Лекция по психологии на тему «самооценка, её социально-психологические характеристики»

Список использованной литературы

  1. Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание / Р. Бернс. – М.: Речь, 2007.

  2. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г.Маклаков. – СПб.: ООО «Питер Пресс», 2008.

  3. Классическая социальная психология – Учеб. пособ.: под общ. ред. Е.И. Рогова, ВЛАДОС.,2011 год

  4. Гуревич П. С. Психология личности — Учеб. пособ.: Юнити-Дана.,2012 год

  5. Мальцева Т.В., Реуцкая И.Е. Профессиональное психологическое консультирование. — Учеб. пособ.: Юнити-Дана.,2012 год

  6. Степанов В.Е., Ступницкий В.П., Щербакова. Психология: Учебник для бакалавров: О.И.Дашков и К., 2014 год

  7. Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». 2012. № 3.: Издательство Московского государственного областного университета, 2012 год

  8. Дементий Л.И., Купченко В.Е. Жизненные стратегии: ОмГУ,2010 год

  9. Шадриков В. Д. Психологическая характеристика нормального человека, или Познай самого себя: Логос, 2009 год

  10. Сериков В.В. Развитие личности в образовательном процессе: Логос, 2012 год

  11. Журавлева Н. А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе: Институт психологии РАН, 2006 год

  12. Тойч Ч. К. Духовность и самосознание личности: Когито-Центр, 2009 год

  13. Классические и современные методы диагностики самосознания личности: Омский государственный университет,2010 год

  14. Крыжановская Л. М. Методы психологической коррекции личности: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС., 2015 год

Как оценивать адекватность личностной самооценки?

Адекватная личностная оценка себя– это та, которая соответствует реальным фактам и результатам, по возможности объективное оценивание своих возможностей, не завышенное и не заниженное, исключающая ограничения своего места среди людей и вообще своего места в жизни. Когда идёт речь о незрелой, ещё до конца не сформированной личности, то тогда личностная самооценка чаще всего находится под влиянием от оценок окружающих людей, которые тоже могут ошибаться и не всегда дают адекватную реальную картину. Адекватную личностную оценку себя можно считать одним из основных признаков зрелости личности.

Лекция по психологии на тему "самооценка, её социально-психологические характеристики"

САМООЦЕНКА: ОБЩАЯ, ЧАСТНАЯ И КОНКРЕТНО-СИТУАТИВНАЯ

По полноте охвата образа своей личности самооценка может быть общей, частной или конкретно-ситуативной.

Общая самооценка показывает общее отношение личности к самой себе, принятие или непринятие себя.

Частные самооценки отражают отдельные стороны, черты личности, при этом они могут быть совершенно противоположными. К примеру, человек может быть уверен, что он прекрасный специалист, но при этом он может быть невысокого мнения о своей внешности. Низкие частные самооценки могут сосуществовать с высокой общей и, наоборот, низкая общая самооценка может быть при наличии некоторых высоких частных.

Конкретно – ситуативная самооценка возникает как оценка себя в какой-либо конкретной ситуации. Например, умение производить первое впечатление на незнакомых людей. У каждого человека есть множество конкретно-ситуативных самооценок, применительно к разным ситуациям.

Общая самооценка формируется на основе частных самооценок. Но, нельзя сказать, что частные самооценки просто суммируются, или, что общая самооценка

– это среднее арифметическое от частных самооценок

Ведь каждый человек придает разную степень важности той или иной стороне своей личности. Например, для мужчин профессиональная состоятельность, как правило, более важна, чем то, насколько хорошо они владеют навыками ведения домашнего хозяйства

Соответственно, высокая частная самооценка по уровню профессионализма будет перевешивать по своей значимости низкую частную самооценку себя как домохозяина.

Адекватная самооценка личности. Характеристика ↑

Адекватная самооценка, представляющая собой правдивую и разумную оценку индивидом своих способностей, а также нравственных и физических качеств, незаменима для полноценной жизни человека и его гармоничного взаимодействия с окружающим миром.

Здоровое самовосприятие позволяет правильно рассчитывать свои силы и реалистично подходить к выбору задач.

Признаки адекватной самооценки:

Умение любые перемены обращать себе на пользу. Многочисленные примеры доказывают, что неуверенного человека легко выбивают из колеи даже самые мелкие изменения в его жизни, тогда как индивид, лишенный комплексов, воспринимает их как толчок к дальнейшему развитию.

Спокойное восприятие конструктивной критики. Справедливые замечания, высказанные в деликатной форме, могут способствовать улучшению тех или иных человеческих качеств. Адекватные личности прекрасно понимают это и потому всегда предпочитают слышать горькую правду, вместо приторной лжи, влекущей за собой обиды и разочарования.

Способность противостоять стрессам. Эмоциональное напряжение, возникающее при стрессовых ситуациях, имеет обыкновение оказывать разрушающее воздействие на организм человека. Умение собрать волю «в кулак» и вовремя взять под контроль все происходящее – важный навык, позволяющий сохранить крепкое духовное и физическое здоровье.

Желание не только принимать, но и делиться

Консультируя людей, у которых чрезмерно высокая либо низкая самооценка, специалисты нередко говорят о том, как важно научиться отдавать, не требуя ничего взамен. Это качество делает человека счастливее, но, к сожалению, оно совсем не характерно для закомплексованных неудачников.

Искусство справляться с негативными эмоциями

Индивид, имеющий привычку срывать свое дурное настроение на домочадцах, коллегах по рабочему цеху и прочих людях, окружающих его, рискует, в конце концов, довести себя до нервного срыва или же погрузиться в затяжную депрессию. Человек с адекватной самооценкой поступает иначе – направляет «дурную» энергию в мирное русло и ждет, пока негативные эмоции иссякнут.

Формирование самооценки личности

В процессе межличностного воздействия, а так же в таком процессе, как процесс деятельности, собственно, и развивается самооценка личности. То, в какой степени себя оценит человек, по большей части зависит от общества. Личные достижения человека, а так же оценки тех людей, которые его окружают – все это занимает значительное место в развитии самооценки личности.

Самооценивание (в психологии) – это представление человека о том, насколько значима собственная личная деятельность среди иных людей; оценивание себя и личных качеств, достоинств, чувств, недостатков, выражение их открыто, либо же закрыто.

Самооценка личности, как правило, относится к устойчивым психологическим характеристикам индивида. Ее практически невозможно видоизменить, потому что она берет свое начало развития в раннем детстве, а так же находится в непосредственной зависимости и от обстоятельств жизни индивида, и от врожденных факторов. Отношение окружающих значительно на ней сказываются. Это связано с тем что, самооценка формируется непрерывно сопоставления себя с иными индивидами. Для того чтобы преодолеть себя, необходимо взглянуть смело и трезво внутрь себя, исследовать собственный характер, собственный темперамент, а так же другие психологические свойства, которые являются нужными в таком взаимодействии, как взаимодействие межличностное.

Адекватная самооценка

Самооценка бывает адекватной или нет. Адекватность – это соответствие требованиям ситуации и ожиданиям людей. Если люди верят, что человек может с задачами справиться, а он не верит в свои силы, говорится о заниженной самооценке. Если человек заявляет о планах нереалистичных, говорят о его завышенной самооценке. Самый главный критерий адекватности самооценки – исполнимость планов человека.

Адекватность частной и конкретно-ситуативной самооценки

Конкретно-ситуативная самооценка может быть достаточно объективно оценена как адекватная либо, например, заниженная: если опыт показывает, что человек на самом деле справляется с задачами, на которые внутренне долго не мог решиться – значит, у него самооценка объективно заниженная. Как правило, адекватность самооценки подтверждается не только практикой (результаты которой можно по-разному интерпретировать), но и мнением авторитетов: специалистов в той области, где человек заявляет о своих притязаниях. Адекватность конкретно-ситуативной самооценки обычно выравнивается с опытом. См.→

Как оценить адекватность личностной самооценки?

Адекватная личностная самооценка – соответствующая реальным результатам и фактам, ожиданиям референтной группы людей, не завышенная и не заниженная оценка своих возможностей, своих ограничений и своего места среди людей (шире – своего места в жизни). Самооценка незрелой личности обычно зависит от оценок окружающих, которые сами не всегда бывают адекватными. Чем личность более зрелая, тем более адекватна ее личностная самооценка. И наоборот, чем более адекватна самооценка личности, тем более это говорит о ее зрелости. См.→

Неадекватная самооценка как рабочая задача и как психотерапевтическая проблема

Неадекватную самооценку бывает нужно менять (например, делать более адекватной), но к этому конкретный человек может отнестись и как к рабочей задаче, и как к личностной, психотерапевтической проблеме. Задачу он будет решать (определил контекст, конкретизировал цель, сформировал пункты плана, начал работать), проблему чаще люди переживают. И обращаются к психологам и психотерапевтам.

Конкретно-ситуативная самооценка чаще ставится как рабочая задача, личностная самооценка чаще переживается как личностная, психотерапевтическая проблема. Смотри Перевод проблемы в задачу

Зачем нужно разбираться, адекватная самооценка или нет?

Определение адекватности самооценки дает возможность:

  • давать рекомендации по повышению или понижению амбиций и уровня притязаний,
  • говорить в целом о большей или меньшей личностной адекватности человека.

Изучение самооценки личности

Специалисты утверждают, что изучение самооценивая личности выполняет три основных функции:

  1. развивающая функция: данная функция есть толчок к развитию личности;

  2. защитная функция: данная функция обеспечивает и независимость личности, и относительную стабильность;

  3. регуляторная функция: данная функция разрешает проблемы личностного выбора.

Психологи утверждают, что необходимо каждому человеку заглядывать в себя. Это связано с тем, что внутри индивида кроются решения большинства трудностей. Если человек «покопается в себе», то это привет к тому, что он может избавиться от мусора, который там присутствует. При всем при этом те веще, которые являются нужными, а так же полезными для человека, выдвигаются на первый план. А вещи, в которых не нуждается индивид, прячутся по – дальше.

Самооценка личности способна сформировать самосознание индивида. Человек в процессе собственного оценивания, подключает и оценивание своих свойств, качеств, возможностей. Данное осуществляется через анализ, самоотчет, самонаблюдение, сопоставления себя с иными людьми. С такими людьми, с которыми он пребывает в непосредственном контакте.

Самооценивание – это не есть простейшее удовлетворение любопытства. Здоровое чувство самолюбия, стремление к успеху, самосовершенствование – все это и есть движущие мотивы. Это связано с тем, что человеческая жизнь является, своего рода, затяжной борьбой с самим собой.

При помощи самооценивания личности можно и просмотреть реальное «Я», и связать его с собственным прошлым и будущим. Самооценка личности дает возможность человеку просмотреть собственные корни как слабых сторон, так и сильных сторон, а так же увериться в их объективности, научиться обретать адекватные модели для собственного поведения в ежедневных ситуациях. Тот индивид, который смог познать себя, автоматически превращается в абсолютного иного индивида.

В структуре самооценивания личности имеется несколько элементов:

  1. эмоциональный элемент;

  2. когнитивный элемент.

Когнитивный элемент подразумевает под собой абсолютно все, что индивид узнал о самом себе из совершенно разных источников информации.

Эмоциональный элемент подразумевает под собой свое отношение к совершенно разным сторонам личности. Сюда можно отнести следующее:

  1. привычки;

  2. характер;

  3. черты;

  4. поведение.

Нужно ли разбираться в адекватности оценки себя?

Ответ однозначен – нужно, и вот для чего:

Лекция по психологии на тему "самооценка, её социально-психологические характеристики"

  • чтобы выровнять уровень притязаний и способствовать формированию здоровых амбиций;
  • чтобы иметь возможность судить о личностной адекватности человека. Рассмотрим на конкретном примере. Если в период сессии студент перед каждым экзаменом паникует на тему того, что «ничего не получится», а потом все испытания выдерживает блестяще, то это как раз можно считать случаем заниженной самооценки. Хотя иногда это может просто быть особенностью характера – склонностью всё драматизировать.

Следующий важный момент, на котором необходимо остановиться, это то, что адекватная самооценка тоже может быть различной. Всё зависит от конкретной ситуации и способностей человека. Реальное признание того, что вы чего-то не можете – это адекватная самооценка, даже если она адекватно низкая. Более адекватную самооценку имеют те люди, которые привыкли доверять не чувствам в принятии решений, а разуму.

Лекция по психологии на тему "самооценка, её социально-психологические характеристики"

Обычно адекватность самооценки растёт пропорционально полученному опыту: тогда, когда человек со всех сторон, обстоятельно познакомился с предметом или вопросом, он может дать реальную оценку своим знаниям и возможностям. Ведь не случайно говорится, что чаще всего тонет не тот, кто не умеет плавать, а тот, кто только научился (именно потому, что склонен переоценивать свои возможности).

В идеале, каждый должен стремиться к тому, чтобы научиться абстрагироваться от проблемы для более успешного решения, быть над ситуацией, специально для того, чтобы дать адекватную объективную оценку.

https://youtube.com/watch?v=5U-8P5Bq3Co

Структура Я – концепции

В структуре Я — концепции существует три составляющих:

  1. Когнитивная составляющая, или образ «Я», включает представления индивида о самом себе. Фактически психологи фиксируют у человека не один образ «Я», а множество сменяющих друг друга «Я» — образов. Выделяются, как правило, в первую очередь «Я» — реальное, то есть представления индивида о себе в настоящем, текущем времени, и «Я» — идеальное — представления о том, каким бы хотел бы быть индивид в данных конкретных условиях. «Я» — идеальное выступает как необходимый ориентир самовоспитания личности. Иногда в «Я» — концепции выделяют «Я» — фантастическое — то, каким субъект пожелал бы стать, если бы это оказалось возможным. Фантастический образ своего «Я» имеет существенное значение у детей, особенно у подростков, в связи с их склонностью строить планы на будущее, что невозможно без фантазии и мечты. Но преобладание в структуре личности фантастических представлений о себе — не всегда бывает положительным явлением потому, что очевидное несовпадение желаемого и действительного могут дезорганизовать самосознание и травмировать человека. В Я — концепцию несомненно входит и «Я» — зеркальное — собственные представления человека о том, каким он воспринимается окружающими его людьми. Этот компонент «Я» — образа является существенным для формирования личностной значимости и самооценки.

  2. Оценочная составляющая, или самооценка, включает аффективную оценку представления о себе. Согласно словарям, которые являются психологическими, то самооценка – это ценность, значимость, которой, в свою очередь, человек наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми. Основная функция самооценки в психической жизни личности состоит в том, что она выступает необходимым внутренним условием регуляции поведения и деятельности. Высшая форма саморегулирования на основе самооценки состоит в своеобразном творческом отношении к собственной личности — в стремлении изменить, улучшить себя и в реализации этого стремления. Защитная функция самооценки, обеспечивая относительную стабильность и автономность личности, может вести к искажению опыта.

  3. Поведенческая составляющая подразумевает под собой потенциальные поведенческие реакции или же определенные действия, которые, в свою очередь, могут быть вызваны знаниями о себе и отношением к себе.

Адекватная самооценка — ключ к успеху

Самооценка – это самостоятельная оценка своих личностных качеств: как достоинств, так и недостатков. Бывает она двух видов: адекватная и неадекватная. Поскольку мы живём в социуме и напрямую зависим друг от друга, адекватность занимает почётное место среди личностных качеств, влияющих на взаимодействие между людьми.

Лекция по психологии на тему "самооценка, её социально-психологические характеристики"

Также ваша оценка себя может не соответствовать представлениям окружающих и быть либо заниженной, либо завышенной. Одним из главных критериев определения адекватности самооценки является уровень выполнимости планов человека. Например, если человек при видимом наличии всех нужных факторов не верит в себя и положительный результат – это ситуация заниженной оценки себя. А если же планы фантастичны и нереалистичны – самооценка завышена.

Вообще, лучше всего оценивать каждую частную ситуацию отдельно. Индикатором должен служить полученный результат. В том случае, если человек успешно справился с задачей, которую долго до этого откладывал, можно говорить об объективно заниженной оценке личностных качеств у него. Ещё одним индикатором может являться мнение признанного эксперта в той области, на которую испытуемый направил собственные притязания. В данном случае речь шла о конкретно-ситуативной самооценке, которая имеет тенденцию выравниваться с полученным опытом.

Заключение

В ходе данной работы мной было изучено сущность и возможность исследования самооценки личности, а так же выявлены методики исследования самооценки личности, рассмотрена структура Я – концепции, изучены методики исследования самооценки личности, изучить формирование самооценки личности, рассмотрены виды самооценки личности, ее понятие, ее уровни, а так же общественно – психологическую сущность.

Итак, подведем итоги.

Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Можно с уверенностью сказать, что она сказывается на становлении личности индивида, а так же на эффективности деятельности его. Данное и есть субъективное личностное образование нашей собственной психики.

Функции самооценки:

  1. влияет на поведение;

  2. влияет на деятельность, а так же на развитие личности;

  3. имеет связь с уровнем притязаний личности;

  4. защитная функция;

  5. регуляторная функция;

  6. оказывает влияние на взаимодействие с иными людьми.

Рассмотрим виды самооценки:

  1. стабильная и плавающая;

  2. частная и общая;

  3. самооценка личностная и самооценка способностей;

  4. неадекватная самооценка и адекватная;

  5. высокая, средняя и низкая;

  6. заниженная самооценка и завешенная, а так же прочее.