Глоссарий психологических терминов — аграфия

АДАПТАЦИОННЫЙ СИНДРОМ ОБЩИЙ (АСО)

АДАПТАЦИОННЫЙ СИНДРОМ ОБЩИЙ (АСО)
(лат. adaptare — приспособлять) — выполняющие защитные функции изменения в организме, возникающие в ситуации стресса (от англ. stress — напряжение). Изучен H. Selye (1936). АСО включает три стадии: тревоги,. резистентности и истощения. 1. тревоги протекает в виде смены фаз шока и противошока. а) В фазе шока снижаются температура тела и АД, происходит потеря жидкости тканями, падает и др. б) В фазе противошока усиливается продукция гормонов корой надпочечников и начинается общая мобилизующая биологическая защиты от стресса. 2. В стадии резистентности продолжаются процессы восстановления защитных сил. Функции организма, АД, температура и др. возвращаются к нормальным или близким к таковым показателям. 3. Если напряжение слишком длительное или чересчур сильное, наступает истощения, в которой защитные ослабевают, возрастает риск развития различных заболеваний, преобладает последних к затяжному и тяжёлому течению, в результате чего может наступить .

АКТИВНОСТЬ

АКТИВНОСТЬ —

1) «причинность причины» (И. Кант);

2) деятельное живых организмов как условие их существования в мире.

Активное существо не просто пребывает в движении, оно содержит в себе источник своего собственного движения, и этот источник воспроизводится в ходе самого движения. Речь при этом может идти о восстановлении энергии, структуры, свойств, процессов и функций живого существа, его места в мире, вообще говоря, — о воспроизведении любых измерений его жизни, если только они рассматриваются как существенные и неотъемлемые. Имея в виду это особое качество — способность к самодвижению, в ходе которого воспроизводит себя, — говорят, что он выступает как А.

В становлении и существовании человеческого индивида как субъекта представлены такие ее проявления, как , безусловно- и условнорефлекторные акты (см. ), поисковая активность (см. , Поисковое моделирование в поведении), произвольные акты, , акты свободного самоопределения и самополагания субъекта (см. , , ).
В соотнесении с деятельностью, А. субъекта определяется как динамическое условие ее становления, реализации и видоизменения, как свойство ее собственного движения. А. характеризуется здесь такими свойствами, как спонтанность, то есть обусловленностью производимых актов спецификой внутренних состояний индивида в момент действования, в отличие от реактивности как их обусловленности предшествующей ситуацией; произвольностью, то есть обусловленностью того, что совершается, актуальной целью субъекта, в отличие от полевого поведения (см. ); надситуативностью, то есть выходом за границы предустановленного, в отличие от приспособительности как ограниченности действий рамками заданного; действенностью, то есть устойчивостью по отношению к реализуемой цели, в отличие от пассивности как тенденции непротивления обстоятельствам, с которыми надлежит встретиться в будущем.
Феномен А. как единства спонтанности, произвольности, надситуативности и действенности не может быть осмыслен в рамках традиционной «причинно-следственной» схемы, а также согласно схеме «целевой причинности». По-видимому, необходимо выделить особый тип причинности, определяемой спецификой актуального состояния индивида в момент действования. Такая причинность может быть названа актуальной. В отличие от детерминации со стороны «прошлого» (обычные причинно-следственные отношения») или со стороны возможного «будущего» («целевая» детерминация), в данном случае подчеркивается детерминирующее значение «момента». Корректная форма описания такого типа причинности содержится в работах И. Канта — в его представлениях о «взаимодействии» (или «общении») субстанций.

Петровский Вадим Артурович

Психологическая энциклопедия

#
A
B
C
D
E
F
G
H
I
J
K
L
M
N
O
P
Q
R
S
T
U
V
W
X
Y
Z

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я

Аграфия

Аграфия(от греч. а — отрицат. частица + grapho — пишу) — нарушения письма, возникающие при различных расстройствах речи (см. Афазия, Алалия). Проявляются либо в полной утрате способности писать, либо в грубом искажении слов, пропусках слогов и букв, неспособности соединять буквы и слоги в слова и т. д.А. у детей — одно из проявлений алалии — следствие общего недоразвития речи, связанного с органическим поражением мозга. Нередко А. у детей обнаруживается при расстройствах речи, связанных с отклонениями в овладении звуковым составом слова, с нарушением звукового анализа слов. А. у взрослых — одно из проявлений афазии. В этих случаях форма А. зависит от локализации поражения мозга и особенностей афазии. При поражении коры левой височной области (у правшей) А. связана либо с нарушением фонематического слуха, либо с дефектами слухоречевой памяти. При сохранном списывании с текста и сохранности графических стереотипов (подпись, написание знакомых слов, цифр и т. п.) нарушается письмо под диктовку и самостоятельное письмо. В легких случаях больные смешивают звуки, близкие по фонематическим признакам (см. Фонемы), затрудняются при выделении звуков в словах, сходных по звучанию; в тяжелых случаях письмо становится для больных полностью недоступным. При поражении коры нижних отделов левой постцентральной области мозга (у правшей) А. бывает связана с нарушением кинестезической основы речевого акта (см. Кинестезии речевые). Больные ошибаются при написании звуков, близких по артикуляции (напр.: д, л, и), и слабоартикулируемых звуков (гласных). Исключение внешней артикуляции еще более затрудняет письмо. При поражении коры нижних отделов левой премоторной области мозга (у правшей) А. возникает вследствие нарушения динамической организации речевого акта. Страдает общая «кинетическая мелодия» письма. Правильно воспроизводя отдельные буквы и даже слоги, больные затрудняются при написании целого слова: возникают персеверации, трудности переключения с одного слога (или буквы) на др., что нарушает весь процесс письма. При поражении теменно-затылочных отделов коры левого полушария мозга А. входит в синдром зрительных гностических расстройств. Возникают трудности перешифровки фонем в пространственно организованные графемы. Пространственно ориентированные элементы букв искажаются и пишутся зеркально. Эти дефекты проявляются в самостоятельном письме, письме под диктовку, при списывании текста. Иногда (чаще при поражении затылочно-височных отделов коры левого полушария мозга у правшей) больные вообще не могут написать графему, соответствующую тому или иному звуку; зрительные образы букв распадаются; изображенные больными буквы не имеют никакого сходства с требуемыми. Такое нарушение письма получило название оптической А. Специальную форму А. составляют нарушения письма, возникающие при поражении лобных долей мозга, когда письмо страдает, как и др. виды произвольной целенаправленной психической деятельности. В таких случаях в наибольшей степени нарушается самостоятельное активное письмо вследствие дефектов замысла, программирования письма и контроля за процессом написания букв. (Л. С. Цветкова.)

Диагностика и лечение аграфии

Только специалист может назначить лечение, которое частично или полностью поможет в выздоровлении. Для начала проводится диагностика аграфии, что несложно, поскольку уже при рассмотрении текста, написанным самим больным, становится очевидно его заболевание. Диагностика также проводится путем осмотра и неврологических тестов. Проводится опрос больного и его родителей, если речь идет о ребенке.

Далее нужно выявить причину заболевания. Это сделать намного сложнее, поскольку сам больной не знает, с какого момента у него возникла аграфия, если речь не идет о взрослом человеке. Так, назначается проверка работы головного мозга с целью выявления очага поражения:

  1. МРТ.
  2. КТ.
  3. Рентген.
  4. ЭХО.
  5. Электроэнцефалография.

Лечение проводится путем постановки на учет к невропатологу, который назначает курс лекарств и прописывает специальный курс по восстановлению навыков письма. Пациент проходит как индивидуальные, так и групповые тренировки, что способствует выздоровлению

Прежде чем скорректировать навыки письма, специалисты акцентируют внимание на устной речи, устраняют пробелы в ее развитии, чтобы затем перейти к устранению инертности и пробелов в письме

Также пациент становится на учете у психиатра и логопеда. Логопедические занятия направлены на то, чтобы совершенствовать навыки устной речи, когда человек будет отрабатывать звуки и буквы, приучаться к их произношению и написанию.

Подключается к тренировкам ЛФК, что доказано практическими занятиями, когда физические упражнения способствуют быстрому усвоению знаний. Более того, письмо является частью физической активности. Даже при обучении здоровых детей сначала тренировка происходит на уровне движения мелкой моторики руки. Если постоянно тренировать руку писать буквы, тогда это будет способствовать улучшению навыков.

Музыка и пение также подключаются с целью разработки голосовых связок, восприятия звуков и проговаривания слов. Игра на музыкальных инструментах способствует освоению двигательной активности.

Самым главным в лечении остается настроение родителей, которые должны своевременно обратиться за помощью к врачам, а также поддерживать ребенка на всем пути его выздоровления. Также сами родители должны заниматься с ребенком, а не перекладывать всю работу на специалистов

Здесь важно эмоциональное и устное общение, чтение книг, ведение диалогов с ребенком. Также можно увлечь малыша рисованием, что будет способствовать укреплению и развитию мелкой моторики

Чем больше положительных эмоций ребенок будет получать от устного общения и письменной работы, тем быстрее он всему научится. Этому будет способствовать лечение главной причины, которая кроется в работе головного мозга. Если врачи способны устранить патологию головного мозга, тогда аграфию можно будет вылечить полностью.

перейти

Не нашли что искали?

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

Следующий вопрос »
АМУЗИЯ

Нарушение музыкальных способностей. Наблюдается в тех случаях, когда эти способности существовали до

Виды аграфий

Можно выделить такие разновидности аграфий, как сенсорная и оптическая, афферентная и эфферентная моторные отклонения.

Расстройство буквенно-звукового анализа возникает вследствие пороков фонематического слуха, что приводит к сенсорной форме недуга. Ее стержневым механизмом является аномалия акустического понимания речи, нарушение различения звуков. Главный дефект представлен распадом всех вариаций письма, но в первый черед написания на слух.

Симптомы аграфии, рассматриваемой разновидности, заключаются в абсолютной потере умения писать либо в серьезных, литеральных параграфиях, которые выражаются в замене восприятия звуков, разнящихся по акустико-артикуляционным признакам.

При сенсорной разновидности аграфии нарушается слуховое написание и самостоятельное написание, меньше отклонений наблюдается при списывании. Больной либо списывает побуквенно, либо копирует написанное.

Афферентная моторная форма зарождается вследствие поражения нижних сегментов постцентральной извилины. При операции написания всегда принимают участие скрытые артикуляции. По причине наличия дефектов в речевых кинестезиях при этой разновидности аграфии больные утрачивают артикуляционные грани между звуками, схожими по генезису. Центральным проявлением является расстройство написания звуков, схожих по месту и способу их формирования.

Признаки аграфии этой разновидности представлены литеральными параграфиями, выражающимися в подмене звуков иными, при слиянии согласных возникают их пропуски, также отмечаются пропуски в середине слова целых слогов. При рассматриваемой форме недуга расстраиваются все вариации письма, кроме списывания.

Эфферентная моторная форма зарождается вследствие поражения либо отклонения в функционировании задних сегментов лобных извилин. Здесь трудности не представляет написание отдельных литер. Сложности возникают при стремлении написать целое слово или слог. Основой этих нарушений является сбой в механизме переключения, иными словами возникает расстройство денервационных механизмов. Клиническая картина проявляется в оплошностях при письме вплоть до исчезновения навыка, персеверациях, перестановках или пропусках букв, недописании слов. Наблюдаются сложности при формировании из отдельных литер слов.

Оптическая форма недуга возникает вследствие повреждения нижних сегментов теменных и затылочных зон коры, которые интегрируют зрительный опыт. Это вызывает нарушение восприятия образов букв. Проявляется рассматриваемая форма недуга, прежде всего, буквенно-пространственными параграфиями.

Помимо перечисленных вариаций недуга, аграфию также классифицируют на:

— афатическую, появляющуюся при афазии по причине повреждения левого сегмента височной коры, проявляется дефектом в слухоречевой памяти и аномалиями в фонематическом слухе;

— чистую, то есть не обусловленную иными синдромами, возникающую вследствие повреждения задних сегментов лобной извилин главного полушария;

— конструктивную, зарождающуюся вследствие конструктивной афазии;

— апрактическую, зарождающуюся на фоне идеаторной афазии.

Специфическую разновидность аграфии составляют расстройства написания, вызванные повреждением лобных сегментов, когда страдает письмо одновременно с иными видами целенаправленных произвольных психических процессов. Здесь в большей мере наблюдаются дефекты самостоятельного активного написания из-за расстройства замысла, кодирования процесса написания и контроля над написанием букв.

АМПЛИФИКАЦИЯ

АМПЛИФИКАЦИЯ (психического развития) — всемерное использование потенциала возможностей психического развития личности на каждой возрастной стадии за счет совершенствования содержания, форм и методов воспитания. В практической детской психологии (см. ) подход, утверждающий принцип А., противостоит подходу, в котором обосновывается необходимость искусственной акселерации развития, т. е. форсирования темпа развития ребенка и как можно более раннего перехода на последующую возрастную ступень развития. Внедрение программ обучения, ориентированных на усвоение новых «полезных» знаний, умений и навыков, начиная уже с раннего и дошкольного возраста, и ускоренный переход к «более взрослым» видам деятельности приводит к сокращению детства. Напротив, сторонники идеи А. отстаивают право ребенка на , как особо значимый период в возрастном развитии и выступают за обогащение содержания и «культивирование» специфически детских видов деятельности в жизни ребенка и, в первую очередь, игры.

Карабанова Ольга Александровна

2000- NIV

АГРЕССИЯ ХИЩНИЧЕСКАЯ

АГРЕССИЯ ХИЩНИЧЕСКАЯ — в этологии — агрессия, направленная на овладение естественной для того или иного биологического вида добычей. У человека это, повидимому, выходящие за рамки разумных пределов охота, рыбная ловля, если, разумеется, считать другие живые существа «естественной» его жертвой. У хищних животных, за малым исключением, агрессия является средством самосохранения, сохранения вида и благоприятной среды обитания, и в этом смысле её проявления жёстко контролируются соответствующими наследственными программами поведения. К хищнической агрессии у человека могут быть отнесены, повидимому, и варварское к природным ресурсам и отношение к ним с позиций сиюминутной выгоды. В данном случае уместно, вероятно, говорить также о косвенной, пусть и неясно осознаваемой агрессии, фактически направленной против будущих поколений. Как, например, колоссальное расхищение природных ресурсов в постсоветской России вот уже в течение последних 15-20 лет.

* * *

— вид агрессивного поведения животных, заключающийся в нападении хищника на животное-жертву с целью ее убийства и поедания. А. х. является одной из разновидностей межвидовых зооконфликтов. Конфликты между разными видами животных возникают, во-первых, в связи с борьбой за жизненные ресурсы, во-вторых это конфликты типа « — ». Можно не согласиться с одним из основателей этологии К. Лоренцем (1994), утверждающим, что столкновения между хищником и добычей вообще не являются борьбой в подлинном смысле этого слова. К. Лоренц пишет: «Когда лев убивает буйвола, этот буйвол вызывает в нем не больше агрессивности, чем во мне аппетитный индюк, висящий в кладовке, на которого я смотрю с таким же удовольствием».

Индюк не может причинить человеку ущерба. Охота же льва на буйвола всегда является рискованной для хищника. Во-первых, буйволы — стадные животные, и на помощь жертве могут подоспеть самцы из стада. В такой ситуации уже лев будет вынужден спасаться бегством. Во-вторых, одно ошибочное льва может подставить его под рога буйвола. Т. к. по силе и весу буйвол часто не уступает льву, исход поединка также может быть не в пользу хищника. Многие столкновения между хищниками и их добычей можно рассматривать как межвидовые конфликты животных. В них присутствует не на жизнь, а на . Исход ее часто неизвестен.

АГРЕССИЯ (АГРЕССИВНОСТЬ) РЕЧЕВАЯ

АГРЕССИЯ (АГРЕССИВНОСТЬ) РЕЧЕВАЯ — речевая по отношению к собеседнику, проявляющаяся в отборе резких, оскорбительных слов, в том числе нецензурных ругательств, насмешливых интонаций, в повышенной громкости голоса, в резко отрицательных оценках собеседника, неприятных для него намеках, грубой иронии и др. Некультурное речевое поведение.

Речевую агрессию субъекта может вызвать раздражающее или возмущающее речевое поведение его собеседника (болтливость, чрезмерное , проявление недоброжелательства, , неприятное и т. д.). Возникшая отрицательная эмоция может вести к речевой агрессии не прямо в непосредственно следующий общения, а позже, более или менее отсроченно. То есть часто вина за проявление речевой агрессии лежит не столько на реагирующем собеседнике, сколько на провоцирующем ее субъекте речи; следовательно, нужно стараться не допускать таких провокаций. Агрессивное речевое поведение может быть обусловлено и предыдущими впечатлениями от данного партнера по общению — когда он вызывал отрицательную реакцию в предшествующих общениях с тем же собеседником; а также социальным статусом собеседника, принадлежностью к лиц, к которым испытывают негативное . Реже объясняется другими причинами: когда на ком-то срывают («попался под горячую руку»), психическими особенностями субъекта, низким уровнем воспитания, отнесенностью к «людям дна».

Избежание или устранение возможностей возникновения речевой агрессии способствует успеху общения, но не решает вопросы всех сложностей общения при достижении взаимопонимания, согласия, договоренности. Разумеется, в каких-то случаях добиваются нужного результата в общении, именно пуская в ход какие-то грубости, но это никак не может быть универсальным правилом.

В качестве на речевую агрессию можно выразить ее , сказав: «Вы слишком много себе позволяете!» и прекратив разговор.

Причины дисграфии

Несмотря на углубленное изучение, причины дисграфии со стопроцентной точностью не выяснены даже сегодня. Но определенные данные все же имеются. Например, вышеназванные ученые говорят о том, что расстройство письменной речи могут вызывать:

  • Биологические причины: наследственность, поражение или недоразвитие головного мозга на разных периодах развития ребенка, патологии беременности, травмы плода, асфиксия, серьезные соматические заболевания, инфекции, поражающие нервную систему.
  • Социально-психологические причины: синдром госпитализма (нарушения, обусловленные длительным пребыванием человека в стационаре в отрыве от дома и семьи), педагогическая запущенность, недостаточность речевых контактов, воспитание в двуязычных семьях.
  • Социальные и средовые причины: завышенные требования к грамотности в отношении ребенка, неправильно определенный (слишком ранний) возраст обучения грамоте, неверно подобранные темпы и методы обучения.

Как известно, человек начинает овладевать навыками письма, когда адекватно сформированы все составляющие его устной речи: звукопроизношение, лексико-грамматическая составляющая, фонетическое восприятие, связность речи. Если же при формировании головного мозга происходили нарушения, указанные выше, риск развития дисграфии очень высок.

Не менее важно отметить, что дисграфии подвержены дети с разными функциональными нарушениями органов слуха и зрения, которые вызывают отклонения анализа и синтеза информации. А у взрослых толчком к развитию патологии могут послужить инсульты, черепно-мозговые травмы, нейрохирургические вмешательства и опухолевидные процессы в мозге

Оказывая определенное воздействие на развитие человека, те или иные вышеизложенные факторы приводят к дисграфии, которая может проявляться в разных формах.

Виды аграфии

Нарушение навыка письма можно разделить на три большие категории-виды:

  1. Аграфия.
  2. Дисграфия – стойкое нарушение грамматики и орфографии во время письма, что связано с поражениями высшей ЦНС. Причинами этого становятся наследственные патологии, инфекции, травмы и болезни ЦНС, неравномерное развитие отдельных полушарий, что наблюдается во младенчестве. Дисграфия может развиться на фоне сильной увлеченности компьютером или телевизором. Дети могут быть достаточно умными и развитыми по другим предметам, однако на уровне письма они постоянно совершают многочисленные ошибки.
  3. Дизорфография.

Каждое из расстройств письма делится на виды. Аграфия бывает:

  • Амнестическая (чистая) – проявляется в виде неспособности написать нормально текст под диктовку или при сопровождении звукового аналога. Однако при списывании у человека не возникает проблем. В легкой форме может сопровождаться синдромом Герстмана (когда человек частично не ощущает своего тела). В тяжелой форме формируется зеркальный подвид написания слов.
  • Апраксическая – самостоятельное заболевание или следствие идеаторной апраксии. Человек не способен не то, что написать какие-то слова, но и вообще держать ручку. Это касается как написания под диктовку, так и при списывании.
  • Афатическая – развивается на фоне афазии (расстройство речи), при которой страдает слуховая и речевая память, фонематическая разновидность слуха.
  • Конструктивная – следствие конструктивных изменений в строении головного мозга.
  • Афферентная – неспособность распознать, какой звук на каком месте в слове располагается. Человек не способен распознавать идентичные звуки. В такой ситуации человек просто использует те буквы, которые схожи по звучанию.
  • Эфферентная – когда человек может писать буквы, однако сложности возникают при написании слогов или целых слов. Здесь в письме могут отмечаться написание отдельных букв, недописанные слова, перестановка букв, что связывают с неспособностью мозга переключаться от одной буквы к другой.

Дисграфия делится на такие виды:

  • Акустическая.
  • Оптическая – человек не способен воспринять, как пишутся буквы, поскольку нарушено его зрительное запоминание.
  • Аграмматическая.
  • Артикуляторно-акустическая.
  • Вследствие нарушения звукового синтеза и анализа.
  • Сенсорная – расстройство буквенно-звукового анализа. Возникает на фоне неспособности написать текст под диктовку, поскольку человек не способен понять и отличить звуки при их звучании. Человек способен списывать побуквенно или копировать.

Специфическая аграфия возникает при неспособности самостоятельно написать текст, что связано с  невозможностью придумать текст, спланировать его написание, а также контролировать процесс письма.

перейти

АДАПТАЦИОННЫЙ СИНДРОМ

АДАПТАЦИОННЫЙ СИНДРОМ —
на стресс, включающая фазы шока, противотока, сопротивляемости; совокупность защитных реакций индивида при стрессе ( тревоги, резистентности — приспособляемости к трудной ситуации, истощения — при длительном и сильном стрессе).

Между тем мое , истерзав меня, утихло настолько, что уступило место размышлению. Я стал последнее несчастие с другими подобными, уже испытанными мною, и пришел к выводу, что не было больших оснований предаваться отчаянию, нежели прежде (А. Прево, Манон Леско).

Ср. стресс.

* * *

(от греч. syndrome — стечение) — совокупность адаптационных реакций организма человека и животных, носящих общий защитный характер и возникающих в на значительные по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия.

* * *

(…от греч. syndrome — стечение) — совокупность адаптационных реакций организма, носящих общий защитный характер и возникающих в ответ на значительные по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия (стрессоры). Функциональное , возникающее под действием стрессоров, называется стрессом. Понятие А. с. было предложено в 1936 г. канадским физиологом Г. Селье. В развитии А. с. выделяют три стадии: стадия тревоги, продолжающаяся от нескольких часов до 17 двух суток и включающая фазы шока и противотока, на последней из которых происходит мобилизация защитных реакций организма; стадия сопротивляемости, характеризующаяся повышением устойчивости организма к различным воздействиям; далее наступает либо стабилизация состояния и , либо стадия истощения, которая может окончиться гибелью организма.

* * *

(от лат. adaptatio — , греч. syndrome — сочетание) — приспособительная реакция организма. введен Г. Селье в 1936 г. А. с. представляет собой комплекс реакций адаптации живого организма в ответ на значительные по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия (стрессоры). Проявлениями А. с. являются: нарушение обмена веществ с преобладанием процессов распада, увеличение коры надпочечников, уменьшение вилочковой железы, селезенки и лимфатических узлов. А. с. свойствен для эмоционально насыщенных и мотивационно значимых конфликтов. В А. с. обычно входит 3 стадии: на первой («стадия тревоги»), которая продолжается от нескольких часов до двух суток, оказываются пройденными 2 фазы — шока и противошока, на последней из которых происходит мобилизация защитных реакций организма; на второй стадии («стадия сопротивляемости») повышается устойчивость организма к вредоносным воздействиям; после этой стадии либо происходит , либо она сменяется третьей стадией («стадия истощения»), которая может окончиться гибелью организма.

АГРЕССИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

АГРЕССИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ — агрессивные действия в виде угроз, запугивания, обмана, лишения информации, дезинформации, распространения порочащих слухов и сплетен, манипулирования сознанием людей

В настоящее время в связи с бурным развитием информационных технологий психологическая агрессия приобретает исключительно важное , возможно, значительно большее, нежели агрессия военная. Некоторые исследователи считают, что эпоха обычных войн вообще подходит к концу, место последних всё более уверенно занимает психологическая агрессия, нападки на идеологию общества, осквернение символов его веры, разрушение мотивационных, ценностных структур его членов.

АДАПТАЦИЯ

АДАПТАЦИЯ (от лат. adapto — приспособляю) — приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Процессы А. направлены на сохранение гомеостаза. А. — одно из центральных понятий биологии, широко применяется как теоретическое понятие в тех психологических концепциях, которые подобно гештальтпсихологии и теории интеллектуального развития, разработанной швейцарским психологом Ж. Пиаже, трактуют взаимоотношения индивида и его окружения как процессы гомео статического уравновешивания. Изменения, сопровождающие А., затрагивают все уровни организма: от молекулярного до психологической регуляции деятельности. Решающую роль в успешности А. к экстремальным условиям играют процессы тренировки, функциональное, психическое и моральное состояние индивида.

Лечение

Коррекция аграфии у детей – долгий и трудный процесс для обоих сторон (пациента и врача). Нужно понимать, что лечение не дает гарантии на полное избавление от нарушения, но способно помочь и идти вместе в развитии со своими сверстниками. Ребенок должен состоять на учете у невролога и регулярно посещать его. Частоту определяет сам врач, который ведет пациента. Он же определяет индивидуальный курс лечения. Занятия по коррекции могут быть групповыми или индивидуальными. Это условие также определяется логопедом или неврологом.

Перед началом коррекционной работы способности писать, специалист должен уделить внимание речи. Во многих случаях назначается специальная гимнастика, физические нагрузки

Такие занятия способствуют закреплению навыков и повышению эффективности коррекционной работы. Пациенту может быть назначено пение песен, декламированные стихов, выразительное чтение вслух.