Агрессия. теория социального научения 3256

1.2. Фрустрационная теория агрессии Миллера и Долларда

Самая распространенная в современной науке теория агрессии утверждает, что люди становятся агрессивными, когда они подвергаются фрустрациям, то есть когда они не в состоянии достичь своих целей или не получают ожидаемых вознаграждений.

«Фрустрация всегда ведет к какому-нибудь проявлению агрессии», – говорили Джон Доллард и его коллеги (JohnDollard & others, 1939). Фрустрация – это все, что препятствует достижению цели, в том числе и неисправный автомат с надписью «Прохладительные напитки». Фрустрация усиливается, когда наша целеустремленность имеет очень сильную мотивацию, когда мы ожидаем получить удовольствие, а получаем, грубо говоря, шиш. Таким образом:

1. Фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме.

2. Агрессия всегда является результатом фрустрации (Dollard & others, 1939).

При этом не предполагается, что фрустрация, определяемая как блокирование или создание помех для какого-либо целенаправленного поведения, вызывает агрессию напрямую; считается, что она провоцирует агрессию (побуждает к агрессии), что, в свою очередь, облегчает проявление или поддерживает агрессивное поведение.

Бандура (Bandura, 1973) обращал внимание на то, что эти положения чрезвычайно привлекательны отчасти из-за их смелости, а отчасти из-за простоты. С одной стороны, ясно, что фрустрированные индивидуумы не всегда прибегают к вербальным или физическим нападкам на других

Они скорее демонстрируют весь спектр реакций на фрустрацию: от покорности и уныния до активных попыток преодолеть препятствия на своем пути. Представим себе следующий случай. Студент отправлял свои документы в несколько высших учебных заведений, но их нигде не принимали. Этот человек скорее всего будет обескуражен, нежели разозлится или впадет в ярость.

Понятие агрессии

Многие авторы сходятся в определении агрессии как любой формы поведения, которая направлена на то, чтобы причинить другому физический или психологический ущерб.

Данное определение достаточно общее, и его принимает сегодня все большее число исследователей.

Однако на сегодняшний момент оно не является общепринятым и термин «агрессия» имеет множество определений и пониманий как в научных трудах, так и в обыденной речи.

Агрессивность ­- характерологическая черта человека, выражающаяся в его относительно стабильной готовности к агрессивным действиям в самых разных ситуациях.

Человеку, которому свойственна агрессивность, которому часто видятся угрозы и вызовы со стороны окружающих и для которого характерна готовность атаковать тех, кто ему не нравится или кажется подозрительным, присуща враждебная установка к другим людям. Однако не все люди, враждебно предрасположенные к окружающим, обязательно агрессивны. Поэтому некоторые авторы видят целесообразность в том, чтобы рассматривать агрессивность как некую предрасположенность к агрессивному поведению.

1.1. Теория инстинктивной агрессии

Самое раннее и, возможно, наиболее известное теоретическое положение, имеющее отношение к агрессии, – это то, согласно которому данное поведение по своей природе преимущественно инстинктивное. Согласно этому довольно распространенному подходу, агрессия возникает потому, что человеческие существа генетически или конституционально «запрограммированы» на подобные действия.

В своих ранних работах Фрейд утверждал, что все человеческое поведение проистекает, прямо или косвенно, из эроса, инстинкта жизни, чья энергия (известная как либидо) направлена на упрочение, сохранение и воспроизведение жизни. В этом общем контексте агрессия рассматривалась просто как реакция на блокирование или разрушение либидозных импульсов. Агрессия как таковая не трактовалась ни как неотъемлемая, ни как постоянная и неизбежная часть жизни.

Пережив опыт насилия первой мировой войны, Фрейд (1920) постепенно пришел к более мрачному убеждению в отношении сущности и источника агрессии. Он предположил существование второго основного инстинкта, танатоса – влечения к смерти, чья энергия направлена на разрушение и прекращение жизни. Он утверждал, что все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этого инстинкта с эросом и что между ними существует постоянное напряжение. Ввиду того, что существует острый конфликт между сохранением жизни (то есть эросом) и ее разрушением (танатосом), другие механизмы (например, смещение) служат цели направлять энергию танатоса вовне, в направлении от «Я».

Таким образом, танатос косвенно способствует тому, что агрессия выводится наружу и направляется на других. Теория Фрейда о взаимодействии эроса и танатоса отображена на рис. 1.

Рис. 1В психоаналитической теории Фрейда агрессия, направленная на других, объяснялась как результат постоянного конфликта между саморазрушением и самосохранением.

Положение об инстинкте стремления к смерти является одним из наиболее спорных в теории психоанализа. Оно было фактически отвергнуто многими учениками Фрейда, разделявшими его взгляды по другим вопросам (Fenichel, 1945; Fine, 1978; Hartmann, Kris & Lowenstein, 1949). Тем не менее утверждение о том, что агрессия берет начало из врожденных, инстинктивных сил, в целом находило поддержку даже у этих критиков.

Взгляды Фрейда на истоки и природу агрессии крайне пессимистичны. Это поведение не только врожденное, берущее начало из «встроенного» в человеке инстинкта смерти, но также и неизбежное, поскольку, если энергия танатоса не будет обращена вовне, это вскоре приведет к разрушению самого индивидуума. Единственный проблеск надежды связан с тем, что внешнее проявление эмоций, сопровождающих агрессию, может вызывать разрядку разрушительной энергии и, таким образом, уменьшать вероятность появления более опасных действий. Этот аспект теории Фрейда (положение о катарсисе) часто интерпретировался следующим образом: совершение экспрессивных действий, не сопровождающихся разрушением, может быть эффективным средством предотвращения более опасных поступков. Однако при лучшем знакомстве с произведениями Фрейда обнаруживаются доводы против подобных утверждений. Хотя у Фрейда не было четкой позиции по отношению к силе и продолжительности действия катарсиса, он все же склонялся к тому, что это действие является минимальным и кратковременным по своей природе. Таким образом, Фрейд проявлял на этот счет меньший оптимизм, чем полагали теоретики более позднего периода.

В то время как различные теории агрессии как инстинкта сильно разнятся в деталях, все они сходны по смыслу. В частности, центральное для всех теорий положение о том, что агрессия является следствием по преимуществу инстинктивных, врожденных факторов, логически ведет к заключению, что агрессивные проявления почти невозможно устранить. Ни удовлетворение всех материальных потребностей, ни устранение социальной несправедливости, ни другие позитивные изменения в структуре человеческого общества не смогут предотвратить зарождения и проявления агрессивных импульсов. Самое большее, чего можно достичь, – это временно не допускать подобных проявлений или ослабить их интенсивность. Поэтому, согласно данным теориям, агрессия в той или иной форме всегда будет нас сопровождать. И в самом деле, агрессия является неотъемлемой частью нашей человеческой природы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антонян Ю. М Самовичев Е.Г. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве и вопросы предупреждения преступлений // Психологические механизмы насильственного преступного поведения. М 2003. 2. Антонян Ю. М Гульдан В.В. Криминальная патопсихология М 1991. 3. Басс А.Г. «Психология агрессии» — журнал «Вопросы психологии», № 3, 2005. 4. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль.

СПб. 2001. 5. Бандура А. Агрессия М 1999. 6. Бэрон Р Ричардсон Д. Агрессия: определение и основные теории М.: 2003. 7. Жмуров Д.В. «Насилие (агрессия) и литература» Иркутск: «АСПринт», 2005. 8. Ложкин А.И. Психология личности агрессивно-насильственного преступника (мотивационно-смысловой аспект).

— Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД РФ, 2002. 9. Лоренц К. Агрессия М 1994. 10. Румянцева Т.Г. Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке М 20 001. С.89−133. 11. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности М 1994. С. 132. 12. Фрейд 3. Психоанализ.

Религия. Культура М 1992. С. 112. 13. Юридическая психология: Учеб. пособие для слушателей Академии МВД России М 2006. 14. Zilmann D. Hostility and aggression. New Jersey, 1979.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Свежие записи

  • 1. Особенности психологии как науки, ее задачи
  • Виды деятельности студентов
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Доктор Фрейд и его учение
  • Социальная экология — наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1−3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2

Методы изучения агрессии

Научное исследование агрессивного поведения порождает ряд проблем, потому что интересующее исследователя поведение опасно.

Недопустимо применять методы исследования, при которых люди могут причинить друг другу вред. Поэтому для исследования агрессии безопасным и одновременно строго научным способом разработаны методики, позволяющие изучать агрессию, не причиняя никому реального вреда. Опросники Самый прямой метод — просто опросить людей, опросники позволяют непосредственно задавать вопросы.

Для измерения агрессивности психологи разработали множество опросников. Некоторые из них посвящены общей агрессивности, другие предназначены для изучения агрессивного поведения в конкретных ситуациях. Во многих случаях опросники составлены так, чтобы испытуемые не знали о заинтересованности исследователя в выявлении их агрессивности. Эверил указывает на преимущества опросников при изучении поведения, неприемлемого или не поощряемого в данной культуре. Он утверждает, что опросы являются лучшим способом для изучения поведения и эмоций, в которых люди, может быть, не хотят признаваться.

Архивные исследования Архивные исследования состоят в сборе информации из публичных источников. Например, сведения дорожной полиции, статистика преступности. Изучение архивных данных позволяет исследователю получить информацию, не обращаясь непосредственно к людям, которых он хочет изучить. Сведения, собранные в архивах, скорей всего будут отличаться сравнительно высокой степенью объективности и беспристрастности, однако поиск релевантных для исследователя данных потребует кропотливого труда.

Анкеты В анкетах людей спрашивают об их собственной агрессивности или об их непосредственном опыте, связанном с агрессивным поведением других. Большинство подобных опросников предназначены для оценки агрессии в конкретных ситуациях. Иногда опросники, предназначены для измерения постоянного уровня агрессивности.

Такие опросники являются, в сущности, разновидностью личностных тестов. Наиболее часто употребляется тест Басса — Дарки. Оценивание другими Еще один вид вербальной информации — оценивание другими — состоит в том, что человека, оценивают люди, отличные от него. Этот метод наиболее часто используется в исследованиях детской агрессивности. Оценивание обычно делаются людьми знакомыми с поведением испытуемого (родители, друзья).

Преимущества такого оценивания в том, что окружающие могут быть более объективны, чем сам испытуемый.

Проективные методы Проективные методы особенно полезны для изучения агрессии и враждебности, так как не раскрывают испытуемым, что именно интересует исследователей. Наиболее часто используются два проективных метода — Тест математической апперцепции (ТАТ) и Тест чернильных пятен Роршаха. Методы с использованием наблюдения Эти подходы предусматривают «прямую запись поведения подготовленным наблюдателем, который придерживается строгих правил и установленной процедуры для регистрации текущего реального поведения». Наблюдения могут проводиться как в полевых условиях, так и в лаборатории.

Независимо от того, каким образом осуществляется наблюдение, главное преимущество таких методов состоит в том, что они позволяют изучать причиняющее реальный вред поведение. Лабораторные наблюдения Наиболее общий способ наблюдения агрессии, состоит в наблюдении за поведением в контролируемых лабораторных условиях. У этого метода немало важных достоинств.

Для исследования агрессии в лабораторных условиях были разработаны разнообразные методы. Большинство из них относится к одной из четырех категорий: 1. «игровые» меры; 2. вербальное нападение на других; 3. «безопасное», не приносящее вреда нападение на другого человека; 4. «якобы причиняющее вред» нападение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате выполненного исследования была реализована основная цель, которая заключается в теоретическом анализе понятия агрессия, основных подходов к ее изучению и методов ее диагностики. Проведенный теоретический анализ позволил сделать следующие выводы: Несмотря на существующие разногласия относительно определений агрессии и насилия, многие специалисты склоняются к принятию такого значения, в которое входят как категории намерения или цели причинить вред или нанести ущерб другим, так и актуальное причинение оскорбления или вреда.

Таким образом, агрессия, в какой бы форме она ни проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения.

Существует несколько разнонаправленных теоретических перспектив, каждая из которых дает свое видение сущности и истоков агрессии. Старейшая из них, теория инстинкта, рассматривает агрессивное поведение как врожденное. Фрейд, самый знаменитый из приверженцев этой довольно распространенной точки зрения, полагал, что агрессия берет свое начало во врожденном и направленном на собственного носителя инстинкте смерти; по сути дела, агрессия — это тот же самый инстинкт, только спроецированный вовне и нацеленный на внешние объекты.

Теоретики-эволюционисты считали, что источником агрессивного поведения является другой врожденный механизм: инстинкт борьбы, присущий всем животным, включая и человека. Теории побуждения предполагают, что источником агрессии является, в первую очередь, вызываемый внешними причинами позыв, или побуждение, причинить вред другим. Наибольшим влиянием среди теорий этого направления пользуется теория фрустрации-агрессии, предложенная несколько десятилетий назад Доллардом и его коллегами.

Согласно этой теории, у индивида, пережившего фрустрацию, возникает побуждение к агрессии. В некоторых случаях агрессивный позыв встречает какие-то внешние препятствия или подавляется страхом наказания. Однако и в этом случае побуждение остается и может вести к агрессивным действиям, хотя при этом они будут нацелены не на истинного фрустратора, а на другие объекты, по отношению к которым агрессивные действия могут совершаться беспрепятственно и безнаказанно.

Это общее положение о смещенной агрессии было расширено и пересмотрено Миллером, выдвинувшим систематизированную модель, объясняющую появление этого феномена. И последнее теоретическое направление, которого мы коснулись в работе, рассматривает агрессию прежде всего как явление социальное, а именно как форму поведения, усвоенного в процессе социального научения. В соответствии с теориями социального научения, глубокое понимание агрессии может быть достигнуто только при обращении пристального внимания: 1) на то, каким путем агрессивная модель поведения была усвоена; 2) на факторы, провоцирующие ее проявление; 3) на условия, способствующие закреплению данной модели поведения.

Перед исследователем, интересующимся человеческой агрессией, открывается широкий выбор разнообразных методов и подходов, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки.

Оптимальный метод или подход должен определяться конкретной проблемой, интересующей исследователя. Экспериментальные методики позволяют делать более точные выводы о причинно — следственных связях, не исключено, что они будут неприемлемы при изучении некоторых видов агрессивного поведения (например, плохого обращения с детьми, криминальной агрессии).

Лабораторные методы дают исследователю возможность наилучшего контроля над ситуацией и посторонними влияниями на интересующее его поведение, не всегда возможно или этично проводить исследование в рамках лабораторной ситуации.

Ни одно исследование и ни один вид исследований не может дать ответа на все вопросы о причинах агрессивного поведения людей.