся как маленькая, веди как маленькая.

· Еще в тех семьях, в которых отношения между мужем и женой (женщиной и мужчиной) уже закончились, остались только отношения между матерью и отцом. Послание «не расти» выражаются в том, что взрослые обращаются друг к другу исключительно с позиции «родитель». Например, «отец ты должен следить за ним», «ты мать, накорми нас» и т. п. В таких семьях дети подрастают и понятно что роли родительские заканчиваются, а отношений парных уже нет и эти родители боятся расстаться с детьми не хотят что бы они взрослели. Здесь могут быть разнообразные фразы в которых завуалировано звучит послание «не расти».

Последствия родительского игнорирования

В случае родительского игнорирования ребенок сталкивается со следующими последствиям:

  • Ситуация с проступком ребенка оказывается незавершенной и формирует у него чувство вины. Вина, которую невозможно искупить, она всегда остается в человеке, суммируется и накапливается. Человек чувствует себя «без права искупления». Такие люди и живут впоследствии с постоянно хронической виной, лишающей их возможности делать выбор.
  • Ребенок получает от родителей следующее послание: «Тебя нет, ты пустое место». Такого рода послание отнюдь не способствует формированию Я ребенка и его индивидуальности. 

Это примеры ситуации острого игнорирования ребенка. Они болезненны, травматичны. Не менее опасна ситуация хронического игнорирования, возникающая вследствие формального, функционального присутствия родителей в жизни ребенка. Ребенок в этой ситуации по сути не важен, он мешает, отвлекает, «путается под ногами». Это, как правило, второй тип игнорирования.

Как мы воспитываем своих детей? скрытые послания

Какую же поддержку мы можем оказать нашему ребёнку?

Послания, помогающие развитию, предлагают J.Clarke, C.Dawson в книге «Growing Up Again». Они представлены по стадиям – от рождения до 3 лет, причём, фразы, актуальные на первых стадиях, не теряют своего значения и на последующих.

Эти послания мы можем говорить ребёнку или подразумевать, главное, чтобы он чувствовал, что это действительно так, родители искренне так считают

И очень-очень важно, чтобы слова совпадали с нашими поступками, с невербальным поведением (тон голоса, выражение лица, глаз, поза тела), иначе ребенок будет верить поведению. Так, если мы говорим ребенку – драться не хорошо, а сами можем ударить его, то он делает вывод, что бить людей можно, ведь самый большой авторитет – родитель – так поступает

Поэтому важно, чтобы эти послания шли из вашего сердца. Вот они:

Стадия существования (от рождения до 6 месяцев)

1. Я рад, что ты живешь

Один мальчишка спросил родителей: «А какая самая большая неприятность была у вас до моего рождения?» «Почему ты так спрашиваешь?»- поинтересовались они. «Потому что, потом этой неприятностью стал я…»

Если ребенка постоянно ругают, критикуют, если родители ругаются между собой, ребенок принимает все на свой счет, и считает, что его существованию не рады, и лучше бы он вообще не рождался. Что в будущем может привести не только к заниженной самооценке, но и к нежеланию жить, попыткам самоубийства.

2. Ты принадлежишь этому миру

Ты, я — мы — часть этого мира, и всё в нём взаимосвязано. Мы можем доверять этому миру, положиться на него. Мир любит тебя и заботится о тебе.

3. Твои потребности важны для меня

А раз они важны, то я их удовлетворяю, то есть я не только стараюсь, чтобы малыш был накормлен и здоров, но и даю ему доброжелательное внимание, ласку и похвалу, играю с ним, организовываю совместную деятельность и так далее (в зависимости от потребностей, соответствующих его возрасту). 4

Я рад, что ты — это ты

4. Я рад, что ты — это ты

Мальчик 3 лет озадачил мою знакомую-психолога вопросом: «мама, а если я тебя буду бить, ты меня всё равно будешь любить?» Не без удивления она ответила «конечно, я буду тебя любить, но мне будет больно и неприятно, если ты будешь меня бить». Довольный и радостный он убежал играться…

Как же важно ребёнку (а по сути — любому человеку) знать, что вы принимаете его, любите его и будете любить его любым: капризным, дерущимся, испуганным, заплаканным. И вы рады, что он именно такой, какой он есть и не стремитесь его изменить

5. Ты можешь расти в своем темпе

«А вот Коля уже начал сам сидеть, а Леночка лучше держит головку»

Понятно родительское беспокойство, но тут важно принять, что у каждого свой темп развития и не сравнивать ребёнка с другими детьми. Лучше сравнивать его собственные достижения, радуясь каждому маленькому успеху ребёнка

Ведь ещё вчера он не мог дотянуться до погремушки сам, а сегодня получилось.

6. Ты можешь испытывать все свои чувства

Любое чувство, возникшее у ребенка, имеет на то свои основания. И их подавление приводит только к тому, что часть энергии, которая могла бы быть направлена на развитие организма, направляется на то, чтобы не дать чувству вырваться на поверхность. И негативные эмоции, не выраженные сразу, накапливаются, пока в более позднем возрасте не выливаются в проблемы. Детские обиды остаются на всю жизнь…Если родители принимают ребёнка только, когда он радостный и в хорошем настроении, то и самому ребёнку будет сложно принять свои негативные эмоции. А ведь только, будучи принятыми, они уходят. Непринятием можно считать фразы типа «мужчины не плачут», »злится не хорошо», «перестань обижаться». Ребенок почувствует, что его чувства приняты, если родители просто назовут те чувства, которые он испытывает, помогут их осознать – «тебе сейчас грустно и ты плачешь», «ты сильно разозлился», «ты обиделся, что я не купила тебе зайчика». Как лучше отражать чувства ребёнка, понимать его и общаться с ним, хорошо описано в книге Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком. Как?»

7. Я люблю тебя и охотно забочусь о тебе

Обратный вывод ребёнок может сделать, если мама всегда уставшая, говорит о том, как ей не хочется готовить, как она от всего этого устала, «а тут ещё этот непослушный ребёнок».

Типы родительского игнорирования

Есть три типа игнорирования:

  • Игнорирование в воспитательных целях.
  • Игнорирование как следствие отсутствия привязанности к своему ребенку.
  • Игнорирование. как неспосбность матери к близости с ребенком, вследствие ее проблем психологического плана.

Игнорирование первого типа манипулятивно по сути.  Оно опаснее даже прямой агрессии, так как осуществляется «для блага ребенка». Осуществляемое под такой «приправой», оно способно обезоружить любого. Ребенок в результате таких воспитательных действий родителей получает следующий урок: Будь удобным. Такой как ты есть, ты здесь не нужен! Твои желания, чувства, мысли никому не интересны!

Наказание и игнорирование – это не одно и тоже

Наказывая ребенка, мы обращаем на него внимание, включаемся в ребенка эмоционально. Когда игнорируем – не замечаем, либо делаем вид, что не замечаем

В игнорировании скрыто послание «Меня нет для тебя, а тебя нет для меня! Я тебя не знаю! Кто ты такой вообще?». В случае игнорирования ребенок сталкивается с леденящей пустотой Ничто!

Игнорируется, не принимается, как правило, все спонтанное, непосредственное, живое – неудобное для родителей. Поддерживается же все удобное – предсказуемое, социально приличное. Так постепенно «стирается» подлинное, живое Я, замещаясь фальшивым, чуждым для Я.

Такой «педагогический прием» используется родителями, как правило, вследствие незнания, низкого уровня психологической грамотности и здесь есть еще шанс все исправить. Иногда достаточно даже психологического просвещения.

Результатом такого родительского воспитания является формирование у ребенка фальшивого Я. Это, как правило, клиенты с нарциссической структурой личности.

Как мы воспитываем своих детей? скрытые послания

Во втором случае все выглядит гораздо печальнее: родители здесь не способны к близости, безусловной любви. Они вследствие своего неблагополучного опыта взаимодействия со значимыми людьми сами имеют проблемы с привязанностью и неспособны эмоционально присутствовать в жизни ребенка. Результатом такого родительского воспитания является формирование у ребенка пустого Я. Таких клиентов иногда называют пограничными.

В этом случае родителям показана глубокая терапия. Потенциальным родителям, которые не способны на такие «жертвы» для своего ребенка, я бы рекомендовал вообще не заводить детей, дабы не калечить их психику. Пусть это звучит и жестко.

Третий вариант игнорирования описан психоаналитиком Грином, как феномен мертвой матери. Мать, которая находится в состоянии депрессии оказывается не способной быть в близком контакте со своим ребенком. Чаще всего это результат не пережитой ею потери (смерть ребенка, абортированные дети, потеря супруга). В этом случае необходима терапия по переживанию матерью  утраты.

Выберите ближайший к вам город

Москва
Санкт-Петербург
Аахен
Абакан
Абан
Авимор
Алма-Ата
Алматы
Алушта
Амстердам
Анапа
Анталия
Апшеронск
Армавир
Архангельск
Астана
Астрахань
Афины
Баку
Балаково
Балашиха
Балашов
Бангкок
Барановичи
Барнаул
Барселона
Белгород
Беломбр
Бердск
Бийск
Благовещенск
Благовещенск (Амурская обл.)
Борисоглебск
Братск
Брно
Брянск
Будапешт
Буденновск
Бургас
Буштына
Варна
Вена
Видное
Витебск
Владивосток
Владикавказ
Владимир
Волгоград
Волгодонск
Волжский
Вологда
Волчиха
Воронеж
Воскресенск
Воткинск
Геленджик
Георгиевск
Гомель
Горячий Ключ
Денвер
Джексонвилль
Динская
Дмитров
Днепропетровск
Долгопрудный
Домодедово
Донецк
Дорогобуж
Дрезден
Екатеринбург
Ессентуки
Железногорск
Железнодорожный
Житомир
Жуковский
Запорожье
Звенигородка
Зеленоград
Зимовники
Иваново
Иерусалим
Ижевск
Иркутск
Йошкар-Ола
Казань
Калач-на-Дону
Калининград
Калуга
Каменск-Уральский
Кандалакша
Кемерово
Керчь
Киев
Кинешма
Киров
Кировоград
Кишинев
Климовск
Ковров
Коломна
Комсомольск-на-Амуре
Королев
Костанай
Котка
Красноармейск
Красногорск
Краснодар
Красноярск
Кременчуг
Кривой Рог
Кузнецк
Курган
Курск
Лазаревское
Ленинск-Кузнецкий
Лесной
Лиман
Липецк
Лисичанск
Лиски
Лобня
Лондон
Луганск
Луцк
Львов
Люберцы
Магнитогорск
Манчестер
Марганец
Марокко
Марсель
Махачкала
Мегион
Мелитополь
Мензелинск
Миасс
Миллерово
Минеральные Воды
Минск
Минусинск
Могилев
Можайск
Москва
Мурманск
Мценск
Мытищи
Набережные Челны
Назарово
Нальчик
Нахабино
Находка
Не указано
Нефтеюганск
Нижневартовск
Нижнекамск
Нижний Новгород
Николаев
Ницца
Новокузнецк
Новороссийск
Новосибирск
Новоузенск
Новочеркасск
Новошахтинск
Ногинск
Нью-Йорк
Обнинск
Одесса
Одинцово
Омск
Орел
Оренбург
Орехово-Зуево
Павлоград
Париж
Пенза
Пермь
Петрозаводск
Подольск
Полоцк
Прага
Протвино
Псков
Пушкин
Пушкино
Пятигорск
Раменское
Ревда
Реутов
Рига
Ростов-на-Дону
Рыбинск
Рязань
Салават
Сальск
Самара
Сан-Матео
Санкт-Петербург
Саранск
Саратов
Сватово
Севастополь
Северодвинск
Семипалатинск
Сергиев Посад
Серпухов
Симферополь
Смела
Смоленск
Солигорск
Сосновый Бор
Сочи
Ставрополь
Старый Оскол
Стерлитамак
Ступино
Сумы
Сыктывкар
Тамбов
Ташкент
Тбилиси
Тверь
Тель-Авив
Тимашевск
Тирасполь
Тихвин
Тихорецк
Тольятти
Томск
Торонто
Туапсе
Туймазы
Тула
Тюмень
Ужгород
Улан-Удэ
Ульяновск
Усолье-Сибирское
Уссурийск
Усть-Кут
Уфа
Ухта
Франкфурт-на-Майне
Фролово
Хабаровск
Хайфа
Харьков
Хельсинки
Херсон
Химки
Хмельницкий
Цюрих
Чара
Чебоксары
Челябинск
Череповец
Чита
Шахты
Шымкент
Щелково
Электросталь
Энгельс
Ялта
ЯНАО Правохеттинский
Ярославль
Ярцево
Ясиноватая

Я-послание

Я-послание — обращение,
в котором человек без обвинений и давления говорит другому о своем
состоянии, чувствах и желаниях. Описывает свои чувства и формулирует
свои пожелания (дает инструкции) — не только без наездов, но и по
возможности с мотивацией нужных ему от партнера действий.

Люди бывают людьми, и когда человеку,
особенно близкому, просто и спокойно спокойно скажешь, что у тебя в
душе, это ему обычно не безразлично. Главное, чтобы ваше сообщение было
направлено ему, а не против него: тогда он вас услышит.

Я-послание — адресная и цивилизованная разновидность Я-высказываний.

Например,

«Ты никогда меня не слушаешь!» — обвинение

«Мне важно твое
мнение, но когда собеседник меня не слушает, мне неприятно». — это
Я-послание

Если вы говорите по телефону и вас близкие (или ребенок)
дергают и отвлекают, то Я-послание может звучать в форме «Я должна
договорить сейчас. Это очень для меня важно!»

Смотри Я-послания: примеры и Я-послания ребенку

Что дают Я-послания

Я-послания:

  • предупреждают конфликты и возникновение взаимных обид.
  • помогают партнеру понять ваши чувства и переживания, не разрушая контакта и доверия.
  • учат партнера говорить о своих эмоциях так же корректно и ответственно, принимая ответственность за свои эмоции и на себя.
  • во многих случаях успешно заменяют грамотную критику.

Правила Я-посланий

Я послание любит синтоны.

Начинет с теплых чувств. Ведь то, что вас
задели, их вовсе не отменяет? «Солнышко, я тебя люблю, но мне сейчас от
этих слов мне стало неуютно».

Я-послание не содержит конфликтогены.

Снимите любые упреки и обвинения. Не «ты
меня задел», а «мне обидно было слышать такие слова». Тем более,
исключите все усиления «вечно», «всегда», «никогда».

Я-послание формулирует себя субъективно, не претендуя на объективность.

Важно уметь различать «мне плохо» и «ты плохой». Высказываясь о своих чувствах, вкусах и мнениях,
говори именно об этом, о своей субъективности, а не о чем-то объективно
присущем людям и вещам

Не «твоя прическа ужасна», а «мне такие
прически не нравятся». Это твое отношение, так и веди разговор от себя
и о себе.

Я-послание не злоупотребляет негативом.

Немного негатива при описании своего
состояния и чувств в Я-посланиях допускается. Слишком большое
количество негатива в описании ваших чувств воспринимается партнером
уже как давление на него и как манипуляция. «Наконец-то ты вернулся! Я
жутко беспокоилась за тебя, не могла заслуть… Я так боялась, не
случилось ли с тобой что-нибудь!» — это уже давление и манипуляция.

Я послание содержит инструкцию: что я хочу от партнера

Партнер далеко не всегда понимает, что
вам надо, что вы от него хотите. Если вы хотите, чтобы он вас согрел
либо обнял — подскажите. Если вам нужно, чтобы он вас похвалил или
пожалел — это совсем другое, ему нужен другой текст от вас и другие
действия. Помогите партнеру сделать вам то, что вам надо. Смотри Поделиться и инструкции

Границы применения Я-посланий

Как способ предупреждений конфликтов
я-послания работают только в отношении близких людей, с которыми у вас
хорошие, доверительные отношения. Если вы попробуете рассказывать о
своих чувствах совершенно посторонним вам людям, это будет скорее всего
не эффективно.

Всем успехов!

А сейчас предлагаю таблицу:

Если у вас будет желание продолжить заполнять таблицу, сделайте это обязательно по всем трем колонкам. Может быть вам захочется что-то изменить в 3 колонке и это здорово! Кто как не мама лучше всего знает своего ребенка и чувствует его потребности. Конечно же, папа!

Повседневные фразы Подтексты или ПосланияПозитивные фразы, Поддерживающие и Подбадривающие ребенка
Будь осторожен!Мир — опасен!Позаботься о себе! Рискуй!
Успокойся, потише!Не выражай свои чувства! Не выставляй себя на показ!Здорово, у тебя хорошее настроение. Посмотри сюда… Как ты думаешь, почему здесь все сидят тихо?
Как тебе не стыдно!Ты делаешь все не так. Ты должен чувствовать себя виноватым! Считаю тебя своим позором, срамом!Я тоже ошибаюсь. Можно сделать вывод…
Будь хорошим, добрым, приветливым.Ты постоянно какой-то не такой замкнутый, грубый…Приятно, когда человек приветлив. Мне очень нравится твоя улыбка!
Будь умницей.Ты такой рассеянный. Тебе сложно доверить что-либо.Мне очень приятно когда вы играете вместе. Интересно сотрудничать.
Смотри куда-нибудь не влезь.Ты вечно куда-нибудь влипаешь. Ты неудачник!Я тебя люблю. Хочу, что бы с тобой все было хорошо.
Не так быстро! Не высоко! Туда нельзя!Живи в полсилы. Ограничивай себя!У тебя здорово получается. Ты молодец! Можешь на меня рассчитывать! Мы команда!
Быстрее!Ты тормоз! Без тебя легче и проще!Побежали на перегонки!

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Ты ничего не умеешь (ты ничего не можешь)

Механизм: Родители постоянно твердят ребёнку, что он что-то плохо сделал, что они (или кто-то другой) это делают лучше. Упрекают за все ошибки. Не дают возможности потренироваться (уже после первой неудачной попытки они сообщают ему, что у него ничего не получилось и не получится). В результате ребёнок приходит к выводу, что он ничего не умеет, и уметь не будет.

Фразы, которые запускают послание “Ты ничего не умеешь”:

  • У тебя не получится!
  • Ты не умеешь! Отойди!
  • У тебя руки не из того места растут
  • Это слишком сложно для тебя, отойди
  • Ну, кто так делает?
  • Так не делают!
  • Не трогай, сломаешь
  • Вот он умеет это делать, а ты нет. Посмотри, как он хорошо это сделал
  • Опять сломал?
  • С твоими-то руками… Я удивлен, что ты вообще за это взялся!
  • Не трогай, а то сломаешь
  • У тебя ничего не получится
  • Яблоко от яблони недалеко падает (В случае, если ребенок задумал сделать что-то, что его родитель делать не умеют)
  • Мы “голубых кровей ”, поэтому делать этого не умеем
  • Не можешь – не берись!

Что слышит ребёнок

  • Я не умею это делать
  • Я ничего не умею
  • Я – это тот, кто ничего не умеет
  • У меня руки растут “не из того места”
  • Остальные все могут, а я нет
  • У остальных все получается, а я ничего не могу.

Чем всё может закончиться

  • Такой человек будет испытывать трудности в выполнении дел. Негативная установка «ты ничего не умеешь» будет мешать этому человеку хорошо выполнить свою работу. Поэтому выполненная работа будет иметь невысокое качество
  • Такой человек будет стараться избегать выполнения работы. Будет стараться сделать так, чтобы эта работа досталась другому
  • Такой человек может начать сильно придираться к качеству выполнения работы другими людьми

О важности другого

Человеку, для того чтобы чувствовать себя психологически живым, переживать себя как Я, формировать Я, нужен Другой. Ему постоянно нужно, как в зеркалах, отражаться в Других, уточнять и корректировать свое Я. Наше сознание, наше Я, для того чтобы функционировать постоянно, должно отражаться о «плотность бытия». В противном случае это будет как луч фонарика, направленный в бездну. Неотраженное Я Другими Я не подтверждается, теряет свои границы и плотность и  сливается  с миром.

Так происходит, когда родители:

— игнорируют плачущего ребенка;

— не слышат его «Хочу»;

— наказывают его своим безразличием;

— формально (функционально) присутствуют в его жизни.

— пренебрегают им, не обращают внимания.

Подчеркнутое игнорирование, социальная изоляция, холодное равнодушие – механизмы «убивающие» индивидуальное Я. Такая ситуация нелегко переживается даже взрослым человеком. Не говоря уже о ребенке.

Чем меньше ребенок, тем важнее ему это отражающее присутствие. Маленький ребенок воспринимает мир через посредника – свою мать. Мать для ребенка и есть мир. Мать это делает через телесный, визуальный и эмоциональный контакт. Позже все большее значение начинает приобретать контакт вербальный. И если мать игнорирует ребенка – мир безмолвствует, и его Я не отражается, его просто нет. Далее таким отражающим, подтверждающим и наполняющим Я ребенка становится и отец. Если же значимые взрослые отстраненные, игнорирующие, неприсутствующие – Я ребенка оказывается пустым.